Главная страница
Навигация по странице:

  • О пользе моральных кодексов

  • 12. ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ Что такое природа

  • Обзор: исторические формы отношения человека к природе • Античная философия космоцентрична, космос по­нимается как неразделенность природы и человека. Гре-238

  • Синергетика - наука о сложном В конце XX века все большее развитие получает си­нергетика — наука о сложном, о том, как в хаосе ус-240

  • Как все было Был Большой взрыв

  • Уровни организации природы

  • Пространство и Время

  • философия. учебник по философии. 45. Культура и цивилизация. Диалог культур в современном мире


    Скачать 1.96 Mb.
    Название45. Культура и цивилизация. Диалог культур в современном мире
    Анкорфилософия
    Дата28.03.2023
    Размер1.96 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаучебник по философии.docx
    ТипДокументы
    #1020475
    страница21 из 42
    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   42

    234

    терпретации. Строго говоря, здесь нет и не может быть окончательных решений, кроме одного: стремись к максимальной ответственности. Вместе с тем, как свидетельствуют многочисленные декларации, коммю­нике конференций ученых и специалистов в области тех­ники, собраний сообществ технических работников, многие ценности приобрели характер устойчивых мо­ральных норм.

    Обычно отмечается, что частные, локальные инте­ресы не могут иметь преимущества перед всеобщими требованиями людей, их стремлением к справедливо­сти, счастью, свободе, безопасности, экологическому со­вершенству и здоровью. Ни один из аспектов техники не является морально нейтральным. Недопустимо де­лать человека придатком машины. Каждая техничес­кая новация должна пройти проверку на предмет то­го, действительно ли она способствует развитию человека как творческой ответственной личности.

    Каков заслуживающий одобрения моральный облик техника, инженера? Он — рационалист, обладает на­бором технических навыков и умений, имеет склонность к изобретательской деятельности, настойчив, скрупу­лезен, трудолюбив, бдителен, предан своему делу, ис­кренен, правдив.

    Интересно, что в различного рода моральных кодек­сах инженеров и техников приоритет отдается базис­ным ценностям: честности, справедливости, счастью и сво­боде. На последующее место ставятся профессиональные добродетели: солидарность с коллегами, аккуратность и тщательность в работе. Порой утверждается, что до­статочно, если мораль инженера базируется на Нагор­ной проповеди Христа.

    235

    Итак, техническая деятельность человека не явля­ется нейтральной в этическом отношении. Мораль­ным идеалом технической деятельности человека яв­ляется этика ответственности.

    Техника — это символ этики человека, как ее чи­стоты, так и нечистоплотности.

    О пользе моральных кодексов

    Два десятка лет тому назад в России невозможно было найти учебное заведение или учреждение, в ко­тором бы на видном месте не красовался так называ­емый «Моральный кодекс строителя коммунизма». Кодекс предписывал любить свою социалистическую Ро­дину, беречь социалистическую собственность, быть че­стным и т.д. Этот кодекс был принят далеко не всеми гражданами России, некоторые его осмеивали, шуткам и анекдотам не было конца. Возможно, во многом из-за этого кодекса в российском народе возникло изве­стное предубеждение ко всяким моральным кодексам.

    А между тем на Западе моральные кодексы распро­странены очень широко. Разумеется, нельзя исключить ситуации, когда моральные кодексы не отражают прак­тические потребности и действительные устремления людей. Не в меньшей степени бесспорно также, что во многих случаях моральные кодексы не навязываются людям извне, а являются результатом работы, прове­денной сотрудниками фирмы или членами научного, тех­нического или какого-либо другого сообщества.

    Нет абсолютно ничего зазорного в подписании мо­рального кодекса, содержащего те ценности, искренним приверженцем которых является подписант. Думает-

    236

    ся, будущему медику клятва Гиппократа отнюдь не по­вредит.

    Человек — существо моральное, этим следует гордиться.

    основные выводы

    • Техника как совокупность технических устройств есть знак всей деятельности человека, его ценностей.

    • В технике человек часто вредит себе, он забыва­ет себя.

    • Человек как существо, вырабатывающее цели и ценности, не может быть замещен техникой. Техни­кой может быть замещен человек, выполняющий функ­цию технического устройства.

    • Техническая деятельность человека не нейтраль­на в этическом отношении, она не может избежать кризиса в случае отказа от этики ответственности.

    12. ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ

    Что такое природа?

