Учебное пособие приднестровский государственный университет им. Т. Г шевченко В. В. Граневский, В. Г. Тащук философия
Скачать 2.26 Mb.
|
Политическое сознание. Политика в переводе с греческого означает «искусство управления государством». В любом обществе на определенном этапе его развития неизбежно возникают политические отношения, политические организации, политическое сознание Пол итическоесознаниевозникло в античности как ответ на реальную потребность в осмыслении таких новых явлений, как государство и государственная власть. Политика отвечает за создание наиболее выгодных условий осуществления власти. Власть - не самоцель. В политике находят свое выражение коренные экономические интересы господствующего класса или прослойки людей. Экономические интересы, в конечном счете, выступают причиной политических действий. Таким образом, политическое сознание является отражением производственно-экономических и общественных отношений классов в их совокупном отношении к государственной власти (либо с целью ее поддержки, либо ее реформирования, либо борьбы с ней ). Следовательно, политическое сознание общества не может быть однородным, каждый по-своему отражает отношение к власти. Взаимодействие политики и экономики носит двусторонний характер. В нашем обществе также происходят процессы реальною воздействия политики на экономику с целью выведения ее из кризиса. Политическая сфера общества, та, которую принято именовать элитой или истеблишментом. Именно там разворачивается борьба за власть, и разгораются нешуточные страсти по поводу принципов и механизмов управления обществом. В меньшей степени политика касается рядовых граждан, хотя мы постоянно участвуем в референдумах и избирательных кампаниях Мы внимательно следим за сменой правительства оцениваем то, на сколько государство эффективно решает экономические, социальные и юридические вопросы. Поэтому, быть политически грамотным и разбираться в основных событиях политической жизни современному человеку необходимо. Под властью надо понимать способность или возможность навязывать свою волю другим людям с их согласия. В таком значении власть выступает добровольной формой влияния, устанавливаемой с согласия подчиненных. Власть - в общем смысле способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств - воли, авторитета, права насилия (родительская власть, государственная, экономическая и др.); политическое господство, система государственных органов. Как институт власть обязательно оформляет свое влияние в каких-либо решениях, которые могут принимать вид королевских указов, парламентских законов, принятых судом постановлений, приказов директора или генерала. Власть можно осуществлять при том единственном условии, что вы способны угрожать социальному положению человека. Неподчинение власти грозит не смертью (это крайний и исключительный случай), но обычно увольнением со службы, лишением титулов и званий, понижением в должности, привлечением к суду. Власть более широкое понятие, нежели сила т.к. она может осуществляться без применения силы Хотя чаще всего власть опирается на применение силы в большем или меньшем объеме Властные отношения, по определению, асимметричны - в них вовлечено правящее меньшинство и управляемое большинство. Но так происходило всегда, поэтому указанная асимметрия носит универсальный характер. Известны три основных метода властвования: убеждение, материальная выгода и насилие. Насилие - самый эффективный в краткосрочной перспективе метод Однако он неэффективен на длительную перспективу. Самым эффективным (и самым дешевым) методом остается убеждение. Однако все три метода присутствуют при всех формах правления. Феномен власти и неравенство ее распределения между людьми, социальными группами и государственными институтами с давних времен порождали множество объяснений и сомнений. Для одних впасть - особого рода влияние, для других - способность к достижению определенных целей, для третьих - возможность использоват ь те или иные средства, дня четвертых - особое отношение между управляемым и управляющим и т.д. Находятся такие политики и ученые, для которых власть предстает как открытие новых возможностей, потенций - словом, как средство политического творчества. Подобное творчество проявляется через решение проблем, позволяющее людям находить новые конфигурации для старых ресурсов и функций. Понятию власти свойствен легкий негативный налет, ибо она обычно связывается с представлениями о принуждении, угнетении, насилии или несправедливом господстве. Многие видели в ней источник всего самого низменного и злого. И так было, начиная с античности. В одном из диалогов Платона говорится «Нет человеческой души, которая выдержит искушения властью» Власть склонна к коррупции, а абсолютная власть коррумпируется абсолютно. В начале XX в. Вебер определял власть как возможность индивида осуществить свою волю вопреки сопротивлению других. Вебер напоминал, что в зависимости от ситуации говорят о власти отца над детьми, о власти денежного мешка, о власти юридической, духовной, экономической и т.