Главная страница

Учебное пособие приднестровский государственный университет им. Т. Г шевченко В. В. Граневский, В. Г. Тащук философия


Скачать 2.26 Mb.
НазваниеУчебное пособие приднестровский государственный университет им. Т. Г шевченко В. В. Граневский, В. Г. Тащук философия
АнкорGranevsky_V_V_Taschuk_V_G-Filosofia.doc
Дата12.12.2017
Размер2.26 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаGranevsky_V_V_Taschuk_V_G-Filosofia.doc
ТипУчебное пособие
#10897
страница8 из 16
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   16
Глава 5.

ПРИНЦИПЫ И ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ

1. Основные принципы диалектики

Диалектика как наука - сложная система, элементами которой выступаю! ее принципы, законы, категории, связанные между собой самыми многооб­разными способами. Раскрытие внутренней структуры диалектики - одна ич самых сложных задач, ибо в структуре диалектики как системы научных поня­тий «стыкуются», с одной стороны, структура материального мира, наиболее общие черты которого находят в категориях диалектики свое отражение, и, с другой стороны, структура мыслительного и познавательного процесса.

Подойти к выяснению струкгуры диалектики можно с различных сторон Прежде всего в качестве элементов диалектики могут быть выделены ее осно­вополагающие идеи, которые можно также назвать принципами диалектики Так, например, принцип всеобщей связи и принцип развития. В материалис­тической диалектики эти принципы были соединены с принципами материа­лизма ( в первую очередь с принципом объективности) и конкретизированы в категориях и законах диалектики

С известным правом говорят также о принципе детерминизма, т.е. всеоб­щей обусловленности явлений во времени В идеи детерминизма смыкается материалистическое мировоззрение, объясняющие природу из нее самой, с диалектическим подходом к миру, настаивающим на всеобщей связи и разви­тии. Детерминизм как принцип находит свою конкретизацию в причинности и ряде других категорий. Также можно говорить о принципе системности, т.е. о рассмотрении объектов как различных по своей сложности систем с уче­том всех свойственных им внутренних связей Следует не забывать и о таких принципах, как принцип всестороннего анализа и принцип историзма. Эти принципы показывают несостоятельность, ограниченность метафизического подхода к познанию объективной реальности

Все названные принципы носят всеобщий характер и поэтому допускают различную трактовку, особенно при попытках облечь их в едином категориаль­ным аппарате. Принятие каждого из них в отдельности или даже всех вместе еще не означает, что исследователь стоит на диалектических позициях

Различают объективную и субъективную диалектику. Объективная диа­лектика представляет собой диалектику внешнего мира - живой и неживой природы, общества, тогда как субъективная диалектика - это диалекгика мыс­лительной деятельности человека, нематериальной сферы действительности Естественно, что объективная и субъективная диалектика частично совпадают друг с другом, поскольку субъективная диалектика представляет собой субъек­тивный образ объективной диалектики.

Можно говорить даже об определенном совпадении диалектики, логики и теории познания. В самом деле, под логикой понимают, как известно, теорию диалектики. Но теория диалектики - это и есть диалектика, ибо в теории адек- рзено отражается сама действительность, объективная диалектика внешнего Nlnpa Вместе с тем теория диалектики имеет теоретико-познавательное значе- нйе, так как процесс познания не может не быть диалектическим.

Под логикой при зтом понимается не формальная логика, а диалектичес­кая логика. В соответст вии с тремя «шкалами» времени они выступают и как логика, т.е. теории диалекгики ( результат филогенеза общественного созна­ния. итог развития философии и науки), и как знание этой теории конкретным человеком ( результат онтогенеза индивидуального сознания, итог обучения и воспитания конкретного субъекта, формирования у него соответствующих категориальных структур), и как диалектический метод мышления ( следствие использования человеком знаний логики в каждом конкретном акте мышле­ния).

Трехзначность термина «диалектическая логика» не противоречит тому, что все это суть стороны единого процесса, что отдельно друг от друга они не существуют, так, что акт мышления есть итог обобщенного , опосредованного отображения конкретной ситуации и одновременно результат использования знаний теории диалектики данным субъектом

Таким образом диалектика выступает одновременно и теорией, и всеоб­щей методологией , и методом мышления, в котором реализуется эта методо­логия. Причем диалектический метод мышления и познания противоположен метафизическому, который в силу своей односторонности предполагает рас­смотрение объектов вне их подлинной связи и развития.

Проявлением метафизического метода мышления является догматизм, эклектика и софистика. Догматизм предполагает абсолютизацию знаний. Эк­лектика означает произвольное, случайное соединение разнородных, а иногда и логически несовместимых положений (идеалистических и материалисги- ческих, например, как у Аристотеля). У софистов за правдоподобной формой рассуждений скрываются нарушения требований логики, в том числе и фор­мальной Еще древним ( рекам был известен софизм под названием «рогатый». «То , что ты не терял, ты имеешь. Ты не терял рогов, значит, ты имеешь рога». За внешней правдоподобностью рассуждений здесь скрывается явная логичес­кая неточность, допускается нарушение диалектической логики, ибо говорить, будто человек обладает тем. что он не терял, значит допускать элементарную подтасовку: человек многое не терял, но это не значит, что он все это имел.

В другом софизме « Я - человек Ты не я Следовательно ,ты не человек», термин «Я» используется неоднозначно, и тем самым нарушается основной закон формальной логики - закон тождества.

Из характеристики диалектической логики вытекает, что любое явление Действительности должно рассматриваться с учетом не только всесторонних связей в конкретной обстановке, но и истории его развития, те. должен соб­людаться конкретно-исторический подход к анализу явлений. Это требование Имеет большое методологическое значение, особенно в связи с возникнове­нием и широким использованием в современной науке системно-структурно го метода. В соответствии с этим требованием системно-структурный мет^д должен дополняться историческим, осуществляться на общей базе диалект^, ко-материалистической методологии, предполагать, стало быть, всесторонней (комплексный, системный) подход к изучению явлений действительности системный анализ.

