Главная страница
Навигация по странице:

  • Б). Уровни научного знания.

  • В). Основные методы и формы научного познания

  • СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

  • Учебное пособие приднестровский государственный университет им. Т. Г шевченко В. В. Граневский, В. Г. Тащук философия


    Скачать 2.26 Mb.
    НазваниеУчебное пособие приднестровский государственный университет им. Т. Г шевченко В. В. Граневский, В. Г. Тащук философия
    АнкорGranevsky_V_V_Taschuk_V_G-Filosofia.doc
    Дата12.12.2017
    Размер2.26 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаGranevsky_V_V_Taschuk_V_G-Filosofia.doc
    ТипУчебное пособие
    #10897
    страница10 из 16
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   16

    А), Методология и метод.

    Современная наука представляет собой весьма разветвленную систему знаний, каждая из отраслей шторой использует ту или иную совокупность ме­тодов, способов, приемов постижения истины Метод же - не просто результат познания, итог развития данной науки, а орудие последующего познания, час­то определяющее исследования

    В структуре методологии науки особое и ведущее место занимает фи­лософская методология Она определяет общую направленность дальнейшего развития любой отрасли знания, науки в целом. Методологическое значение философии заключается в том, что теория познания анализирует и разрабаты­вает способы, приемы и методы научного познания, которые имеют общенауч­ные, универсальное значение

    (наблюдение, эксперимент, анализ, синтез к др.) Полученные обобщения выражаются в форме общих рекомендаций, которые могут сознательно, целе­направленно применяться при решении научных проблем.

    Кроме общенаучных методов познания каждая специальная наука в своем арсенале содержит свойственные лишь ей специальные методы познания, ко­торые используются в единстве с общими, существенно дополняя и конкрети­зируя их. Физика, химия, например, имеют свои специальные методы объясне­ния физических и химических явлений. Более общие методы дает кибернетика и общая теория систем. Что касается математики, то она дает такие методы, которые претендуют на общенаучность. Несмотря на общенаучность, матема­тические методы отличаются от философских методов, т.к. математические методы призваны давать преимущественно количественную характеристику стороны изучаемых процессов, что и определяет их вспомогательную роль в познании. Очевидно, что субординация указанных методов в обшем и целом Должна соответствовать субординации основных и неосновных форм движе­ния материи, основных и неосновных структурных уровней действительнос­ти.

    Б). Уровни научного знания.

    В научном познании необходимо выделить два уровня: эмпирический и теоретический. Здесь мы видим как бы аналогию с чувственным и логичес­ким уровнями познавательной деятельности вообще. Однако между уровнями научного познания и двумя уровнями, или аспектами познавательной деятель­ности человека, существует качественное различи

    еНа эмпирическом уровне научного познания чувственный аспект имеет, Несомненно, большее значение, чем тот же аспект на теоретическом уровне. И все же на эмпирическом уровне логическое мышление имеет решающее значе­ние. Чувственный аспект здесь всегда подчинен рациональному мышлению. В частности, здесь широко используются и результаты полученные на теорети­ческом уровне не только в данной, но и в других науках. Поэтому эмпиричес­кий уровень научного знания не только пронизан рациональным мышлением, но и существенно теоретизирован.

    Точно также и теоретический уровень включает в себя и такую форму, которую мы называем чувственным аспектом или чувственной ступенью про­цесса познания.

    Движение научного знания от эмпирического к теоретическому можно считать обшей закономерностью развития научного знания. Если мы рассмот­рим современное состояние науки, то обнаружим три типа наук, существенно различающихся по соотношению а них эмпирического и теоретического.

    Во-первых есть науки в которых доминирует эмпирический уровень ( в некоторых он даже является единственным). Так, в медицине существует мно­жество наук, из которых теоретических менее десятка. Не случайно поэтому решение о допущении в широкое производство и продажу тех или иных ле­карств всегда осуществляется только после длительных и тщательных эмпи­рических исследований.

    Во-вторых, есть науки, в которых доминируют теоретические методы, то есть существуют чисто теоретические науки, не имеющие эмпирического уровня, например, математика.

    В- третьих, есть науки (и их большинство) в которых есть как эмпиричес­кий, так и теоретический уровни.

    В целом наука как единый процесс может развиваться постольку, посколь­ку в ней существуют оба эти уровня и поскольку между ними происходит пос­тоянное взаимодействие. Те эмпирические науки, у которых нет собственног о теоретического уровня, широко используют теоретический уровень других наук. Например, не только возникновение, но и историческое развитие матема­тики происходило благодаря постоянному взаимодействию ее с эмпирически­ми уровнями других наук. При этом следует иметь в виду, что исторически все науки имеют свой эмпирический уровень. А эмпирические нгуки имеют тен­денцию развития в направлении к теоретическому уровню Даже такие науки, как математика и философия вначале имели свой эмпирический базис.

    В). Основные методы и формы научного познания

    Философские методы научного познания классифицируются с учетом двух тесно связанных между собой уровней познания - эмпирического и тео­ретического.

