Главная страница

философия. учебник по философии. 45. Культура и цивилизация. Диалог культур в современном мире


Скачать 1.96 Mb.
Название45. Культура и цивилизация. Диалог культур в современном мире
Анкорфилософия
Дата28.03.2023
Размер1.96 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаучебник по философии.docx
ТипДокументы
#1020475
страница5 из 42
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   42

Содержание совокупность элементов, единство свойств, процессов, связей, противоположностей предмета. Отвечает на вопрос «что содержится».

Ведущим в развитии является содержание. Так считает материализм. Содержание активно (материалистическая диалектика исходит из того, что материи присуще саморазвитие), поэтому оно и более изменчиво, чем форма. В результате, первоначальное соответствие формы и содержания сменяется ростом их противоречивости, достигает стадии конфликта и происходит сбрасывание старой формы и одновременное переделывание содержания. Новый предмет – это новая форма и новое содержание, соответствующие друг другу. То есть форма может тормозить развитие содержания, если перестает ему соответствовать (ведь форма более консервативна, устойчива).

Отношения между формой и содержанием не однозначные. Одно содержание может проявляться («категория» явление близка категории «форма») в разных формах, но не в любых, а в тех, которые соответствуют: 1) содержанию и 2) условиям.

Одна форма может заключать разное содержание (так, математические формулы выражают законы разных по своей природе явлений).

Рассмотрим пример. Труд без смысла воспитывает не любовь к труду, а отчуждение от него. Почему? Труд – форма, которая без соответствующего творческого, социально и личностно значимого содержания (которое, собственно, и делает данную деятельность трудом), превращается в нетворческую, подневольную рабскую работу, угнетающую, а не развивающую личность.

Приведем пример, связанный с собственностью. Содержанием собственности могут быть и военно-промышленный комплекс, и парикмахерская т.д. В каких формах (государственная, индивидуально-частная, акционерная и т.д.) должна быть собственность и почему? Это зависит от: 1) содержания собственности (что содержится, что является собственность) и от 2) социально-политических условий (например, социализм, капитализм, время, эпоха).

Если рассмотреть способ производства, то производительные силы являются содержанием его, производственные отношения (в частности, отношения собственности на средства производства) являются формой. В определенный момент государственная форма собственности на средства производства стала тормозить развитие производительных сил и началась перестройка, начался поиск новых форм собственности на средства производства.

Придумайте пример и проанализируйте его с точки зрения диалектики формы и содержания. Можно взять пример из биологии, скажем, что является содержанием эволюционного процесса и в каких формах он протекает? Или, что является содержанием музыкального произведения? Как взаимодействуют форма и содержание произведения? Что такое формализм в искусстве? А натурализм? Что мы имеем в виду, когда говорим «Бессодержательный фильм»? Разве может быть что-то без содержания?

Что характерно для бюрократизма с точки зрения соотношения формы и содержания?
***

ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ

Причина – категория, которая отражает то, что непосредственно обусловливает и порождает нечто иное, что называется следствием.

Причина возникновения и развития материальных явлений и предметов – взаимодействие элементов (причина существования молекулы воды – взаимодействие кислорода и водорода, причина существования государства – появление и противоречивое взаимодействие в обществе разных социальных групп, классов).

Причина всегда предшествует следствию. Следствие может стать причиной другого следствия, но не своей причины (необратимость причинно-следственных отношений – необратимость времени…).

Действие причины (взаимодействие элементов системы) зависит от внешних условий, поэтому результат содержит долю неопределенности, неоднозначности. Условия без причин не ведут к следствию, но и причина без условий может не вести к следствию, точнее, в разных условиях одна причина может породить разные следствия. Сложность в том, чтобы отличить порождающее явление (причину) от других явлений, выступающих как условия. Наука всегда ищет причины. Найдя их, можно повлиять на получении нужного нам следствия (температура может влиять на химическую реакцию, ее протекание, но порождает ее взаимодействие элементов).

Повод – это относительно внешний толчок, спусковой механизм, который приводит в действие причину.

Трудности поиска причины связаны еще и с тем, что чаще всего действует несколько причин (противоречий внутри системы взаимодействия). Можно классифицировать причины на главные и неглавные…

Детерминизм признание того, что ничто не происходит без причин (т.е. чудес не бывает). Все причинно обусловлено, детерминировано. И если есть определенные условия, то следствие возникает после причины с необходимостью.

Метафизическое понимание детерминизма: причина – это тело (а не взаимодействие тел, как считает диалектика), которое действует на другое тело. Причем, одна причина вызывает одно следствие; а оно становится причиной другого и т.д. В результате, весь мир представляется предопределенным (судьба, рок), человек в таком случае не должен нести ответственность за свои поступки. В таком мире нет места для случайности, а значит, и для свободы.

