Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Понятие « материя». Естественнонаучные представления о структуре и свойствах материи

  • Учебное пособие приднестровский государственный университет им. Т. Г шевченко В. В. Граневский, В. Г. Тащук философия


    Скачать 2.26 Mb.
    НазваниеУчебное пособие приднестровский государственный университет им. Т. Г шевченко В. В. Граневский, В. Г. Тащук философия
    АнкорGranevsky_V_V_Taschuk_V_G-Filosofia.doc
    Дата12.12.2017
    Размер2.26 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаGranevsky_V_V_Taschuk_V_G-Filosofia.doc
    ТипУчебное пособие
    #10897
    страница7 из 16
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   16

    Глава 3.

    СИСТЕМА ОНТОЛОГИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ

    1. Бытие и основные концепции бытия

    Особенность философии состоит в том, что она использует предельно общие понятия, которые называются категориями. Поскольку мы будем опе­рировать с различными философскими категориями, то уточним смысл самого понятия « философская категория» . Согласно формальной логике, определить понятие значит подвести его под более общие понятие Так, чтобы опреде­лить понятие «квадрат», мы можем подвести его под более общее понятие «прямоугольник». Это понятие является более общим, чем понятие «квадрат», т.к. каждый квадрат является прямоугольником, но не каждый прямоугольник является квадратом Однако этот прием не пригоден для определения фило­софских категорий. Все они обладают одной и той же предельной общностью. Каждая категория отображает такое свойство, которое присуще всему сущест­вующему, и поэтому по отношению к категории нельзя найти более общего по­нятия. Мы можем указать только отношение между различными категориями и таким образом их. определить через отношение

    Оказалось, что систему категорий можно построить исходя из содержатель­ности различных категорий. В основу категорий следует положить такое поня­тие, которое является предельно простым. Если по уровню общности все кате­гории равны, то по содержанию они весьма различны. Естественно определять сложное через простое, и таким предельно простым понятием является бытие.

    Эту особенность понятия «бытие» обнаружил еще древнегреческий мыс­литель 5 в до н.э. Парменнд Он пришел к мысли о том, что бытие и есть единс­твенное универсальное понятие Однако его последователи использовали это понятие не дня того, чтобы на его основе построить систему философских категорий, а, напротив, чтобы доказать, что любая другая категория бессмыс­ленна. внутренне противоречива, и ее нельзя использовать Мыслить можно только бытие. Только Гегель показал, что бытие обладает той особенностью, благодаря которой с его помощью можно построить систему категорий.

    Хотя понятие «бытие» используется во всех философских системах, од­нако смысл его существенно различен в различных философских системах В материалистических системах понятие «бытие» отождествляется с вещес­твенным аспектом реальности. В противоположность материализму различ­ные идеалистические системы рассматривают бытие как проявление того или иного аспекта мысли, сознания. Так. Платон утверждал, что только мир идей является действительной реальностью.

    Такую же систему объективного идеализма создал Пифагор, используя математические понятия. Он полагал, что именно математические отношения и есть реальное бытие в мире.

    В Новое время наиболее последовательную систему объективного идеа­лизма создал Гегель.

    Субъективный идеализм полагал, что действительность - это совокуп­ность наших ощущений. Только ощущения и обладают реальным бытием

    2. Понятие « материя». Естественнонаучные представления о структуре и свойствах материи

    Категория «материя» является дальнейшей конкретизацией понятия «бы­тие». Исторически в истории философии это понятие возникло, как обобще­ние определенных форм реальности.

    Уже в глубокой древности люди задумались над тем. из чего состоят ок­ружающие предметы и есть ли у них единая основа. Свои догадки античные философы строили на повседневном опыте и наблюдениях. Замечая, что вода необходима людям, животным и растениям, что море омывает берега суши, фалес из Милета провозгласил воду основу всех вещей. Анаксимсн считал такой основой воздух, а знаменитый Гераклит видел основу в огне. Впоследс­твии к этим элементам была присоединена земля. Считалось, что из четырех элементов состоят все вещи. Аристотель утверждал, что материя это то. из чего все состоит. Однако по мнению Аристотеля, она пассивна, бесформенна, нужна особая сила, которая придает ей форму, подобно скульптору, создающе­му статую из бесформенного куска камня

    Левкипп, Демокрит и их последователь Эпикур считали основой мира незримые атомы.

    Средневековая философия считала материальный мир продуктом божест­венного творения. Все материальное признавалось неизменным и грешным, а поэтому недостойным внимания.

