Учебное пособие приднестровский государственный университет им. Т. Г шевченко В. В. Граневский, В. Г. Тащук философия
Скачать 2.26 Mb.
|
2. Средневековая философия В средневековье, когда утверждаются феодальные отношения, общественное сознание характеризует ся господством религии и церкви. Философия становится , можно сказать, служанкой богословия Она сохраняет относительную независимость от религии только в арабских странах, где в силу исторических условий развивается рациональное содержание античной философии в частности позитивные стороны философии Аристотеля. В отличие от Европы, переживавшей r конце 1 тысячелетия н.э. упадок в экономическом и культу рном отношении, в мусульманском мире охватывавшем после завоеваний арабов в 7 в. н.э. огромную территорию от Индии до Атлантики, происходит подъем производства, науки и культуры, значительное оживление торговли. Арабская культура, унаследовав достижения античной науки и философии, в свою очередь оказана большое влияние на западную культуру. Мусульманские ученые наиболее известны как врачи, математики, астрономы, химики. Выдающимися математиками того времени были Аль - Хорезми (9в.), Аль - Фараби ( около 870-950). Аль-Хорезми создал алгебру как новую отрасль науки. Его сочинения «Астрономические таблицы», «Трактат о солнечных часах» и др., переведенные на латинский язык, сыграли большую роль в истории астрономии и математики. Аль-Фараби - знаменитый математик, врач и философ, был глубоким знатоком Аристотеля В философии он был, в основном, идеалистом, как многие мыслители средневековья, он признавал бога первопричиной бытия, однако считал внешний мир существующий самостоятельно и независимо от сверхъестественных сил Материальный мир, по его мнению, состоит из шести природных тел или элементов (простые элементы, минералы, растения, животные, человек и небесные тела). Мир познаваем. Источники познания - органы чувств, интеллект и умозрение Первые два дают непосредственное знание, а с помощью умозрения познается сущность вешей. Наиболее выдающимся ученым и философом Средней Азии был уроженец Бухары таджик по происхождению Ибн-Сина ( Авициена. ок 980-1037j Он был величайшим ученым - энциклопедистом Основной труд Ибн-Сины по медицины - «Канон врачебной науки» - представляет собой подлинную энциклопедию медицинских знаний. В течении пяти веков он служил настольной книгой для врачей как на Востоке, гак и на Западе. Не менее значительна его роль и в области философии. Главное его философское сочинение - «Книга исцеления» ( Он написал более 300 произведений, Из них около 50 посвящено философским вопросам). Философия, по определению Ибн-Сина есть наука о бытии, как таковом илософию он делит натри части: на физику (учение о природе), логику (учение о путях познания природы и человека) и метафизику ( учение о познании бытия в целом). Как ученый, он признавал объективное существование природы. В своих естественнонау чных трудах, придерживаясь точки зрения фактов, эксперимента, он часто покидал позиции идеализма и религии, становясь на точку зрения материализма. В учение о логике он, в основном, разделяет взгляды Аристотеля. Он многое сделал, чтобы представить логическое учение великого древнегреческого мыслителя в чистом виде, без тех схоластических дополнений и извращений, которым оно было подвергнуто в середине века. Излагая законы и формы логического мышления, он старался вывести их из особенностей самого бытия. Логические категории и принципы, говорил он, должны соответствовать вещам, т. е. закономерностям объективного мира. Это положение имело огромное значение, если учесть, что средневековые схоласты стремились изобразить логику не как наук)', а всего лишь как искусство. Ибн-Сина пытался решить спор между номинализмом и реализмом, доказывая, что общее (понятие) существует в единичных предметах, составляя их сущность. В мышлении человека общее существует на основе познания реальных единичных вещей. Общее - это абстракция. Вселенная состоит из единичных вещей. Большое значение в философии Ибн-Снны имело различение им сущности и существования. В вещах конечных сущность не совпадает с существованием, так что из понятия о конечной вещи нельзя с необходимостью вывести ее существование. В боге же как бесконечном существе сущность и существование совпадают, так что из понятия о боге с необходимостью можно вывести его существование. Это различение было усвоено Альбертом Великим и от него - другими схоластами. Центральное место в метафизике Ибн-Сина занимает теория эманации. Согласно этой теории, мир не создан богом, а возник из него естественным образом, путем эманации, т.