Главная страница

Учебное пособие приднестровский государственный университет им. Т. Г шевченко В. В. Граневский, В. Г. Тащук философия


Скачать 2.26 Mb.
НазваниеУчебное пособие приднестровский государственный университет им. Т. Г шевченко В. В. Граневский, В. Г. Тащук философия
АнкорGranevsky_V_V_Taschuk_V_G-Filosofia.doc
Дата12.12.2017
Размер2.26 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаGranevsky_V_V_Taschuk_V_G-Filosofia.doc
ТипУчебное пособие
#10897
страница14 из 16
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16
Глава 12.

КУЛЬТУРА

1. Философское понятие культуры

Явления культуры изучают множество конкретных наук: археология и эт­нография, история и социология, а также науки, изучающие искусство, мо­раль. религию. Поэтому «образ культуры» в различных науках выглядит по- разному.

В процессе любой социальной деятельности (прежде всего, трудовой ) че­ловек изменяет окружающий его мир. Однако в ходе этой деятельности изме­няется он, его социальный духовный мир. Это самоизменение человека в про­цессе его общественной деятельности и есть культура в ее самом общем виде.

Термин «культура» означал первоначально возделывание почвы, ее «куль­тивирование» В этом заложен важный аспект культуры, ее человеческое на­чало, основанное на единстве культуры, человека и его деятельности. Впос­ледствии в понятие «культу ра» стали включать все материальное и духовное богатство, созданное человеком. Культура выступает как «вторая природа». Следовательно, там, где есть человек, его деятельность, отношения между людьми, имеется и культура

Принято выделять материальную и духовную культуру, которые находят­ся между собой в диалектической взаимосвязи Под материальной стороной культуры понимаются достижения, характеризующие степень овладения че­ловеком силами природы, совершенство орудий труда, навыки и умения люден пользоваться техникой, научная организация и культура труда.

Духовная культура - качественные достижения в области науки, филосо­фии, образования, просвещения, морали, литературы и искусства. Такие яв­ления как язык, речь, мышление, правила поведения (те внешняя культура!, культура чувств, также элементы духовной культуры.

Материалистический подход к культуре заключается не в разделении ее на материальную и духовную, а в признании ее органической связи с развитием всего общества

В культуре раскрывается духовный мир человека (его способности, пот­ребности, мировоззрение, умения, чувства) Создавая любой продукт, матери­альный или духовный, человек вкладывает в него частицу самого себя |труд. чувства, фантазию и т.д.), проявляя тем самым свою индивидуальность Любое произведение культуры (творение человека) есть проявление степени развития его как личности, т.е. сам человек формирует себя в процессе своей деятель­ности как культурно-историческое существо Например, каждый студент в процессе учебы творит себя как будущего профессионала, как самостоятель­ную творческую личность (важно осмыслить это с самого начала учебы).

Человеческие качества каждого индивида - это результат усвоения языка, приобщения к существующим в обществе ценностям, традициям, овладения присущими данной культуре приемами и навыками деятельности.

Культура представляет собой меру человеческого в человеке, характерис­тику развития человека как общественного существа. Следовательно, культура существует в постоянном взаимодействии человека с теми ценностями, кото­рые уже созданы им самим. Каждое новое поколение, овладевая культурой, ос­ваивает опыт, накопленный человечеством, обогащает его и передает последу­ющим поколениям Чем полнее и глубже усвоен этот опыт, тем выше степень свободы человека. Культура - сфера человеческой свободы, ибо она расширяет возможности человека в процессе его предметно-практической деятельности, а также дает ему духовную свободу творчества. Например, человек высокой культуры, в совершенстве владеющий своей профессией, достаточно легко (свободно) перестраивается в слу чае необходимости изменить специализацию по новому месту работы, чего не сможет сделать человек с узким кругозором.

