Главная страница

Учебное пособие приднестровский государственный университет им. Т. Г шевченко В. В. Граневский, В. Г. Тащук философия


Скачать 2.26 Mb.
НазваниеУчебное пособие приднестровский государственный университет им. Т. Г шевченко В. В. Граневский, В. Г. Тащук философия
АнкорGranevsky_V_V_Taschuk_V_G-Filosofia.doc
Дата12.12.2017
Размер2.26 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаGranevsky_V_V_Taschuk_V_G-Filosofia.doc
ТипУчебное пособие
#10897
страница12 из 16
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16
и пытался соединить его учение о стоимости с теорией предельной полезности. Он пришел к за­ключению, что одинаково неправильно в процессе формирования рыночной цены отдавать предпочтение либо предложению, либо спросу. В связи с этим А.Маршалл выявил функциональные зависимости между ценой и спросом. Ценой и предложением

В современном производстве, в котором все большую роль играет систе­ма управления, немалое значение приобретают отношения, складывающиеся в результате подбора и расстановки кадров с учетом их способностей, опы­та интересов и нужд самого производства, кадровая политика в целом Таким образом, система экономических отношений чрезвычайно обширна - от ин­дивидуальных отношений отдельных производителей до основополагающего отношения к средствам производства.

Политическая экономия - одна из сложнейших областей человеческого знания. Она опирается на математику, особенно теорию вероятностей, статис­тику, что придает этой науке дополнительную точность и строгость в осмыс­лении фактов и их теоретической интерпретации, ориентированной на истин­ность и ее максимально эффективное практическое воплощение.

Исключительная значимость политической экономии связана с тем, что она обладает всемирно-объединяющей силой в жизни всего человечества. Все это раскрывает тайну того, почему философы изучали, анализировали и писали о политической экономии, участвуя в ее углубленно-обобщающем осмыслении

2. Способ производства и его структура

Постоянное воспроизводство материальных благ есть непременное усло­вие существования общества. Прежде чем учиться, заниматься наукой, поли­тикой, искусством, люди должны есть, иметь жилища, одеваться, а для этого постоянно производить необходимые материальные блага, Понятие «способ производства» отражает существование материального производства в исто­рически конкретных формах (первобытнообщинный, рабовладельческий). Способ производства материальных благ представляет собой единство двух его сторон; производительных сил и производственных отношений. Элемента­ми производительных сил выступают, прежде всего, лкщи (активный субъект труда) Для производства всегда нужны люди, имеющие необходимые знания и трудовые навыки. Отсюда первой созидающей силой является труд.

Труд в материальном производстве - это целесообразная деятельность, в которой люди с помощью созданных ими средств приспосабливают предме­ты природы для удовлетворения своих потребностей. В этой деятельности на предприятиях участвуют работники разных профессий, а также управленчес­кий персонал, организующий их совместный труд

Второй фактор (вещественный) - средства труда. К ним относятся те мате­риальные вещи, с помощью которых люди создают блага.

Третий фактор (вещественный) - предметы труда. Это вещь или совокуп­ность вещей, которые человек видоизменяет с помощью средств труда. Пред­меты труда подразделяются на природное вещество, к которому не применяет­ся труд (уголь, руда и т.д ), и на сырье, которое претерпело воздействие труда человека

Чтобы все факторы привести в движение, требуется найти правильные со­отношения между всеми вещественными элементами производства и числен­ностью работников. Эту задачу решает технология, определяющая способы переработки природных и иных веществ и получения готовых продуктов.

В 20 веке во всем мире особенно остро осознается ограниченность произ­водственных факторов по сравнению со сложившимся и возрастающем уров­нем потребностей. В силу таких объективных обстоятельств перед хозяйс­твенной деятельностью людей возникает задача первостепенной важности: как можно эффективнее использовать производственный потенциал общества, т.е. добиваться наибольшего удовлетворения потребностей при наименьшем и рациональном расходовании ресурсов

Производственные отношения, выступающие как вторая сторона спосо­ба производства, представляют собой отношения между людьми, складыва­ющиеся в процессе производства, распределения и обмена.

Экономические связи между людьми многообразны. Поэтому они клас­сифицируются на определенные типы и виды. Прежде всего, выделяется два типа этих связей: отношения собственности (соответствующие им социально- экономические отношения между людьми) и организационно —экономические отношения.

Отношения собственности (социально-экономические отношения) - это связи между большими социальными группами, отдельными коллективами и членами общества по присвоению факторов и результатов производства. Ре­шающее положение в экономике принадлежало в прошлом, и принадлежит сейчас тем, кому достаются предприятия и все. что на них изготавливается Поэтому социально-экономические отношения во многом зависят от типа (формы) собственности на условия и плоды производственной деятельности Такое присвоение предопределяет главное содержание и направленность раз­вития социально-экономических отношений, т.к. всегда и везде такое развитие идет в интересах собственников,

В зависимости от отношения к собственности решаются и другие вопро­сы: место и роль человека в процессе производства, те. если ты хозяин, то, значит, выступаешь организатором производства, а если наемный рабочий, то являешься непосредственным производителем материальных благ, хотя и не имеешь возможности распоряжаться ими. Человек, будучи хозяином, по­лучает прибыль после реализации производственной продукции, наемный же рабочий - только заработную плату

Организационно-экономические отношения возникают потому, что обще­ственное производство, распределение, обмен и потребление невозможны без определенной организации. Данная организация требуется для всякой совмес­тной деятельности людей

При этом решаются организационные задачи:

  1. как разделить людей для выполнения отдельных видов работ и объеди­нить всех занятых на предприятии под единым началом для выполнения об­щей цели;

  2. каким способом вести хозяйственную деятельность;

  3. кто и как будет управлять производственной деятельностью людей.