д. Но в первую очередь под властью подразумевают высшую государственную власть. Блестящая формула власти Макса Вебера как возможности или способности навязывать другим свою волю помимо их желания включает в себя понятие о «способности» и «возможности». То или иное действие можно назвать проявлением власти, если оно побуждает людей делать что-то, чего они не сделали бы по своей воле. Находясь на перекрестке, регулировщик с помощью свистка, жеста и т.д. заставляет шофера сделать то, чего тот сам бы не сделал: остановиться, повернуть направо или налево и т.д. Полицейский дает команду, а не просьбу или предложение. Полицейский наделен «возможностями» приказывать благодаря своему должностному положению. Кроме того, он имеет определенные способности, которые даны ему от природы и усилены в результате профессиональной подготовки. В современной литературе выделяют три аспекта власти. Во-первых, директивный аспект. В соответствии с ним власть понимается как господство, обеспечивающее выполнение приказа, директивы. В этом смысле говорят «о властях предержащих», т.е о высшей для данного общества властной инстанции, отдающей обязательные для исполнения приказания. Во-вторых, функциональный аспект, т.е. понимание власти как способности и умения практически реализовать функцию общественного управления. Политическая власть представляет собой определенное отношение между политическими актерами В-третьих, коммуникативный аспект власти, связанный с тем, что власть так или иначе реализуется через общение и язык, понятный обеим сторонам. При этом директивный аспект считается определяющим. Поскольку политика-это искусство у правления, чтобы быть действительно искусством, она должна опираться на достижения неуки, соответствовать высшим критериям нравственности, так как именно политическая деятельность является наиболее ответственной из всех видов деятельности. Наука, искусство, религия, философия могут стать объектом политического сознания, если вовлекаются в сферу политических взаимодействий, т.е. не только соии- ально-экономичеекая, но и духовная жизнь общества находится в зависимости от политических интересов. Обыденно-практическое политическое сознание возникает стихийно, вырастая из практической деятельности людей, их социального опыта и непосредственного окружения. Возможность влияния политической идеологии на общественное сознание объясняется тем, что она является определенным общественным институтом, т.е. обладает административно-государственной силой. Такая идеология имеет свою организацию, свой тип пропаганды и самые различные формы идеологического воздействия на массы (пресса, радио, телевидение). Правовое сознание. Правовое сознание - это чувство и понимание свободы, справедливости и несправедливости, прав и обязанностей людей в государстве, их интересы, связанные с равенством или неравенством в обществе, а также знание права, правовых учреждений и соответствующих им отношений в обществе. Оно возникает в классовом обществе и носит классовый характер. Правовая идеология - это теория права, которая, выражая коренные интересы класса, обосновывает социальное равенство или неравенство людей в обществе, права и обязанности классов, наций, других социальных групп. Существует неразрывная связь правовой и политической идеологии Например, чувство и понимание свободы, равенства, справедливости - это элементы правового сознания, а борьба за уничтожение эксплуатации, неравенства - это политическая деятельность. Правовая психология класса (чувство несправедливости) выступает духовным стимулом борьбы людей за равенство, хотя эта борьба может носить стихийный характер. И если в результате борьбы добиваются победы, то требования людей могут стать правовым актом Еще Маркс определил право как волю господствующего класса, возведенную в закон. Право включает в себя совокупность норм или законов государства, зафиксированных в Конституции и других актах. В нем закрепляются права и обязанности людей: экономические - право собственности, ее передача по наследству; политические - избирательное право, право на забастовки, митинги, шествия; культурные - право на образование, отдых и т.