    Только с развитием науки в 17-18вв. вопрос о материальности мира снова стал в центре внимания философов. Поскольку бурно развивалась механика, ко­торая стала самостоятельной дисциплиной, то господствующим оказался меха­нистический взгляд на материю. Французский философ и математик Р.Декарт, английский физик И Ньютон и русский мыслитель, и ученый М. Ломоносов считали основой всего движущиеся частицы - корпускулы Следовательно, все они отождествляли понятие «материя» с понятием «вещество». I [оскольку вещество имеет постоянную массу, геометрическую форму, движется по оп­ределенным прямолинейным траекториям, ограничено в пространстве, то эти же самые свойства стали приписывать и всей материи. В конце 19 в. - нача- Ле 20 в. в естествознании, особенно в физике, произошла научная революция, вызвавшая переворог в понимании материи. Были открыты физические поля В настоящее время известны электромагнитные поля, гравитационные поля, яДерньге поля и др

    Физические поля не имеют массы покоя подобно частицам вещества, они Не имеют геометрической формы, конечных размеров и не передвигаются по Жестко определенным траекториям. Таким образом, поля не попадают под ста­рое механистическое понятие материи. После того как в 20 в. было показано, что элементарные частицы при определенных условиях могут превращаться в поля, многие философы - идеалисты и некоторые физики, стали утверждать, что материя исчезает, превращается в энергию, которая, по их мнению, немате­риальна, поскольку' невещественна. В.И.Ленин в своей работе «Материализм и эмпириокритицизм» показал, что в действительности речь идет не о том, что исчезает материя, а о том. что старое метафизическое понятие материи оказа­лось слишком узким. Оно было тесно связано с исторически ограниченным представлением о физическом строении мира. Поскольку понятие «материя» приравнивали к понятию «вещество», это мешало осознать, что физические поля - особый вид материи. Ленин отмечает, что возникла необходимость пе­ресмотреть понятие «материи», отказаться от отождествления материи с теми или иными видами физической реальности и дать такое определение материи, на которое уже не могли бы повлиять дальнейшие эмпирические исследования и обнаружения с их помощью новых форм материи. Вот это определение, ко­торое он дал:

    « Материя есть философская категория для обозначения объективной ре­альности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фо­тографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» ( см. Ленин В.И. ПСС. Т. 18, с. 131). В этом определении содержится критика идеализма и агностицизма. Определение показывает, что основным и важным признаком любого материального предмета, свойства, отношения или процесса является их объективность Определение так же подчеркивает, что категория «материя» описывает и те конкретные формы, которые не известны еще науке

    С изменением уровня познания мира по мере совершенствования науки меняются и представления о его строении Эти представления отличаются от научных теорий большей устойчивостью. Вся совокупность таких устойчивых представлений определяемых данным уровнем развития общественного про­изводства, науки, техники, культуры и системы общественных отношений, об­разуют картину мира. В отличие от категории «материя», фиксирующей лишь объективную реальность и ее основное свойство - независимость от челове­ческого сознания, картина мира дает представление об устройстве, внутренней организации и развитии всего мира, всего бытия, включая и человека. Поэтому естественнонаучное представление о строении мира, или естественнонаучная картина мира, соответствующая тому или иному уровню развития науки, со­ставляет лишь часть, лишь фрагмент более общей и фундаментальной фило­софской категории «картина мира», лежащей в основе мировоззрения данной эпохи. В истории человеческой культуры картина мира постоянно менялась На ранних этапах развития философии, когда она еще во многом зависела от религии и религиозно - мифологических представлений, картина мира была религиозно - философская. В наши дни. в эпоху бурного научно-технического прогресса, это научно-философская картина. Но и она не является окончатель­ной. С развитием науки, с новыми фундаментальными открытиями она будет развиваться, совершенствоваться и более или менее видоизменяться.

    3. Движение и его основные формы

    Наблюдая окружающий мир, мы замечаем, что одни предметы изменя­йся, перемещаются в пространстве, меняют цвет, вкус, форму, химический состав и т.д., другие же покоятся, сохраняют форму, цвет и внутреннее строе­ние- Поэтому уже античные мыслители высказали две противоположные точ­ил зрения. Согласно одной из них, движение - неотъемлемое свойство мира в целом. «Все течет, все изменяется», - утверждал Гераклит, поэтому « нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Его ученик Краггил ( конец 5 в. - начато 4 в до н.э.) довел это положение до крайности. «Даже один раз нельзя вступить в одну и ту же реку», - утверждал он. Мир настолько подвижек и изменчив, считал он, что человек в своей деятельности и познании не может опираться ни на что прочное, устойчивое.

    Сторонники другой точки зрения утверждали, что существует некий объ­ективный, неизменный и вечный мир Для Платона, основой этого мира было вечное царство неизменный идей. Они полностью отрывали движение от покоя , противопоставляли их друг другу. Противопоставление и отрыв движения и покоя - основная черта метафизического метода. Тот, кто его придерживается, рано или поздно должен прийти к выводу, что не существует самой материи Именно к такому выводу и пришли в конце 19 начале 20 в. субъективные идеа­листы, называвшиеся махистами ( по имени основоположника этого направле­ния австрийского философа я физика Э.Маха (1838 - 1916)), и утверждавшие, что материя исчезает, превращаясь в энергию, а энергия - это чистое движение без всякой материи. Развитие физики доказало, что энергия так же матери­альна, как и вещество и тем самым обосновала достоверность тезиса - нет материи без движения, как нет и движения без материи, движение является способом существования материи.