В связи с этим организационно-экономические отношения подразделяют­ся натри крупных вида (которые включают, в свою очередь, соответствующие конкретные формы):

    1. разделение труда и производства (их дробление между отраслями \п„ зяйства. между предприятиями и внутренними их подразделениями) и нх кос. перация (совместное изготовление продуктов, укрупнение размеров предпри­ятий, их постоянное сотрудничество и объединение);

    2. организация хозяйственной деятельности в определенных формах (на­туральное и то вар но-рыночное хозяйство);

    3. управление экономикой (стихийно-рыночное и государственно-плано­вое регулирование)

Основные типы экономических отношений сильно отличаются друг от друга.

Так, социально-экономические отношения являются специфическими они свойственны только одной исторической эпохе или одному общественно­му строю (например, первобытнообщинному, рабовладельческому, феодально­му) Поэтому они имеют исторически переходящий характер. Социально-эко­номические отношения меняются в результате перехода от одной конкретной формы собственности к другой

В отличие от этого организационно-экономические связи существуют, как правило, независимо от социально-экономического строя. Они являются по существу общими элементами экономики всех стран. Например, в разных общественных устройствах могут успешно применяться одинаковые формы хозяйственной организации (фабрики, комбинаты, предприятия сферы услуг), а также общие достижения научной организации труда и управления.

Кроме того, необходимо учитывать проблему взаимного интереса учас­твующих в производстве сторон. Каждая сторона (н хозяин, и наемный рабо­чий) должна быть заинтересована в процессе производства, поскольку только в этом случае оно будет функционировать эффективно. Сами же производс­твенные отношения складываются объективно, т.е. независимо от сознания и воли людей. Необходимость друг в друге заставляет хозяина и свободного рабочего вступать в данные отношения.

Рассматривать производительные силы н производственные отношения от­дельно друг or друга можно только условно. В реальной же действительности они существуют как единое целое. Человек является главной фигурой и произ­водительных сил. и производственных отношений. Он задумывает и осущест­вляет производство, создает и использует орудия труда, разрабатывает новые технологии, непосредственно производит материальные блага и потребляет их

Как уже отмечалось, связь между сторонами производства выражается законом соответствия производственных отношений характеру и уровню раз­вития производительных сил. Рассматривая данный закон, необходимо учиты­вать следующее:

  • производительные силы и производственные отношения выступают как своеобразное содержание и форма способа производства и могут функциони­ровать в единстве;

  • производительные силы являются наиболее подвижным, революцион­ным элементом и играют определяющую роль в изменении производственных отношений,

  • производственные отношения обладают относительной самостоятель­ностью и активностью, предоставляя определенный простор производитель­ным силам, создавая стимулы для развития производства с учетом интересов людей;

  • взаимодействие производительных сил и производственных отношений носит противоречивый характер.

В результате непрерывного развития производительных сил периодичес­ки между ними и •элементами производственных отношений возникает несо­ответствие, требующее их замены Процесс этот может осуществляться либо путем реформ, либо с помощью революционных преобразований.

3. Психология труда

Труд являет собой выражение сущностных сил человека и его священный нравственный долг. Вне труда невозможна ни жизнь общества, ни бытие каж­дого отдельного человека. Не даром говорится, что человек делает и как он это делает - таков он и есть

Труд - это целесообразная деятельность людей, имеющая своим содер­жанием преобразование, освоение природных и социальных сил для удовлет­ворения исторически сложившихся потребностей человека и общества. Труд -это производство материальных блат; и воспитание человека, и врачевание, и управление людьми в экономической и духовных сферах жизни общества. Он порождает мир культуры, ее ценностей, при этом он и сам выступает в виде феномена культуры.

Ценность труда особенно остро ощущается, когда человек оказывается безработным. Ко словам И А Ильина, безработица, как таковая, пусть обес­печенная или даже затопленная частными и государственными субсидиями, унижает человека и делает его несчастным Уже одно это томительное чувство, что «я в жизни не нужен» или что «мир во мне не нуждается», что «я выбро­шен из великого процесса мирового труда и стал социальной пылью, лишней и ветром гонимой пылью мироздания», пробуждает в сердце здорового человека ощущения личной несостоятельности, приниженности, обиды, горечи и уни­жения человеческого достоинства.

К своему труду й его результатам человек относится многомерно - с ин­теллектуальной. и с эмоциональной точки зрения Он в значительно большей мере, чем иными составляющими, например, затраченным временем, дорожит и склонен горди ться своим вложением в результаты общеегвенного труда: по­лезностью и личным мастерством, «смекалкой» Ведь людям каждой профес­сии свойственно естественное честолюбие или, скорее, гордость за то, что и как он сделал нечто, - чувство значимости сделанного. Это и понятно- именно в труде человек, прежде всего самоутверждается как личность

Мудрость гласит «Что дешево дастся, то мало ценится». И мало ценится не только посторонними, но и самим субъектом труда Человека радует заслу­женная похвала за результаты труда.