е. не непосредственно, а через ряд порождаемых им «умов». Бог не в силах создать что-либо без наличия возможности, источник которой - несотворенная и вечная материя. Он учил, что если бог вечен, то вечен также и мир, ибо причина и следствие всегда связаны друг с другом: если есть причина, должно быть и следствие. Основной формой философии в средневековой Европе стала схоластика (от греч. «схола» - школа), широко преподававшаяся в школах, а затем и в университетах. Своими наукообразными рассуждениями и аргументами схоластики стремились обосновать содержание библейских догм, согласовать религию с достижениями античной философии. Главным вопросом, которым занимались схоласты, был вопрос об отношении знания к вере. Схоласты исходили из тезиса о первенстве и главенстве веры над разумом. Однако обсуждение некоторых религиозных догматов вело к постановке также и философских вопросов. Важнейшим из них был вопрос об отношении общего к единичному. В истории философии спор по этому вопросу известен как спор об «универсалиях», т.е. о природе общих понятий. Схоласты предложили множество решений этого вопроса. Основных было два -номиналистический и реалистический. В противоборстве номинализма и реализма, характерном для средневековой философии, выступает поставленная еще Платоном и Аристотелем проблема о взаимосвязи общего н единичного, понятия и вещи. Вслед за Платоном реалисты полагали, что общие понятия (универсалии) существуют реально и отдельно от конкретных вещей. Более того, универсалии предшествуют бытию вещей, представляют собой мир «божественных» мыслей перед актом творения. Номиналисты же , опираясь на принципы Аристотеля, исходили из реальности отдельных вещей. Односторонне подходя к этой проблеме, они считали, что общие понятия являются только именами предметов одного класса, им ничего не соответствует в самих вещах. Известный философ западной схоластики 12в. Пьер Абеляр (1079-1142) выступал против крайнего реализма и крайнего номинализма. Он утверждал, что существовать могут только единичные вещи («субстанции»). Однако вещи могут быть сходными между собой. На этом сходстве и основывается возможность «универсалий». Когда мы утверждаем, нечто о многих вещах, наше утверждение относится не к вещам, а к слову. В этом, по Абеляру, истина номинализма. Наряду с этим следует признать реальность общих понятий, или идей, в уме бога. Они образцы, по которым бог творит вещи. Абеляр содействовал водворению в схоластике умеренного реализма. Его учение вызвало сильное противодействие со стороны реакционной части схоластов. Известный мыслитель средневековья Р.Бэкон (13в.), сторонник эксперимента в познании, обосновывает положение о том, что универсалии существуют в отдельном и через отдельное. Он не только отверг реализм, но идет дальше номиналистов в понимании диалектической взаимосвязи отдельного и общего. Значительное влияние на развитие проблемы универсалий оказало ее решение, заимствованное Альбертом Великим у Ибн-Сины и заново введенное в западную схоластику. Согласно этому решению, общие понятия ( универсалии) имеют троякое существования: 1)они существуют до вещей - в боге как его идеи, взирая на которые он творим вещи; 2) в вещах - как единое во многом и 3) после вещей - как отвлеченные понятия о вещах в человеческом уме. Ученик Альберта Фома Аквинский (1225-1274) происходил из итальянского графского рода, был членом ордена доминиканцев. Образование он получил сначала в Неаполитанском, затем в Парижском университетах. В Париже он слушал Альберта и последовал за ним в Келн, затем был профессором в Париже, где боролся против аверроистов. (Аверроизм, направление западноевропейской сред невеют вон философии, восходящее к воззрениям арабского философа 12 в. Ибн Рушда. Бог- перводвигатель в аверризме противостоит богу - творцу религии откровения, бог как чистый разум - богу как волевому началу. Они разрабатывали у чение о зарождение форм в недрах материи). Цель Учения Фомы - дать отпор аверроизму с позиции правоверного католицизма, показать, что вера и разум не только отличаются друг от друга, но вместе с тем и образуют единство, гармонически согласуются между собой Двигаясь к истине, разум может вступить в противоречие с верой. Вопреки учению аверроистов о двоякой форме истины Фома утверждал, что противоречие между Двумя положениями всегда означает, что одно из них ошибочно. А так как в божественно' ■ • '"кровении, утверждает Фома, не может быть ничего ошибочно, то из обн " жения противоречия следует, что ошибается разум, а не вера, философия, е ''богословия В филос ских основаниях своего богословия Фома опирался главным образом на / -стотеля. В учении о бытии он утверждал, что всякое бытие может быть j 'шь бытием единичных, отдельных вещей. Он называет такое бытие су бета -.