Главная страница
Навигация по странице:

  • Социализация

  • генетическое

  • Учебное пособие приднестровский государственный университет им. Т. Г шевченко В. В. Граневский, В. Г. Тащук философия


    Скачать 2.26 Mb.
    НазваниеУчебное пособие приднестровский государственный университет им. Т. Г шевченко В. В. Граневский, В. Г. Тащук философия
    АнкорGranevsky_V_V_Taschuk_V_G-Filosofia.doc
    Дата12.12.2017
    Размер2.26 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаGranevsky_V_V_Taschuk_V_G-Filosofia.doc
    ТипУчебное пособие
    #10897
    страница15 из 16
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16
    Глава 14.

    ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО

    Еще древние философы отмечали' для человека нет более интересного объекта, чем он сам. Сократ это выразил формулой «Познай самого себя» Многие науки изучают человека с различных сторон: философия стремится к постижению его целостности, выявляя его отношения к миру, его возмож­ности творить самого себя, свою судьбу. И сегодня человек остается в центре философского знания, поскольку разработка философии человека не заверше­на. Проявления человеческой сущности многообразны (разум и воля, характер и эмоции, труд и общение), человек постоянно устремлен к новым целям и идеалам - он любит и ненавидит, думает, радуется, страдает, постоянно в дви­жении, в развитии, в поиске.

    Человек с самого начала выступает как человек разумный и как человек общественный Понятие «человек» непременно предполагает другого челове­ка, других людей, и только в этом отношении каждый из нас есть человек в полном смысле этого слова. В настоящее время мы обычно подходим к чело­веку стремя измерениями: биологическим, психическим и социальным Под первым понимается биологическая основа человека, связывающая его с живой природой. Под вторым - внутренний, духовный мир человека: воля, эмоции, память, характер, темперамент. Социальное - это весь комплекс обществен­ных отношений: знания, воспитание, нравственный облик и г д Все вышеназ­ванные измерения существуют в человеке в единстве.

    Связь личности и общества определяется прежде всего, первичным кол­лективом: семейным, учебным, трудовым Только через коллектив каждый его член входит в общество. Именно здесь личность складывается духовно и физически, через язык она усваивает то, что выработано предшественника­ми. Через коллектив идет «отдача» личного обществу и достижений общества -личности.

    И как каждая личность несет на себе печать своего коллектива, так и каж­дый коллектив несет на себе печать составляющих его членов. Человеческое общество - это высшая ступень организации живых систем. Будучи как бы коллективом коллективов оно обладает высшим общественным авторитетом Первичный коллектив - это общество в миниатюре, именно здесь происходи! непосредственное взаимодействие личности и общества Общество выступает для личности как совокупность всех социальных условий ее жизни.

    1. Индивид, индивидуальность, личность

    Термин «индивид» употребляется для обозначения всякого отдельно взятого представи теля человеческого рода. Личность - любой конкретный человек со сво­ими общественно обусловленными и индивидуально выраженными чертами В понятии «личность» выражается сущность человека, зависящая от тех конкретно- исторических социальных условий, в которых человек формируется. Сущность личности проявляется в различных сферах деятельности (материальной, обще­ственно-политической, духовной). Человек выступает и как продукт (объект) ис­тории, и как деятель, творец ее, как субъект исторического процесса, поскольку он активно изменяет общество. Именно социальная деятельность - всеобщий признак личности, В ней ока формируется и раскрывает свою человеческую сущ­ность. Богатство личности - это богатство ее общественных отношений

    Смысловая близость терминов «индивидуальность» и «личность» проявля­ется в том, что личность индивидуальна, а индивидуальность личности - это ее специфика. В индивидуальности мы отмечаем ее самобытность, в личности - ее самостоятельность. Человек есть индивидуальность в силу наличия у него особен­ных, неповторимых свойств (внешние черты, манера одеваться, говорить и т.д. ).

    Человек — личность, поскольку у него есть свое лицо (в глазах общества) и поскольку даже в самых трудных жизненных испытаниях он не теряет лица (ке предаст друзей, доведет начатое дело до конца, честен, принципиален и т.д.). Понятие личности подчеркивает в ней сознательно-волевое начало. Быть лич­ностью непросто. И это относится не только к великим личностям, ведь даже самые скромные дела, поступки, если они выполняются всерьез, предъявляют человеку целый комплекс обязанностей. Личностное бытие-это непрекраща­ющееся усилие. Его нет там, где индивид отказывается идти на риск, отказы­вается от борьбы. Но и не быть личностью нелегко. Ведь это признание своей личностной неразвитости, неполноценности. Задатки личности должны быть признаны за каждым. Из ребенка нельзя вырастить волевого, стойкого, ответс­твенного человека, если не уважать его личное достоинство. Однако призна­ние наличия задатков индивидуальности в каждом человеке это только начало. Индивидуальная самореализация зависит не только от самого человека, но и от того, насколько велики запросы общества, нужны ему или нет самостоятель­ные, независимые, активные люди.