Нельзя забывать, что человек одновременно принадлежит двум мирам: природному, где он зависим от биологических законов и к миру культуры, где получает развитие его духовность и свобода. Культура - сфера свободно­го выбора человека Из океана ценностей отечественной и мировой культуры человек выбирает именно те, которые в наибольшей степени соответствуют его потребностям и интересам, индивидуальности. Именно благодаря такому выбору культура и является средством индивидуализации личности (каждый человек не похож на другого именно своим внутренним миром и миром своей культуры). Любое принуждение в выборе культурных ценностей противоречит самой сущности культуры.

Культура не может существовать без традиций. Культурная традиция - это историческая память, без которой невозможны существование и развитие культуры. Но развитие не существует без новаторства, без борьбы нового со старым. В случае созидания качественно новых элементов культуры, диалек­тическое отрицание предполагает и преемственность, усвоение положитель­ных результатов предшествующей деятельности - этот общий закон развития действует и в сфере культуры.

К закономерностям развития культуры относятся:

  • взаимосвязь составляющих ее элементов,

  • неравномерность развития отдельных сторон культуры;

  • преемственность культуры, вытекающая из ее относительной самосто­ятельности.

Культура органично связана со своим временем в том смысле, что в ней выражаются потребности и противоречия конкретной эпохи, и именно они стимулируют культурное творчество. Вместе с тем, в культуре воплощается родовая сущность человека, т.е. присутствует общечеловеческое, всеобщее на­чало, присущее людям как существам, способным быть субъектами, творцами и преемниками культуры.

2. Структура и функции культуры

Культура представляет собой единую сложную систему. И важно учитывав не только ее элементы, но и взаимосвязи, су ществующие между ними. По субъ­екту-носителю (кто представляет ее) культура подразделяется на культуры:

  • человечества (мировую и национальную),

  • определенной социальной общности (классовую, городскую, сельскую, профессиональную, молодежную):

  • малых групп (коллектив, семья),

  • личности.

Культура может быть народной (непрофессиональной) и профессиональ­ной («ученой») Обычно в истории культуры рассматривают только культуру, создаваемую специалистами. Она характеризуется тем, что деятели ее имеют особую подготовку, профессионалы в своей области, авторство, как правило, известно, произведения их сохраняются в том виде, 8 котором они были пер­воначально созданы.

Культура, творимая народными массами («фольклорная»), неотделима от труда и быта народа. Она создается самим народом и передает ся устным преда­нием. Авторы ее произведений анонимны. Народная культура включает в себя народное миросозерцание и миропонимание, эмпирические знания, народную культуру быта, народную медицину, народные педагогику, этику, искусство.

Говоря о функциях культуры, необходимо, прежде всего, выделить челове- когворческую. Она раскрывает основную роль культуры как механизма соци­ализации и индивидуализации личности. Благодаря культуре человек творит, создает самого себя, способного жить в условиях определенного общества, и в то же время не «теряя» себя, сохраняя свою неповторимую индивидуальность. Остальные функции выступают конкретизацией этой основной функции (на­пример, функция трансляции социального опыта) Культура - живая связь поколений, социальная память общества В каждую эпоху культура отбирает те крупицы общественного опыта, которые имеют непреходящее, общечелове­ческое значение. Благодаря такому отбору каждое новое поколение получает концентрированный опыт прошлого. При этом все несущественное, второсте­пенное исчезает в небытие. Без культуры была бы невозможна связь эпох и поколений. Вот почему любое пренебрежение прошлым, когда мы сегодня не анализируем его, не отбираем лучшее, а просто перечеркиваем, приводит к тому, что новые поколения повторяют ошибки своих отцов и дедов. Регули­рующая функция проявляется в том, что культура регулирует все виды обще­ственной и личной деятельности людей, их повседневное поведение.

Ценностная (аксиологическая) функция культуры представляет собой сис­тему ценностей, формирование определенных установок и ценностной ори­ентации человека. Вот почему личность, знакомясь с новыми неизвестными ему ценностями, принимает или отвергает их. Этим самым культура воору­жает человека способностью самостоятельной оценки вещей, произведений духовного творчества, определения их значимости для общества и лично для себя самого.