2. Специфика философских законов

Характер всеобщих, устойчивых и необходимых связей между явлениями, сторонами, свойствами окружающей действительности в процессе ее развития раскрывается, прежде всего, в трех основных законах диалектики.

Законы диалектики являются законами и бытия, и познания. Иными сло­вами. действию этих законов «подчиняются» не только явления материальною мира, но и сферы познания. Более того, в качестве законов познания они явля­ются логическим и методологическим инструментом освоения еще не познан­ных явлений: после того, как объективные законы познаны, они превращаются в сознательно используемые принципы и приемы теоретического мышления, выступают уже и как законы познания, которые не исчерпываются, конечно, законами диалектики.

Философские законы отличаются от частнонаучныхтем, что они облада­ют не просто универсальностью, которая проявляется в том, что они не только действуют везде и всегда, но и необходимы при рассмотрении любого про­цесса. Так, закон сохранения энергии несущественен, когда мы рассматриваем экономические отношения, а закон взаимосвязи причины и следствия в эконо­мике также необходим, как и при описании физических процессов.

Особенность философских законов состоит и в том, что они не допускают использования констант, без чего невозможно сформулировать и использовать ни один частнонаучный закон.

Сказанное, что мы сознательно используем законы диалектики, не означа­ет, что между ними и нашими представлениями о них нет никаких различий Такие различия существуют, прежде всего, по форме. Законы диалектики - это объективные связи, существующие вне и независимо ш субъекта, тогда как наши представления о них существуют в сознании субъекта, функционируя в соответствующих формах мышления По содержанию они тоже различны Совпадение мышления и объекта по содержанию надо понимать диалектичес­ки. как процесс все более адекватного отражения действительности. Полное тождество здесь возможно лишь как конечная цель. Но человеку ничего друго­го не остается, как только судить о законах внешнего мира на основе существу­ющих представлений об объективной действительности, которые исторически всегда оказываются в какой-то мере ограниченными

Формулировка законов предполагает оперирование соответствующими категориями, т.е. понятиями, в которых отражается наиболее общие и сущес­твенные стороны, черты, связи, свойства реальности. Категории являются своеобразными «кирпичиками», структурными компонентами, связи между ^дорыми и фиксируются в том или ином законе. И это касается не только трех основных законов, но и законов, выражающих связи между формой и содержа­нием, причиной и следствием и т.д. ( неосновные законы).

3. Закон взаимного перехода количественных изменений и качественных изменений

В начале мы познакомимся с содержанием категорий количества и качест­ва, взаимоотношение между которыми выражается в данном законе.

Сталкиваясь с различными вещами и процессами в быту, на производс­тве, в общественной жизни, люди научились отличать эти вещи друг от друга, отождествлять или противопоставлять их. Это возможно потому, что в самой объективной действительности предметы и явления обладают некоторой ус­тойчивостью. На протяжении большего или меньшего промежутка времени те черты, которыми они отличаются от других предметов и явлений, остаются от­носительно неизменными, то есть равными самим себе. Эту особенность явле­ний объективного мира, обычно обозначают при помощи понятия «качество».

В категории «количество» отражаются такие признаки предметов как, степень развития, количество признаков, размеры и т.п Так, например, вне­шность человека на протяжении его жизни претерпевает различные изменения: изменяется цвет кожи, седеют или редеют волосы, прибавляется определенное количество лет, меняется вес и т.д. Эти изменения можно назвать количествен­ными. И все же разглядывая этого человека или его фотографии, сделанные в разное время, можно утверждать, что это одно и то же лицо, один и тот же человек и что, следовательно, качественные его характеристики в основном сохраняются. Вот, что писал Гегель по этому поводу: «Качество есть вообще, -читаем в «Логике», - тождестве иная с бытием, непосредственная определен­ность, в отличие от рассматриваемого после него количества, которое есть так­же определенность бытия, но уже не непосредственно тождественная с пос­ледним, а безразличная к бытию, внешняя ему определенность» (Гегель. Соч. ТТ .,с. 157). Качество, Гегелем определено как тождественное бытию ( причем под бытием он понимает не только предметы, но и свойства, и отношения), а количество как «внешнее», «безразличное», т.е. нетождественное бытию. Ина­че говоря, изменение количества не означает утерю определенности данного бытия, в то время как изменение качества означает именно это.

Понятие «качество» и «количество» играют большую роль для изучения всех форм движения и поэтому входят в число важнейших философских ка­тегорий Однако философия не была бы научной дисциплиной, если бы она просто заимствовала свои категории из повседневной жизни, не углубляя и не Уточняя их. Каков же философский смысл этих категорий?

Каждое явление, с которым мы имеем дело, можно рассматривать как систему. Для врача системой является человеческий организм, состоящий из Десятков органов, их частей и различных связей и отношений между ними;

для рабочих и инженеров системой является данное предприятие, включаю­щее в себя множество цехов, бригад, поточных линий, станков и объединяю­щих их технологических связей и отношений. На протяжении определенного времени основные подсистемы, элементы и связи, обеспечивающие жизнеде­ятельность и существование каждой такой системы, остаются более или менее устойчивыми, сохраняют свои основные признаки и характеристики и этим обеспечивают ее деятельность, равенство самой себе Совокупность основных элементов, связей и отношений, обеспечивающих э определенном промежутке времени устойчивость и существование данной системы, ее тождественность самой себе и вместе с тем отличающих ее от других систем, отражается кате­горией «качество», или «качественная определенность».

