Учебное пособие приднестровский государственный университет им. Т. Г шевченко В. В. Граневский, В. Г. Тащук философия
Скачать 2.26 Mb.
|
СТАНОВЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ Ригведа, сборник различных гимнов ( ок. 1500 г. до н.э.). Вторую часть Вед составляют Брахманы - сборник ритуальных текстов. На них опирались религия брахманизма, господствовавшая до появления буддизма. Третья часть Вед - Араньяки, содержащие правила поведения для отшельников. Завершают Веды Упанишады, собственно философская часть, возникшая около ЮООг до Н э' Уже в период господства религиозных и мифологических взглядов, отравившихся в Ведах и в Упанишадах, возникли первые элементы философского сознания, и началось создание первых философских учений.Самостоятельные учения в Индии появились в 7-6 вв до н.э. в форме философии локаята (чарвака). Признавая естественность и вечность бесконечного многообразного мира они отвергали сверхъестественность природных явлений, отрицали бессмертие души, выступали претив языческих обрядов, религиозных учений джайнизма и буддизма. Сторонники философии вайшешкка (Зв. до н.э.) обосновали представление об атомах как неделимых частицах всех вещей. Если стихийно-мате- риапистические взгляды Древней Индии ориентировали людей на активное отношение к миру; то учения джайнизма и крайние формы буддизма -преимущественно на созерцательность. Целью человека в этих учениях провозглашалась достижение особого духовного состояния (нирваны) - слияния с «божественной сущностью» и освобождения от материально - чувственного мира. Философы Древнего Китая в 7-6 вв. до н.э. также стремились объяснить мир, исходя из него самого, путем рационального исследования действительности, подвергая сомнению власти божества над ходом всех процессов. Пытаясь раскрыть материальные первоначала всего сущего, некоторые из древнейших мыслителей считали таковыми дерево, огонь, метал, воду и землю. Рассматривая все сущее как единство противоположных начал - мужского - янь, и женского - цинь, китайские мыслители объясняли бесконечный процесс движения их диалектическим взаимодействием. Древнекитайский философ Лао Цзы (6в до н.э.) известен своим учением о естественном законе движения
Продолжателем такой традиции был Мо Цзы (5-4в до н э). Он известен также как критик учения Конфуция (6-5вв. до н.з). Идеи Конфуция положили начало двум основным направлениям всей последующей китайской философии
Многообразием школ и направлений характеризуется древнегреческая философия ( 4 в до н.э. - Дв.н.э ). Древнегреческая философия возникла не в самой Греции, а в ионийских городах западного побережья Малой Азии, основанных греками. Здесь раньше, чем в Греции, развилось рабовладельческое производство, торговля и выросшая на их основе духовная культура. Первые фил ософские( материалистические) учения возникли на рубеже 7-6 вв. до н.э. в Милеете. Там жили три мыслителя: Фалес, Анаксимандр и Анакси- мен Задавшись вопросом, от куда все возникает и во что превращается, они искали начало происхождения и изменения всех вещей. Основу всего многообразия вещей и явлений, они пытались найти в некой первоматерии, отождествляя ее с чувственно- воспринимаемыми видами материи. Фалес - с водой. Анаксимен
Саму жизнь и дух первые греческие философы рассматривали как особые сочетания материальных первоначал. Диалектика первых греческих философов получила яркое выражение у Гераклита (520-460гг. до н.э.), который полагал, что вечное движение («все течет, все изменяется»), различные превращения в многообразие вещей осуществляется через закономерную борьбу противоположностей Подобно милетским философам он полагал, что все существующие вещи возникли из вещественного первоначала - из огня Он считал, что огонь наиболее способен к изменению, наиболее подвижен Гераклит утверждал, что «этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим» У Гераклита душа материальна и представляет собой наименее влажный, сухой огонь В отличие от ионийцев Пифагор ( ок. 580-500гг. до н.э.) отождествлял субстанцию мира с числом как устойчивым и бесконечным субстратом Вселенной. Числа, выражают, по их мнению, определенный порядок, гармонию мира («где нет числа и меры, там хаос и химеры»). Число как субстанция стоит у них где-то между чувственно- воспринимаемой материей и идеей. В 6 - начале 5 века до н.э. в другой греческой колонии на юге Италии,
