Главная страница

Учебное пособие приднестровский государственный университет им. Т. Г шевченко В. В. Граневский, В. Г. Тащук философия


Скачать 2.26 Mb.
НазваниеУчебное пособие приднестровский государственный университет им. Т. Г шевченко В. В. Граневский, В. Г. Тащук философия
АнкорGranevsky_V_V_Taschuk_V_G-Filosofia.doc
Дата12.12.2017
Размер2.26 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаGranevsky_V_V_Taschuk_V_G-Filosofia.doc
ТипУчебное пособие
#10897
страница4 из 16
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
должен был каким-то образом объяснить связь между ними в процессе поз­нания. Поэтому он вынужден был постулировать наличие врожденных идей, источником которых, но его мнению, является бог

Подобные отступления Декарта, как и других представителей науки 17в. в сторону религии обуславливались деистическим признанием бога, как пер­вопричины мира.

Философия Локка оказало сильное влияние на развитие английского Про­свещения 17-18вв. и на появление субъективного идеализма Д.Беркли (1684- 1753).

Джордж Беркли получил образование в Дублинском университете, в ко­тором господствовал дух схоластики Однако за стенами университета широ­кое распространение получили учения Декарта, Локка, развивалась полемика между сторонниками вихревой физики Декарта и последователями гравитаци­онной физики Ньютона.

Беркли внимательно следил за развитием современных ему естественно­научных теорий и решил вступить в борьбу против материализма. Он решил нанести удар не по каким-то отдельным проявлением материализма, а по ис­ходному, как он считал, понятию всех видов материализма - понятию материи как вещественной основе всех тел С понятием материи тесно связана идея пространства, которое, как полагала, физика Ньютона, существует отдельно от тел -в качестве общего вместилища всех природных вещей Материализм Лок­ка исходил из того, что источник ощущений - внешний мир. существующий независимо от сознания. Беркли отбрасывает материалистический исходный пункт учения Локка и объявляет ощущения («идеи») единственной воспри­нимаемой человеком реальностью. Материалистическому сенсуализму Локка. Беркли противопоставляет идеалистический сенсуализм. В работе «Трактат о началах человеческого знания» и в диалоге « Три разговора между Гиласом и Филонусом» он не скрывает, что главная его цель-борьба против материализ­ма и всех его проявлений в науке

По Беркли, предпосылка понятия о материи, как и понятия о пространстве, состоит в допущении, что, отвлекаясь от частных свойств вещей, воспринима­емых посредством различных ощущений, мы можем образовать отвлеченную идею об общем для них вещественном субстрате. Но это невозможно. У нас нет и не может быть чувственного восприятия материи, как таковой Мы вос­принимаем лишь отдельные вещи, и каждое из этих восприятий представляет собой сумму отдельных ощущений, или, по терминологии Беркли «идей». Та­ковы идеи цветов, запахов, звуков, температурных, осязательных ощущений и 1Д- «Быть» всегда означает «быть в восприятии». Мы видим отдельные цвета.

а не окрашенную материю, слышим отдельные звуки, а не звучащую материю и т.д.

Не может быть, по мнению Беркли, и общей отвлеченной идеи материи, удобно тому как не может быть отвлеченной идеи протяжения, пространства Т Д Слово становится общим не потому, что оно есть знак отвлеченной идеи, п°тому, что оно способно быть знаком многих чистых идей, каждую из ко­торых оно может вызвать в уме. Ум человека может образовать общую идею вещи, но не общую отвлеченную идею. Отвлеченная идея материи, уверяет Беркли, не может прибавить к свойствам вещей ни одного свойства сверх rex, которые открывает в них чувственное восприятие.

Беркли выступает так же против учения Локка о первичных и вторичных качествах материи.. Указывая на непоследовательность Локка, он заявляет, что если субъективны «вторичные» качества, то субъективны также и «пер­вичные» качества. Следовательно, делает вывод Беркли, все идеи существую^ только в душе Они не могут быть копиями внешних вещей, о которых обычно думают, будто они существуют вне духа Идея может быть похожа только на идею, а не на что-либо иное.