Отдельные проявления качества называется свойствами, поэтому нередко говорят, что качество есть устойчивая совокупность определенных свойств

Хорошо известно, что любые явления и процессы, претерпевают со вре­менем более или менее заметные изменения. С возрастом меняется состав кро­ви человека, появляются и исчезают различные физиологические функции и т.д. При этом человек сохраняет свою качественную определенность. Те связи и отношения, изменения которых в определенных границах меняет отдельные свойства и характеристики данной системы, но не нарушают ее качественной определенности, называются количественными, а отражающая их категория

  • количеством, или количественной определенностью.

Количественная определенность так же объективна, как и качественная. Внутри данного качества могут происходить постепенные количественные изменения отдельных признаков или характеристик. Их можно измерить и сравнить по степени или интенсивности нарастания или убывания. Результаты измерений всегда можно выразить с помощью числа.

В приведенном определении количества встречается одно важное выра­жение: «определение границы». Дело в том, что количественные изменения, не нарушающие качественную определенность данного явления, могут про­исходить лишь до определенных границ. За пределами этих границ количес­твенные изменения приводят к разрыву качественных связей и отношений, к разрушению качества. Такие границы ( интервал) называется мерой. Мера

  • это интервал, в котором предмет сохраняет свою качественную определен­ность. Каждое явление, обладающее особым качеством, обладает своей осо­бой мерой, т.е. мера зависит от природы явления и от условий, в которых дан­ное явление рассматривается Нарушение меры приводит к тому-, что данное качество разрушается. Старые связи и отношения разрываются, частично или полностью исчезают, разрушаются и изменяются прежние элементы и подсис­темы. Вместо них устанавливаются новые основные связи, отношения, под­системы и элементы, а следовательно, возникает новое качество. Переход от старого качества к новому качеству называется скачком. Философский смысл этого понятия состоит не в том, что совершается какое-то быстрое перемеще­ние, перестановка или прыжок в пространстве, а в том, что имеет место раз­рыв, преобразование основных устойчивых качественных связей, элементов и подсистемы данного явления. Конечно, чаще всего такой разрыв происходит относи7едьно быстро, если сравнивать его с предшествующим периодом ко­личественных изменений. Поэтому количественные изменения и воспринима­лся нами как плавные, постепенные, медленные, а скачки, или качественные вменения, воспринимаются как прерыв постепенности, как мгновение, или «взрывное» изменение В действительности же в конкретном случае скачек «ожег быть более или менее продолжительным и сложным. Его «краткосроч­ность» условна, и о ней можно говорить лишь в сравнении с предшествующи­ми количественными изменениями. Известно, например, что качественные из­менения при переходе от одной геологической эпохи в истории земли к другой занимали миллионы лет. Они могут казаться краткосрочными, мгновенными лишь в сравнении с предшествующими этапами относительно медленных ко­личественных геологических изменений, длившихся сотни миллионов лет. Но с философской точки зрения очень важно понять, что главной характеристикой процессов, отраженных в категориях «количественные изменения» и « качес­твенные изменения» («скачек»), является не продолжительность процесса, а его содержание, его сущность, ибо в первом случае происходит лишь измене­ние определенных связей элементов и подсистем в рамках данного качества, во втором же - они разрушаются, образуется новое качество. Особенно важен этот вывод для понимания количественных и качественных изменений в об­ществе.

Количественные и качественные изменения находятся в диалектической взаимосвязи Чтобы убедиться в этом приведем несколько примеров:

t При нормальном атмосферном давлении и температуре ниже 0 граду­сов по Цельсию вода имеет кристаллистическое строение и является твердым телом - льдом. При изменениях температуры меняются отдельные свойства льда, но качественные характеристики, связанные с кристаллистическим строением, остаются прежними. При нагревание выше 0 градусов начинается таяние льда. Энергия, сообщенная при нагревание, разрывает связи, объеди­няющие молекулы воды в кристаллики. С точки зрения физики этот процесс называется фазовым переходом. В зависимости от степени подогрева он может длиться более или менее долго. С точки же зрения диалектики это качествен­ный скачек : разрываются одни качественные связи, возникают другие. В ре­зультате таяния льда вода переходит в новое агрегатное состояние - жидкость. В кристалликах молекулы воды колеблются в ограниченном пространстве око­ло одних и тех же точек - кристаллических узлов. В новом состоянии ( э жид­ком) они двигаются хаотически, подчиняясь законам броуновского движения. С новым качественным состоянием связаны и новые количественные характе­ристики. Жидкая вода не только подчиняется другим физическим законам, но ее физические и химические свойства становятся другими. Нагревание воды происходит плавно, однако прн переходе границы в 100 градусов по Цельсию, мера единства количественных и качественных определенностей жидкого аг­регатного состояния нарушается, начинается новый фазовый переход ( новый скачек) - кипение. Результатом нового скачка снова является разрыв старых физических связей и свойств и возникновение новых. В газообразном агре­гатном состоянии вода подчиняется уже не законам гидродинамики, а законам газовой динамики. Необходимо подчеркнуть, что главными количественным и изменениями в этом примере являются — изменение температуры

2. Смена общественно- экономических формаций - это не физический, а исторический процесс, однако и в нем отчетливо обнаруживается диалектичес­кая связь количественных и качественных изменений. Пернобытно-общиный строй постепенно изменяется под влиянием крайне медленного совершенство­вания и развития производительных сил каменных, азатем металлических ору. дий труда и соответствующих навыков человека. Медленно нарастает произ­водительность труда И количество производимых продуктов. С определенного момента, когда возможности коллективистских производственных отношений уже исчерпаны, количественные изменения достигают определенной границы, возникают несоответствие производственных отношений и производительных сил. Дальнейшее развитие производства оказывается невозможным. Начи­нается процесс качественного видоизменения способа производства, а это, как мы знаем, ведет к разрушению всех общественных связей и отношении общинно- родового строя. Разрушается старый базис, и в обществе происхо­дят глубокие качественные изменения. Исторически - это первая социальная революция (социальный скачек). Возникающая рабовладельческая формация качественно отличается от предыдущей тем, что формируется частнособствен- ные производственные отношения, складываются антагонистические классы, возникают государство, право и т.д. Новому качественному состоянию обще­ства соответствуют и новые количественные характеристики.