    Категория «движение» отражает любые изменения. В отличие от меха­нического материализма, понимавшего движение очень узко - как простое перемещение тел в пространстве, диалектический материализм понимает под движением не только перемещение, но и химические, физические изменения, процессы роста и обмена веществ в живых организмах, общественные про­цессы, такие, как экономические и социальные изменения, и все другие виды человеческой деятельности.

    Ф. Энгельс в работе «Анти - Дюринг», в соответствии с современным ему уровнем развития науки, выделял шесть форм движения материи. Меха­ническую форму движения он связывал с перемещением и взаимодействием в пространстве твердых, газообразных и жидких тел. Физическая форма дви­жения охватывали взаимодействие молекул и электромагнитные процессы, распространение н превращение тепловой энергии и т.п. Химическая форма Движения охватывала процессы образования молекул из атомов и превраще­ния одних химических веществ в другие. Биологическая форма движения опи­сывает все виды жизнедеятельности растительных и животных организмов. Социальная форма движения рассматривалась как совокупность всех видов общественной деятельности человека. Мышление также признавалось особой формой движения материи, хотя само по себе мышление не материально а иде­ально. Рассматривая мышление как форму движения материи, Энгельс имел в виду, что она возникает в результате взаимодействия материального мозга, нервной системы с материальным окружающем миром.

    За прошедшие годы в научных представлениях о строении мира произош. ли гигантские изменения. Мы знаем сегодня множество новых форм движе­ния материи, связанных с внутриатомными процессами, с взаимодействием кварков, разнообразных физических полей и элементарных частиц. Научные представления о новых видах материи и формах их движения будут рождаться постоянно. Поэтому вопрос о том, сколько форм движения материи существу­ют, получает каждый раз новый ответ в зависимости от достигнутого уровня научного познания мира

    Высшие, более сложные формы движения включают в себя более простые формы, сложившееся на предшествующих ступенях развития. При этом более сложные формы нельзя свести к более простым. Так, общество как особую форму движения нельзя свести к биологической форме движения или к меха­нической.

    К основным свойствам движения можно отнести: объективность, веч­ность, относительность, абсолютность и противоречивость.

    На протяжении многих веков, науке удавалось обойти как-то проблему противоречивости движения. И все же в 20в. выяснилось, что невозможно описать очень многие процессы без прямого признания их противоречивос­ти. Характерно, что древние, открывшие противоречивость движения, в то же время создали такие системы, в которых проблема противоречивости движе­ния использовалась как способ его отрицания. Так, Зенон предложил целый ряд так называемых апорий, в которых показал противоречивость движения и сделал на этом основании вывод, что движение невозможно. Наиболее простое доказательство - это апория: «Быстроногий Ахилл не догонит черепаху». Если Ахилл и черепаха одновременно начинают двигаться из двух точек прямой в одном направлении, то в тот момент, когда Ахилл достигнет той точки, где находилась черепаха, ее там уже не будет и задача как бы повторяется - Ахилл и черепаха находятся в двух точках одной и той же прямой и , чтобы попасть в ту точку, в которой находится черепаха, Ахиллу потребуется некоторое время, за которую черепаха успеет переместиться в следующую точку, и задача вновь повторилась. Таким образом, Ахнлл никогда не догонит черепаху. Отсюда сле­дует вывод - движение противоречиво, а это не допускается логикой.

    Противоречивость проявляется также и в том, что наряду с движением есть и покой. Таким образом, покой и движение взаимообусловлены. Покой всегда есть результат движения и, следовательно, если хотим понять, почему существующий объект имеет именно такую форму, обладает такими, а не дру­гими свойствами, мы должны рассмотреть тот процесс, в результате которого возник этот объект.

    О тесной взаимосвязи движения и материи говорят и данные современ­ных наук.4. Пространство и время как формы существования материи

    Все материальные предметы движутся не иначе как в пространстве и вре­мени Пространство и время также объективны, как и движение. Они так же неотделимы от материи, как и движение.

    Следует четко отличать время и пространство как способы бытия и объ­ективные свойства движущей материи от философских категорий «время» и «пространство», а также от обыденных и научных представлений о времени и пространстве, характерных для каждой исторической эпохи.

    Объективные время и пространство сами материальны, те существуют вне сознания человека и независимо от его воли. Философские категории «вре­мя» и «пространство» отражают важнейшие, универсальные характеристики объективного времени и объективного пространства

    Категория «время» отражает наличие более или менее необратимых измене­ний во всех формах движения материи, а также наличие определенной последова­тельности событий объективного мира, то есть то, что они происходят в опреде­ленном порядке, друг после друга Из этого следует, что время имеет определенное направление ■- от прошлого к настоящему и от настоящего к бу дущему.

