Главная страница
Навигация по странице:

  • Философия естественного языка: поздний Витгенштейн

  • Основные положения аналитической философии • Язык — граница мышления и действия. Язык да­ет полнейшую информацию о мышлении и действии.102

  • 4.5. ПОСТМОДЕРНИЗМ Программа Постмодернистов

  • Деррида: метод деконструкции Как реализовать призыв постмодернистов Этого мож­но достичь, считают постмодернисты, в определенном104

  • Лиотар: этика и эстетика возвышенного Новейшие постмодернисты сближают этику с эсте­тикой. Их философия ориентирована эстетически. Ли- 105

  • Основные положения постмодернизма

  • Основные черты русской философии В нашей книге не ставится задача рассмотреть в деталях ту или иную национальную философию. Это109

  • В.С. Соловьев: «абсолютное осуществляет благо через истину в красоте»

  • Философия Н.А. Бердяева

  • А.ф. Лосев

  • 4.7. ВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ О Философии Запада и Востока

  • философия. учебник по философии. 45. Культура и цивилизация. Диалог культур в современном мире


    Скачать 1.96 Mb.
    Название45. Культура и цивилизация. Диалог культур в современном мире
    Анкорфилософия
    Дата28.03.2023
    Размер1.96 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаучебник по философии.docx
    ТипДокументы
    #1020475
    страница11 из 42
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   42
    Часть философов сохранили свою приверженность неопозитивизму по настоящее время. Тем не менее на­чиная с середины XX века все большее число философ­ских экспертов стали отдавать предпочтение постпози­тивизму. Виднейшие из постпозитивистов: англичане Поппер и Лакатос (приехал в Англию из Венгрии), аме­риканцы Фейерабенд и Кун.

    Постпозитивисты согласны со своими предшествен­никами неопозитивистами прежде всего в стремлении четко уяснить себе и другим содержание научного зна­ния. При этом нео- и постпозитивисты критически от­носятся к феноменологическим и герменевтическим ус-

    95

    тановкам. Вместе с тем постпозитивисты достаточно рез­ко отличаются от неопозитивистов.

    Неопозитивисты считали, что человек способен на ясное, истинное на века знание. Постпозитивисты же придают принципиальное значение тому факту, что че­ловек существо ошибающееся. Это означает, что ясное, вечное знание не может быть достигнуто: одна теория неминуемо сменяет другую. Надо обеспечить рост на­учного знания.

    Неопозитивисты полагали, что достижение знания имеет определенный конечный пункт («все ясно, даль­ше идти некуда»). Постпозитивисты настаивают на развитии знания, причем посредством коренных пре­образований, научных революций.

    Неопозитивисты упорствовали в непризнании фи­лософии наукой, постпозитивисты ставят проблему по-другому: между наукой и философией нет жесткой границы, но философствовать надо научно.

    А теперь более детально о постпозитивизме.

    Теорию нельзя проверить на окончательную истин­ность, но ее можно опровергнуть, фальсифицировать, доказывал Карл Поппер. В этом состоит защищаемый им принцип фальсификации. По Попперу, мы не мо­жем сказать, что теория верна, ибо, как свидетельствует история, признававшиеся истинными теории ра­но или поздно проявляли свою недостаточность. Почти триста лет механику Ньютона считали истинной во всех отношениях, а потом на смену ей пришли новые тео­рии. Так обстоит дело с любой теорией, она появляет­ся, достигает стадии расцвета, а затем опровергается. Поппер считал, что в мире теорий идет «борьба за су­ществование», схожая с известными представлениями Дарвина о естественном отборе среди живых особей. От-

    96

    сюда главные выводы Поппера: 1) в основании теории находятся гипотезы (т.е. предположения); научные гипотезы навсегда остаются гипотезами, ибо, как уже отмечалось, их истинность нельзя доказать; 2) из ги­потез по законам дедукции выводят предложения, ко­торые можно сопоставить с фактами; 3) сопоставление с фактами дает два результата: либо предложения не противоречат фактам, в таком случае теория продол­жает жить, она признается работоспособной и правдо­подобной, либо предложения теории опровергаются, фаль­сифицируются фактами, в таком случае теория считается ложной, она отвергается и интенсифициру­ется поиск новой теории. Итак, по Попперу, теория име­ет гипотетико-дедуктивную структуру. Гипотезы высту­пают попытками разрешить проблемы, дедукция позволяет провести очную ставку содержания гипотез с экспериментальными фактами. Факты экзаменуют те­орию на прочность (годится — не годится).

    Научно-исследовательская программа имеет свое «твердое ядро». Имре Лакатос обратил внимание на то, что обычно ученый имеет дело не с одной, а с це­лым семейством теорий, образующих научно-исследо­вательскую программу. У теорий данной программы есть «твердое ядро» и «защитный пояс». Теории сопостав­ляют друг с другом. Рост научного знания совершает­ся так: сначала разрушается защитный слой твердого ядра, а затем наступает черед и самого твердого ядра. Только тогда, когда будет разрушено твердое ядро про­граммы, необходимым окажется переход от старой на­учно-исследовательской программы к новой.