ней. Основные понятия учения Фомы - понятия действительности и возмо "юсти Каждая вещь есть сочетании «материи» и «формы». При этом «матерк. 1 - это «возможность» принять форму, а «форма» - «действительность» пс ггношению к материи, уже принявшей форму. Фома ис "сно использует идеалистическую непоследовательность Аристотеля и развг зет, основываясь на нем, свое идеалистическое и всецело подчиненное релин : учение о форме и материн. Согласно Фоме, материя не может существовать -дельно от формы, но форма может существовать отдельно от материи. Это ^начает, считает он, что материальное не может существовать независимо о аыешей формы, или бога, а также , что бог - существо чисто духовное. Тол о для телесных вещей природного мира необходимо соединение формы с мете "чей. Важное значение имело в философии Фомы учение о реальном разди'-' <1 сущности и существования. Основная идея этого учения, восходящего к Hi ч-С и не. состоит в утверждении, что сущность и существование реально совпат.ют только в боге. Напротив, во всех созданных богом вещах их сущность отлг ается от их существования. При этом, разъясняет Фома, существование выше " 'щности, относится к ней как действительность к возможности. Опираяс:. ма эти понятия, Фома развивает доказательства существования бога, которое выводит не из понятия о боге, а из того, что каждое явление имеет свою причину (так называемое космологическое доказательство бытия бога). Подним т'тсь по лестнице причин, утверждал Фома мы приходим к мысли о необходк -ости существования бога - верховной причины всех реальных явлений и прс>ссов. Будучи < :оронником умеренного реализма, он считал, что невозможно полное, адекв' > иое соответствие между нашими мыслями и реальностью. Общее, по мненк'о Фомы, есть продукт нашего ума, однако оно имеет отношение к реальности, -ак реальность она существует вне ума. Отсюда он выводит, что общее существ ет и само по себе - в уме бога. Цель деятельности человека - познание. Человече -:ое общежитие, по учению Фомы, предназначено для того, чтобы содействог -ть достижению индивидами целей своей морали в духе католического учет:1 Государственная власть происходит or бога, форма же правления в кажде- отдельном случае должна согласоваться с обстоятельствами. Сам Фома поддерживает монархию. В своей социальной теории он проводит мысль о превосходстве церкви над гражданским обществом; земная жизнь в государстве - :та только приготовление к будущей, духовной жизни. Власть государя дол>: .-;а быть подчинена высшей, духовной власти. Во главе ее на небе - Христе о. а на Земле - римский папа. Учение Фомы, получившее название томизма, стало идеологической опорой католицизма. З.Философия эпохи Возрождения Зачатки капиталистического способа производства появляются в отдельных городах Средиземноморья в 14-15вв. В Италии уже в 14в. возникают первые мануфактуры, свидетельствовавшие о переходе от ремесла, характерного для феодального общества, к капитализму. Здесь раньше, чем в других странах Европы, происходило интенсивное развитие городов и городской культуры. Дальнейшее развитие капитализма в странах Западной Европы были связаны с великими географическими открытиями конца 15- начата 16 в Открытие Америки и морского пути в Индию, первое кругосветное путешествие Магеллана привели к тому, что рамки старого, неизменного в течении веков круга земель, были разбиты. Радикальные социально-экономические и технические изменения имели своим следствием коренной перелом и в духовной жизни европейских народов. Если в эпоху феодализма религия была безраздельно господствующей идеологией, то теперь духовная диктатура церкви была сломлена. Возникновение новых форм политической организации господствующего класса- сильных национальных абсолютистских монархий в Испании. Франции, Англии и некоторых других странах, укрепление централизованной государственной власти вообще привели к значительному ослаблению экономического могущества и политического влияния римско-католической церкви. Новая эпоха вызвала к жизни новые представления о сущности общества, о природе человека и т.