философия. учебник по философии. 45. Культура и цивилизация. Диалог культур в современном мире
Скачать 1.96 Mb.
|
2. Социально-этническая Выделяют этнические группы. К ним относятся исторически сменяющие друг друга род, племя, народность, нация. Этнические группы. Род – группа, основанная на кровных связях. Они вели совместное хозяйство, был один язык и т.д. Племя – объединяло родственные роды. Эти группы были характерны первобытнообщинному строю с общей собственностью. С появление рабовладения как классового строя, появляются народности. Кровнородственные связи заменяются территориальной общностью. Племенные языки заменяются единым языком, при сохранении диалектов. Нации складываются с переходом к капитализму. Нация – это этническая общность, характеризуемая общностью территории; общностью экономических связей (нации складываются с переходом к капитализу – возникают сельскохозяйственное и промышленное производство, общий рынок, валюта, транспортные коммуникации, средства связи, налоги и т.д., т.е. единый хозяйственный механизм, ежедневно заставлявший людей взаимодействовать из поколения в поколение); общность литературного языка (это важно для общения; при этом диалекты могли сохраняться); общность психологического склада, духовной культуры, традиций. Сравним нацию с классом. Индивид может не идентифицировать себя с классом, к которому он объективно принадлежит, что не влияет на его классовое положение. А вот национальная общность невозможна без сознательного соотнесения, причисления индивидов к данной нации. Н.Бердяев писал: «Наиболее правы те, которые определяют нацию как единство исторической судьбы. Сознание этого единства и есть национальное сознание». А советский этнограф Бромлей писал, что нация есть дело культурного выбора. Итак, в характеристиках этнических групп все большее значение начинают играть социально-экономические и духовно-политические черты. По данным переписи населения в Республике Беларусь проживают представители 123 национальностей. 3. социально-демографическая Не бывает общества без людей. Народонаселение – это непрерывно воспроизводящая себя совокупность людей. Рост народонаселения может оказывать позитивное или негативное влияние на темпы экономического развития, оборонную мощь страны, возможность освоения новых земель и сфер деятельности. В то же время рост народонаселения сам определяется уровнем развития производства и уровнем жизни народа, характером общественного строя, демографической политикой государства, существующими в сфере детопроизводства традициями, морально-психологическим климатом общества, степенью урбанизации, развитием здравоохранения, образования, занятостью, развитием социальной работы и др. социальными факторами. Ну и, конечно, детопроизводство подчиняется действию природных сил (детородный возраст, здоровье…) Численность человеческой популяции, ее здоровье характеризуются через такие статистические показатели как: - рождаемость: измеряется числом рожденных детей за 1 год на 1000 чел. населения; (РБ – 9,1) - смертность: число смертей за 1 год на 1000 чел. населения; - прирост популяции: это рождаемость минус смертность (когда смертность становится больше рождаемости, то это грозит депопуляцией); - коэффициент рождаемости: количество детей на 1 женщину (в ФРГ – 1,2; в РБ – 1,3; в Южном Йемене – 7,6). А для простого воспроизводства необходимо 2,16. За 2004 год численность населения РБ сократилась на 49 тыс. чел. Считают, что в целом на планете намечае6тсвя тенденция замедления темпов роста населения, что через 150 лет будет достигнут максимум – 15 млрд чел. Но важна еще структура этого прироста населения. Так за 30 лет (с1970 по 2000 г.) население выросло: В Европе – на 16,1 %; В Северной Америке – на 30,2%; В Азии – на 76,1% (тут надо еще иметь в виду и абсолютную численность…); В Латинской Америке – на 89,3%; В Африке – на 140,4%. Доля населения развивающихся стран в общей численности населения планеты: 1950 г. – 2/3 1975 г. – 3/4 2000 г. – 4/5 к середине ХХI в. – 9/10 (прогноз)! И это при том, что у них низкий уровень жизни, большой % безработицы. Значит, будут усиливаться миграционные процессы… Большое значение имеют также такие показатели как: - численность трудоспособного населения (влияет на производство, на разделение труда); - плотность народонаселения (если низкая, то затрудняет разделение труда и его эффективность снижается, невыгодным становится развитие транспортной инфраструктуры…); - темпы роста народонаселения (связаны с естественным приростом населения, его половозрастной структурой, темпами и направлением миграции). Лучше средние темпы роста. Малые ведут к депопуляции, а при больших темпах роста почти весь доход идет на физическое сохранение родившихся; - половозрастная структура населения: важны пропорции между мужским и женским населением, соотношение молодых и пожилых. Так, Европе характерно постарение населения. Например, в ФРГ одного пенсионера обеспечивают 4,5 экономически активных гражданина (2003 г.), а к 2050 г. Будет соотношение 2:1. Предлагают увеличить пенсионный возраст, но профсоюзы сопротивляются. Можно увеличить пенсионные взносы, но этого не хотят работающие и работодатели. Конечно, новые эффективные технологии могут снизить потребность в рабочих руках, но все же не устранят проблему. Иначе говоря, возникает проблема в системе социального страхования. «Стареет» и наше население: пожилых у нас более 2,5 млн.