Для того чтобы труд был осмысленным и продуктивным, он непременц0 должен содержать хотя бы элементы творчества. Гордость человека понятнц, когда он говорит: «Это сделал я, я вижу свой особый почерк в своей работе» Человек не может быть безразличным к результатам своего труда: он или пре­исполнен гордости его результатами, или недоволен ими, сокрушаясь от их бесполезности или плохого исполнения.

Человеку, по словам И.А. Ильина, от природы присуща здоровая пот­ребность - быть чем-то в жизни, что-то весить на весах бытия, пользоваться признанием и уважением. Это естественно и совсем не предосудительно, если только данная потребность не превращается в назойливое тщеславие или в больное властолюбие. Каждое человеческое существо как центр личной энер­гии и как духовный индивидуум имеет притязание и право испытать свои силы и «оправдаться» своими достижениями, ибо тот, кто оправдался, кто показал себя с лучшей стороны и доказал всем свою положительную силу, тот привле­кает к себе общее уважение и сам установит свой жизненный вес. А для этого есть только один путь - трудиться и трудом своим создавать новое и благое. В этом и состоит важное испытание, именно этим человек «оправдывает» свое земное бытие.

4. Собственность в экономическом и юридическом смысле

Философия в отличие от юриспруденции и политики призвана вникнуть в саму сердцевину феномена собственности, осмыслить ее в наиболее общем существе, те. понять идею собственности, вникнуть в ее природу.

Всесторонне изучение собственности позволяет выяснить три главных со­циально-экономических вопроса:

    1. Кто (какие субъекты хозяйствования) обладает экономической властью, присваивает факторы и результаты производства?

    2. Какие экономические связи способствуют лучшему использованию производственных условий?

    3. Кому достаются доходы от хозяйственной деятельности ?

В соответствии с этим единая система экономических отношений собс­твенности включает следующие элементы: а) присвоение факторов и резуль­татов производства; б) хозяйственное использование материальных и иных средств, в) экономическую реализацию собственности.

Присвоение - экономическая связь между людьми, которая устанавливает их отношение к вещам как к своим. Такая связь уходит своими корнями в про­изводственный процесс. Ведь любое производство материальных благ есть по существу не что иное, как присвоение людьми природного вещества и энергии в целях удовлетворения своих потребностей.

Присвоение может сочетаться с прямо противоположным отношением -отчуждением. Оно возникает, например, если какая-то часть общества захва­тывает все средства производства, а другая часть остается без всяких источ­ников существования. Или когда продукты, созданные одними людьми, без всякого возмещения присваивают другие. Такими были, скажем, отношения между феодалами и крепостными крестьянами, занятыми подневольным тру­дом на барщине.

Собственники средств производства не всегда сами занимаются созида­тельной деятельностью: они дают другим предприимчивым людям возмож­ность употреблять их имущество в хозяйственных целях на определенных условиях Тогда между собственником и предпринимателем возникают отно­шения хозяйственного использования имущества. Последний получает реаль­ную возможность временно владеть и пользоваться объектом чужой собствен­ности.

Примером отношений хозяйственного использования чужой собственнос­ти служит аренда -договор о предоставлении имущества какого-то человека во временное пользование другому лицу за определенную плату. Аналогичная картина и при концессии - договоре, по которому государство сдает частным лицам, иностранным фирмам промышленные предприятия или участки земли для определенной производственной деятельности.

Собственность экономически реализуется, если приносит доход ее вла­дельцу, Такой доход представляет собой весь вновь созданный продукт или его часть, которые получены благодаря применению труда и средств производс­тва. Это может быть, скажем, прибыль, налог, различного рода платежи В слу­чае аренды назначается арендная плата, которая включает в себя процент на капитал, вложенный в имущество его собственником, и часть прибыли, кото­рая получена от использования взятого в аренду имущества. При заключении концессии заранее устанавливаются платежи или определенная доля прибыли, которую временные хозяева уплачивают собственнику.

Это означает, что система экономических отношений собственности охва­тывает от начала и до юнца весь хозяйственный процесс. Она пронизывает и составляет сердцевину всех отношений между людьми по производству, рас­пределению, обмену и потреблению благ.

Вполне очевидно, что вся система отношений собственности порождает у людей экономические материальные, имущественные интересы. Главный сре­ди них состоит в том, чтобы всемерно умножать находящиеся в собственности блага в целях лучшего удовлетворения потребностей.

Благодаря праву значительный круг хозяйственных связей между людьми принимает характер правоотношений, те. отношений, участники которых вы­ступают как носители юридических прав и обязанностей. Такие правовые нор­мы закрепляют существующие отношения собственности и регулируют меру и формы распределения труда и его продуктов между членами общества.

Право собственности включает полномочия собственника владеть, поль­зоваться и распоряжаться имуществом.

Владение - физическое обладание вещью. Это правомочие собственника всегда охраняется законом. Законное владение имуществом имеет правовое основание (закон, договор, административный акт)

Пользование заключается в праве производительно или лично потреблять вещь для удовлетворения собственных потребностей и интересов в зависимос­ти от ее назначения. Собственник может передавать свое имущество в пользо­вание другим лицам на какое-то время и на определенных условиях.

Распоряжение - право изменять присвоенность (принадлежность) иму­щества. Оно осуществляется чаще всего путем совершения различных сделок (купли-продажи, мены одной вещи на другую, дарения и т.д.).