д. Опираясь на созданные правовые учреждения, вооруженную силу государства, право в обществе выступает принудительным регулятором отношений людей к собственности, государству, семье и т.д. Таким образом, правовое сознание и право влияют на общественную жизнь, способствуя ее сохранению или изменению. Необходимо учитывать, что на обыденно практическом уровне правосознания действующие законы оцениваются с точки зрения их соответствия нравственным требованиям (то, что в обществе есть нравственное, считается и законным). Например, забота о детях и престарелых людях - это норма нравственности, превращенная в закон. Любое законодательное право исторично, оно сначала появляется как теоретический идеал, а впоследствии, став действительностью, функционирует в качестве закона. Нравственное сотнанне Человека иногда определяют как «животное нравственное», подчеркивая тем самым, что нравственность - специфически человеческая черта Мораль (латинское «mores» - нравы) - одна ил древнейших форм общественного сознания, социальный институт, выполняющий функцию регулирования поведения людей во всех без исключения областях человеческой жизни. Человек, будучи существом общественным, всегда живет и действует в каком- то коллективе, следовательно, он должен соизмерять свои действия с действиями других людей Понятие морали как формы общественного сознания предполагает, что те или иные события и поступки рассматриваются и оцениваются под углом зрения особых критериев - добра и зла. Важнейший элемент нравственного действия - это возможность выбора, те когда есть как минимум два варианта действий, человек добровольно выбирает тот из них, который подсказывает ему его совесть, в идеале склоняясь к добру. Мораль требует не просто подчинения внешним требованиям, а добровольного предпочтения добра злу. Это не означает, что принуждение (на основе закона! становится излишним. Общественный порядок, дисциплина во многом еще основываются на мерах экономического, юридического, административного принуждения. В определенной мере принуждение останется и в будущем. Однако одним только принуждением нельзя решить многие проблемы. Можно заставить человека отказаться от дурных поступков и делать то, что от него требуют, но нельзя силой сделать его нравственным, а в жизни важны не только поступки сами по себе, но и то, какими мотивами они продиктованы. Эгоизм или самопожертвование? Счастье или добродетель? Долг или склонность? Эти и многие другие противоречия возникли и существуют на базе материальных противоречий. Традиционная мораль направлена против тех пороков, устранить которые она была не в состоянии, ибо причины этих пороков лежали во внеморальной сфере - сфере практических социальных отношений. Еще в далеком прошлом человек заметил такую странность своей психической организации «положительное вижу, одобряю, поступаю наоборот» Расхождение между идеалами, убеждениями человека и его жизнью, намерениями и поступками имеет глубокие социально-психологические корни. Неравенство людей в обществе способствовало формированию такого типа человека, для которого стремление к счастью, благополучию неминуемо вступало в конфликт с нравственными велениями, и человек далеко не всегда находил в себе силы предпочесть добродетель благополучию. Мораль носит конкретно исторический характер. Как и в других областях человеческой жизни, в морали наблюдается определенный прогресс. При смене одних форм морали другими постепенно возрастает мера человечности в отношениях между людьми, хотя в каждом обществе это осуществляется по- своему. Между моралью и правом много общего. Обе эти формы регулируют отношения между людьми Однако сфера деятельности морали значительно шире, а в таких взаимоотношениях, как дружба, товарищество, любовь. - она единственный регулятор. Кроме права, мораль взаимосвязана с другими формами общественного сознания. В настоящее время много говорится о религиозной морали. При ее характеристике используются три подхода: положительный, отрицательный и нейтральный. В условиях нашей сегодняшней действительности предпочтение, особенно на уровне обыденного сознания, отдается положительной характеристике - это явная попытка показать, что возврат к религиозности (исконно русской) и есть возврат к нравственности Нельзя не признать, что религия (особенно христианство) действительно провозглашает общечеловеческие нормы нравственности, но осуществление их зависит не от религии, а от реальных условий жизни людей в обществе. Что можно сказать о морали современного российского общества? В общественном сознании в наши дни прочно