    На эмпирическом уровне познания используются такие методы, как на­блюдение, эксперимент, сравнение и измерение

    .Наблюдение - это длительное, целенаправленное, систематическое вос­приятие Оежтвительности, которое всггба предполагает постановку за­дачи. а также определенный опыт и знания познающего субъекта В ходе наблюдения могут использоваться различные приборы ( микроскоп, телескоп и np .), а полученные данные обрабатываются, обобщаются и на этой основе выдвигается какое-то предположение

    Другим простейшим методом познания является сравнение, которое предполагает выявление сходства и разтчня в изучаемых предметах. Следует иметь ввиду, что э f от метод дает суи/ественные знания, если мы его применя­ем при изучении однородных предметов, а также если мы сравниваем предме­ты по существенным признакам.

    Метод измерения является дальнейшим логическим развитием мето­да сравнения и означает процедуру определения численного значения ве­личины посредством единицы измерения. Этот метод, например, позволил Д.И.Менделееву выявить закон, согласно которому свойства элементов нахо­дятся в определенной, периодической зависимости от их атомного веса.

    Наиболее сложным и эффективным методом эмпирического познания является эксперимент. Эксперимент заключается в сознание искусственных условий, которые необходимы для получения новой информации об ту чаемом предмете или явлении. Научный эксперимент предполагает использование вы­шеизложенных методов и часто связан с использованием оборудования (часто дорогостоящего). 3 ходе эксперимента субъект познания активно воздействует на объект познания.

    Эксперимент, как метод, связан с появлением естествознания. Древние мыслители часто придумывали разные гипотезы для объяснения тех или иных явлений природы, но они не проверяли свои построения на практике, с помо­щью экспериментов. Дело в том, что народы древности, в том числе и греки, обожествляли природу. Даже сама мысль о возможности видоизменения при­роды, экспериментирования с ней не могла прийти им в голову. Возникновение современного естествознания было подготовлено тремя основными фактора­ми.

    Во-первых, в средневековой Европе , начиная с 14в. ускоренными темпа­ми стали развиваться производительные силы, прежде всего техника. Созда­ние новых механизмов, машин и технических усовершенствований обу слови­ло возможность проведения смелых экспериментов. Вторым фактором было влияние античных и восточных философских учений о взаимопревращение веществ природы. В частности возникла алхимия, стремившаяся обнаружить таинственный «философский камень» ( особый магический набор рецептов), с помощью которого можно было бы превратить любую вещь в золото Третьим фактором оказалось христианское мировоззрение На первый взгляд это может показаться странным, так как религия и наука несовместимы. Христианская церковь не раз выступала против крупнейших научных открытий Но не сле­дует забывать, что христианство резко противопоставляло духовное начало - бога —творца - неоду шевленной, сотворенной им природе. Этим как бы сни­мался запрет экспериментировать с природой, которая сама есть не божество, а только результат божественного творения

    Значение эксперимента для развития науки трудно переоценить, посколь­ку он выступает обычно решающим критерием истинности теоретических построений. Следует учитывать, что виды экспериментов бывают различны­ми, их характер зависит от природы изучаемого явления, а также от степени развития науки и техники.

    В ходе познания используются не только различные приборы, но и моде­ли. Моделирование или гносеологическое замещение является одним из са­мых распространенных приемов в научном исследовании. Процедура замеще­ния состоит в следующем. Допустим, что необходимо изучить какой-то объект, который почему-то недоступен непосредственному исследованию. Он может быть слишком сложен, слишком велик, находиться далеко от исследователя, может относиться к прошлому и т.д. Не исключено также, что интересующий нас объект еще не существует и его только предстоит создать. В подобных ситуациях прибегают к помощи другого объекта - объекта заместителя. Пос­ледний , иногда, находят в готовом виде ( обезьяна используется как замес­титель человека), иногда специально создают ( макет будущей ГЭС). Если, изучив строение, закономерности функционирования и развития объекта - за­местителя, полученные таким образом знания можно перенести с известными поправками на исходный объект и использовать для его познания, то объект - заместитель называется моделью, а исходный объект - прототипом.

    Естественно, что моделирование дает наибольший эффект в сочетании с другими методами познания, с которыми тесно взаимосвязано.

    Модели могут быть не только физическими, но и знаковыми. Знаковые модели особенно успешно применяются в математике. В математике в качест­ве объекта - заместителя берутся уже не материальные предметы, а, например, системы математических уравнений. Представляя в эти уравнения различные числовые данные, полученные из наблюдения и эксперимента, и решая их. ученые могут правильно оценить количественные характеристики различных процессов и предвидеть трудности, которые могут возникнуть на практике.

    В современной науке широкое применение находят и так называемые идеальные модели. К их числу принадлежит, например, так называемый умс­твенный эксперимент. Прежде чем приступить кочень сложному эксперимен­ту, ученый создает в воображении весь набор необходимых инструментов и осуществляет или проигрываете Ними различные действия, прибегая иногда в качестве вспомогательного средства к чертежам и схемам

    Метод моделирования основывается на аналогию.

    Термин «аналогия» означает сходство двух предметов (или двух групп предметов) в каких либо свойствах или отношениях. Например, Земля (мо­дель) и Марс (прототип) сходны в том отношении, что они вращаются вокруг Солнца и вокруг своей оси и потому имеют смену времени года, смену дня и ночи. По аналогии заключаем, что возможно, на Марсе есть жизнь Пос­редством аналогии осуществляется перенос информации с одного предмета ( модели) на другой (прототип).