А вот диалектический детерминизм считает, что причина – взаимодействие тел, тела могут вступить во взаимодействие, а могут и не вступить или вступить в какое-то другое взаимодействие. Таким образом, появляется возможность для случайности, а значит, для выбора, свободы.

Индетерминизм – отрицание причинной обусловленности явлений; характерен для религиозных представлений: нечто может происходить с нарушением объективных закономерностей, как чудо.

Придумайте свой пример взаимодействия причин и следствий, а также условий и повода. Ответьте на вопросы: 1. Может ли следствие влиять на причину? Сохраняется ли причина неизменной в процессе осуществления действия? 2. Может ли следствие стать причиной другого следствия? Может ли следствие стать причиной собственной причины? (Отсюда – обратимо ли время?).3. Почему надо различать причину, условия, повод? 4. Дети поссорились. Один толкнул другого. Кто виноват? Что будет причиной?(какое положение, по-вашему, более верное: а)причиной изменений, т.е. следствий, является другое тело; б)причиной изменений является взаимодействие тел?).
НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ

Необходимость – то, что закономерно вытекает из внутренних, существенных связей, причин данного процесса и что при наличии определенных условий произойдет обязательно, неизбежно.

Случайность – то, что не вытекает из внутренних закономерностей данного процесса, что обусловлено внешними явлениями, то, чего могло и не быть. Случайность возникает при пересечении необходимостей. Пример: град – необходимость по отношению к сложившимся атмосферным процессам; также и развитие растений необходимо, внутренне генетически предопределено; но то, что град выпал в данном месте и побил растения – случайное, внешнее явление для растений.

Необходимость, как закономерность, прокладывает себе путь через множество случайностей (следует не забывать, что диалектические противоположности неразрывно связаны друг с другом). Ученые изучают поведение человека, которое порой кажется случайным (отчасти так и есть, ибо поведение зависит во многом от внешних условий). В итоге сопоставлений, сравнений они выделяют общее, существенное, необходимое в содержании поступков, т.е. выявляют закономерности. Итак, случайность есть форма проявления и дополнения необходимости. Итак, случайность есть форма проявления и дополнения необходимости (с точки зрения синергетики, верно и обратное утверждение для периодов скачков…).

Пример. Случайные мутации организмов при изменении условий могут закрепляться, передаваться по наследству и стать необходимым признаком нового вида. И наоборот, то, что было необходимым, может стать редко, случайно встречающимся (атавизмы) и вообще исчезнуть.

Фатализм – данный взгляд связан с преувеличением роли необходимости в жизни, с отрицанием случайностей. Получается, что все в жизни предопределено, то есть действует некий рок, фатум, судьба. Человек просто не знает судьбы, но она есть и что бы он не делал, он не может ничего изменить.

Волюнтаризм – данный взгляд связан с отрицанием необходимостей, закономерностей. Отсюда вытекает вывод, что все зависит от моей воли, нет необходимости с чем либо считаться, так как нет никаких закономерностей. Волюнтаризмом, например, была отмечена попытка повернуть северные реки на юг, потому что мы считаем, что так будет лучше. При этом полностью игнорировалось то, что у природы есть свои закономерности и их игнорирование может привести к непредвиденным последствиям. Еще чаще мы проявляем волюнтаризм в общении друг с другом, давая советы, настаивая на их выполнении, не считаясь с психологическими возможностями человека, его характером как внутренней его закономерностью, необходимостью.

Придумайте свои примеры. Ответьте на вопросы: 1. Может ли какое-либо явление характеризоваться только как случайное или только необходимое (ваше появление на свет – случайность или необходимость?). 2.К чему ведет метафизическое преувеличение одного из этих моментов? Что такое фатализм и волюнтаризм? 3. Каков механизм появления дурных привычек с точки зрения диалектики случайности и необходимости? 4. С чего начинается познание: а)когда перед нами новый предмет; б) когда перед нами предмет из известного класса предметов? Способствует ли познание случайности познанию необходимости (закономерности)? Почему? Как вы оцениваете высказывание «Наука враз случайностей»?

***

ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

Возможность – категория, отражающая наличие объективных тенденций развития в предметах, явлениях существующих в действительности. Основанием возможности служат спорадически возникающие, неустойчивые связи, имеющие место в действительности. Они могут исчезнуть, а могут стать устойчивыми, необходимыми, т.е. новой действительностью.

Действительность – объекты, явления, которые уже существуют. Они включают в себя возможность новой действительности.