Диалектика качественных и количественных изменений выражается в законе взаимного перехода количественных изменений в качественные изме­нения, который объясняет механизм развития. Этот закон можно сформулиро­вать в виде следующих положений:

    1. Каждое явление или процесс представляет собой единство количества и качества, иными словами, они обладают характерной лишь для них качествен­ной и количественной определенностью.

    2. Количественные изменения происходят постепенно, плавно, непрерыв­но до определенной границы ( меры), В пределах данной меры они не вы­зывают изменения данного качества. Количественные изменения могут быть обратимыми и необратимыми. Они характеризуются величиной, степенью, интенсивностью развития, могут быть измерены и выражены определенным числом при помощи соответству ющих единиц измерения.

    3. При переходе меры, свойственной данному объекту ( системе), коли­чественные изменения вызывают коренные качественные изменения, которые приводят к образованию нового качества.

    4. Качественные изменения осуществляются в форме скачка, перерыва постепенности. Скачки могут быть быстрыми и медленными.

    5. Новое качество , возникшее в результате скачка, характеризуется но­выми количественными свойствами или параметрами, а также новой мерой единства количества и качества.

Сформулированный закон диалектики действует в природе, обществе и мышлении. В каждом конкретном случае он проявляется по-особому. Поэтому его применение к решению различных задач требует умения использовать об­щие положения диалектики с учетом индивидуальных характеристик каждого случая, каждой конкретной задачи

4. Закон единства и борьбы противоположностей

Главным из основных законов диалектики является закон единства и борь­бы противоположностей, который логически следует из принципа универсаль­ной взаимосвязи. Он объясняет источник и движущие силы развития

С античных времен люди пытались ответить на вопрос - почему проис­ходит движение? И первые их попытки ответить на этот вопрос, исходили из знаний о себе, о своей деятельности, об обществе, в котором они жили. Так, например, Платон считал источником движения бестелесную душу и припи­сывал ее космосу. Гераклита же наблюдаемые им классовая борьба и войны, делающие «одних рабами, других свободными», натолкнула на мысль об роли борьбы противоположностей в общественной жизни. Он распространил эту мысль и на природу - источник изменения любого ее предмета находится, по Гераклиту, в самом этом предмете, им является противоположные силы и тенденции. Наряду с такими взглядами, были и другие. Некоторые мыслите­ли считали, что изменение или движение предмета определяются извне, что причина изменения находится не в самом предмете, а вне его - в предмете, оказывающем на него внешнее воздействие С прекращением этого воздейс­твия, изменение или движение данного предмета прекращается. Этого взгляда - «движущееся вообще должно приводиться в движение чем-то» извне - при­держивался Аристотель.

Так возникли две концепции: при первой концепции главное внимание ус­тремляется на познание источника самодвижения. При второй концепции дви­гательная сила движения, его источник переносится во вне. Кто из них прав? В течении веков не существовало научных знаний, необходимых для решения этого вопроса. Обе концепции были лишь правдоподобными догадками. Но ког­да, в 17в. возникло опытное естествознание, вопрос этот предстал в новом свете. Сложившаяся в это время механика установила, что тело, приведенное в дви­жение другим телом, будет оставаться после этого в состоянии движения ( или покоя ) неограниченное время, пока какое-нибудь другое тело не выведет его из этого состояния. Утверждение Аристотеля - всякое тело и приходит в движение, и прекращает движение только под воздействием извне - оказалось убедительно обоснованным механикой Из механики следовало, что материя лишена способ­ности, приводить в движение саму себя, что естественное состояние материаль­ного тела - абсолютный покой, из которою его можно вывести только внешний тодчок. Такова метафизическая, механистическая концепция, которой придер­живалось подавляющее большинство ученых и философов а 17-18 вв.

С философской критикой этой точки зрения выступил в начале 19 в Ге­гель, доказавший, что «лишь, поскольку нечто имеет в себе противоречие, оно Движется».

Для более простого объяснения этого закона мы используем принцип сис­темности.

Каждое сколько-нибудь сложное явление в природе, обществе и мышле­ние можно рассматривать как систему. Для того чтобы такая система могла «работать», т.е. функционировать и развиваться, между ее частями, т.е. под­системами и элементами, должно осуществляться определенное взаимодейс­твие Атом, живой организм или общество являются сложными системами Суммарный заряд атомного ядра должен быть сбалансирован с суммарным зарядом электронов атомной оболочки ; точно также необходимо известное соответствие процессов ассимиляции и диссимиляции в организме, общест во становится устойчивым, если его производственные отношения соответству­ют производительным силам, надстройка - базису и т.д. Отсюда напрашивает­ся вывод; чем больше соответствие и согласованность между подсистемами и элементами внутри данной системы, тем она лучше функционирует и быстрее развивается. Однако все обстоит гораздо сложнее, и этот вывод кажется вер­ным лишь на первый взгляд, при поверхностном подходе.

В действительности ни в одном реальном объекте, явлении, процессе ни­когда не бывает постоянного, абсолютно устойчивого полного соответствия всех подсистем и элементов. Более тога, между ними обязательно существует большее или меньшее несоответствие, из этого, как показывает современная наука, является одним из важнейших условий функционирования и развития каждого явления и процесса. Так, электроны и ядро атома отличаются знаком электрического заряда, массой и другими физическими характеристиками Процесс ассимиляции живых организмов выполняет совсем другую функцию, чем процесс диссимиляции. Например, растение усваивает из окружающей ат­мосферы углекислый газ, а выделяет в нее кислород {животные же, наоборот). В процессе развития производства, как мы знаем, производительные силы раз­виваются быстрее, чем производственные отношения, поэтому между ними постоянно возникает и нарастает известное несоответствие. Такое же несоот­ветствие возникает и между элементами самих производительных сил. В эпоху научно-технического прогресса одной из главных производительных сил явля­ется наука, которая опережает в своем развитии технику и производственные навыки людей. Вследствие этого между этими элементами производительных сил возникают большие или меньшие несоответствия. Возникновение и су­ществование таких несоответствий является не случайным, а объективным, необходимым и закономерным процессом всякого движения и развития.

