философия. учебник по философии. 45. Культура и цивилизация. Диалог культур в современном мире
Скачать 1.96 Mb.
|
А). Производительные силы – это система вещественных факторов: средств производства, включающих орудия и средства труда (имеются в виду техника, технологии, инфраструктура производства…); человеческий личностный фактор (имеется в виду человек, наделенный навыками и знаниями). Они соединяются вместе и воздействуют на 3. предмет труда (имеется в виду природный ресурс, земля…). Сегодня отмечают, что производительной силой общества стала наука. Без нее не может быть современного производства. Наука (теории) и практика неразрывно взаимосвязаны. В процессе функционирования производительных сил осуществляется обмен веществ между обществом и природой. Формируются социально-экологические отношения. Б). Производственные отношения – это отношения между людьми в процессе производства по поводу вещей: орудий труда, предмета труда, средств труда. То есть они характеризуют способ соединения средств производства с работником (владеет они ими, не владеет…). Производственные отношения бывают: 1. отношения собственности на средства производства (например, на акционерном предприятии у кого-то 30% акций, у кого-то - 70%), 2. отношения распределения (продукция распределится в отношении 30:70), 3. отношения обмена (произведенная продукция через рыночные механизмы будет обменена на другие продукты и услуги и опять же в отношении 30:70), 4. потребление (тоже будет осуществлено в соответствии с размерами собственности). Таким образом, отношения собственности являются определяющими. Правда, социальное, демократическое государство через налоги и др. механизмы управления может перераспределять часть общественного богатства, обеспечивая необходимую степень развития разных социальных групп. Производственные отношения воплощаются в определенных экономических интересах людей (у людей, социальных групп с разной долей, формой собственности будут разные интересы и т.д.). История – это борьба интересов. Экономические интересы – движущая сила истории. Производственные отношения объективны, т.е. зависят не от сознания, а от производительных сил. Уровень развития производительных сил создает условия для человеческой деятельности. Так, уровень развития производительных сил в первобытном обществе создавал коллективистский характер производственных отношений и соответствующие (коллективистские) распределение, обмен и потребление Именно способом производства определяются исторические типы общества. Маркс назвал их общественно-экономическими формациями. История насчитывает 5 общественно-экономических формаций: 1.первобытная, 2. рабовладельческая, 3. феодальная, 4.капиталистическая и 5. коммунистическая – это как прогноз будущего общества (Маркс исходил из законов диалектики: общая первобытная собственность отрицается переходом к противоположной, частной собственности в ее различных вариантах – рабовладельческом, феодальном, капиталистическом. Второе отрицание происходит как синтез всех лучших форм собственности, достигнутых на предыдущих стадиях развития. Это переход на новый виток спирали, к общественной собственности на средства производства. У нас общественная собственность была понята как государственная. Однако нельзя отождествлять государство и общество. Понятие общества шире понятия государства. Государство – это лишь управленческое ядро общества. Смысл общественной собственности, видимо в том, что каждый член общества должен обладать той или иной долей общественного богатства, в производстве которого он участвует, не должен быть отчужден от собственности. Должны быть и государственная, и индивидуально-частные, и акционерные, и кооперативные и др. формы собственности). Понятие общественно-экономической формации раскрывается через категории «базис» и «надстройка». Базис – это экономический строй общества, система производственных отношений (в них главные – отношения собственности). Надстройка – это общественное сознание, идеологические отношения, которые закрепляются в общественных организациях (политических, правовых и др.). Т.е. это явления духовной жизни и связанные с ними учреждения. (Сфера образования и воспитания также относится к надстроечным явлениям). Базис и надстройка неразрывно взаимосвязаны. Например, базис капиталистического общества характеризуется капиталистической частной собственностью и соответствующей надстройкой, т.е. либеральной или консервативной идеологией, которые, хотя и отличаются, обосновывают необходимость свободных конкурентных рыночных отношений, основанных на частной собственности на средства производства. Следует также иметь в виду, что, хотя базис и надстройка всегда соответствуют друг другу, однако их связь не так уж однозначна: надстройка, связанная с осознанием общественного бытия, может опережать развитие базиса, предлагать новые пути развития, а может отставать и тормозить развитие общества в целом. (Базис и надстройка не самостоятельные явления, а характеристики общества). 