На вопрос, какая собственность нам нужна, можно с определенностью от. ветить: «многообразная! Такая, которая призвана максимально разумным об­разом удовлетворять потребности и интересы граждан и общества в целом»

Частная собственность тесно связана с самой природой человека, с его телесной и душевной организацией, с его насущными потребностями и цен­ностными ориентациями, с теми мотивами, которые вынуждают его трудить­ся, иметь свою семью, свой кров, свое хозяйство; это то, в чем он находит свое самоутверждение, смысл своей жизни. Частная собственность-мощный источник продуктивного труда и свободной хозяйственной инициативы, она способствует самореализации физических и духовных сил личности. Частная собственность и рыночные отношения дают людям имущественную самосто­ятельность, развивают личную инициативу, стимулируют и совершенствуют самодеятельные, предпринимательские навыки, воспитывают чувство ответс­твенности в своем деле и вообще в жизни. И, наконец, частная собственность укрепляет правосознание, культуру законопослушания. Реальное бытие лич­ности проявляется в его собственности.

Тот, кто отвергает частную собственность, тот принижает и даже унижает личностное начало, самодеятельность творческого начала в личности, ее сво­бодные искания и способность к риску. А этим он подрывает и интересы, в том числе экономические, общества, государства.

Ясно, что корень всех наших экономических и юридических проблем (а отсюда и политических) связан с характером собственности. Десятилетиями у нас была единственная форма собственности - государственная, но деклари­ровалось, что собственность принадлежит всему народу Это означает, что все ничье, отсюда возникло и соответствующее отношение и к собственности, и к труду. Ныне, похоже, у нас другая крайность: думаем, что если найдем хозяина всему и везде, сразу наступит расцвет экономики.

5. Научно-техническая революция

В 1953 г. английский ученый Джон Бернал впервые ввел термин «на­учно-техническая революция» (НТР), которая знаменует собой переход от машинного производства к автоматизированному, приводит к коренному из­менению места человека в производстве. Сегодня НТР затронула все сферы жизни общества от производственной до духовной, явилась закономерным процессом человеческой цивилизации. Она решает достаточно широкий спектр проблем:

- комплексной механизации, автоматизации и роботизации производс­тва,

> - биотехннзации производства - безотходные заводы-автоматы,

  • комплексного развития личности человека в гармонии с природой и обществом;

  • сохранения и защиты человеческого рода от отрицательных воздействий современной цивилизации.

В практическом приложении главное направление НТР связано с карди­нальным повышением производительности труда.

Во имя чего необходимо повышать производительность труда9 Прежде всего - для создания реальных условий оздоровления труда людей. Сегод­ня в промышленности тяжелым ручным трудом заняты 30% населения, а в сельском хозяйстве - 70%. А ведь труд должен действительно стать твор­ческим, интересным, любимым делом. Оптимальным вариантом для изме­нения такого соотношения является автоматизированная работа в условиях комфорта. Однако сегодня еще основной тормоз НТР - отсутствие реальных стимулов (экономических, организационных, моральных), т.е. не учитыва­ется проблема интереса на всех уровнях: от министра до рабочего.

Как показывает практика наиболее развитых стран мира, наиболее пер­спективны сегодня вложения средств в человека, а не в технику. Прежде всего, необходимо «менять» самого человека. Человек выступает, прежде всего, как «объект» НТР - она на него «давит», заставляя соответствовать требованиям сегодняшнего дня, но человек выступает и «субъектом» НТР и, тем самым, должен активно участвовать в реализации ее проблем, не ос­таваясь сторонним наблюдателем В этой связи особо остро стоит проблема профессионализма людей как субъектов НТР

В рамках НТР происходит практическая интеграция науки, техники, про­изводства. Порой трудно определить, где кончается наука и начинается про­изводство. Однако новейшие достижения НТР, прежде всего, реализуются в военной сфере, и лишь затем — в гражданской. Это приводит к обострению отношений между крупными державами (или между военными блоками), возникают «горячие» точки на планете, угрожающие миру в целом.

Меняются взаимоотношения в системе человек-природа Сохранение экологического баланса - важнейший момент развития общества в условиях НТР. Восстановление потерянного - практически неосуществимая задача. Просто охранять оставшееся также нельзя, не учитывая всеобщий кругово­рот веществ в природе. Сегодня необходимо, изучив большую часть взаимо­отношений общества с природой, «проиграть» перспективу возможной эво­люции с помощью ЭВМ, а основные производства перевести на замкнутый цикл, чтобы дальше не усугублять положение.

Резко меняется место человека в производстве. Все больше возрастает его роль как мыслящего работника. Сегодня более ценен специалист с «зо­лотой» головой, нежели с «золотыми» руками. Расширяется сфера прило­жения труда рабочего (обслуживание, наука, здравоохранение), не говоря о традиционном производстве С ростом интенсификации труда замедляются темпы роста рабочего класса Основную массу пополнения рабочею клу^ составляют не крестьяне (как было в прошлом), а потомственные ра6очНе

В сфере производственных отношений также необходимо учитыщ1Ть влияние НТР Возрастает степень обобществления труда (создаются KpvIb ные производственные комплексы), в связи, с чем возникает проблема >ф„ фективного управления, которая может функционировать только на ocnoge НТР. Необходим высококачественный механизм хозяйствования (организа­ционно-технические отношения, гибкое управление с учетом меняющц\Ся требований рынка, конкуренция и т.д.).

