Главная страница
Навигация по странице:

  • 180. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БАЗАРОВА И ПАВЛА ПЕТРОВИЧА КИРСАНОВА

  • 181. ОБ ИДЕЙНОЙ МОДЕ И УБЕЖДЕНИЯХ В "ОТЦАХ И ДЕТЯХ" И.С. ТУРГЕНЕВА

  • 182. БАЗАРОВ - ЛИЦО ТРАГИЧЕСКОЕ (По роману Тургенева "Отцы и дети")

  • А. С. Грибоедов идеи декабризма в комедии Грибоедова "Горе от ума". Чацкий и декабристы


    Скачать 2.22 Mb.
    НазваниеА. С. Грибоедов идеи декабризма в комедии Грибоедова "Горе от ума". Чацкий и декабристы
    Дата29.03.2022
    Размер2.22 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаsochineniya.pdf
    ТипКнига
    #425267
    страница48 из 52
    1   ...   44   45   46   47   48   49   50   51   52
    179. ВРЕМЕННЫЕ И МНИМЫЕ СОЮЗНИКИ БАЗАРОВА (по роману И.С. Тургенева "Отцы и
    дети")
    В романе И.С. Тургенева изображена эпоха, когда в русской жизни назревали значительные перемены. Споры вокруг крестьянского вопроса о путях разрешения социальных противоречий разделяли интеллигенцию на непримиримо враждующие партии. В центре общественной борьбы стоит фигура разночинца, революционера- демократа. В образе Базарова писатель отразил черты этого общественного и человеческого типа. Это мощная, титаническая личность. Не разделяя взглядов своего героя, автор создает трагическую фигуру. Душу Базарова разрывают противоречия. Жизнь опровергает его "нигилизм". Полюбив Одинцову, Евгений чувствует в своих убеждениях ложь, но ведь взгляды Базарова - это часть его существа.
    Будучи сильной личностью, он никогда не откажется от них.
    Противоречие в жизни героя разрешается закономерным трагическим финалом - он погибает.
    Но в романе есть и совсем иные персонажи, по видимости, разделяющие взгляды Базарова, увлеченные современными идеями.
    Однако Тургенев показывает глубокое различие между главным героем и его "учениками".
    Ну, например. Аркадий Кирсанов. В отличие от разночинца Базарова, это молодой человек из дворянской семьи. С первых же страниц романа мы видим приятелей рядом. И сразу же автор, дает понять, насколько Аркадий зависит от своего друга, но далеко не во всем похож на него. Восторгаясь природой в разговоре с отцом, сын вдруг "бросает косвенный взгляд назад и умолкает". Аркадий находится под обаянием личности старшего товарища, чувствует в нем замечательного, может быть, великого человека, с наслаждением развивает его идеи, шокируя своего дядю, Павла Петровича. Но в глубине души Аркадий совсем иной, он не чужд поэзии, нежных чувств, любит "говорить красиво".
    Нигилистические убеждения не становятся у него натурой. Постепенно между приятелями назревает конфликт. Аркадий все чаще не согласен с другом, но сначала не решается прямо говорить об этом, он чаще отмалчивается /например, когда Базаров смеется над музыкальными пристрастиями его отца/, а потом начинает и спорить с приятелем.
    Наконец, Кирсанов-младший становится на свой настоящий путь: он влюбляется в Катю, сестру Анны Сергеевны, умную девушку с твердым характером, делает ей предложение.
    Прощаясь с Аркадием, Базаров дает точную оценку личности своего приятеля, подчеркивает несходство между ними: "Для нашей терпкой бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость и молодой задор, для нашего дела это ни годится... Ваш брат дворянин дальше благородного кипения дойти не может... А мы драться хотим..." В сущности Аркадий - "мякенький, либеральный барич". Ему чуждо мощное базаровское всеотрицание, мечты о переменах в общественной жизни, стремление "место
    расчистить". Евгений последователен в своих воззрениях, иногда всходит до цинизма. Автор подчеркивает, что Аркадия коробит от циничных высказываний друга. Да и характер Кирсанова требует постоянной зависимости от кого-то. Раньше он подчинялся Евгению, теперь - Кате. В конце романа Аркадии показан рачительным хозяином, хорошим помещиком с либеральными наклонностями.
    Но если этот герой показан автором с симпатией, с мягким юмором, то есть в романе персонажи, изображенные саркастически, с презрительной насмешкой. Это, во-первых, "ученик" Евгения, как он сам представляется. Ситников и "эмансипе" Кукшина. Эти люди тоже говорят о естественных науках, рассуждают о правах женщин, о свободе
    Мысли, о славянофильстве, то есть интересуются "современными вопросами". Но Тургенев использует разнообразные художественные средства, чтобы выявить главное: они лишь играют, а сами часто не понимают того, о чем говорят, в их убеждениях все перемешано без смысла и толка. Недаром на визитной карточке Ситникова его имя "с одной стороны написано по-французски, а на другой - славянской вязью", характерен и язык их - напыщенный, пестрящий модными словечками: "ведь тоже практическая", "...никакой свободы воззрения",
    "Всю систему воспитания надо переменить", "долой авторитеты!",
    "Права женщин я поклялась защищать до последней капли крови", а рядом - пошловатые словечки "шалун, прелесть". Тургенев ясно показывает, что их отрицание существует только для отрицания:
    "возможность презирать и выражать свое презрение было самым приятным ощущением для Ситникова". Эти герои не понимают самых простых вещей. Ситников, например, заявляет, что развязная, бестолковая Кукшина - это "высоко нравственное явление". То, что кажется им убеждениями, вовсе не связано с их поступками: "Ситников в особенности нападал на женщин", а потом пресмыкался перед своей женой "только потому, что она была урожденная княжна Дурдолесова".
    Тургенев не жалеет сатирических красок в изображении этих героев.
