Главная страница
Навигация по странице:

  • Человек в лучах Вселенной 234 Контрольные вопросы 236 Философия и политическая экономия 236 Философия техники 239

  • Недемократические политические режимы 258 Тема 8 263 Идея общественно-исторической 263 закономерности 263

  • Правосознание и его культура, правовое послушание 285 Общее понятие культуры 286 Массовая культура и антикультура 289 Тема 11 290

  • Представители 312 ДОСОКРАТИКИ 313 ПРЕДИСЛОВИЕ

  • Два примера философствования

  • Эстетичность, чувственностъ Философии

  • Практичность, или моральность Философии

  • Философия как реализация полноты жизни человека

  • Функции

  • Сколько этапов развития прошла философия за 2,5 тысячи лет

  • Единое — это материальная субстанция

  • Многое не существует. Сюрпризы элеатов

  • Единое — это атомы и пустота

  • Подведение итогов. Натурфилософия

  • философия. учебник по философии. 45. Культура и цивилизация. Диалог культур в современном мире


    Скачать 1.96 Mb.
    Название45. Культура и цивилизация. Диалог культур в современном мире
    Анкорфилософия
    Дата28.03.2023
    Размер1.96 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаучебник по философии.docx
    ТипДокументы
    #1020475
    страница6 из 42
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   42
    Тема 3 185

    Сознание, язык, общение 194

    Тема 4 199

    Соотношение знания и веры 206

    Субъект и объект познания 207

    Что есть истина 209

    Чувственное, эмпирическое и теоретическое познание 211

    Общее понятие о человеке 223

    О многомерности человека 225

    Тема 6 232

    Человек в лучах Вселенной 234

    Контрольные вопросы 236

    Философия и политическая экономия 236

    Философия техники 239

    Сущность государства 252

    Политическая власть 254

    Политический строй либерально-демократического 256

    Недемократические политические режимы 258

    Тема 8 263

    Идея общественно-исторической 263

    закономерности 263

    Личность в обществе 269

    Любовь, брак, семья 275

    Контрольные вопросы 277

    Тема 10 277

    Политическое сознание 284

    Правосознание и его культура, правовое послушание 285

    Общее понятие культуры 286

    Массовая культура и антикультура 289

    Тема 11 290

    Тема 12 302

    контрольные вопросы 305

    Вместо заключения 305

    Об историческом прогрессе 305

    Приложение 1 312

    Представители 312

    ДОСОКРАТИКИ 313

    ПРЕДИСЛОВИЕ

    Повседневное общение со студентами показывает: молодое поколение интеллектуалов нуждается в новой учебной литературе по философии. Она должна отвечать интересам своих читателей, побуждать их к духовной не­зависимости и свободе, развивать присущую каждому мыслящему человеку способность суждения — научного, профессионального и просто житейского — способность, столь необходимую в быстро меняющемся и все более многообразном мире.

    Стержневая идея настоящей книги — представить историю и основные разделы философии в удобной для обозрения компактной форме. Последовательно придер­живаясь требований государственного образовательного стандарта и программ преподавания философии в выс­ших и средних специальных учебных заведениях, автор стремился максимально четко выделить научный каркас современного философского знания и сквозные темы фи­лософствования, на которых во многом строятся образо­вание, наука, культура и техника, экономика и общест­венная жизнь на пороге XXI века.

    Не заменяя сосредоточенной учебной работы, не под­меняя более капитальных учебников и философских тру­дов, настоящее пособие благодаря систематическому и сжатому изложению поможет студентам составить це­лостное представление о философии, в краткие сроки об­новить изученное при подготовке к занятиям, избежать предэкзаменационных стрессов.

    3

    ВВЕДЕНИЕ. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?

    СМЫСЛ СЛОВА «ФИЛОСОФИЯ»

    Философия явилась на свет в результате осознания человечеством самого себя. Желаешь познать себя — философствуй, это справедливо как для отдельного че­ловека, так и для любой эпохи. Вот эта далеко не са­моочевидная мысль, судьбоносная для прошлого, на­стоящего и будущего человечества составляет стерж­невую основу данной книги.

