Главная страница
Навигация по странице:

  • 2 вопрос: ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА

  • Исторические типы государства

  • Конфликт и консенсус

  • Политика должна быть моральной, если цель ее – благо человека. 4 вопрос. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВА И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

  • Теории происхождения государства

  • Пример

  • ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

  • Республики Беларусь

  • СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ

  • Категория видимости (кажимости

  • ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ

  • философия. учебник по философии. 45. Культура и цивилизация. Диалог культур в современном мире


    Скачать 1.96 Mb.
    Название45. Культура и цивилизация. Диалог культур в современном мире
    Анкорфилософия
    Дата28.03.2023
    Размер1.96 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаучебник по философии.docx
    ТипДокументы
    #1020475
    страница4 из 42
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   42
    ТЕМА: ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

    КСР

    -----------------------------------------------------------------------------------------
    1 вопрос: ПОНЯТИЕ ПОЛИТИКИ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
    ПОЛИТИКА (определение)–


    политическая сфера общества (определение) –

    Для реализации управленческих функций необходима власть. Что такое власть? –


    Ресурсы власти: …
    Политическая сфера относится к области надстройки. Политическая надстройка образуется по мере осознания социальными группами своих интересов в виде идеологических систем и образования своих организаций, в рамках которых осуществляется государственная деятельность (государство, политические партии).

    Отсюда, политика – это также форма общественного сознания.

    («политика» от polis – государство; полисы – города-государства Др.Греции).
    Политическая система – это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность таких институтов, как 1.государственные органы, 2.политические партии, движения, 3.общественные организации.

    В рамках политической организации проходит политическая жизнь общества. Политическая система регулирует производство и распределение благ между социальными группами на основе использования государственной власти. Политическая система включает социальные и экономические структуры, традиции, ценности, культурный аспект развития общества.

    Функции политической системы:

    1.
    2.
    3.
    4.
    5.
    6.

    7.

    и др.: …
    2 вопрос: ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА
    Ядром политической системы является государство. Это орган управления. Для управления нужна власть.

    Система государственной власти включает:
    1.
    2.
    3.
    4.
    5.

    Формы государства:

    1. монархия (главная особенность): …


    Разновидности монархии: а)… б)…
    2. республика (лат. Res publica – общественное дело, государство) (главное оличие от монархии):…
    Разновидности республики: а)… б)…

    Политические режимы:


    1. демократический (что это значит):…



    Элитистское понятие демократии
    Демократия участия
    2. авторитарный (что это значит) –
    3. тоталитарный (что это значит) –
    4. диктатура (что это значит) -
    Исторические типы государства:

    1. рабовладельческое;

    2. феодальное;

    3. капиталистическое;

    4. социалистическое.

    Сегодня государства делят так же на: 1. национальные государства и 2. иммиграционные государства (образованные мигрантами, как США, Австралия, Канада и др.).

    В связи с идущим процессом глобализации, какие проблемы вы видите у национальных и иммиграционных государств? - …

    Что характерно государству? – выражение воли экономически господствующего класса или всеобщей воли к сосуществованию? Видимо, и то и другое, т.е. государство внутренне противоречиво.

    Платон в «Государстве» писал, что искусство справедливой политики – это «искусство приносить друзьям пользу, а врагам причинять вред». То же находим и у Н.Макиавелли, Т.Гоббса, а в ХХ веке у К.Шмидта и др. Для них дихотомия «друг-враг» - главное в политических ориентациях (образ врага как основа политики). Шмидт пишет: политический враг не обязательно морально или эстетически плох, просто он другой, чужой… М.Вебер писал: «государство – монополия легитимного (законного) насилия внутри определенной территории…». Перспективен ли такой подход в 21веке в условиях глобализации? Выскажите свое мнение: …


    Политика начинается там, где существуют конфликты. Конфликт и консенсус – две важнейшие характеристики любой политической системы. Политика призвана найти пути и средства разрешения конфликтов.

    3. вопрос: ПОЛИТИКА: ИДЕОЛОГИЯ И АКСИОЛОГИЯ
    Политическая жизнь общества относится к надстройке, ибо политическая жизнь общества, как сфера связанная с осознанием группами своих интересов, невозможна без идеологии (идеологических программ).