    Вот портрет Ситникова: "тревожное и тупое выражение сказывалось чертах его прилизанного лица", "глаза глядели пристально и беспокойно". Кукшина также все делает "нарочно", "неестественно", выражение ее лица тоже говорит о том, что она пытается не быть самой собой, а изображать нечто. Свободу она понимает как развязность и демонстрирует ее вовсю: Ситников "развалился в креслах и задрал ногу кверху". Даже описание одежды оттеняет их характеры: "не совсем опрятное платье" "растрепанной" Кукшиной, "чересчур элегантные перчатки" Ситникова. Недаром Базаров относится к ним с нескрываемым презрением.
    Кукшина и Ситников родственны Репетилову из комедии Грибоедова и
    Лебезятникову из романа Достоевского "Преступление и наказание". По словам Достоевского, "они пристают к самой модной ходячей идее, чтобы ее опошлить, окарикатурить все, чему они самым искренним образом служат". На фоне этих персонажей особенно ясно видны подлинность убеждений Базарова, глубина его натуры и беспредельное одиночество.
    180. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БАЗАРОВА И ПАВЛА ПЕТРОВИЧА КИРСАНОВА
    Говоря о замысле и цели своего будущего произведения, Тургенев признавался: "Меня смущал следующий факт: ни в одном произведении нашей литературы даже намека не встретил на то, что мне чудилось повсюду". Заслуга писателя состоит в том, что он первый в России поднял эту тему в литературе и впервые попытался создать образ "нового человека", представителя разночинцев. Двойственное отношение автора к своему герою сказалось в романе, но Тургенев, несмотря на противоречивость изображенного образа, верил, что за этими людьми открывается будущее. "Вся моя повесть направлена против аристократии как передового класса", - писал он.
    Роман "Отцы и дети" показывает борьбу мировоззрений двух политических направлений: дворян-либералов и революционеров-
    демократов. На противопоставлении представителей этих направлений, разночинца Базарова и дворянина Павла Петровича Кирсанова, построен сюжет романа. Кроме этой основной проблемы, Тургенев поднимает ряд других вопросов, связанных с нравственным, культурным, социально-экономическим развитием России в 60-е годы
    XIX века. Итак, вновь поднимается тема дворянства и его роль в жизни общества.
    По мнению Павла Петровича Кирсанова, аристократы - движущая сила общественного развития. Их идеал - конституционная монархия, а путь к идеалу - либеральные реформы, гласность, прогресс. По мнению
    Базарова, аристократы не способны к действию, от них нет никакой пользы, поэтому Базаров отрицает способность дворянства вести
    Россию к будущему. Следующий вопрос касается нигилизма, роли нигилистов в жизни. Павел Петрович считает их бессильными "циниками, нахалами и плебеями", они не уважают народ и традиции, но он утешает себя тем, что их мало. Базаров веско замечает: "От копеечной свечи Москва сгорела". Что утверждают нигилисты? Прежде всего необходимость революционных действий, поэтому критерием для них является народная польза. Базаров считает, что народ пока темен и невежественен, он полон предрассудков, но все-таки по духу он революционен.
    Павел Петрович умиляется патриархальности русского народа, не понимая его по сути. Считая себя либералом, он тем не менее, разговаривая с мужиком, нюхает английский одеколон Это немаловажная черта, характеризующая его как личность Делая выводы, можно сказать, что споры велись не по частным вопросам. Они касались настоящего и будущего России Во всех спорах последнее слово оставалось за Базаровым.
    Компромисс между героями Тургенева невозможен, подтверждением этого является дуэль. Главная причина, вызвавшая ненависть старшего
    Кирсанова к Базарову, заключалась в том, в чем он вряд ли признавался даже самому себе: Базаров перечеркивал всю его жизнь.
    Павел Кирсанов полагал, что ведет жизнь благородную, что он достоин уважения. А с точки зрения Базарова его жизнь бессмысленна.
    Расхождение во взглядах главных героев заключается в их биографии.
    Павел Петрович - сын генерала, блестящий офицер, который растратил все свои душевные силы в погоне за любимой женщиной. Когда она умерла, он покинул свет, оставил карьеру и поселился у брата, чтобы доживай век. Он пытается внести изменения в свое имение и хозяйство, считает себя либералом только потому, что в их имении не бьют крепостных кнутом, но он не в состоянии понять требований новой эпохи, взгляды молодого поколения ему глубоко чужды. О прошлом Базарова мы знаем мало, но понимаем, что путь его - это типичный путь разночинца-труженика. Годы упорнейшего труда сделали его образованнейшим человеком. Он с гордостью заявляет:
    "Мой дед землю пахал". Родители Базарова весьма религиозны, интересы их ограничены. Базаров воспитывал себя сам. Сколько предрассудков, сколько привычек, укоренившихся с детства, должен был побороть Евгений, чтобы себя воспитать. Базаров - человек сильный по уму и характеру. Немало таких Базаровых знала Россия: ведь и Белинский, памяти которого посвящен роман, и Добролюбов прошли тяжелую жизненную школу. Братья Кирсановы - аристократы.
    Тургенев писал: "Они лучшие из дворян - именно поэтому они выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность". Очень горько, что их жизнь проходит столь никчемно, хотя они обладают несомненными достоинствами. Павел Петрович очень благородно относится к брату, к Фенечке, он честен, постоянен в любви, понимает искусство. Николай Петрович, его брат, очень чуткий человек, он доброжелателен, мягкосердечен, увлекается музыкой, но жизнь его однообразна и скучна. Базаров вносит свежий воздух в "родовое гнездо"
    Кирсановых. Евгений предстает перед нами как человек нового поколения, которое пришло на смену "отцам", не способным решить основные проблемы эпохи.
    Добролюбов писал о людях базаровского типа еще до появления образа