закрепилось представление о кризисе нравственности, кризисе ценностей, моральном нездоровье во всех социальных слоях населения. И это во многом справедливо. Кризис нравственности находит свое проявление, во-первых, в глубоком разочаровании в коммунистических идеалах, которые были долгое время движущей силой развития общества, отказе от недавно чтимых духовных ценностей, в порождаемом этим разочарованием скептицизме, бездуховности, цинизме, стремлении к тотальным потребительским ориентациям. Во-вторых, в широко распространившемся состоянии неопределенности, неуверенности в завтрашнем дне, в чувстве страха и тревоги за будущее своих близких, детей, за будущее всего общества. В-третьих, в глубоко укоренившемся в сознании большинства социальном иждивенчестве, которое, являясь по сути одним из тяжелых социальных последствий нравственно-психологической атмосферы общества периода культа личности и застойного периода, и установок воспитания, провоцирует и поддерживает рабскую психологию, глушит инициативу, подпитывает и поддерживает сознание покорности, подслушивания, фатального нигилистического приятия самого худшего, гасит стремление справиться с ситуацией, преодолеть распад и разложение общества. В-четвертых, в распространении во все более и более широких масштабах атмосферы безответственности и вседозволенности, свободы без ответственности, свободы, сорвавшегося с цепи раба, когда неудовлетворенное стремление к благополучию в условиях дефицита всего, порой самого необходимого, и широкой рекламы «красивой», легкой, и безбедной, беспроблемной жизни на Западе, которой сильно грешат средства массовой информации, и, прежде всего, телевидение, приводят к нарушениям правопорядка, и носят массовый характер. Кризис нравственности разразился на фоне общего тяжелейшего кризиса, поразившего экономику, политику, идеологию, религию и другие сферы социальной жизни, включая науку и культуру в целом. Российское общество находится в кризисном состоянии. Общество делает рывок от социализма, точнее от тоталитаризма, от диктатуры партаппарата, к цивилизации, к правовому государству и гражданскому обществу. Никаких рецептов такого перехода не существует а природе, поэтому общество испытывает неимоверные трудности, вся нравственная жизнь людей потрясена до основания, нуждается в переосмыслении, переоценке, отказе от сложившихся И господствовавших в течение десятилетий догм, стереотипов мышления. И все-таки, несмотря на критическое состояние экономики и кризисные потрясения в обществе, идеи абсолютного отрицания в сфере нравственности, утверждений об утрагге всеми слоями общества нравственных ценностей, о бес прецедентом снижении порога нравственной требовательности не вполне соответствует действительности. Ибо основная, довольно значительная часть общества, в том числе и молодежи, представляет собой людей, которые высоко ценят добропорядочные моральные качества, тянутся к нравственности, стремятся к нравственно чистым благородным отношениям. Формирующаяся система ценностей, которая вытесняет или, по крайней мере, значительно потеснила старую систему ценностей, означает не просто смену идеалов, это, прежде всего формирование новой идеологии и новой психологии мышления Переход к рыночным отношениям формирует ноаую систему ценностей для упорядочивания и организации цивилизованных общественных отношений в меняющемся на глазах обществе. Возникающие новые нормы, еще неустоявшиеся, меняющиеся, в силу объективной необходимости будут завоевывать общество. Так, рыночные отношения требуют инициативности, смелости, готовности рисковать, брать на себя ответственность, а поведение людей несет следы советских времен, прежней системы воспитания, которая была нацелена на формирование так называемого государственного человека, не способного брать на себя ответственность, отравленного социальным иждивенчеством. Люди по-прежнему ждут, что кто-то прикажет, даст указания, инструкции. Получив предприятие в собственность, трудовой коллектив, как и при социализме, ожидает, что кто-то примет решение о том, какую продукцию выпускать, с кем торговать, с какими партнерами заключать договора на поставку комплектующих деталей Преодоление социального иждивенчества - серьезная нравственно-политическая проблема, стоящая перед всем обществом. Во вновь формирующейся системе ценностей подобающее место должно занять и уважительное отношение к частной собственности, к богатству. Характерной тенденцией развития моральной системы современного российского общества является все более осознаваемое общественным сознанием представление о том, что самое