Главная страница
Навигация по странице:

  • Признаки и функции

  • Учебное пособие приднестровский государственный университет им. Т. Г шевченко В. В. Граневский, В. Г. Тащук философия


    Скачать 2.26 Mb.
    НазваниеУчебное пособие приднестровский государственный университет им. Т. Г шевченко В. В. Граневский, В. Г. Тащук философия
    АнкорGranevsky_V_V_Taschuk_V_G-Filosofia.doc
    Дата12.12.2017
    Размер2.26 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаGranevsky_V_V_Taschuk_V_G-Filosofia.doc
    ТипУчебное пособие
    #10897
    страница11 из 16
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16
    Глава 8

    ГОСУДАРСТВО КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

    1. Признаки и функции государства

    Признаки и функции государства. Государство - важнейшая составная часть политической системы общества. Политическая система общества пред. ставляет собой совокупность социальных институтов государственно-орга­низованного общества, выполняющих определенные политические функции Она включает государство, партии, профсоюзы, общественные организации и движения, преследующие политические цели. Определенную роль в полити­ческой системе некоторых государств играет церковь.

    Термин «государство» обычно употребляется в двух значениях. В широ­ком смысле государство тождественно стране и политически организованному народу, проживающему на данной территории В этом значении говорят, на­пример, о российском, американском, немецком государстве, имея в виду все представляемое им общество,

    В современной науке государство в узком смысле понимается как органи­зация, система учреждении, обладающие верховной властью на определенной территории. Оно существует наряду с другими политическими организация­ми: партиями, профсоюзами и т.п Иными словами, государство - это главный, но не единственный институт политической системы общества.

    Государство характеризуется следующими общими (фундаментальными) признаками:

    1. Единой территорией, очерченной государственными границами, при­знаваемыми другими странами.

    2. Единой системой управления территорией, включающей разветвленный аппарат государственных чиновников и покоящейся на принципе разделения властей.

    3. Единой системой законов, зафиксированной в Конституции, соблюдае­мой всеми гражданами на всей территории.

    4. Монополией на легальное применение силы или физического принуж­дения, опирающейся на армию, полицию, службу безопасности, суд, прокура- туру.

    5 Правом на взимание налогов, которые идут на содержание многочис­ленных служащих и финансирование государственной политики: оборонной, экономической, социальной

      1. Обязательностью членства в государстве - гражданством. В отличие от партии или профсоюза, где пребывание добровольное, гражданство человек получает с момента рождения.

      2. Представительством от имени общества в международных организаци­ях и событиях.

      3. Суверенитетом, т е. верховной властью над определенной территорией, g обществе много видов власти, но самая главная должна быть сосредоточена в руках государства, решения которого обязательны для всех граждан. Лишь ему принадлежит право на издание всех законов.

    Суверенность (верховная власть плюс независимость) государства выра­жается в том. что ему принадлежит право официально представлять вес обще­ство в целом, издавать нормативные акты, в том числе законы, обязательные ддя исполнения всеми членами общества, осуществлять правосудие. Госу­дарство выступает как сила (профессиональный аппарат управления, армия, полиция, сыск, суды, тюрьмы и т.д.), способная осуществить принуждение в отношении любого члена общества

    Уважение суверенитета - основной принцип современного международ­ного права и международных отношений Он закреплен в Уставе ООН и др. международных актах. Суверенитет - главное, к чему стремится любой народ, претендующий стать самостоятельным государством.

      1. Атрибутика государства, включающая герб, гимн, флаг, собственную денежную валюту.

    Чем должно заниматься государство в повседневной жизни'' На этот воп­рос отвечают функции государства. Они подразделяются на внутренние и вне­шние. К внутренним функциям государства относятся защита существующе­го способа производства, экономической и социальной системы; подавление классовых противников (в обществах, разделенных на классы с противопо­ложными интересами); управление экономикой (в странах социализма) либо регулирование хозяйственной деятельности (в капиталистических странах); охрана общественного порядка и поддержание дисциплины, регулирование социальных отношений; культурно-воспитательная, идеологическая деятель­ность и т.п.