    В настоящее время существуют две концепции личности: личность как функциональная (ролевая) характеристика человека и личность как его сущ­ностная характеристика.

    Первая концепция опирается на понятие социальной роли человека. Эта концепция, однако, не позволяет раскрыть внутренний мир человека, фиксируя только его внешнее поведение, которое не всегда отражает сущность человека.

    Сущностная концепция является более глубокой. Личность - индивиду­альное выражение общественных отношений и функций людей, субъективно­го познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстети­ческих и всех иных социальных норм Личностные качества человека в таком случае есть производное от его социального образа жизни и самосознающего разума. Личность есть поэтому всегда общественно развитый человек.

    Личность формируется в процессе деятельности, общения. Иначе гово­ря, формирование ее, в сущности, есть процесс социализации индивида. Этот процесс требует от человека продуктивной активности, выражающейся в пос­тоянной корректировке своих действий, поведения, поступков. Это вызывает необходимость развития способности, самооценки, что связано с развитием самосознания. Самосознание и самооценка в совокупности образуют тот ос­новной стержень личности, вокруг которого складывается неповторимая спе­цифика личности.

    Личность есть совокупность трех ее основных составляющих биогенети­ческих задатков, воздействия социальных факторов и ее психосоциального ядра - «Я». Это Я определяет характер психики человека, сферу мотивации, способ соотнесения своих интересов с общественными, уровень притязаний, основу формирования убеждений, ценностных ориентации, мировоззрения. Оно же является основой формирования социальных чувств человека: собственного достоинства, долга, ответственности, совести, справедливости. Субъективно, для индивида, личность выступает как образ его Я - он то и служит основой внутренней самооценки и представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, будущем, каким он хотел бы быть Человек как личность есть процесс, требующий неустанной душевной работы.

    Главным результирующим свойством личности является мировоззрение Человек вопрошает себя: кто я9 Зачем я? В чем смысл моей жизни0 только выработав то или иное мировоззрение, личность, самоопределяясь в жизни, получает возможность осознанно, целенаправленно действовать, реализуя свою сущность.

    Одновременно с формированием личности складывается и характер лич­ности - психологический стержень человека. «Только в характере индивидуум приобретает свою постоянную определенность» - (Гегель)

    Слово «характер», как правило, означает меру личной силы, т.е. силу воли Люди с сильной волей обладают сильным характером Признается, что вели­ким характером обладает тот, кто своими поступками добивается великих це­лей, соответствуя требованиям объективных, разумно обоснованных и соци- альнозначимых идеалов, Если же характер человека разменивается на пустые и мелкие цели, то он переходит в упрямство.

    Без воли невозможны ни нравственность, ни гражданственность, невоз­можно вообще общественное самоутверждение человеческого индивида как личности. Особым компонентом личности является ее нравственность. Соци­альные обстоятельства нередко приводят к тому, что человек, поставленный перед выбором, не всегда следует самому себе, этическому императиву своей личности. И только высоконравственные личности испытывают глубокое чувс­тво трагизма от осознания своей «не-личности», те неспособности совершать то, что диктует сокровенный смысл «Я».

    Таким образом, личность - мера цельности человека, без внутренней цель­ности нет личности.

    В личности важно видеть не только единое и общее, но и уникальное, своеобразное Уникальность каждого человека проявляется уже на биологи­ческом уровне Каждый человек биологически неповторим. Однако подлин­ный смысл уникальности связан не столько с внешним видом человека, сколь­ко с его внутренним духовным миром. Что же представляет собой личностная уникальность1? В каждой личности есть нечто уникальное, что связано, во- первых, с наследственными особенностями, а во-вторых, с условиями среды, в которой она выращивается. Наследственные особенности, условия среды и Деятельность личности создают неповторимый личностный опыт - все это вместе и формирует социально-психологическую уникальность личности. Но индивидуальность не есть просто сумма этих аспектов, она есть их органичес­кое единство, неразложимое на составляющие «Индивидуальность-это неде­лимость, единство, целостность, бесконечность; с головы до ног, от первого до последнего атома, насквозь, повсюду я индивидуальное существо». У каждого конкретного человека всегда есть что-нибудь свое, хотя бы неповторимая ту­пость, не позволяющая ему оценить ситуацию и себя в ней.

    Индивидуальность не есть абсолют. Она изменяется и одновременно оста­ется неизменной на протяжении жизни человека.

    2. Социализация личности

    Культура передается от одного поколения к другому в процессе социализа­ции. Социализация есть усвоение норм культуры данного общества, которое происходит в процессе обучения индивида, а также под воздействием окружа­ющей среды Существуют различные точки зрения о том, что формирует лич­ность - среда, учитель или одаренность, генетическая обусловленность, зало­женная природой способность человека к тому или иному виду деятельности.