    Схема аналогии свойств такова:

    Предмет А обладает свойствами а, Ь, с, d, е Предмет В обладает свойствами а, Ь. с, d

    Вероятно, предмет В обладает свойством с

    Аналогия - такая форма умозаключения, к которой от сходства Окух fipeOxiemoe н <хишх каких-либо признаках мы заключаем о схобстке этих прео- мепюа 6' других признаках.

    По характеру выводного значения ( по степени достоверности заключе­ния) умозаключения по аналогии можно разделить натри вида:

    1. строгая аналогия, которая дает достоверное заключение;

    2. нестрогая аналогия, дающая вероятное заключение;

    3. ложная аналогия, дающая должное заключение

    Характерными признаками строгой аналогии является наличие необхо­димой связи между сходными признаками и переносным признаком. Схема строгой аналогии такова:

    Предмет А обладает свойствами а, Ь, с, cl, е

    Предмет В обладает свойствами а, Ь, с, d

    Из совокупности признаков а, Ь, с. с! необходимо следует е

    Предмет В обязательно обладает признаком е.

    Строгая аналогия применяется в ночных исследованиях, в математичес­ких доказательствах. На строгой аналогии основан метод моделирования.

    В отличие от строгой аналогии, нестрогая аналогия дает не достоверное, а лишь вероятностное заключение, Примерами нестрогой аналогии являются, в частности, следующие : испытание модели корабля в бассейне и заключе­ние, что настоящий корабль будет обладать теми же параметрами, испытание прочности моста на модели, затем построение настоящего моста. Если стро­го выполнены все правила построения и испытания модели, то этот способ умозаключения может приближаться к строгой аналогии и давать достоверное заключение.

    Для повышения степени вероятности заключения по нестрогой аналогии следует выполнить ряд условий:

      1. Число общих признаков должно быть возможно большим,

      2. Необходимо учитывать степень существенности сходных признаков, т.е сходные признаки должны быть существенными;

      3. Общие признаки должны быть по возможности более разнородными,

      4. Переносимый признак должен быть такого же типа, что и сходные при­знаки.

    При нарушении этих условий, аналогия может дать ложное заключение, т.е. стать ложной. Вероятность заключения по ложной аналогии равна нулю. Ложные аналогии иногда делаются умышленно, с целью запутывания собесед­ника, или делаются неумышленно, в результате незнания правил построения аналогии, или от сутствия фактических знаний относительно предметов А и В и их свойств, на основании которых осуществляется аналогия В философии пишется о ложной аналогии Л.Бюхнера, К. Фогта и Я.Молешотта, которые, проведя аналогию между печенью и мозгом, заключили, что мозг выделяет мысль так же, как печень выделяет желчь.

    Если наблюдение, сравнение, измерение и эксперимент используются Преимущественно на эмпирическом уровне познания, то общелогические ме­тоды, такие как абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция и др свойственны как эмпирическому, так и теоретическому уровням познания

    В процессе мышления человек отбрасывает случайное, несущественное к идет к познанию необходимого существенного Это является главным и в любой области нашего знания.

    Процесс отвлечения от некоторых свойств, сторон предмета называется абстраги рован и ем

    Абстрагирование - это такой логический прием, с помощью которого мы мысленно выделяем существенные свойства изучаемого предмета и отвлека­емся от несущественных и второстепенных свойств.

    В познание огромное значение имеет умение абстрагировать общее, на­иболее существенные свойства предмета или явления. Это особенно важно для образования понятия, когда необходимо выделить существенные свойства предмета или целого класса предметов.

    В процессе абстракции мы выделяем, таким образом, наиболее сущест­венные в изучаемом предмете. Этим самым наше знание о предаете становит­ся более глубоким.

    Но познать предмет вне связи с окружающей средой даже при условии раскрытия его некоторых сторон, свойств нельзя. Каждый предмет есть часть природы, часть како-го то рода, вида, группы. В результате мы выявляем об­щие свойства, присущие каждому предмету данной группы. Такой прием на­зывается - обобщением.

    Обобщение - это логический прием, с помощью которого мы мысленно выделяем общие, повторяющиеся свойства групп оОиороОных предметов.

    В процессе обобщения человек как бы отходит от конкретных предметов, отклоняется от массы деталей, присущих единичным вещам. Но эго необходи­мо для того, чтобы, познав общее, глубже проникнуть в сущность единичных предметов материального мира

    Уже давно человек заметил, что любой предмет состоит из отдельных час­тей, каждая из которых может отличаться своими особенностями Это простое свойство вещей, которое люди наблюдали миллиарды раз, крепко запечатле­лось в сознании человека. Встретив в процессе трудовой деятельности, зна­комый уже предмет, который когда-то раньше уже в действительности расчле­нялся, человек на основе обобщенного в мысли опыта, может уже мысленно расчленять его на части.

    С течением времени эта способность нашего мозга - мысленно расчле­нять предмет на составные части - все более и более совершенствовались Это требовала сама жизнь. Мысленно расчленив предмет на части, человек знал уже, как фактически расчленить этот предмет. Это естественно ускоряло процесс познания и обработки предметов. Так выработался логический прием, который называется анализом.

    Анализ - это такой логический прием, с помощью которого мы мысленно расчленяем предметы, явлений на их составные части Оля их изучения.

    Анализ это важный логический прием Пока тот или иной предмет не подвергнут анализу, он как правило, не познан. Еще М.В.Ломоносов говорил.