    Внешние функции государства составляют защита интересов данного государства в его взаимоотношениях с другими государствами на междуна­родной арене, обеспечение обороны страны либо военной и политической эк­спансии в отношении других государств; развитие нормальных отношений с другими государствами, развитие взаимовыгодного сотрудничества на основе принципов мирного сосуществования.

    Демократическая власть, хотя и имеет устойчивую тенденцию к умень­шению масштабов и жестокости насилия, не может обходиться без него. Есть и долго будут сохраняться угрозы и опасности, которые невозможно обузды­вать и устранять без насилия: действия агрессивных, экстремистских, анар­хических сил, преступность и т.п. Демократическая власть может применять насилие для принуждения к миру (предотвращения и прекращения военных Конфликтов); защиты жизни, прав и свобод граждан, восстановление закон­ности и порядка, охранение самой себя от насильственного свержения Такое насилие осуществляется в соответствии с Конституцией, а также международ­ным правом.

    Поистине государство - это монополия на законное насилие. Законным оно считается, если закреплено в Конституции государства, где так и записа­но на данной территории имеют право применять физическое насилие только уполномоченные государством специальные органы, в частности полиция и армия. Мощное государство удерживает свою монополию, слабое - ее отдает, и тогда в стране устанавливается правовой беспреде», хаос, бандитизм, отчего страдают простые люди.

    Кроме двух указанных у государства есть множество других видов моно­полии. Например, монополия на свободу слова, согласно которой государство имеет право запрещать любую литературу, порочащую общественные нравы (например, порнографическую), сеющую межнациональную рознь (такова профашистская литература) либо разглашающая военную тайну (шпионские документы). Кроме того, известны: монополия на таможенные пошлины, мо­нополия на алкоголь и табак, монополия на соль и т.д. Стоило российскому правительству отдать теневым дельцам производство и сбыт алкоголя, как каз­на не досчиталась десятков миллионов долларов. Ведь чистый доход в этой сфере бизнеса составляет 2000%. До революции и в советское время «пьяные деньги» составляли треть государственных доходов. Они шли на социальные программы - на помощь бедным и престарелым.

    К общим монополиям государство часто добавляет частные, которые раз­даются госслужбам и позволяют обогащать не только государство, но и карма­ны чиновников. Государство берет пошлину за оформление свидетельства о браке и рождении детей, за выполнение процедуры расторжения брака, за под­тверждение права на получение наследства, за принятие жалобы к рассмот­рению в суде и тп Правда, вездесущие чиновники умудряются превратить в источник наживы не только частные, но и общегосударственные монополии, например, таможенный сбор. Если органы правосудия ослабляют контроль над таможенными службами, через границу за крупные взятки чиновникам могут проникать наркотики, оружие, алкоголь и другие товары, которые никак не пополняют государственный бюджет и наносят вред стране.

    Ключевыми особенностями современной системы государств являются централизация политической власти, единые механизмы административного управления, профессиональные постоянные армии, легитимизация власти че­рез институт представительства и др. Все эти принципы были первоначально разработаны в Европе, а затем распространились гю всему земному шару.

    2. Формы правления. Демократия

    Форма правления — организация власти, характеризуемая по ее формаль­ным источникам. В монархии формальным источником власти является одно лицо - король, царь, фараон и т.д. В республике по закону источником власти является большинство.

    Аристотель выделял три основных вида правления: монархию, аристок­ратию, демократию, и три их извращенных формы - тиранию, олигархию н охлократию. Много столетий спустя Макиавелли применил похожую типоло­гию.

    Сегодня в науке принято считать, что строение государства выражается: а) через формы правления и б) формы территориального устройства В них роплощаются организация верховной власти, структура и порядок взаимоот­ношений высших юсу дарственных органов, должностных лиц и граждан

    Древнегреческие мыслители Геродот, Платон и Аристотель, рассуждая о природе и функциях правительства, пришли к выводу о том, что оно может быть трех типов

    Правление одного:

    Правление немногих;

    Правление многих (или большинства).