    Окружающая среди выступает объективным фактором, который, прежде всего, осу ществляет социализацию личности. Человек, который родился и вы­рос в счастливой семье, среди благородных людей, будет излучать свет и солн­це, всех людей он воспринимает как братьев, стремясь сделать для них добро. А гот, кого в детстве оросила родная мать, и он воспитывался в приюте, всегда будет страдать от недостатка тепла и родного дома.

    Ропьучипкля также велика в социализации личности. Учитель - это как бы представитель общества, который отдает ученику свои знания, опыт, а глав­ное - свою душу. Если это талантливый человек, он умело направляет способ­ности ученика, ибо он первый может увидеть и открыть эти потенциальные возможности, индивидуальность, самобытность формирующейся личности

    Не последнюю роль в процессе социализации играет генетическое начало. Каждое общество заинтересовано в том, чтобы вновь вступающие в жизнь поколе­ния соответствовали кулыуре этого социума. Именно в детстве человек усваивает культурные образцы поведения, осознает, за какие поступки он будет награжден, а за какие — наказан, он приобщается к жизни в своей социальной среде.

    Методы социализации в каждой культуре отличаются. Обратившись к истории культуры, мы увидим, что в каждом обществе была своя идея вос­питания. Сократ считал, что воспитать человека, значит помочь ему «стать достойным гражданином», тогда как в Спарте целью воспитания считалось воспитание сильного храброго воина Согласно Эпикуру, главное - независи­мость от внешнего мира, безмятежность. В Новое время Руссо, пытаясь соче­тать в воспитании гражданские мотивы и духовную чистоту, пришел, в конце концов, к выводу о несовместимости нравственного и политического воспи­тания. «Изучение человеческого состояния» приводит Руссо к убеждению в том, что можно воспитать «либо человека для него самого», либо гражданина, живущего для других В первом случае он будет находиться в противоречии с общественными учреждениями, во втором — со своей собственной природой, поэтому приходится выбирать одно из двух - воспитывать или человека, или гражданина, ибо нельзя создать одновременно и того и другого. Через два века после Руссо экзистенциализм со своей стороны разовьет его идеи об одино­честве, о «других», которые противопоставлены «Я», об обществе, где человек находится в рабстве норм, где все живут так, как принято жить.

    В соответствии с современными представлениями, взаимодействие таких факторов, как физические черты человека, окружающая среда, индивидуаль­ный опыт и культура, создает уникальную личность. К этому следует добавить и роль самовоспитания, те собственных усилий личности на основе внутрен­него решения, собственных потребностей и запросов, честолюбия, волевого начала - сформировать в себе определенные навыки, способности, умения. Как показывает практика, самовоспитание выступает мощнейшим инструмен­том в достижении личностью профессиональных навыков, карьеры, матери­ального благополучия.

    Статус - это социальное положение человека в обществе, т.е обобщенная характеристика, которая включает профессию данного лица, экономическое положение, политические пристрастия, демографические особенности.

    Каждый статус как элемент общественного разделения труда содержит со­вокупность прав и обязанностей. Права обозначают то, что человек может себе свободно позволить или допустить в отношении других людей. Обязанности предписывают носителю данного статуса какие-то необходимые действия; по отношению к другим, на своем рабочем месте и т.д. Обязанности строго рас­писаны, зафиксированы в правилах, инструкциях, положениях либо закрепле­ны обычаем. Обязанности ограничивают поведение определенными рамками, делают его предсказуемым

    Необходимо отметить важную специфическую сторону обязанностей индивида: они предполагают ответственность за их ненадлежашее выполне­ние. Портной обязан в срок и качественно сшить костюм, если это не сделано, он должен быть как-то наказан - выплатить неустойку или быть уволенным. Фирма обязана по договору поставить заказчику продукцию, в противном случае фирма-нарушитель несет убытки. В Древней Ассирии был такой по­рядок (закон Хаммурапи): если архитектор построил здание, которое рухнуло и придавило хозяина, архитектора лишали жизни. Это одна из ранних форм проявления ответственности; ныне эти формы многообразны и определяются культурой общества, уровнем социального развития. Права, свободы и обязан­ности в современном обществе определяются социальными кормами, закона­ми, традициями общества.

    Таким образом, статус - определенная позиция в социальной структуре общества, которая связана с другими позициями через систему прав, обязан­ностей и ответственности. Поскольку каждый человек связан и участвует во множестве трупп и организаций, он может иметь много статусов Главным выступает тот статус, который определяет материальное положение, а значит стиль жизни, круг знакомых, манеру поведения.

    Заданный (прирожденный) статус - пол, национальность, раса, эти ха­рактеристики заданы биологически, человек наследует их помимо своей воли и сознания.

    Обретенный статус - это статус, который человек получает при опреде­ленных условиях Так, сын английского графа после наступления определен­ного возраста наследует этот статус. Система родства также обладает целым набором обретенных статусов. Если прирожденные статусы выражают кров­ное родство (сын, дочь, сестра, брат, племянник, дядя, бабушка), то некровные родственники обладают обретенным статусом Так, женнвшись, человек полу­чает в родственники всю кровную родню жены. Теща, тесть, крестные отец и мать - это обретенные статусы.