Благодаря коммуникативной функции культуры люди могут вступать в общение друг с другом, находить общие интересы, искать способы взаимопо­нимания. Особое значение приобретает общение людей в процессе совмест­ной культурной деятельности. Главная роль в этом случае принадлежит язык)' общения.

3. Проблема взаимосвязи общечеловеческого и национального в культуре

Многообразие конкретной истории - реальность, наблюдаемая учены­ми Одни, прежде всего, историки, опираясь на фактический материал, дока­зывают уникальность любого общества и его культуры. Другие - философы - пытаются отыскать моменты, говорящие о единстве культур. В предшеству­ющих капитализму формациях история стран действительно слабо была свя­зана друг с другом. Как уже отмечалось, именно капитализм рушит многие границы, объединяя народы и их культуры. Именно в этот период возникла идея единства человеческого рода. На этом этапе история как бы достигает определенной зрелости и начинает формироваться всемирная история. Идеи самобытности развития страны или народа наиболее полно отразили концеп­ции «локальных культур» О.Шпенглера (1918-1922 гт) и «множественности цивилизаций» А.Тойнби (1939 г.). Каждая культура, по О.Шпенглеру, проходит периоды возникновения, расцвета старения и гибели А история в целом - это сосуществование и смена различных культур.

Философы Гердер, Гегель, Фурье пытались обосновать идею единства истории Гердер при этом ссылался на единство биологической природы че­ловека. Гегель опирался на единый «мировой дух», который последовательно воплощается в духе различных народов. Фурье идею единства связывал с воз­никновением новой высшей цивилизации.

Материалистический подход в решении данной проблемы обосновывал­ся тем, что формирование сознания, общественных отношений - это единый процесс для всех. Способность к труду, мышлению, общению характеризует человека как родовое существо. Единство истории вытекает из единства трудо­вой деятельности и использования орудий труда человеком Это и есть основа единства человеческой истории. Единство во многом объясняется многообра­зием экономических, культурных и иных связей между странами, развитием товарно-денежных отношений, созданием мирового рынка Современные сис­темы коммуникаций превращают планету в действительно единый человечес­кий дом. Происходит интернационализация общественной жизни. Наконец, в настоящее время формируется взаимозависимый, во многом целостный мир, и хотя его раздирают противоречия, он может дальше развиваться и существо­вать только как единая система.

Конечно, при этом не исчезает многообразие истории. Различные обще- ственно-экономические формации сосуществуют во времени и пространстве. Неравномерность исторического развития стран - это тоже реальность. Она обусловлена природными различиями, исторической средой (благоприятное или неблагоприятное окружение), уровнем развития производительных сил Таким образом, любое реальное единство представляет собой единство мно­гообразия, Многообразие обеспечило человечеству возможности выживания в различных условиях, исторического выбора, учет конкретных условий раз­вития.

В культуре всегда стоит проблема соотношения общечеловеческого и национального Культура всегда национальна и развивается в национальных формах, но высшие достижения каждой национальной культуры становятся достижениями всего человечества Однако это нельзя понимать как безнацио­нальное. Общечеловеческое - это синтез высших достижений всех националь­ных культур мира Например, являясь достоянием всего человечества, Пушкин и Толстой остаются великими русскими писателями точно так же. как Гете - немецким, Шекспир - английским, Бальзак - французским Еминеску - мол­давским.

Национальная культура представляет собой синтез народной и «ученой» культуры разных классов и социальных групп, однако классовое в культуре не­льзя противопоставлять общечеловеческому. С одной стороны, далеко не все в культуре классово. Культура груда, технология, естественные науки, язык, эко­логическая культу ра включают в себя высшие достижения культуры классов и других социальных групп. Абсолютизация «классового подхода» в прошлом вела к изоляции нашей культуры от общего развития мировой культуры, нару­шала диалог культур и привела к некоторому кризису культуры.

