Главная страница
Навигация по странице:

  • Политология Аристотеля.

  • Кинизм (цинизм) Основателем кинизма считается ученик Сократа Антисфен, а его ярким представителем — Диоген Си- 39

  • Эпикуреизм: счастье — это умеренное наслаждение

  • Скептицизм: воздерживайтесь от догм и будьте безмятежными

  • Судьба античной философии

  • Основные черты античной философии

  • 2. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ ФИЛОСОФИЯ И РЕЛИГИЯ

  • Основные библейские идеи философского значения Греческое слово «Библиа »означает «книги», они составляют Ветхий и Новый Заветы. Завет — это до-48

  • философия. учебник по философии. 45. Культура и цивилизация. Диалог культур в современном мире


    Скачать 1.96 Mb.
    Название45. Культура и цивилизация. Диалог культур в современном мире
    Анкорфилософия
    Дата28.03.2023
    Размер1.96 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаучебник по философии.docx
    ТипДокументы
    #1020475
    страница8 из 42
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   42

    36

    по отношению к Сергею не могут быть одновременно истинными два следующих утверждения: «Сергей ни­же Татьяны» и «Сергей выше Татьяны».

    2. Закон исключенного третьего: отрицание и ут­верждение не могут быть оба ложными. В нашем при­мере одно из двух утверждений «Сергей и Татьяна одинакового роста» или «Сергей и Татьяна неодинако­вого роста» должно быть истинным. Если истинно вто­рое утверждение, то можно на предмет истинности проверять новые два высказывания: «Сергей ниже Та­тьяны» и «Сергей выше Татьяны». Сравнение двух последних высказываний является бессмысленным, если Сергей и Татьяна одинаковы по росту.

    3. Закон тождества: А есть А (Аристотель не при­водил такую формулировку, но она соответствует его воззрениям). Так, в нашем случае речь идет об одном и том же Сергее и той же самой Татьяне, причем в од­но и то же время.

    Аристотель гордился своим учением о силлогиз­ме (буквально: о сосчитывают высказываний). Силло­гизм состоит из трех суждений: первое содержит общее правило, второе — особенное, третье — вывод. Силло­гизмом является, например, такое рассуждение:

    (1) Если все люди смертны

    (2) И все греки — люди,

    (3) То все греки смертны.

    Этика Аристотеля. Что такое счастье? Для Ари­стотеля этика в отличие от физики и математики есть практическая наука.

    Последней целью и последним благом является счастье. Но что такое счастье? Счастье для Аристоте­ля — это не жизнь, растраченная на удовольствия, на­слаждения и развлечения, это не почести и успех и не

    37

    богатство, а совпадение добродетели человека с внеш­ней ситуацией.

    Добро связывается с обилием добродетелей, зло с их скудостью. Аристотель особенно высоко ценил сле­дующие добродетели: разумную мудрость, практичес­кую мудрость, рассудительность, мужество, умеренность, щедрость, правдивость, дружелюбие, любезность.

    Превыше всего Аристотель ставил разумную му­дрость, ибо это та добродетель, с помощью которой по­стигается любая реальность, благодаря ей постижим и бог. Гармоническим сочетанием всех добродетелей являет­ся справедливость.

    Добродетелям можно и нужно научиться. Они все­гда выступают серединой, компромиссом благоразум­ного человека: «ничего слишком...». Великодушие есть середина между тщеславием и малодушием, мужество — середина между безрассудной отвагой и трусостью, щедрость — середина между расточительностью и ску­постью и т.д.

    Политология Аристотеля. В своих политических воз­зрениях Аристотель во многом повторяет Платона. Фор­мы государственного устройства Аристотель делит на правильные (достигается польза для всех) и неправиль­ные (имеется в виду лишь польза для некоторых).

    Аристотель критически относился к демократии, ибо считал, что ее принципами являются неоправдан-


    Правильные


    Число


    Неправильные


    формы


    правящих


    формы


    Монархия


    Один


    Тирания


    Аристократия

    Богатое

    меньшинство

    Олигархия

    Полития


    Большинство


    Демократия


    38

    ная свобода и нищета, в том числе духовная. Современ­ному слову «демократия» больше соответствует ан­тичный термин «полития».