д. Один из главных моментов нового взгляда на общество - понимание общества как суммы независимых друг от друга индивидов Одним из первых идеологов того времени стал флорентинец Николо Макиавелли (1469-1527). В своем произведении «Государь» он доказывал, что побудительные мотивы деятельности людей - это эгоизм, материальный интерес Люди, писал он, скорее забудут смерть отца, чем лишение имущества. Таким образом, он объявлял естественными свойствами человеческой природы основные черты складывавшегося в эту эпоху буржуазного индивидуализма Макиавелли отвергает теократичную концепцию, согласно которой государство зависит от церкви как высшей власти на земле. Он обосновывает необходимость светского государства, противопоставляя теологическому пониманию государственной власти юридическое мировоззрение, отделяющее правовые установления от предписаний религии. Поскольку благополучие и могущество государства составляют, по его мнению, высший закон политики, Для достижения этой цели пригодны всякие, в том числе и самые аморальные, средства - подкупы, у бийства, отравления, вероломство Государь, вставший па путь создания сильного централизованного государства, должен сочетать в себя качества льва и лисицы. Политика, которую рекомендует ему Макиавелли, - политика кнута и пряника. Крупнейшим деятелем «народной реформации» был Томас Мюнцер (1490- '525). Он сформулировал радикальну ю политическую программу Она содержала требования отмены частной собственности, обобществления имущества, ликвидации сословных различий, чужой народу государственной власти, введения всеобщего равенства. Сопротивление господствующих классов этой программе должно быть подавлено вооруженной силой народа. Более глубокие принципы переустройства общества в интересах народа сформулировал английский гуманист и государственный деятель Томас Мор (1478-1535) в книге «Утопия», которая сделала ее автора первым представителем утопического социализма «Утопия» Мора отразила конкретные исторические условия, сложившиеся в Англии в 16в. Мор глубоко сочувствует страданиям широких масс английских крестьян, которые изгонялись помещикамн с их земель; многие земли превращались в пастбища для овец, разведение которых сильно увеличилось ввиду резкого роста текстильного производства. В работе, автор, указал на частную собственность как на основную причину бедствий народа и всех социальных зол. Отсутствие частной собственности - главная особенность общественного строя, который описан в «Утопии». На этом воображаемом острове труд является обязанностью всех членов общества. Государство осуществляет учет и распределение всех производимых населением продуктов, непосредственной организацией производства занимаются местные общины. В противоположность религиозным представлениям Средневековья, Мор утверждает, что жители Утопии живут в полном согласии со своей природой, стремятся к здоровым наслаждениям ит.д Другим видным теоретиком утопического социализма был итальянский философ Томмазо Кампанелла (1568-1639). Уроженец юга Италии, находившегося тогда под властью испанской монархии, Кампанелла стал во главе заговора, имевшего своей целью освобождение страны от испанского ига. Из-за предательства заговор потерпел неудачу и Кампанелла был брошен в тюрьму, где он провел около 27 лет. Здесь в 1602 году он написал свой главный труд - «Город Солнца». Как н в «Утопии», в «Городе Солнца» нет частной собственности. Люди живут общиной, поскольку уважение к труду прививается с детского возраста. В отличие от Мора, Кампанелла придает значение техническим изобретениям. Он говорит о самодвижущихся парусных телегах, о кораблях, приводимых в движение особыми механизмами, об искусстве соляриев {жителей города Солнца) летать по воздуху, об удивительных подзорных и слуховых труб, позволяющих слышать «небесную гармонию», и т.