Если несоответствие между взаимосвязанными сторонами данного яв­ления ( процесса) несущественно, незначительно, то говорят об их различии. Если же несоответствие существенно, значительно, то эти стороны и подсис­темы являются противоположными. Философская категория «противополож­ность» как раз и отражает наличие несоответствия.

Отношение между противоположностями называется противоречием. При этом очень важно понять следующее Не все явления в мире выступают как противоположности по отношению друг к другу, а лишь те, которые тем или иным образом связаны и взаимодействуют друг с другом в процессе функ­ционирования и развития. Так, отрицательно заряженные электроны являются Противоположными частицами по своему заряду по отношению к положитель­но заряженным позитронам или к положительно заряженным атомным ядрам Взаимодействие этих противоположных частиц подчиняется определенным физическим законам и порождает новые физические явления. В то же время мезкДУ физическими частицами и победой Петра I под Полтавой нет и не мо- ^T быть никакого соответствия Эти явления бессмысленно считать противо­положными, т.к. они не подчиняются единым законам, не взаимодействуют, не участвуют в каком-либо едином процессе функционирования. Из этого следу­ет, что категории «противоположность» и «противоречие» отражают не толь- до несоответствие определенных сторон явления и отношение между этими несоответствующими сторонами, но вместе с тем фиксируют и определенную связь, взаимодействие, взаимную обусловленность, взаимную зависимость этих противоположностей

Признание того, что между противоположностями существует одновре­менно единство, взаимосвязь и противоречие, является важнейшим положени­ем диалектики, ключей к пониманию сути любого процесса развития. Проти­воположные стороны объектов не просто сосуществуют, а находятся в особом диалектическом взаимодействии. Такое взаимодействие представляет собой процесс взаимного превращения противоположностей Процесс этот сложен, и его не следует понимать упрощенно. Рассмотрим для начала один пример

Элементарные физические частицы - электрон и позитрон имеют одина­ковую массу покоя и противоположный электрический заряд. Напротив, элек­тромагнитное поле не имеет геометрической формы, точных размеров, границ и массу покоя. В этом смысле частицы и поля п рота во пол ож ны по своим физи­ческим свойствам, однако физика усгановила, что при определенных условиях происходит их взаимные превращения, например при столкновении электрона и позитрона с определенной энергией происходит так называемый процесс ан­нигиляции. в результате которого частицы превращаются в поле, в фотоны, своего рода порции света. Из этого примера ( можно привести еще примеров) следуют определенные выводы

Первый из них гласит, что противоположные стороны явлений не просто связаны, те находятся в некотором единстве, но переходят, превращаются друг в друга

Второй вывод гласит; что сами взаимопревращения противоположностей бывают двух родов К первому относятся взаимообратимые превращения про­тивоположностей, к второму - взаимонеобратимые.

В процессе взаимного перехода и взаимопревращения противоположнос­тей между ними возникают и разрешаются различные противоречия, харак­терные для данных явлений и процессов Изучение процесса возникновения, нарастания и разрешения противоречий вплотную подводит нас к пониманию подлинного источника развития

Необходимо отметить, что одна из противоположностей всегда домини­рует и тем самым определяется качество данного предмета, процесса. Ведь, несмотря на тождество противоположностей, они различаются как раз тем, что в одной из них свойства представлены максимально ( это более устойчивая проти во положи ость), а в другой напротив, минимально ( это менее устойчивая противоположность, изменчивая). Именно та противоположность, в которой свойства максимизированы, определяет качество, она доминирует, и тем са­мым проявляется как определение данного качества.

Суть этого закона заключается в следующем:

1 .Все явления, все процессы - как материальные, так и идеальные - име­ют противоположные, внутренне взаимосвязанные и неотделимые стороны

  1. Существование всех явлений основывается на единстве этих противо­положностей, а развитие предполагает внутренние противоречия.

  2. Источником развития служит не внутренние противоположности сами по себе, а их взаимодействие, ведущее к разрешению противоречий между ними.

Методологическое значение закона определяется вытекающим из него требованием вскрыть главное, движущее противоречие рассматриваемого яв­ления или процесса и анализировать его возникновение, нарастание и способ разрешения, преодоления и устранения. Особенно велико значение этого зако­на для понимания характера и способа разрешения социальных противоречий На семинарских занятиях необходимо обратить на это внимание, а также на гносеологическое значение закона.

5. Закон отрицания отрицания

Каждой области действительности присущ свойственной только ей спо­соб исчезновения (отрицания) старой ступени развития и возникновения сле­дующей. Температура в тысячу градусов вызовет гибель амебы, но при этом не возникает следующая ступень развития этого существа ( это механическое от­рицание, связанное с полным разрушением). Жизнь здесь прекратиться вовсе, ее место займут физико-химические процессы. Способ отрицания, присущий процессу развития амебы иной : это деление, в результате которого исчезает старый микроорганизм и возникают два новых (диалектическое отрицание)

Нетрудно убедиться, что это отрицание, в отличие от отрицания, кладуще­го конец развития, всегда содержит четыре момента: 1) предпосылки возник­новения нового формируются в старом; 2)некоторые стороны и свойства ста­рого вовсе не содержатся, приходящему ему на смену новому; 3) другая част! сторон и свойств содержатся в новом, коренным образом преобразившись; 4) в новом есть нечто совершенно новое, что в старом не существовало.