43. СОЦИАЛЬНАЯ (ВНЕПРОИЗВОДСТВЕННАЯ) СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА. ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ Общество — это сложная, объемная, многоуровневая, открытая органическая система, основанная на коллективной деятельности людей. Системные параметры, характеризующие общество как социальную систему: -Иерархичность, -Саморегуляция, -Открытость, -Информационность, -Самодетерминированность, -Самоорганизация. Общество есть выделившаяся из природы и надстроенная над нею искусственная реальность («вторая природа»). Генетически общество «происходит» из природы и не может игнорировать законы, но, однажды выделившись из нее, развивается затем на собственной основе и согласно собственной логике. В ходе деятельности человек вступает в разнообразные и многомерные отношения с другими людьми. При этом отношения, будучи порождением деятельности, выступают ее необходимой общественной формой. Вообще любое взаимодействие людей неизбежно принимает общественный характер. Общественные отношения можно определить как формы взаимодействия и взаимосвязи, возникающие в процессе деятельности между социальными группами, а также внутри них. Эти отношения — и материальные, и духовные. И деятельность, и взаимодействие, и общественные отношения направлены на создание необходимых условий и средств функционирования общества, воспроизведения и развития составляющих его людей как родовых существ. Представляя собой систему, общество обладает, во-первых, сложной и иерархической структурой, поскольку включает различные элементы и уровни; во-вторых, интегративным системообразующим качеством — отношениями деятельных людей; в-третьих, свойством самоуправляемости, которое отличает только высокоорганизованные системы. Социальная сфера общества есть целостная совокупность всех функционирующих в нем общностей, взятых в их взаимодействии. К таким общностям (взятым по разным основаниям и измерениям) можно отнести народы, нации, классы, сословия, страты, касты, социально-демографические и профессиональные группы, трудовые коллективы, неформальные образования и т.д. В этой сфере осуществляется взаимодействие по поводу условий жизни, быта, производства; проблем здравоохранения, образования, социальных защиты и обеспечения; соблюдения социальной справедливости; регулирования всего комплекса этнических, национальных, социально-классовых и групповых отношений. Социализация есть процесс интегрирования, «встраивания» субъекта в общество в соответствии с принятыми в нем правилами. В ходе социализации индивид подключается к социальному опыту — символико-семиотическому, коммуникативному, культурному. Большую роль в функционировании социальной сферы жизни общества играет такое явление как социальная справедливость. Она выступает важным моментом соизмерения возможностей индивидов и общества. Термин «справедливость» первоначально означал правильность и равность при разделе основных средств жизни. Однако люди от рождения не равны по своим способностям — и это не их вина или заслуга. Поэтому социальная справедливость выступает как мера равенства и неравенства в жизненном положении различных социальных общностей и индивидов. Справедливость подразумевает требование соответствия между практической ролью человека или социальной группы в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, заслугами людей и их общественным признанием. Справедливость всегда имеет исторический характер, коренится в условиях жизни людей (классов). И в разные эпохи критерии распределения благ были разные: -по статусу рождения (аристократ, свободный плебей, раб); -по положению (чиновник, простолюдин); -по имуществу (собственник, пролетарий); -по труду; - по едокам (в крестьянской общине в России). Аристотель в «Этике» разделял 2 вида справедливости: 1. Распределяющую и 2. Уравнивающую. В настоящее время в общественном сознании сложились три основных критерия социальной справедливости: 1. уравнительный, 2. рыночный (распределение доходов по факторам производства), 3. и трудовой. Они в разных странах, в разные периоды по-разному сочетаются. Дело в том, что экономическая эффективность - это способ действий, обеспечивающий получение в результате осуществляемых усилий и затрат ресурсов максимального (наилучшего) результата. В принципе она противоречит социальной справедливости в таких сферах, как перераспределение ресурсов в пользу малоимущих, поддержание всеобщей занятости, решение