    Достигаемый статус - это социально приобретаемый человеком, благо­даря ею собственным усилиям, желанию, удаче Чем более демократичным является общество, тем больше в обществе достигаемых статусов.

    Статусный образ или имидж - совокупность представлений о гом, как должен вести себя (подавать) человеке соответствии со своим статусом. Чтобы соответствовать стату сному образу, человек должен «не позволять себе лишне­го», иными словами выглядеть подобающим образом в глазах окружающих

    3. Проблема человеческой любви

    Философский анализ любви - это. прежде всего, ее рациональное осмыс­ление как источника в человеческом бытии. Любовь предстает первоначалом, сущностью бытийного состояния человека: индивидуального и общественного

    С древнейших времен любовь считалась источником истинно человечес­кой жизни, т.к. именно она определяла смысл жизни каждого человека, да и судьбу всего человечества. Почему? Да уж потому, что если человек однажды пережил состояние любви, то он не нуждается в каких-либо посторонних разъ­яснениях и объяснениях. Он это пережил, испытав силу любви на самом себе. А человек, не «тронутый» любовью, никогда не поймет или поймет не так. С точки зрения философии, любовь, являясь одной из самых интимных сторон жизни в становлении и развитии человеческих отношений, выступает также и главной, фундаментальной характеристикой человеческого бытия,

    О том, что называется Любовью вечно размышляли, спорили, спрашива­ли друг друга н отвечали, снова спрашивали и никогда не находили точного от­вета. Уж очень хотелось понять: почему человеку невыносимо жить без любви и как трудно любить Разные философские учения, различные религии стре­мятся понять и использовать в своих интересах эту уникальную способность человека любить. Однако и сегодня она - плохо осмысленная философией об­ласть человеческого бытия. Но любовь - это настолько феноменальная сфера в отношениях в общении людей, формировании их судеб, что философский анализ просто необходим.

    А если признать, что тема «человек» действительно ведущая тема во всех мировых философских системах, то проблема человеческой любви может счи­таться ведущей, определяющей темой для большинства размышлений фило­софов. Исторически тема любви оказалась связанной с философией, наукой, искусством, моралью и религией Ведь только в любви и через любовь человек постигает самого себя, свои потенциальные возможности и мир своего обита­ния.

    О плотской любви было известно с самых древних времен из мифов Древ­ней Греции. А в эпоху греческой классической философии уже зарождались первые теории любви. Именно тогда появляется ощущение духовной исклю­чительности человеческой любви, ее абсолютной несравнимости с другими человеческими чувствами. Большинство мыслителей древности считали лю­бовь скорее опасной, чем полезной, видели в страстном стремлении мужчины к женщине, прежде всего то, что вносит в жизнь тревогу, беспорядок, угрозу и беду. Мнения мыслителей о любви в древности расходились не меньше чем в наше время.

    Платон увидел в любви особую божественную силу, помогающую чело­веку преодолевать свое земное несовершенство. Любовь сделает человека ду­ховно возвышенным, полагал он. Концепция любви у Платона стала первой попыткой философски осмыслить сущность «чистой» любви, понять и оце­нить то, что отличает эту сторону человеческой жизни от физиологического инстинкта илн простого чувственного удовольствия.

    Аристотель, великий логик, ищет в любви, прежде всего пользы - для че­ловека, семьи, общества. И в семье, например, целью любви полагает дружбу

    Очень близкие к современным взглядам на роль любви в семейной жизни вы­сказывает Плутарх. Он находит в любви и поэзию, освещающую жизнь, и чисто практическую пользу не только для семьи, но и для общества, утверждая: «Эрот лучше тех, кого он связывает, любовь украшает и совершенствует человека».

    В античности, как известно, различали несколько видов любви. Но прежде всего ценили силу и красоту Эрота. Обожествленный Эрос - это внутреннее стремление человека к красоте, силе. Это любовь одновременно страстная и особо восторженная. Эротическая любовь главным образом проявляется в межполовых отношениях. Она, как верховная сила, владеет и управляет людь­ми и человеческими судьбами. Совершенно по-иному осмысливается.любовь филос - духовная любовь. У этого вида любви очень большой спектр смыслов и значений: любовь к мифам, знаниям, мудрости, искусствам, а также братская любовь. Кроме этого у эллинов были и другие виды любви: агапэ - любовь нежная, трогательная как выражение милосердия и сострадания, филотес-это дружба, привязанность. Все эти виды любви существуют как вместе, так и раз­дельно. Например, в половой любви проявляется как страсть, так и нежность, как привязанность, так и сострадание.

    Страстной проповедью любви пронизано буквально все христианское учение. Почти все тексты Нового Завета восхваляют, воспевают, всесторонне внедряя в духовный мир человека любовь к Богу, его творениям. Отцы церкви на протяжении всей истории христианства проповедовали любовь как божес­твенный завет. Апостол Павел считает, что любовь возможна только в браке, следовательно и брак возможен только в любви. Любовь к ближнему в Новом Завете - необходимое условие любви к Богу.