    Твердым ядром научно-исследовательской програм­мы Ньютона являются три закона механики и закон тяготения. На этой базе было развито множество тео-

    97

    рий, относящихся к астрономии, учению о свете, сопро­мату, технике. Все они имели свои особенности, про­тиворечия, недостатки, часть из которых не удавалось устранить, а раз так, защитный слой начинал тре­щать. Понадобились годы и десятилетия, прежде чем разрушению подверглось твердое ядро. К тому же нью­тоновская научная программа жива и по настоящее вре­мя ее изучают, ею пользуются.

    В каждой науке есть свои научно-исследовательские программы: программа дарвинизма или генетики в би­ологии, марксизма и неоклассики в экономике, пози­тивизма в философии и т.д.

    Научный образец (парадигму) создает и преобра­зует, особенно на стадии научных революций, науч­ное сообщество. Так считает Томас Кун. Парадигма — это совокупность убеждений, ценностей, технических средств, принятых научным сообществом и обеспечи­вающих научную традицию. У Куна наука понимается столь широко, что впору утверждать о выходе за преде­лы всякого позитивизма. Позитивизм, по определению, борется за чистоту науки. Кун же фактически имеет в виду всю совокупность ценностей и убеждений науч­ного сообщества.

    Добро — это принцип. В неопозитивизме добро считалось чувством, эмоцией, оно выводилось за пре­делы науки. Англичанин Ричард Хэар, философ наших дней, считает по-другому. Этика начинается с предпи­саний («делай так, это добро», «не делаей этого, ибо оно есть зло»). Когда предписания даны, в силу вступают законы логики: руководствуясь правилами логики, можно из одних предложений выводить другие. По по­следствиям действий судят о правомерности исходных положений.

    98

    Критикуй, а то проиграешь. В этом абзаце мы от­дадим должное критической силе постпозитивизма. Рост знания, считал Поппер, достигается в процессе ра­циональной дискуссии, которая неизменно выступает критикой (спокойной, обстоятельной, научнооправданной, уважительной) существующего знания. В этой связи Поппер критиковал врагов открытого, демокра­тического общества, которых он увидел в сторонниках марксизма, прежде всего в самом Марксе. Поппер счи­тал, что Маркс справедливо критиковал капитализм, справедливо считал, что то или иное воззрение опре­деляется историческими условиями, но напрасно абсо­лютизировал пролетарские науку и мораль. Он должен был их активнее критиковать, не устанавливать пер­спективы на вечные времена, больше творить. Только в этом случае можно избежать тоталитаризма. Ни од­но учение, считает Поппер, нельзя признать всесиль­ным и верным, тем более на необозримое будущее.

    Философия естественного языка: поздний Витгенштейн

    В аналитической философии есть два интереса к языку. В одном случае речь идет об искусственных языках, т.е. в основном о науке, ибо именно в ней ис­пользуются искусственные языки. Во втором случае речь идет о естественных языках, т.е. о жизни в целом. Яс­но, что во втором случае значение и смысл не являют­ся столь четко определенными, как считал Витгенштейн в своем «Логико-философском трактате».

    В течение первого периода своего творчества Вит­генштейн был настроен весьма позитивистски: все

    99

    должно быть ясным, четким, понятным. Ему каза­лось, что он решил эту задачу применительно к есте­ственному языку. Вскоре, однако, позиция Витгенштей­на изменилась радикально. Теперь он недоволен своими прежними изысканиями и ищет новые подходы к по­ниманию языка.

    Значение слова есть его употребление. Напомним, что ранний Витгенштейн считал, что слова и предло­жения обладают значением, этими значениями явля­ются либо отдельные предметы («этот стол» обознача­ет стол, на который обращается внимание), либо их расположение, со-бытие («на столе лежит карандаш» обозначает, что взаиморасположение стола и каранда­ша именно такое, как сказано: карандаш лежит «на сто­ле», а не где-то в другом месте). Витгенштейн пишет: «Когда мы говорим: "Каждое слово в языке что-то оз­начает",— то этим еще совсем ничего не сказано...». Вит­генштейн имеет в виду, что в прежних его работах сло­во и значение слова увязывались уж очень формально, по формуле «слово есть метка предмета». А между тем язык — это сама наша жизнь, в ней одно и то же слово может обладать многими сотнями значений. Приведем пример на этот счет.

    «Кирпич!» — говорит строитель своему помощни­ку; тот приносит кирпич. «Написал кирпич?» —спра­шивает Иванова Сидоров. «Да нет еще,— отвечает Иванов,— не было времени сесть за диплом». «Ты ви­дел Кирпича?» (имеется в виду Алексей Кирпичников, которого друзья называют Кирпичом). Слово не име­ет раз и навсегда данного значения. Значение слова есть его употребление в языке и действии. Язык есть дея­тельность, форма жизненной игры. Как во всякой иг­ре, здесь есть много возможностей.