    Категория «пространство» отражает другую особенность движущейся материи, состоящую в том, что одновременно с каждым данным событием, предметом, процессом, наряду с ними, подле него существуют другие пред­меты, процессы и события Пространственные изменения, те перемещения обратимы. Обычно утверждают, что каждый материальный предмет имеет три измерения: длину, ширину и высоту В каждом из этих измерений возможно обратимое движение.

    Изменения во времени и пространстве тесно связаны и находятся в единс­тве. Категории «время» и «пространство» отражают лишь разные стороны единого процесса движения. Эти категории, по существу, отражают то, что в природе, обществе и мышлении есть нечто, что может повторяться, и нечто неповторимое, есть обратимые и необратимые процессы

    Создатель классической механики И. Ньютон считал, что время и про­странство — это внешние условия движения механических тел. Пространство напоминает нечто вроде гигантской, пустой коробки, в которой тело может передвигаться туда и обратно в каждом из трех измерений. Время представля­ется чем-то вроде равномерно раскручивающейся ленты. Время, пространство и перемещающееся тела представлялись Ньютону существующими вне созна­ния человека Время измеряется часами, пространство - линейкой.

    И Кант исходил из того, что время и пространство - это не свойство мате­риальных явлений, а условия их восприятия человеком. Согласно Канту, вза­имодействуя с вещами, мы получаем поток ощущений. Время и пространство Помогают нам расположить эти ощущения в некотором порядке. Таким образом, Кант приходит к выводу, что пространство и время априорного происхождения.

    Объективные идеалисты считают, что время и пространство созданы ми­ровым разумом и являются его основными свойствами, а не формами бытия

    материи.Из вышеизложенного следует, что пространство и время обладают такими общими признаками как: объективность, вечность, бесконечность н безгранич­ность. Кроме этих общих признаков они обладают особенными признаками. Так, время является одномерной и необратимой, а пространство - трехмерно Трехмерное пространство в единстве со временем образуют четырехмерный континуум. Пространство и время абсолютны и относительны, дискретны и непрерывны, конечны и бесконечны. Абсолютность пространства и времени заключается в том, что материальные объекты движутся не иначе как в про­странстве и времени. Относительны - ибо объектам качественно различной природы присущи свои пространственно - временные особенности. Прерыв­ность их заключается в том, что материальные объекты обладают относитель­ной дискретностью своего существования. Вместе с тем совершаемое во вре­мени и пространстве движение является и непрерывным: оно не сводимо к сумме дискретных моментов, обладая связанностью.

    Что касается бесконечности и конечности, то бесконечность всегда выра­жается ( проявляется) через конечное (в этом проявляются его противоречие). Органическая связь пространства и времени выявлена теорией относитель­ности, пространственно-временные свойства движущегося объекта зависят от скорости этого движения, так, что, теоретически с ее возрастанием, тело в на­правление движения сокращается по длине, а время замедляет свое течение.

    В теории относительности используется более сложная невнлидова гео­метрия, основы которой были заложены Н.И.Лобачевским Вскрытая теори­ей относительности зависимость пространственно-временных параметров от скорости движения объектов внешнего мира и уровня сил гравитации свиде­тельствует о неразрывном единстве материи, движения, пространства и време­ни, о том, что пространство и время — атрибутивные свойства материи.

    есть порождение его собственного Я. В таком случае обсуждение вопроса о единстве мира теряет свой смысл. Сторонники объективного идеализма по­лагают, что мир един по причине создания его высшим сверхъестественным существом, которое при этом обозначается терминами

    «Абсолютная идея», «Воля», «Мировой разум» и т.п. Характерна в этом отношении позиция непоследовательного материалиста Е.Дюринга, который полагал, что мир един потому, что мы мыслим его единым Однако это невер­но, т.к. для того, чтобы мир мыслился единым, он должен существовать вна­чале. В действительности же подлинное единство мира в его материальности Из этого следует, что единственный объективный мир есть взаимосвязанное целое, развивающееся по своим собственным объективным законам.

    Вместе с тем, единство мира не сводится лишь к единству его физико-хн- мического строения. Живая природа не сводится просто и однозначно к моле­кулам, атомам, элементарным частицам и различным физическим полям. Тем более нельзя свести к ним общественную жизнь и ее носителя - человека, с его желаниями и замыслами, открытиями и заблуждениями, сего разнообразной и сложной культурой и созидательным творчеством. Включение человека и всех форм его жизнедеятельности в картину мира позволяет установить глубокое единство и взаимосвязь между ним и созданным им миром культуры, миром технических сооружений, городов и т.п., с одной стороны, и миром живой и неживой природы - с другой. Это единство состоит в том, что бытие, охваты­вающее все эти миры, постоянно развивается, усложняется, причем каждый новый уровень развития надстраивается над предыдущем, вырастает из него н вместе с тем создает нечто принципиально новое, не существовавшее ранее. Именно этот процесс позволяет проследить единство мира на всех стадиях его развития - от физических частиц до живых организмов и человека Исследова­ние этого единства, углубленный анализ лежащих в его основе закономернос­тей - одна из важнейших специфических задач философии.