    1.3. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ александр македонский открывает новую эпоху

    Древние греки называли себя эллинами, они защи­щали себя и свою культуру от соседних народов. Но за­воевания Александра Македонского резко изменили си­туацию: возникла империя, происходило быстрое уравнивание греков с завоеванными племенами и ра­сами. Греческие города-государства приходили в упа­док. Эллинская философия переходила в эллинистиче­скую. Новая философия решала сложнейшую задачу, она была призвана сориентировать эллина в мире все новых потрясений. Высокий интеллектуализм Пла­тона и Аристотеля для этих целей не очень подходил. Отклонения от него привели к расцвету четырех школ: киников, эпикурейцев, скептиков и стоиков. Все эти школы реализовывали один и тот же идеал, они были призваны обеспечить каждому человеку душевный по­кой и счастье. Избавление от всех несчастий видели преж­де всего в автаркии (самодостаточности человека), апатии (безразличии), атараксии (невозмутимости).

    Кинизм (цинизм)

    Основателем кинизма считается ученик Сократа Антисфен, а его ярким представителем — Диоген Си-

    39

    нопский (сам он называл себя Диогеном-собакой). Антисфен вел свои беседы в гимнасии при храме Герак­ла. Гимнасий (слово гимнасии мужского рода) имел на­звание Киносарг, что дословно означает «злые собаки» (собака — кине). Отсюда произошло название кинизма.

    Киники считали своим учителем Сократа, но они не смогли по-настоящему продолжить его дело. За ос­нову своей философии они взяли практическую мораль Сократа, присущие ему самообладание, спокойствие, неприхотливость в еде и одежде. Не подкрепленные долж­ным интеллектуализмом, эти нормы практической жизни привели к идеалам самодостаточности челове­ка, апатии и безразличия, дополненным требованиями аскезы, постоянной, иногда тяжкой, тренировки души и тела.

    Диоген, согласно легенде, жил в глиняной бочке, об­ходился малым, вел себя вызывающе, не раз выстав­лял себя на посмешище. Легенда гласит, что когда Алек­сандр Македонский сказал ему: «Проси у меня, чего хочешь», Диоген ответил: «Не заслоняй мне солнца». Однажды он стоял голый под дождем, привлекая всеобщее внимание. Платон называл Диогена соба­кой, против чего никто не возражал. Греки воздвигли Диогену памятник в виде собаки в благодарность за то, что он «указал наипростейший путь к жизни».

    Латиняне называли киников циниками. Постепен­но слово «циник» приобрело негативное значение. Не­приемлемым в цинизме обычно считают попрание об­щественных нравственных норм. В основе такого попрания всегда обнаруживается духовная нищета. В наши дни цинизм не имеет оправданий, это просто-напросто очень бедная, жалкая, вырожденная форма философствования.

    40

    Что касается эпикуреизма, стоицизма и скепти­цизма, то их философское содержание намного богаче кинизма. При анализе упомянутых философских школ следует иметь в виду, что их представители четко раз­личали три составные части философии: физику, логи­ку и этику.

    Эпикуреизм: счастье — это умеренное наслаждение

    Основателем эпикуреизма является Эпикур.

    Физика. Все состоит из атомов. Атомы могут само­произвольно (случайно) отклоняться от прямолинейных траекторий.

    Логика. Мир чувств не иллюзорен, он — главное со­держание познания. Мир дан человеку в его очевидно­сти. Подлинные познавательные реалии — не идеи Платона или формы Аристотеля, ачувства.

    Этика. Человек состоит из атомов, что обеспечи­вает ему богатство чувств и удовлетворений. Чело­век — существо свободное, это имеет свои основания в самопроизвольном отклонении атомов от прямолиней­ных траекторий, ибо такие отклонения не допускают наличия раз и навсегда установленных законов. Для счастливой жизни человеку необходимы три глав­ные составляющие: отсутствие телесного страдания (апония), невозмутимость души (атараксия), дружба (как альтернатива политическим отношениям). Боги то­же состоят из атомов, но особых. Боги безразличны к че­ловеческим делам, об этом свидетельствует наличие зла в мире.

    41

    Стоицизм: счастье - это жизнь в соответствии с космический законом

    Основателем стоицизма является Зенон из Кития. Учеников Зенона называли стоиками. Дело в том, что Зенон Китийский философствовал в портике, кото­рый был выстроен на торговой площади. Портик (по-гречески — стоя) представлял собой архитектурное со­оружение с открытым входом.

    Физика. Космос — это огненный организм, огнен­ная всепроникающая пневма. Природа — это бог, бог есть вся природа (пантеизм).

    Логика. Посредством чувств человек постигает ощу­щения, посредством ума выводы, центр же познания находится в представлении, в согласии ощущений и выводов, а это — смысл слова и предложения.

    Этика. Человек существует в рамках космических законов, он подвержен космической судьбе. Смысл мира познается особенно четко в представлении. Познан­ное представление приводит к атараксии, душевному спокойствию, невозмутимости. Счастья можно достиг­нуть не в вечной погоне за благом летучим, а в созна­тельном следовании космическим, или, что то же, бо­жественным законам. Все люди ходят под одними и теми же божественно-космическими законами. Раз­ница в том, что, как выразился Сенека, «хотящего судь­ба ведет, нехотящего — тащит».