чел. В 1990 году доля детей была 25%, а на начало 2005 года – 16%. Все это стимулирует процессы миграции. Но это тоже проблема: с системой здравоохранения, образования, создания приехавшим условий жизни. Возникают межнациональные и межрелигиозные конфликты, растет политическая напряженность. Итак, мы назвали некоторые количественные демографические показатели. Но существует еще понятие качества народонаселения. Это: - психофизическое здоровье населения (чтобы не деградировал генофонд); - заболеваемость, инвалидность; - средняя продолжительность жизни (в конце ХХ в. В среднем на Земле люди жили по 63 г.); - образовательный уровень; - морально-нравственные качества (например, сфера морали зависит от миграционных процессов: так, трудности профессиональной и социокультурной адаптации, бытовая неустроенность, выход из-под морального контроля прежней социальной микросреды являются фоном для девиантного поведения – пьянства, сексуальной распущенности, уголовных преступлений. В целом меняется общественная психология, сознание). Существует точка зрения, что демографические процессы детерминированы биологическими закономерностями. Наиболее ярко ее высказал в ХVIII в. (1798 г.) Т.Мальтус (напомню: он считал. Что средства к существованию увеличиваются в арифметической прогрессии, народонаселение растет в геометрической прогрессии. В итоге идет обнищание населения. Положительная роль в снижении народонаселения принадлежит войнам, голоду, эпидемиям… Однако сегодня в развитых странах объем продовольствия растет быстрее населения…). Неомальтузианцы говорят о необходимости стерилизации населения слаборазвитых стран, выдвигая концепцию «золотого миллиарда». В то же время церковь выступает (особенно католическая) против абортов и даже против противозачаточных средств. Однако следует помнить, что демографические процессы находятся не столько под воздействием биологических, сколько социально-экономических, культурных факторов. Так, исследования показали, что большое влияние на демографические процессы оказывает процесс урбанизации. Городской образ жизни ведет к снижению рождаемости и этот фактор сильнее воздействует, чем религиозные установки, традиции. За 2004 год численность городского населения в РБ выросла на 10,5 тыс., а сельского сократилась на 59,5 тыс. Отслеживание демографических изменений и реагирование на них – важная часть социальной политики и права (скажем, вносятся изменения в законы о военной службе, в трудовое законодательство, в уголовное право). Многие социологи, демографы считают, что капиталистические индивидуалистические ценности ведут к тому, что падает ценность семьи и деторождения, возникает феномен добровольного одиночества. Патриархальная система ценностей, доминирующая в обществе сегодня и выдаваемая за общечеловеческую, - например, карьера, - ведет к тому, что женщины тоже стремятся к карьере и к тому времяпровождению, образу жизни, который традиционно был характерен только мужчинам… Такого рода проблемы, связанные с понятием мужских и женских ценностей, называются гендерными проблемами (есть понятие биологического пола, где пол определяется первичными и вторичными половыми признаками, а есть понятие гендера –при этом имеется в виду, что нам после рождения еще надо стать мужчинами и женщинами, т.е. усвоить формы и навыки принятого в обществе мужского и женского поведения, системы ценностей). Гендерная политика РБ направлена на поощрение равенства полов, расширения прав и возможностей женщин, как и во всем цивилизованном мире. Разработана концепция закона «О гендерном равенстве». До войны рождаемость в Беларуси составляла 2,8. В 80-е гг. – 1,6. А сейчас – 1.2. Поэтому принят закон о демографической безопасности. Правда он носит скорее декларативный характер. К концу 80-х наша республика достигла довоенного уровня населения (немногим более 10 млн – 10.300). Теперь 9,8 млн. В РБ средняя продолжительность жизни составляет 68,5 лет (у мужчин – 62,7 и у женщин – 74,7 года). В РФ – 66,1, Туркменистане – 66,2, Молдове – 66,6 и т.