А. С. Грибоедов идеи декабризма в комедии Грибоедова "Горе от ума". Чацкий и декабристы
Скачать 2.22 Mb.
|
В.Шукшин. 80. Нравственная сила добра (по произведениям В.Шукшина, А.Алексина, Г.Щербакова). Черствость души - самая страшная болезнь на свете. А.П.Чехов говорил: "Спешите делать добро". Если мы будем сначала просто не обра- щать внимание на чужое горе, заглушать голос собственной совести, убеждая себя в том, что потом наверстаем упущенное, а пока и без того много забот, то тем самым мы убьем в себе самое ценное качество - спо- собность делать добро. Это огрубляет наше сердце, покрывает его непро- ницаемой коркой, сквозь которую уже не пробьются мольбы о помощи. Пос- ле потери доброты происходит неминуемая потеря нравственности. Такой человек способен уже на все. Необходимо бороться с этим, не допускать перерождения человека, и не удивительно, что очень большая часть про- изведений современных писателей посвящена этой теме. Авторы призывают нас быть добрее, душевнее друг с другом, вспоминая историю, уроки про- шедшей войны. Одним из таких авторов был В.Шукшин. это был человек с многог- ранным талантом: актер, режиссер, писатель. От всех его созданий веет душевной теплотой, искренностью, любовью к людям. Однажды писатель скажет: "Каждый настоящий писатель, конечно же, психолог, но сам боль- ной". Вот этой-то болью за людей, за их порой пустую и никчемную жизнь, проникнуты рассказы Шукшина. В сборнике рассказов "Беседы при ясной луне" Шукшин показывает нам новый тип героя. Это "чудик" (есть у него и рассказ с таким назва- нием). Чудики Шукшина - это люди, стремящиеся создать "праздник души", живущие просто, естественно, не делая другим зла. Таковы герои расска- зов "Чудик", "Микроскоп", "Мастер". Но их стремления сделать "людям как лучше" постоянно натыкаются на стену непонимания, отчужденность, даже враждебность. Таково, например, столкновение "Чудика" с женой брата Зоей Ивановной, за что-то невзлюбившей Чудика. К этому же типу героев принадлежит и герой сценария "Калина красная". Егор Прокудин в "Калине красной" - образ человека, глубоко пе- реживающего. Из темного воровского мира он шагнул в новое и светлое. Его душа осталась чистой, он не хочет возвращаться в прошлое. Автор показывает, что истинная доброта и нравственность не могут исчезнуть. Герой произведения "Живет такой парень..." поражает непосредствен- ностью и добротой. Он может что-то наивно "загнуть", но в душе он прекрасен. Василий Шукшин, показывая таких людей, заставляет поверить в добро, в его силу. В этом отношении очень интересна и повесть А.Алексина "Больные и здоровые". Автора интересуют нравственно больные люди, тот огромный вред, который они приносят. В больнице работает молодой талантливый хирург под руководством безнравственного и бездарного человека. Думая только о своем благополучии и спокойствии, человек забывает о том, что он носит белый халат, что его дело - лечить людей. Чтобы в срок сде- лать ремонт, он закрывает больницу и буквально выгоняет больных. Когда под окнами больницы происходит авария, он вместо того, чтобы немедлен- но отправить пострадавших в операционную, дает указание переправить их в другую больницу, так как боится, что они могут умереть, а ему тогда "влетит". Этому человеку противостоит молодой специалист. Конфликт был очень острым. Автор без прикрас показывает, как главврач пользуется поддержкой высокопоставленных особ. Велики его нравственные преступле- ния. Сами больные тоже сумели выступить против зла. И тем самым автор призывает нас бороться, а не закрывать глаза на безнравственность, он пишет о силе добра и благородства, помогающей спасти людей, вырвать их из беды. В повести Г.Щербакова "А вам и не снилось" показано неправиль- ное понимание нравственности взрослыми. Их нечуткое отношение к душам любящих привело к трагедии. Не дали соединиться двум любящим сердцам, и это привело к гибели одного из героев. Конец этой повести является призывом ко всем нам. Как хочется крикнуть: "Люди, будьте добрыми друг к другу, будьте чуткими!" Нравственность и доброта - великие силы, и надо правильно их понимать. Добро воспитывает и возвеличивает человека, злость и равноду- шие унижают его. "Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслу- живаешь названия человека", - говорил Саади. А.