    Запишем слово «природа» следующим образом: «при-рода». Природа — это то, что находится приро­де человеческом, то, из чего рождается сам человек. Осо­бенности, которые присущи исключительно человеку (и обществу), в природу не входят. Человек природен в силу своего физико-биологического содержания. Он надприроден постольку, поскольку вырабатывает слож­ные формы психической и социальной жизни. Во вза­имоотношении с природой человек реализует две свои уникальные способности. Он изменяет природу и сим­волизирует себя в ней, «записывает» себя в нее (маг­нитная плата компьютера содержит «записанную» на нее человеком информацию, скульптура свидетельст­вует об эстетических ценностях ее создателя).

    Весьма близки по своему значению термины «при­рода» и «материя». Материя — это объективная реаль­ность. Материя в отличие от природы не содержит психические явления мира животных, в остальном природа и материя совпадают.

    Итак, природа это совокупность естественных условий существования человека и общества.

    Обзор: исторические формы отношения человека к природе

    Античная философия космоцентрична, космос по­нимается как неразделенность природы и человека. Гре-

    238

    ческие философы не противопоставляют природу чело­веку. Благая жизнь мыслится не иначе, как в согла­сии и гармонии с природой.

    Средневековая христианская философия пони­мает природу как последнее звено лестницы, которая ведет вниз, от Бога к человеку и от человека к приро­де. Человек, развивая свои духовные силы, стремится к возвышению над природой. Иногда дело доходит до умерщвления плоти. В глобальном масштабе человек средневековья не меньше, чем человек античности, подчинен природным закономерностям и ритмам.

    • В Новое время природа впервые становится объ­ектом тщательного научного анализа и вместе с тем по­прищем активной практической деятельности челове­ка, масштабы которой в силу успехов капитализма постоянно нарастают. Природа понимается как объект приложения сил человека в соответствии с данными ес­тественных наук, физики, химии, биологии.

    • В XX веке (20-е годы) на фоне превращения де­ятельности человека в планетарную силу, которая не только созидает, но и разрушает, русским мыслителем ЕМ. Вернадским и французскими философами Т. де Шарденом и Е. Ле-Руа вырабатывается концепция ноосфе­ры. Ноосфера — это область господства разума. Име­ется в виду, что к XX веку единство природы и человека достигло нового качественного уровня. Те­перь человек должен руководить ходом природных процессов. И делать это следует на основе разума. Ве­ра в силу разума объединяет философов ноосферы с философами Нового времени.

    Из четырех ведущих философских направлений наших дней — феноменологии, герменевтики, анали­тической философии и постмодернизма — тема приро-

    239

    ды занимает достойное место только в аналитической философии и герменевтике.

    В аналитической философии стремятся реализовать научный, а также научно-технический подход к при­роде. Ее содержание интерпретируется на основе дан­ных естественных наук. Природа — это то, что описы­вается совокупностью естественных наук. При этом надо иметь в виду, что в XX веке по сравнению с Но­вым временем в естественных науках достигнуты впе­чатляющие успехи.

    Герменевтики рассматривают природу как вклю­ченную в бытие-в-мире человека. Человек находится в мире, поэтому ему предстоит понять природу, что он делает посредством умеренной, а не хищнической прак­тической деятельности. Надо, мол, понять зов самой при­роды.

    Наш краткий исторический обзор показывает, что человек всегда находился и находится в некотором соотношении с природой, которое он определенным образом интерпретирует. Человек изначально нахо­дится в условиях, когда в силу самого факта своего су­ществования он постоянно вынужден проверять при­роду на «человечность». С этой целью он использует все доступные ему средства, в том числе и философию.

    О природе толкуется не только в так называемых естественных науках, к которым относят физику, хи­мию, геологию, биологию, но и в философии.

    Синергетика - наука о сложном

    В конце XX века все большее развитие получает си­нергетика — наука о сложном, о том, как в хаосе ус-

    240

    танавливается определенный порядок, который, одна­ко, рано или поздно разрушается. Интересно, что как в установлении, так и в разрушении порядка огромную роль играют маленькие воздействия (флуктуации). Бла­годаря этим воздействиям система в одних случаях приобретает упорядоченность, в других эта упорядочен­ность, исчерпав себя, разрушается, при этом система по­падает в состояние неустойчивости. Смена режимов ус­тойчивости и неустойчивости происходит в системах, где есть подвод вещества, энергии и информации. До раз­вития синергетики наука рассматривала отдельно ха­ос и порядок, причем основное внимание уделялось именно порядку, ибо его можно описать относительно простыми математическими уравнениями. Синергети­ка выявляет пути зарождения в хаосе порядка, его поддержания и распада.

    Представьте себе нагрев воды в кастрюле. За счет подвода энергии вода начинает нагреваться, появля­ются пузырьки воздуха в воде. А возникают они на случайных местах, в силу случайностей. Но если пу­зырек образовался, то в уже достаточно нагретой во­де он увеличивается в размерах и поднимается к по­верхности воды, где лопается. При нагревании воды хаотичность движения ее молекул возрастает, но именно в этом хаосе устанавливается порядок, развивается история капель, наполненных водяными парами.