    Греческое слово «философия» восходит к именам Фалеса, Гераклита и Пифагора. Его глубокий смысл впервые был подвергнут тщательному анализу Плато­ном и Аристотелем. На русский язык слово «филосо­фия» переводится как любовь (филео) к мудрости (софия), как любомудрие. Возраст философии весьма почтенный, первые великие философы жили около 2,5 тысяч лет назад. Ясно, что в различные эпохи че­ловечества слову «философия» придавали не во всем оди­наковый смысл. Тем не менее следует признать, что это слово уже по самому своему происхождению удачно вы­ражает сокровенные черты всякого подлинного фило­софствования.

    Философия — это любовь. Но что мы любим? То, без чего нам плохо, без чего не хочется жить, ибо са­ма жизнь теряет свою привлекательность, свой смысл. Что такое мудрость? Глубокомыслие, умение познавать малодоступное, вырабатывать ориентиры жизнедея­тельности человека, определять его главные ценности.

    4

    Все это мы находим в философии — читатель имеет воз­можность убедиться в справедливости наших слов по мере проработки им текста книги.

    Философия есть поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы бытия.

    Два примера философствования

    В чем состоит специфика философствования? Что­бы ответить на этот вопрос не голословно, а достаточ­но определенно, целесообразно рассмотреть примеры под­линного философствования.

    Первый пример: концепция идей. Представьте себе, что вы оказались в затруднительном положении. Вам хочется помочь себе самому или друзьям, знакомым, может быть, даже своему народу. Но как это сделать? Ситуация не разрешается простым образом, необходи­мы какие-то определенные усилия. Мы ведем себя как искатели. Чего? Идеи. Нужна идея! Причем не любая, а именно та, которая позволит продуктивно действовать и жить. Вопрос об идее — философский вопрос. Впер­вые это поняли уже упоминавшийся Платон и его ве­ликий учитель Сократ. Они первыми разработали оригинальную концепцию идей. Идеи выступают смыс­лом всех явлений, с которыми сталкивается человек. Концепция идей имела величайшее, поистине эпо­хальное значение. Она стимулировала развитие наук и ис­кусств, во многом определила характерные черты со­временной цивилизации.

    Концепция идей имеет философское содержание. В данном случае это означает, что она соотносится с любыми идеями и особенно с теми, которые, будучи

    5

    максимально действенными, пронизывают всю сферу бытия человека.

    Философское — значит максимально универсаль­ное, всеохватное, основательное, фундаментальное, су­щественное.

    Второй пример: концепция ответственности. В наши дни много говорят о свободе. Но не любая сво­бода приемлема. Причем речь идет не только о том, что­бы поставить заслоны действиям различного рода экс­тремистов и тех, кого справедливо называют преступниками. Перед каждым человеком встает во­прос о согласовании своих действий с интересами дру­гих. Иначе говоря, мы ставим вопрос об ответствен­ности. Только теперь, в конце XX века, выявлено, что ответственным надо быть во всех делах, в науке, ис­кусстве, на производстве, в общественной и индивиду­альной жизни. Но это и означает, что концепция от­ветственности приобрела философское значение. Над ее разработкой энергично работают философы всех раз­витых стран.

    Оба приведенных примера показывают, что фило­софия не стоит на месте. Продолжим разговор о спе­цифике философии. В этой связи очень показательно умение некоторых людей формулировать суть филосо­фии кратко, ярко, нескучно. Немецкий философ Кант вопрошал: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? Что такое человек? Это все фи­лософские вопросы, ибо наиболее полные ответы на них можно получить исключительно в философии. Шукшин­ское «Что с нами происходит?» и извечное российское «Что делать?» опять же относятся к сфере филосо­фии. Равно как и знаменитое изречение Шекспира, вло­женное в уста Гамлета: «Быть или не быть?»...

    6

    Философия — это обостренно совестливое отно­шение человека к окружающему его миру.

    Выше мы отмечали, что философия имеет дело с главными вопросами бытия человека. Но что это значит — главные вопросы? С учетом многовекового раз­вития философии вполне актуальны такие интерпре­тации: речь идет о проблемах, которые можно назвать 1) главными, 2) наиболее существенными, 3) фундамен­тальными, 4) всеохватными, не знающими исключений, 5) объединяющими жизнь людей в единое целое, в по­ле действия которого попадает каждый человек. И так далее. Если читатель пожелает продолжить наш ряд слов-определений, то тем самым он добьется углубленного понимания философии. Желаем успеха!