    100

    «Семейное сходство» слов. Язык состоит из многих слов, а у слов много значений, но это не означает, что язык — это сплошной хаос. При характеристике спор­ных, равно как и не спорных, вопросов имеет смысл использовать слова, обладающие «семейным сходством», похожие друг на друга. Одним словом суть дела не ис­черпать. Значение слова во многом становится понят­ным в рамках группы слов. Рассмотрим, например, се­мейное сходство слов, поясняющих и проясняющих слово «любовь».

    Любовь сродни благосклонности, преклонению, привязан­ности, сердечному чувству, симпатии, внутреннему влечению, страстности, по­требности любви, эротике, сексуальнос­ти, сексу, половому влечению, верности, пламенности, сердечности, уважению, жертвенности, любовному огню, доказа­тельству любви, душевности, нежности, восхищению, влюбленности, обожеств­лению, страданию, супружескому чув­ству, отцовскому чувству, материнско­му чувству, заинтересованности и т.д.

    Надеюсь, молодым людям из числа читателей этой книги стало яснее, почему их подруги жаждут не од­носложного («Ты любишь меня? — Угу.— И я угу»), а более пространного объяснения в любви: они интуи­тивно чувствуют достоинства концепции семейного сходства слов. Витгенштейн выразил концепцией се­мейного сходства слов одну из сторон нашей языковой практики.

    Речевые акты. В аналитической философии, как пра­вило, все богатство жизни хотят увидеть в языке. Воз­можно ли это? Ранний Витгенштейн видел в языке гра-

    101

    ницу мышления. Поздний Витгенштейн переносит ударение на действия человека, его практическую жизнь. Можно ли считать язык, речь границей наших поступков, действий? На этот вопрос утвердительно от­ветил своими изысканиями англичанин Джон Остин.

    Остин утверждал, что речь состоит из речевых ак­тов, действий. Всякая речь — это не просто слова, а при­нятие решения и само действие, точнее, его смысл. На пер­вый взгляд кажется, что некто обещает сделать нечто, назовем это нечто А, но делает В. Однако при более де­тальном рассмотрении, учете того, как, в каких усло­виях, в каком контексте было обещано сделать А, мы разгадываем подлинный смысл обещания, а именно ис­полнить В.

    Итак, пожалуй, аналитики правы в том, что язык позволяет выразить все богатство нашей жизни. Но оно содержится в языке в форме высказываний, а не как таковое. Язык — это богатейший символ нашей жиз­ни, а не сама жизнь как таковая во всем ее многообразии.

    Что такое философия? Согласно как ранним, так и поздним аналитикам, философия есть способ избав­ления человечества от характерных для него недугов посредством анализа языка и содержащейся в ней ло­гики. Витгенштейн выразил это образно: цель фило­софии — показать способ, «каким муха вылетает из му­холовки». Без философии человек остается в западне своих кажущихся неразрешимыми проблем.

    Основные положения аналитической философии

    • Язык — граница мышления и действия. Язык да­ет полнейшую информацию о мышлении и действии.

    102

    • Язык имеет логическую форму.

    • Значение слова есть факт, который оно обознача­ет (ранний Витгенштейн).

    • Значение слова есть его употребление в языковой игре и практической деятельности (поздний Витген­штейн).

    • Истинность синтетических предложений проверяет­ся их сопоставлением с фактами (тезис неопозитивизма).

    • Истинность синтетических предложений нельзя подтвердить окончательно, но можно проверить неис­тинность синтетических предложений (принцип фаль­сификации).

    • Теория имеет гипотетико-дедуктивную структуру.

    • В процессе роста научного знания происходят научные революции.

    • Добро — это эмоция (тезис неопозитивистов).

    • Добро — это предложение, жизненность которо­го определяется последствиями его применения (тезис постпозитивистов).

    • Философия не является наукой (тезис неопозити­вистов).

    • Философия научна (тезис постпозитивистов).

    • Философия — это прояснение содержания языко­вой деятельности человека.

    4.5. ПОСТМОДЕРНИЗМ

    Программа Постмодернистов

    Наш обзор современной философии был бы весьма неполным, если мы прошли мимо постмодернизма. Постмодернизм считается многими экстравагантной

    103

    философией. Но число его сторонников неуклонно воз­растает. Крупнейшими постмодернистами являются французские философы Жак Деррида, Жан Лиотар, мно­го сторонников постмодернизма также в США.

    Слово «постмодерн» означает после модерна. Фран­цузское слово «модерн» означает современный. Постмо­дерн — это прежде всего философия, которая направле­на против философии Нового времени. Постмодернисты считают, что феноменология, герменевтика, аналити­ческая философия по сути своей не отказались от иде­алов нововременной философии. Постмодернисты гото­вы к самым резким выводам. Они стремятся расшатать все то, что сжимает человека в «объятиях тоталитариз­ма»: жесткие логические схематики, окончательные вы­воды, всяческий поиск устойчивого, преклонение пе­ред авторитетами, властные структуры, в том числе науку и технику, поиск единообразия, насаждение необосно­ванных ценностей, стремление к непременному согла­сию между людьми, умаление эмоционального и чув­ственного, культивирование устаревших эстетических и моральных идеалов.