    Каждый из этих нормальных типов правления может искажаться. Аристо­тель считал правильным правление, осуществляемое справедливо и в интере­сах большинства, а неправильным - в интересах правящих кругов или одного человека. Современное общество, в том числе и российское, стремится пост­роить демократическое государство.

    Демократии. Слово «демократия» происходит от двух греческих слов: «демос» - народ и «кратос» - сила, правление, власть. Демократия обозначает такое устройство, при котором все граждане управляют своим собственным распорядком жизни, определяют и влияют на собственную жизнь. Г оворят еще о том, что при демократии народ суверенен, т.е не зависим от властей в выборе своего способа жизнедеятельности. Суверенитет также означает, что законным источником власти выступает именно он, народ.

    На микроуровне демократия - всего лишь форма участия членов обще­ства в решениях, касающихся судьбы этой общности. Она отвечает на самый банальный вопрос: кто в фирме, классе, команде, доме верховодит - коллектив или вожак? Вожак может верховодить, но только в повседневной текучке, а в принципиальных ситуациях он должен принять мнение группы как закон. Если этого нет, то нет и демократ ии.

    Демократия в обществе основана на признании народа в качестве источни­ка власти. Главные принципы демократии - власть большинства, равноправие граждан, защищенность их прав и свобод, верховенство закона, разделение властей, выборность главы государства, представительных органов.

    При демократии люди совершенно свободны в принятии решения о том. что для них хорошо, а что плохо. 11оэтому, если подобное право узурпирует по­литическая партия или правительство, решающие, какой политический уклад, какое политическое устройство, какой распорядок жизни лучше всего подхо­дит народу, такое общество нельзя считать демократическим. К сожалению, и при царском режиме, и при советской власти, и при новом демократичес­ком правлении 1990-х народ в большей или меньшей степени не был властен распоряжаться своей судьбой. Следовательно, говорить о демократическом Устройст ве нашего общества еще рано. Ведь демократия означает свободу не Только выбора политического режима, но и определения размеров натога, ко­торый берется с граждан. По этому второму признаку под демократический строй наше общество не подходит сейчас, и не подходило ни в один прошлый Период развития.

    При демократии правительство - это совокупность выбранных наро^ц высших руководителей, которые для лучшего отправления государствен к ьщ дел нанимают штаг чиновников Таким образом, народ не только выбирает. ц() и оплачивает свое руководство

    Таково демократическое устройство общества в целом. Не так происходи на предприятии, в фирме или компании, где есть собственник или назначен, ный государством директор, имеющий право единоличного управления. Слу. жащие его не выбирают, они нанимаются на работу, когда фирма или компания уже давно сложились, создают товары и услуги, имеют заведенный порядок устав и штатную структуру. Никто из служащих не вправе говорить, что ад. парат чиновников существует на их деньги. Он оплачивается из той выручки, которую получает предприятие от проданной продукции. И лишь когда мь, имеем дело с акционерным обществом, где совокупный капитал составлен ид денежных вкладов акционеров, последние вправе спросить с руководства, к\да и как расходуются средства. Здесь мы имеем дело с демократической формой правления.

    Итак, демократия подразумевает не только вежливое обращение с поддан­ными, а широкое и реальное участие граждан в решении самых важных вопро­сов жизни страны. Причем граждане, а не правительство обладают решающим правом.

    При демократии к подчиненным прислушиваются, их привлекают к уп­равлению, вознаграждают, раздают почести и звания, с ними считаются, их уважают. Это происходит не случайно. Источником власти при демократии выступает мнение народных масс, проявляющих добровольное подчинение, уважение к своим правителям. Правитель является не только авторитетным лидером для населения, но также гарантом его прав и свобод. Демократичес­кий правитель нуждается в поддержке снизу, поэтому привлекает рядовых граждан к участию в управлении государством либо непосредственно, либо через народных избранников-депутатов.

    Между формальной и реальной демократией пролегает целая пропасть Устройство и древних Афнн, и современной Америки мы можем называть де­мократией. В этот ряд можно причислить еще 20-30 стран Но и только.