важное, самое главное для человека - это Жизнь, которая у человека одна. Жизнь со всеми ее коллизиями и сложностями, жизнь человека н человеческого духа во всех формах' ее проявления. Право жить. Дышать свежим воздухом, есть не отравленную ядохимикатами и стронцием пищу, любить, иметь семью, друзей; право на материальный достаток и обеспечение себя и своих детей, право на мирное небо над головой, право умереть в своей постели, окруженным детьми, родственниками и друзьями (а не на полях сражения). Сегодняшние поколения, вступающие в жизнь, - первые, кто имеет реальный шанс жить по-человечески, добропорядочно, совестливо и благопристойно, в согласии со своей душой, со своей совестью и с другими людьми, жить 8 гарантированной законами спокойной обстановке, работать и получать д0„ стойную заработную плату, содержать семью, любить и быть любимым, жить счастливо и благополучно. Религиозное сознание. Сущностью религиозного сознания является иллюзорное удвоение мира, т.е. признание наряду с реальным, природным и общественным бытием второго, потустороннего мира, где главное - это Бог, и в котором все наши земные противоречия и проблемы будут разрешены. Основу религиозного мировоззрения составляют вера в существование сверхъестественных сил и возможность контакта с ними, а также надежда с их помощью разрешить свои земные проблемы. Вера - способ существования религиозного сознания - проявляется через культовую деятельность. Религиозные представления есть продукт исторического развития общества. Таинственные силы природы и истории (рок, судьба) осмысливаются как «высшие силы», перед которыми человек бессилен. Поклонение «высшим силам» постепенно приводит к понятию Бога- высшего существа, достойного поклонения. По аналогии с отношениями «отец-сын», Бог мыслится как владыка и одновременно спаситель человека. Он же блюститель обычая, традиции, нравственности, почитаемых в обществе духовных ценностей. Религиозную веру не следует понимать упрощенно как проявление невежества: вера - свойство человеческого сознания, проявляющееся не только в религиозной, но и во многих других формах сознания (например, вера в идеалы в любом типе мировоззрения). В религии вера- единственная ценность, человек ощущает свою причастность к Богу. Как уже отмечалось, идея Бога для основной массы верующих, прежде всего, связывалась с нравственной сферой, с проблемой смысла человеческой жизни. Ф.М Достоевский писал. «Искать Бога - значит, разобраться в понятиях добра и зла». Таким образом, религиозное сознание в своем обобщенном смысле направлено на удовлетворение потребности человека в системе непререкаемых нравственных ценностей, в придании смысла отдельному человеческому существованию. Но к данному вопросу необходимо подходить исторически, отдавать себе отчет в том, что все высокие идеалы христианства заимствованы из реальной жизни (не убей, не у кради и т.д.), и самой религией нигде и никогда не были осуществлены. Религия была центральной формой общественного сознания в течение более чем двух тысячелетий, вплоть до эпохи Просвещения. Она была слита с государственной властью, в ее руках находились инквизиция, тюрьмы и иные методы принуждения. И, тем не менее, она самостоятельно ничего не добилась. И в прошлом, и в настоящем жизнью людей правят интересы. А люди элементарно забывали и забывают любые заповеди Бога, когда им выгодно их нарушать. Религия - сложное социальное явление, На различных этапах развитии общества она играла различную роль: формировала осознание единства человеческого рода, значимость общечеловеческих нравственных норм. Но ей же присущи фанатизм, вражда к людям другой веры, оправдание различных войн, в ходе которых от имени Бога истреблялись миллионы людей. Раскрывая тенденции развития современной религии, отметим также тенденцию к секуляризации. Секуляризация - термин, который означает процесс, при котором подвергаются сомнению верования в сверхъестественное и связанные с ними ритуалы и институт религии утрачивает свое социальное влияние Какие факторы способствуют секуляризации общества? Во-первых, развитие науки Религия и наука находились в противоречии в течение многих веков. Во-вторых, развитие идей государственности также способствует расширению тенденции к секуляризации Современное государство обычно отделено от церкви. Большинство государств можно считать светскими, они больше заняты удовлетворением материальных потребностей граждан, чем заботой об их духовном здоровье. В-третьих, расширение поля рынка также способствует секуляризации общества. Современное предпринимательство подрывает влияние церкви, ориентируя