п. Обоснование социального идеала у Кампанеллы - пантеистическое. Жизнь общины основана на божественно - природном законе, согласно которому целое всегда выше любой из своих частей Каждый человек прежде всего член коллектива. Первым выдающимся пантеистом этой эпохи был Николай Кузанский (1401-1464). Он идеалистически решал основной вопрос философии: природа, включая и человека, представлялась ему производным от бога, который рассматривается как высшее, абсолютное бытие. Однако, развивая идеи пантеизма, он фактически отрицает сотворение мира богом. Сближая бога с природой , он приписывает последней божественные атрибуты, и прежде всего бесконечность и безграничность в пространстве. Историко-философское значение этой космологической идеи Кузанского становится особенно ОчевиДным, если учесть, что одной из основ богосл о веко-схоласта чес ко го мировоззрения было утверждение о конечности Вселенной в пространстве и сотворенность ее во времени. Он утверждал также, что Земля не является центром мира, а так называемая сфера неподвижных звезд не является окружность, замыкающая мир. Глубокие идеи Кузанский высказал и в теории познания. Убеждение в том, что мир бесконечен, приводит его к новому пониманию самого процесса познания. Если схоласты считали, что цель познания - достижение неизменной, раз и навсегда данной «божественной истины», то он подчеркивал, что процесс познания означает бесконечное совершенствование человеческих знаний. Он выделяет различные ступени познания и дает оценку каждой из них Первая ступень - ощущение—дает лишь смутные образы вещей. Над ним возвышается разум, оперирующий числами и дающий вещам имена. В отличие от схоластики он не разграничивал чувство и разум, а доказывал, что разум как высшая ступень познания присутствует и в ощущениях как деятельность внимания и различения, Важнейшее свойство разума - способность мыслить бесконечное, а бесконечность помогает нам полностью преодолевать всякую противоположность. В этой связи Кузанский и развивает свое диалектическое учение о «совпадении противоположностей». Примеры такого совпадения он черпает прежде всего из области математики: по мере увеличения радиуса окружность все больше н больше совпадает с касательной к ней, и таким образом исчезает противоположность прямого и кривого; аналогичным образом сливается с прямой и треугольник, если неограниченно уменьшать угол, противолежащий основанию и т.д. Огромный рост естественнонаучного знания вэпоху Возрождения получил свое выражение в ряде открытий. Особенно большие успехи сделали математика и механика Строительство больших зданий, прогресс в кораблестроение, радикальные изменения в военном деле - все это требовало применение науки в производство. Развитие математики в Италии и в других странах Западной Европы вызывалось именно этими потребностями. Так, в 15в. получили всеобщее распространение арабские цифры, были воскрешены из забвения работы математиков - Евклида, Пифагора, Архимеда и др. Исключительное значение в это время имело возникновение экспериментального естествознания. Успехи математики и опытного естествознания оказали непосредственное влияние на развитие философии и способствовали поражению схоластики. Важнейшие открытия в эту эпоху были сделаны в астрономии, развитие которой было обусловлено прежде всего потребностями мореплавания и необходимостью исправления календаря. А поскольку б огословско-схоластическое мировоззрение неразрывно связана с геоцентрической картиной мира, новые открытия в астрономии разрушали это мировоззрение. Важнейшим из этих открытий была гелиоцентрическая система польского ученого Николая Коперника (1473-1543), заложившая основы научной астрономии. Важнейшие положения гелиоцентрической системы мира, обоснованной Соперником в книге «Об обращениях небесных сфер» (1543), следующее :lllllli
Отношение католической церкви к теории Коперника первоначально было двойственным. С одной стороны, будучи заинтересованы в реформе календаря, церковь, обратила внимание на то, что открытие Коперника дает возможность более точно вычислять движение планет, чем система Аристотеля- Птолемея. С другой стороны, церковь сразу поняла, что противоположность этой теории всей системе христианских взглядов на мир. Хотя астрономические наблюдения убедили Коперника в том, что небо «неподвижных звезд» необъятна по сравнению с Землей, а расстояние до него неизмеримо велико по сравнению с расстоянием от Земли до Солнца, все же в принципе Коперник разделял господствующее убеждение о конечности мироздания ( и органичности). Хотя Земля, согласно теории Коперника, и престала быть центром Вселенной, но в принципе такой центр сохраняется. Им становилось Солнце. Коперник сохранил и аристотелевские идеально круговые орбиты обращения планет вокруг Солнца. Опровержение этих ошибочных утверждений Коперника выпало на долю итальянского мыслителя Джордано Бруно (1548-1600). В юности он был монахом доминиканского ордена, затем под влиянием гуманистической идеологии, натурфилософии и теории Коперника вступил в конфликт с католической церковью, сбросил монашеский сан и сбежал из