    Призыв постмодернистов таков: больше хаоса, дис­кретности, плюрализма, чувственности, кризиса ав­торитетов, интуитивизма, поиска нестабильности, не­согласия, нигилизма, отсутствия единообразия, иронии по отношению к признанным ценностям, калейдоскопичности, символичности, неустойчивости.

    Деррида: метод деконструкции

    Как реализовать призыв постмодернистов? Этого мож­но достичь, считают постмодернисты, в определенном

    104

    варианте лингвистической философии. Снова в центр философствования ставится язык, но не столько речь, сколько письмо, письменный текст. Имеется в виду, что в речи человек уже определил свою позицию, от него теперь труднее дождаться желаемого плюрализма. Письмо же открыто для самых различных его интер­претаций. С этой целью Деррида как раз и настаива­ет на деконструкции.

    Речь идет о том, чтобы разложить на части структу­ры — философские, политические, культурные. Для каж­дого слова надо искать заменители (с этим мы отчасти уже знакомы по семейному сходству слов). Нужно пока­зать, что именно ты усмотрел в данном слове или выска­зывании, при этом широко использовать метафоры, сим­волы, описания слов в словарных статьях.

    Суть философствования Дерриды состоит в выска­зывании того же самого, но в другой форме — в пере­писывании мысли. Переписывать следует «в слове, которое оказалось бы и более красивым. Когда я гово­рю об этом написании другого, которое окажется более красивым, я, очевидно, понимаю перевод как риск и шанс поэмы». Иными словами, рискуй в поисках кра­соты. К этой точке зрения близок другой француз­ский философ, Ролан Барт, который понимал текст как «никакой власти, немного знания, толика мудрости и как можно больше ароматной сочности». Короче, текст должен доставлять удовлетворение, наслаждение.

    Лиотар: этика и эстетика возвышенного

    Новейшие постмодернисты сближают этику с эсте­тикой. Их философия ориентирована эстетически. Ли-

    105

    отар, один из лидеров постмодернизма, развивает в этой связи своеобразно понятую эстетику возвышен­ного. Возвышенное понимается как единство удовольст­вия и боли, сотворение непредставимого. Эстетика возвышенного состоит, по Лиотару, в том, чтобы «зри­мыми представлениями намекнуть на непредставимое». Увидеть можно красивое и прекрасное, но не возвышен­ное. Квадрат Малевича не является иллюстрацией к ге­ометрии, он намекает на то неуловимое, которое как раз и вызывает чувство возвышенного.

    Постмодернизм давно завоевал себе право на суще­ствование, особенно в мире искусства. Постепенно он проникает и в мир науки и техники, прежде всего туда, где имеют дело с многозначимостью (в этой свя­зи мы предлагаем компьютерфэнам поразмыслить над тем, что представляет собой гипертекст, гиперсреда, ги­перпространство и так называемая виртуальная ре­альность: все больше нелинейных связей, все больше мнимого).

    Основные положения постмодернизма

    • Язык — главная среда человеческого существо­вания.

    • Слова, текст надо деконструировать (Деррида), рас­сеивать (Фуко).

    • Назначение текста — доставлять удовольствие (Борт), чувство возвышенного (Лиотар).

    • Меньше единообразия, власти, тоталитаризма, лицемерного согласия, больше чувственности, иронии, нестабильности.

    106

    4.6. ФИЛОСОФИЯ В РОССИИ

    Основные положения диалектического и исторического материализма

    Своеобразие российской философии на нынешнем этапе ее развития во многом определяется двумя обсто­ятельствами. Во-первых, сохранением идущей от Марк­са, Энгельса и Ленина диалектико-материалистской тра­диции. Во-вторых, содержанием русской философии, восходящей к философии Б.С. Соловьева, П.А. Флорен­ского, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева, А.Ф. Лосева, Н.О. Лосского. Так как философия марксизма рассма­тривалась выше, ограничимся перечислением и крат­ким комментарием основных положений диалектиче­ского и исторического материализма.

    Основной вопрос философии — это вопрос о соот­ношении материи и сознания. Материалисты счита­ют первичной материю. Идеалисты считают пер­вичными идеи, сознание. Материалисты правы: лет эдак 10 миллионов тому назад планета Земля была, а лю­дей с их сознанием не было. Трудно найти среди совре­менных философов кого-либо, кто бы отрицал этот факт. К сожалению, противопоставление материалис­тов и идеалистов мало что дает для решения действи­тельно актуальных проблем. Важно понять природу со­знания, его активность (благодаря которой, кстати, человек и узнал, что Земля существовала до человека). Но в указанном отношении простой рецепт — «мате­рия первична», не «работает».

    Мир познаваем. Имеется в виду, что нет таких тайн, которые рано или поздно не будут раскрыты и изучены человеком. Многие философы вслед за пост-

    107

    позитивистом Карлом Поппером предпочитают рас­суждать просто о «росте знания» (зачем, мол, ссы­латься на некие тайны).