    что ясное представление о предмете приобретается путем перечисления при­знаков, т.е. познания частей целого, части же лучше всего познавать, рассмат­ривая их в отдельности

    Изучая конкретный предмет или явление, необходимо иметь в виду, что правильно осуществляемый анализ не может сводиться к одному лишь расчле­нению предмета или явления на составные элементы, от которых затем сразу совершается переход к познанию предмета или явления в целом. Очень часто приходится простейшие составные элементы объединять в сходные группы, подклассы, а затем только в результате соединения полученных групп, под­классов наша мысль добирается до познания предмета или явления.

    Абстрактный подход к анализу, когда отдельные элементы предмета или явления рассматриваются в отрыве от других элементов, в отрыве от условий, в которых находится предмет или явление, никогда не приведет к истине

    Знание частей предмета еще не есть знание о предмете Предает не яв­ляется простой суммой частей. Так, знание фотографического аппарата недо­статочно, если мы знаем только составные части его ( камеру, объектив, линзу, затвор, кассеты и др.), но не знаем характера взаимосвязи составных частей. Познание взаимодействия всех частей аппарата - первое условие получения фотоснимка.

    Задача мысленного объединения частей мысленно расчлененного предмета или явления в целое, рассмотрение предмета в единстве называется синтезом.

    Синтез - эпю такой логический прием, с номогцью которого мы мысленно сое&иннем в одио целое расчлененные « анализе отдельные части предмета, явления для установления т взаимодействия и связей и познание предмета, явления как единого целого.

    В процессе анализа предмет мысленно расчленяется на составные эле­менты, а в процессе синтеза элементы предмета мысленно объединяются в одно целое. Но синтез не является простой суммой частей. Расчлененный на части мотор можно вновь восстановить, но если при этом нарушить связи и от­ношения частей, то вместо мотора получится просто груда металла.В процессе синтезирования мы познаем нечто новое: взаимодействие частей.

    Анализ и синтез тесно связаны с такими методами, как индукция и де­дукция. Если метод индукции характеризует движение мысли от единичного к общему, то дедукция означает движение мысли от общего к единичному, час­тному. Простейшим случаем дедукции является дедуктивное умозаключение. Объективной основой единства индукции и дедукции является неразрывное единство общего и единичного. Зная общие признаки группы, класса или системы предметов, исследователь переносит их на любой предмет данной группы, данного класса или системы, но этому предшествует длительный ин­дуктивный путь познания предметов такого рода, детальное их изучение и, как следствие, логическое обобщение. Например, Д.И.Менделеев к установ­лению периодического закона шел вначале индуктивным путем, изучив если не все. то большинство известных в то время химических элементов Когда же закономерная зависимость их свойств от атомного веса была установлена, он Чисто дедуктивным методом смог предсказать свойства ряда неизвестных еще в то время элементов. Последующее открытие тгих элементов полностью под. твердило правильность сформулированной им закономерности. Полученная индуктивным путем истина всегда неполна, и уже поэтому индукция должна до по л нят ься де ду к ц ие й.

    Существуют методы, которые используются преимущественно на уровни теоретического познания - исторический и логический, идеализация, матема­тизация, логическая формализация и др. Эти методы позволяют исследовате­лю глубже проникать в сущность исследуемых явлений.

    Исторический метод предполагает описание фактической истории разви­тия объектов во всем ее многообразии ( общества, живой и неживой природы и др). Логический метод есть не что иное, как очищенная, освобожденная от случайностей и несущественных деталей мысленная реконструкция истории объекта, раскрывающая объективную логику ее развития Эти методы не толь­ко связаны, а дополняют друг друга. Они не заменяют друг друга, и в зависи­мости от целей исследования и характера объекта более значимым и сущест­венным может оказаться тот или иной метод.

    С процессом абстрагирования тесно связан и такой метод теоретического исследования, как идеализация. Он все шире используется по мере дальней­шего развития науки. Идеализация связана с воображением. В результате иде­ализации создается такой мыслительный конструкт, такой идеализированный объект ( математическая точка, не имеющая измерений и т.др.) , который по содержанию значительно отличается от реального, не имеет точного аналог а в действительности Отлично сознавая то, что понятия «абсолютный вакуум», «абсолютно твердое тело» и т.д. - результат идеализации, упрощения, все же используются в научном познании.

    Большое значение в науке имеет такой метод, как метод логической формализации, под которым понимается способ упорядочения какого- либо фрагмента знаний с помощью средств математической логики. Этот метод предполагает замещение изучаемого явления знаковой моделью и опериро­вание информацией в рамках данной модели по определенному алгоритм), вытекающему из соответствующего исчисления. Все рассуждения об изучае­мом явлении переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами! Логическая формализация заключается в полном отвлечении от содержания высказываний. Она используется не только для упорядочения научной инфор­мации, но н получения некоторых новых знаний (насколько, разумеется, это возможно в рамках формальной логики).

    Следует подчеркнуть, что методы базируются на принципах диалекти­ки как универсальной, методологической основе всякого познания. При этом главное требование диалектической логики заключается в необходимости сис­темного, комплексного, конкретно-исторического подхода к анализу явлений действительности, предполагающего использование всех необходимых мето­дов познания.

    К формам научного познания относятся - гипотеза и теория.