Преувеличить роль возможностей в нашей жизни – это значит жить иллюзиями, принять желаемое, возможное за действительность. Сами по себе, т.е. без работы по преобразованию действительности, которая реально существует, возможности в ней заложенные, не превратятся в действительность.

Понятие «вероятность» отражает большую или меньшую степень превращения возможности в действительность.

Преувеличить («обожествить») действительность, посчитать ее раз и навсегда данной, неизменной, идеальной значит не быть критичным, не замечать нарождающихся возможностей, а они могут быть не только позитивными, но и негативными, несущими опасность.

Классификация возможностей

по степени их обусловленности действительностью


действительность-1 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - действительность-2



возможности: условия:

1. реальные - а) объективные-

а. прогрессивные (по их роли есть и в природе,

б. регрессивные в развитии) и в обществе.

Условия для их реализации уже есть.
2.абстрактные - б)субъективные-

как и реальные, они вытекают из это сознательная

объективных законов, но условия деятельность

для их реализации не сложились самого человека
3. формальные –

обусловлены случайными связями

(лучше на них не опираться)
Опираться нужно на реальные возможности, для этого надо создавать условия, влияя на саму действительность. Абстрактные возможности можно сделать реальными, а реальные превратить в действительность. Разнообразие возможностей в природе и обществе – основа для выбора, для свободы человека. Приведите примеры.

1. Где возникают возможности? 2. Одну или много возможностей рождает действительность? 3. Любая ли возможность превращается в новую действительность? От чего это зависит? Дайте классификацию возможностей. 4. Раскрывая содержание категорий возможности и действительности, вводят категорию «вероятность». Что она выражает? 5. Можно ли дать научный ответ на вопрос, каким будет мир через сто лет? Почему? 6. Почему рождающиеся возможности альтернативны? Какие противоположные возможности развития общества, по-вашему мнению, существуют в настоящее время? 7. Какова роль субъективного фактора при превращении возможности в действительность в развитии общества и природы на данном этапе?
ДИАЛЕКТИКА И МЕТАФИЗИКА
Принципы
1. Установите соответствие, характеризующее основные методы философского исследования:
1) диалектический метод а) принцип развития,

б) признание локального характера связей между явлениями,

2) метафизический метод в) принцип всеобщей связи явлений,

г) констатация устойчивости, неизменности предметов и

явлений окружающего мира.

2. Какие из названных явлений послужили предпосылками возникновения метафизического подхода к миру, а какие – диалектического:
а) эволюционное учение Дарвина,

б) становление науки классического типа (Ньютоновская механика и др.),

в) закон сохранения и превращения энергии.

Почему?

3. Расположите в хронологическом порядке формы диалектики:
а) материалистическая диалектика,

б) стихийная диалектика,

в) идеалистическая диалектика.

4. дайте определения разновидностям метафизического типа мышления:
- эклектика: ………

- софистика: ………

- догматизм: ………

- релятивизм: ………
4. Назовите требования диалектической логики, т.е. объясните, например, как подходить к поиску причин отставания в знаниях какого-либо школьника.
5. Что отражается понятием «движение» и что понятием «развитие»? Что общего и в чем отличие этих понятий?

Законы диалектики
Задание: Внимательно прочтите текст и ответьте на вопросы.
Закон – это связь, необходимая, существенная, общая, повторяющаяся связь между предметами и явлениями. (Следует иметь в виду, что бывают и случайные, единичные связи, которые законами не являются).
Закон единства и борьбы противоположностей
Этот закон – ядро диалектики, т.к. отражает источник, причину развития, отвечает на вопрос «почему происходит развитие?» Он указывает, что причина развития мира в нем самом, в его противоречивости, а не вне его, т.е. развитие – это всегда саморазвитие.

Противоположностей в мире бесконечно много и можно говорить о принципе разнообразия мира.

Закон раскрывается через понятия: тождество (т.е. на начальных стадиях развития стороны предмета уравновешивают друг друга, соответствуют друг другу, хотя и не абсолютно), различие (по мере развития нарастает различие между сторонами предмета, они разные и развиваются неодинаково), противоположности (различие сторон усиливается до противоположности), противоречия (отношения между противоположностями), конфликт (если противоре6чите вовремя не разрешается, оно обостряется и разрешается «взрывом», общим скачком).

Этапы развития противоречия: 1) возникновение и развитие противоречия (начиная от тождества, через различия к состоянию противоположностей сторон), 2) разрешение противоречий (в форме частных, постепенных скачков, или общих, «взрывных» скачков, когда рвутся, меняются все связи между элементами предмета).

Форма разрешения противоречий зависит от природы предмета и от внешних условий его существования, как вы это понимаете? (попробуйте разобрать это на примере конфликта в молодой семье, социального конфликта в одной стране или на любом другом примере).