экологических проблем и др. Противоречие между экономической эффективностью и социальной справедливостью - это отражение противоречия между производством и потреблением. Поэтому, особенно в кризисные периоды, велика роль государства в распределении и перераспределении благ (важна и сама степень вмешательства государства в эти процессы?). Власть может сглаживать противоречия жизни, может действовать в интересах отдельных социальных групп… Социальная справедливость реализуется главным образом через перераспределение доходов между различными группами населения, что ограничивает стихийное действие механизмов рыночной экономики. Исторически известные формы перераспределения многообразны: через систему родства, религиозные обязанности и приношения, дань, грабеж, дарения, налоги, награды, жалования, зарплату и др. ОЧЕНЬ ВАЖНО, ЧТОБЫ БЫЛ КОНСЕНСУС В ОБЩЕСТВЕ ПО ПОВОДУ ПРИНЦИПОВ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ БЛАГ. НО СЕГОДНЯ НЕТ ПОЛНОГО КОНСЕНСУСА В ЭТОМ ОТНОШЕНИИ. Согласно Конституции РБ является социальным государством, политика которого должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Мы оцениваем то, как государство добывает и распределяет доходы общества, решает проблемы соотношения труда и заработной платы, насколько высока экономическая эффективность производства и социальная защищенность населения, с точки зрения нашего понимания социальной справедливости. И тут мнения могут расходиться у разных групп и людей. Наша переходная экономика - это желание сочетать социалистическую социальную систему с эффективностью капиталистической рыночной экономики. Справедливость отражает качество социально-экономических, политических, нравственных и иных отношений в любом обществе. Она показывает достигнутую ступень экономического прогресса, дающую возможность определенным социальным группам пользоваться плодами культуры для своего развития. Справедливость не может быть преподнесена обществу кем-то свыше. Оно само несет ответственность за утверждение справедливости, решая задачи экономического роста, социального, политического и духовного прогресса. Общественный прогресс сопряжен с прогрессом справедливости. В качестве критерия прогресса здесь можно рассматривать расширение поля возможностей человека самому творить свою судьбу. Теоретическая разработка проблем справедливости на современном этапе развития имеет большое значение и для гармонизации социальных отношений и для формирование нового ВИДЕНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ. Энергоемкие, затратные инструменталистские технологии привели человечество в экологический тупик. Стратегией, гарантирующей экологическую, социальную и политическую безопасность общества, является концепция устойчивого развития как альтернатива дальнейшему безудержному росту производства, бесконтрольному природопользованию, безмерной антропологической экспансии. с 80-х гг. Новое общество начинают называть обществом риска, страха, опасности. Пишут о росте массовой безработицы, об усилении социального неравенства, «новой бедности» и т.д. Причинами ослабления «государства всеобщего благоденствия» (как именовали себя капиталистичекские страны) послужили: - чрезмерные военные расходы, - растущие затраты на экологию - разразившийся в 1973 г. Мировой энергетический кризис, - конкуренция дешевых товаров из Японии, - просчеты в финансово-экономической политике. Это позволило капиталу навязать обществу новый договор, в котором позиции профсоюзов и лиц наемного труда были существенно ослаблены. В экономическом плане неолиберальная модернизация капитализма принесла положительные результаты, а в социальном – нет. Современное государство называют скромно: «государство реальных возможностей» (Enabling State). Цель - заставить человека искать работу или соглашаться на любую. Но конечно, главные функции государства сохранились: защита общественной безопасности, национальных интересов, некоторые регулирующие функции в экономике, некоторые функции социальной защиты. Теперь государство оказывает выборочную помощь наиболее обездоленным, адресный ее характер. Рыночные тенденции распространяются и на сферу культуры. Образование. В 60-е гг. образование приобретает взрывной характер, становится достаточно доступным. Образование обеспечивает социальную мобильность. Но и здесь ситуация противоречивая. Практически прекратился количественный рост системы образования. Диплом уже не дает прежних социальных гарантий. Образование теряет свою способность обеспечивать социальную мобильность, сокращать социальное неравенство, поскольку в 80-е и 90-е человеку с дипломом нередко предлагали или навязывали работу с низкой квалификацией. Чтобы избежать безработицы, студенты стремятся растянуть обучение, получить дополнительное образование или повысить квалификацию. Противоречие: дипломы все меньше значат, но все больше необходимы для получения немногих желанных рабочих мест. Вступают в силу критерии дообразовательной (феодальной) эпохи: сословная принадлежность, пол, мировоззрение, разного рода связи и т.