    Политическая идеология (определение) – это …
    Политические идеологии отражают политического общественного бытия, которое затем на бытие активно воздействует.

    Политические идеологии интегрируют членов одной партии. Идеология всегда пристрастна, так как выражает интересы определенного класса, группы. Она объясняет, обосновывает, оправдывает или отвергает политические реалии. Отсюда, политика может быть определена и как арена столкновения идеологий.

    Наиболее известны такие политические идеологии как:

    Либерализм (его краткая суть): …

    Консерватизм (его краткая суть): …

    социал-демократизм (его краткая суть): …

    марксизм (его краткая суть): …


    и др.

    Деидеологизация невозможна. Но политика демократического государства должна стремиться к утверждению плюрализма идейно-политических течений, к терпимости их друг к другу и открытости в отношениях друг к другу. (Кроме политических, есть и другие идеологии – религиозные, национальные…).
    Еще один важный аспект политики и идеологии – это вопрос о соотношении политики и ценностей. (Учение о ценностях – аксиология).

    ХХ век пришел к выводу, что критерием прогресса общественной жизни в целом и в отдельных ее сферах может быть только человек, его благополучие. Отсюда, и в политике следует занять антропологическую позицию.

    Политика не может быть нейтральной, она сопряжена с выбором, а значит, связана с оценкой, т.е. с понятиями добро и зло, справедливость и несправедливость, свобода и несвобода, равенство и неравенство и т.д. А там, где речь идет о целях, там всегда присутствуют ценности. Поэтому политическая философия (политика) пронизана морально-этическим началом. И тут возникает вопрос о соотношении целей средств их достижения.

    Для Макиавелли главное – благо государства и эта цель оправдывает любые средства. Для Ж.-Ж. Руссо цель – всеобщее благо и, значит, политические средства не могут быть любыми…

    Итак, средства и цели политической деятельности не должны противоречить друг другу. Политика должна быть моральной, если цель ее – благо человека.

    4 вопрос. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВА И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

    ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
    Теории происхождения государства
    1. как божественное творение;

    2. как результат «общественного договора» (Гоббс, Локк, Руссо);

    3. Юм: из разрастания семьи, рода…;

    4. теория насилия (органическая теория) – Дюринг;

    5. марксизм: шло разделение труда, появились классы, частная собственность и потребовалось государство как управленческое ядро общества.

    Исторически государство служило господствующим классам, но чтобы влиять на общество, оно должно стремиться выражать интересы всех граждан.

    ХХ век продемонстрировал факты тотальной зависимости человека от государства, вторжения в личную жизнь граждан (спецслужбы, сведения о гражданах в налоговых службах…). Поэтому важна роль негосударственной защиты прав человека. То есть роль организаций гражданского общества (гражданское общество характеризуется способностью к самоорганизации).

    Вместе с тем само государство испытывает «угрозы»:

    1. «сверху» его подрывают монополии, транснациональные корпорации (ТНК), наркобизнес и т.п. Идет процесс глобализации. Это тенденция к надмирному объединению. Пример – Евросоюз. Он организован как федеральное сверхгосударство, сверхнациональное государство.

    Сегодня субъектами (акторами) международных отношений становятся не страны, а мировое финансовое сообщество. Мировая элита желает устранения национально-государственных границ, чтобы не было барьеров для капиталов ТНК. Макроэкономика слала глобальной и национальные государства не могут влиять на ее.

    2. «снизу» идет стремление мелких национальных групп получить свою государственность.

    Пример: Испания. Каталония отныне получает больше политической власти, большие полномочия для самоуправления. Это касается разных областей. Мы получаем права даже на самостоятельное решение вопроса об административном делении территории на районы и муниципальные округа. Новый статус расширяет права местного правительства в области самофинансирования, в том числе сбора налогов, в решении вопросов, связанных с внутренней безопасностью, телекоммуникациями, управлением железными дорогами, аэропортами, морскими причалами местного значения и так далее. Отныне, к примеру, 50 процентов собранных налогов будет оставаться в регионе. За каталонским языком признается статус государственного "наравне с испанским". А сам регион именуется "национальной реальностью" в составе испанского государства.