    Итак, еще раз. Что такое философия? Филосо­фия — это такая любовь к мудрости, которая застав­ляет человека в его обостренно совестливом отноше­нии к окружающему миру вести поиск и находить ответы на главные вопросы своего бытия. Разумеет­ся, можно дать философии более краткое определе­ние. Более того, можно обойтись одним жестом — поднять большой палец.

    Научность Философии

    Часто спорят о том, является ли философия наукой. Одни настаивают на том, что философия — лучшая из наук, другие, наоборот, противопоставляют ее науке. Нам придется включиться в этот спор, ибо это позво­лит углубить понимание философии.

    Что такое наука? Систематическое, доказательное и проверяемое знание. Наука состоит из положений, ко-

    7

    торые так тесно взаимосвязаны, что образуют систему. Одни положения непротиворечиво обосновываются другими; так реализуется доказательность в науке. Выводы науки должны находить практическую провер­ку. Это позволяет отметать не относящиеся к науке вы­думки. Но есть ли в философии систематичность, до­казательность, проверяемость? Да, есть. Дело в том, что указанные признаки были выработаны именно в фило­софии. Ясно, что философия руководствуется своими достижениями. Философы стараются быть убедитель­ными, обосновывать свои выводы, проверять их фак­тами. С этой точки зрения философию можно и нуж­но считать наукой.

    Но почему же многие отказываются признать за фи­лософией статус науки? Потому, что, мол, наука в от­личие от философии безлична, объективна, выраба­тывает жесткие методики, она интересуется разве что поиском истины, но не озабочена судьбою человека. Но, может, наука необязательно должна быть безлич­ной? Этот вопрос пока не имеет окончательного отве­та, он за будущим.

    Эстетичность, чувственностъ Философии

    Люди, которые считают, что философия отличает­ся от науки, часто называют ее искусством. «...Фило­софия есть искусство, а не наука», — подчеркивал А. Шопенгауэр. Искусство отличается от науки, это, по­жалуй, трудно оспаривать. Главная ценность науки — истина, главная ценность искусства — красота. Уче­ный может, например, заинтересоваться шарообразно­стью Земли. Для него важно узнать, является ли Зем-

    8

    ля шаром или нет. Ему, строго говоря, нет дела до то­го, красива ли Земля в качестве шара. Художник, изображающий на полотне Землю, также захвачен ее шарообразностью, ибо она вызывает чувства и эмо­ции, значимые в свете таких ценностей, как красота, прекрасное и возвышенное.

    Но как обстоят дела у философии насчет красоты? Ставит ли она, подобно искусству, среди всех ценнос­тей на первое место именно красоту? На этот вопрос не следует отвечать простым «да» или «нет». И вот поче­му. Философия намного меньше, чем наука, отстраня­ется от явления красоты. В своем порыве понять чело­века, обеспечить ему благородное будущее философия в чувственно-эмоциональном плане призвана постоян­но обогащать себя. Иначе говоря, она имеет ярко вы­раженный эстетический, т.е. чувственный характер. В ее внимании к чувственной, эстетической стороне больше человеческого, чем в науке, она похожа на искусство. Но при этом всегда надо иметь в виду, что искусство по сравнению с философией более выборочно, оно в от­личие от философии занято поиском не наиболее зна­чимого, а художественно значимого.

    Практичность, или моральность Философии

    Вступает ли философия в непосредственный контакт с практической деятельностью человека? Старое-пре­старое убеждение состоит в том, что нет ничего непрак­тичнее, чем философия. Но так ли это?

    Практика — это действия, поступки людей. Дейст­вуя, человек преследует некоторые цели. Какие? Са­мые различные, но главный практический ориентир —

    9

    это ценность добра. Если в науке в противовес заблуж­дению возвышают истину, а в искусстве противопос­тавляют безобразному красивое, то в своей практике человек стремится к подавлению зла и достижению до­бра. (Заметим в скобках, что беда преступников опре­деляется не тем, что они изначально злобны, а узким, бандитским пониманием добра.)

