Главная страница

Бергсон А - Творческая эволюция. А. Бергсон. Творческая эволюция (перевод Флеровой)Анри Бергсон творческая эволюция


Скачать 2.08 Mb.
НазваниеА. Бергсон. Творческая эволюция (перевод Флеровой)Анри Бергсон творческая эволюция
Дата29.05.2022
Размер2.08 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаБергсон А - Творческая эволюция.doc
ТипДокументы
#555915
страница27 из 27
1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   27
Глава XVI. Закон эволюции. Продолжение, §13; глава XIX. Неустойчивость

однородного, 150.

К с. 197

Труд, предпринятый Фихте... – См.: Фихте И.Г. Основа общего наукоучения. –

Соч. в 2-х томах, т. I. Работы 17921801 гг. M., 1995.

decrescendo – с ослаблением силы (лат.).

К с. 198

...не тот интеллект, который показал нам Платон в своей аллегории пещеры... –

Платон. Государство, VII, 514а – 517d.

К с. 207

...мы не будем останавливаться на этом вопросе, который исследовали в другом

месте. Имеется в виду работа "Материя и память" (гл. III).

К с. 208

Первый аспект изложен нами в другом месте. – Речь идет о "Материи и памяти".

Фарадей Майкл (1791-1867) – английский физик, создатель учения об

электромагнитном поле.

К с. 209

Трансцендентальная эстетика Канта – первая часть "Трансцендентального учения о

началах" кантовской "Критики чистого разума", где рассматриваются пространство

и время как априорные формы созерцания. См.: Кант И. Соч. в 6-ти томах. Т. 1.

M., 1964.

...идеальность пространства ... тезис. – Об антиномиях чистого разума речь

идет в части 2 "Трансцендентального учения о началах" (отд. 2, кн. 2, гл. 2)

"Критики чистого разума".

Она побудила Канта ... "эмпиристские теории познания". – "Критика чистого

разума", часть 2, отд. 2, кн. 2, гл. 2, разд. 3.

К с. 210

deus ex machina – бог из машины (лат.). Обозначает неожиданную развязку (в

античных трагедиях бог неожиданно появлялся на сцене при помощи механизма).

...между вещами и нашим духом... существует предустановленное согласие... –

Учение о предустановленной гармонии было предложено Лейбницем для объяснения

наличия в мире взаимосвязи и согласованности, взаимодействия души и тела, а

также для обоснования возможности познания. См., напр.: Лейбниц Г.В. Новые

опыты о человеческом разумении автора системы предустановленной гармонии. –

Цит. соч., т. 2; Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале

зла. Предварительные рассуждения о согласии веры и разума, 44, Первая часть

опытов о справедливости Бога, свободе человека и начале зла, §59-66 (цит.

соч., т. 4).

К с. 214

λόγος – слово, речь, дело (греч.). ψυχή – дыхание, дух, душа; жизнь (греч.).

Равессон-Мольен (наст. фамилия – Лаше) Жан Гаспар Феликс (1813-1900) –

французский философ-спиритуалист, ученик Шеллинга. Дал очерк философии Плотина

в "Essai sur la métaphysique d'Aristote", t. 2 (1846). Равессону посвящена

работа Бергсона "La vie et l'oeuvre de Ravaisson", опубликованная в сборнике

Бергсона "La pensée et le mouvant" (P., 1934).

процессия (греч. – шествие вперед, выступление, выход; лат. procedo –

проходить, протекать, продвигаться) – термин, обозначающий нисходящее движение

от Единого к чувственному миру в философии Плотина. На русский язык

переводился как "процесс происхождения вещей": "Процесс происхождения вещей

идет не во восходящей, а по нисходящей линии, так что чем дальше он идет, тем

больше выступает множественность, между тем как начало на каждой ступени

всегда обладает большею простотою, чем то, что от него происходит". Эннеады.