    Гораздо больше подделок под демократию. Их можно назвать формальной, мнимой, иллюзорной демократией. Суть дела от этого не меняется. Но важ­но отметить вот что. Обычно подделывают товар только престижной фирмы, только то, что ценится выше всего и пользуется огромной популярностью Не было еще ни одной страны и ни одной исторической эпохи, где и когда народ не желал демократии, предпочитая ей все другие формы государственного у с­тройства. С точки зрения территориального устройства государства подразде* ляются на унитарные (единое государственное образование), федерации (союз юридически относительно самостоятельных государственных образований: штатов, кантонов, земель, союзных республик и т.п.), конфедерации (государе* твенно-правовые объединения).

    В унитарном государстве административно - государственные единииь1 не обладают собственной государственностью. Для всех одна Конституция и гражданство. Решения, принятые центральным правительством и общим пар­ламентом, обладают силон для всей территории государства Унитарная форма государства лучше подходит для однонациональных стран, именно там она и сформировалась.

    В федеративном государстве роль центрального правительства серьезно ограничена. Источником власти выступают крупные территориальные обра­зования (штаты, земли, кантоны). Федерация - это устойчивый союз почти самостоятельных государств, имеющих собственные законодательные, испол­нительные и судебные органы и, как правило, Конституцию, а часто и двойное гражданство Такое устройство подходит для многонациональных стран, где несколько народов имеют давно сложившиеся культурные традиции и образ жизни, говорят на разных языках, подчиняются разным нормам, исповедуют разные религии.

    В федеративном государстве одна часть вопросов является исключитель­ной компетенцией союзных органов, другая - субъектов федерации, третья - совместной компетенцией союза и его членов. За соблюдением разграничения прав центра и мест следит независимый суд, а также обычно двухпалатный парламент, верхняя палата которого формируется из представителей этих са­мых субъектов. В США и России происходит именно так, Но есть множество различий. Штаты в Америке наделены большими правами, чем субъекты фе­дерации в России. Если вспомнить историю, то США формировались снизу, штаты долго были самостоятельными, на объединение шли осторожно, каж­дый раз выкраивая себе максимум самостоятельности. Время от времени то в одном, то в другом штате появлялась кучка радикалов, которые прямо заявляли о выходе штата из общего союза В России федеративное^ нисходила сверху. Эта страна все время была унитарной, опыт федерализма невелик, вопрос о том, какие права дать местам, решали в центре. Члены федерации не обладают правом одностороннего выхода из союзного государства В большинстве со­юзных Конституций содержится право федеральных органов вмешиваться во внутренние дела членов федерации в случае возникновения там чрезвычайных ситуаций: стихийных бедствий или массовых беспорядков.

    Конфедерации существовали в США (1776 - 1787), Швейцарии (до 1848), Германии 0815 - 1867) и некоторых других странах, но распались. На их ос­нове формировались либо федерации, либо унитарные государства Знакомый нам пример - СНГ - союз суверенных государств, координирующих свою де­ятельность только по общим вопросам. Это постоянный союз самостоятельных государств для осуществления конкретных совместных целей. Ее члены полно­стью сохраняют государственный суверенитет и передают в компетенцию союза решение лишь ограниченного числа вопросов. Чаше всего в области обороны, внешней политики, транспорта и связи. Сколько Россия ни старается сохранить СНГ, мало что получается. Решения, например, о таможенном союзе, принятые на встрече глав государств, игнорируются либо всеми, либо частью из них, но и этого достаточно для того, чтобы провалить любое начинание.

    Совершенно новый тип конфедерации - Европейский Союз (ЕС). Он обра­зован в 1993 году в соответствии с Маастрихтским Договором на базе Европейс­ких сообществ, объединивших 12 стран. Договор, развивая идеи единой Европы, предусматривает создание политического, экономического и валютного союза, завершение формирования единого внутреннего рынка - устранение всех пре­пятствий на пути свободного передвижения товаров, услуг, капиталов и людей. Страны ЕС обязались проводить совместный курс в сфере внешней политики и безопасности, основных направлений внутренней экономической политики, координировать политику в вопросах охраны окружающей среды, борьбы с пре­ступностью, в области юстиции и др. Устанавливается единое европейское граж­данство. Создан европейский валютный институт и Европейский центральный банк, введена единая валюта - евро Сегодня данный союз более устойчивый и жизнеспособный, но сохранится ли он в таком качестве в будущем, учитывая, что количество членов стремительно растет, покажет время.