    Человек, в отличие от животного, прежде чем дей­ствовать вырабатывает представление о желаемой це­ли. Здесь-то ему как раз и приходится обращаться к философии. Отвечая на вопрос, что я могу и что я дол­жен делать, человек занимается разрешением типич­ной философской проблемы.

    Философия выявляет и вырабатывает смыслы че­ловеческих деяний, поступков, формирует стратегиче­ские цели. Именно в этой области реализуются прак­тические потенциалы философии. За бездумные поступки людей, либо стремящихся к сиюминутным удо­вольствиям, либо просто не умеющих предвидеть по­следствия своих действий, философия не несет ответ­ственности. Философы сознательно выступают против засилья легкомыслия, отказа от всестороннего анали­за состоятельности намечаемых планов практических действий и столь же основательного рассмотрения по­следствий уже сделанного.

    Философия поступка находит свое наиболее яркое выражение в морали человека, в его этических ценно­стях. Практичность философии состоит в ее этической направленности, в моральности. Нет ничего практич­нее, моральнее, чем хорошая философия. Человек — существо моральное, он призван жить по законам мо­рали, которые осмысливаются в этике, а не по законам джунглей.

    10

    На наш взгляд, во всех случаях, когда человеку при­ходится принимать ответственные решения, он вы­нужден становиться философом. Кажется, это прави­ло не знает исключений. Читателю нетрудно убедиться в справедливости сказанного. Для этого следует просто-напросто вспомнить ситуации, когда кому-то приходи­лось принимать судьбоносные решения.

    К выдающемуся французскому философу Жан-По­лю Сартру как-то пришел его ученик, который просил совета. Ему хотелось стать участником «Сражающей­ся Франции», но его беспокоила судьба матери, тяже­ло переживающей смерть своего старшего сына. Что де­лать, — вопрошал юноша,— остаться с матерью или уйти в ряды вооруженных сил? У юноши было много дово­дов в пользу как первого, так и второго решения. Ни­какая наука, никакая писанная мораль не давала ему ответа на вопрос. К тому же Сартр был по-философ­ски суров: «Вы свободны, выбирайте, т.е. избирайте». Смысл совета таков: каждый сам ответственен за свой поступок, а гарантия от безответственности, по край­ней мере в данном случае,— полноценное философст­вование. Другого пути нет.

    Таким образом, хорошая философия не только не чужда практической деятельности человека, а наоборот, придает ей этическую, благородную осмысленность.

    Философия как реализация полноты жизни человека

    Мы провели сравнение философии с наукой, искус­ством, практической деятельностью человека, нако­пили материал для обобщения,

    11

    Философия не противостоит ни науке, ни искусству, ни практике. С каждой из трех сфер деятельности чело­века философия находится в теснейшей координации. На­ука, искусство, практика более фрагментарны, чем фи­лософия. Наука имеет дело с истиной, ценности искусства и практики хотя и не преданы забвению, но отодвину­ты в сторону. Сходным образом ведут себя деятели ис­кусства и практики. В первом случае под светом юпите­ров оказывается красота, во втором — добро, все остальное затенено. Философия же избегает фрагментар­ности, последняя противопоказана ее природе. Филосо­фия есть реализация полноты жизни человека. Она объединяет ценности истины, красоты и добра в еди­ное целое. В этом состоит еще одна ее особенность.

    Приведенная схема объясняет некоторые, хо­тя и не все, взаимоотноше­ния философии, науки, ис­кусства и практики. Малый круг символизиру­ет философию и ее един­ство с наукой, искусством и практикой. Сегменты ABED, EBCK, ADKC симво­лизируют соответственно своеобразие науки, прак­тики и искусства, их отличие от философии.

    Иногда задают такие вопросы: что лучше — фило­софия или наука, философия или искусство, филосо­фия или практика? Подобные вопросы неправомер­ны. Дело в том, что философия, наука, искусство, практика взаимодополняют друг друга, они имеют различные назначения, реализуют различные функции.