Можно ли повлиять на развитие противоречия (чтобы не доводить его до конфликта)? Как?

Одинакова ли роль противоположностей в их единстве?

Как вы понимаете, что единство противоположностей – это условие развития, а борьба противоположностей – это источник развития?

Дайте примеры следующих видов противоречий:

1)основные противоречия – те, которые определяют развитие предмета от его зарождения до гибели; неосновные – все остальные. В неживой природе основное противоречие - между притяжением и отталкиванием; в живой природе – между жизнью и смертью; в обществе – между производительными силами и производственными отношениями, между производством и потреблением.

2) внутренние и внешние. Внутренние противоречия – противоречия внутри системы, они являются ведущими в развитии. Внешние – противоречия между системами, они являются условиями для развития систем.

3) главные и неглавные. Главные – противоречия, которые выходят на передний план в данный момент времени. Неглавные – все остальные.

4) антагонистические и неантагонистические. Антагонистиченские – противоречия между классами, группами, людьми, основные интересы которых в корне несовместимы. Они имеют тенденцию к обострению, чаще всего разрешаются гибелью системы. Неантагонистические – противоречия, между классами, группами, людьми, основные интересы которых совпадают, а неосновные – нет. Они не имеют тенденции к обострению и разрешаются за счет укрепления общего между ними.

Как подходят к проблемам, затрагиваемым этим законом метафизики? Они отрицают противоречивость явлений, считают, что противоречия есть только в нашем мышлении, как результат наших заблуждений. Источник движения, по их мнению, – внешняя сила (Бог).

В развитии есть периоды, когда преобладает борьба над единством противоположностей (например, в обществе – революции и т.п.), но бывают и другие, когда преобладает единство над борьбой (эволюционные периоды)…

Вопрос: Гегель большое значение придавал многообразным опосредованиям противоположностей в процессе развертывания противоречий. Это дает им возможность существовать не гася немедленно друг друга в разрушительном столкновении. Опосредование противоположностей

Вопрос: Истинная коммуникация между людьми такая, где не предполагается полного слияния, где каждый уважает другого в его отличности, своеобразии, но участвует вместе с эти другим в делах, по значению своему превосходящих их обоих. Какая черта существования противоположностей здесь выражена?

Вопрос: Подумайте, какие противоречия вы можете назвать в качестве противоречий современного мирового развития?

***
Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений
МЕРА – единство качественных и количественных сторон предмета

(нужное нам качество связано с определенным количеством и

со структурой предмета)
1качество- 2качество-количество 3качество-

количество количество


-----------------!--!-------------------------------------------------------------!--!---------------------
ГРАНИЦЫ МЕРЫ: здесь происходит СКАЧОК – изменение структуры.

К границам меры (т.е. к скачку) подводят количественные изменения

(нарушение пропорций, сбалансированности и т.п.)
Этот закон отражает механизм развития, отвечает на вопрос «как происходит развитие?» и отвечает: развитие идет путем изменения количества и структуры.

Закон раскрывается через категории:

КАЧЕСТВО- это определенность предмета, совокупность его свойств.

КОЛИЧЕСТВО – это степень выраженности качества.

МЕРА – это границы, в которых изменение количества не ведет качественным изменениям.

СКАЧОК – это переход от одного качества к другому (количество изменяется непрерывно, а качество изменяется скачкообразно).

Предметы многокачественны, но есть ведущее качество, сущность предмета. Например, я – человек, белорус, студент, покупатель и т.д.. Главное качество – человек. Любое качество проявляет себя через свойства. Приведите свои примеры.

Предметы и явления всегда представляют собой систему состоящую из элементов, связанных устойчивыми связями, т.е. структурой, поэтому переход к новому качеству (скачок) –это изменение связей между элементами системы (т.е. структуры). Это ведет к изменению и самих элементов и, в итоге, к новому предмету (возникает новое качество). Приведите примеры.

Формы скачков: 1) общие (или взрывные) – когда ломается вся структура, все связи системы; 2) частные (или постепенные), когда рвутся отдельные связи структуры. Форма скачка зависит: а) от внутренней природы предмета и б) от внешних условий.

Проанализируйте с этой точки зрения революции и реформы в обществе.

Как подходит к проблемам, затрагиваемым этим законам метафизика? Метафизики преувеличивают роль в развитии чего-либо одного – количества или качества, не видят их диалектической взаимосвязи. Например, считают, что меняется только количество (больше, меньше), но все остается одним и тем же («ничто неново под луной»), нет развития, нет связи количества и качества (изменения количества не ведут к изменению качества, развитие идет в одной плоскости, по кругу).