V. 3. 16. В кн.: Плотин. Эннеады. Киев, 1995, с. 161 (пер. Г.В.Малеванского).

Ср. у Лосева: "В образах плотиновской торжественной процессии и бергсоновского

"порыва" – больше, чем просто разница между александрийцем и парижанином,

влюбленным в вагнеровский "Полет валькирий". Здесь, где речь идет о спасении

от смерти, разница в темпе временных отношений. Плотин уверен в том, что это

спасение вечно реализуется и нам надо только обратить на него внимание. У

Бергсона спасение не совпадает с сущностью вещей, а зависит от нашей

инициативы, нашего свободного усилия". – Лосев А.Ф. Плотин и Бергсон с точки

зрения проблемы образного мышления. В кн.: Лосев А.Ф. История античной

эстетики. Поздний эллинизм. М., 1980, с. 560-561.

Обратный процесс восхождения, возврата от чувственного мира к Единому

обозначен термином "конверсия" (греч. επιστροφή – поворачивание, обращение;

лат. conversio). Подробно об этих понятиях и связанных с ними проблемах см.:

Mossé-Bastide R.M. Bergson et Plotin. P., 1959. Здесь так описано различие в

этом отношении между Плотином и Бергсоном: "У Плотина процессия – только лишь

движение спуска, организация, осуществляющая синтез между различными уровнями

самого этого движения... В сердце бергсоновской "процессии" находится усилие

возвышения и "конверсии": как бы жизнь ни распадалась на отдельные направления

и даже ни ослабляла свой порыв, она все же верна своему исходному

предназначению – творить возможно больше свободы" (р. 220).

К с. 221

Леруа Эдуар (1870-1954) – французский ученый и философ, последователь

Бергсона, представитель католического модернизма. Ввел термин "ноосфера".

К с. 223

Мсье Журден – персонаж комедии Мольера "Мещанин во дворянстве".

К с. 229

...сравнить аристотелевскую теорию падения тел с объяснением, данным Галилеем.

См.: Аристотель. Физика; О небе. – Соч., т. 3 (ниже Бергсон дает точные

ссылки). Галилей Г. Диалог о двух главнейших системах мира, с. 118-128,

237-266, 313344; Беседы и математические доказательства, с. 163-170

(обсуждению этих проблем посвящены также День третий и четвертый Бесед).

Подробнее об этих проблемах см.: Гайденко П.П. Эволюция понятия науки

(XVII-XVIII вв.). М., 1987.

К прим. 2: "движение каждого [тела] в его собственное место есть движение к

его собственной форме" ("О небе", пер. А.В.Лебедева).

Законы Кеплера... – См.: Чеботарев А. Иоганн Кеплер и небесная механика. М.,

1971.

К с. 230

...вторая половина познания ... некоторые философы. – Здесь и далее Бергсон,

вероятно, имеет в виду концепцию эмпириокритицизма.

К с. 232

...ни античный реализм не говорил бы о "материи"... – Речь идет о концепциях

материи у Платона и Аристотеля.

...ни современный идеализм не полагал бы "чувственного многообразия"... –

Имеются в виду концепции Канта и его последователей .

К с. 234

sic jubeo – так предписано (лат.).

К с. 240

Дюгем (Дюэм) Пьер (1861-1916) – французский физик, автор ряда работ по

философии и истории естествознания.

К с. 241

Второе начало термодинамики – один из основных законов термодинамики, закон

возрастания энтропии.

Парно Никола Леонар Сади (1796-1832) – французский физик и инженер, один из

основателей термодинамики.

Клаузиус Рудольф Юлиус Эмануэль (1822-1888) – немецкий физик, один из

создателей термодинамики. Ввел понятие энтропии (1865). Поддерживал гипотезу

"тепловой смерти Вселенной".

К с. 242

Больцман Людвиг (1844-1906) – австрийский физик, один из основателей

статистической физики; дал статистическое обоснование второго начала

термодинамики.