Особую ценность приобретает информация, и только тот, кто ею владеет, мо­жет рассчитывать на успех.

Отношение НТР к идеологии более сложное. Еще недавно было модным направление, связанное с «деидеологизацией» (отказом от идеологии), но как оказалось на практике, это привело к замене одной идеологии другой Жить в обществе и быть свободным от идей невозможно, так как человек существо общественное.

НТР, экономя рабочее, увеличивает свободное время, которое может быть использовано для более широкого приобщения человека к культурным ценное- тям.

В заключение можно отметить, что современное общество, соединяя достижения НТР с гуманистическими целями, создает тем самым предпо­сылки для реализации социальных программ всестороннего и гармоничного развития человека

.Глава 10.

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА

1. Классы и прослойки современного общества

Под социальной структурой общества понимается совокупность устойчи­вых, исторически сложившихся общностей людей (классов, прослоек, наций, народностей, профессиональных объединений), система их закономерных связей и взаимоотношений. Социальная структура общества обусловлена спо­собом производства материальных благ: Каждой ОЭФ присуща своя особая социальная структура Движущей силой исторического процесса является де­ятельность всех его участников: социальных общностей, организаций, инди­видов и выдающихся личностей Благодаря их совокупной деятельности осу­ществляется и развертывается история Основными социальными субъектами исторического процесса являются классы. Классами называются большие груп­пы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Данное определение, прежде всего, ука­зывает на то, что классы - явление конкретно-историческое. Бессмысленно искать рабочий класс в условиях рабовладельческой ОЭФ. Он просто не мог появиться в это время, так как отсутствовал соответствующий ему капиталис­тический способ производства. В зависимости оттого, владеет класс ими или нет, собственностью на средства производства зависит и его место в процессе производства (он организатор производства или непосредственно производит материальные блага), а значит, и способ получения дохода (заработная плата рабочего или прибыль собственника средств производства).

Классы могут играть свою роль в той мере, в какой они осознают свое место в обществе. В период своего становления класс еще не осознает себя в качестве активного субъекта (участника) истории, И только тогда, когда ста­новится организованным, сплоченным, он может исполнить ту роль, которую ему уготовила история. Классы, связанные с основным типом производства, принято считать основными (буржуазия и рабочий класс в условиях капита­листической ОЭФ). Классы, оставшиеся от предшествующей формации, неос­новными или переходными (крестьянство).Еще в свое время Аристотель отмечал, что человека побуждает к действию интерес. Любой человек принадлежит к какой-то общности людей - классу, нации, семье. "У каждого человека свои интересы Однако, будучи предста­вителем определенного класса, он испытывает на себе воздействие условий жизни этого класса, следовательно, основные интересы у представителей од­ного класса близки, и даже примерно одинаковы. Интересы порождаются, в конечном счете, материальными, экономическими отношениями и выражают жизненные потребности людей. Осознанные интересы превращаются в конк­ретные цели, приобретают значение идеальных побудительных сил деятель­ности людей. Этот фактор важно учитывать, так как и сегодня люди нередко становятся жертвами обмана или самообмана в политике в том случае, пока не научатся за любыми обещаниями, политическими фразами учитывать интере­сы тех или иных классов. Иногда не столь важно то, что говорит политик, но главное, кого (какой класс или прослойку) он представляет.

Современная наука описывает социальное неравенство, опираясь на тео­рию социальной стратификации. Слово «страта» означает социальный слон, группу людей (примерно тот же смысл имеет слово «класс»). Стратификация связана со способами, при помощи которых неравенство передается от одного поколения к другому; при этом формируются различные слои общества и со­словия Неравенство существует во всех обществах, даже в самых примитив­ных и имевших место при общинном строе.

Богатые, как правило, занимают самые привилегированные должности и профессии. Вожди, короли, цари, президенты, политические лидеры, крупные бизнесмены, ученые и деятели искусств составляют так называемую элиту общества. Врачи, юристы, предприниматели, квалифицированные служащие, преподаватели, высококвалифицированные рабочие относятся к зажиточному среднему классу. Низшие слои общества охватывают неквалифицированных рабочих, безработных, нищих, людей без определенных занятий.

Как мы видим, важным структурным признаком страты является доход -размер денежных поступлений индивида или семьи за определенный период времени (месяц, год). Доходом называют сумму денег, которую человек полу­чает в виде зарплаты, пенсий, пособий, алиментов, гонораров, отчислений от прибыли. Доходы чаще всего тратятся на поддержание уровня жизни, но если они очень высоки, то накапливаются и превращаются в богатство Богатство выражается в наличных или овеществленных деньгах. Овеществленные де­ньги - это недвижимое имущество (дом, предприятие, земля, произведения искусства, сокровища) и движимое имущество (автомобиль, яхта, ценные бу­маги). Богатство передается по наследству, его обладатели могут и не рабо­тать Они являются собственниками, поскольку обладают богатством. Главное достояние высшего класса - не доход, а накопленное богатство. У среднего и низшего классов главным источником существования выступает доход, т.к. богатство отсутствует или оно незначительно.

Переход человека к более высокому классовому положению называют восходящей по вертикали социальной мобильностью. Нисходящая социальная мобильность означает, что человек спустился по социальной лестнице вниз. Горизонтальная мобильность - это изменение социального положения инди­вида, которое не приводит к повышению или понижению его статуса. Человек- просто сменил работу. Работал таксистом, стал водителем автобуса.