    Глава 4.

    СОЗНАНИЕ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ, СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА

    1.0бщая характеристика сознания

    Попытка решения проблемы сознания в истории философии изначально сопровождалась противопоставлением материализма идеализму, диалектики - метафизике, естествознания - религии. Так, уже на заре человеческого об­щества, люди задумались над природой своей собственной духовной деятель­ности. Наивная идея о бессмертии души (Платон), стала основой идеалисти­ческих и религиозных воззрений.

    В ISb в философии шел острый спор по поводу того, возможно лн со­знание без материи, интеллект без материального носителя и, если нет, откуда берется сознание. Возражая против утверждений английского епископа Дж. Беркли о том, что внешний материальный мир - это только комбинация наших ощущений и существует лишь в нашем воображении, французский материа­лист Д Дидро сравнивал субъективных идеалистов с

    « сумасшедшим фортепиано». Фортепиано (человек) издает звуки и вос­производит гармоничную музыку (ощущения и мышление), когда по его клави­шам ( органы чувств) ударяет пианист (воздействует природа). Сумасшедшее фортепиано (те субъективный идеалист) считает, что все звуки, вся музыка порождены им самим. Отвечая на вопрос субъективных идеалистов, откуда же берется сознание, если материя неодушевленна Дидро высказал догадку, что в самом фундаменте материи есть особое свойство, по существу сходное с ощущениями - отражение. Из него-то и возникает способность к ощущениям, а затем и к мышлению. Для подтверждения своей догадки он приводил пример с куриным яйцом и цыпленком. Яйцо не обладает способностью к ощущению и восприятию мира, тогда как живой цыпленок ею обладает. Следовательно, рассуждал Дидро, способность к ощущениям возникает из неодушевленной материи. Так как наука того времени располагала очень незначительным объ­емом сведений о происхождении жизни и сознания, то Дидро не мог создать обоснованную философскую теорию о связи материи и сознания.

    Анализ этой проблемы еще затруднен неоднозначностью термина «созна­ние». Под сознанием понимается то, что противоположно материи: в гносео­логическом аспекте - чувственный образ объекта внешнего мира и сознание вообще, соответствующее материи вообще, в онтологическом же плане созна­ние является свойством мозга ( материи), трактуемой как единство общего и единичного, как объективная реальность, как то, что существует само по себе, вне познания.

    Трудность решения проблемы сознания усугубляется невозможностью обнаружить психические явления с помощью органов чувств. Оно реально су­ществует, но как нематериальное

    Имеются два взаимодополняющих метода изучения сознания: объектив­ный. когда о наличии и содержании психических процессов человека судят по его поступкам, жестам, по тому, что он говорит или пишет, и метод интрос­пекции ( самоанализа, самонаблюдения), своеобразной рефлексии над своим собственным сознанием.

    В последние три десятилетия для изучения мозга широко применяют ме­тод электрофизиологии. предполагающий вживление в мозг микроэлектродов Однако в электроэнцефалограмме записывается не содержание наших мыслей, а фиксируется лишь электрическая активность мозга

    Невозможность обнаружить психические явления с помощью органов чувств часто оказалась причиной сомнений в возможности познать феномен сознания. Так, известный естествоиспытатель 19 в. Дюбуа - Реймон среди самых неразрешенных мировых загадок назвал и проблему психики. По его мнению, человек принципиально не может познать свое собственное созна­ние. как не может вытащить себя за волосы из болота, или увидеть себя в окно идущим по улице.

    Изучением сознания занимаются многие науки, каждая из которых рас­сматривает его под своим углом зрения, вносит свой вклад в выяснение этого феномена. Анализом же сознания в целом, в контексте других видов деятель­ности человека и общества занимается философия

    Как же определяется это понятие? С учетом достижении философии и современной науки можно сказать, что сознание есть продукт общественно- исторического развития, функциональное свойство мозга, идеальное отобра­жение действительности, регулятор деятельности человека. В этой далеко не единственной и неполной дефиниции фиксируются четыре аспекта отноше­ния сознания к материи - исторический, онтологический, гносеологический и праксиологический, деятельностный.

    Различают также социальный, аксиологический, кибернетический и дру­гие аспекты сознания, анализ которых позволяют полнее характеризовать со­знание.

    2. Сознание - продукт общественно - историческою развития

    Сознание - итог длительного развития материальной действительности, результат выделения человека из животного мира в связи с появлением трудо­вой деятельности Большую роль в выяснении генезиса этого феномена играет теория отражения

    Что такое отражение0 Любой предмет, испытывая определенные воз- Действия окружающих его тел, процессов изменяется Сторона внешнего взаимодействия, относящаяся к отображающему объекту, и будет - в первом приближении - процессом отражения, который предполагает воспроизведе­ние пространственно - временной структуры воздействия окружающих - отображение как результат. След оставляемый на предмет сохраняет неко-^ рые особенности воздействующего на него другого предмета При взгляде )( след, у человека формируется соответствующий зрительный образ. В нежив^' природе отражение имеет пассивный характер и приводит к разрушению пре^ мета. Так, например, воздействие на скалу ветра давление воздуха дожчя т.п. приводит к разрушению скалы.