    Сознание есть продукт высокоорганизованной ма­терии. Опять же возникает вопрос о природе самого со­знания.

    Познание — это отражение действительности в про­цессе восхождения от живого созерцания к абстракт­ному мышлению и от него к практике. Практика — критерий истины. Многие из современных философов считают, что познание есть не отражение действитель­ности, а конструирование ее моделей, образцов, в ко­торых присутствует активность сознания (вспомните феноменологов, их внимание к процессу воображения).

    Материя и сознание развиваются диалектически, от одного противоречия к другому; противоречия — это единство и борьба противоположностей. Тезис о противоречивости мира у многих вызывает возраже­ние. Каждому известно, что логика, наука о мыш­лении, запрещает противоречия. Познание проблемно, но непротиворечиво. Закон единства и борьбы проти­воположностей, известный, между прочим, с антично­сти, не пользуется уважением в современной науке. Де­ло в том, что содержание законов физики, биологии, социологии, других наук нельзя втиснуть в узкие рам­ки представлений о единстве и борьбе противополож­ностей. Представьте себе на основе закона противопо­ложностей товарно-денежные отношения. Вам придется утверждать, что все едины (не могут обойтись друг без друга), но вместе с тем находятся в состоянии борьбы (каждый преследует свой интерес). Вроде бы мы даем правильную интерпретацию происходящему, но вряд ли ею удовлетворится экономист. Он объяснит, что

    108

    для понимания товарно-денежных отношений надо ис­пользовать понятия спроса, предложения, денег и т.д.

    Экономический базис, совокупность производитель­ных сил и производственных отношений определяет ха­рактер политических, социальных и духовных отноше­ний в обществе (это основное положение исторического материализма). Многие философы считают, что далеко не всегда именно экономика играет в обществе решаю­щую роль. В зависимости от обстоятельств на первый план могут выходить самые разнообразные, не обязательно эко­номические общественные отношения.

    Развитие экономических отношений и деятельность пролетариата обеспечат победу социализму, который сменится коммунизмом. Эта гипотеза пока не нашла своего подтверждения.

    Религия — опиум для народа. Мало кто согласит­ся ныне с такой явно упрощенной трактовкой религии.

    Влияние диалектического и исторического матери­ализма в нашей стране ослабевает. Эта философия пе­рестала быть официальной доктриной нашего государ­ства. Трудно отделаться от мысли, что диалектический и исторический материализм попал в зону затяжного

    кризиса.

    В чем скрыты истоки неудач диалектического и ис­торического материализма? Прежде всего в недостаточ­ной философской проработке достижений наук, ис­кусств и практик XX века.

    Основные черты русской философии

    В нашей книге не ставится задача рассмотреть в деталях ту или иную национальную философию. Это

    109

    соответствует тому, что в учебниках математики рас­сматривается не немецкая или французская математи­ка, а математика как явление мировой культуры. По­добно математике, физике, кибернетике философия есть явление мировой культуры. Разумеется, это не от­меняет тот факт, что всякая философия несет на себе печать национально-культурного своеобразия. Столь же неоспоримо, что для близкой нашему сердцу российской духовности если не во всех, то во многих отношениях смыслообразующую роль играет философия отечествен­ных авторов: Чаадаева, Хомякова, Герцена, Черны­шевского, Соловьева, Бердяева, Флоренского, Лосского, Лосева и многих других. Для философских воззрений этих авторов характерен большой разброс. Тем не ме­нее ниже мы попытаемся представить традиционную российскую философию как нечто целостное. Затем про­ведем конкретизацию основных черт философии, ори­ентирующейся на российские традиции, на примере фи­лософии B.C. Соловьева, Н.А. Бердяева, А.Ф. Лосева. Соловьев чуть ли не единодушно признается самым вы­дающимся русским философом XIX века, но ныне его идеи энергично возрождаются. Бердяев, пожалуй, на­иболее известный из всех российских философов XX ве­ка, проживавших вне России. Лосев — крупнейшая фи­лософская фигура XX века внутрироссийского масштаба. Итак, о характерных чертах традиционной российской философии.

    Для абсолютного большинства русских философов ха­рактерен идеал цельности, рассмотрение в единстве всех духовных сил человека — чувственных, рацио­нальных, эстетических, нравственных, религиозных. Идеал цельности противопоставляется фрагментарности, расчлененности культуры индустриального общества.

    110

    Но мир — это не просто целостность, а положитель­ное единство (В. Соловьев). Чаще всего положительное единство понимается как приоритет религиозного опы­та жизни. Философия сливается с религией, прежде все­го с православием.

    Положительное единство понимается также как нравственность, оправдание абсолютного добра.

    Нравственность, понимаемая на уровне субъекта, при­водит к этическому персонализму.

    Нравственность в общественном контексте приво­дит к принципу соборности. Соборность означает един­ство людей на основе их любви к Богу и следование стро­гой нравственности.