(неразрешимых противоречий), которыми пытался обосновать отсутствие Движения в действительном мире («Ахиллес и черепаха», «Летящая стрела» и др.). В прот ивоположность Крат илу. который игнорировал момент устойчивости, он абсолютизировал эту устойчивость В 5-4вн. до н. э. в Афинах, а в 3-2 вв. до н.э. в Александрии, греческая наука получила дальнейшее развитие В астрономии были установлены факты шарообразности и вращения Земли вокруг своей оси Аристарх Самосский - 3 вв. до н.э.) создает новую космологическую картину мира, расположив олнце в центре Вселенной, а Землю представив обращающей вокруг него Сделанные Архимедом открытия а механике тоже сохраняют свое значение до настоящего времени. Древнегреческий географ Эратосфен измерил окружность Земли н предпринял первую попытку создать карту нашей планеты. Велики заслуги древних греков в развитии математики. Евклид, живший в Александрии в 4-3 вв. до н. э., в труде «Начала» дал обобщение достижений древнегреческой математики. Расцвет древнегреческой науки находил соответствующее выражение в философских обобщениях античных мыслителей. Левкип впервые в древнегреческой философии выдвинул идею об атомах как мельчайших неделимых материальных элементах, из которых состоят все предметы Он же предпринимает попытку обоснования причинности в природных процессах. Наиболее глубокое выражение философский материализм получает в учении Демокрита (5-4 в в до н.э.), основавшего свою школу в Афинах, Исходное положение атомистической системы Демокрита - тезис о существовании пустоты и атомов, образующих своими бесконечно многообразными соединениями все сложные тела. В отличие от элеатов, Демокрит не только не отрицает чувственно наблюдаемой картины качественного многообразия действительности, а напротив, стремиться ее объяснить, исходя из сформулированного им принципа. Для такого объяснения Демокрит допускает, что атомы отличаются друг от друга по форме, порядку и положению. Эти первоначальные различия и лежат в основе всех наблюдаемых различий. Ни одно из них, следовательно, не бывает беспричинным. Таким образом, признание универсальной причинности непосредственно вытекает из атомистики, т.к. находящиеся в непрерывном движении атомы, имеют причину своего движения и этой причинной является пустота. Поэтому Демокрит одновременно и отрицает случайность и признает ее: отрицает в смысле беспричинности — никакое событие не может возникнуть без причины, признает в смысле противоположности целесообразности - никакое событие в природе не возникает и не происходит ради осуществления какой-либо цели. В этом смысле всякое событие случайно. Атомистическое воззрение Демокрит распространил на учение о жизни и душе. Он объясняет происхождение организмов из различных физических условии, целесообразность при этом отвергается. Жизнь и смерть организмов сводится к соединению и разложению атомов, причем основой жизненных отправлений считаются атомы особой формы - круглые, гладкие и весьма малые. Душа состоит из огненных атомов и представляет временное соединение Бессмертие души Демокрит отвергает.Материалистическому учению Демокрита о бытие соответствует и материалистическое учение о познании. Исходным началом и основанием познания Демокрит признавал ощущения. В них он видит не только образы материальных вещей, порождаемые действием вещей на чувства, но как бы перенесенные из самих вещей их копии, проникающие в тело человека через органы внешних чувств. Эти копии тоже материальны. Они отделяются от самих вещей, несутся во все стороны в пустом пространстве и, достигая наших органов, проникают в них через поры. Однако познание не сводится целиком к ощущениям Ощущения - необходимый источник познания, но недостаточный. Существу- юг предметы и свойства предметов , которые ввиду своей малой величины недоступны чувствам. Такие свойства вещей постигаются только умом, и это познание также может быть достоверным. Так, мы не видим, не слышим и не осязаем непосредственно ни пустоты, ни атомов, однако мы убеждаемся в их существовании посредством ума. Демокрит различает то, что существует «во мнение», оттого, что существует в действительности. Он считал, что такие признаки как сладкое, горькое, теплое, холодное, цвет, в действительности не существует . В действительности существует только атомы и пустота. В дошедших до нас отрывках Демокрит выступает как активный приверженец рабовладельческой демократии. Политику он рассматривает как важнейшее искусство, задача которого - обеспечение общих интересов свободных граждан рабовладельческой демократии. Касаясь проблемы человека, он считал, что люди первоначально жили подобно животным, пользуясь готовыми продуктами природы Нужда, потребность были учительницей людей; человеческие руки, ум и сообразительность под воздействием потребности создали в последствии общество, жилища, одежду, орудия труда и т.д. К концу 5 - началу 4 в. до н.э. в силу целого ряда причин поступает кризис афинской демократии, что вызвало к жизни идеологию рабовладельческой аристократии. Отражением этих процессов явилась философия Сократа (5-4 вв. до н.э.), который впервые ввел термин «идея», «идеальное», поставил человека в центр философских исканий. Ученик Сократа, Платон создал одну из первых систем объективного идеализма, а платонизм в целом явился важнейшим источником возникновения христианства Сын родовитого афинского гражданина, Платон (427-347 до н.