д. Кроме социально-классовой, социально-этнической и социально-демографической выделяют Социально-пространственную, профессионально-образовательную и др. структуры общества. Выделяют также группы по природным различиям – расы, половые, возрастные группы. Расы – исторически сложившиеся ареальные группы людей, связанных единством происхождения, которое выражается в общих наследственных морфологических и физиологических признаках, варьирующихся в определенных пределах (негроидная, европеоидная, монголоидная и малые расы – их более 20). Микрогруппы: Семья – ее члены связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной ответственностью; ее социальная необходимость обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Трудовые коллективы. Макрогруппы: Народ как социальная общность – это часть населения, которая характеризуется совместной трудовой деятельностью и участием в прогрессивном преобразовании общества. Ему свойственны общность определенных устремлений, интересов, некоторые общие черты духовного облика (гордость, достоинство человека, ненависть к паразитизму, к косному, отжившему, вера в прогресс, определенные нравственные ценности). Человечество – это единая не только биологическая, но и социальная общность, так как у всех людей есть общие интересы: в выживании и сохранении совместной жизни на Земле; общий интерес в развитии цивилизации, мировой культуры; общая заинтересованность в прогрессе во всех областях – в развитии природы, материальной и духовной сферы; общая заинтересованность в развитии одинаковых для всех людей интимно0личностных черт – любовь к детям, здоровье, интересное общение, достойный уровень жизни и т.п. Итак, общество есть система многообразных групп, между которыми существуют связи и отношения. Человек может входить одновременно в разные социальные группы (мужчина, молодежь, рабочий, белорус и т.д.). Исследование объективно существующих групп позволяет изучить их интересы, потребности и эффективно управлять обществом. Изучением социальной сферы общества занимается социология. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ Большой вклад в ее разработку внес русско-американский социолог П.Сорокин. Страта в переводе с лат. – слой. Страта – это группа людей, отличающихся по своему положению в социальной иерархии. Каждая страта имеет свой статус, т.е. место в иерархии, свое положение в обществе. Статус группы характеризуется престижем. Престиж – это оценка статуса страты закрепленная в общественном мнении. Под социальной стратификацией понимается наличие в обществе социальных групп, представители которых отличаются объемом власти и материального богатства, источником его получения, образом жизни, образованием, объемом прав и обязанностей, привилегий и престижа и др. моментами. То есть речь идет о социальном расслоении общества, благодаря которому обществом может стимулировать одни виды деятельности и подавлять другие. Иерархия групп может выстраиваться по экономическому признаку, по политическому признаку, по профессиональному признаку. Очень важным является осознание, во-первых, неравенства страт, во-вторых, своего положения, ибо это становится основой для социального действия: человек стремится занять более престижное социальное положение. Важным показателем общества является степень неравенства: большая степень неравенства чревата социальными потрясениями, но и уравниловка не стимулирует развитие. Фактором, удерживающим общество в состоянии динамического равновесия, является средний класс. (Это понятие использовали Зиммель, М.Вебер и др.). Средний класс – это и не бедные, и не богатые. Это люди, как правило, с достаточным доходом и определенным образованием. Средний класс является носителем некоего социально-культурного стандарта. Его представители являются основными потребителями товаров и услуг и придают обществу устойчивость. Человека, который утратил свой прежний социальный статус и не может выполнять роль, соответствующую новому статусу, называют маргинальной личностью (он между стратами). Взаимодействие страт, классов, профессиональных и других групп в обществе может характеризоваться консенсусом или конфликтом. Итак, теория социальной стратификации – это многомерный подход к структурированию общества. Следует отметить, что есть и понятие социальной дифференциации. Оно шире понятия социальной стратификации, т.к. не связано с неравенством, а подразумевает любые отличия. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ Эта теория дополняет теорию социальной стратификации. Изменение статуса индивидов или групп в обществе называется социальной мобильностью. Она бывает горизонтальная и вертикальная. Мобильность дает ощущение открытости общества. Перемещение индивида по социальным слоям осуществляется с помощью социальных лифтов. Социальные лифты – это такие социальные институты как образование, брак, собственность, наследование, политика, военная служба и т.