    Нечто аналогичное происходит в товарно-денежных отношениях. Здесь хаос — это рынок. Одни продают, другие покупают, при этом разброс чувств, мнений огромен. Но в хаосе рынка устанавливаются определен­ные закономерные отношения, которые изучает эконо­мика как наука.

    241

    Сложной системой с хаосом и порядком является любой естественный язык. Филологи хорошо знают, что грамматические закономерности возникают случай­ным образом, одни случайности «вымирают», а другие, наоборот, приобретают все новых сторонников. Язык — это шум, хаос, в котором есть порядок.

    Исходя из успехов синергетики ученые объясняют возникновение и развитие упорядоченных систем пе­рестройкой хаоса. Все возникает из хаоса. Посколь­ку система «забывает» свои прошлые состояния, то не­известно, что было до хаоса и в принципе это невозможно узнать.

    Как все было? Был Большой взрыв

    Откуда все взялось — звезды, планеты, жизнь, со­общества людей? Современные ученые отвечают на этот вопрос следующим образом.

    Где-то 15 млрд лет назад вакуум оказался в неус­тойчивом состоянии. Произошел Большой взрыв, ва­куум разогрелся до 1019 градусов Кельвина. При такой гигантской температуре не могли существовать совре­менные молекулы и элементарные частицы. Взорвав­шийся вакуум стал расширяться и вследствие этого ох­лаждаться.

    Уже в первую секунду произошло очень много яв­лений, в частности появилось вещество, началось об­разование химических элементов. Позднее возникли звез­ды и планеты. Биологическая эволюция началась на нашей планете около 4 млрд лет назад. Примитивный человек возник несколько миллионов лет тому назад. Лишь последние 100 тыс. лет наши предки стали спо­собны к членораздельной речи, мышлению, широкому

    242

    использованию орудий труда. Возраст цивилизации составляет всего около 20 тыс. лет.

    Не Бог, а случайности, утверждает современная наука, привели к образованию тех упорядоченностей, от законов физики до наших ценностей, которые вы­зывают столь большое удивление своей закономерно­стью.

    Интересно, что возникновение жизни могло бы не состояться, если бы мир оказался пусть даже в весьма незначительной степени другим. Крайне специфичес­кие условия обеспечили возможность появления жиз­ни и ее последующую эволюцию.

    Природа такова, что она обладала и обладает возможностью порождать живые организмы и чело­века.

    Уровни организации природы

    Природа бывает неживой и живой. Уровни органи­зации неживой природы: вакуум, элементарные части­цы, атомы, молекулы, макротела, планеты, звезды, га­лактики, системы галактик, метагалактика (часть Вселенной, доступная современным астрономическим методам исследования). Уровни организации живой природы: доклеточный уровень (нуклеиновые кислоты, белки), клетки, многоклеточные организмы, популя­ции (особи одного вида), биоценозы (совокупность все­го живого на данном участке суши или водоема).

    Уровни организации природы, как правило, нахо­дятся в определенной соподчинительной связи друг с другом. Более простой уровень составляет фундамент более сложного уровня. Все макротела состоят из молекул, сложные организмы содержат клетки и т.д.

    243

    Для всякого сложного уровня организации материи справедливы две вещи: 1) законы простого уровня ор­ганизации материи не отменяются, они продолжают существовать; 2) на законы фундамента надстраи­ваются новые законы. Так, в организме человека ато­мы следуют законам физики и химии, клетки же и ор­ганы подвержены биологическим закономерностям.

    Пространство и Время

    В мире природы важнейшее значение имеют про­странственные и временные характеристики объек­тов. Совокупность длин, площадей, объемов, соотноше­ний типа «слева», «справа», «ниже», «выше», «под углом» называется пространством. Совокупность длительно­стей и соотношений типа «раньше», «одновременно», «позднее» называется временем. Пространство харак­теризует сосуществование явлений, а время — их

    сменяемость.

    В современной физике не считают, что пустота су­ществует. То, что раньше считали пустотой, в действи­тельности оказалось определенной физической средой, вакуумом. Мы вспомнили о пустоте в связи с простран­ством, которое не есть ни пустота (ибо она не сущест­вует), ни вакуум (вакуум — это среда, обладающая про­странственными характеристиками).