Культура непрерывна и является в этом смысле общечеловеческой, ибо деятельность каждого индивида требует использования общественного опыта всего человечества (мировой культуры). Но, с другой стороны, сама мировая культура есть результат диалога национальных культур, каждая из которых об­ладает собственной спецификой.

Культура высту пает одновременно средством социализации личности, ее адаптации в обществе и средством обретения неповторимого «Я».

Глава 13

СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

I. Функции семьи

Существует еще один уровень, без познания которого социальная картина общества останется неполной. Это микромир-малая группа и межличностные отношения, характеризующие ближайшее социальное окружение человека.

Малой группой называют небольшое число людей, которые хорошо знают друг друга и постоянно взаимодействуют. Чаще всего ученые указывают на следующие признаки малой группы:

  1. ограниченное число членов группы (2-7 человек оптимальный вари­ант);

  2. стабильность состава. Малая группа в отличие от большой, держится на индивидуальной неповторимости и незаменимости участников.

  3. внутренняя структура. Она включает систему неформальных ролей и статусов, механизм социального контроля, санкции, нормы и правила поведе­ния.

  4. чем меньше по размерам группа, тем интенсивнее в ней взаимодейс­твие

Семья - это объединение людей, основанное на кровном родстве, браке или усыновлении, которое связано общностью быта, взаимной ответственнос­тью. Термин «родство» в данном контексте означает совокупность социальных отношений, основанных на биологических связях, браке, правовых нормах, правилах усыновления, попечительства и др,

В каждом обществе есть свои особые формы организации семьи, но неко­торые общие признаки семейной жизни социологи все же отмечают. Обычно выделяют два основных типа семейной структуры: нуклеарная и расширен­ная семья. Нуклеарная семья состоит из мужа, жены и их детей. Расширен­ная семья включает нуклеарную и многих родственников - бабушку, дедушку, внуков, дядю, сестер и т.д. Естественно, что современное общество характе­ризуется ослаблением многих родственных связей и явным преобладанием нуклеарной семьи над расширенной.

Формы брака также различны в разных культурах. Принято считать, что брак скрепляет желание людей вести совместное хозяйство и воспитывать де­тей. В общем, понятие «брак» предстает как социально одобренный образец поведения, с помощью которого двое людей составляют семью. Современный европейский брак все чаще основан на любви, в то время как японская девуш­ка считает странным выходить замуж за человека, не выбранного ее родите­лями

Современное западное общество знает только один вид цивилизованной формы супружества - моногамию, те. одновременно брак одного мужчины с одной женщиной Но в ряде обществ практикуется полигамия, т.е. форма бра­ка, при которой в супружестве существует более одного партнера.

Полигамия, или многоженство, является наиболее распространенной фор­мой полигамного брака. Сторонники европейских культурных традиций отри­цательно оценивают многоженство, усматривая в этом опасность для личнос­тного развития женщины.

Большинство обществ стремится сделать развод весьма затруднитель­ной, если не болезненной процедурой, поскольку обществу невыгодна любая нестабильность института семьи. Именно поэтому практически в каждом об­ществе существуют определенные правила и законы, затрудняющие развод или дающие привилегии одной из сторон. Например, в нашем обществе су­ществует судебная практика - в спорных случаях при разводе ребенка отда­вать матери. В некоторых странах, например, в Италии, традиционно развод был запрещен.