    12



    Философия ведет себя подобно многоборцу в легкой ат­летике, который уступает в беге бегунам, в прыжках прыгунам, в метаниях метателям, но тем не менее не­плохо смотрится в беге, прыжках и метаниях, а в гар­моничности развития ему нет равных. Философ — это многоборец в деле единства истины, красоты и добра. В идеале философия должна быть высокоемкой как в научном, так и в эстетическом и этическом от­ношениях. Но реализовать этот идеал очень трудно, ибо у каждого из философов обычно доминирует одна сто­рона их творчества. Поэтому нет ничего удивительно­го в том, что среди различных философских направле­ний мы встречаемся:

    с научно ориентированной философией (такова фи­лософия Аристотеля, Декарта, Гегеля, Гуссерля, мно­гих современных философов из числа так называе­мых аналитиков);

    с эстетически ориентированной философией (та­кова философия Бердяева, Шопенгауэра, Ницше, Шел­линга, Хайдеггера, многих современных философов из числа герменевтов и постмодернистов);

    с практически ориентированной философией (та­кова философия Канта, Маркса, Пирса).

    Функции (значимость) Философии

    В чем состоит значимость философии, какие функ­ции она реализует? Таких функций очень много, мы назовем четыре главные.

    Мировоззренческая функция философии состоит в ее способности давать картину мира в целом, объе­динять данные наук, искусств, практик.

    13

    Методологическая функция философии состоит в определении способов достижения какой-либо цели, например эффективного конструирования научного познания, эстетического творчества, социальной прак­тики. В соответствии со спецификой философии речь идет о таких методах, принципах действия, которые об­ладают фундаментальным, а не узколокальным значе­нием. Одним из таких методов является исторический метод: чем бы вы не занимались, есть резон учитывать историю интересующих вас проблем. В философии многое делается в плане прояснения содержания основ­ных принципов науки, искусства, практики.

    Гуманистическая функция философии также про­является очень ярко, реализуется она в предельно вни­мательном отношении к человеку. Хорошая философия насквозь проникнута любовью к людям, человеческо­му достоинству. В этой связи показательно, что фило­софия не ограничивает себя научным подходом, а на­ряду с ним культивирует эстетический и этический подходы.

    Практическая функция философии состоит, как уже отмечалось, прежде всего в ее моральности, заботе о благе людей.

    Назначение Философии

    Для чего нужна философия? Послушаем голоса ве­ликих. Сократ и Платон считали, что под воздейст­вием философии человек «становится подлинно совер­шенным». Англичанин Гоббс полагал, что недостаток философии причиняет много страданий. Немецкий мыслитель Хайдеггер характеризовал философию как

    14

    «последнее выговаривание и последний спор человека». Наш соотечественник B.C. Соловьев видел назначение философии в стремлении «к духовной целостности че­ловеческого существования».

    Назначение философии — поиск удела человека, обес­печение его бытия в причудливом мире. Назначение фи­лософии состоит, в конечном счете, в возвышении че­ловека, в обеспечении его совершенствования. Изучение философии — дело благородное хотя бы уже потому, что с нею намного труднее стать «обезьяной цивили­зации», чем без нее.

    Основные выводы

    • Философия — это поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия.

    • Философия — это обостренно совестливое отноше­ние человека к окружающему миру.

    • Философия научна, эстетична, моральна.

    • Назначение философии — возвышение человека, обеспечение универсальных условий его совершенство­вания.

    PАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФИЛОСОФИИ

    1. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

    1.1. АНТИЧНАЯ НАТУРФИЛОСОФИЯ

    Где возникла философия и почему?

    Большинство исследователей единодушны в том, что философия как целостный феномен культуры являет­ся в первую очередь созданием гения древних греков (VII-VI вв. до н.э.). Зачатки философии можно обна­ружить у самых первобытных народов, но они не об­разуют самостоятельное явление культуры. Как фило­софы древние греки превосходили всех, в том числе древних китайцев и индийцев, во многих отношениях также стоявших у истоков философии. Тут уж ничего не поделаешь, в хоккей лучше всего играют в России и Канаде, а две с половиной тысячи лет назад лучше всех философствовали древние греки. Именно в древ­негреческом мире философия являлась самостоятель­ным культурным образованием, существовавшим на­ряду с искусством и религией, а не как их малозаметная составляющая. Именно в Греции появи­лись профессиональные философы, прославившие се­бя в веках.