Например, когда, в науке место устаревшей теории занимает более совер­шенная, то во-первых, предпосылки новой теории созревают в старой, во-вто- рых, отбрасывает заблуждения первой, в-третьих, сохраняет то верное, что со­держалось в прежней теории, существенно его переосмыслив, и, в-четвертых, присоединяет к сохранившемуся, хотя и измененному знанию новые, впервые добытые знания. Развитие знаний происходит лишь при таком диалектическом отрицании. Теория, отбрасывающая все содержание предыдущей теории, не может стать следующей ступенью развития знания Четыре момента диалек­тического отрицания характеризуют и перевод от одной ступени к другой в развитии общества.

Согласно диалектическому пониманию развития, ни одна его предыду­щая стадия не повторяется полностью в последующих стадиях, хотя последу­ющие стадии обнаруживают в существенно измененном виде некоторые черты Предыдущих. Всякое развитие характеризуют не периодический возврат в ис­ходный пункт, не движение по кругу, не полное отсутствие чего-либо общего между следующими друг за другом стадиями, не движение по прямой, а такое непрестанное порождение нового, при котором в этом новом есть кое-что, вос­производящее прежние стадии, есть движение по спирали. Эти особенности развития выражают закон отрицания отрицания, который объясняет направ­ленность движения.

Почему приход новой c ry пени развития на смену старой характеризуется понятием отрицания? Дело в том, что закон был сформулирован Гегелем, на­звавший смену одних этапов развития другим отрицанием. С его точки зрения, весь мир - это развивающаяся «абсолютная идея». Прису щие всякому разви­тию особенности, которые выражает рассматриваемый закон, Гегель тракто­вал прежде всего как особенности мышления. В процессе же развития мыш­ления, по Гегелю, первым этапом является утверждение определенной мысли На следующем этапе мышление не только отказывается от того, что как оно обнаружило, было ошибочным в первоначальной мысли, сохраняя то, что в ней верно, но и обогащается новым содержанием, которого в первоначальной мысли не было, это этап диалектического отрицания. Продолжая развиваться, мышление поднимается на следующую, еще более высокую ступень. Ею явля­ется мысль, открывающая ложное в предшествующей ступени ( в отрицании), отвергающее это ложное, сохраняя истинное, и приносящая с собой нечто та­кое, чего вовсе не было на ступени отрицания. Таким образом, третий этап развития мышления представляет собой отрицание отрицания. Указанные три этапа мышления всегда проходят в своем развитии. А так, как развитие мира есть, по Гегелю, развитие «абсолютной идеи», т.е. мышления, то все процессы в мире также содержат эти три этапа,

Последовательная «троичность» необязательна для развития природы, общества и мышления. Поэтому ценность сформулированного Гегелем закона заключается не в самой «троичности», а в той характеристике особенностей перехода от одной ступени развития к другой. Ошибка же Гегеля определяется его убеждением, будто мир развивается по этому закону лишь потому, что это­му закону следует мышление В действительности все наоборот: он отражает диалектическое развитие материальной действительности.

Закон отрицания отрицания представляет собой следствие двух предыду­щих законов. Предлагаем читателю самому разобраться в этом вопросе.

Принципиальное значение имеет вопрос о том, что именно сохраняется из старого качества при переходе к новому. Нередко утверждается, что сохраня­ется все положительное и поэтому процесс развития можно рассматривать как процесс улучшения качества. В действительности, если бы это было так, то процесс развития носил бы всегда только прогрессивный характер Поэтому новое качество сохраняет лишь то. что полезно именно данному качеству, что обеспечивает его устойчивое существование.

Основные положения данного закона таковы:

! В процессе развития постоянно возникает новое, не существовавшее ранее и представляющее собой диалектическое отрицание старого

    1. В процессе отрицания некоторые необходимые стороны и свойства со­храняются и в преобразованном виде включаются в новое. Лишь определен­ная часть старого отжившая свое и препятствующая развитию, подвергается разрушению.

    2. Развитие включает в себя моменты некоторого «возврата» и повторения уже приобретенных этапов, но на новом, более высоком уровне и обладает, поэтому не круговым и прямолинейным, а справедливым характером.

    3. В процессе развития при переходе от старого к новому обьективно су­ществуют прогрессивные и регрессивные тенденции. В зависимости от того, какая из этих тенденций, находящихся в диалектической взаимосвязи, являет ­ся преобладающей, определяется прогрессивный или регрессивный тип изме­нений данного явления в целом.

Закон отрицания отрицания имеет большое гносеологическое значение Он нацеливает на учет многообразия конкретных форм проявления, способов и типов реального отрицания в природе и обществе. Законы ориентирует на серьезный, вдумчивый подход к осуществлению преобразований в обществен­ной жизни. В процессе преобразования общественной жизни важно соблюсти правильный оптимальный баланс преемственности, сохранения и преодоле­ния. Нарушение этого баланса приводит к негативным последствиям Именно так и случилось в СССР в послеоктябрьский период. Сфера преемственности представлялась в те годы очень узкой, а сфера отбрасывания - чрезвычайно широкой В результате, в процессе дальнейшего преобразования «за бортом» оказались многие достижения, которые с позиции приоритета классовых цен­ностей рассматривались, как непригодные для нового общества и были отбро­шены (рынок, свобода личности н т.д. ).

6. Категории диалектики и неосновные законы

Категориальный аппарат диалектики не исчерпывается категориями « качество», <<количество>>,«свойство».<< мера», «скаче к»/(противоположность», «отрицание» и т.д. Существуют еще и парные категории — «единичное и об­щее». «содержание и форма» и др, с помощью которых формулируются неко­торые неосновные законы. Прежде чем перейти к их характеристике, необходи­мо выяснить статус категорий, их общественно-историческое происхождение и эволюцию. Только после этого приступим к рассмотрению различных пар категорий.