«Все есть яд и все есть лекарство, тем или другим делает лишь доза»,- писал врач Парацельс. Проанализируйте это высказывании с точки зрения категорий данного закона. Приведите другие примеры.

Вопрос: Проиллюстрируйте примерами высказывание Гегеля: «Именно через «большее» и «меньшее» нарушается мера легкомыслия и проявляется нечто совершенно иное – преступление, именно через «большее» и «меньшее» справедливость переходит в несправедливость, добродетель в порок». (Гегель. Наука логики. Т.1. М., 1070. С.467).

Вопрос: Почему иногда наблюдается такое явлении. Преподаватель говорит студенту: «Я не могу поставить вам зачет – вы не знаете материала». Студент: «Да учил я! Учил! Десять раз читал!»

Вопрос: Вследствие чего может наступить преобразование качества? Что при этом происходит?
Закон отрицания отрицания
Сущность этого закона состоит в том, что он отражает направленность и форму развития (от низшего к высшему, от простого к сложному, в форме спирали), отвечает на вопрос «куда идет развитие?»

Этот закон раскрывается через понятия «отрицание», «относительные (не замкнутые) круговороты», «спиралевидность».

Переход к новому связан частичным разрушением, отрицанием старого. Качественно новое выступает как противоположность старому и в этом его односторонность. А ведь было что-то хорошее и в старом. Поэтому Гегель говорил, что необходимо второе отрицание, т.е. нужен переход к третьей ступени. Но эта новая ступень должна включать в себя лучшее из того, что было на первой и на второй ступени, т.е. второе отрицание – это, по сути дела, синтез (например, маленький ребенок не умеет анализировать, у него неразвито абстрактное мышление, ему характерен целостный взгляд на мир на уровне чувственного отражения, без знания деталей; взрослый человек анализирует, дифференцирует мир вокруг себя и погружается в суету мира, в детали; при нормальной старости пожилому человеку характерна мудрость как целостный взгляд на мир, но на более высоком уровне, вобравшем с себя опыт всей жизни, т.е. синтетический взгляд на мир как дифференцированную целостность). Синтез завершает развитие. Поэтому закон формулируется как двойное отрицание.

Понять сущность предмета, направленность его развития можно только как минимум после двух отрицаний, ибо тогда предмет достигает своей целостности.

ОТРИЦАНИЕ – это: 1) уничтожение устаревшего; 2) сохранение лучшего (чтобы была преемственность в развитии); 3) преобразование того, что сохранилось. Достаточно большую роль при этом играют и внешние условия, хотя источником отрицания старого являются внутренние противоречия в развитии самого предмета и развитие происходит как саморазвитие. Удержание лучшего очень важно, ибо при полном отрицании предмет уничтожится и развития не будет (например, зерно размололи, получилось новое качество- мука, но зерно развиваться не будет. Другое дело, если зерно проросло. Росток как бы уничтожает зерно, но не полностью. Сам росток дает колос с новыми зернами. Росток погибает, но жизнь зерна продолжается). Внешние условия могут способствовать развитию, а могут ему препятствовать.

Отрицание - это всегда разрешение противоречий предыдущего этапа развития, скачкообразный переход к новому качественному состоянию.

За счет синтеза лучшего из старого база для развития расширяется и оно становится необратимым, а темпы его убыстряются (расширяющаяся спираль, а не круговорот).

Черты развития: 1. поступательность; 2. наличие относительных круговоротов; 3. спиралевидный характер; 4. необратимость; 5. движение от низшего к высшему.

Метафизики рассматривают развитие как движение по замкнутому кругу, т.е. по сути дела, отрицают развитие как переход на новый уровень.

Отрицание – это одновременно и скачок, и разрешение противоречий. Он всегда занимает какое-то время, т.е. отрицание – это тоже процесс, но более интенсивный.

Гегель развил диалектику, но считал, что развивается высший Дух и мышление человека, природа же у него не развивается. Этот закон он формулировал в терминах мыщления:


Отрицание-1 отрицание-2
Теза (высказывание) антитеза (противоположное высказ.) синтез

-----------------------------!--!------------------------------------------------------------!--!--------------------

мнение противоположное мнение всестор.взгляд
Вопрос: Какое место занимает закон отрицания отрицания среди других законов диалектики? С какой стороны он характеризует развитие?

Вопрос: Заполните таблицу:

Вопросы

диалектика

метафизика

1. в чем причина отрицания?







2. каково отношение между старым (отрицаемым) и новым

(отрицающим(?







3. зависит ли характер отрицания от природы явления и

внешних условий?







4. какую роль играют элементы старого в новом?