    В общем от природы отражающего (а не отражаемого) объекта завися, 1) физические особенности отражения; 2) то, что отражение воспроизводи отражаемое лишь частично; 3)то, что упорядоченность отражаемого объект; воспроизводится при этом с большими или меньшими искажениями. Эти осс. бенности присущи всякому отражению - и в неживой материи, и в живой, н( характер отражения и его значение существенно изменяются с возникновени. ем жизни.

    Возникновение жизни на нашей планете связано с возникновением вых форм отражения. Живое существо обладает целесообразной активностью, способно сохранять свою качественную определенность благодаря получении энергии из внешней среды единственно возможным в естественной природе способом - вместе с веществом. Отсюда и необходимость обмена веществ

    Биологическая регуляция является основной и условием органическое жизни, самой существенной стороной обмена веществ, поскольку в составе клетки нет химических элементов, которые не встречались бы в неживой при­роде. Все дело в биорегуляцни и целесообразной организации органа клетки Тем самым дается ответ на вопрос о причине несводимости биологически* процессов к физико-химическим. Как всякая кибернетическая система, одно- клеточное обладает функциональным свойством, сходным с сознанием, но н< тождественным ему. Это свойство предполагает деятельность, оно не может быть жестко локализовано в пространстве и восприниматься с помощью ор­ганов чувств и приборов, проявляясь в информационно - регулятивных про­цессах.

    Возникновение такого отражения можно проиллюстрировать следующий примером. В ответ на прикосновение насекомого к растению «венерина мухо­ловка», в растении возникает химическая реакция, вызывающая свертывани< листа, на который село насекомое. В ответ на попытку насекомого уполя» в листе возникает другая химическая реакция, заставляющая покрывают"' лист волоски изгибаться в сторону насекомого, лишая его возможности »№ браться. В ответ на лихорадочные движения жертвы, старающейся вырваться возникает еще одна химическая реакция: волоски выделяют жидкость, убияя* ющую и переваривающую насекомое, а лист впитывает содержащиеся в труп' питательные вещества. В этом примере можно выделить две цепи: цепь сл<" дующих друг за другом раздражений и цепь ответных химических реакций Первое раздражение (появление насекомого на листе) служит сигналом второй и третьей реакцией.

    В ходе эволюции , биологические формы отражения усложнялись. ЕсШ1 раздражимость как ответное действие организма на воздействие внешней с|'с'

    , ( на внешний раздражитель) присуща всему живому, то с появлением пси­хики* а затем нейтральной нервной системы возникают такие формы отраже­ния как чувствительность, а затем ощущения, восприятия и представления.

    Чувствительность предполагает наличие дистантных органов чувств, ко- iOpbie позволяют реагировать на раздражители, не имеющие непосредственно -дологического значения и лишь связанные с таковыми (цвет, запах, звук и тпу Но на данном уровне нет физиологического анализа и синтеза, чувстви­тельность выступает как нечто недифференцированное С возникновением центральной нервной системой, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления возможности приспособительной деятельности животных значи­тельно возрастают. В отличие от других органов головной мозг выполняет при этом не какую-то частную задачу ( пищеварение, перекачивание крови и др), а предназначен для управления деятельности внутренних и внешних органов тела в соответствии с обстановкой в окружающей среде В этом заключается функция мозга как специального органа отражения и центрального регулятора деятельности организма.

    Все это можно проследить на сеченовском примере погони волка за ов­цой. В мозгу голодного волка, заметив овцу, формируется психический образ овцы и биологическая цель - догнать овцу и съесть. При сближении к цели волк, ввиду того, что заметившая хищника овца убегает, корректирует свой первоначальный маршрут движения на основе индивидуального опыта и полу­чаемой через органы чувств осведомительной информации о ходе реализации данной «цели».

    Поведение высшего животного, как видим, не исчерпывается системой условных и безусловных рефлексов, инстинктов. В мозгу осуществляются сложные психонервные процессы. И если вырванный из обшей архитектоники поведения отдельный рефлекс ( как частный случай отражения) есть разомкну­тая дуга, то целевой поведенческий акт представляет собой виток спирали, началом которого является формирующая в конкретной ситуации биологичес­кая цель как идеальное предвосхищение результата деятельности организма, а концом - достижение этой цели, материальное воплощение ее в реальную действительность Перед нами яркий пример «опережающего» отражения Действительности, когда прошлое ( весь видовой и индивидуальный опыт) че­рез настоящее ( отображаемая конкретная ситуация и потребности организма) связывается с будущим (содержание биологической цели).