Категории диалектики - это наиболее общие понятия, в которых отра­жаются всеобщие и существенные связи, стороны объективной реальности дто не пустые мыслительные структуры, а содержательные формы мышления Фи и объективны по содержанию. В самом процессе мышления категории вы­ступают как его организующее начало; мышление невозможно без категорий, оНо протекает, разворачивается на их основе.

Следует различать два аспекта в понимании категорий как формы мыш­ления - гносеологический и логико-методологический. В гносеологическом плане категории представляют собой формы знания, в которых отображается объективная реальность. Благодаря этому категории диалектики и выполняют в познании методологическую роль, те служат средством, обеспечивающим дальнейшее познание и освоение действительности.

Категории представляют собой опорные пункты познания, отражающие его историческое развитие. Естественно, что в процессе познания категории возникают в определенной последовательности, каждая - на определенной стадии познания. При этом появляются не только новые категории, но и обога­щается содержание старых.

Познание всеобщих и существенных сторон деятельности осуществляет­ся путем активного практического отношения человека к действительности, и поэтому в категориях в снятой форме присутствуют наиболее общие черты человеческой деятельности, мировоззренческого отношения человека к миру.

Категории не являются врожденными и неизменными формами мышления Они исторически формировались на основе и в процессе общественно-исто­рической практики, являются развивающимися, а не готовыми и застывшими формами Отдельный же индивид находит их уже налично существующими как продукт практической и познавательной деятельности предшествующих поколений

На каждом этапе развития практики и познания категории задают спо­соб видения и преобразования мира в соответствии со своим содержанием Они представляют собой своеобразную систему с помощью, которой человек смотрит на мир и видит мир таким, каким он предстает перед ним в этой кате­гориальной системе Для человека природа устроена так, как она предстает в его категориях

Рассмотрим в общих чертах логику познания объекта человеком через взаимосвязь различных категорий диалектики. При этом категории должны быть проанализированы не в произвольной форме, а в определенной после­довательности.

В процессе познания предмета человек не сразу выявляет его существен- ные и необходимые характеристики. Он начинает с познания внешних харак­теристик и лишь затем углубляется в более сложные, внутренние, существен­ные характеристики предмета. Поэтому первой в этом ряду будет категория ^отдельное»,которая фиксирует отдельно существующие предметы

Имея дело с отдельными предметами, рассматривая их внешние, доступ­ные свойства и отношения, человек отмечает их неповторимость, т.е видит еДиничное Затем в процессе сравнивания предметов он обнаруживает во Множестве отдельных предметов нечто общее Категории единичное и общее "Редстают как стороны, грани отдельного, которые существуют в отдельном, только через отдельное. Множество отдельных предметов, обладающих общи­ми свойствами, принадлежат к одному классу предметов Сравнивая разные классы предметов, человек замечает, что общее для одного класса не является общим для другого.

Общее и единичное находятся в диалектической взаимосвязи. Общее со­держится в единичное, а единичное не полностью содержится в общее. Они находятся в единстве, предполагает друг друга и взаимно переходят друг в друга. В истории философии были мыслители, которые абсолютизировали либо общее, либо единичное. Так, сторонники реализма полагали, что реально существует только общее, оно порождает отдельные предметы. Номиналисты же, напротив, признавали реально существующими только отдельные вещи

Обратите внимание на гносеологическую и практическую значимость этих категорий.

На следующем этапе процесса познания происходит подключение других категориальных блоков. Причем этот процесс идет в двух направлениях. Дело в том, что после первоначального ознакомления с отдельными предметами у субъекта возникает вопрос, почему предмет изменяется? Эта стадия познания связана с раскрытием причинных связей. В рамках другого направления разво­рачивается категориальный блок: форма - содержание.

Категории «причина» и «следствие» отражают всеобщую обусловлен­ность явлений. Причина - это то, что вызывает, порождает другое явление на­зываемое следствием, предшествуя ему. В понятие «следствие» фиксируется результат действия причины, то новое, что возникает в процессе взаимодейс­твия. Причинно - следственная связь есть лишь частичка всемирной связи Специфика причинной связи состоит именно в генетическом порождении следствия причиной. Беспричинных явлений не бывает. Вместе с тем нельзя согласиться с теологами, которые во всем видят цель, или сторонники априо­ризма, которые считают, что все категории, в том числе причина и следствие, априорного происхождения,

Результат действия причины зависит не только от пораждающей причины, но и от условий. Хотя условия и влияют на следствие, они в отлнчие от причи­ны не порождают следствия. Условия влияют на следствие опосредованно, они направлены на создание соответствующих благоприятных обстоятельств, при которых причина порождает следствие. Например, для того, чтобы зерно про­росло, необходим комплекс условий (наличие почвы, влаги, соответствующей температуры). Если этих условий не будет, зерно не прорастет. Однако произ­водящие потенции заложены в зерне, а не в почве. Если в почве не будет зерна, то, даже при очень благоприятных условий, растение не появится. Весь этот комплекс условий можно назвать неглавной причиной. Очень важно уметь раз­личать причину от условий, которые обладают порождающими потенциями.

Очень важно различать, также, причину от повода. Повод предшествует следствию, но не порождает его. Повод может тол ько ускорить процесс порож­дения причиной следствия.

Несколько причин могут вызвать одно следствие ( огонь может быть по­рожден и трением, и ударом молнии, и спичками). В свою очередь одна и та дсе причина может порождать несколько следствий ( тот же огонь может вы­ступать не только в качестве разрушительной силы). При этом связь причины и следствия ассиметричны. Следствие не может предшествовать своей причине. Но возникнув, следствие, может влиять на причину в процессе взаимодействия с ним. К тому же, следствие всегда оказывается причиной другого явления, в результате чего образуются сложные причинно-следственные цепи. Они носят преимущественно вероятностный характер, и только в сфере техники преобла­дает жесткая детерминация.