И.Солженицын. 81. Жизнь и творчество А.Солженицына. Имя Александра Солженицына, долгое время бывшее под запретом, наконец-то по праву заняло свое место в истории русской литературы со- ветского периода. После издания "Архипелага ГУЛАГа" (а это произошло лишь в 1989 году) ни в русской, ни в мировой литературе не осталось произведений, которые представляли бы большую опасность для советского режима. Эта книга раскрывала всю сущность тоталитарного режима. Пелена лжи и само- обмана, все еще застилавшая глаза многим нашим согражданам, спадала. После всего, что было собрано в этой книге, что было раскрыто с пора- зительной силой эмоционального воздействия, с одной стороны, докумен- тального свидетельства, с другой - искусства слова, после того, как в памяти запечатлелся чудовищный, фантастический мартиролог жертв "стро- ительства коммунизма" в России за годы советской власти - уже ничего не удивительно и не страшно! ...Краткое жизнеописание Александра Исаевича таково: дата рож- дения - декабрь 1918 г., место рождения - г. Кисловодск; отец происхо- дил из крестьян, мать - дочь пастуха, ставшего впоследствии зажиточным хуторянином. После средней школы Солженицын заканчивает в Росто- ве-на-Дону физико-математический факультет университета, одновременно поступает заочником в Московский институт философии и литературы. Не закончив в последнем двух курсов, уходит на войну, с 1942 по 1945-й командует на фронте батареей, награжден орденами и медалями. В феврале 45-го в звании капитана арестован из-за подслеженной в переписке кри- тики Сталина и осужден на восемь лет, из которых почти год провел на следствии и пересылке, три - в тюремном НИИ и четыре самых трудных на общих работах в политическом Особлаге. Затем был в Казахстане "навеч- но", однако с февраля 1957 г. последовала реабилитация. Работал школь- ным учителем в Рязани. После появления в 1962 г. Произведения "Один день Ивана Денисовича" был принят в Союз писателей. Но следующие рабо- ты вынужден отдавать в "Самиздат" или печатать в Зарубежье. В 1969-м из СП исключен, в 70-м удостоен Нобелевской премии по литературе. В 1974-м в связи с выходом первого тома "Архипелага ГУЛАГ" насильственно изгнан на Запад. До 1976 г. жил в Цюрихе, затем перебрался в амери- канский штат Вермонт, природою напоминающий среднюю полосу России. Таков нелегкий жизненный путь писателя. Его творчество возвра- щается на Родину. Хорошо, что это происходит при жизни Александра Иса- евича и вселяет надежду на его возвращение из принудительного изгна- ния. В преддверии своего 60-летия Солженицын начал издавать собра- ние сочинений с подзаголовком "Восстановленные подлинные доцензурные тексты, заново проверенные и исправленные автором. Иные произведения печатаются впервые". К 1988 г. Вышли в свет уже 18 томов. Хотя сам писатель и утверждал, что наиболее влекущая его в ли- тературе форма - "полифоническая с точными приметами времени и места действия", из пяти его крупных вещей, как это не удивительно, романом в полном смысле является "В круге первом", ибо "Архипелаг ГУЛАГ" сог- ласно подзаголовку - "опыт художественного исследования", эпопея "Красное колесо" - "повествование в отмеренных сроках". "Раковый кор- пус" - по авторской воле, "повесть", а "Один день Ивана Денисовича" - даже "рассказ". Роман "В круге первом" писался 13 лет и имеет семь редакций. Сюжет состоит в том, что дипломат Володин звонит в американское по- сольство, чтобы сказать о том, что через три дня в Нью-Йорке будет ук- раден секрет атомной бомбы. Подслушанный и записанный на пленку разго- вор, доставляют на "шарашку" - научно-исследовательской учреждение системы МГБ, в котором заключенные создают методику распознания голо- сов. Смысл романа разъяснен зэком: "Шарашка- высший, лучший, первый круг ада". Володин дает другое разъяснение, вычеркивая на земле круг: "Вот видишь круг? Это - отечество. Это - первый круг. А вот второй, он шире. Это - человечество. И первый круг не входит