Учение Беркли - это субъективный идеализм. Отвергнув бытие материи, он признает существование только человеческого сознания, ощущений. От­стаивая принципы субъективного идеализма, он хочет избежать солипсизма, те. выбора о том, что существует лишь один единственный воспринимающий субъект. Поэтому вопреки исходному положению субъективного идеализма он утверждает, что субъект существует в мире не один. Вещь, которую перестал воспринимать один субъект, может быть воспринята другим субъектом или субъектами. Но даже если все субъекты исчезли, вещи не превратились бы в ничто. Они бы продолжали существовать как сумма «идей» в мыслях бога. Бог - это такой субъект, который во всяком случае не может исчезнуть. А потому не может исчезнуть и весь сотворенный им мир вещей. Именно бог «вклады­вает» в сознании отдельных субъектов содержание ощущений, возникающих при созерцании мира и отдельных вещей Таким образом, начав с субъектив­ного идеализма и пытаясь избежать солипсизма, Беркли своим признанием су­ществования бога, делает шаг к объективному идеализму.

Другим представителем субъективного идеализма был Давид Юм (1711- 1776), Он испытал влияние Беркли, но отклонился от него в своих выводах.

Значительный вклад в развитие философии внесли также Б.Спиноза (1632-1677), ГЛейбниц (1646-1716) и др.

Материалистические идеи 18 в., продолжавшие прогрессивную позицию философов 17в„ получают свое дальнейшее развитие во Франции. Воинствую­щий материализм французских мыслителей Ж.Ламетри (1709-1751), Д.Дидро (1713-1784), П. Гольбаха( 1732-1789), К. Гельвеция (1715-1771) и других явил­ся идеологическим выражением революционных устремлений французской буржуазии в их борьбе против феодализма а религиозной идеологии. Естес­твеннонаучной основой на которую опирался материализм 18 века, явились, прежде всего достижения классической механики.

Зачинатель французского материализма 18 в. Ламерти в общей форме высказал почти все идеи, которые впоследствии были развиты, обогащены и конкретизированы Гельвецием, Дидро, Гольбахом и некоторыми естествоис­пытателями. Он показал, что не только всякая форма неотделима от материи , но и всякая материя связана с движением. Лишенная способности движения- косная материя есть лишь абстракция. Субстанция, в конечном счете сводится к материи, в природе которой коренится не только способность к движению.

но и всеобщая потенциальная способность к чувствительности или к ощуще­нию

Наиболее систематическим пропагандистом философских учений фран­цузского материализма стал Поль Гольбах. Плодом взаимного обмена мыслей с друзьями явилась работа «Система природы», в написании которой, кроме Гольбаха, принял участие Дидро и др. Главная мысль трактата - мысль о сво­димости всех явлений природы к различным формам движения материальных частиц, образующим в своей совокупности вечную несотворенную природу Последовательно опровергаются все богословские и идеалистические пред­рассудки о характере действующих в природе сил и об их причинах Для него бог есть чистый вымысел, продукт обмана невежественных людей со стороны церкви и ее служителей. Будучи последовательным сенсуалистом, он катего­рически отвергал идеалистические представления о врожденных идеях не ос­тавляя место для религиозного мифа о бессмертии души

Основу всех процессов природы составляет материя с присущим ее свойс­твом движения. В «Системе природы» различаются два рода движения: 1) дви­жение материальных масс, благодаря которому тела переходят из одного места в другое, 2) внутреннее и скрытое движение, зависящее от свойственной телу энергии, т.е. от сочетания действия и противодействия невидимых молекул ма­терии, из которых состоит это тело. Ссылаясь на Толанда, Гольбах доказывает универсальность движения в природе. Во Вселенной все находится в движе­ние. Покой является только относительным. В отличие от Декарта, учившему, что движение было сообщено материи богом, Гольбах, утверждает, что приро­да получает свое движение от себя самой, ибо природа - великое целое, вне которого ничего не может существовать Материя вечно движется, движение есть необходимый способ ее существования и источник таких ее первоначаль­ных свойств, как протяженность, вес, фигура и т.д.

Так как в природе все необходимо и так как ничего из того, что в ней находится, не может действовать иначе, чем оно действует, то отсюда Голь­бах выводит отрицание случайности В вихре пыли, поднятом бурным ветром, как бы он ни казался нам хаотичным, нет ни одной молекулы пыли, которая расположена случайно, каждая молекула имеет определенную причину, в силу которой она в каждый момент занимает именно то мссто, где она находится. Из теории всеобщего детерминизма Гольбах выводит и отрицание порядка и бес­порядка в природе. Идеи порядка и беспорядка субъективны и представляют собой лишь нашу оценку необходимой и объективной ситуации.