Италии. Один из наиболее важным выводом, сделанных Бруно из пантеизма, состоит в решительном утверждении тезиса о безграничности и бесконечности природы. В своем учении о бесконечности природы он не только развивает идеи пантеизма, но н сознательно примыкает к воззрениям о бесконечности пространства и бесчисленности миров, сформулированными в древности Демокритом Идя по этому пути, он освободил теорию. Коперника от пережитков схоластической космологии. Он отрицает воззрения Коперника, согласно которому Солнце представляет абсолютный центр Вселенной. Такого центра во Вселенной, по мнению Бруно, вообще нет. Любая ее планета, и даже любая точка может быть истолкована наблюдателем, находящимся в ней, как центр Вселенной. Солнцу, следовательно, не абсолютный, а относительный центр Вселенной, т.е. центр нашей планетной системы. Поэтому наше Солнце не единственное во всей Вселенной. Вселенная не имеет границ, число миров в ней бесконечно. Как писал впоследствии Ломоносов; Открылась бездна, звезд полна, Звездам числа нет, бездне дна .. Бруно обращает внимание на физическую однородность всех миров. Он считал, что все миры и все тела Вселенной состоят из пяти элементов - земля, огонь .воздух, вода и нетленного эфира. Эфир служит лишь связующей средой между четырьмя элементами, всеми планетами и всеми мирами; таким образом, пустота исключается. Он полагал, что другие миры также населены, обитаемы. Это его взпмд вытекал из убеждения во всеобщей одушевленности природы, из гилозоизма, которого он придерживался, как и другие натурфилософы этой эпохи. В области теории познания Бруно исходит из положения о человеке как неотъемлемой части природы, как о микрокосме (малом мире), отражающем макрокосм (большой мир). Бруно признавал те же ступени познания, о которых учил Кузанский: чувства, рассудок и разум. Но он противопоставлял чувства разуму. Чувственное восприятие - малонадежный источник познания. Горизонт чувства весьма ограничен, они не способны охватить громадные расстояния во Вселенной и совершенно не способны воспринять бесконечность. Чувства, например, обманывают нас относительно неподвижности Земли н движения Солнца. Осмысление мира как бесконечного приводит Бруно к диалектике совпадения противоположностей и в бесконечно большом и в бесконечно малом. Если у Кузанского учение о совпадение противоположностей было составной частью его учения о боге, то у Бруно оно вполне натуралистично, составляя один из наиболее существенных элементов его учения о природе. В эту эпоху наряду с натурфилософами ряд глубоких философских идей высказали и крупные ученые - естествоиспытатели: Леонардо да Винчи, Галилей и др. В отличие от натурфилософов эти мыслители: 1) теснее были связаны с практическими, производственными запросами своей эпохи, 2) сформулировали ценные методологические идеи и выдвинули такие принципы истолкования природы, которые знаменовали новый этап в развитии философии. 4. Философия Нового Времени Характерными особенностями философии 17 века были тесная связь с естествознанием, борьба против засилья схоластики, обоснование идеологии формирующейся буржуазии. Философам Нового Времени свойственно утверждение о принципиальной недоказуемости религиозных догм христианства, т.е. разделение знания и веры. Если в период Средневековья, философия была органически связана с религией, в эпоху Возрождения — с искусством и гуманитарными науками, то в Новое Время - с естествознанием. С развитием капитализма начинается распространение материалистических идей в Англии ( 17в.).Родоначальником английского материализма и всей современной экспериментальной науки считают Ф.Бэкона (1561-1626). Главный труд Бэкона - «Новый Органон». Это название показывает, что Бэкон сознательно противопоставлял свое понимание науки и ее метода тому пониманию, на которое опирался «Органон» Аристотеля. Другим важным сочинением Бэкона была утопия «Новая Атлантида». Бэкон полагал, что только опытное исследование природы, эксперимент АЭют подлинную истину. Целью познания, он считал расширение мощи и господства человека над природой. «Знание -сила». Этот афоризм стал общепринятым. Знание-сила, но действительной силой оно может стать, только если оно истинно, основывается на выяснение истинных причин происходящих к природе явлений. Лишь та наука способна побеждать природу и властвовать над ней, которая сама «повинуется» природе, т.