    Теория - это итоговый результат познания, система научных знаний поручивших подтвержоепне своей истинности и оанпцих ifeiocmnoe пред- оглавление о закономерностях v существенных связях определенного класса jttcieuuu Научная теория формируется, постепенно приобретая вначале форму идеи, своеобразного замысла. Идеи - это синтез имеющегося знания, остов будущей теории, особая форма мысли, которая представляет собой выход за пределы имеющегося научного знания

    На пути к созданию научной теории, субъект познания использует такую форму научного познания, как гипотеза

    Гипотеза - это научно обоснованное предположение о причинах или зако­номерных связях, каких- либо явлений природы, общества и мышления Научно обоснованные предположения (гипотезы) надо отличать от плодов беспочвен­ной фантазии в науке. И П Павлов в письме, обращенном к научной молодежи, предостерегал от выдвижения пустых гипотез Он писал: «Никогда не пытай­тесь прикрыть недостатки своих знаний хотя бы и самыми смелыми догадками и гипотезами. Как бы не тешил ваш взор своими переливами этот мыльный пузырь - он неизбежно лопнет и ничего, кроме конфуза, у вас не останется» ( Павлов И.П. Письмо к молодежи. Избр. Произведения. М., 1951,с.50).

    Гипотеза обычно выдвигается в том случае, если в науке возникает про­блемная ситуация и тогда формулируется научная проблема Научная пробле­ма выражает противоречие, связанное с невозможностью в рамках старых знаний, в пределах существующей теории, объяснить новые научные факты. В такой ситуации не исключено и выдвижение ложных гипотез. Например, до Коперника была гипотеза о неподвижности Земли. По-этому при выдвиже­нии гипотезы следует помнить, что любая проблема опирается на достигнутый уровень знаний как на свою основу и одновременно с этим как бы прокладыва­ет путь к более полному и современному знанию, направляя усилия человека на поиски.

    В зависимости от степени общности научные гипотезы можно разделить на общие, частные и единичные. Общая гипотеза - это научно обоснованное предположение о законах и закономерностях природных и общественных явлений, а также закономерностях психической деятельности человека. Они выдвигаются для объяснения всего класса описываемых явлений. Примеры общих гипотез: гипотеза Демокрита об атомическом строении вещества, гипо­теза Канта - Лапласа о происхождении небесных тел, гипотеза Опарина А.И о возникновении жизни на Земле Общая гипотеза после ее доказательства ста­новится научной теорией.

    Частная гипотеза - это научно обоснованное предположение о проис­хождении и закономерностях части объектов, выделенных из всего класса рассматриваемых объектов природы, общественной жизни и мышления. При­меры частных гипотез: гипотезы о происхождении вирусов, о причинах воз­никновения каких-то болезней и др

    Единичная гипотеза - это научное обоснованное предположение о проис­хождении и закономерностях единичных фактов, конкретных событий И явле­ний. Например, врач строит единичные гипотезы о ходе лечения конкретного больного, подбирая индивидуальные дозы нужного для него лекарства.

    В ходе доказательства общей, частной или единичной гипотезы иссле­дователь строит рабочие гипотезы, т.е. предположения, которые выдвигаются чаще всего а начале исследования и не ставит еще задачу выяснения причин или закономерностей исследуемого явления Среди рабочих гипотез могут быть и ложными. К ним следует относится осторожно ( не презирать их). Из безрассуднейшего заблуждения, если гений коснется его, если случай будег руководить им, может произрасти величайшая истина. Множество случаи на­считываются во всех областях знаний, когда великие открытия возникли ич ложных гипотез. Никогда Колумб не отважился бы выйти в океан, не будь на свете карты Тосканелли, до абсурда неверно определившей контур земного шара и обманчиво твердившей ему, что он в кратчайший срок достигнет вос­точного побережья Индии,

    Путь построения и подтверждения гипотез проходит через несколько эта­пов:

    1. й этап -выделение группы фактов, которые не укладываются в прежние теории или гипотезы и должны быть объяснены новой гипотезой.

    2. й этап - формулировка гипотезы ( или гипотез), т.е. предположений, которые объясняют данные факты.

    3. й этап - выведение из данной гипотезы всех вытекающих из нее следс­твий

    4. й этап - сопоставление выведенных из гипотезы следствий с имеющи­мися наблюдениями, результатами экспериментов, с научными законами.

    5. й этап - превращение гипотезы в достоверное знание или в научную теорию, если подтверждаются все выведенные из гипотезы следствия и не воз­никает противоречий с ранее известными законами науки

    В научном познании возможен и косвенный способ превращения гипоте­зы. Косвенный способ превращения гипотезы в достоверное знание состоит в опровержении всех ложных гипотез, после чего заключают об истинности одного оставшегося предположения. При этом способе необходимо, во-пер­вых, перечислить псе возможные гипотезы и, во-вторых, надо опровергнуть все ложные гипотезы.

    Опровержение гипотез осуществляется путем опровержения следствий, вытекающих из данной гипотезы. Это может осуществляться тогда, когда, во- первых, не обнаруживаются все или многие из необходимых следствий или, во-вторых, обнаруживаются факты, противоречащие выведенным следстви­ям.