п. ТЕОРИЯ ЭЛИТ Главная идея основателей этой теории – В.Парето (1848-1923) и Моска (итал.), - в том, что общество делится на управляющих и управляемых. Т.е. они исходят из того, что в обществе главные – политические отношения. Элита – это незаурядные личности, масса – остальные люди, подверженные верованиям, чувствам. Массы разрознены, неорганизованны и не способны к коллективным действиям без руководства организованного меньшинства. Два главных качества управляющей элиты: 1. умение убеждать, манипулировать человеческими эмоциями (это «лисы»); 2. умение применять силу (это «львы»). Вся история – история смены элит – это история насилия, афёр, дворцовых переворотов и т.п. Эти взгляды – оправдание тоталитаризма. ( В них можно найти связь с взглядами мыслителя эпохи Возрождения Н.Макиавелли и философа 19 в. Ф.Ницше). Немецкий социолог К.Мангейм (1893-1947) (осмысливая фашизм), считал, что препятствием тоталитаризму может быть конкуренция относительно открытых элит за позиции власти, считал, что необходимо сохранять оптимальные отношения между элитой и массой. Это важные черты демократии. В 60-70-е годы 20 века развивается идея плюрализма элит, важности нахождения консенсуса между ними относительно существующей системы (например, в США есть много партий, однако за власть реально борются две партии – республиканцы и демократы, их программы отличаются лишь незначительными деталями). Выделяют следующие типы элит: 1. политическая; 2. экономическая; 3. военная; 4. научная и техническая; 5. культурная и духовная; 6.теневая контрэлита (оппозиция). ЗАКЛЮЧЕНИЕ Важно обратить внимание на взаимозависимость элементов социальной сферы, ее целостность. Как ее достичь? Так, при капитализме конкретные особенности таких классов как буржуазия и пролетариат ведут к их противостоянию. Но тогда, система может стать нестабильной. Требуется найти нечто общее для разных классов, что сможет объединить людей. Для своего оптимального развития капитализм «требует» такую общность, как нация. В итоге образуется качественно определенная система социальной жизни капитализма. На каждом конкретном этапе развития общества ведущей становится та или другая общность. Сегодня особенно велика роль такой общности как народ страны. Если говорить про мир в целом, то возрастает роль такой общности как человечество. Все общности должны развивать себя через приоритет общечеловеческих интересов. Для формирования социальной структуры современного белорусского общества (собственно, для обществ всех постсоветских стран) характерны следующие особенности: 1) деформация социальной структуры под влиянием длительного господства административной системы, рыночных трансформаций, а также процессов глобализации; 2) появление новых социальных общностей, характерных для обществ с рыночными отношениями, - предпринимателей, менеджеров, безработных и др.; 3) сильное расслоение, дифференциация социальных общностей, возникновение новых принципов расслоения по сравнению с дореформенным периодом; 4) формирование нового комплекса социально-экономических интересов личностей и групп; 5) конфликтность новой социальной структуры на основе различай, связанных с властью и собственностью; 6) появление конфликтности отношений на уровне массового сознания, что затрудняет интеграцию и подрывает основы социального партнерства. Следует сопоставить социальную сферу с политической сферой жизни общества. Раскрывая политическую сферу жизни общества, мы использовали такие понятия как правовое, демократическое государство и гражданское общество. Граждане – это не подданные. Граждане – это люди, которые принимают личные решения и, следовательно, являются личностями. В таком случае они составляют гражданское общество, организовываются в различные организации, выражающие их интересы и защищающие их права. В эти организации могут входить люди принадлежащие к разным социальным слоям и разным социальным группам. Гражданское общество соотносится с демократическим правовым государством, которое и дает людям возможность свободно решать их частные проблемы. 42. ДУХОВНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА. УРОВНИ И ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ, ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА И ЛИЧНОСТИ. Под духовной жизнью общества в широком смысле следует понимать процесс производства, распространения и проявления в практической жизни людей содержания общественного сознания в виде чувств, переживаний, знаний, свойственных определенному времени. В узком смысле духовная жизнь общества представляет собой отражение материальной жизни в сознании людей в виде идеальных образований. Имеет место и обратное влияние общественного сознания на материальную жизнь. (Бытие определяет сознание в такой же мере, в какой сознание определяет бытие). Общественное сознание и его уровни Сознание на определенном этапе развития общества обретает относительную самостоятельность. Общественное сознание выступает не только как идеальный образ общества, и как то, что регулирует деятельность, но и как сама общественная жизнь. Духовно-сознательные факторы функционируют как общее духовное поле, механизм обмена духовными ценностями. Так складывается единство образа жизни, черт личности (социальный характер по Фромму, социальные типы…). Идеалистические направления, в отличие от материалистических (например, марксизма) считают духовную жизнь первичной для общества. Так, русский религиозный философ С.Л.Франк (1877-1950) писал: «что такое есть семья, государство, нация, закон, хозяйство и проч. Словом, что такое есть социальное бытие, и как совершается социальное явление – этого вообще нельзя усмотреть в видимом мире физического бытия, это можно узнать лишь через внутреннее духовное соучастие и сопереживание невидимой общественной действительности. …Общественная жизнь по самому существу своему духовна, а не материальна». (Франк С.Л. Духовные основы общества. Введение в социальную философию.-Париж,1930.-С.126). Общественное обладает определенной внутренней структурой: А. Уровни общественного сознания: 1) гносеологический аспект (по глубине отражения мира): а) обыденное сознание; б) научно-теоретическое сознание. 2) социологический аспект (по внутренней структуре): а) общественная психология; б) идеология. Б. Формы общественного сознания: 1) философия; 2) религиозное сознание; 3) научное; 4) искусство (эстетическое сознание); 5) мораль; 6) политическое сознание; 7) правовое сознание. Это традиционно выделяемые формы общественного сознания. Сегодня обосновывается правомерность выделения таких форм общественного сознания как экологическое сознание или экономическое и некот. др. Уровни общественного сознания Обыденное сознание – это повседневное, практическое сознание. Отражает бытие на уровне явлений, а не сущности, поверхностно, не системно. Теоретическое сознание – глубинное, систематизированное отражение жизни общества. Является следствие научных исследований. Общественная психология – совокупность общественных чувств, эмоций, настроений, переживаний, воле изъявлений и т.п., складывающихся в результате: а) непосредственных воздействий жизни и б) в результате идеологических воздействий (так, распускаемые слухи, воздействие СМИ и т.п. могут искажать действительное положение дел в обществе, формировать негативные социально-психологические комплексы у масс или наоборот). Например, ненависть к фашистам была результатом прямой реакции на агрессию; так, в Беларуси было 260 концлагерей во время Великой Отечественной войны. А вот «обожествление» Сталина явилось результатом идеологической пропаганды, не результатом прямого знакомства с ним. Общественная психология может характеризоваться такими понятиями как апатия или энтузиазм, нетерпеливое желание скорого успеха и целеустремленность, агрессивность или толерантность и т.п. На уровне общественной психологии складываются коллективные представления, которые социолог Э.Дюркгейм рассматривал как особого рода «социальный факт». Представителям власти важно знать существующие в обществе коллективные представления по поводу власти. Интересно также знать коллективные представления данной власти по поводу существующего общества. Духовная сфера жизни общества затрагивает не только уровень общественной психологии, но и теоретико-идеологический уровень. Так, говоря об условиях существования власти, П.Бурдье вводит понятие поля политики, в котором осуществляется обмен и производство политического и символического капитала. Т.е. общественное бытие в широком смысле слова включает не только материальные факторы, но и общественное сознание. Идеология – теоретическое систематизированное сознание, выражающее интересы той или иной группы (национальные, религиозные, классовые идеологии). Понятие «идеология» возникло в 17-18 веках, ввел его французский философ и экономист Дестю де Траси (1754-1836). Гельвеций (1715-1771) писал: «Если физический мир подчинен закону движения, то мир духовный не менее подчинен закону интереса». Если для научного познания главным является отражение объективных законов как они есть, стремление отвлечься от интересов познающих субъектов, то для идеологии, напротив, главное – выражение и защита интересов группы. Идеология служит закреплению позиций определенных групп в обществе. Формы общественного сознания Формы общественного сознания – это те формы, в которых человек осознает себя человеком, т.