    «Любовь» в эпоху Возрождения возвратила себе статус жизненной фило­софской категории. Любовь была возведена во всепроникающую космическую силу, которая делает человека непобедимым.

    В 17-18 веках происходят существенные изменения в отношении любви и ее оценки. Для Гегеля любовь вовсе не уникальное переживание, а только форма нравственной связи двух индивидов. Конечно, в разные эпохи и у раз­ных народов это ощущение выглядело по-разному. Но их объединяло то, что любовь приносит человеку и человечеству не только радость, но и ответствен­ность. Она не только поднимает, вдохновляет людей, а порой и требует от них особо нравственных поступков.

    Мысль о том, что любовь представляет собой ответственность не только перед собой и за себя, но и перед другими и за других людей, пронизывает многие произведения философов 19 века. Уже самые первые признаки любви - восхищение, благоговение, милосердие - говорят сами за себя. Любят ведь не за что-то, а потому, чт о по-друтому нельзя, Любовь — это такое состояние человека, когда хочется дать как можно больше другому, даже отдать самого себя и без остатка.

    Тема любви всегда была очень близка русской философской мысли. Много глубоких и удивительных страниц написали о любви Владимир Соловьев, Лев Толстой, В. Розанов, Н. Бердяев, И Ильин, С. Франк и другие.

    Философское понимание любви не в статике устроения личной жизни, а в динамике движения ее, постоянном человеческом самотворчестве. Это очень важно: нельзя ведь научиться правильно жить, не научившись страстно любить. Ведь любовь не просто возвышенное чувство или прекрасная эмоция, - это мера и степень нравственной чистоты человека, которая способна наполнить всю его •жизнедеятельность великим смыслом человеческого бытия. Чистая любовь сви­детельствует о духовной развитости человека. Не зря же говорят, что «любовь правит миром». При этом речь в первую очередь идет об эротической (половой) любви. Эта творческая энергия человека проявляется вовне как сила завоева­тельная, но вместе с тем возвышающая. Любовь во всех случаях выступает уни­кальным способом преодоления духовной самоизоляции и одиночества, т.к. она всегда соединяет людей, рассматривая любимого как самого себя,

    Любовь с точки зрения ее философского понимания, представляет собой высшее ценностное измерение человеческой личности, которое характеризует ее духовную зрелость и нравственную чистоту Без любви даже не дано рас­крыть полностью жизненный потенциал человеческой личности. Эту же мысль разделяет и усиливает ученый-естественник И.И. Мечников. Для него любовь есть вообще драгоценное благо, счастье и условие человеческой жизни-более того, единственная подлинная ее основа - это истина общераспространенная, как оы прирожденная человеческой сущности

    Любовь | а в ней уникальность высоких человеческих чувств) - одна из немногих сфер общественного бытия, в которой человек становится гуманнее, нежнее, душевнее, умнее и сильнее. Русский религиозный философ и психо­лог С. Франк в связи с этим предупреждал «Любовь не есть холодная и пус­тая, эгоистическая жажда наслаждения, но любовь и не есть рабское служение, уничтожение себя или другого. Любовь есть такое преодоление нашей корыст­ной личной жизни, которое и дарует нам блаженную полноту подлинной жиз­ни и тем осмысливает нашу жизнь». Именно любовь способствует раскрытию в человеке нравственных и интеллектуальных начал. В любви ведь каждый человек получает особо личное удовлетворение от реализации истинно чело­веческих потребностей в общении, когда соединяются эмоциональная симпа­тия с радостью сексуальной интимности, что по сути и служит стимулом для интеллектуального творчества. Любовь как бы «добавляет» человеку ума и, в свою очередь, находит в нем же себе опору. А это наивысшее предопределение смысла в человеческой жизни. Не испытав на себе лично прелестей истинной любви, человек остается обыденным земным существом, так и до конца не познавшим свое жизненное предназначение,

    Любовь многообразна и противоречива как сама жизнь. Ей присущи раз­нообразные вариации, хитрости, фантастические требования, проявления ра­зума, иллюзии. Мы часто разочаровываемся в любви оттого, что ждем чуда Однако любовь лишь более свободно и вдохновенно выражает саму личность А чудо надо искать в людях!

    С точки зрения философии, любовь - это единство самоотрицания и само­утверждения личности. Такое понимание открывает возможность объяснить многие споры, связанные с любовью и ее противоположностью - ненавистью. Если личность не в состоянии отрицать себя, чтобы утвердиться в другом, то она не способна и глубже понять, прочувствовать другого человека, и любовь может существовать только в ситуации, не требующей самопожертвования. Человек, который боится посвятить себя другим, боится и любви.