    В заключении необходимо отметить, что гипотеза и теория служат целям не только объяснения, но и предвидения. На основе созданных теорий субъект познания осуществляет научное предвидение, что имеет огромное практичес­кое значение

    .СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

    Глава 7.

    ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА

    1. Определение понятия «общество»

    Начнем наши рассуждения с выяснения вопроса о том. что такое об­щество? Материя в своем развитии достигает высшей формы - социальной, которая характеризуется появлением качественной новой, по сравнению с животным миром системы - общества и человека. Общество - это открытая саморазвивающаяся саморегулирующаяся система Человек живет не просто в мире материальном, не просто а мире природы, человек живет в мире социаль­ном. Социальный мир является непосредственным миром бытия человека.

    Общество рассматривают в двух аспектах Во-первых, общество - система связей и отношений, в которой и посредством которой люди взаимодействуют между собой и природой и осуществляют свою жизнедеятельность. Катего­рия «общество» служит для обозначения совокупности индивидов, живущих вместе, тех связей и отношений, в которых они находятся по отношению друг к другу. Можно сказать также, что общество - это система связей и отношений, в которой человек проявляет и реализует свою сущность. Во-вторых, обще­ство представляет собой форму интеграции (объединения) индивидов и по­этому приобретает по отношению к ним относительную самостоятельность. Общество выполняет регулятивную функцию, то есть регулирует отношения людей

    Нельзя забывать о том, что само возникновение общества было вызвано необходимостью обеспечить удовлетворение потребностей индивидов, их су­ществование, функционирование и развитие. Итак, общество — это та система связей и отношений, в которой люди осуществляют свою жизнедеятельность, это человек в его общественных отношениях.

    Общество является объектом изучения многих наук-истории, экономики, демографии, социологии. В чем же особенность философского подхода к объ­яснению общественной жизни? Особенность философского подхода к объяс­нению общества состоит в том, что это осмысление качественного своеобразия социальных явлений в их отличии от природы, изучение общественной жизни под углом зрения мировоззренческих проблем, анализ проблем смысла и цели существования общества его происхождения (генезиса), судеб и перспектив, направленности движущих сил, законов развития.Разные ученые по-разному понимали и толковали общество и законы его развития. Теологическая система философии истории возникла в средние века в учении Августа (354-430). В книге «О граде божием» он пишет, что челове­ческая история есть борьба двух враждебных царств - светского мира и царс­тва божия. В своем земном существовании царство божие отождествляется им с римской церковью Теологическая философия истории рассматривает глав­ной движущей силой истории внеисторическое божественное проведение В соответствии с религиозным мифологическим сознанием, Бог - это сущность, наделенная всеми совершенствами. Теологическая философия истории разви­вает учение о предопределении, в соответствии с которым поведение человека еще до его рождения детерминировано, обусловлено неведомой божественной силой.

    Идеалистическая философия истории исходит из того, что основа истории - идеи. Так, Гегель рассматривал общую мировую историю как процесс само­сознания мирового духа и вместе с тем как «прогресс в осознании свободы», духовная культура человечества выступает как постепенное выявление твор­ческой силы «мирового разума».

    Диалектико-маггериалистическая концепция философии истории счита­ет движущей силой истории экономические отношения. Это так называемым формацнонный подход к истории, в соответствии с которым выделяют перво­бытнообщинную формацию, рабовладельческую, феодальную, капиталисти­ческую и коммунистическую. В основе формации лежит способ производства материальных благ, взаимодействие производительных сил и производствен­ных отношений, которые а конечном счете обеспечивают су ществование и раз­витие всех сторон жизни общества и человека.

    2. Материалистическое понимание истории

    Реальная жизнь выдвинула перед философией задачу исследования тен­денций развития общества. В прошлом веке английский экономист А.Смит показал, что именно труд является источником богатства общества; диалек- тико-идеалистическую концепцию истории как закономерного поступательно­го развития предложил немецкий философ Гегель. Далее Маркс доказал, что недостаточно рассматривать только идейные мотивы деятельности людей, т.е необходимо исследовать отношения, возникающие в системе материальною производства, рассматривать действия широких народных масс, а не только отдельных личностей, даже если они выдающиеся. Философия в отличие от других общественных наук изучает общество как единую, целостную систему в единстве и взаимодействии всех сторон и элементов.

    Материалистическое понимание истории означает, что общественное бы­тие - это материальная жизнь общества, прежде всего - способ производства материальных благ и те отношения, в которые вступают люди в процессе про­изводства. Общественное сознание представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, чувств, настроений и традиций, характерных для данного общества Диалектический материализм в качестве первичною признает об­щественное бытие, поскольку определяющая роль в жизни общества прина­длежит материальному производству

    Система общественных отношений складывается из отношений матери­альных и идеологических. Основу материальных отношений составляют про­изводственные, экономические отношения, которые в конечном счеге явля­ется определяющими. Рождаясь, человек застает общество на определенном этапе его развития со своим государственным устройством, с определенным уровнем развития производства, существующими формами собственности и т.д. Независимо от того, нравится все это или нет человеку, он должен со всем этим считаться, при этом его сознание формируется в значительной степени под воздействием имеющихся объективных факторов. Идеологические отно­шения (политические, нравственные, эстетические, религиозные) складыва­ются на основе материальных отношений и представляют собой реализацию определенных идей, взглядов, существующих в обществе классов, наций, других групп людей. Но каждое новое поколение реализует свои собственные потребности и интересы, осуществляет намеченные цели. Разнообразная де­ятельность людей, их живой труд и есть то. что составляет сущность субъек­тивного (человеческого) фактора. Эта деятельность направлена на сохранение либо изменение су шествующего обшсст ва. Проявляется субъективный фактор в революционно-преобразующей деятельности. Он может служить мощным фактором как созидания, так и разрушения; как ускорения, так и тормоза об­щественного развития Например, народ, ставший на защиту Отечества, спо­собствует дальнейшему прогрессу общества, защищает страну от разрушения; разъяренная толпа людей, громящая все на своем пути, разрушает то, что уже создано предыдущими поколениями