Реорганизация социальной структуры общества создает новые возмож­ности для развития мобильности. Так, в развитых странах в конце XX века на­блюдается рост числа специалистов сферы обслуживания и уменьшение числа работников физического труда на заводах и в сельском хозяйстве. Статус, а иногда и зарплата в сфере обслуживания выше, поэтому люди, которые в про­шлом занимались физическим трудом, а теперь перешли в сферу обслужива­ния, повысили свое статусное положение.

Что можно сказать о стратификации современного российского обще­ства? После революции 1917 г. существовавшая социальная структура обще­ства была разрушена. Партия большевиков провела национализацию земли и предприятии и присвоили всю государственную собственность, а вместе С ней и власть в государстве. Постепенно сформировался новый класс пар­тийной бюрократии, который «от имени народа» назначал работников на ключевые посты в сфере промышленности, культуры и науки. Новый класс выступал собственником средств производства и осуществлял контроль над всем обществом. Наемные работники (рабочие, крестьяне, интеллигенция) обладали собственностью номинально, их образ жизни был довольно аске­тичен: низкие доходы, ограниченная структура потребления, скученность в коммунальных квартирах, невысокий уровень медицинского обслуживания, плохое здоровье.

Социальную прослойку между высшим и низшим классами образовали социальные группы, обслуживающие номенклатуру: управленцы среднего уровня, идеологические работники, журналисты, преуспевающие артисты, адвокаты, писатели, дипломаты, военные и флотские командиры. Обслужива­ющая прослойка занимала место, обычно принадлежащее среднему классу, но она отличалась от среднего класса на Западе. Ибо базой среднего класса на Западе высту пала частная собственность, которая обеспечивает политическую и социальную независимость. Но в СССР обслуживающая прослойка не имела ни частной собственности, ни права распоряжаться общественной Таким об­разом, советское общество не было социально однородным, оно представляло собой иерархически упорядоченное неравенство, однако оно было менее поля­ризовано, чем в нынешних российских условиях.

С начала 90-х годов Россия повернула к рыночным отношениям, демок­ратии и классовому обществу по типу западного. Постепенно формируется высший класс собственников, составляющий около 3% всего населения, об­разовались социальные низы, уровень жизни которых находится за чертой бедности. Бедные по некоторым подсчетам составляют около 70% населения. Середину социальной пирамиды занимают мелкие предприниматели и слу­жащие Предполагается, что по мере того как будет повышаться жизненный уровень населения, средняя часть пирамиды станет пополняться все большим числом представителей интеллигенции, но и всех других слоев общества, ори­ентированных на бизнес, профессиональный труд и карьеру Возможно, что это и будет средний класс России, от успехов, в становлении которого будут зависеть устойчивость и процветание общества.

Реальная социальная структура общества всегда достаточно сложна и из­менчива. Кроме классов существуют многочисленные прослойки. Наиболее многочисленной и значимой является интеллигенция. С нею связан уровень интеллектуального потенциала общества, это люди, занимающиеся преиму­щественно умственным трудом. За исключением технической интеллигенции.

они не связаны напрямую со средствами производства материальных олаг Чаще всего их труд оплачивается государством. Выходцы из разных классов и прослоек имеют возможность войти в состав интеллигенции, потому ону может быть весьма «разношерстной»

Чиновничество - представляет собой связующее звено между государе- твом и отдельными гражданами, учреждениями, организациями. Выполняет контролирующие функции в финансовой сфере, налоговой системе, оказыва­ет различного рода услуги юридического характера гражданам н организаци­ям. Финансируется государством, хотя в последнее время деятельность згой группы людей переводится на хозрасчет, чтобы повысить заинтересованность в работе и ее качестве. Хотя в общественном сознании граждан отношение к чиновникам отрицательное, без этой прослойки обойтись нельзя, тем более что возрастающие запросы и граждан, и организаций надо выполнять своевре­менно, а государственные структуры должны работать ритмично.

Предпринимателей нередко называют средним классом, подчеркивая тем самым всевозрастающую роль данной прослойки в современном обществе В основе их деятельности лежит личная инициатива, опора на собственный или групповой капитал Они действуют в сфере производства и оказания услуг населению. В своей работе независимы: что, где и как производить, по какой цене реализовывать решают с учетом требований рынка С государством свя­заны системой налогов, должны действовать в рамках законодательства. Су­ществуют за счет получения прибыли.

Фермеры - это те же предприниматели, работающие в сельскохозяйствен­ной сфере. Однако поскольку проблема земли ещ-;- полностью не решена i.e. земля не превратилась в товар, то ее приходится арендовать у государства, с непременным условием использовать по прямому назначению - для произ­водства сельскохозяйственной продукции. В остальном они независимы or государства, при условии уплаты соответствующих налогов.

Весьма специфичной является прослойка деклассированных элементов - это преступники, проститутки, бомжи, хронические безработные. Этих лю­дей объединяет то, что они, живя в обществе, находятся в постоянном конф­ликте с законами. У них отсутствует официальный (легальный) источник до­ходов. Само государство в определенной степени виновно в появлении данной группы людей, хотя ведет с ними борьбу. В условиях кризиса общества эта прослойка количественно возрастает, что может привести к дестабилизации общественной жизни.