    Часто задаются таким вопросом: почему философия расцвела пышным цветом именно в Древней Греции? Вспоминают, что в эпоху рабства, да еще в благодат­ном среднеземноморском климате часть греков имела

    16

    достаточно времени для глубоких размышлений. Гре­ки достигли, а жили они в городах-государствах, оп­ределенных политических свобод, которые также бла­гоприятствовали развитию философии. Эти доводы надо иметь в виду. Вместе с тем следует учитывать, что философия — это результат творчества. Но всякое творчество является среди прочего и случайным явле­нием, неожиданным изобретением, догадкой. Сами древние греки очень удивлялись философии. Великий Аристотель не без оснований утверждал: «Философия начинается с удивления».

    Что же вызывало удивление в первую очередь? Систематическое рациональное мышление на основе идей. Философия дополнила мифы и религиозные представ­ления развитым рациональным мышлением. Именно это было в диковинку.

    Сколько этапов развития прошла философия за 2,5 тысячи лет

    На поставленный вопрос ответить совсем не просто. Ведь можно рассуждать как о крупных, так и о мел­ких этапах развития философии. В первую очередь нас интересуют именно крупные, особенно значимые эта­пы развития философии. Таких этапов всего четыре, а именно:

    античная философия — VI в. до н.э.- Ш н.э.;

    средневековая философия — IV—XIV вв.;

    нововременная философия — XV-XIX вв.;

    новейшая (современная) философия — XX в.

    В каждую из четырех выделенных нами эпох суще­ствовала особенная философия, сохранявшая тесную пре-

    17

    емственность с предыдущей философией, но и доволь­но резко отличающаяся от нее. Итак, первой нас встре­чает античная философия.

    Первая головоломка античной Философии: МНОГОЕ И ЕДИНОЕ

    Вся история развития философии складывается из поиска ответов на актуальные, значимые и довольно слож­ные вопросы. Речь идет о вопросах, которые требуют разрешения. Такие вопросы греки называли проблема­ми. Философия имеет проблемный характер, это все­гда творческий поиск.

    Первой особо значимой проблемой, которую изоб­рели древнегреческие философы, была проблема мно­гого и единого. В мире людей существует огромное разнообразие явлений, с чем только не приходится иметь дело человеку, сколько неожиданностей, а порой и опасностей встречается ему на каждом шагу. Неуже­ли человеку надо непрестанно прилагать всю совокупность усилий, чтобы «справиться» всего с одним явлением? Как хорошо было бы, если бы че­ловек мог совладать с самыми

    различными явлениями, понимая их единообразно. Так родилась гениальная философская идея: многое на­до увидеть (греки именно так и выражались, уви­деть) как одно. Одно, объединяющее в себе многое, на­зывали единым. Изобразим это графически.

    Но как увидеть единое? Многое находится прямо перед нашими глазами, оно видится глазами, слы-

    18



    шится ушами. Как же обстоит дело с единым? Его то­же можно увидеть глазами? Трудный вопрос, на кото­рый нельзя ответить с помощью лихой кавалерийской атаки. Ничего не остается, как приступить к тщатель­ной осаде проблемы многого и единого.

    Единое — это материальная субстанция

    Первым философом часто называют Фалеса из го­рода Милета. Фалес разрешил головоломку многого и еди­ного следующим образом: он заявил, что началом все­го является вода. Мир удивителен, он одушевлен и полон божеств, но началом всего существующего яв­ляется вода. Ученик Фалеса Анаксимен считал нача­лом всего воздух. Гераклит признал первоначалом огонь. Анаксимандр считал, что все произошло из бес­предельного вещества, которое он назвал апейроном. Эм-педокл брал в качестве основы четыре вещества: огонь, воду, воздух и землю.

    Все указанные философы использовали один и тот же способ понимания многого: они считали, что в ос­нове мира находится материальная субстанция. Суб­станция есть то, что не нуждается для своего объ­яснения в другом.

    Читатель вправе спросить: разве действительно можно все объяснить исходя из одной (или нескольких) материальных, т.е. вещественных, субстанций? Ко­нечно же, нельзя. Но первые философы были правы в дру­гом: имея дело со многим, полезно искать общее. Ес­ли на этом пути удастся добиться успеха, то человек получит ключ, которым он откроет тайны сразу же мно­гих мириадов явлений. Неплохо!