е. руководится познанием ее законов. Поэтому Бэкон различает два вида опытов: 1. « плодоносные» и 2 «светоносные». Плодоносными он называет опыты, цель которых - принесение непосредственной пользы человеку, светоносными - те. цель которых не непосредственная польза, а познание законов явлений и свойств вещей. Бэкон является сторонником реформы науки и одним из условий реформы должно быть, по его мнению, очищение разума от заблуждений. Он различает четыре вида заблуждений, или препятствий, на пути познания - четыре вида «идолов» {ложных образов) или признаков Это-«идолы рода», «идолы пещеры», «идолы площади» и «идолы театра». «Идолы рода» - препятствие, обусловленные общей для всех людей природой. Человек судит о природе по аналогии с собственными свойствами Отсюда возникает теологическое представление о природе, ошибки, проистекающие из несовершенства человеческих чувств под влиянием различных желаний, влечений. «Идолы пещеры» - ошибки, которые присущи не всему человеческому роду, а только некоторым группам людей, вследствие субъективных предпочтений, симпатий, антипатий ученых: одни больше видят различия между предметами, другие их сходства. «Идолы площади» - препятствия, возникающее вследствие обобщения между людьми посредством слов Во многих случаях значения слов были установлены не на основе познания сущности предмета, а на основе совершенно случайного впечатления от этого предмета «Идолы театра» - препятствия, порождаемые в науке некритически усвоенными, ложными мнениями, «Идолы театра» не врожденны нашему уму. они возникают вследствие подчинения ума ошибочным воззрениям. Знание видов препятствий, подстерегающих ум у человека при исследовании природы, помогает избежать ошибок. Однако это лишь одна сторона познания, т.к. необходимо также знания о методе исследования. Изучая историю науки, Бэкон пришел к выводу, что в ней четко выступают два пути, или метода, исследования: метод догматический и метод эмпирический. Ученый следу ющий догматическому методу, начинает свою работу с общих умозрительных положений и стремиться вывести из них асе частные случаи. Догматик похож на паука, который из самого себя ткет свою паутину. Ученый, следовавший эмпирическому методу, стремиться только к максимальному накоплению фактов. Он похож на муравья, который беспорядочно тащит в муравейник все, что ни попадется ему на пути Истинный метод состоит в умственном проработке материалов, которые доставляет опыт Ученый, следовавший такому метода, похож на пчелу, которая собирает из цветов сладкие соки, но не оставляет их в том виде, в каком высасывает , а перерабатывает их в мед собственной деятельностью До сих пор. говорит Бэкон, открытия делались случайно, не методически Открытий было бы сделано гораздо больше, если бы исследователи были вооружены правильным методом. Метод - это путь, главное средство исследования. Науку расширяет не пассивное созерцание, а эксперимент, т.е. намеренное, активное испытание природы. Ученый посредством эксперимента получает ответы на поставленные перед природой вопросы. Задачей философии Бэкон считает выработку истинного метода познания, Индукция, анализ, наблюдение и эксперимент - главные условия метода ярко выраженного эмпиризма Бэкон рассматривает материю как причину всех многообразных явлений в окружающем нас мире. К этому выводу он приходит на основании представления о неразрывной связи материи и движения как самого важного и неотъемлемого ее свойства. Движение, по Бэкону, не просто перемещение в пространстве, а «стремление», «напряжение». В этом проявляется диалектическая тенденция в подходе Бэкона к материальному миру. В утопии «Новая Атлантида» Бэкон развил мысль о преобразовании всей производственной основы общества при помощи науки и техники. При этом он указывает на огромную роль науки для рационализации производства. Материализм Бэкона непоследователен, он сочетается с деизмом. Уступки идеализму заключается в формальном признании им особой «науки» о боге, в признании двояковой формы истины - не только научной истины, но и религиозной. Идеи Бэкона развивает дальше Джон Локк (1632-1704) сосредотачиваясь в своей главной работе «Опыт о человеческом разуме» на теории познания. Он проявляет себя тоже как сенсуалист, с точки зрения которого весь опыт человека складывается из ощущений. Он делит ощущения на две группы. В ощущениях первой группы отражаются так называемые первичные качества материи, объективно присущие ей (протяженность, фигура, масса, перемещение в пространстве и др.). Ощущения второй группы составляет гак называемые вторичные качества ( цвет, звук, вкус и т.