людей на такие антирелигиозные ценности, как накопительство и стремление к роскошной жизни. Такие великие церковные праздники как Рождество и Пасха превратились просто в дни отдыха, часто сопровождающиеся чрезмерным потреблением мирских благ - в эти дни люди злоупотребляют спиртными напитками, покупают дорогие подарки, новую одежду, предметы роскоши. В-четвертых, компромиссы по спорым вопросам религии, урегулирование религиозных конфликтов часто приводят к ослаблению религиозных принципов и ритуалов. Желание государства не обидеть конкурирующие стороны, избежать превосходства одной конфессии над другой - приводят к тому, что государственным школам запрещено включать в учебные планы религиозные материалы. Религия в России - это устоявшийся, определенный, закрепленный вековыми традициями, укорененный в тысячелетней истории и культуре социальный институт, который всегда поддерживался обществом, властями, имел огромное влияние и моральный авторитет у народа, придавая своеобразие русскому менталитету. Ныне Россия вступила на путь демократического развития, по Конституции каждый человек имеет право на свободу совести. Многонациональная Россия, в которой церковь, как и в большинстве цивилизованных стран, отделена от государства, сделала вопросы веры - правом каждого. В стране восстанавливаются храмы, выходят из подполья религиозные организации. заявляют о себе секты, издается религиозная литература. Близость философии и религии состоит в том, что обе они - общественно- исторические формы мировоззрения, решающие сходные задачи мировосприятия и воздействия на сознание, поведение людей Но велико и их различие. Для философии характерно свободомыслие. Естественно, что мыслить свободно, самостоятельно во все времена способны были наиболее образованные, интеллигентные, развитые, сильные духом люди В отличие от религиозного мировоззрения, опирающегося на веру, философия рассматривает проблему мира и человека с позиций знания, разума, т.е. на первый план выступают интеллектуальные аспекты мировоззрения. Искусство кнк форма общественного сознания Эстетическое сознание зародилось еще в первобытном обществе. Это, прежде всего эстетическая деятельность в сфере производства, направленная на создание не только полезных, но и красивых орудий труда и предметов быта Искусство можно рассматривать как форму чувственно-предмет но го освоения мира, как отра- жение действительности в художественных образах, выражающих духовный мир общества. Обыденное эстетическое сознание включает в себя эстетические чувства: красоты, цвета, формы предметов, движений, речи человека, его действий и поступков, прекрасного или безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического. Теоретическим уровнем эстетического сознания являются эстетика, включающая теории, которые в своих категориях (прекрасное и безобразное и т.д.) объясняют эстетическую ценность явлений природы и общества, роль искусства в жизни людей. Проблемы взаимоотношения личности и общества, разрешение их противоречий являются темой мирового искусства. Философская проблема смысла жизни также стала основой многих крупных произведений искусства. Искусство, в отличие от всех других видов деятельности, есть выражение внутренней сущности человека в ее цельности. Оно немыслимо без отражения в нем неповторимой индивидуальности художника. Искусство ведет поиск живого, реального человека, стремится приблизить его к идеалу Искусство всегда играло огромную роль в жизни общества. Правящие классы уделяли ему большое внимание, стараясь привлечь художников па свою сторону, использовать силу искусства для упрочения власти. Особенно активно оно воздействует на формирование политического, нравственного, религиозного сознания. Искусство по-разному функционирует в различных обществах, но в любом случае оказывает либо положительное, либо отрицательное влияние. Духовный мир человека складывается под влиянием двух главных факторов - собственного и чужого опыта. Собственный жизненный опыт обычно ограничен. Искусство же способно, разорвав пространственные и временные рамки существования человека, предоставить ему возможность прожить множество жизней (со своими героями), переноситься из эпохи в эпоху, из страны в страну. Оно может соединять несоединимое в реальной жизни: жизненный опыт людей прошлого, настоящего, будущего В этом проявляется особая коммуникативная функция искусства, т.