    Бельгия. До 1996 г. была уни тарным государством. Теперь она – федерация.

    Великобритания (объединенное королевство). Шотландия добилась создания своего парламента с вытекающими отсюда правами. Теперь этого требует Уэллс…

    Распалась Югославия, СССР…

    Сепаратистские настроения есть практически внутри всех государств. Попробуйте объяснить, почему? - …


    Что означает слово «сепаратизм»? - …
    Кроме стремления наций к самоопределению и отделению, растет сложная сеть частных ассоциаций (секты, фирмы, национальные сообщества приехавших в поисках работы мигрантов и т.п.), организованных не по территориальному принципу, что создает проблемы государствам.

    В этой ситуации индивид оказывается в еще более сложном положении.
    ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО – это формирующаяся в демократических государствах человеческая общность, представленная сетью добровольно образованных негосударственных структур (союзы, фонды, клубы, организации, ассоциации и т.п.) во все сферах жизни общества.

    Признаки гражданского общества (назовите некоторые):

    1.
    2.
    3.

    4.

    Структура гражданского общества (включает добровольно созданные по инициативе самих граждан организации; назовите некоторые из них):

    1. в экономической сфере – это …
    2. в социальной сфере - это …
    3. в политической сфере – это …
    4. в духовной сфере - это …
    Гражданское общество возможно только в единстве с демократическим, правовым государством, стремящемся к обеспечению достойного уровня жизни граждан. Гражданское общество информирует государство об интересах граждан, выражает и защищает их интересы.
    Государство в современном мире должно быть демократическим и правовым.
    ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО характеризуется тем, что и само государство, и все социальные общности, и все индивиды уважают право и находятся в одинаковом отношении к нему. Все правовые акты соответствуют Конституции.

    Признаки правового государства (назовите некоторые):

    1.
    2.
    3.
    4.
    СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО характеризуется заботой о благосостоянии граждан, созданием достойных условий существования, равных возможностей для реализации талантов, созданием благоприятной среды обитания.

    Признаки социального государства (назовите некоторые):

    В первой статье Конституции Республики Беларусь говорится о том, что наше государство – ….
    Категории диалектики
    Задание: внимательно прочтите текст и ответьте на вопросы
    Категории – всеобщие понятия, которые отражают присущие всем предметам и явлениям стороны. Категории парные, выступают как единство противоположностей, одна без другой не существуют и, таким образом, их связь можно назвать законом. ( ЗАКОН – это существенная, необходимая, общая, повторяющаяся связь предметов и явлений). Это не основные законы диалектики: закон связи единичного и общего, причины и следствия и т.д.

    Следует иметь в виду, что объективно существуют не категории, а предметы и явления, стороны, свойства которых и можно охарактеризовать как форму, содержание, случайность и т.п.

    ***
    ЕДИНИЧНОЕ И ОБЩЕЕ

    ЕДИНИЧНОЕ – категория, которая отражает отдельные предметы и явления, их изменчивость, разнообразие, отличие одного от другого…

    ОБЩЕЕ – категория, которая отражает связь предметов, явлений, их сходство, устойчивость, непрерывность связей…

    ОСОБЕННОЕ – это единство единичного и общего в самом предмете.

    Ведущим в развитии является общее (например, много говорят о приоритете общечеловеческих интересов, их важности для существования и развития человечества, особенно в наш век глобализации; по этой же причине мы, изучая тот или другой предмет, науку, изучаем общее).

    Общее и единичное всегда существуют вместе как особенное: так, гуманизм, демократия, как общее для разных стран, всегда несут черты культуры, уровня развития этих стран (единичное) и нигде не встречаются в «чистом виде».

    Понятия общего и единичного относительные. То, что в одних отношениях является общим, в других может быть рассмотрено как единичное (демократия – общий для демократических стран режим и один из возможного разнообразия политических режимов, а политический режим, тот или иной, есть в любом государстве – общее).