п.), которые не присущи самой материи и полностью является субъективными. Оспаривая идеалистические представления своего времени о врожденных идеях, источник которых, якобы в боге, Локк рассматривает разум как «чистую доску», полагая, что все его содержание определяется только ощущениями. В разуме ( в мышлении), по Локку, нет того, что не было бы раньше в ощущениях. В учении Локка получил наиболее полное выражение сенсуализм как односторонне метафизический взгляд на познание, что, естественно, вызывало противодействию стороны столь же одностороннего рационализма. Если представители сенсуализма недооценивали активную роль мышления в познании, то сторонники рационализма абсолютизировали творческую активность человеческого интеллекта, отрывая ее от материальной деятельности человека Находясь в гуще политической борьбы своего времени ( гражданская война в Англии середины 17 в.), Локк проявляет себя как активный общественный Деятель, и глубокий политический мыслитель, создатель концепции буржуазного либерализма. В работе « Два трактата о правлении» Локк продолжает развивать идеи Го боса о договорном характере государства, о формах наилучшего его устройства, о целях и функциях, о праве. Учение это - одна из важнейших в П в. теорий «естественного права». Кроме свободы, по мнению Локка, в естественном состоянии человеку принадлежит собственность, приобретенная посредством труда. Государство возникает там, где свободные люди отказываются от природного права самозащиты, от права наказания насильников и предоставляет это право обществу в целом. Причина перехода от естественного состояния к гражданскому - ненадежность прав в естественном состоянии. Но так как цель образования государства - сохранение свободы и собственности, то государственная власть не может быть произвольной. lie задачи - издавать законы, наказывать нарушителей права и защищать граждан от внешних нападений. Поэтому государственная власть делится на законодательную, исполнительную и союзную (федеративную). Локк требует четкого отделения исполнительной власти от законодательной. В то время как законодательная власть, создав законы, даже не нуждается в деятельности законодательного собрания, исполнительная власть нуждается в постоянно действующих органах. Во взглядах Локка на политическое устройство общества обнаруживается стремление приспособить теорию к ой политической форме правления, которая установилась в Англии в результате буржуазной революции 1688г, т.е. он выступает сторонником конституционно- монархической формы правления. В целом политические воззрения Локка представляли теоретическое оправдание и обоснование программы партии либералов - вигов. Значительным было влияние педагогических идей Локка. Так как все идеи, по Локку, приобретаются только из опыта, это воспитание может быть успешным только при условии, если воспитатель воспроизводит перед учащимися ту последовательность впечатлений и идей, которая необходима для правильного формирования характера и ума, С этой идеей у Локка была связана другая, заключавшаяся в себе оправдание буржуазной революции, а именно, если общественный порядок и политический строй таковы, что личность, воспитываемая в обществе, не может получать необходимые для воспитания впечатления н идеи, то такой порядок и такой строй должен быть изменен самими людьми. Локковский сенсуализм складывался в противоборстве с рационализмом выдающегося французского мыслителя Р.Декарта (1596-1650). Картезианский рационализм возникает на основе дуалистического решения вопроса об отношении между телом и душой, к которому Декарт пришел в результате своего принципа сомнения. Согласно Декарту, в ходе познания можно не сомневаться только в самом мыслительном процессе. « Мыслю, следовательно, существую», - таков вывод Декарта. Он полагал, что в сомнении как ясном, достоверном акте мышления проявляется его реальность и его противоположность материи, обладающей только протяженностью, телесностью, вещественностью. Акцент Декарта на самосознание вел к формированию представлений о творчески активной роли нашего «Я» как субъекта познания. Сознание и материю Декарт рассматривал как две не связанные между собой субстанции (дуализм). Но как ученый- естествоиспытатель он в своем учении о материи, стоит на материалистических позициях, раскрывая такие ее неотъемлемые и всеобщие свойства, как движение, бесконечность, многообразие проявлений. Абсолютно противопоставляя материю и сознание, Декарт вместе с тем 1> |