    З.Условия формирования правового государства и гражданского общества

    Правовое государство - реальное воплощение идей и принципов консти­туционализма. В его основе - идея ограждения человека от государственного террора, насилия над совестью, мелочной опеки со стороны органов власти, га­рантирование индивидуальной свободы и основополагающих прав человека

    Установление характерных для гражданского общества взаимоотношений государства, социальных групп и личностей предполагает наличие ряда пред­варительных условий. Первейшим из них является консенсус, согласие между различными социальными субъектами относительно основополагающих об­щественных ценностей, принятие их в качестве ориентиров и установок де- пельности людей.

    К этим ценностям относятся: В экономической сфере - равноправие всех |>орм собственности, многоукладная рыночная экономика, открывающая воз­можности для деловой активности и предприимчивости, свободной и творчес- сой активности граждан. Различные формы собственности и разнообразные :пособы хозяйствования, находясь в сравнительно равных условиях и конку­рирования друг с другом, составляют экономические предпосылки гражданс- :ого общества

    В социальной сфере-равноправие различных социальных классов, групп, лоев и общностей, справедливость, солидарность и партнерство в отношении (ежду ними. Принято считать, что социальной основой гражданского обще- тва является средний класс - инженерно-технические работники, управлен- еский персонал, служащие, врачи, преподаватели, юристы, лица свободных рофессий, высококвалифицированные рабочие, работники сферы обе лужи- ания. Их удельный вес в развитых странах составляет 60 и более процентов 'стойчивое социальное положение и образ жизни данных социальных слоев оздают предпосылки стабильного функционирования общества в целом.

    В духовной сфере - свободное самоопределение человека в его мировоз- рении, идейных позициях и духовных устремлениях, плюрализм мнений и идей, критическое отношение к действительности, рационализм, толерант­ность, гуманизм. Признание данных установок и принципов в качестве непре­ложных общественных ценностей является необходимой предпосылкой под­линного духовного производства

    В политической сфере - реальные гарантии прав и свобод человека, обес­печивающие всем гражданам равный доступ к участию в государственных и общественных делах В качестве основополагающих для гражданского обще­ства признаются также такие ценности, как верховенство права, разделение властей, свободные, равные, прямые и тайные выборы, многопартийность, местное самоуправление.

    Исключительно важной предпосылкой формирования правового государс­тва и гражданского общества является закрепление с согласия всех социальных групп, частных лиц. их ассоциаций и институтов (включая семью, школу, цер­ковь, средства массовой информации, производственные, творческие и иные объединения по интересам, политические партии, общественные организации и движения), взаимодействие которых регулируется гражданским правом, и которые как таковые прямо не зависят от самого политического государства.

    Гражданское общество есть не что иное, как форма организации обще­ственной жизни, основанная на соблюдении индивидуума, их объединениями и государством сознательно установленных взаимных прав и обязанностей. Следовательно, гражданское общество и правовое государство составляют единое целое и выражают степень демократизма политической жизни и поли­тической системы, как ее институционально - правового механизма.

    Отличительные черты правового государства. Обобщая опыт возникнове­ния и развития различных правовых государств, можно выделить их следую­щие общие признаки:

    • Наличие развитого гражданского общества;

    • Ограничение сферы деятельности правового государства охраной прав и свобод личности, общественного порядка, созданием благоприятных право­вых условий для хозяйственной деятельности;

    • Мировоззренческий индивидуализм, ответственность каждого за собс­твенное благополучие;

    • Правовое равенство всех граждан, приоритет прав человека к ад закона­ми государства

    • Всеобщность, его распространение на всех граждан, все организации и учреждения, в том числе органы государственной власти;

    • Суверенитет народа, конституционно - правовая регламентация госу­дарственного суверенитета. Это означает, что народ является конечным ис­точником власти, государственный же суверенитет носит представительный характер;