    Биологическая цель «модель потребного будущего», формируется на ос- Нове образа. Отсюда объективность психического образа по содержанию и источнику, отсутствие в нем каких-либо вещественных или энергетических компонентов мозга и отображаемого объекта. В психическом физиологичес­кое «снято» i в противном случае, по остроумному выражению Л Фейербаха, к°шха не бросилась бы на мышь, а царапала свои собственные глаза). Именно поэтому психонервная деятельность рассматривается не только как физиологи­чное, материальное, но и психическое, идеальное, как единство внутренней внешней деятельности, при этом психическое опережает физиологическое и Как бы вынесено за его пределы, оно сложнее физиологического.

    Из вышеизложенного мы можем сделать ло крайней мере три вывода 1) противоположность познания материи, безусловно, имеет смысл лишь в рамках основного вопроса философии; за его пределами она становится от­носительной, условной. 2) при переходе от неорганической природы к миру животного, отражение становится фактором управления организмом, а с возникновением нервной системы управление в организмах осуществляется несравненно эффективнее благодаря тому, что отражение в них становится переживанием, субъективной реальностью, 3) в ходе эволюции, все больше возрастает роль мозга, регулирующего целесообразное поведение животного.

    Хотя у животных, находящихся на разных ступенях эволюции, психи­ка по степени сложности различна, тем не менее важнейший качественный скачок в развитии психических форм отражения и регуляции совершился с возникновением сознания, которое предполагает осознание, речевую де­ятельность.

    Переход от животной психики к человеческой занял в истории значитель­ный период времени. Согласно трудовой теории антропогенеза, несколько мил­лионов лет назад некоторые виды обезьян перешли к прямохождению. Обрес­ти наземный образ жизни их вынудили изменившиеся условия существования и необходимость более активной орудийной деятельности в связи с нехваткой пищи, Прямохождение позволило им расширить свой «кругозор», освободить передние конечности для более активных действий с предметами.

    Вначале в качестве орудий нападения на зверей и защиты от них челове­кообразные обезьяны использовали камни, палки, кости крупных животных. Постепенно для повышения эффективности этих средств они научились при­давать им определенную целесообразную форму. Это и явилось решающим фактором, обусловившим возникновение человека разумного. Изготовление орудий труда с помощью других предметов предполагает наличие обществен­ных потребностей и выход далеко за пределы биологической ситуации. Труд - важнейший фактор социализации человека.

    Вслед за совершенствующейся рукой, как органом труда, развивался мозг, как орган сознания. Глаз и мозг были учениками руки. Логика действий стано- виласьлогикон мышления: отрабатывая каменные орудия, человек «оттачивал» свои умственные способности. Вместе с функцией мозга совершенствовались и его структура, особенно той части, которая непосредственно обеспечивает целеполагание, программирование действий и мысленное конструирование Одновременно совершенствовались органы чувств человека, которые стали итогом не только биологического, но и социального развития.

    Итак, способность к изготовлению орудий труда привела к возникнове­нию понятийного мышления, к речевому общению, что обеспечивало пос­ледующее успешное использование орудий труда в условиях согласованного действия коллектива первобытных людей Общественный труд, развивает эту мысль Ф.Энгельс, есть «первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать труд создал самого человека». |Маркс К., Энгельс Ф. Т.20 ,с.486) Именно поэтому в человеке, возникновение которого было подготовлено всем ходом филогенети­ческою развития живой природы и соответствующими изменениями условий существования, ведущим является социальное

    В онтогенезе сознание возникает тоже на уровне не индивида, а общества Биологически оно не наследуется; и если в период благоприятный для фор­мирования речи и мышления, ребенок изолирован от людей, то сознания как такового не возникает

    3. Структура сознания. Язык и мышление.

    Проблема искусственного интеллекта

    Сознание - это сложный информационно - регулятивный процесс. На­ряду с ощущениями, восприятиями, представлениями и понятийным мыш­лением в структуре технических процессов индивида имеются эмоции, воля, память, интуиция, психические установки, цели, желания, ценностные ори­ентации и другие компоненты Лишь сравнительно небольшая часть пси­хической деятельности осознается субьектом, остальная же часть остается неосознанной

    Грань между осознанным и неосознанным весьма подвижна: то, что раньше было неосознанным, может осознаваться, а то, что было предметом пристального внимания со стороны разума, может уходить в тень. Так, свои эмоции, интуитивные догадки человек со временем может логически осмыс­лить, разобраться в мотивах своих, иногда недостаточно обдуманных, поступ­ков. Наоборот, с формированием автоматизмов происходит переход их в сферу неосознанного. Это не означает, что в случае неосознанных актов поведения человек не получает из внешнего мира необходимой информации. Просто она не осознается, обрабатываясь и используясь на самых различных уровнях цен­тральной нервной системы.