Учение о природе Гольбаха, получило свое дальнейшее развитие в ра­ботах французского материалиста Дени Дидро Как и другие представители Французского материализма, он исходит из положения о вечности и бесконеч­ности природы Природа никем не сотворена, кроме нее и вне ее ничего нет

Дидро внес в материалистическое учение о природе некоторые идеи диа- ■чекгики. Сквозь его воззрения на органическую природу пробивается мысль о Развитии, о связи протекающих в природе процессов. В ряде вопросов учение Дидро прорывает узкие рамки механической метафизики. Он считал, что все ^меняется, исчезает, только целое остается. Мир беспрерывно зарождается и умирает, каждый момент он находится в состоянии зарождения и смерти; никогда не было и не будет другого мира

Особое внимание Дидро уделял истолкованию ощущений.. Каким обра­зом механическое движение материальных частиц может порождать специ­фическое содержание ощущений? На этот вопрос могут быть два ответа: или ощущение появляется на известной ступени развития материи как нечто ка­чественное новое, или же способность, аналогичная способности ощущения, должна быть признана свойством всякой материи независимо от формы мате­риального тела, и от степени ее организации. Дидро был сторонником мысли о всеобщей чувствительности материи. В работе «Разговор Даламбера с Дидро» он показал, что признание того, что различие между психикой человека и жи­вотных обусловлено различиями в их телесной организации, не противоречит мысли о том, что способность ощущения есть всеобщее свойство материи.

В учении об обществе французские материалисты остаются еще идеалис­тами. Однако они вступают против религиозно-идеалистического понимания истории человечества, доказывая, что движущей силой истории человечества является человеческий разум, прогресс просвещения. В учении о природе че­ловека, о воспитании, об обществе и государстве французские материалисты отстаивают детерминизм, т.е. учение о причинной обусловленности всех чело­веческих действий Так как люди не могут жить в одиночестве, они образуют общество, и из соединения их возникают новые отношения и новые обязан­ное™. Испытывая необходимость в помощи других, человек вынужден в свою очередь делать полезное для других. Так образуется общий интерес, от кото- рот зависит интерес частный. По учению Гольбаха и Гельвеция, правильно понятый личный интерес необходимо ведет к нравственности.

Признавая роль интереса и потребностей в мотивации поступков людей, французские материалисты пришли к выводу о решающей роли воспитания и влияния окружающей среды в формировании человека. Однако социальную, общественную среду они понимали крайне односторонне - как государствен­но-политический строй, который сам определяется характером и волей законо­дателя, властителя и т.д.

Большой вклад в развитии философии этой эпохи внесли и представите­ли французского просвещения 18в. Шарль Монтескье (1689-1755), (Франсуа Мари Аруэ) Вольтер (1694-1778), Этьен-Боно Кодильяк (1715-1780), Жан-Жак Руссо (1712-1781), атак же немецкого просвещения Христиан Вольф (1679- 1754), Эфраим Лессинг (1729-1781) и др.

Особое место в Просвещение принадлежит Руссо . Одаренный писатель, Руссо дебютировал диссертацией «Рассуждение о науках и искусствах», на­писанной на соискание премии Дижонской академии На вопрос, содейство­вали ли успехи наук и искусств улучшению нравов, Руссо ответил с редкой силой убеждения, что нет. Увенчанный премией он приобрел известность . Из сочинений, имеющих отношение к философии, им было написано, «Обще­ственный договор», «Эмиль, или о воспитании». Основная тема философских размышлений - судьба личности в современном ему обществе с его сложной искусственной культурой, с его противоречиями.

Историческое значение Руссо не в rex мыслях, которые можно найти у него по вопросам теоретической философии Значение его в тех идеях, кото­рые он выдвинул как социолог, политический мыслитель, моралист, психолог и педагог

Большинство французских просветителей 18в ведя борьбу против гос­подствующей системы и идеологии абсолютизма, пренебрежительно отно­сились к демократическим массам, к их духовным запросам, потребностям. Вольтер презирал «чернь» и особенно боялся пробуждения в ней политическо­го самосознания. Просветители вели свою пропаганду в салонах и кружках.

Руссо занял особую позицию. Он выступал, как отмечали буржуазные ис­торики, не только против существующей власти, но и против боровшейся с ней оппозиции Никто из современников Руссо не ощущал так сильно, как он. противоречий французской общественной системы. Руссо сознавал их с точки зрения угнетенных мелкобуржуазных масс крестьян и ремесленников

Бедственные последствия социального неравенства, существующих форм разделения труда, Руссо раскрывает с большой проницательностью и с пафо­сом нравственного негодования. Гораздо слабее он в рекомендации средств для преодоления противоречий культур . С одной стороны, Руссо ищет спасения в простом замедлении темпов исторического развития, в его торможении. С дру­гой стороны, возникшие препятствия на пути человека к гармоничности долж­ны быть устранены не только постепенным развитием, но и борьбой. Однако «борьба», о которой говорит Руссо, не общественная революционная борьба, а лишь этическая борьба личности против собственных слабостей и недостат­ков, победа над своими страстями и господство над своими чувствами.