В условиях современной НТР число занятых в производстве сокращает­ся, в то же время возрастает прослойка людей, занятых в сфере услуг. Кроме названных прослоек необходимо выделить временные - студенчество и воен­нослужащие Они достаточно многочисленны и могут быть использованы как элемент давления на властные структуры силами оппозиции.

Таким образом, современное общество представлено различными класса­ми и прослойками, которые, взаимодействуя, оказывают влияние друг на дру­га.

2. Исторические формы общностей людей

Для каждой ОЭФ характерна определенная историческая форма общнос­ти людей, являющаяся носителем конкретной системы общественных отно­шений. Такими формами общности являются: род, племя, народность, нация. Это исторически складывающиеся устойчивые объединения людей, характери­зующиеся единообразием форм жизнедеятельности, и, прежде всего особен­ностями материально-экономической жизни.

Исторически первыми формами общности людей были род и племя. Ро­довая община возникала вместе с формированием человека. Позже появилось племя - объединение нескольких родов, Материальной основой была перво­бытная форма производства: общая собственность членов общины на орудия труда, жилище, на продукты потребления. Взаимоотношения между людьми были предельно простыми, вождь, а позже и совет старейшин осуществляли руководство всеми видами деятельности. В случае необходимости мужская часть населения становилась воинами, защищая племя Родоплеменная орга­низация опиралась на кровнородственные связи. Однако они сдерживали рост обшины, а значит, освоение новых земель, новых видов производства, т.е. тор­мозили общественный прогресс.

Народность приходит на смену родоплеменной общности Она связана с возникновением классов и государства, с территориальным объединением людей. Это более многочисленная общность. Ее существенными признаками являются единство территории, определенная общность языка, единая религия (чаще всего мировая), стихийно возникающее этническое самосознание, опре­деленные обычаи, традиции. Экономические связи слаборазвиты, осуществля­ются в основном на местном уровне. Своего расцвета народность достигает в условиях феодального общества с его натуральной формой ведения хозяйства, ведущей к определенной самоизоляции («мой дом - моя крепость», таможен­ные барьеры, раздробленность экономики).

Нация представляет собой наиболее развитую форму общности людей, сложившуюся на основе единства экономической жизни в сочетай ии с общнос­тью территории, языка, особенностями культуры, сознания и психологическо­го склада людей. Нация - это сложный общественный организм, единство со­циально-экономических и этнических факторов. Но главным, определяющим является общность экономических связей, которая возникает закономерно в условиях капиталистического общества. Именно буржуазный способ произ­водства уничтожил раздробленность средств производства (крупные заводы, объединения), раздробленность собственности, населения, ликвидировал та­моженные границы внутри государства, способствовал образованию единого общегосударственного рынка. Политическая организация общества (прежде всего государственная власть) выступила важнейшим фактором формирова­ния и развития нации. На развитие нации оказывают существенное влияние особенности культуры, национального сознания, психологических черт.

Национальные отношения - это специфический вид социальных отноше­ний. Они подразделяются на внутринациональные связи, в которых проявляет­ся относительное единство нации, ее существование как целого и связи между нациями и народностями, национальными и этническими группами

Чем выше уровень развития нации, тем содержательнее и многообразнее национальные отношения. В свою очередь, развитие национальных отноше­нии означат прогресс нации.

В настоящее время в национальных отношениях просматриваются две тенденции:

  • возрождение наций и народностей, свободное их развитие, заключающе­еся в образовании национальной государственности, собственной экономики, национальных культур и нового общественного сознания;

  • сближение наций на основе интеграционных процессов, прежде всего в экономической, политической сферах, что ведет к укреплению дружбы наро­дов, взаимному обогащению культур.

Эти тенденции взаимно дополняют друг друга. Нормальное развитие на­ции невозможно в изоляции от других наций и народностей С другой стороны, если национальное государство развивается, то с ним имеет смысл заключать экономические и политические соглашения, которые опять же будут способс­твовать развитию каждой из сторон, участвующей в соглашении. Например, признание Приднестровской Молдавской Республики соседними государства­ми способствовало бы более быстрому ее развитию, но, с другой стороны, с нашей республикой тогда будут интенсивно взаимодействовать, когда респуб­лика будет экономически бурно развиваться, представляя тем самым опреде­ленный интерес для соседних государств.

3. Проблема межнациональны * отношений

Длительный процесс развития наций, как правило, завершается образова­нием мононационального государства (Германия ). Если же процесс становле­ния наций был краткосрочным, не наблюдалось главного перехода от народ­ностей к единой нации, то образовывалось многонациональное государство. Народы, населяющие Россию, находились на различных этапах своего раз­вития, что обусловило их неравенство в экономической, культурной жизни. Впоследствии, находясь в рамках единого государства - СССР, они, тем не менее, не были в полной мере равноправными партнерами: одни в той или иной степени зависели от других. Когда же центральная власть ослабла, резко усилились центробежные тенденции окраин. Они начали стремиться к поли­тической независимости. Распад Советского Союза привел к разрыву много­численных экономических связей, что резко сказалось на жизненном уровне людей. Этим воспользовались националистические элементы, обвинившие во всех бедах русскоязычное население. Будучи единым народнохозяйственным комплексом. Союз мог решать экономические проблемы, учитывая интересы всех субъектов А провозглашение политической самостоятельности не озна­чает решения проблем экономической самостоятельности. И вновь образовав­шиеся государства, в абсолютном своем большинстве, не смогли создать даже элементарных условий для жизни своих граждан, что еше больше обострило межнациональные конфликты Начались территориальные и экономические претензии, приведшие к вооруженным столкновениям Межнациональные отношения - это очень хрупкая сфера отношений, особенно если учесть, что ошибок было допущено немало. В политической области-это излишняя цент­рализация, когда буквально любой вопрос надо было согласовывать с центром (с Москвой) Республики в рамках Союза реальной самостоятельностью не обладали даже при решении внутренних проблем. В сфере культуры не уделя­лось должного внимания развитию национальных языков, традиций, обычаев коренной нации, особенностям религиозного мировосприятия и т.д.