    Скептицизм: воздерживайтесь от догм и будьте безмятежными

    Основателями скептицизма являлись Пиррон Элидский и Секст Эмпирик. Греческое слово скепсис соеди-

    42

    няет в себе как бы три смысла — это и рассмотрение, и сомнение, и воздержание (греческое эпохе) от суж­дений. Скептики всегда видели и поныне видят свою дель в опровержении догм всех философских школ.

    Физика. Мир текуч, изменчив, относителен, непо­стоянен, иллюзорен.

    Логика. Текучесть физического мира не позволяет считать истинными те или иные суждения, истина не существует, всякий анализ не имеет конца, а опора на чувства и разум человека несостоятельна, чувства лжи­вы, разум противоречив. Скептик согласен с тем, что нельзя избежать многих житейских вопросов, когда речь идет о реалиях, не зависящих от человека,— голоде, жажде, боли. Но надо воздерживаться от догматичес­ких суждений. Такое воздержание, эпохе, предполага­ет не леность ума, а его осторожность, ибо познание име­ет вероятностный характер.

    Этика. Перед лицом постоянно изменяющегося мира скептик не может признать наличие ни добра, ни зла. Остается одно: сохранять внутренний покой, без­мятежность, мудрое молчание.

    Неоплатонизм

    Если киники, стоики и эпикурейцы основали свою философию на идеях Сократа, то в поздней антично­сти возрождаются идеи Платона. Так возник новый пла­тонизм, или — неоплатонизм.

    Виднейшим из неоплатоников был Плотин (не пу­тать с Платоном!), живший в третьем веке, т.е. зна­чительно позднее известных событий, происшедших с Хри­стом. Значительную часть своей жизни Плотин провел

    43

    в Александрии — городе, который часто характеризу­ется как место встречи греческой философии с восточ­ным, в частности индийским, мистицизмом. Переехав в Рим, Плотин учил философии, в которой плато­низм дополнялся восточного происхождения мисти­кой.

    Мир един, считал Плотин, но не таким образом, что везде, в каждой области вселенной присутствует одно и то же в равной степени. Душа прекраснее косной ма­терии, совокупность идей, Мировой Ум прекраснее Мировой Души (т.е. всех душ), а Единое-Благо прекрас­нее Мирового Ума. Источником всего прекрасного как раз и является Единое—Благо.

    «Все идущее от Блага,— с пафосом замечает Пло­тин,— прекрасно, само же оно — выше прекрасного, выше даже высочайшего — царственно содержит в се­бе весь умопостигаемый мир, являющийся областью ум­ного Духа».

    Итак, есть иерархия: Единое—Благо — Мировой Ум — Мировая Душа — Материя. Будучи переполнен­ным самим собой, Единое-Благо, изливаясь, перехо­дит последовательно в Ум, Душу, Материю. Этот процесс мнимого из-ливания Единого-Блага не является чем-то вещественным. Речь идет о сущностной связи; сущность на­ходится везде, она реализуется посред­ством Ума, Души, Материи. Там, где нет сущности (Единого-Блага), нет добра.

    Человек может избежать зла в той мере, в какой ему удастся подняться по лестнице, ведущей вверх, к Еди-ному-Благу (Плотин иногда называл его богом). Это

    44



    возможно посредством таинственного переживания и слияния с Единым—Благом. На греческом языке таинственное означает мистическое.

    Неоплатонизм является последним всплеском ан­тичной философии. Плотин звал к Единому—Благу, к объ­единению благодаря мистическому единству. Античная философия заканчивалась на высокой ноте Едино­го-Блага. Но звучала эта нота не столь убедительно, как раздавшийся с христианских высот возглас Бога: «Я — сущий». Но этот возглас относится уже не к ан­тичной, а к средневековой философии.

    Судьба античной философии

    Эллинистическая эпоха сменяется эпохой христиан­ства. Вместе с рождением Христа наступает новая эра. Что касается рассмотренных нами философских школ (платонизма, аристотелизма, кинизма, эпикуреизма, стоицизма, неоплатонизма), то они в первые века новой эры во многом сохраняли свое значение, но давление со стороны христианства постоянно возрастало. Новые идеи теснили старые. В 529 г. н.э. император Юстини­ан запретил сторонникам античной философии препо­давать, иметь школы. Всем было предписано под стра­хом ссылки вернуться «в лоно нашей святой церкви». На продолжительное время античной философии было суждено уйти в тень, чтобы возродиться через века.