    Таким образом, история развития общества - это переплетение и взаимо­действие двух факторов - субъективного и объективного. Развитие современ­ной истории человечества усиливает практическое значение субъективного фактора, что является исторической закономерностью

    Понимание диалектического соотношения объективных условий и субъек­тивного фактора в истории направлено как против волюнтаризма («что хочу, то и ворочу»), так и против фатализма (рок. судьба, неизбежность) Абсолютиза­ция роли сознания, воли людей, игнорирование объективных законов ведут к волюнтаризму и авантюризму в политике Например, желание отдельных по­литических личностей установить «конституционный порядок» в собственной стране силой оружия (Бендеры-1992 г., Чечня-1995 г.) закончилось трагически для народов Преувеличение роли объективных законов и условий, забвение че­ловеческого фактора порождают фатализм, преклонение перед стихийностью.

    3. Специфика законов, действующих в общест ве

    Материалистическое понимание истории предполагает признание зако­номерного характера развития общества. Социальное развитие понимается как закономерный естественно-исторический процесс, происходящий на о с. нове объективных закономерностей, общих и частных законов. Существуйте общие законы, которые действуют на протяжении всей истории. Эти закону выражают преемственность в истории, то наиболее общее, что присуще все*,, этапам развития общества. Например, закон об определяющей роли спосо<За производства по отношению к другим сферам жизни. Вместе с тем, в обществе существуют специфические законы, которые выражают качественное своеоС. разие определенной эпохи Например, закон рыночной конкуренции действует только в условиях капиталистического общества, где для него созданы соот- ветствующие условия

    Необходимо учитывать, что законы природы и законы, действующие а обществе, имеют общие черты и качественное своеобразие. И те. и другие законы объективны, выражают необходимые, существенные, устойчивые, пов­торяющиеся связи и отношения между процессами Однако законы природы происходят стихийно, независимо от сознания людей (ночь сменяет день. Сол­нце всходит и заходит и т.д.). Законы общества создаются, т.е осуществляются благодаря активной, целенаправленной деятельности людей - классов, наций, социальных групп, партий. Всю историю общества можно представить как ре­зультат деятельности людей, обладающих сознанием.

    Законы общества более краткосрочны по сравнению с законами природы Они возникают в процессе развития общества и не вечны, более того, неко­торые возникают лишь на вполне определенном этапе развития общества, существуя в рамках отдельных формаций (закон формирования прибавочной стоимости, свободной конкуренции и т.д.).

    Общество представляет собой сложный социальный организм, поэтому даже общие закономерности в конкретных условиях проявляются по-своему, посредством случайности. Закономерности не носят фатальный, неизбежный характер, они чаще всего проявляются как тенденции, которые в данных кон­кретно-исторических условиях могут произойти, а могут и не произойти (в зависимости от взаимодействия объективных предпосылок и субъективного фактора). Все вышеназванное осложняет прогнозирование в развитии обще­ства, поскольку реальная жизнь намного сложней и разнообразней, чем любые представления о ней

    4. Общественно-экономическая формация и цивилизация

    Общепринятое понятие «общество» является неточным и расплывчатым, поэтому в философию введена категория «общественно-экономическая фор­мация» (ОЭФ), которая выражает определенную ступень в развитии общества с учетом ее своеобразия. В основе ОЭФ лежит вполне определенный спосои производства материальных благ, состояние науки, искусства, все многообра­зие духовной сферы, семейно-бытовые отношения С одной стороны, ОЭФ дает объективный критерий для разграничения различных ступеней обще­ственного развития, для выделения того общего, повторяющегося в истории.

    через что проходят разные народы, находящиеся на одной ступени обществен­ного развития Например, при всех имеющихся различиях между США и Ис­панией их относят к одной ОЭФ - капиталистической патом основании, что производство основано в значительной степени на частной собственности на средства производства, носиг товарный характер, механизировано и автомати­зировано. используется труд наемных рабочих, строится правовое государство н гражданское общество.

    С другой стороны, ОЭФ позволяет дать периодизацию истории челове­чества, показывает, как происходит смена одной ОЭФ другой, а значит, дает возможность предвидеть возможные изменения, которые ожидают общество в будущем при переходе к следующей ступени развития, что особенно важно для стран, несколько отставших в своем развитии от наиболее передовых

    Понятие ОЭФ отражает системный характер общественного устройства. Каждая ОЭФ - это не набор случайных явлений, а целостная социальная сис­тема взаимообусловленных общественных процессов. Объединяющим элемен­том выступает способ производства материальных благ: Именно он определяет не только «лицо» общество, но и смену одной ОЭФ другой. Развитие произво­дительных сил общества вызывает к жизни новый тип производственных от­ношений. К.Маркс назвал этот процесс законом соответствия производствен­ных отношений характеру и уровню развития производительных сил.