    Принцип соборности кладется в основу интерпре­тации политических и правовых воззрений.

    Принцип цельности в российской философии при­менительно к проблемам теории познания конкретизи­руется в сочетании чувственного, рационального и воз­вышенно-мистического .

    Часто основа познания понимается как интуиция, как постижение внешнего в его слиянии с внутренним, психическим.

    В вопросе об истинности отечественные философы часто стремятся соединить теоретический и нравст­венно-религиозный опыт. Истина сближается с правед­ностью, высокой духовностью.

    Космизм: идея мирового всеединства субъекта, че­ловечества и физического космоса. По сути дела, кон­цепция русского космизма является дальнейшей кон­кретизацией идеи всеединства, которая занимала умы и сердца Соловьева и Флоренского, Федорова и Циол­ковского, Вернадского и Чижевского. Русские космисты видят едва ли не основную задачу человека в «рас-

    111

    пространении совершенства» (Циолковский) по Все­ленной. Эта идея поражает своей масштабностью, но для ее научного анализа все еще недостает данных. Ныне часто говорят и пишут о необходимости воз­рождения отечественной философской традиции. Безус­ловно, такого рода идеи заслуживают всяческой под­держки. Но возрождать отечественную философию на новом этапе российской действительности целесооб­разно не иначе как с использованием достижений со­временной мировой философии в целом.

    В.С. Соловьев: «абсолютное осуществляет благо через истину в красоте»

    В философии Владимира Сергеевича Соловьева ос­новные черты русской философии представлены особен­но рельефно. Соловьев недоволен позитивизмом, отвле­ченными началами рационалистов, односторонностью эмпириков. Его влекут философские начала цельного знания, он оправдывает добро, развивает идеалы Бого-человечества.

    Но что же является абсолютно сущим, абсолютно единым? Для Соловьева очевидно, что на эту роль мо­жет претендовать только Бог. Сама полнота бытия требует, чтобы сущее было личностью — всеблагой, лю­бящей, милостивой, волевой. Но это и есть Бог, кото­рый олицетворяет собой положительное всеединство. Фи­лософию Соловьева так и называют: философия положительного всеединства.

    Всякое многообразие скреплено божественным един­ством, мудростью Бога, Софией. София — это душа ми­ра. Смысл бытия человека — достраивание Софии до

    112

    органической целостности с абсолютом, с Богом. Такое восстановление может иметь место в процессе эволю­ции человечества. В этом случае человечество становит­ся Богочеловечеством.

    В Боге и причастных к нему вещах заключены в единстве благо (как реализующаяся воля), истина (как реализующееся размышление) и красота (как реализу­ющееся чувство). Отсюда следует формула Соловьева: «Абсолютное осуществляет благо через истину в кра­соте» . Три абсолютные ценности — благо, истина и кра­сота — всегда образуют единство, смысл которого — лю­бовь. Любовь — это та сила, которая подрывает корни всякого эгоизма, всякой отдельности. Благотворна уже физиологическая любовь, соединяющая разнополые существа. Но истинная любовь — это воссоединение в Бо­ге. Это истинная духовность. Хотя любовь по преиму­ществу есть платоническое чувство, Соловьев угадывал в ней женское очарование. Блестящий поэт, он описы­вает одно из своих мистических видений следующим образом:

    Все видел я, и все одно лишь было,— Один лишь образ женской красоты...

    Видимо, не случайно философию Соловьева часто называют философией Вечной женственности.

    Для Соловьева гарантами спасения человечества являются любовь и нравственность. Истину добывает высоконравственный человек. Безнравственная наука служит силам разрушения, войны в том числе. То же относится и к искусству, если оно не наполнено нрав­ственным смыслом.

    Жизнь всякого человека есть творчество, свободное движение к добру. Жизнь — это подвиг одухотворения.

    113

    Пигмалион сотворил статую, и она ожила; так истин­ный человек, подобно талантливому скульптору, оду­хотворяет свои деяния. Соответственно жертва Хрис­та открыла путь к спасению человечества.

    Все личные и общественные коллизии разрешают­ся при стремлении к совершенному добру. Нравствен­ность имеет первенство над правом, политикой, эконо­микой. Разрушительные силы не всесильны, на пути к Богочеловечеству можно справиться с любыми зада­чами, в том числе и с войнами, и с разделением церк­вей, и с разделением людей по нациям.