Какие функции семья как социальный институт призвана выполнят ь'7 Пер­вая функция - половое регулирование, и семья выступает как главный соци­альный институт, через который общество упорядочивает, регулирует естест­венные сексуальные потребности людей Вторая функция — воспроизводство населения, которое осуществляет семья. Естественная убыль населения долж­на постоянно воспроизводиться новыми поколениями, причем дети должны быть физически и психически здоровыми. Выполнение этой важной функции, без которой общество перестанет существовать, возложено главным образом на семью. При этом для общества важно, чтобы рождаемость можно было регу­лировать, с тем, чтобы избежать демографических взрывов или спадов. Третья функция семьи - социализация. Именно семья является основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, именно в се­мье ребенок приобщается к культуре общества и его традициям, приобретает знания о правилах поведения в обществе, о нормах морали, о понятиях чести, добра, справедливости Именно в семье закладываются основы его формиро­вания как личности, выясняются способности, осуществляется выбор профес­сии будущего работника. Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи Четвертая функция семьи - удовлетворять потребность человека в эмоциональном, ду­ховном общении, любви и интимной поддержке, сопереживании и сострада­нии Психиатры, социологи, юристы свидетельствуют, что люди, лишенные в детстве ласки в семье, воспитанные в детских домах без отца и матери, чаще других подвержены заболеваниям, психическим расстройствам, повышенной смертности. Пятая функция - экономическая. Семья, как правило, удовлетво­ряет первичные потребности человека, т.е. кормит, одевает, обувает, дает кры­шу над головой. Семья - это, прежде всего ведение членами семьи общего хозяйства. В семье складывается не только определенный быт, образ жизни, но и накапливаются материальные блага, которые затем сын получает от отца в наследство, а затем передает своему сыну и т д Принадлежность семьи к определенному социальному слою предоставляет ребенку возможность занять соответствующее положение и во многом определяет его судьбу

По мнению экспертов, специалистов, тенденция к распаду традиционной семьи наблюдается во всех развитых странах. Она сопровождается развитием новых форм семейной жизни Прежде всего, это так называемый гражданский брак, когда люди длительное время живут вместе, ведут общее хозяйство, име­ют детей, но свои супружеские отношения не оформляют официально, т.е. не регистрируют брак. Самое тяжелое положение оказывается у детей, которые родятся от подобного брака.

Какое же будущее ожидает семью9 Означают ли перемены в семейной жизни, которые мы наблюдаем в наше время, что семья достигла состояния глубокого распада и этот процесс необратим? Точка зрения, согласно которой семья отошла в прошлое, и ее возрождение не предвидится, достаточно часто высказывается специалистами.

За тысячелетия существования семьи как социального института ока пре­терпевала не раз многочисленные изменения, менялись и меняются формы брака, ее функции Однако семья как маленькая ячейка общества, всегда будет занимать свое особое место среди социальных институтов, управляющих вос­производством, социализацией и регулированием интимных отношений.

2. Взаимоотношения в семье

Во все времена велико и ничем не заменимо было место отца в семье. При­родой и обществом каждый мужчина подготавливается к тому, чтобы стать му­жем, отцом, как и каждая женщина - матерью и женой. Человек всегда думает о том, что останется после него, когда он уйдет из жизни, недаром подмечено, что человек как дерево, могуч своими корнями. Поэтому, вступая в брак, муж­чина берет на себя огромную ответственность - быть отцом, опорой в семье.

Однако с распространением городского образа жизни, фактически все чаще семейной жизнью руководит женщина - жена, мать. Авторитет отца зна­чительно упал из-за сокращения доли участия его в семейных делах. В совре­менных квартирах есть все, и дети часто не видят трудового примера отца. Его труд почти полностью вынесен за пределы семьи. Другое дело мать. Хотя она тоже работает на производстве, рабочий день дома тоже существует

Однако, все равно отец - это сила, ум и опора семьи в житейских вопро­сах. Отцовство - также экзамен на социальную и нравственную зрелость муж­чины. Всегда есть молодые люди, вступающие в брак, но боящиеся отцовства или же не готовые к нему. Ребенок - большое испытание на прочность семьи. В практике встречаются пары, до рождения первенца живущие нормально, а после его рождения ухудшившие свое общение. Муж все чаще не появляется дома, избегает ребенка и жену. Это может свидетельствовать об отсутствии, недоразвитии отцовского чувства или отцовской культуры, хотя и неприятно, но не являясь при этом чем-то патологичным. Справедливости ради можно от­метить, что чувство отцовства рождается несколько позднее, чем чувство мате­ринства. Аристотель заметил, что по-настоящему отцами мужчины становятся позже, чем женщины - матерями. Молодые люди из-за отсутствия детей редко оставляют жену. Чаще это проявляется у мужчин с развитым чувством собс- твеничества, которые хотят иметь наследников, свое продолжение на земле.