К с. 244

Лаланд Андре (1867-1963) – французский философ, автор работ по философии

науки, логике, психологии, этике. Создатель "Технического и критического

философского словаря". Точное название цитируемой Бергсоном работы – "L'idée

directrice de la dissolution opposée à celle de l'évolution".

К с. 247

modus vivendi – способ существования (лат.).

К с. 253

Мы. исследовали этот вопрос в работе "Введение в метафизику". – См.: Бергсон

А. Собр. соч. в 5-ти томах. СПб., 1913-1914. Т. 5.

К с. 256

Мы не будем останавливаться здесь на том, что исследовали в предыдущих

работах. – Имеются в виду "Материя и память" и ряд работ, вошедших

впоследствии в сборник "Духовная энергия" (1919).

К с. 257

...как мы пытались доказать в другом месте... – Речь идет о "Материи и

памяти".

К с. 271

Можно понять, говорил Декарт, многоугольник в тысячу сторон... – См.:

Размышления о первой философии. Шестое размышление. – Декарт Р. Собр. соч. в

2-х томах. Т. 2. M., 1984, с. 58.

К с. 276

Кант в своей критике онтологического доказательства... – Кантовскую критику

онтологического доказательства существования Бога см.: "Критика чистого

разума", часть 2, отд. 2, гл. 3, разд.4.

К с. 296

Аргументы Зенона Элейского... – Парадоксы Зенона, представителя Элейской

школы, целью которого было доказательство невозможности движения в мире

истинного бытия ("Дихотомия", "Ахиллес и черепаха", "Стрела", "Стадий"),

Бергсон исследовал в "Опыте о непосредственных данных сознания" и в "Материи и

памяти" (издание 1992 г., с. 98-99, 280-282). В своей второй диссертации,

написанной на латинском языке, "Quid Aristoteles de loco senserit" ("Идея

места у Аристотеля"), Бергсон проанализировал аристотелевское решение

парадоксов Зенона. См. об этом: Mossé-Bastide R.M. Bergson éducateur. Paris,

1955, p. 27-28, a также: Койре А. Очерки истории философской мысли. M., 1985,

с.27-50.

К с. 297

Мы исследовали их в другом месте. – См. прим. к с. 296.

К с. 299

По поводу этого пункта мы отсылаем к аргументации Эвеллена. – См. подробнее:

Койре А. Заметки о парадоксах Зенона. Цит. соч., с. 27-50.

К с. 301

...философы Элейской школы... – Элейская школа – древнегреческая философская

школа конца VI – нач. V века до н.э., представители которой (Парменид, Зенон и

Милет; по некоторым свидетельствам, родоначальником школы был Ксенофан)

утверждали тождественность сущего и мыслимого и отрицали возможность движения

и чувственного многообразия в мире единого и вечного бытия.

К с. 302

Главные линии доктрины, развивавшейся от Платона к Плотину... – Имеется в виду

концепция движения и бытия, концепция общего и единичного, единого и

множественного, берущая начало в платоновской теории идей и в космологии,

изложенной Платоном в "Тимее".

...через стоиков... – Стоицизм – древнегреческая философская школа (III в. до

н.э. – II в. н.э.). Влияние Платона и Аристотеля в особенности сказалось на

концепциях представителей Средней Стой (Панетий, Посидоний).

К с. 303

"небытие" Платона... – См.; Платон. Софист. Соч., т. 2.

"материя" Аристотеля... – См. сочинения Аристотеля, "Метафизика" (VII, 7,

1032а; X, 8, 1058а и др.) и "Физика" (I, 9).

К с. 307

Платон его сформулировал, а Аристотель тщетно пытался от. него освободиться. –

См.: Платон. Парменид (Соч., т. 2); Аристотель. Метафизика. I, 9; VII, 8;

XIII, 4-5.

...употребляя его собственное выражение, Мыслью о мысли. – Аристотель.

Метафизика, XII, 7, 9.

Бог Аристотеля. См.: Аристотель. Метафизика (XII, 7).