е. общественным существом, в которых, через которые человек представляет себе природу и общество. Функции общественного сознания: 1. познавательная; 2. выражение интересов социальных групп; 3. социально-практическая (люди на основе общих идей объединяются в группы, размежевываются с другими группами). На ранних этапах общественного развития формы общественного сознания не были дифференцированы. Постепенно с развитием общества возникли мораль, искусство, религия, философия и наука, политическое и правовое сознание. Решающую роль при этом сыграло появление частной собственности, классов, государства. Формы общественного сознания разделяются по: 1) предмету отражения; 2) способу отражения; 3) по выполняемой ими функции (какие потребности удовлетворяют). Философия. Изучает всеобщие, существенные закономерности, которым подчиняются природа, общество, человек и его мышление, Они интересуют философию в их целостности и единстве (см. тему «Предмет философии, ее роль в культуре). Религия. Специфическое отражение мира через разделение его на земной и потусторонний, признание ведущей роли последнего. Религиозному сознанию характерно эмоционально-фантастическое отражение действительности, основанное на вере в сверхъестественное. Функции: компенсаторная (утешение); интегративная (объединение верующих); регулятивная (регулирует поведение верующих через религиозные ценности, отправляемый культ); коммуникативная (осуществляется в совместной культовой деятельности); функция помощи. Наука. Предмет – природный, социальный, внутренний мир человека. Способ отражения – отражение в понятиях, законах, теориях. Функции – познавательная, практически-действенная . (См. тему «Научное познание»). Эстетическое сознание и искусство. Основное понятие «прекрасное» (противоположное – «безобразное»). Отражается именно эта сторона мира. Искусство – способ освоения действительности в форме художественных образов. Функции – удовлетворение эстетических потребностей; учит давать эстетические оценки; воспитание через эмоциональное воздействие на человека; коммуникативная, познавательная. Художественный образ раскрывает общее в единичном. В индивидуальном художник вскрывает типическое (в науке наоборот – идут через познание единичного к общему). Мораль и моральное сознание. Мораль регулирует отношения между людьми, опираясь на общественное мнение, а также на собственную совесть человека. Нормы морали существовали у человека всегда, формируясь в ходе его социализации, они менялись с развитием общества. В своей идеологической части нравственность находит отражение в различных этических учениях. Оценочные категории морали: добро и зло, справедливость, долг, совесть, честь, достоинство, счастье, смысл жизни. Функции: охранять человека от того, что угрожает жизни, здоровью, безопасности, достоинству, благополучию людей. Право и правосознание. Право – возведенная в закон воля господствующего класса. В демократическом государстве право должно в той или иной степени выражать интересы всех социальных групп. Возникает с возникновением классового общества и государства, чтобы регулировать отношения между классами и др. социальными группами, между государствами. Складывается система юридических законов. Право – та форма, в которой узаконивают себя все другие отношения – экономические, семейные и т.д. Правосознание есть одна из форм цивилизованности. Правосознание тесно связано с нравственным и политическим сознанием. Политика и политическое сознание. Они возникают с возникновением государства как система управления. На уровне политической идеологии это система взглядов на то, как должно быть организовано общество, его государственное устройство, какую политику следует осуществлять. В государстве могут быть группы с разной политической идеологией. Политическое сознание отражает политическое бытие.(См. тему «Политическая сфера жизни общества). Духовная ситуация современности С развитием капитализма появляется массовое машинное производство и, соответственно, развиваются массовая культура и массовое сознание (Х.Ортега-и-Гассет). Ранее была сословная, иерархическая структура общества. Сословье имело свои привилегии и ответственность. Капитализм разрушает эту структуру. Человек выпадает из разрушающейся общины и становится «атомарным», может перемещаться по социальным группам (профессиональным, территориальным и т.