В наше время российская действительность такова, что в детских садах и школах с детьми работ a jot в основном женщины, ощутимым становится де­фицит мужского влияния на детей. Даже непродолжительное отсутствие отца ведет к тому, что у детей, особенно у мальчиков, начинают развиваться тру­сость. замкнутость, обособленность, упрямство, агрессивность Поэтому отцы должны восполнять дефицит своего влияния в семейных отношениях. В про­тивном случае воспитание будет ущербным. Сейчас критика в адрес отцовства исходит в основном из уменьшения уделения времени не только жене, но и детям, с уменьшением времени бесед и обычного общения. Хорошо организо­вать досуг детей, труд по оказанию помощи родителям, труд по приобретению детьми дополнительных знаний и т.д. - вот первостепенная задача отца.

Находясь рядом с детьми, отец проявляет лучшие свои качества, такие как доброта, верность, отзывчивость. В этом смысле не только отец воспитывает детей, но и дети отцов.

Отец нужен семье не только для наказания и воспитания, но и для помо­щи детям во всех делах, должен быть другом ребенку. В воспитании детей важен живой пример отца. Сыновья во многом копируют образ жизни и образ мыслей отцов: перенимают походку, манеру разговаривать, жесты и пр От от­цов они воспринимают такие понятия как крепость духа, силу, надежность, предприимчивость, отношение к женшинам. Сын, отец которого внимателен к матери, женившись, считает единственно возможным относиться так же н к своей избраннице Если отец отстраняется от работы, то эту же привычку перенимают и дети.

Конечно же, огромнейший вред наносит воспитание детей в неблагопо­лучных семьях. У детей увеличивается количество неврозов, растет пугли­вость, падает успеваемость.

Таким образом, для полноценного развития и воспитания ребенка необхо­дим институт отцовства в семьях. Но роль отца не сводится только к воспита­нию детей Вместе с матерью он обеспечивает семью всем необходимым Он ответственен перед семьей за устройство быта, Ремонт квартиры, трудоемкие дела в хозяйстве, снабжение продуктами и т.д. - это, прежде всего обязанности отца. Некоторые отцы вообще все сваливают на хрупкие плечи жены: и хозяйс­тво, и бюджет, и воспитание детей. Это плохой пример для детей.

Мать учит детей добру и любви, дает первые уроки человечности, уроки душевного отношения к людям, ибо мать обладает особым эмоциональным влиянием, сердечностью и теплотой, душевной мягкостью и чуткостью.

Мать — это зеркало, в которое смотрится ребенок. Может ли она воспитать опрятную и аккуратную дочку, если сама она дома ходит в грязном халате9 Ко­нечно же, нет. Таким образом, очень важен хороший, живой пример матери.

Помимо воспитания детей, мать еще является и хозяйкой в доме. Она моет, стирает, готовит еду и многое другое Социологами подсчитано, что средняя домашняя нагрузка женщины в два раза больше средней домашней нагрузки мужчины, а ее общая трудовая нагрузка больше на 15-20% общей трудовой нагрузки мужчины. Женщина - мать имеет двойной рабочий день - на произ­водстве и дома. Отсюда переутомление и нервозность, которые отрицательно сказываются на взаимоотношениях в семье и на воспитании детей Професси­ональные и семейные функции матери сочетаются с большим напряжением.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что в семье нужны обязательно и отец, и мать. Ведь от матери дети получают ласку, нежность, доброту и чут­кость к людям, а от отца мужество, силу воли, умение бороться и побеждать. Только сочетание этих качеств формирует полноценную личность.

1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16


написать администратору сайта