    Основные черты античной философии

    1. Античная философия синкретична — это озна­чает, что для нее характерны большая слитность, не-

    45

    расчлененность проблем, чем для последующей фило­софии. В современной философии проводится обстоя­тельное расчленение мира, например на мир природы и мир человека. Для каждого из этих миров характер­ны свои расчленения. Современный философ вряд ли назовет природу доброй, для него добрым может быть лишь человек. Античный философ, как правило, рас­пространял этические категории на весь Космос.

    2. Античная философия космоцентрична: ее го­ризонты всегда охватывают весь Космос, в том числе и мир человека. Такой универсальный охват не всегда характерен для современной философии.

    3. Античная философия многого достигла на поня­тийном уровне — концепция идей Платона, понятие формы Аристотеля, понятие смысла у стоиков. Одна­ко она почти не знает законов науки.

    4. Этика античности — это по преимуществу эти­ка добродетелей, а не этика долга или ценностей.

    5. Античная философия по-настоящему функцио­нальна, это означает, что она призвана помочь людям в их жизни.

    6. Античная философия,, как мы убедимся много­кратно, не канула в далекую для нас историю, она со­храняет свое значение и поныне.

    основные выводы

    • Натурфилософы видели единое многообразие ми­ра в его вещественной основе. Им не удалось объяснить социальные и духовные явления.

    • Школа Сократа — Платона развила концеп­цию идей, на основе которой можно было объяснять не только природу, но и человека и общество.

    46

    Аристотель развил учение о форме, что позволи­ло лучше понять сущность отдельной вещи.

    • Киники, стоики, эпикурейцы, скептики были заняты поисками удела, смысла жизни человека. Их общий призыв: будь мудрым.

    2. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ

    ФИЛОСОФИЯ И РЕЛИГИЯ

    Философские идеи в средние века чаще всего были облачены в религиозные одежды. Строго говоря, рели­гия не является философией. Религия — это богопослушание, сверхъестественная связь человека с богом. Для религии характерны чудеса, безудержная вера в догматы. В философии то и другое ставится под со­мнение. В то же время нельзя не видеть и определен­ное сходство религии и философии. Как мы видели на примере анализа воззрений Платона и Аристотеля, те­ма бога не является чуждой для философии. Поиски еди­ного очень часто приводят к теме бога. В религиозных воззрениях, равно как и в любых других воззрениях, всегда содержатся философские идеи. Именно с этих по­зиций рассмотрим христианство. Нас интересуют новые философские принципы, развитые в средние века.

    Средневековая философия выдвинула плеяду выда­ющихся философов: Августин, Ансельм, Абеляр, Фо­ма Аквинский. Но даже на этом фоне выделяется ве­личественная фигура Иисуса Христа. Многие считают его великим философом. Величие это видят в том, что он выдвинул философию не для избранных мудрецов, а для всех, образно говоря, даже для нищих духом, на­пример для детей.

    Основные библейские идеи философского значения

    Греческое слово «Библиа»означает «книги», они составляют Ветхий и Новый Заветы. Завет — это до-

    48

    говор Бога с родом человеческим. В случае, если речь идет о божественной личности, слово бог пишется с большой буквы — Бог. Для удобства читателя мы про­нумеруем основные библейские идеи философской зна­чимости.

    1. Монотеизм. Бог един и уникален (монос по-гре­чески означает одно, единое). Античному признанию существования многих богов, т.е. политеизму, прихо­дит конец. Не только христианство, но и иудаизм и ис­лам настаивают на единобожии. Каков же философский смысл монотеизма? Надо полагать, отнюдь не случай­но философия приобретает монотеистический вид. В чем состоят жизненные корни монотеизма? Прежде всего в усилении субъективного, человеческого нача­ла. Платон и Аристотель называли божественными космос, звезды, т.е. неличностное. В библии божествен­ным является только сам Бог. Монотеизм — это резуль­тат более глубокого, чем в античности, понимания субъективного.

    2. Теоцентризм (центральное положение Бога, на греческий слово «бог» переводится как теос). В со­ответствии с принципами теоцентризма источником вся­кого бытия, блага и красоты являлся Бог. Античная фи­лософия была космоцентрична, а не теоцентрична. Теоцентризм по сравнению с космоцентризмом опять же усиливает личностное начало.

    3. Креационизм (латинское созидание). Креационизм — учение о сотворении мира Богом из Ничто. В фи­лософии не считают, что из ничто можно сделать не­что. В креационизме философы ценят развитие идеи творения, творчества. Демург Платона — мастеро­вой, но не творец. Бог Аристотеля также не творит, он лишь созерцает сам себя. Креационизм содержит в се-
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   42


    написать администратору сайта