    В наши дни невозможно обосновать данными науки устаревшее представление, согласно которому простран­ство и время существуют сами по себе, вне объектов. После открытий в физике А. Эйнштейна стало особен­но очевидным, что пространственные и временные ха­рактеристики зависят от тех процессов, проявлениями которых они являются. Например, длина предмета

    244

    определяется тем, в какой системе она измеряется. Допустим, рост молодого человека 180 см. Для пасса­жира ракеты, проносящейся мимо Земли со скоро­стью, сравнимой со скоростью света, его рост в зави­симости от скорости ракеты может оказаться равным и 150 и 25 см.

    Другой пример. На Земле родились двое близнецов. До 20 лет они не разлучались и всегда вместе отмеча­ли свой день рождения. На 21-м году жизни один из близнецов отправился в космическое путешествие на аппарате, который движется со скоростью, сравнимой со скоростью света. На Земле по календарю проходит 70 лет. Тот из близнецов, который остался на Земле, стал глубоким стариком, он отмечает свое 90-летие. На вопрос, что стало с его братом, старик отвечает: «Мы ждем его с минуты на минуту, корабль возвращается, моему брату всего-то 50 лет». Описанная ситуация фантастична в том смысле, что пока люди летают на ракетах, скорости которых «черепашьи» в сравнении со скоростью света в вакууме, равной 300 тыс. км в се­кунду. Но с точки зрения физика, работающего на ус­корителе элементарных частиц, ситуация с близнеца­ми крайне правдоподобна. Дело в том, что на элементарных частицах проверена правомерность тех формул, которые описывают «замедление» времени. Свой­ства физического пространства и времени изучаются в фи­зике. Время одномерно (в формулах оно обозначается одной переменной tнеобратимо (его нельзя повер­нуть вспять). Пространство трехмерно (в формулах для его обозначения используются три переменные х, у, z). Описанные нами свойства физического простран­ства и времени характерны для макромира — мира объ­ектов, обладающих масштабностью человеческого те-

    245

    ла. В микромире пространство и время обладают дру­гими характеристиками, например пространство может быть девятимерным.

    Обратимся теперь к биологическим явлениям. Здесь физическое пространство и время приобретают допол­нительно к физической биологическую значимость. Поясним ситуацию примером.

    Представьте себе старика 80 лет, который вел здо­ровый образ жизни, но состарился в силу естественных причин. Молодой 20-летний парень, употребляющий ал­коголь и наркотики, сумел довести свою печень точно до такого же состояния, как у старика. Физический воз­раст печени старика и парня различный — 80 и 20 лет соответственно, а их так называемый биологический воз­раст одинаков, он определяется теми изменениями, которые произошли в печени того и другого. Врач должен оценить эти изменения посредством количествен­ных данных, они-то и зададут величину биологическо­го возраста (в данном случае печени). Биологический возраст человека обычно задают степенью вероятнос­ти его смерти.

    Ясно, что для нас, людей, пространственно-вре­менная определенность мира имеет огромнейшее зна­чение. Причем по достаточно простой причине наши про­странственные и временные ресурсы ограничены. Особенно неприятно, что человек — существо смертное. В этих условиях человек стремится выиграть время и про­странство, сделать максимально эффективным исполь­зование каждой единицы времени и пространства.

    Выиграть время и пространство — значит добить­ся совершенства в жизни.

    246

    Природа и Ответственность человека: экологическая, биологическая, медицинская этика

    Для современности характерно стремление вернуть единство человека и природы. Не опасаясь впасть в преувеличение, можно сказать, что философия XX ве­ка решительно покинула характерное для Нового вре­мени противопоставление субъекта и объекта, челове­ка и природы. Природа стала пониматься как дом, в котором живет человек. Экология в дословном пере­воде с греческого означает наука о доме.

    Увы, развитие экологии происходит под постоян­ный аккомпанемент грозящих человеку экологических катастроф, связанных с загрязнением среды, дефици­том ресурсов, перенаселением, разрушением системы «человечество — природа».

    Умудрившееся попасть в экологический кризис че­ловечество не знает четких путей выхода из него. Не­смотря на реализацию программ по развитию безотход­ных производств, усовершенствованию экологического законодательства экологический кризис продолжается. Становится все более очевидным, что главная экологи­ческая проблема заключена не в природе, а в ценност­но-этических представлениях человека и общества.

    Казавшиеся столь незыблемыми принципы гуманиз­ма должны соотноситься не только с человеком, но и с природой. В таком случае гуманизм теряет свое прежнее содержание и становится экогуманизмом. Любовь человека, эгоистически направленная только на него самого, привела в конечном счете к экокризису. Экогуманизм в отличие от традиционного гума­низма видит в природе бытие человека. Именно поэто­му человек вынужден относиться к ней так же бережно,
    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   42


    написать администратору сайта