во второй. Тут забо- ры предрассудков. И выходит, что никакого человечества нет. А только отечества, отечества и разные у всех..." "Один день Ивана Денисовича" задуман автором на общих работах в Экибастузском особом лагере. "Я таскал носилки с напарником и поду- мал, как нужно бы описать весь лагерный мир одним днем". В повести "Раковый корпус" Солженицын выдвинул свою версию "возбуждения рака": сталинизма, красного террора, репрессий. Чем притягивает творчество Солженицына? Правдивостью, болью за происходящее, прозорливостью. Писатель, историк, он все время предуп- реждает нас: не потеряйтесь в истории. "Скажут нам: что ж может литература против безжалостного на- тиска открытого насилия? А не забудем, что насилие не живет одно и не способно жить одно: оно непременно сплетено с ложью." - писал А.И.Сол- женицын. а нужно сделать простой шаг: не участвовать в лжи. Пусть это приходит в мир и даже царит в мире, - но не через меня. Писателям же и художникам доступно большее: победить ложь! Солженицын и был таким пи- сателем, который победил ложь. В.Быков. 82. Нравственный выбор героев в повести В.Быкова "Сотников". "Война есть противное человеческому естеству состояние", - пи- сал Л.Толстой. и мы вынуждены согласиться с этим утверждением, ведь война приносит страх, кровь, слезы. Война также является и испытанием для человека. Проблема нравственного выбора героя на войне характерна для всего творчества В.Быкова. Эта проблема ставится практически во всех его повестях: "Альпийская баллада", "Обелиск", "Сотников" и др. В по- вести Быкова "Сотников" подчеркнуто заострена проблема подлинного и мнимого героизма, которая составляет суть сюжетной коллизии произведе- ния. В повести сталкиваются не представители двух разных миров, а люди одной страны. Герои повести - Сотников и Рыбак - в обычных усло- виях, возможно, и не проявили бы свою истинную натуру. Но во время войны Сотников с честью проходит через тяжелые испытания и принимает смерть, не отрекаясь от своих убеждений, а Рыбак перед лицом смерти меняет свои убеждения, предает Родину, спасая свою жизнь, которая пос- ле предательства теряет всякую цену. Он фактически становится врагом. Он уходит в мир иной, чуждый нам, где личное благополучие становится выше всего, где страх за свою жизнь заставляет убивать и предавать. Перед лицом смерти человек остается таким, каков он есть на самом де- ле. Здесь проверяется глубина его убеждений, его гражданская стой- кость. Идя на выполнение задания, они по-разному реагируют на предс- тоящую опасность, и кажется, что сильный и сообразительный Рыбак более подготовлен к подвигу, чем хилый, больной Сотников. Но если Рыбак, ко- торый всю жизнь "ухитрялся найти какой-нибудь выход", внутренне готов к тому, чтобы совершить предательство, то Сотников до последнего дыха- ния остается верным долгу человека и гражданина: "Что ж, надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смерть... Иначе, зачем тогда жизнь? Слишком нелегко дается она челове- ку, чтобы беззаботно относится к ее концу". В повести Быкова каждый занял в ряду жертв свое место. Все, кроме Рыбака, прошли свой смертельный путь до конца. Рыбак стал на путь предательства только во имя спасения собственной жизни. Жажду продолжения жизни, страстное желание жить, почувствовал следователь-предатель и, почти не раздумывая, в упор ошеломил Рыбака: "Сохраним жизнь. Будешь служить Великой Германии". Рыбак еще не согла- сился идти в полицаи, а его уже избавили от пыток. Рыбак не хотел уми- рать и кое-что выболтал следователю. Сотников при пытке терял созна- ние, но не сказал ничего. Полицаи в повести изображены тупыми и жесто- кими, следователь - хитрым и жестоким. Сотников примирился со смертью. Он хотел бы умереть в бою, но это стало для него невозможно. Единственное, что ему оставалось, опре- делиться в отношении к людям, оказавшихся рядом. Перед казнью Сотников потребовал следователя и заявил: "Я - партизан, остальные тут ни при чем". Следователь приказал привести Рыбака, и он согласился вступить в полицию. Рыбак старался убедить себя, что он не предатель, что убежит. В последние минуты жизни