    Согласно В. Соловьеву, помимо того, что любовь ценна сама по себе, она призвана выполнить в человеческой жизни многообразные функции

    Во-первых, через любовь человек открывает и познает безусловное до­стоинство личности - своей и чужой. «Приписывая себе по справедливости безусловное значение, человек несправедливо отказывает другим в этом зна­чении, признавая себя центром жизни, каков он и есть в самом деле, он других относит к окружности своего бытия...». И только через любовь человек вос­принимает других людей в качестве таких же абсолютных центров, каким он представляется себе.

    Во-вторых, сила любви открывает нам идеальный образ любимого и образ идеального человека вообще Любя, мы видим предмет любви таким, каким он «должен быть». Мы обнаруживаем его лучшие качества, которые при равно­душном или отрицательном отношении остаются скрытыми от нас.

    В-третьих, половая любовь соединяет материально и духовно существа мужского и женского пола. Вне половой любви человека как такового нет: су­ществуют лишь раздельные половины человека, мужская и женская, которые в своей отдельности не представляют человека как такового. «Создать ист ин­ного человека, как свободное единство мужского и женского начала, сохраня­ющих свою формальную обособленность, но преодолевших свою существен­ную рознь и распадение, - это и есть собственная ближайшая задача любви».

    В-четвертьгх, любовь по В. Соловьеву, не есть только лишь сфера частной жизни любовь значима для жизни общественной Зарождаясь как индивидуаль­ное отношение одною человека к другому, любовь по мере исторического про­гресса все более распространяется на разнообразные сферы общественных от­ношений. группируя людей в единое целое. Именно в любви заложена огромная внутренняя энергия объединения и консолидации людей Она становится свое­образным духовно-нравственным катализатором их естественного сближения: устраняя препятствия, отделяющие одного от другого и бескорыстно соединяя в единый союз. Любовь укрепляет интерес человека к социальной жизни, про­буждая у него заботу о других людях, вызывая душевный трепет и изъявление высоких чувств. Это происходит потому, что любовь проявляется как внутренняя, чисто человеческая потребность «отдать самого себя» другому человеку и одно­временно сделать его «своим», а в эмоциональном пределе и «слиться» с ним.

    Любовь действительно огромный .духовно-нравственный, гуманистичес­кий потенциал человека Она придает ему дополнительные силы жить самому красиво, с удовольствием и быть добрым стимулом для жизни других. Стрем­ление видеть в людях все лучшее: доброе, умное, красивое развивает и углуб­ляет в людях любовь Любовь - это всегда решение проблемы. Сила любви и состоит в сокровенно-таинственном пробуждении внутренней, глубинной энергии человека. Она превосходит силу самого изощренного и тонкого ума, искуснее его. Любовь сильнее всего на свете. Она сильнее уз крови, мощнее даже инстинкта сохранения жизни. Сила чистой любви благотворно сказыва­ется на судьбе каждого человека и, по сути, всего человечества. Без любви человечество было бы обделенным, более того - душевно обнищавшим.

    4. Проблема гуманизма в условиях современного общества

    Гуманизм представляет собой исторически изменяющуюся систему взгля­дов. признающую ценность человека как личности, его право на свободу, счас­тье. развитие, счит ающую благо человека критерием оценки общественных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности - желаемой нормой отношений между людьми.

    Учение о гуманизме в свое время развивали философы эпохи Возрожде­ния в Италии, просветители и материалисты Франции, Англии (XVII-XV1I1 ив. ), социалисты-утописты, русские революционные демократы. Позже в основу гу­манистического учения был положен конкретно-исторический подход. Перевос­питание людей на основе идей всеобщей любви является несбыточной мечтой, если для этого нет соответствующих объективных условий. Следовательно, для реализации гуманистических идей нужно сделать человеческими условия, в ко­торых живут люди, причем достигнуть этого можно только через деятельность.

    активную борьбу самих народных масс. Необходимо учитывать роль иитл;реса во взаимоотношениях между людьми и между личностью и обществом, кольку интерес - это то, что соединяет друг с другом людей в обществе.

    В решении проблемы подлинного гуманизма необходимо учитывать, как соотносятся цели и средства борьбы. Нельзя исходить из принципа «цель оп. равдывает средства», но нельзя и соглашаться с христианской проповедью «непротивления злу насилием». Другими словами, не всякая цель может бьиь оправдана (например, захватнические войны, какими бы лозунгами они ни при­крывались). С другой стороны, если цель и оправдана, то не все средства адя этого уместны (особенно, когда речь идет о применении насильственных ме­тодов). Несостоятельна и названная христианская проповедь: далеко не всякое зло при любых обстоятельствах можно устранить ненасильственными средс­твами (борьба с терроризмом, организованной преступностью и т.д.). Средства борьбы определяются не только целью, но и конкретными обстоятельствами. Говоря о гуманизме необходимо помнить, что история XX в. выявила лишь относительную подконтрольность тех сил и средств, которыми вооружает лю­дей научно-технический прогресс. Например, успехи в мирном применении атомной энергии пока еще совершенно несопоставимы с ее освоенностью как оружия. Поэтому решение подобных проблем необходимо осуществлять с по­зиций гуманизма, задумываясь над вопросом: «не разрушительно ли это ятя человека»? Причем речь идет не о человеке вообще, а о конкретном индивиде, который уже сегодня, завтра может стать жертвой роковой случайности.