е., выражая чувства, интересы, взгляды людей, оно становится средством косвенного общения между людьми, народами, поколениями. Воспитательная функция искусства состоит в идейном и нравственном воспитании человека. Причем специфика воспитательного воздействия заключается в том, что оно влияет незаметно, не подавляя личность человека, оставляя за ним свободу выбора действий. Так же естественно, как человек учится ходить, говорить, он учится и воспринимать красоту, воспитывает в себе любовь к добру, правде. Искусство обогащает человека, напоминая ему постоянно о гармонии. Еще древние философы отмечали: «Красота - это блеск истины». Хорошо известно, какое великое значение имеет способность искусства возбуждать эстетическую радость - душевный отклик читателя, слушателя, зрителя на талант й мастерство художника. Своеобразие художника раскрывается в том, что он изображает еще не существующее, однако он не просто фантазирует (ведь без фантазии не обходится и ученый), а открывает то, чего еще не было. Как говорил А Пушкин, «есть высшая смелость: смелость изобретения, создания, где план обширный обьемлется творческой мыслию - такова смелость Шекспира. ». Художники изобретают новое, целые миры, судьбы, характеры, при этом искусство содержит существенную особенность - оно создается личностью, обращается к личности и личностью воспринимается. Личностное начало искусства носит всеобъемлющий характер, оно пронизывает все моменты художественно-образного процесса. Это относится и к позиции художника, и к эстетическому идеалу, и к предмету искусства, и к восприятию художественного произведения. Предметом искусства, как отмечал Н Г. Чернышевский, является «все, что есть интересного для человека в жизни», что воспроизводится во всем богатстве индивидуального опыта личности. Личностное начало в искусстве отнюдь не исчерпывается психологическими деталями либо индивидуальными особенностями изображаемых характеров: это то. что определяет предмет и основную цель для художника, выражающего в произведении личностное как общественно значимое отношение к миру - тогда происходит предельное самовыражение художника. Поскольку вредные страсти существуют, считал Аристотель, гораздо лучше освобождаться от них, переживая скорби и страдания героев. Во время просмотра пьесы, когда она оканчивается, мы избавляемся от сдерживаемых страстей и покидаем театр умиротворенными. Подобное умиротворение и очищение души, происходящее под воздействием на нас великих драматических произведений, Аристотель называл «катарсисом» Несмотря на различие во взглядах, Платок н Аристотель совпадали в том, что судить об искусстве необходимо с точки зрения его воздействия (положительного или отрицательного) на человека Таким образом, судило об искусстве большинство мыслителей, стремившихся определить, какую роль оно играет в жизни людей, приносит оно вред или пользу, На протяжении тысячелетий искусство помогало устанавливать связь между людьми в идеальной, чувственно переживаемой форме. Этот момент Л. Толстой находил самым важным в определении общественной роли искусства. В трактате «Что такое искусство''» он выделял способность искусства (наряду с другими его особенностями) быть средством человеческого общения и единения, передавать испытанные художником чувства (посредством «движений, линий, красок, звуков, образов, выраженных словами) и заражать этими чувствами других людей. Искусство выступает посредником между целым миром (или определенным социальным сообществом) и отдельной личностью, внося свой вклад в «очеловечивание» действительности, в одухотворение человеческих отношений. Однако в общественной практике функционирования искусства все происходит, конечно, сложнее: коммуникативная роль искусства отнюдь не снимает проблемы трагической разъединенности художника и «толпы». В XX в. произошло качественное изменение в существовании искусству Это было связано с тем, что в эпоху научно-технической революции появились новые технические средства создания произведений искусства и их распространения. Благодаря возникновению мощных средств массовой информации (радио, кино, телевидения) впервые в истории искусство оказалось включенным в системы массового производства и потребления культуры, что весьма пошатнуло его самостоятельное бытие, его независимый ранее статус. Однако возрастание «функциональной» роли искусства в современном мире, связанное с увеличением числа людей, занятых в сфере духовного труда (издевательствах, рекламных агентствах, телевидении и т.