И как результат - возникло резкое усиление первой тенденции - стремле­ния к обособлению, вплоть до образования самостоятельной государственнос­ти Однако уже сегодня большинство политических лидеров, да и сами народы, начинают понимать, что изоляция губительна для страны. Начинается, хотя и весьма осторожно, обратный процесс, связанный с интеграцией различных наций, но на новой основе равноправного партнерства, преследующего свои собственные цели и рассчитывающего на взаимовыгодное сотрудничество.

Рассматривая межнациональные конфликты, надо иметь в виду их объек­тивный характер. Большинство стран мира сталкивается с этими проблемами. Задача заключается в том, чтобы не дать межнациональным конфликтам зайти в тупик, т.е решать их необходимо цивилизованными методами, опираясь на взаимосвязанные тенденции, присущие развитию наций.

Глава 11

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА. ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ

1. Структура общественного сознания

Общественное сознание как продукт духовного производства включает в себя разнообразные чувства, волевые качества, представления, идеалы, инте­ресы. взгляды и теории, которые возникают в определенный исторический л е- риод у большинства людей. По сути - это идеальное, психическое отражение общественного бытия.

Необходимо учитывать соотношение общественного и индивидуального сознания. Общественное является продуктом духовной деятельности людей, имеющих индивидуальное сознание, оно не существует вне индивидуального сознания. Любая новая идея или научное открытие складывается первоначаль­но в индивидуальном сознании конкретного человека. И лишь значительно позже, если общество примет эту идею, она становится достоянием общества (общественного сознания). В дальнейшем посредством воспитания она будет влиять на сознание отдельного человека, обогащая его.

Общественное сознание представлено различными формами политичес­кой, правовой, нравственной, эстетической, религиозной, философской. Но в реальной жизни эти формы в чистом виде не проявляются, они как бы слты в единое: люди отражают общественные явления целостно, одновременно с разных точек зрения: нравственной, политической и т.д.

Общественное сознание (и все его формы) имеет различные уровни: обы­денное. повседневное (общественная психология, эмпирические знания) и теоретическое (идеология и научные знания). Оно также целостно, т.е. люди обладают и обыденным, и теоретическим сознанием одновременно. Обще­ственная психология включает в себя разнообразные чувства, переживания, на­строения, идеалы людей, в которых проявляются их потребности. Осознанные потребности становятся стимулом практической деятельности. Эмпирические взгляды - это повседневное, обыденное понимание людьми разнообразны* общественных явлений. Однако эти взгляды, даже когда они правильные, ие раскрывают сути явлений, причины их появления.

К теоретическому сознанию относятся идеология и научные знания, тео­рии В соответствии со своими коренными интересами и для их осуществле­ния классы, нации, партии, прослойки создают различные теории, совокуп­ность которых составляет идеологию (философия, социология, политические учения, этика). Идеология выступает самосознанием класса, нации, носит кон­кретно-исторический характер, также, как и общественная психология. Гово­ря о взаимоотношении уровней общественного сознания, необходимо учесть.

что обыденное сознание складывается стихийно, а идеология вырабатывает­ся сознательно наиболее подготовленными представителями класса, нации, партии - идеологами. Идеология воздействует на обыденное сознание через агитацию, средства массовой информации, поднимая сознание людей на теоре­тический уровень Например, на уровне обыденного сознания большинство людей понимают, что национализм - это отрицательное общественное явле­ние, но его корни, формы проявления, связь с политикой можно понять только на научном, теоретическом уровне.

Утверждение, что общественное бытие определяет общественное созна­ние, не означает, что сознание пассивно по отношению к бытию. Без энергии сознания общественное бытие невозможно. Ведь сущность сознания в том и состоит, что оно может отражать общественное бытие только при условии од­новременного активно-творческого преобразования его. Ведь идеи, в том чис­ле социально-политические, могут опережать реальное состояние общества. Относительная самостоятельность общественного сознания проявляется в том, что если на ранних этапах развития общества оно формировалось под не­посредственным воздействием бытия, то в дальнейшем это воздействие при­обретало все более опосредованный характер - через государство, политику, право. А обратное воздействие общественного сознания на бытие приобретает, напротив, все более непосредственный характер, т.е. общественное сознание, играет активную роль в жизни общества Нельзя преобразовывать бытие, не затрагивая в то же время сознание, не мобилизуя духовную энергию общества. Например, никакие наши сегодняшние реформы, будучи внедренными, сугу­бо экономически, не могут привести к ожидаемым результатам, если не будут подкреплены общественным осознанием их смысла, если люди не поверят в их действенность и активно не включатся в их осуществление.

1, Характеристика форм общественного сознания
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16


написать администратору сайта