    Еще философы прошлого высказывали мысль, что не бывает совершенс­твования без сохранения, развития - без преемственности, без самого береж­ного отношения к прошлому. Разрушить относительно легко, создать значи­тельно труднее.

    В свое время (19 в,) Кант (немецкий философ) сформулировал интерес­ный запрет, актуальный и по сегодняшний день: «Поступай так, чтобы ты всег­да относился к человечеству., как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству» (помогающему решить твои узкокорыстные проблемы) Но жизнь дает нам богатый фактический материал, который показывает, что во взаимоотношениях между людьми (даже самыми близкими) одни беззастенчи­во используют других как элементарное средство для достижения поставлен­ных целей, не задумываясь о том, что «другие» - это тоже люди, стремящиеся к собственному счастью, и к ним надо относиться достойно.

    Еще один важный гуманистический принцип особенно актуален сегодня: никто не должен и не может быть осчастливлен насильно, в соответствии не с его личным, а с чужим представлением о счастье; никого нельзя улучшить без его добровольного согласия, свободного творческого усилия, направленного на реализацию собственных индивидуальных задатков, возможностей, интере­сов. А мы нередко слушаем выступления политических лидеров, которые гово­рят о том, как они мыслят «осчастливить» народ, совершенно не интересуясь тем, что в действительности хочет народ, каким он видит свое будущее. Еще чаще встречаемся с представителями старшего поколения, которые стремятся «улучшить» современную молодежь без ее на то согласия, без того, чтобы эта молодежь сама решала те проблемы, которые перед ней встают, реализовывала собственные цели, боролась и преодолевала встающие на пути префады. Та­кое отношение к подрастающему поколению приводит к дефициту активной личности, умеющей бороться, увлечь за собой других.

    Общество не может добиться обновления человека иначе- как, предостав­ляя простор его самоосуществлению для реализации таких его возможностей, которые уже заложены в нем историей. Эта идея человеческого саморазвития, обретения себя самого в новых общественных условиях противостоит любым попыткам манипуляции человеком под самыми благовидными предлогами. Человек призван свободно выявлять и развивать присущие ему разум и гуман­ность А это возможно только в разумном, свободном и гуманном обществе.

    История человечества есть процесс становления свободы человека, т.е. процесс все большего развития его сущностных сил Свобода предполагает выбор. Человек истинно свободен, когда он осуществляет этот выбор само­стоятельно, без принуждения, навязывания ему чужих мнений, при условии знания законов реального мира, в том числе и законов, по которым развивается общество Человек свободен в той мере, в какой условия его бытия позволяют ему это Именно свобода предоставляет ему право на труд, справедливое рас­пределение материальных и духовных благ, участие в общественных делах, развитие и применение своих способностей

    5. Понятие ценностей в философии

    Философское учение о ценностях и их природе называется аксиологией. Но прежде чем сложиться в ее современном виде, эта теория прошла истори­ческий путь развития, равный становлению самой философии, в рамках ко­торой она и формировалась. В античной, а затем и средневековой философии ценности отождествлялись с самим бытием, а ценностные характеристики включались в его понятие. Ценности, таким образом, не отделялись от бытия, а рассматривались как находящиеся в самом бытии. Начиная уже с Сократа и Платона основными вопросами были: что есть благо? Что есть справедли- вость1' Они же являлись и главными критериями истинного бытия, Не слу­чайно Платон в учении об идеальном государстве положил в основу такого государства принцип справедливости. Уже в античной философии наблюда­ются разные подходы к вопросу об абсолютном и относительном характере ценностей. Если, например, по мнению Платона, высшие ценности носят аб­солютный характер, то с точки зрения софистов, все ценности индивидуальны и относительны. Это вытекало из их основного тезиса: «человек есть мера всех вешей» Попытка дифференцированного подхода к ценностям содержится в философии Аристотеля, который, с одной стороны, признает самодостаточные ценности, или «самоценности», к которым, в частности, относятся человек, счастье, спргледливость и т.д. Но вместе с тем он утверждает и относительный характер большинства ценностей, ибо разные веши кажутся ценными детям и мужам, добрым и мудрым людям

    Мудрость состоит как раз в «постижении умом вещей по природе наибо­лее ценных».

    Различные исторические эпохи и разные философские системы наклады­вают свой отпечаток на понимание ценностей В Средние века они связыва­ются с божественной сущностью, приобретают религиозный характер Эпоха Возрождения выдвигает на первый план ценности гуманизма. В Новое время развитие науки и новых общественных отношений во многом определяют л основной подход к рассмотрению предметов и явлений как ценностей.