    Общее выражает сущность предметов на одной стадии развития (общее нечто есть у всех людей, а именно, способность мыслить и т.п. – это существенно). Но общее для качественно разного – это нечто поверхностное (человек и обезьяна - у них много общего, но в сущности – это разные виды), тут для выяснения сущности надо искать отличия.

    В познании мы идем от единичного к общему, если перед нами предметы неизвестные нам, и от общего к выяснению единичного, деталей, если перед нами предметы из известного нам класса предметов (индукция и дедукция).

    Придумайте пример из жизни общества, природы или мышления и проанализируйте его с точки зрения соотношения единичного и общего, покажите, какую роль они играют в развитии.

    Ответьте на вопросы: 1. Что является ведущим в развитии – единичное или общее? Можно ли недоучитывать другую сторону? 2. Что будет, если в процессе обучения и воспитания метафизически оторвать одно от другого: преувеличить роль единичного или наоборот – общего? 3. Покажите относительность классификации явлений на единичные и общие (это важно для того, чтобы выяснить, что является ведущим для развития данной системы): национальное – общее по отношению к …? Национальное – единичное по отношению к …?
    ***

    СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ

    Категория сущности отражает внутренние, главные стороны предметов и явлений, связана с их качеством, природой.

    Категория явления выражает то, что лежит на поверхности, внешние связи. Явления выражают сущность предметов, но завися также и от внешних условий, несут их черты.

    Категория видимости (кажимости) – это явления противоположные сущности, которые как бы скрывают сущность, но и они в итоге, в совокупности со всеми другими явлениями позволяют лучше понять сущность.

    Сущность – нечто многогранное. Сущность человека: это мыслящее существо, социальное и т.д. Каждая из этих черт сущности имеет свои проявления (явления). Более того, сущность и явления – категории относительные: то, что в одном отношении выступает как сущность, в другом будет выступать явлением. Можно говорить о разных уровнях проникновения в сущность: в познании мы идет от сущности первого порядка к сущности второго порядка и т.д. Так человек все глубже познает мир, ищет все более глубокие причины (сущности) происходящего.

    Сущность категория близкая к категории общего. Сущность – то, что является общим для всех явлений, проявлений предмета. Явление – категория близкая к категории единичного.

    Категория сущности близка к категории «закон». Закон – это повторяющаяся, необходимая, существенная связь предметов и процессов.

    Например, характер человека можно рассматривать как его сущность. Каков характер человека, мы судим по тому, как он проявляется в поступках, в том, что и как человек говорит. Но по одному поступку нельзя судить о человеке, так как явление зависит не только от сущности (характера), но и от внешних условий. Общее в разных поступках идет от характера. То, чем один наш поступок отличается от другого, во многом зависит и от внешних условий.

    Кант отрывал сущность от явлений, считал сущность «вещью в себе», т.е. чем-то всегда скрытым и непознаваемым в принципе. Это метафизический подход, так как не видит связей (в данном случае между сущностью и явлением).

    Диалектики считают, что сущность дана в явлениях (между ними есть связь), но не в каждом полностью, а только одной своей стороной. Поэтому надо изучить предметы всесторонне.

    Сущность весьма устойчива, изменить ее очень сложно. Для этого есть один путь – влиять на явления (а через них – на сущность), т.е. в воспитании ребенка важно создавать условия, чтобы в поступках проявлялись и закреплялись лучшие, а не худшие стороны его характера.

    В познании мы иногда идем от явления к сущности, иногда от сущности к явлениям (подумайте и уточните это положение).

    Придумайте пример и проанализируйте его с точки зрения соотношения сущности и явления. Ответьте на вопросы: 1. Можно ли по одному из явлений судить о сущности? Почему? 2. Можно ли сказать, что сущность порождает явления? А наоборот – что явления формируют сущность? Как это использовать в воспитании? 3. Как соотносятся понятия «сущность» и «закон»?
    ***

    ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ

    Форма – это способ существования содержания. Бывает внешняя форма – это способ внешнего проявления предмета, процесса (его конфигурация, объем, запах, цвет) и внутренняя форма – это структура, способ организации содержания, устойчивые связи между элементами содержания. Форма отвечает на вопрос «как содержится».
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   42


    написать администратору сайта