К с. 308

...активный интеллект... – Учение Аристотеля об уме-нусе см. в его работе "О

душе". "Нус" у Аристотеля – и перводвигатель, и интеллектуальная интуиция. Это

учение было впоследствии развито в неоплатонизме.

...как говорили потом александрийцы... – Имеются в виду представители

неоплатонизма, философской школы, основатель которой, Плотин, получил

образование в Александрии.

К прим.: в русском переводе звучит так: "И действительно, существует, с одной

стороны, такой ум, который становится всем, с другой – ум, все производящий,

как некое свойство, подобное свету. Ведь некоторым образом свет делает

действительными цвета, существующие в возможности" ("О душе", пер.

П.С.Попова).

Оба взгляда можно найти у Аристотеля... как спускающееся от Бога к вещам. –

См.: Аристотель. Метафизика, I, 2, 982b5; I, 3; XII, 7.

К с. 310

Александрийцы ... только следовали этому двойному указанию... – См. прим. к с.

47 и 214.

К прим. 1: "...вне крайней орбиты нет ни пустоты, ни места" ("О небе", пер.

А.В.Лебедева), "...все в целом в одном отношении будет двигаться, в другом

нет. Ибо как целое оно не меняет места все сразу, по кругу же будет двигаться,

так как это место его частей" ("Физика", пер. В.П.Карповича).

К прим. 2; в русском переводе дано так: "...вне неба равным образом нет ни

места, ни пустоты, ни времени" ("О небе"); "...время есть некоторое свойство

движения" ("Физика").

"Аристотель при доказательстве необходимости первого неподвижного двигателя...

– См.: Аристотель. Физика, VII, 1; VIII, l.

К с. 313

...как это сделал Аристотель. – См.: Аристотель. О небе, 11,4.

К с. 315

τέλος – конец, исход, результат (греч.).

ακμή – высшая стадия, лучшая пора (греч.).

...в физике Аристотеля... Но Галилей считал... – См. прим. к с. 229.

К с. 318

...сущность же картезианской геометрии... – Изложена Декартом в работе

"Геометрия", которая представляет собой одно из приложений, наряду с

"Диоптрикой" и "Метеорами", к сочинению Декарта "Рассуждение о методе".

Ньютон и его последователи соединяются с Кеплером, благодаря Галилею. –

Подробнее об этих проблемах см.: Гайденко П.П. Цит. соч.; Койре А. Цит. соч.

К с. 320

...Мы пробовали уже установить это в предшествовавшем труде. – Бергсон имеет в

виду "Опыт о непосредственных данных сознания".

К с. 327

...Декарт верит в свободную волю человека. – Декарт Р. Первоначала философии.

I, 37-39 (Соч., т. 1).

К с. 332

Этот-то параллелизм мы находим и у Лейбница, и у Спинозы. – Взаимодействие

идеального и реального, душ и тел в концепции Лейбница осуществлялось

посредством предустановленной гармонии и интеллектуальной интуиции; см. прим.

к с. 210. Спиноза развивал тезис о мышлении и протяжении как двух атрибутах

единой субстанции; интеллектуальная интуиция в его учении также обеспечивала

согласование между идеями и реальностью. См.: Спиноза Б. Краткий трактат о

Боге, человеке и его счастье. Избр. произв. в 2-х томах, т. 1. M., 1957, с.

90; Этика. Часть I, теорема 14.; часть II, теорема 1 и 2. Там же, с. 372-373,

404.

Полагая Бога, с необходимостью полагают также и все возможные с него снимки,

то есть монады. – См.: Лейбниц Г. В. Рассуждение о метафизике, 14;

Монадология.

Это и выражает Лейбниц ... реальное Целое не имеет частей. – См.: Лейбниц Г.В.

Критика основоположений преподобного отца Мальбранша (Соч., т. 1, с. 400);

Новая система природы, 11; Переписка с Кларком. Пятое письмо Лейбница, к §5 и

§6, 29.