    • Разделение законодательной, исполнительной и судебных властей госу­дарства, что не исключает единства их действий на основе процедур, предус­мотренных конституцией, а также определенного верховенства законодатель­ной власти, не нарушающие конституцию решения которой обязательны для всех;

    • Приоритет в государственном регулировании гражданских отношений метода запрета над методом дозволения. Это означает, что в правовом госу­дарстве по отношению к гражданам действует принцип: «Разрешено все то, что не запрещено законом». Метод же дозволения применяется лишь по отно­шению к самому государству, которое обязано действовать в пределах дозво­ленного - формально зафиксированных полномочий,

    • Свобода и право других людей как единственный ограничитель свободы индивида. Правовое государство не знает абсолютной свободы личности. Сво­бода каждого кончается там, где нарушается свобода других.

    Построение правового государства и гражданского общества - это основ­ное направление, реализуемое большинством государств сегодн

    яГлава 9

    ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

    I. Человеческие потребности

    Для понимания сути экономики и всей сложности экономических отноше­ний необходимо предварительно уяснить, что лежит в основе этих отношений. Основой их являются человеческие потребности, это стержень всякой челове­ческой деятельности и, прежде всего труда, а отсюда и экономики. Что такое потребность вообще

    Потребности - это нужда или недостаток в чем— либо необходимом для поддержания жизнедеятельности человека, социальной группы и общества в целом Они служат внутренними побудителями активности.

    Человеческие потребности весьма многообразны. В частности, по субъ­ектам (носителям потребностей) они различаются на индивидуальные, груп­повые, коллективные и общественные. По объекту (предмету, на который они направлены) запросы людей подразделяются на материальные, духовные, этические (относящиеся к нравственности) и эстетические (касающиеся ис­кусства) По сферам деятельности выделяются потребности труда, общения, рекреации (отдыха, восстановления работоспособности) и экономические.

    Рассмотрим детальнее последний вид потребностей. Экономические пот­ребности - та часть человеческих нужд, для удовлетворения которых необ­ходимо производство, распределение, обмен и потребление благ. Именно они участвуют в активном взаимодействии между производством и неудовлет­воренными запросами людей. Всю историю экономики мы можем в опреде­ленном смысле рассматривать как историю формирования потребностей все более всесторонне развитого человека. Современная цивилизация (нынешняя ступень развития материальной н духовной культуры общества) знает множес­тво различных потребностей. Они подразделяются на следующие виды

    • физиологические потребности (в пище, воде, одежде, жилье, воспроиз­водстве рода),

    • потребность в безопасности (защита от внешних врагов, преступников, помощи при болезни, защита от нищеты);

    • потребность в социальных контактах (общении с людьми, имеющими те же интересы, в дружбе и любви),

    • потребность в уважении (уважение со стороны других людей, самоува­жении, в приобретении определенного общественного положения);

    потребность в саморазвитии (в совершенствовании всех возможностей и способностей человека).В отличие от животных, которые просто приспосабливаются к природной среде, человеческое общество преобразует природную и социальную среду. Оно в первую очередь налаживает производство средств, необходимых для подде­ржания жизни (пищи, жилища, одежды) Затем появляются качественно новые потребности более высокого порядка, которые могут резко увеличиваться

    Итак, экономический прогресс общества предполагает действие закона возвышения потребностей. Этот закон выражает объективную (не зависящую от воли и желания людей) необходимость роста и самосовершенствования человеческих потребностей с развитием производства и культуры. Действия этого закона проявляются в следующих изменениях. В ходе исторического раз­вития потребности общества количественно растут и качественно изменяют­ся. Некоторые потребности исчезают, возникают новые, вследствие чего иным становится состав потребностей. Соответственно этому меняется структура общественного богатства, уровень благосостояния людей.

    Экономическая деятельность имеет характер борьбы за жизнь и именно за определенный уровень жизни Хозяйственная нужда надвигается на нас как неумолимая необходимость, от которой нельзя уйти, не уходя от самой жизни Экономика изначально тяготеет над человеком и человечеством.