Вопрос: Зная, что происходит в результате первого отрицания и зачем нужно второе отрицание, проанализируйте следующую схему и порассуждайте, что должна представлять собой общественная собственность на средства производства и почему?

Общая собственность

На средства произ-

водства в первобытном

обществе

Отрицание

1-е

(переход

в противо-

положность)

Частная собственность

на средства произ-

водства

в рабовладель-

ческом, феодальном и

капиталистическом

обществах

Отрицание

2-е

(по Гегелю – синтез)

Общественная

Собственность

на средства производства


Вопрос: Почему процесс развития приобретает определенную направленность? Почему развитие необратимо? Можно ли вернуться в детство? Можно ли предвидеть будущее и почему?

Вопрос: Каково соотношение прогресса и регресса? Возможен ли прогресс без регресса? Что представляет собой социальный прогресс? Стоит ли ввести понятие «цена прогресса» и что под ним понимать?

Вопрос: Элементы какого закона диалектики проявляются в следующем высказывании Марка Твена: «Когда мне было 15 лет, я считал, что мой отец знает все, а я – ничего; в 25 лет я находил, что знаю все, а отец мой – ничего; а когда мне стало 35 лет, я увидел, что мой отец знает кое-что»?
Вопросы о связи всех законов диалектики

1. Назовите законы диалектики, отвечающие на следующие вопросы:

а) что является источником развития?

б) каков механизм новообразований?

в) в каком направлении идет развитие?

2. Попытайтесь на конкретных примерах показать взаимосвязь законов диалектики. Сделайте это, в частности, в отношении периодической системы Д.И.Менделеева.

3. Объясните, исходя из законов диалектики, высказывание древнегреческого философа Демокрита: «От чего мы получаем добро, от того же самого мы можем получить и зло, а также средство избежать зло… У людей зло вырастает из добра, когда не умеют управлять и надлежащим образом пользоваться добром». (Цит.по: «Материалисты древней Греции». М.,1955.С.156-157).

4. Объясните с точки зрения законов диалектики, почему «болтун хочет заставить себя любить и вызывает ненависть, стремится оказать услугу и становится навязчивым, желает вызвать удивление и делается смешным» (Плутарх).

Доп учебники

Сканирование: Янко Слава (библиотека Fort/Da) slavaaa@lenta.ru || yanko_slava@yahoo.com || http://yanko.lib.ru || зеркало: http://members.fortunecity.com/slavaaa/ya.html
|| http://yankos.chat.ru/ya.html | Icq# 75088656

update 28.03.23
В А. канке

ФИЛОСОФИЯ


Учебное пособие

Москва • «Логос» • 2001

УДК 1(091) ББК 87.3 К19

Канке В.А.

К19 Философия: Учебное пособие для студентов выс­ших и средних специальных учебных заведений.— М.: Логос, 2001.— 272 с.: ил. ISBN 5-94010-011-2

Освещается история мировой и отечественной философской мысли. Рассматриваются современные типы философствования, учение о бытии, проблемы человека и общества, истории, искусства, практики, познания, науки, языка, техники, природы, молодежи. Содержание и структура учебного пособия соответствуют требованиям государственного образова­тельного стандарта высшего профессионального образования второго поколения, а также программам философии для средних и высших про­фессиональных учебных заведений. Изложение материала ориентирова­но на подготовку к лекциям, семинарским занятиям, зачетам и экзаме­нам.

Для студентов высших и средних специальных учебных заведений. Представляет интерес для широкого круга читателей.

ББК 87.3

ISBN 5-94010-011-2

© Канке В.А., 2000 © «Логос». Оформле­ние, 2001


ПРЕДИСЛОВИЕ 40

ВВЕДЕНИЕ. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? 40

СМЫСЛ СЛОВА «ФИЛОСОФИЯ» 40

Два примера философствования 41

Научность Философии 42

Эстетичность, чувственностъ Философии 42

Практичность, или моральность Философии 42

Философия как реализация полноты жизни человека 43

Функции (значимость) Философии 44

Назначение Философии 45

Основные выводы 45

PАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФИЛОСОФИИ 45

1. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ 45

1.1. АНТИЧНАЯ НАТУРФИЛОСОФИЯ 45

Где возникла философия и почему? 45

Сколько этапов развития прошла философия за 2,5 тысячи лет 45

Первая головоломка античной Философии: МНОГОЕ И ЕДИНОЕ 46

Единое — это материальная субстанция 46

Единое - это числа. Пифагор 47

Многое не существует. Сюрпризы элеатов 47

Единое — это атомы и пустота 48

Подведение итогов. Натурфилософия 49

1.2. ВЫСОКИЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗМ СОКРАТА, ПЛАТОНА И АРИСТОТЕЛЯ 49