    Гегель особое внимание уделяет разграничению ценностей на экономи­ческие (утилитарные) и духовные. Первые выступают как товары и характери­зуются со стороны их «количественной определенности» По существ}', здесь имеется в виду абстрактная, меновая стоимость товара Поскольку вещи име­ют ценность, - пишет он, — мы рассматриваем их как товары. Их значимость состоит в ценности, и только в ценности, не в их специфических качествах. Эти ценности всегда относительны, т.е. зависят от спроса, «от продажи, от вку­са публики». Во втором смысле ценности связываются со свободой духа, и асе, что имеет ценность и значимость, — духовно по своей природе»

    В современной литературе также существуют разные точки зрения по воп­росу о природе ценностей и их понятии, В частности, ценность рассматрива­ется как предмет, имеющий какую-либо пользу и способный удовлетворить ту или иную потребность человека; как идеал; как норма, как значимость чего- либо вообще для человека или социальной группы и т.д. Все эти понимания от­ражают определенную, реальную сторону ценностей, и их надо рассматривать не как взаимоисключающие, а как взаимодополняющие общую концепцию ценностей. Они имеют разные основания и связаны с разными субъектами ценностного отношения. Поэтому каждый из подходов имеет право на сущес­твование, ибо он отражает то или иное реально существующее в социальной действительности ценностное отношение. В этом плане даже религиозные ценности, связанные с верой в сверхъестественное, являются также реальны­ми ценностями, которые служат ориентиром в жизни верующих, обусловлива­ют нормы и мотивы их поведения и поступков.

    Если иметь в виду самое общее понимание ценностей, то можно сказать, что ценность - это понятие, указывающее на культурное, общественное или личностное значение явлений и фактов действительности.

    Ценность - термин, широко используемый в философии для указания на человеческое, социальное и культурное знание определенных явлений дейс­твительности. По существу все многообразие предметов человеческой де­ятельности, общественных отношений может выступать в качестве ценностей или объектов ценностного отношения, т.е. оцениваться в плане добра и зла, ис­тины или лжи, красоты или безобразия, справедливого или несправедливого. В процессе человеческой деятельности ценностные аспекты взаимосвязаны с познавательными и волевыми. Каждое общество характеризуется специфичес­ким набором ценностей, совокупность которых выступает в качестве регуля­тора общественной жизни. Усвоение этих критериев ценностей личностью со­ставляет необходимую основу ее формирования и поддержания нормативного порядка в обществе. Развитые ценностные ориентации - признак зрелости личности. Это как бы призма, через которую человек воспринимает не толь­ко внешний, но и свой внутренний мир, осуществляя связь между сознанием (как отражением действительности) и самосознанием (отражением и анализом своих действий, чувств, волевых усилий). Последнее особенно важно, так как развитое самосознание позволяет личности реально оценивать себя, свои воз­можности, удачи и поражения.

    Устойчивая и не противоречивая совокупность ценностных ориентации обусловливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность принципам и идеалам, активность жизненной позиции, упорство в достижении цели. Противоречивость в ценностных ориентациях порождает непоследова­тельность в поведении: непредсказуемость, безразличие, полную зависимость от случайных внешних факторов.

    Для молодого человека понятие «ценность» нередко начинается с понятия «счастье». При всей многогранности этого явления нельзя забывать, что счас­тье - это когда тебя понимают (любят и ценят) близкие, друзья, сокурсники, коллеги Подумайте, что может быть дороже и важней понимания, сочувствия, готовности разделить с тобой беду и удачу, поддержать в лучших стремлениях, в делах и развлечениях? Что может быть дороже понимания того, что нужен, необходим людям, без тебя «им жизнь - не в жизнь»? Ведь слово «счастье» означает «соучастие твое в делах других людей», и этих «других» - в твоих собственных заботах

    Еще в эпоху Возрождения Леонардо да Винчи высказал интересную мысль о том, что человека можно считать счастливым и гармоничным, если он хочет то, что может, а может то, что должен И хотя, на первый взгляд, выражение противоречиво, но в нем отражен опыт многих поколений. В противном случае человека ожидают бесконечные конфликты с самим собой.

    Понятие «ценность» в полной мере относится к человеческим знаниям. Однако знания как ценность в реальной жизни не всегда могут быть реализо­ваны. Так, например, правильный диагноз при лечении заболевания безуслов­но, представляет собой ценность. Если же отсутствуют соответствующие ле­карственные средства, то знание природы заболевания мало, чем поможет (т.е. теряет свою ценность). В сфере производства знание новейшей технологии при отсутствии соответствующего оборудования также теряет свою ценность. Бывают ситуации, когда знания намеренно искажаются, так как такое иска­жение оказывается полезным тем или иным социальным группам для подде­ржания власти, достижения победы над противником. Такая «польза» (мнимая ценность), противоречащая истине, рано или поздно обязательно приводит к социально-историческому злу, к большим бедствиям для общества.

    На протяжении веков, со времени зарождения научного познания, вера в силу человеческого разума сопровождалась сомнением: как будут использова­ны его творения'7 Речь идет об ответственности ученого, политика за то, что им создано и реализовано.

    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16


    написать администратору сайта