    Светлые перспективы цивилизации во многом определяются тем, насколь­ко успешно функционируют общественные системы в их взаимной связи, как единое целое, где каждое звено работает на целое, а целое стимулирует жиз­неутверждающую снлу частей. Что же можно выявить в тончайшей паутине социально-экономических связей с философско-экономической точки зрения'1 Какова методологическая роль философской культуры в осмыслении социаль­но-экономической реальности?

    Экономическая философия входит в систему социальной философии, составляя ее существенную часть: у нее есть свой особый срез проблем или угол зрения на экономическую жизнь общества. Чтобы ответить на вопрос, что такое экономическая философия как философское учение, следует прежде по­нять, что такое политическая экономия. Определим ее как науку, изучающую законы, принципы, управляющие производством, распределением, обменом (куплей-продажей) и потреблением жизненных благ на различных ступенях развития человечества.

    Классическая политическая экономия придала экономической теории подлинно научный характер Во-первых, она открыла реальный источник бо­гатства общества - процесс производства Во-вторых, политическая экономия стала исследовать хозяйственную деятельность как систему, охватывающую производство, распределение, обмен и потребление благ и услуг. В-третьих, эта наука не ограничилась описанием явлений и перешла к выявлению их сущ­ности и законов развития.

    Английская классическая политическая экономия возникла и развивалась в 17-18 веках. Родоначальниками этой теоретической школы были Уильям Петти, Адам Смит, Давид Рекардо. Они внесли выдающийся вклат в углублен­ное исследование капиталистической экономики, создали свое учение о росте национального богатства Впервые идею о том, что труд является важнейшим источником богатства, высказал У Пегги, которого назвали «Колумб полити­ческой экономии» Ему принадлежит знаменитая формула «природа - мать, труд - отец богатства».

    Наибольший вклад в классическое направление теории внес А.Смит. В главном труде - «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) -он обосновал «естественный порядок» в экономической жизни. Усто­ями этого порядка были признаны господство частной собственности, свобод­ная конкуренция и свободная торговля, невмешательство государства в хозяйс­твенную деятельность.

    В отличие от своих предшественников английские классики считали, что богатство создается не только в сельском хозяйстве, но и во всех других от­раслях материального производства. Они показали, что всеобщей формой бо­гатства является стоимость, воплощенная в товарах и деньгах. Саму стоимость создает труд работников, производящий товары.

    Карл Маркс в своем главном труде - «Капитал» - во многом по-новому раз­работал классическую теорию стоимости и теорию прибавочной стоимости.

    Учение К. Маркса позволило обнаружить неразрешимые противоречия и определенную ограниченность классического направления политической эко­номии. Это направление, во-первых, во многом отражало особую историчес­кую специфику экономики Англии 17-14 вв. (период господства единоличной формы капитала, свободной конкуренции и невмешательства государства в экономику). Во-вторых, оно обладает чертами теории, односторонне отразив­шей противоречивую действительность Поэтому не случайно появилось со­вершенно новое альтернативное воззрение.

    В последней трети 19 века во многом в противовес школе английских классиков возникло неоклассическое направление экономической теории. Оно обладает рядом отличительных черт. Прежде всего, неоклассическое течение возникло в результате маржиналистнческой революции. Эта революция поро­дила: а) теорию предельной полезности и б) теорию предельной производи­тельности труда и капитала.

    Была выдвинута субъективно-психологическая концепция стоимости и цены товара, которую противопоставили трудовой теории стоимости

    Австрийские экономисты считали, что каждый человек субъективно сам определяет ценность благ, исходя из степени желательности для него полез­ных вещей. Причем субъективная ценность всех потребительских благ, а стало быть, и их рыночная цена, зависит только от важности удовлетворения пот­ребностей и степени их насыщения. В процессе потребления происходит зако­номерное убывание полезности. С каждой дополнительной единицей данного вида полезных вещей степень удовлетворения от их потребления уменьшается И достигает предельной величины (точки насыщения)

    А.Маршалл считал себя преемником Д Рикардо
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16


    написать администратору сайта