К с. 333

...Бог определяется им как "субстанция, не имеющая точек зрения"... – Бергсон,

вероятно, имеет здесь в виду высказывания Лейбница о том, что Бог, в отличие

от других монад с их ограниченными точками зрения на мир, "...в каждой части

универсума видит его в целом по причине совершеннейшей связи предметов"

("Опыты теодицеи...", с. 367).

...или как "универсальная гармония", то есть взаимная дополнительность монад.

– См.: "Монадология", 56, 59.

К с. 334

Лейбниц говорит об этом... – См. прим. к с. 72.

...время будет состоять в совокупности точек зрения каждой монады на самое

себя, как пространство – в совокупности точек зрения всех монад на Бога. Ср.,

напр.: "...эта гармония производит связь как будущего с прошедшим, так и

настоящего с отсутствующим. Первый вид связи объединяет времена, а второй –

места. Эта вторая связь обнаруживается в единении души с телом, и вообще в

связи истинных субстанций между собой. Но первая связь имеет место в

преформации органических тел, или, лучше, всех тел..." (Лейбниц Г.В. Опыты

теодицеи..., Предисловие, с. 69).

ύλη – материя, вещество (греч.).

...чем более исследуешь спинозистскую концепцию "неадекватного" в отношении

его к "адекватному"... – Спиноза Б. Этика. Часть 2, теоремы 24-41, 46, 47;

часть 3, теорема l.

К с. 336

...как мы пытались это показать в предыдущем труде... – Речь идет о "Материи и

памяти".

К с. 336

И приходят, таким образом, или к "эпифеноменизму"..., или к "монизму". –

Эпифеноменизм (эпифеноменализм) – характерное для концепций механистического

материализма представление о сознании как об эпифеномене, не имеющем

собственной сущности. Говоря о "монизме", Бергсон имеет в виду, очевидно,

эмпириокритицизм.

Медики-философы. XVIII века... – Бергсон имеет в виду французских (возможно, и

английских) философов-материалистов: некоторые из них, к примеру Ламетри и

Гартли, получили медицинское образование и занимались врачебной практикой.

К с. 336

νοησεσς υονσις – мышление мышления (греч.).

К с. 337

Единство природы является от человеческого разума ... будет безличной. Имеется

в виду концепция трансцендентального единства апперцепции у Канта. – Критика

чистого разума. Трансцендентальная дедукция чистых рассудочных понятий.

...формальный Бог... выявился с Фихте. – Речь идет о концепции абсолютного Я у

Фихте. См.: Фихте И.Г. Основа общего наукоучения. Часть первая.

Основоположения всего наукоучения. §1. Первое совершенно безусловное

основоположение. См. подробнее: Вышеславцев Б. Этика Фихте. М., 1914.

...различию, делаемому Кантом между материей познания и ее формой. – Кант И.

Критика чистого разума. Трансцендентальная эстетика, 1.

К с. 339

Это и выражает Кант, говоря, что все наши интуиции чувственны, или, другими

словами, инфраинтеллектуальны. – О причинах отрицания Кантом интеллектуальной

интуиции см.: Критика чистого разума. Трансцендентальная эстетика, §8, IV.

К с. 341

...непосредственные преемники Канта. – Бергсон имеет в виду послекантовскую

рационалистическую философию – Фихте, Шеллинга и Гегеля.

К с. 343

...эволюционизм Спенсера... – Далее рассматривается эволюционная концепция

Спенсера, изложенная в "Основных началах": Часть II. Познаваемое. Главы

XII-XXIV.

...затем он "интегрирует" эти частицы... – Здесь имеется в виду "закон

эволюции", сформулированный Спенсером в "Основных началах": "Эволюция есть

интеграция вещества, которая сопровождается рассеянием движения и в течение

которой вещество переходит из состояния неопределенной, бессвязной

однородности в состояние определенной связной разнородности, а сохраненное

веществом движение претерпевает аналогичное превращение" (цит. соч. с. 237).

И.И.Блауберг
1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   27


написать администратору сайта