п., что связано с понятием «открытого» общества. Развиваются индивидуализм и демократическая форма правления, необходимые для рыночной конкурентной экономики. Данные процессы ведут к определенной «уравненности» людей. Еще в 18 веке возникло понятие «общественное мнение». Сегодня это важный элемент общественно-политической жизни, хотя оно неопределенно и неоднородно как и сама «общественность». Далее развиваются СМИ, для них нет социальных границ. Формируются духовные стандарты, большую роль начинает играть реклама, мода. Возник и был осознан феномен массового сознания. Понятие «масса» связано с 1. большим числом людей и 2. с определенным уравнением в ней индивидов. Появляется возможность манипулирования массовым сознанием. Правда, многие процессы в массовом сознании идут стихийно, не все контролируется элитой. Популярным становится понятие «менталитет». Его определяют по-разному, в частности, как не сформулированные четко и не вполне осознаваемые манеры мыслить, ценности, которые присущи эпохе, группе и т.д. Менталитет – это своего рода автоматизмы мысли, которыми люди пользуются, не замечая их. Это внеличные установки сознания. Они имеют тем более принудительный характер, что не осознаются. Идеи – это лишь видимая часть «айсберга» нашего сознания. Менталитет восходит к латинскому «mens» и обозначает способ мышления, образ мыслей, умонастроение, характер. Метод изучения ментальности – ее сопоставление с другой ментальностью. Ментальность всегда есть некая целостность («мировидение»), единство противоположных начал – природного и культурного, эмоционального и рассудочного, иррационального и рационального, индивидуального и общественного. Ментальность – глубинный пласт коллективного сознания, по сути то, что Э.Дюркгейм называл «коллективным бессознательным». Ментальность необходимо включает в себя ценности, но не исчерпывается ими. Как отмечал еще Ортега-и-Гассет, массовому сознанию характерны неуважение к компетентности и духовности, неоправданность претензий на высокое положение, относительность ценностей. «Массовый человек» чувствует себя «как все», не критичен к себе, не стремится к самосовершенствованию, нет дисциплины духа, для него нет духовных авторитетов, зато успешно решает материальные проблемы, энергичен и уверен в себе. Такой человек с готовностью откликается на призывы тех, кто сформулирует простой лозунг, не интересуется серьезными рассуждениями (т.е. у него поверхностный стиль мышления). В 20-ом веке сложился новый тип культуры. Его характеризуют как постмодернистский. Это век культурного многообразия. Возникают массовая и элитарная культура. Но у них есть общие черты. Образцы классического искусства ясны, определенны, в них отчетливо выражен эстетический и нравственный идеал. Классика стремилась пробудить в человеке лучшие черты. Современное неклассическое искусство характеризуется размытостью идеала. Подчеркивается безобразное, состояние тревоги. Характерно обращение к области подсознательного (агрессивность, страхи). Проблема века – размышления о природе человеческой агрессивности, соотношения рационального и иррационального, вопросы сексуальности, жизни и смерти (проблема эвтаназии). Сегодня искусство не стремится к пониманию и выражению внутренней сущности, но отражает то, что есть, важен не продукт, но упаковка. Особое внимание уделяется теме свободы, но в 19-ом веке волновали вопросы политических и гражданских свобод, сегодня – проблема внутренней свободы человека. Культура рассматривается исключительно как способ развлечения и потребительского наслаждения. Абсолютным феноменом современной культуры и единственной актуальной ее формой стало шоу. Объект искусства выступает как товар, субъект, его воспринимающий, - как потребитель. Доминируют потребительские ценности, которые начинают вступать резкое противоречие с ценностями природы. Главное – доход, прибыль, темпы роста, не является ценностью стремление к экологической сбалансированности развития. Современная цивилизация – это цивилизация «силы». Ценности ненасилия, взаимодействия в ней недостаточно укоренены. Западные социологи характеризуют современного человека как гедониста-индивидуалиста Реклама. Реклама все чаще аппелирует к коллективному бессознательному, актуализируя образное мышление и дискредитируя логику вербального мышления. Оперирование не понятиями, а образами ведет к господству стереотипов. Опора на эмоциональные связи между явлениями рождает, так называемое, «автоматическое мышление» (Московичи С. Век толпы.М.,1996.