д. Идет постарение населения, что ложится грузом на систему социальной защиты. Негативные тенденции проявились в сфере пенсионного обеспечения, медицинском страховании, пособиях по безработице, детских пособиях. Произошло изменение структуры источников финансирования, распределения и перераспределения национального богатства. Падает доля предпринимательских взносов в общественные фонды. Увеличивается доля взносов наемных работников. Эта ситуация ведет к росту социального протеста. Но, с другой стороны, У.Бек отмечает, что она вынуждает людей к большей терпимости. В условиях индивидуализации и атомизации социального пространства человек оказывается один на один со своими проблемами. В условиях глобализации протестующим людям все труднее определить противостоящие им силы зла: поскольку эти силы становятся все более анонимными и виртуальными, их нелегко идентифицировать. Итак, ускоряется процесс отхода от идеалов и ценностей эпохи Просвещения, эпохи разума. Прогресс человеческого разума больше не определяет прогресс человечества. Современный разум служит неолиберальной экономике, в которой главными являются прибыль, эффективность, гибкость, понимаемые в узкотехническом плане, в отрыве от широких социальных и человеческих ценностей, таких, как справедливость, солидарность, социальный мир. Идут попытки разработать концепции, в которых рынок и коллективное регулирование, экономический рост и развитие, эффективность и защищенность взаимно дополняют друг друга. Например, концепция неосоциал-демократической системы занятости и социальной защиты выступает за тесную связь экономической теории с этикой. Данная модель предусматривает сохранение регулирующей роли государства, как координатора усилий всех участников социальной и экономической жизни – наемных работников, профсоюзов, предпринимателей. Она исходит из широкого понимания прав и потребностей человека. 40. Социальная структура. Типы социальных структур Основные типы социальных структур 1. Социально-классовая Классовый подход. Понятие класса возникло еще у французских философов конца 18 века – Тьера, Тьерри, Гизо и др. В сер.19 в. обострились противоречия между буржуазией и пролетариатом. Маркс делает вывод о ведущей роли в развитии общества классовых противоречий и начинает развивать классовый подход. Классовый подход в основу деления общества на группы кладет один критерий – отношения собственности на средства производства, т.е. классы – это экономические группы общества. В рабовладельческом строе системообразующими классами были рабовладельцы и рабы. В феодальном обществе – это феодалы и крепостные крестьяне. При капитализме – это буржуазия и пролетариат. Но всегда присутствовали и другие – неосновные группы. Итак, классы – это большие группы людей, различающиеся по их месту в системе общественного производства (раб, рабовладелец), по их отношению к средствам производства (владеет - не владеет), по их роли в общественной организации труда (управляет - не управляет), по способам получения и размерам доли общественного богатства (прибыль – зарплата – рента). Появление классов был связано с разделение труда и появлением частной собственности. Т.е. классы появились в рабовладельческом обществе. В настоящее время классовая структура оказалась размытой (по сравнению со временами Маркса). Рабочие могут быть мелкими владельцами акций предприятий; выросла сфера услуг; большую роль стал играть финансовый, а не промышленный капитал. Велика роль и интеллектуальной элиты общества, интеллигенции, которую у нас называли прослойкой. Вместе с тем, традиционное определение классов сохраняет свое методологическое значение. И сейчас имеет смысл выделять рабочий класс, буржуазию, крестьянство. Мы уже говорили, что выделяют также средний, низший и высший классы. Повторим: Фактором, удерживающим общество в состоянии динамического равновесия, является средний класс. (Это понятие использовали Зиммель, М.Вебер и др.). Средний класс – это и не бедные, и не богатые. Это люди, как правило, с достаточным доходом и определенным образованием. Средний класс является носителем некоего социально-культурного стандарта. Его представители являются основными потребителями товаров и услуг и придают обществу устойчивость. Человека, который утратил свой прежний социальный статус и не может выполнять роль, соответствующую новому статусу, называют маргинальной личностью (он между стратами). |