    19

    Единое - это числа. Пифагор

    Первая атака на проблему многого и единого ока­залась несколько грубоватой, возможно успех достига­ется более изящными средствами. Видимо, Пифагор ду­мал именно так. Он не отказался от четырех субстанций — огня, воды, земли и воздуха, но стремил­ся найти их первоосновы, каковыми он считал числа. Начало всего единица, двойка, тройка, четверка; им со­ответствуют по порядку точка, линия (два конца), пло­скость (три вершины треугольника), объем (четыре вершины пирамиды). Из объемных фигур происходят чувственно воспринимаемые тела, которые имеют че­тыре основы — огонь, воду, землю и воздух; превра­щение последних приводят к миру живого и человека. Пифагор везде как первичную рассматривает число­вую сторону дела. А это означает, что все надо соиз­мерять, в том числе свои усилия. Один из афоризмов Пифагора гласил: «Весы не переступать», т.е. не пере­ступать равенства и справедливости. Дружба есть ра­венство, у друзей все должно быть общим. Говорят, что ученики Пифагора считали свое имущество общим.

    Автор немного увлекся следствиями из основного тезиса Пифагора. Возвратимся непосредственно к его анализу. В какой степени прав Пифагор? В очень боль­шой. Пифагора должны глубоко чтить математики (что, кстати, насколько нам известно, они и делают). Действительно, именно математики показали всю си­лу теории чисел и числовых методов. Отдавая должное математике, мы все-таки вряд ли согласимся с Пифа­гором, что все можно свести к числу. Числа позволя­ют нам понять количественную сторону дела, но не ка­чественную. Допустим, у меня зубная боль. Используя

    20

    числа или их своеобразные словесные заместители ти­па «сильно», «не очень», «немножко», «противно», я могу сообщить врачу значимую для него информацию («Ой, как сильно болит зуб!»), но отсюда не следует, что зубная боль есть число; зубная боль, как и всякая боль, есть чувство.

    Если бы Пифагор был прав, то философия была бы математикой. Но в такой подмене нет необходимости. Математика не может заменить философию, философия не может заменить математику.

    Нам вновь не удалось раз и навсегда разрешить про­блему многого и единого. Тем не менее в понимании этой проблемы мы сделали существенный шаг вперед. Это ясно из того, что числа позволяют нам описывать са­мые различные по качеству явления, используя едино­образный подход.

    Многое не существует. Сюрпризы элеатов

    В то время как все вроде бы самые мудрые фило­софы считали, что со многим дело ясное, оно сущест­вует, и все свое внимание обращали на единое, нашлись философы, среди них мудрейшие — Парменид и Зенон (оба из города Элеи), которые очевидное сделали нео­чевидным и, как говорится, перевернули все «с ног на голову». Они не только утверждали, но и доказывали, что многое вообще не существует. Мнение о реальнос­ти многого, говорили они своим оппонентам, являет­ся облаком чувств. Нельзя слепо доверять чувствам: пря­мая палка на границе вода/воздух кажется изломанной, но она на является таковой. Мнения надо обосновывать, учили элеаты.

    21

    Неужели действительно можно доказать, что мно­гое не существует? Элеаты рассуждали таким обра­зом.

    1. Вопреки чувствам и впечатлениям нельзя помыс­лить множественность. Если вещи могут быть бесконеч­но малыми, то их сумма (а это сумма нулей) никак не даст конечную вещь. Если же вещи конечны, то меж­ду двумя вещами всегда есть третья вещь; снова мы пе­реходим к противоречию, ибо конечная вещь состоит из бесконечного числа конечных вещей, что невоз­можно. Выходит, что, возможно, непротиворечивым ут­верждением будет такое: в мире нет множественности, нет отдельных вещей, он один и един, целокупен. Мы пришли к неожиданному высказыванию. Греки назы­вали такое высказывание парадоксом, буквально: па­ра (отклонение) от доксы (мнения).

    2. Если нет отдельных вещей, то нет и движения, ибо движение выступает как изменение положения вещей. Опять же, говорят элеаты, в данном случае Зе­нок, давайте логично непротиворечиво рассуждать. Разве действительно стрела может лететь? Может быть, чувства обманывают нас в очередной раз?