    Философия Н.А. Бердяева: ЧЕЛОВЕК — ЭТО ОТКРОВЕНИЕ, СВОБОДА И ТВОРЧЕСТВО

    Центральной темой философии Николая Алексан­дровича Бердяева является человек, человек свободный, творческий, а таким он является лишь в свете боже­ственного, точнее, божественного «ничто». Бог сотво­рил мир из Ничто, следовательно, Богу предшествует первичный принцип, не предполагающий какой-либо дифференциации, какого-либо бытия. Это и есть Ни­что. Бог свободен. И человек свободен. Бог помогает че­ловеку стать добрым, но он не в состоянии контроли­ровать Ничто, принцип свободы. В своей подлинной свободе человек божественен. Бог и человек есть дух. Будучи свободным, человек творит, оправдание чело­века в его свободе, его творчестве, его откровении. Для Бердяева главное — это оправдание человека, его философия ярко персоналистична, романтична, расцве­чена тысячами красок человеческого бытия. Ясно, что философ с таким мировоззрением не мог не быть про-

    114

    тивником тоталитарных режимов, лжи, зла, насилия и террора. Всеобщее воскресение достигается не в тех­нике, не в революциях, а в божественной духовной жиз­ни. Бердяев считал, что в этом отношении многого можно ожидать от русской души и русской идеи.

    Когда в России в 90-х годах этого столетия стали появляться одно за другим произведения Бердяева, а написал он больше, чем любой другой отечественный философ, то россияне открыли для себя новый, во мно­гом неведомый мир, они стали иначе оценивать назна­чение человека, смысл истории, судьбу российского со­циализма, миссию России. Книги Бердяева являют его соотечественникам кладезь мудрости. Не в этом ли состоит назначение подлинного философа?

    А.ф. Лосев: « мне надо с греческого переводить...»

    Философия Лосева — это мир живости, мудрости, простоты, известной резкости, эстетического изящест­ва и необычайной филологической учености. Его кни­ги, научные-пренаучные, похожи на романы. Вместе с тем они столь детальны, в них столько ссылок на отечест­венных и иностранных авторов, что не верится порой в способность одного человека совершить такую гигант­скую работу. За свою шеститомную «Историю антич­ной эстетики» Лосев заслуженно получил Государствен­ную премию.

    Когда Лосев умер в 1988 г., не дожив всего 5 лет до своего столетнего юбилея, то поистине «ослабла связь времен». Лосев как никто иной связывал нашу культуру с античной. Он без устали переводил с гре-

    115

    ческого, ибо считал, что это один из радикальнейших путей развития отечественной философии.

    Лосев соединил в своей философии четыре состав­ляющие: филологию, феноменологию, диалектику и символизм. Лосева интересует в первую очередь про­низанное смыслами живое бытие предмета. Понятие не «схватывает» сущность живой конкретности, это под силу только эйдосу. Однако мир состоит не из неподвиж­ных эйдосов и их выражений в слове. В соответствии с этим истинная философия приобретает диалектиче­ский, подвижный характер. Движение эйдосов и слов приводит к связи с иным, взаимосвязанные реалии сви­детельствуют друг о друге, они в этом смысле являют­ся символами. В качестве сфер бытования эйдосов, слов, символов Лосев рассматривает язык, миф, рели­гию, искусство, философию. Ему удалось создать весь­ма своеобразную философскую систему, достоинства ко­торой изучены пока недостаточно. Ее можно назвать философией жизненности эйдосов, слов и символов.

    4.7. ВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

    О Философии Запада и Востока

    Под восточной философией обычно понимают фи­лософию Индии, Китая и Японии. Непредвзятый ана­лиз показывает, что хотя различия между восточной и западной философией существуют, они не являются чрезмерными. Многие знатоки философии считают, что нет как таковой западной или восточной филосо­фии. Нет единого «духа» западной или восточной фи-

    116

    лософии, который определялся бы характером соответ­ствующих народов. Говорят, что западная философия рациональна, научна, натуралистична, ориентирована на прогресс и активную преобразующую деятельность, а восточная философия религиозна, мистична, интуи­тивна, нацелена на эстетико-этическую просвещен­ность. Но детальное сопоставление философских воз­зрений Запада и Востока всякий раз показывает, что введенные различия имеют не регионально ограни­ченный, а универсальный характер. Так, мистик — это универсальная фигура. В средневековой философии и ее современных модернизациях мистики сколько угодно; иначе говоря, мистика характерна не только для индийских философских систем. В то же время, индий­ские и китайские философы много занимались изуче­нием логических вопросов, отнюдь не всегда проигры­вая в этом своим коллегам с Запада.

    В философском отношении Запад интересен Восто­ку, а Восток — Западу. Былой обособленности нет боль­ше места. В своем единстве они призваны сформулиро­вать планетарное философское мышление будущего.

    Индийская Философия

    Для индуса характерен интерес как к человеку, так и к целостности мира. То и другое выливается в един­ство, которое лучше всего выражается формулой: «Атман есть Брахман».

    Атман — это всепроникающее духовное начало, Я, душа. Брахман — безличный духовный абсолют, из ко­торого происходит все остальное. Решающая мысль со­стоит в том, что Атман и Брахман совпадают. Атман —

    117

    это самосознание Брахмана, они совпадают, всякой двойственности приходит конец. Многие индусы счита­ют, что на Западе слишком резко противопоставляют Бога человеку и природе, в то время как весь мир оду­шевлен одним и тем же духом, одним и тем же Богом.

    Совпадение Я-Атмана с безличным Брахманом от­крывает человеку путь к высшему блаженству. Для это­го человеку следует преодолеть иллюзию эмпирическо­го мира, земного, освободиться от него. Достижение человеком вечного Я есть мокша.