    Осознание позволяет человеку осуществлять высший контроль над свои­ми психическими процессами и поведением, направлять ход своей психичес­кой и предметной деятельности в нужное русло. Сознание включает в себя отношение человека и к самому себе, и к другим людям, те выступает и как самосознание, и как процесс диапогический Сознанию присущи и интенция -направленность на изучаемый объект

    Более сложную структуру имеег общественное сознание, но об этом будет изложено в социальной философии

    Если мышление связано главным обраюм с деятельностью коры голо­вного мозга, то бессознательное, выступающее существенным элементом не­осознанной сферы психической деятельности, обусловлено преимущественно процессами в подкорке. Сознание - есть целостный, системный процесс Кора и подкорковые образования действуют в единстве, так , что сознание человека

    сплав прошлого, настоящего и будущего, единство осознанного и неосознан­ного. Вследствие этого мысль всегда оказывается эмоционально окрашенной. в ней проявляется ценностное отношение к объекту, что тоже имеет информа­ционную значимость

    Животные реагируют на биологически значимые дли них раздражите л,, (включая сигналы «языка» животных), а для человека более важное значение приобретает вторая сигнальная система - язык, который выражает систему идеальных значений, выработанных обществом в процессе познания и пргщ„ тики. Язык является важнейшим средством развития человеческой культуру способом усвоения н использования социальной информации, созданной предшествующими поколениями

    Обе сигнальные системы находятся в тесном взаимодействии Ведущей, при этом, выступает вторая сигнальная система, в которой вооплощаеся соцц. альный опыт человека, так что разум во многом определяет ход психической и внешнепредметной деятельности человека В связи с этим идея австрийского психиатра З.Фрейда о ведущей, определяющей роли инстинктов, биологичес. ких начал в деятельности человека не является состоятельной.

    В процессе сознания мысль отливается в логические формы, облекается s словесную оболочку. Вместе с тем язык не мог бы возникнуть без способности людей абстрактно мыслить. Мысль в себе не просто выражается, но соверша­ется в том смысле, что благодаря самосознанию направляется ее дальнейший ход. Вот почему нет жесткой связи между языком и мышлением, между словом и понятием. Хотя мысли обычно возникают до их языкового выражения, свою четкость они обретают именно благодаря языку. Даже в случае внутренней речи ( язык может быть устным, письменным и внутренним), когда человеку не нужны все слова для выражения мысли, он вынужден, тем не менее, исполь­зовать некоторые из ких.

    Язык не только способ выражения мысли Кроме репрезентативной, ког­нитивной и регулятивной функцией он выполняет еще и коммуникативную - служит средством передачи социальной информации в пространстве Проис­ходит также трансляция знаний во времени. При этом знания объективируюi- ся в книгах, фильмах, опредмечтваются в орудиях труда, в средствах духовной и материальной культуры (социальная память общества).

    Язык представляет собой своеобразную и чрезвычайно сложную знако­вую систему, а слово, как и составляющие его буквы н звуки. - знаки и сиг­налы. Однако если отдельный знак естественною языка является условным то слово только с самого начала было таковым: с возникновением языка оно как элемент системы стало иметь для человека вполне определенное значение, понятийную сторону Закодированная человеком посредством естественного языка социальная информация обладает не только идеальным содержанием. но и внутренней и внешней формой Внутренней формой является структура мыслительной деятельности, а внешней — та материальная оболочка мысли, которая выступает в качестве совокупности знаков или целесообразно упоря­доченного сочетания членораздельных звуков.

    История познавательного процесса показывает огромные познавательные возможности естественных языков, но вместе с тем она вскрывает и их ограни­ченность - и в устном, и в письменном вариантах. Потребности решения мыс­лительных задач выступает в конфликт с этими ограничениями, и вынуждают к созданию искусственных языков.

    Естественным языкам присущ ряд фундаментальных ограниченностей: 1) прежде всего это полисемантизм Одно и то же означающее соответству­ет различным означаемым; 2)линейность, одномерность. Она заключается в тоМ, что лингвистический текст развертывается в одномерном времени и от­дельные ее отрезки, длина которых определяется психофизиологическими ха­рактеристиками человека, воспринимаются последовательно; 3)избыточность языка, создает его громоздкость. В письменных текстах человек пользуется языком, основа которого сформировалась в устном общении, обусловившем весьма высокую избыточность на всех уровнях.

    Именно поэтому и создаются различного рода искусственные языки, до­полняющие естественный язык

    Знание можно формализовать средствами математической логики, а затем с помощью ЭВМ моделировать. Примечательно, что формализация осущест­вляется с помощью искусственных, в том числе алгоритмических, языков ( Бейсик, Паскаль и др.), которые создаются и функционируют на базе естест­венных. Машине, в общем и в целом доступен именно такой язык, ибо в ней нет и не может быть сознания. Машина способна, более или менее, воспро­изводить лишь формально-логическую сторону мышления, рассудочную де­ятельность когда действует по логической схеме «если... ,то... ». В этом состо­ит качественное отличие машинного мышления, искусственного интеллекта от понятийного мышления человека. Моделирование мышления с помощью ЭВМ всегда является технической реализацией результатов логической фор­мализации.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   16


    написать администратору сайта