э.) был противником афинской демократии. Свою литературную деятельность Платон начал, по-видимому, с небольших диалогов, посвященных категориям этики, в зрелый период он написал трактат «Государство». К поздним сочинениям относятся диалоги, обнаруживающие близость Платона к пифагорейцам, а также обширный диалог «Законы». Философское учение Платона содержит обширный круг вопросов: о бытие, о мире и его происхождении, о душе н о познании, об обществе, о воспитании и т.д. По учению Платона, мир чувственных вещей не есть мир истинно сущего: чувственные веши непрерывно возникают и погибают, изменяются, в них нет ничего прочного и истинного. Подлинная сущность чувственных вещей, их причины - бестелесные нечувственные формы, постигаемые умом. Эти причины или формы, Платон называет видами («эйдосами») и, гораздо реже идеями. Каждому классу чувственных предметов соответствует в бестелесном, нечуьственном мире некоторый «вид», или «идея». По отношению к чувственном вещам «виды» («идеи») суть одновременно и их причины, и образы, по которым были созданы эти вещи, и цели, к которым стремятся существа чувственного воспринимаемого мира. В то время, как атомисты считали телесными атомы, а небытие приравнивали к пустоте, у Платона небытие есть «материя», а бытие - бестелесные Преднестр^ерий государственный Университет им. Т Г Шевченко Научная библиотека Учебный фонд виды. Таким образом, учение Платона это объективный идеализм, т.к. материя рассматривается как производная от нематериальных, предшествующих вне и независимо от сознания людей Область «видов» или «идей», образует по Платону, систему, подобную пирамиде; на вершине этой пирамиде находится «идея» блага Она обуславливает познаваемость, существование предметов, от нее они получают свою сущность. Это положение об «идеи» блага придает идеализму Платона телеологический характер, т.е. характер учения о целесообразности, т.к. благо объявляется не только верховной причиной бытия, но и целью. «Виды» вечны и неизменны, несотворимы и не зависят от условий пространства и времени, Напротив, мир чувственных вещей - это мир вечного возникновения и гибели, изменчивости; все вещи и их свойства относительны, преходящи, ограничены условиями пространства и времени. Различию этих областей бытия соответствует, по Платону, различие родов знания. Знание есть воспоминание До своего вселения в телесную оболочку, душа пребывала в мире идей и созерцали там истинно сущее. Соединившись на Земле с телом, душа забывает то, что знала до своего падения на Землю Однако она хранит в своей глубине память о том, что она когда-то созерцала в мире идей. Восприятия материальных предметов напоминают душе позабытые ею знания, «идеи». Человеческая душа, согласно Платону, независима от тела и бессмертна. Чем больше она пребывает в царстве идей (до своего падения на Землю), тем больше знает данный индивид, в тело которого она вселилась. Душа состоит из трех частей: из разумной части, которая создается самим демиургом, из аффективной (движимой страстями) н вожделеющей, которые создаются низшими богами. Победа разумной части души над страстями и чувственными вожделениями возможна только при надлежащем воспитании. Так как большинство людей, утверждает Платон, одними личными усилиями не могут приблизиться к совершенству, то отсюда возникает необходимость в государстве и законах. Государство основывается на разделение труда между разрядами свободных граждан, обеспечивающем наилучшее, наиболее полезное для общества выполнение каждым разрядом его специальной деятельности. Так как частная собственность и семья представлялись Платону источником противоположных интересов, подрывающих единство общества, то в своем проекте идеального государства он развил план общежития, основанного на устранении - для правителей и воинов - личной собственности, а также учение об общности жен и о государственном воспитании детей. Среди учеников Платона был гениальный мыслитель Аристотель (384-322 до н.э.). В Академии Платона, Аристотель из ученика Платона превратился в самостоятельного мыслителя. После смерти Платона, Аристотель проживал в г Атарнее, в г Митилене на острове Лесбос, а с 343 г. до н.э. - при дворе македонского царя Филиппа в качестве воспитателя его сына Александра. Учение Аристотеля - дуализм - непоследовательный объективный идеализм, включающий в себя ряд материалистических положений. Это учение сложилось в результате критики учения Платона («Платон мне Друг, но истина дороже») об идеях. Аристотель доказывает несостоятельность платоновской гипотезы «идеи», исходя из следующих соображений:
3.Обособив «идеи» в мир вечных сущностей, отличный от изменчивого чувственного воспринимаемого мира, Платон лишил себя возможности объяснить факты рождения, гибели и движения. 4. Платон сближает свою теорию «вещей» с предположениями о причинах всего возникающего и учит,что все такие предположения восходят к единой, но уже непредполагаемой основе - к идеи «блага». Однако сам Аристотель в результате этой критики не приходит к отрицанию идеалистического положения о существовании нематериальных причин чувственно воспринимаемых вещей. По Аристотелю, каждая единичная вещь есть единство «материи» и «формы». Форма нематериальна, но она не является потусторонней сущностью Так, медный шар представляет собой единство вещества - меди - и формы - шаровидности, которая придана меди мастером, но в реально существующем шаре она составляет единство с веществом. Противоположность «формы» и «материи», по Аристотелю, небезусловная. Медь это «материя» по отношению к шару, который из нее отливается, но та же медь «форма» по отношению к физическим элементам, соединение которых, по Аристотелю, составляет медь. Медь лишена « формы», поскольку меди еще не придана форма шара. И та же медь есть «возможность» формы, поскольку медник может внести в вещество меди эту форму. « Форма» есть действительность того, возможностью чего является «материя»,и, наоборот, "«материя» есть возможность того, действительностью чего будет «форма», С помощью этих положений о соотносительности материи и формы Аристотель пытался преодолеть роковую для платоновского идеализма пропасть между Миром вещей и «идей». Согласно Аристотелю, в пределах мира чувственно воспринимаемых вещей возможен последовательный переход от «материн» к соотносительной ей «форме», от «формы» - к соотносительной ей «материи» Поднимаясь по лестнице «форм», мы, утверждает Аристотель, доходим наконец до высшей формы - «форма форм», которую уже нельзя рассматривать как «материю» или как «возможность» более высокой «формы» Такая предельная «форма» является перводвигателем пребывающий вне мира. Признавая за материальным миром вещей свойство быть в вечном движении, он все же связывает его с Богом, как формой всех форм, как источник движения. Именно Бог сообщает круговые движения всем небесным сферам, к которым прикреплены звезды и центр которых совпадает с центром Земли. В отличие от движении мира вещей, существование небесного мира и мира звездных сфер - вечно, неизменно, нерушимо В дальнейшем ( 2в. до н.э.) знаменитый астроном древности Птоломей при обосновании геоцентрической системы Вселенной, опирался, к сожалению, именно на эти положения Аристотеля, критикуя и отвергая идеи Аристарха Самосского. Таким образом, по Аристотелю, сущность вещи (ее «форма») неотделима от того, сущностью чего она оказывается. Если Платон утверждал, что чувственно воспринимаемые вещи не могут быть предметом познания, то для Аристотеля окружающий человека мир - это и есть то, что познается, изучается и благодаря чему достигается познание общего. Учение Аристотеля о бытии опирается на его у чение о категориях, изложенное в сочинении «Категории» и в «Метафизике». Наиболее полное знание вещи достигается, по Аристотелю, тогда, когда известно, в чем сущность этой вещи. В теории познания Аристотадь ис-ходач иъ представления о «у шествовании независимой от субъекта объективной реальности. Ощущения человека - отражение внешнего мира. Источник познания - чувственный опыт, а ощущения предполагают независимый от сознания предмет восприятия. Но хотя Аристотель утверждает, что а разуме нет ничего, что раньше не было бы в ощущениях, утверждение это он не распространяет на высшие аксиомы науки и мышления, которые , по его мнению, уже не могут быть признаны умозрительными, а не опытными предпосылками знания. Аристотель - первый древнегреческий философ, от которого дошли систематически разработанные трактйяы по вопросам логики. Логику он понимает как науку о доказательстве, а также о формах мышления. Для него логика не отдельная наука, а орудие всякой наукн, Аристотель называет логику аналитикой. В специальном трактате, который получил название «Аналитик», он изложил свое учение - об умозаключении и о доказательстве. Он считал, что логика исследует методы, при помощи которых известное данное может быть сведено к элементам, способным стать источником его объяснения . Вопросам логики посвящены также его работы «Топика», «Об истолковании» (теория суждений), «Опровержение софистических умозаключений». В своих исследованиях общественно-политической жизни Аристотель выдвинул ряд глубоких мыслей. Взгляды Аристотеля на государство Опирались на огромный, изученный им и собранный в его школе материал - описания конституционного устройства 158 греческих городов - государств. Одно из таких описаний - «Афинская полития» - было найдено в 1890г Наиболее полезным классом общества он считал земледельцев, которые в последствии своего образа жизни не склонны активно вмешиваться в вопросах управления государством. Этим делом должны заниматься классы общества обладающие умеренным достатком. Что касается форм государственной власти, то он различает три хорошие и три плохие формы управление государством. Хорошими он считает формы, при которых исключена возможность корыстного использования власти, асама власть служит всему обществу в целом; такова монархия, аристократия и «полития», те власть среднего класса, основанная на смешении олигархии и демократии Плохими формами правления он считал тиранию, олигархию и крайнюю демократию. |