Другой категориальной парой являются категории « необходимость» и «случайность».

Необходимым называться то, что по причине своего существования имеет в себе, обусловливается внутренней природой материального образования, а случайным - то, что причину своего существования имеет в другом явлении, в стечении внешних обстоятельств. Поскольку возникновение необходимых явлений обусловлено внутренней, коренной причиной, необходимость нельзя раскрыть без охвата многих причинных связей, которые могут быть внут­ренними и внешними, существенными и несущественными, главными и не­главными. Не существует чистой необходимости и чистой случайности, эти категории взаимосвязаны диалектически - случайность может стать необхо­димостью и наоборот.

И в историческом, и в процессуальном аспектах, необходимость прокла­дывает себе дорогу через массу случайностей Случайность является формой проявления и дополнения необходимости: любое необходимое явление, собы­тие в каком-то отношении оказывается случайным, ибо процессы в природе имеют вероятностный характер.

Отрицание диалектики необходимости и случайности приводит к метафи­зической абсолютизации одной из этих категорий. Так, например, абсолютиза­ция необходимости ведет к фатализму, а абсолютизация случайности ведет к отрицанию возможности познания закономерных связей

Вероятность органически связана не только с необходимостью и случай­ностью. но и категориями « возможность» и «действительность», характеризуя степень превращения первой во вторую.

На уровне этих категории познание входит на уровень целостного, законо­мерно развивающего и поражающего свои новые состояния предмета. Наэтой стадии человек не просто видит наличие состояния, но знает прошлое и про­гнозирует будущее. Он знает то, чего еще нет. но что закономерно наступит.

Это потенцигшьно осуществимое, но еще не осуществленное ( хотя уже во многом предвиденное человеком) бытие, которое реализуется при опреде­ленных условиях, и называется возможностью Действительность можно рас­сматривать как реализованную возможность. Иными словами возможность ко­ренится в самой действительности как потенциальное бытие.

Важно отличать возможность формальную, которая не вытекает из сущ­ности данного процесса, от возможности реальной. В свою очередь реальная возможность может быть как абстрактной, когда еще не сложились необходи­мые условия для ее реализации, так и конкретной, когда имеются все необхо­димые условия для превращения возможности в действительность. Возмож­ность необходимо отличать от невозможности.

Для раскрытия сущности предмета необходимо знать его внутреннюю структуру В данном случае используется категории «содержание» и «форма»

В содержание того или иного образования входят как элементы, так и про­цессы Содержанием организма, например, будут не только его органы, но и все процессы, происходящие в нутрии этого организма. Содержание как совоку п- ность всех элементов и процессов является ведущей стороной по отношению к его форме. По сравнению с формой оно представляет собой более мобильную сторону, тогда как форма (способ, тип, характер взаимосвязей элементов) более устойчива, консервативна. Форма представляет собой нечто существенное, зна­чимое для содержания: она не была бы таковой, если бы изменялась при каждом изменении содержания. В определенных пределах форма может «выдержать» частичные, незначительные изменения в содержании. И лишь когда изменения в содержании выходят за рамки этого предела ( границ), тогда они в совокупности приводят к изменению формы, т.е способа организации содержания. В этом про­является как ведущая роль содержания, так и активность формы.

До сих пор речь шла о внутренней форме. Внешняя же форма гораздо мобильнее и мене существенна для содержания. Ее изменения обычно не за­трагивают внутренней формы. Например, можно в произвольной форме изме­нить внешний вид автомобиля, здания - внутренняя форма остается неизмен­ной Хотя, следует отметить, что внешняя форма не влияет на внутреннюю в определенных пределах. При переходе границ этого предела внешняя форма может оказать решающее влияние и на внутреннюю форму, и на содержание Читателю предлагается подобрать примеры из специальности и показать спе­цифику проявления диалектической взаимосвязи «содержания» и «формы», и роль внешней формы.

Обладая относительной самостоятельностью по отношению к содержа­нию, форма может не только отставать в своем развитии от содержания, но и опережать его, К тому же одно и то же содержание может выступать в разныч формах ( и наоборот).

По мере того, как в процессе познания выявление отдельных необходи­мых свойств, структуры, а также динамики развития объекта, возникает пот­ребность в целостном воспроизведение всех необходимых сторон и связей исследуемого предмета в их естественной взаимосвязи. Это и есть познание сущности как внутреннего, необходимого в вещи Категория «сущность» со­относится с категорией «явление», которое означает внешнее проявление сущ­ности.

Категории «сущность» и «явление» представляют диалектическую пару, которая выражает взаимосвязь противоположностей и подвергнута теорети­ческому осмыслению через категории «внутреннее», «внешнее», «причина», «следствие», «необходимость» и «случайность».

Явление богаче сущности, но сущность глубже явления. В категории «сущность» отражается только необходимые стороны и свойства, а в категории «явление» все внешние стороны и явления.

Диалектику этих категорий можно выразить кратко следующим образом: сущность является . явление существенно. Следует иметь в виду, что термин «явление» используется в двух смыслах - в узком ( как противоположность сущности) и широком. ко1да сущность включена в явление.

Необходимо различать понятия « содержание» и «сущность». Содержа­ние явления определяется не только сущностью - совокупностью внутренних й необходимых сторон и связей вещи, но и внешними условиями ее существо­вания, взаимодействием ее с другими вещами Содержание изменчиво, тогда как сущность есть нечто устойчивое. Впрочем, устойчивость сущности неаб­солютна.

Хотя «явление» и «сущность» взаимосвязаны, они не совпадают. Если бы они совпали, то всякая наука была бы излишней, ибо сущность высвечивались бы полностью и адекватно в явлении. Познание как раз представляет собой движение от явления к сущности, от сущности первого порядка к сущности второго порядка и
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   16


написать администратору сайта