Сотников неожиданно утратил свою уве- ренность в праве требовать от других то же, что с себя. Рыбак стал для него не сволочью, а просто старшиной, который как гражданин и человек не добрал чего-то. Сотников не искал сочувствия в толпе, окружавшей место казни. Он не хотел, чтобы о нем плохо подумали и разозлился только на выполнявшего обязанности палача Рыбака. Рыбак извиняется: "Прости, брат". "Иди ты к черту!" - следует ответ. Что случилось с Рыбаком? Он не одолел судьбы заплутавшегося на войне человека. Он искренне хотел повеситься. Но обстоятельства поме- шали и остался шанс выжить. Но как выжить? Начальник полиции полагал, что "подобрал еще одного предателя". Вряд ли начальник полиции видел, что творится в душе этого человека, запутавшегося, но потрясенного примером Сотникова, который был кристально честным, выполнившим долг человека и гражданина до конца. Начальник увидел будущее Рыбака в слу- жении оккупантам. Но писатель оставил ему возможность иного пути: про- должение борьбы с врагом, возможное признание в своем падении товари- щам и, в конечном итоге, искупление вины. Произведение проникнуто раздумьями о жизни и смерти, о челове- ческом долге и гуманизме, которые несовместимы с любым проявлением эгоизма. Углубленный психологический анализ каждого поступка и жеста героев, мимолетной мысли или реплики - одно из самых сильных качеств повести "Сотников". Папа Римский вручил писателю В.Быкову за повесть "Сотников" специальный приз католической церкви. Этот факт говорит о том, какое общечеловеческое нравственное начало усматривается в этом произведе- нии. Огромная нравственная сила Сотникова состоит в том, что он сумел принять страдания за свой народ, сумел сохранить веру, не поддаться той низменной мысли, которой поддался Рыбак: "Все равно сейчас смерть не имеет смысла, она ничего не изменит". Это не так - страдания за на- род, за веру всегда имеют смысл для человечества. Подвиг вселяет нравственную силу в других людей, сохраняет в них веру. Е.Замятин . 83. Драматические судьбы личности в условиях тоталитарного общественного устройства (по роману Е.Замятина "Мы"). Человеку свойственно заглядывать в будущее, пытаться распоз- нать его очертания. Сколько писателей из разных исторических эпох пы- тались приоткрыть завесу, за которой скрывается будущее, пытались пре- дугадать то, что не дано знать никому: Кампанелла "Город Солнца", ро- маны Жюля Верна, Оруэлл "1984", Н.Г.Чернышевский "Что делать" и дру- гие. Таким писателем-фантастом был и Е.Замятин. неудовлетворенность настоящим, советской действительностью, заставила его задаваться воп- росом: каким должно быть будущее, чтобы чувствовать себя счастливым, чтобы осуществить свои надежды, реализовать идеалы? Один из возможных ответов на этот вопрос - знаменитый "четвертый сон" Веры Павловны из романа Чернышевского "Что делать?". Замятин как будто специально повторяет описание этой, одной из классических утопий: его герои живут коммуной в городе из стекла и ме- талла. В романе "Мы" в фантастическом и гротесковом облике предстает перед читателем возможный вариант общества будущего. Приводится мечта сильных мира сего: "Жизнь должна стать стройной машиной и с механичес- кой неизбежностью вести нас к желанной цели". К сожалению, в таком об- ществе нет ничего, что бы не предвещала уже современная писателю ре- альность. Перед нами разворачивается "математически совершенная жизнь" Единого Государства. Символический образ "огнедышащего интеграла", чу- да технической мысли и, одновременно, орудия жесточайшего порабощения, открывает книгу. Бездушная техника вместе с деспотической властью превратили человека в придаток машины, отняли у него свободу, воспита- ли в добровольном рабстве. Мир без любви, без души, без поэзии. Чело- веку - "нумеру", лишенному имени, было внушено, что "наша несвобода" есть "наше счастье" и что это "счастье" - в отказе от "я" и растворе- нии в безличном "мы". Внушено, что художественное творчество - "уже не беспардонный соловьиный свист", а "государственная служба". А интимная жизнь тоже рассматривается как государственная обязанность, выполняе- мая сообразно "табелю сексуальных дней". Роман Замятина - предупреждение о двойной опасности, грозящей человечеству: гипертрофированной власти машин и власти государства. "Однотипность" безраздельно и неусыпно властвует над жизнью всех чле- нов общества. Это обеспечивается совершенной техникой и недремлющими очами "хранителей". Сочинение Замятина проникнуто раздумьями о российской послере- волюционной действительности. В нем угадываются сокровенные мысли о возможных и уже обнаружившихся при жизни писателя извращениях социа- листической идеи. Отношение к политике военного коммунизма стало камнем преткно- вения для писателя. Эта политика, предусматривающая сугубую централи- зацию политической и экономической жизни в стране, ряд жестоких мер, была временной и вынужденной в условиях гражданской войны и хозяйс- твенной разрухи. Но Замятину (и не только ему в ту пору) представля- лось, что другого выбора не будет и что людям навязана единственная модель дальнейшего движения - новый вариант тоталитаризма. Роман Замятина приобрел особую цену и поучительность в следую- щем смысле: как предупреждение о возможных искажениях социализма, об опасности уклонений от демократического пути и злоупотреблений насилия над человеческой личностью. Последующие события отечественной и миро- вой истории показали, что тревоги писателя не были напрасными. Наш на- род пережил и горькие уроки коллективизации, и сталинизм, и репрессии, и всеобщий страх, и застой. Очень многие сцены романа заставляют вспомнить недавнее прош- лое. Манифестация в честь Благодетеля, официозные, единогласные выбо- ры, "хранители", которые следят за каждым шагом человека. Но Замятин показывает, что в обществе, где все направлено на подавление личности, где игнорируется человеческое "я", где единоличная власть является не- ограниченной, возможен бунт. Способность и желание чувствовать, лю- бить, быть свободным в мыслях и поступках толкают людей на борьбу. Но власти находят выход: у человека при помощи операции удаляют фантазию - последнее, что заставляло его поднимать гордо голову, чувствовать себя разумным и сильным. Все же остается надежда, что человеческое достоинство не умрет при любом режиме. Эту надежду высказывает женщи- на, которая своей красотой побуждает на борьбу. У Замятина в романе есть мысль, необычная для многих наших современников. Писатель настаивает на том, что не существует идеально- го общества. Жизнь - это стремление к идеалу. И когда это стремление отсутствует, мы наблюдаем разлагающее время застоя. Есть в романе еще одна тема, созвучная сегодняшнему дню. Это тема экологической тревоги. "Антиобщество", изображенное в книге, не- сет гибель естеству жизни, изолируя человека от природы. Автор мечтает выгнать "обросших цифрами" людей "голыми в леса", чтобы они учились там у птиц, цветов, солнца. Только это, по мнению автора, может восс- тановить внутреннюю сущность человека. Автор романа "Мы" принадлежит к тем крупным художникам, кто усиленно приковывал внимание к "вечным ценностям" в условиях глобаль- ных исторических сдвигов XX столетия. В свое время роман не был при- нят. Очень дорого обошлись нам легкомыслие и обидчивость тогдашних идеологов по отношению к сомнениям Замятина. Автор на своих "запрет- ных" страницах выстраивает непрерывную цепочку времени, не прослеживая которую нельзя понять ни настоящего, ни будущего. Произведения, подоб- ные роману "Мы", пробившиеся к нам из небытия, позволят "по-новому" взглянуть на события истории, осмыслить роль человека в них. "Мы" - предостережение против отказа сопротивляться, если человеческое сооб- щество хотят превратить в совокупность "винтиков". Такие произведения, как "Мы", "выдавливают" из человека рабство, делают его личностью. Уезжая в эмиграцию, Замятин (как он об этом писал Сталину) на- деялся, что, может быть, вскоре вернется, - "как только у нас станет возможно служить в литературе большим идеям без прислуживания малень- ким людям, как только у нас хоть отчасти изменится взгляд на роль ху- дожника слова". Замятин смог вернуться на родину лишь с концом "ига разума" и началом распада Единого государства. Посмертно. |