Философия Сократа 49

Философия аристотеля 52

1.3. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ александр македонский открывает новую эпоху 54

Кинизм (цинизм) 55

Эпикуреизм: счастье — это умеренное наслаждение 55

Стоицизм: счастье - это жизнь в соответствии с космический законом 55

Скептицизм: воздерживайтесь от догм и будьте безмятежными 56

Неоплатонизм 56

Судьба античной философии 57

Основные черты античной философии 57

2. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ 58

ФИЛОСОФИЯ И РЕЛИГИЯ 58

Основные библейские идеи философского значения 58

Сущность Бога 59

Можно ли доказать существование бога? 60

Да или нет? Верующий или атеист? 60

3. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ 61

3.1. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ 61

Два центра: Бог и человек 61

Основные идеи Возрожденческой Философии 61

3.2. ФИЛОСОФИЯ ОТ ДЕКАРТА ДО КАНТА (XVII-XYIII ВВ.) 62

Рене Декарт - основатель Философии нового времени 62

Спор об идеях. ДЖОН ЛОКК 62

Галилей и Ньютон — гении механики 63

Как получают идеализации? 63

Выработка нового юридического мировоззрения 64

Новации И. Канта 64

3.3. ФИЛОСОФИЯ ОТ ГЕГЕЛЯ ДО НИЦШЕ (XIX в.) гегель против канта 65

Ницше: последний всплеск Философии Нового Времени 68

Основные выводы 68

4. ФИЛОСОФИЯ НАШИХ ДНЕЙ 69

4.1. О СОСТОЯНИИ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ 69

4.2. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ 69

Какую проблему стремится решить феноменология? 69

Феноменологический метод 70

Основные положения феноменологии 70

4.3. ГЕРМЕНЕВТИКА происхождение термина «герменевтика» 71

Как мы понимаем? 71

Вопрос Гадамера: как мы понимаем текст? 72

Основные положения герменевтики 72

4.4. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 72

Почему возникла аналитическая философия? 72

Основатели движения: Фреге, Рассел, Мур 73

Ранний Витгенштейн: «логико-философский трактат» 73

Философия естественного языка: поздний Витгенштейн 77

Основные положения аналитической философии 78

4.5. ПОСТМОДЕРНИЗМ 79

Программа Постмодернистов 79

Деррида: метод деконструкции 79

Лиотар: этика и эстетика возвышенного 79

Основные положения постмодернизма 80

4.6. ФИЛОСОФИЯ В РОССИИ 80

Основные положения диалектического и исторического материализма 80

Основные черты русской философии 81

В.С. Соловьев: «абсолютное осуществляет благо через истину в красоте» 82

Философия Н.А. Бердяева: ЧЕЛОВЕК — ЭТО ОТКРОВЕНИЕ, СВОБОДА И ТВОРЧЕСТВО 83

А.ф. Лосев: « мне надо с греческого переводить...» 83

4.7. ВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ 84

О Философии Запада и Востока 84

Индийская Философия 84

Основные выводы 85

РАЗДЕЛ 2. СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ 86

5. ОСНОВАНИЯ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ 86

Два способа анализа философских проблем. меняем курс! 86

Что изучает философия? Мир философии 86

Выбор начала систематического философствования 86

6. УЧЕНИЕ О БЫТИИ 87

6.1. ПРОБЛЕМА СУЩЕСТВОВАНИЯ И ВИДЫ БЫТИЯ 87

6.2. ИЗМЕНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ. ЗАКОНОМЕРНОСТИ 88

6.3. ТРИ ЗАКОНА ДИАЛЕКТИКИ 89

Основные выводы 90

7. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА, ОБЩЕСТВА И ИСТОРИИ 90

7.1. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА 90

Обзор: Философия о человеке 90

Человек - СУЩЕСТВО бессознательное 91

В поисках целостного учения о человеке 92

основные выводы 92

7.2. ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕСТВА 92

Что такое общество? Индивид и общество 92

Социальные действия и их смысл 93

Обзор: философские интерпретации своеобразия общества от античности до наших дней 94

7.3. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ 95

Что выло, что будет? 95

Критика концепции линейного развития общества 96

Единство и многообразие истории 96

Запад и Восток. Кто мы? Кем будем? 96

Основные выводы 97

8. ФИЛОСОФИЯ КАК АКСИОЛОГИЯ 97

8.1. УЧЕНИЕ О ЦЕННОСТИ 97

Что такое ценность? Почему только в xx веке появилось учение о ценностях? 97

Как измеряют ценности? 98

Чувства. Эмоции, Воля. Вера. Сомнение. Идеал и Цель 99

Будьте терпимыми друг к другу! 100

8.2. ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА ЦИВИЛИЗАЦИЯ И КУЛЬТУРА 101

