|
Рэдклифф-Браун А.Р. Структура и функция в примитивном обществе, учебное пособие. Рэдклифф-Браун А.Р. Структура и функция в примитивном обществе,. А. Р. РэдклиффБраун структура и функция в примитивном обществе
Альфред Реджинальд Рэдклифф-Браун широко известен (наряду с Б.К. Малиновским) как творец современной британской социальной антропологии. То, что принято называть функционализмом или структурно-функциональным подходом в антропологии, — это в значительной степени результат его полувековой теоретической и научно-организационной деятельности. Начало «эры функционализма» антропологическая традиция относит к 1922 г., когда одновременно в свет вышли монографии Рэдклифф-Брауна — «Андаманские островитяне»1 и Малиновского — «Аргонавты Западной части Тихого океана»2. Эти труды содержали основные положения нового подхода к изучению культуры, общества и человека, подхода, который отвергал многие установки представителей классической эволюционистской антропологии XIX — начала XX в. — Э.Тайлора, Л.Г.Моргана, Дж.Фрэзера и др. Положения нового подхода, утверждение которых в антропологии иногда называют «научной революцией», можно свести к следующим постулатам;
изучение общества должно базироваться не на спекулятивном кабинетном анализе фактов, полученных из вторых рук, а на основе длительного непосредственного наблюдения его жизни самими исследователями — теоретик и наблюдатель должны соединиться в одном лице3;
в качестве предмета изучения необходимо рассматривать не отдельные явления культуры, а всю данную культуру как функциональное целое4;
научное объяснение социальных явлений не может сводиться к предположительным суждениям об их происхождении, оно состоит в указании
1Brown A.R, (Radcliffe-Brown A.R). Andaman Islanders. Cambridge, 1922.
2Malinowski B. Argonauts of the Western Pacific. An Account of Native Enterprise and Adventure in the Archipelagoes of Melanesian New Guinea. L, 1922.
3 См.: Radcliffe-Brown A.R Andaman Islanders, p. 234.
4См.: Ibid., p. 400.
© А.А. Никишенков, 2001
259
той функции, которую явление выполняет в общественной жизни данного народа.
На протяжении трех десятилетий первоначальные декларации 1922 г. были развиты Рэдклифф-Брауном в достаточно разработанную теоретико-методологическую концепцию, которую иногда именуют «британским антропологическим структурализмом», чтобы подчеркнуть ее специфику по сравнению с «биопсихологическим функционализмом» Малиновского. Эта концепция в научном наследии Рэдклифф-Брауна занимает особое место, ей специально посвящена серия трудов, наиболее известными из которых являются «Естественная наука об обществе»6, а также статьи, значительная часть которых помещена в сборнике «Метод в социальной антропологии»7.
При всем самостоятельном значении теории и методологии Рэдклифф-Брауна подлинный их смысл раскрывается в том, как британский антрополог использовал их при исследовании конкретных примитивных обществ Австралии, Океании, Африки и Америки. Результаты этих исследований были опубликованы в нескольких книгах и большом количестве статей, наиболее интересные из них были им самим собраны в издании, русский перевод которого читатель держит в руках.
Научными трудами вклад Рэдклифф-Брауна в историю антропологии далеко не исчерпывается. По мнению некоторых историков этой науки, не менее, а может быть, более существенное влияние на ее развитие оказала его организационная и педагогическая деятельность. Вряд ли кто из его предшественников и современников сделал больше для того, чтобы превратить социальную антропологию в особую университетскую дисциплину с системой учебных предметов, воплощенных в программы, лекционные курсы и семинары. Причем модель университетского образования, созданная Рэдклифф-Брауном, стремительно распространялась им самим, без преувеличения, по всей планете. Он стал создателем кафедр социальной антропологии в Южной Африке (Кейптаун), Австралии (Сидней), США (Чикаго), Англии (Оксфорд). Стиль и содержание его преподавания антропологии укоренялись и во многих других университетах и учебных заведениях — в Йоганнесбурге (Южная Африка), Александрии (Египет), Пекине (Китай), Сан-Паулу (Бразилия) и др., где он работал, всю жизнь переезжая из страны в страну.
Благодаря такой беспрецедентной активности, которую иначе как харизматической не назовешь, в 20—50-х годах теоретические идеи, стиль научной и педагогической деятельности Рэдклифф-Брауна были восприняты большим количеством молодых антропологов во многих странах. Это стало одним из определяющих факторов формирования определенной научной традиции в антропологии, которая дошла до наших дней.
5 См: Ibid, p. 234.
6 Radcliffe-Brown A.R A Natural Science of Society. Glencoe, 1957.
7 Radcliffe-Brown A.R. Method in Social Anthropology. Bombey, 1973.
260
Разумеется, за полвека, прошедшие после смерти Рэдклифф-Брауна, многое изменилось в британской антропологии. Сейчас не найти, пожалуй, ни одного ученого, который полностью разделял бы теоретические идеи Рэдклифф-Брауна или его интерпретацию институтов примитивного общества. В наши дни, по выражению одного английского автора, «опровержение функционализма стало почти ритуалом посвящения в социологическую зрелость»8, а другой автор пишет, что «социальные антропологи современности часто обращаются к Рэдклифф-Брауну, но чаще всего делают это, чтобы указать, насколько он был неправ»9. Тем не менее категории и понятия его концепции стали неотъемлемой частью научного языка антропологов и социологов, сформулированные им исследовательские проблемы до сих пор входят в число тех научных задач, которые разрабатываются учеными, а его остроумные решения узловых вопросов «микросоциологии примитивных обществ» — неотъемлемая часть научного дискурса в этой сфере.
Работы Рэдклифф-Брауна стали классическими текстами, на которых учатся все новые и новые поколения студентов антропологов, социологов, политологов, философов. Именно поэтому они регулярно переиздаются во многих странах мира.
|
|
|