С.114). Одно из сильнейших средств воздействия на подсознание – суггестия, предполагающая снижение критичности восприятия и потому наиболее действующая на людей (известная формула рекламного воздействия: внимание, интерес, желание, действие, мотив). Реклама не только учитывает мировоззренческие, ценностные ориентации людей, но и формирует их, выстраивая определенную потребительскую идеологию. Потребление становится не только «конечной целью бытия», но и критерием социальной стратификации. Положение человека в обществе оценивается не только не его заслугами перед обществом, но даже не тем, чем он владеет, а исключительно тем, что и в сколько он потребляет. Действуют мотивы престижа и уподобления. Исходя из надуманной моды многие товары становятся не настоящими, а «виртуальными». Возникает система виртуальных, неподлинных ценностей, не имеющая никакого отношения к реальному бытию. Денежно-рыночный порядок стал насильничать над жизнью. Он отлучает человека от духовного бытия, но организует толпу в общество. Наиболее легкий и естественный способ самоутверждения в обществе потребления – потреблять. Появляется тенденция не видеть разницы между реальным и ирреальным, жить иллюзиями. Подавляется личностное начало. В рекламной продукции взаимоотношения между мужчиной и женщиной, взрослыми и детьми упрощаются до уровня «ритуальных идиом», представляются как универсальное распределение ролей в данной ситуации. Реклама обращается к устоявшимся, но неосознаваемым на рациональном уровне шаблонам нашего восприятия, своего рода «социальным архетипам» человека общественного. Интересно, что в искусстве, не входящем в шоу-бизнес, обычная реклама не работает, ее по-прежнему заменяет общественное мнение. Сегодня возникло понятие консциентальной войны. Суть ее в борьбе различных форм организации сознания. Предметом поражения и уничтожения являются определенные типы сознаний. Носители сознаний остаются, а типы сознаний вытесняются за рамки цивилизационно допустимых. Уничтожение определенных типов сознания предполагает разрушение общностей, групп, которые являются носителями данного типа сознания. Пять способов поражения: 1.поражение нейро-мозгового субстрата радиацией, химическими веществами, отравляющими воздух, пищу и т.д.; 2. понижение уровня организации информационно-коммуникативной среды, в которой живет сознание; 3. оккультное воздействие на организацию сознания на основе направленной передачи мыслеформ субъекту поражения; 4. специальная организация и распространение по каналам коммуникации образов и текстов, которые разрушают работу сознания (психотропное оружие); 5. разрушение способов и форм идентификации личности по отношению к фиксированным общностям, приводящее к смене форм самоопределения и к деперсонализации. При этом широко используются средства массовой коммуникации, кино и т.п. Добавление. Духовная сфера и ее связь с другими сферами общественной жизни В обществе осуществляются различные виды деятельности (отношения): производственно-экономическая, социально-бытовая, политическая, религиозная, эстетическая и другие. В рамках общественных отношений происходит та или иная общественная деятельность. В результате складываются различные сферы жизни общества. Основные из них — экономическая, социальная, политическая, духовная. Духовная сфера — это сфера отношений людей по поводу разного рода духовных ценностей, их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества. Большое значение в данном отношении имеет деятельность учреждений, выполняющих функции образования и воспитания — от начальных школ до университетов, а также атмосфера семейного воспитания человека, круг его сверстников и друзей, все богатство его духовного общения с другими людьми. Одна из фундаментальных проблем развития современного общества заключается в том, как сформировать, сохранить и обогатить духовный мир людей, приобщить их к подлинным духовным ценностям и отвратить от ложных, разрушающих человеческую душу и общество. Существенной стороной духовной жизни общества является духовное потребление. Предметы духовного потребления, будь то произведения искусства, моральные, религиозные ценности и т.д., формируют соответствующие потребности. В зависимости от характера сложившихся общественных отношений в то или иное время и решаемых в обществе задач на первый план могут выходить то одна, то другая формы общественного сознания — политическое, правовое, моральное, научное или религиозное. Усложнение процессов общественного развития и повышение их динамичности, переход к новым формам жизни требуют повышения творческой активности людей. Тем самым возрастает значение всех форм общественного сознания, в рамках которых осмысливаются различные явления и процессы общественной жизни и вырабатываются способы активного воздействия на них. Духовная сфера+Политика= создание государственной идеологии Духовная сфера+Социальная сфера=общественное сознание, доступность дух. ценностей всем классам. Духовная сфера+экономика=проблемы финансирования образования, культуры, науки; непосредственное производство и потребление дух благ. |