д.), привело к существенным переменам в статусе, как самой духовной деятельности, так и их представителей. Постановка главных целей и задач в области искусства стала осуществляться не представителями духовной элиты, а теми, кому принадлежат материальные средства, капитал, власть. Владельцы средств массовой информации стали диктовать художнику направления его деятельности, и элитарное искусство под их давлением (такие высокие его формы как, например, симфоническая музыка, опера, серьезная литература и живопись), стало вытесняться из жизни современного общества. Уже в серединеXX в. было подмечено, что распространение произведение искусства, происходившее ранее традиционным путем (через концертный зал, художественный салон, театр) превращается во что-то иное, непривычное и незнакомое, когда транслятором художественных ценностей становятся разнообразные технические средства массовой информации. Сегодня жителю любой страны достаточно нажать кнопку, чтобы иметь возможность прослушать все, что он хочет. И вот именно в этой неслыханной легкости, в этом отсутствии всякого усилия и заключается порочность так называемого «прогресса». Истинные художники испытывали опасение, что искусство, «идущее в народ», приведет к насаждению ремесленничества самого низкого пошиба; в то же время судьба высокого искусства оказывается весьма плачевной; происходит отчуждение искусства от большинства людей, В начале XX века на первый план выдвинулась проблема соотношения искусства и идеологии. Идеологические системы нередко стремились к подавлению свободы искусства, к его политизации (т.е. искусство служит политическому руководству, выполняя его заказы). Однако требование свободы художественного творчества от бюрократического контроля не означает, что художник может забыть о том, что нравственность и искусство неразделимы. Когда же это происходит, то общество получает суррогат искусства, в котором доминируют все низменные качества человека, а также пропагандируются насилие, секс, культ вседозволенности. К сожалению, сегодня эти процессы наблюдаются в так называемой массовой культуре. Наука и ее роль в развитии общества Наука выступает как система объективно истинного знания, обобщающего практику, из нее полученного и в ней проверяемого Наука дает истинное знание сущности происходящих процессов, законов природы и общества в логической форме. Возникает наука как следствие общественного разделения труда (отделение умственного труда от физического). Первоначально наука в основном выполняла объяснительную функцию Ее основная задача - познание, целью которого является расширение горизонтов видения мира, природы, частью которой является сам человек, Наука-это одновременно и система знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе. Для каждого научного познания существенно наличие того, что исследуется, и то, как оно исследуется, т.е. предмет науки и метод исследования. Говоря о современной науке, необходимо учитывать функции, которые она выполняет в обществе. Как уже отмечалось, исторически первой была культурно-мировоззренческая функция, которая и сегодня не утратила своей значимости. т.е. позволяет человеку правильно ориентироваться в окружающем мире. Наука также выступает как непосредственная производительная сила общества. Современные отрасли в промышленности - электротехническая, атомная, электронная, органический синтез - обязаны своим появлением и развитием науке. То, что вчера было открыто в лаборатории, сегодня становится отдельной отраслью промышленности. Превращение науки в непосредственную производительную силу общества проявляется в резком сокращении доли физической энергии человека в технологических процессах (человек непосредственно выводится из процесса производства и только контролирует его с помощью автоматики), и в усовершенствовании методов, технологий производства. Повышение мощи производства достигается и путем усовершенствования управления экономикой. Так, например, из сугубо естественной науки кибернетики выросла новая общественная дисциплина - наука управления. Наука проявляет себя как социальная сила, поскольку научные знания и методы широко используются при решении самых разных общечеловеческих проблем (борьба со стихийными бедствиями, терроризмом, экологические проблемы, освоение глубин океана и т.д.). Сегодня наука призвана во все большей степени ориентироваться уже не на одну лишь технику, но и на самого человека, на безграничное развитие его интеллекта, его творческих способностей. Важной особенностью современного научного знания является присущая ему прогностическая функция. В реальной жизни наука тесно взаимосвязана с политикой и экономикой. Ее дальнейшее развитие во многом зависит оттого, будет ли государство финансировать ее или нет, насколько современная экономика заинтересована в новейших научных открытиях, насколько свободны ученые в своих научных поисках. |