Что такое КРАСОТА? 101

Обзор: как искали красоту 102

8.3. ФИЛОСОФИЯ ПРАКТИКИ 103

Что такое практика? 103

Обзор: в чем состоит ценность, смысл практики? 104

В чем состоит ценность практики? Наши дни 105

Что такое добро? Как его измерить? 106

Справедливость или Свобода? Лучше Ответственность! 108

Обзор: этика ответственности 109

Основные выводы 109

9. ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ И НАУКИ 110

9.1. ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ два термина 110

Чувственное познание «на входе», «в середине» и «на выходе» психики 110

Чувственное познание и различные философии 111

Рациональное познание 112

Обзор: как искали понятие 113

Единство чувственного и рационального познания 114

Память и Воображение 114

Интуиция 115

Творчество. Таланты и Гении 115

Строение психики: Бессознательное, Сознательное, Надсознательное 115

Три концепции истины 116

Шкала Истинности 116

Обзор: как искали истину 116

Вчувствование. Объяснение. Понимание 117

9.2. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ 117

Что такое наука? 117

Эмпирический уровень научного познания 118

Теоретический вровень научного исследования 119

Методы научного познания 120

идеалы науки. этика ученого 120

Обзор: Философия и наука 121

Религия и наука 122

Основные выводы 123

10. ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА 123

ЯЗЫК — СИМВОЛ НАШЕЙ ЖИЗНИ 123

ФИЛОСОФИЯ ИМЕНИ 123

ФИЛОСОФИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 124

Обзор: современное философское понимание языка 126

Практическое и Коммуникативное назначение языка 127

Основные выводы 127

11. ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ 127

О становлении философии техники 127

Обзор: интерпретации природы техники 128

Техника и Этика 129

О пользе моральных кодексов 130

12. ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ 130

Что такое природа? 130

Обзор: исторические формы отношения человека к природе 131

Синергетика - наука о сложном 131

Как все было? Был Большой взрыв 132

Уровни организации природы 132

Пространство и Время 133

Природа и Ответственность человека: экологическая, биологическая, медицинская этика 134

Приложение 1. Курс Философии в таблицах 135

Таблица 1. Четыре эпохи в философии 135

Таблица 2. Античная философия 135

Таблица 3. Средневековая философия 135

Таблица 4. Философия Нового времени 136

Таблица 5. Философия XX века 136

Таблица 6. Философия о человеке 136

Таблица 7. Философия об обществе 137

Таблица 8. Три главные ценности 137

Таблица 9. Философия о красоте 137

Таблица 10. Философия о добре 138

Таблица 11. Три концепции чувственного познания 138

Таблица 12. Что такое рациональное познание? 138

Таблица 13. Три современные концепции истины 139

Таблица 14. Что такое истина? 139

Таблица 15. Уровни научного исследования 139

Таблица 16. Три теоретических метода 140

Таблица 17. Философия языка 140

Таблица 18. Философия техники 140

Таблица 19. Философия природы 141

Таблица 20. Второй (неприродный) пол 141

Таблица 21. Две интерпретации образования 141

Таблицы как в книге 142

Приложение 1. Курс Философии в таблицах 142

Таблица 1. Четыре эпохи в философии 142

Таблица 2. Античная философия 142

Таблица 3. Средневековая философия 142

Таблица 4. Философия Нового времени 143

Таблица 5. Философия XX века 143

Таблица 6. Философия о человеке 143

Таблица 7. Философия об обществе 144

Таблица 8. Три главные ценности 144

Таблица 9. Философия о красоте 145

Таблица 10. Философия о добре 145

Таблица 11. Три концепции чувственного познания 146

Таблица 12. Что такое рациональное познание? 146

Таблица 13. Три современные концепции истины 147

Таблица 14. Что такое истина? 147

Таблица 15. Уровни научного исследования 147

Таблица 16. Три теоретических метода 148

Таблица 17. Философия языка 148

Таблица 18. Философия техники 148

Таблица 19. Философия природы 149

Таблица 20. Второй (неприродный) пол 150

Таблица 21. Две интерпретации образования 150

приложение 2. Годы жизни выдающихся философов (В ХРОНОЛОГИЧЕСКОМ ПОРЯДКЕ) 150

Античность до н.э. 150

Возрождение и Новое время 151

Новейшее время 151

ОГЛАВЛЕНИЕ 152

Рекомендовано Министерством образования 155

Российской Федерации в качестве учебника 155

ББК 87 156

ББК 87 156

Учение о бытии 162

О метафизике 164

Душа, сознание и разум 185

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   42


написать администратору сайта