    Чтобы пролететь определенное расстояние, стреле надо сначала пройти его половину, а чтобы ее проле­теть, надо пролететь четверть расстояния, и далее — одну восьмую пути, и так до бесконечности. Получа­ется, что невозможно из данной точки попасть в сосед­нюю, ибо ее, по логике рассуждений, нет. Получаем сно­ва парадокс: стрела не летит.

    Рассуждения элеатов произвели на греческих фи­лософов неизгладимое впечатление. Они сознавали, что попали в безвыходное положение. Рассуждения элеатов они расценивали как апории (а, т.е. нет, и по-

    22

    ра — щели). Если верить чувствам и практическим дан­ным, то выходит, что стрела летит. Если же верить уму, то она вроде бы покоится на месте, весь мир покоит­ся. Для ищущих впечатлительных греков такое поло­жение дел было невыносимым. И выход из ситуации нашелся.

    Единое — это атомы и пустота

    Лучшие греческие философы заметили, что элеаты в своих рассуждениях делят рассматриваемую реаль­ность до бесконечности. Например, рассуждая о мно­жественности, элеаты считают, что между двумя веща­ми есть третья, меньшая и так далее, вплоть до бесконечно малых вещей. В рассуждениях стрела не сдви­гается с места, ибо перед ней поставили бесконечный ряд уменьшающихся по направлению к нулю отрезков. Левкипп и Демокрит нашли радикальный выход: они стали утверждать, что существуют неделимые фрагмен­ты (атомы) вещества, пространства и времени. Атомы вещества с эпохи древних греков и до наших дней на­зывают просто атомами, атомы пространства называ­ются амерами, а атомы времени хрононами. Кроме ато­мов вещества есть еще и пустота. Итак, любая вещь состоит из атомов и пустоты. В этом, мол, и состоит тай­на соотношения единого и многого, вещей много, но все они построены из атомов и пустоты.

    Каждая вещь состоит из определенного, не беско­нечного числа атомов и промежутков пустоты. Непра­вомерно считать, что между атомами и пустотой нахо­дится еще нечто. Всякая вещь имеет конечные размеры. Стрела действительно движется, ибо движение есть, по оп-

    23

    ределению, прохождение определенного числа атомов пространства (амер) за определенное число атомов вре­мени—хрононов.

    Представления, развитые атомистами, позволили объяснить множество явлений природы, не случайно они вошли в золотой фонд физики, а также биологии (после открытия гена). На философском же фронте уже во времена атомистов разразился нешуточный кризис. «Подвела» теорема Пифагора.

    В прямоугольном треугольнике с единичными катетами длина гипоте­нузы равна 2 и выражается нерацио­нальным числом. По определению дли­на каждой из сторон треугольника должна определяться числом атомов. Но в нашем примере на гипотенузе ле­жит 1,414 атома. Это противоречит кон-



    цепции атомизма, а противоречия в философии недо­пустимы. Кризис!

    Конечно, можно отказаться от атомизма, но тогда что делать с парадоксами и апориями элеатов?! Сюда добавляется еще одна трудность: неясно, как подсту­питься с атомистическими воззрениями к духовному ми­ру человека. Из каких атомов состоят мысли? Неясно.

    Подведение итогов. Натурфилософия

    Мы рассмотрели четыре способа атаки на пробле­му многого и единого. Каковы результаты? Впечатля­ющие, но не во всем исчерпывающие.

    Содержимое таблицы показывает, что первые фило­софы намного успешнее объясняли явления природы,

    24

    Проб­лема


    Предлагаемое решение


    Что удалось объяснить?


    Что не удалось объяснить?


    Что есть единое?


    Материальная субстанция


    Часть при­родных явле­ний


    Социальные и ду­ховные явления


    Число


    Часть коли­чественных соотношений


    Качество


    Монолит


    Удалось из­бежать логи­ческих про­тиворечий


    Разделенность вещей, движение


    Атомы + пус­тота


    Часть физи­ко-химичес­ких явлений


    Социальные и ду­ховные явления

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   42


    написать администратору сайта