    Представление об абсолютном бытии создается пу­тем сведения всех вещей к единому целому. Эту зада­чу нельзя разрешить рациональным образом, ибо ин­теллект всегда пребывает в мире множества. Есть более могущественная сила в постижении абсолютного бытия, чем абстрактное мышление, — это интуиция, выступа­ющая как погружение во всеобщее сознание и сопря­жение со всем существующим. В результате человек сов­падает с Богом, с абсолютным бытием.

    Индийская мысль довольно мистична. С мистикой органично связана сосредоточенность индусов, которая также признается одним из необходимых достоинств человека. Индусы считают, что именно искусство ми­стики, духовных переживаний и медитаций (сосредо­точенных размышлений) не раз позволяло им проти­востоять превратностям истории.

    Медитация ведет к состоянию нирваны, к избавле­нию от земных желаний и привязанностей, боли, стра­даний и удовольствия. В этой связи очень показателен разработанный йогами специальный комплекс приемов и упражнений для достижения состояния нирваны.

    Индийскую философию часто обвиняли в песси­мизме, догматизме, излишнем традиционализме, пере-

    118

    ходящем в консерватизм, чуждости идее прогресса, абсолютизации психического, равнодушии к этике. Эти обвинения не многого стоят в свете того, что на про­тяжении двух с половиной тысячелетий индийская философия достойно выполняет свое назначение — направляет деятельность своих почитателей.

    Индусы всегда относились к своим философам с по­чтением. Отнюдь не случайно одним из первых прези­дентов независимой Индии стал философ С. Радхакришнан.

    китайская Философия

    Главный интерес китайской философии — это от­ношения между обществом и человеком, правителем и его подчиненными. Не теория познания, не логика, не эс­тетика, а этика стоит на первом месте в размышлени­ях основных представителей китайской философии. Возраст китайской философии тот же, что у индийской — более 2,5 тысяч лет.

    Китайские философы, равно как и их коллеги из других регионов, пристальное внимание уделяли един­ству мира. В этой связи вводилось представление тянъ (небо) и дао (закон изменения вещей). В учении о тянь и дао существовало два подхода: в одном случае им при­давалось надмировое значение (Лао-цзы), в другом — по преимуществу этическое (Конфуций). Тянь — без­личная, сознательная, высшая сила. Дао — закон из­менения вещей, вызываемого этой силой. В тянь и дао явственно слышны религиозные мотивы, тем не менее по сравнению с западной и индийской философией они приглушены.

    119

    Состояние всеобщего благоденствия требует под­чинения дао, следования его универсальным правилам, подчинения ритмам природы. Человек должен избавить­ся от личных стремлений, почувствовать дао.

    Соблюдать дао — это означает, по Конфуцию, быть не низменным человеком, пренебрегающим общими ин­тересами во имя ложных, а совершенным мужем, для которого характерны пять добродетелей: жэнь — человечность, спокойно-уравновешенное уважение и любовь к другим: будь благопристойным, ненавязчи­вым; чжи — мудрость, интеллект; и — следование этике справедливости, долга, честности. Особенно это касается отношений в семье (отец — сын, муж — же­на, старший брат — младший брат) и на службе (стар­ший — младший; начальник — подчиненный); ли — послушание, деликатность, учтивость, уравновешенность; сяо — покорность воле родителей.

    Конфуций видел осуществление своей программы в умело организованном процессе образования и воспи­тания молодых. Его влияние на китайскую историю ча­сто сравнивают с влиянием Сократа на Западе.

    Заключая наш краткий обзор философии Востока, отметим роль традиции в философии. Сколь бы причудливым образом не изменялись окрашенные в националь­ные тона философские системы, устоявшиеся философ­ские традиции в той или иной форме дают о себе знать. Вот характерный пример. Конфуцианство как философ­ское учение сложилась за пять веков до нашей эры. В XI-XII веках достигает расцвета неоконфуцианство. А в наши дни среди китайских философов много сто­ронников так называемого нового конфуцианства. По­хоже, что философские традиции не умирают.

    120

    Основные выводы

    • Современная философия состоит из направлений, которые взаимно дополняют друг друга.

    • Феноменология рассматривает специфику «рабо­ты» сознания человека.

    • Герменевтика озабочена пониманием бытия чело­века в мире.

    • Философы-аналитики интерпретируют мир на основе анализа языка.

    • Постмодернисты деконструируют устойчивые структуры, тексты в том числе.

    • Диалектический и исторический материализм считает базисными реалиями в универсальном смысле материю, а применительно к обществу совокупность про­изводительных сил и производственных отношений.

    • Традиционная русская философия понимает мир с позиций православно-религиозного единства любви, добра, истины и красоты.

    • Главная формула индийской философии: Атман есть Брахман.

    • Основной интерес китайской философии — эти­ческое регулирование отношений между людьми в об­ществе.

    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   42


    написать администратору сайта