Выход из противоречий цивилизаций Руссо видел в изменении системы и методов воспитания Следуя за Локком, Руссо набросал в своем знаменитом трактате «Эмиль» план развития личности, свободной от насилия над при­родой и над естественными способностями человека. В системе воспитания Руссо на первый план выдвигает чувство. Рационализму, сухой и черствой рассудочности, он противопоставляет благотворную силу искреннего, естес­твенного чувства.

В своем « Общественном договоре» Руссо доказывал, что единственным коррективом к существующему ныне социальному неравенству - неравенству имущественному и неравенству, обязанностей - могут и должны быть свобода и безусловное равенство юридических прав.

Влияние идей Руссо было огромно в подготовке идеологии французской °УРжуазной революции, хотя сам он был далек от понимания неизбежности Революционной борьбы. В теории исторического процесса Руссо угадал зна­чение противоречий как движущей силы развития качества

5. Классическая немецкая философия

Важная роль в истории философии принадлежит классической нсмец- Кои философии конца 18- первой половины 19 в. Она представлена именами таких выдающихся мыслителей, как И.Кант, И.Фихте. Ф.Шелли иг, Г.Гегегп Л.Фейербах.

Особенности немецкой философии тесно связаны с социально-истори ческими условиями страны. Германия в отличие от Франции и Англии то г, времени оставалась экономически и политически отсталой страной, раздрой ленной почти на 300 небольших самостоятельных государств. Неспособное п немецкой буржуазии решительно выступить против прогнивших феодальны) отношений в стране явилась причиной того, что общественно-политически вопросы получали свое отражение не в открытой идей но-полит и чес кой борь бе, как это было в Англии и Франции, а в абстрактно- отвлеченной, зачастук искусственно усложненной форме философских систем и теорий. Прогресс науки, опыт революций в Европе

( особенно французской революции 1789-1794гг.) создавали предпосылки для развития философско- теоретического мышления, результатом чего и яви­лась выработка (в рамках философии) идеалистической диалектики.

Имануил Кант (1724-1804) был родоначальником классической немецкой философии. Он родился в Кенигсберге, там закончил университет, учительс­твовал , стал профессором университета, а в последствии и его ректором. Он был не только философом, но и крупным ученым в области естествознания. Деятельность Канта делится на два периода. В первый период (до начала 70-х годов, так называемый «докритический» период) Кант пытался решать фило­софские проблемы - вопросы о бытии, философские вопросы природы, фи­лософии религии, этики, логики, исходя из убеждения, что философия может быть разработана и обоснована как теоретическая умозрительная наука, те без обращения к опытным данным. В работах этого периода наряду с фило­софскими произведениями важное место занимают произведения, посвящен­ные вопросам естествознания, В отличие от Ньютона Кант делает попытку приложить современное ему естествознание к объяснению не только строения Солнечной системы в настоящее время, но и к объяснению ее возникновения.

В работе « Всеобщая естественная история и теория неба» (1755) Кант разработал гипотезу, согласно которой Солнечная система возникла из огром­ного облака разреженных в пространстве частиц материи и развивалась д^ своего нынешнего устройства согласно законам механики. Он, также, поста­вил вопрос о роли приливов и отливов в истории Земли и доказал, что в резуль­тате этих явлений скорость суточного вращения Земли замедляется.

В физике Кант обосновал учение об относительности движения и по­коя. В биологии он наметил идею генеалогической классификации животного мира, т.е. распределение различных классов животных по их происхождению В исследованиях по антропологии Кант выдвинул идею естественной истории человеческих рас.

Однако, излагая учение о естественном происхождении и развитии Сол­нечной системы, Кант делает ряд уступок религии и господствовавшей в шко­лах того времени теологии, т.е. учению о целевом плане природы. Так, при­знавая бесконечность процесса развития мира, Кант вместе с тем полагает, что этот процесс все же имел начало. Механические законы обнаруживаются

в материи, но не вытекают и ? нее, и причина мира, по Канту, не материя, а бог Таким образом, божественная первопричина сохраняется хотя в ослабленном енде : акт божественного творения определяется от процесса естественного
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


написать администратору сайта