    Основными элементами ОЭФ выступают базис и надстройка. Кроме того, в структуру формации входят отношения между общностями людей - народ­ностями, нациями, социальными группами, а также определенные формы быта, семьи, образа жизни (о чем и пойдет речь в следующей теме).

    Для выявления периодов в историческом развитии человечества в послед­нее время все чаще стали употреблять понятие «цивилизация». Цивилизация (с лат. - гражданский) употребляется в трех смыслах Этим словом обозначают уровень общественного развития, материальной и духовной культуры; совре­менную мировую культуру; слово означает также третью ступень обществен­ного развития, которая следует за варварством (первая ступень - дикость). В культурно-исторической периодизации, принятой в науке в 18-19 веках, в исто­рии выделяли дикость, варварство и цивилизацию. Сегодня некоторые ученые употребляют слово «цивилизация» вместо слова «формация».Цивилизация сегодня воспринимается как совокупность технико-механи­ческих элементов, которые создают комфорт и удобства. Вместе с тем у че­ловека уходит столько сил па создание и пользование техникой, что у него не остается ни времени, ни сил для культуры и развития его самого как личности. В этом полном грусти и иронии, шутливом высказывании отражена противоре­чивость общественного прогресса С одной стороны, прогресс в истории оче­виден. Можно привести много фактов, которые свидетельствуют о поступа­тельном, прогрессивном развитии истории. Человек выше как биологический вид на лестнице эволюции, чем его предшественники - питекантропы, неан­дертальцы От каменных орудий человек перешел к железным, от ручного тру­да к машинам, к атомной энергетике, к автомобилям, самолетам, космическим кораблям. Человечество освоило, приспособило к потребностям цивилизации почти всю землю. В ходе истории смягчались формы эксплуатации человека человеком.

    Развитие цивилизации действительно принесло смягчение нравов, утверж­дение идеалов гуманизма. Но в то же время в 20 веке произошли две самые кровопролитные войны в истории человечества, унесшие жизни 80 миллионов человек. Вспышки терроризма, наркомания, алкоголизм, преступность стали повседневной нормой.

    Прогресс техники приводит к нарушению гармонии во взаимодействии общества и природы, и подрывает основы существования человека. Достаточ­но вспомнить, что создано ядерное оружие, возможность тотального контроля над личной жизнью, возникли «болезни цивилизации».

    Поэтому люди в смущении задают себе вопрос, существует ли прогресс в истории? С точки зрения отдельного человека возможен только один крите­рий прогресса - постоянный и устойчивый рост благосостояния, здоровая эко­номическая основа, которая бы способствовала процветанию. Политическая система должна быть демократической, обеспечивать полное народовластие; развитая правовая система должна обеспечивать верховенство закона, права человека. Иными словами, свобода, законность и благосостояние - вот основа для понимания прогресса в обществе.

    5. Базис и надстройка

    Каждая общественно-экономическая формация характеризуется своим типом производственных отношений, составляющих базис общества. Над базисом возвышается надстройка в виде политических, правовых, художест­венных, нравственных, религиозных идей и соответствующих им институтов и организаций. В надстройку также входят разнообразные идеологические отношения. В целом надстройка отражает собственный базис. Например, если в обществе утверждается идея о разнообразных формах собственности или о равенстве всех наций и народностей, то это означает, что соответс­твующие государственные структуры, партии, общественные организации, воспринимая или отвергая данные идеи, воздействуют на людей, формируя, прежде всего определенное отношение к ним, и склоняют к соответству ю­щим действиям.

    Из особого значения производственных отношений следует, что базис определяет надстройку Каков базис, такова и надстройка Так, нормы пра­ва (как было показано) закрепляют существующие в обществе формы собс­твенности в виде законов.

    Надстройка не просто отражает собственный базис, она обладает отно­сительной самостоятельностью и стремится воздействовать на базис. Разные элементы надстройки не одинаково связаны с базисом. Так, более близкими являются политические и правовые идеи и учреждения (поскольку властные структуры напрямую могут воздействовать на производственные отноше­ния, а правовые нормы узаконивают данные действия государства). Другие элементы (философия, искусство, религия) сами испытывают на себе давле­ние политическом идеологии и отдалены от производственных отношений. Надстройка может ускорять развитие базиса, может ему соответствовать или отставать. Когда политические и иные идеи опережают развитие собс­твенного базиса, возникает возможность для более быстрых преобразований g базисе, т.е. темпы развития общества ускоряются. Если же политическое руководство настроено консервативно, боится нововведений, то оно тормо­зит ра?витие базиса и общества в целом.

    В надстройку включаются не все явления духовной жизни, а, прежде всего официальная идеология, выраженная законодательно-правовыми ак­тами и учреждениями. Ее основная функция - охрана существующего по­литического строя. Наука (естествознание) не может рассматриваться как порождение базиса, так как ее нельзя включать в систему идеологической надстройки, хотя сама наука оказывается под влиянием экономических и идеологических отношений в том смысле, что выделять на ее развитие средства или не выделять, зависит от состояния экономики страны и поли­тики, проводимой ее руководством.

    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   16


    написать администратору сайта