    Базарова, утверждая, что они решаются "ступить на дорогу беспощадного отрицания для отыскания чистой истины". Их конечная цель - это "принесение возможно большей пользы человечеству".
    Формирование их идеологии не обходилось без крайностей, они верили исключительно в науку, но именно они двигали прогресс в России.
    Закончить сочинение мне хотелось бы словами: Конфликт "отцов" с "детьми" - Залог тех непрерывныx изменений, В которых что-то ищет
    Бог, Играя сменой поколений.
    181. ОБ ИДЕЙНОЙ МОДЕ И УБЕЖДЕНИЯХ В "ОТЦАХ И ДЕТЯХ" И.С. ТУРГЕНЕВА
    Иван Сергеевич Тургенев - первоклассный худежник-реалист, один из наиболее замечательных русских писателей XIX века. Образованнейший человек своей эпохи, гуманист, враг рабства и произвола, он многое видел и понимал, чувствуя назревающие большие перемены в России.
    Его позиция в условиях обострившейся классовой борьбы бО-х-70-х годов была сложна и во многом противоречива. Критически расценивая людей своего социального круга, отмечая ряд слабостей и недостатков дворянской интеллигенции, Тургенев не разделял революционных убеждений нового поколения, он понимал, что они в чем-то правы, но они были чужды ему по духу. Он не мог принять идей о необходимости революции, насильственной, коренной ломке существующих отношений, ему "претил мужицкий демократизм Чернышевского и
    Добролюбова". В этом причина разрыва его с "Современником". Однако
    Тургенев до конца жизни сохранил глубокий интерес к деятельности революционной молодежи, он внимательно следил за всеми проявлениями передовой общественной мысли. Характеризуя творчество Тургенева, Добролюбов писал, что он "быстро угадывал новые потребности, новые идеи, вносимые в общественное сознание".
    В 1862 году Тургенев написал роман "Отцы и дети" - один из лучших романов, как по художест- венному мастерству, так и по глубине, широте и актуальности основной темы. Это не было данью идейной моде, Тургенев честно в романе попытался показать две силы: либеральное дворянство /в лице братьев
    Кирсановых/ и лагерь революционеров-демократов, представленный пока одиночкой Базаровым. Тургенев писал: "Вся моя повесть направлена против аристократии как передового класса".
    Представители прошлого - "отцы" - изображены с беспощадной в
    ;рностью. Они хорошие люди, но об этих хороших людях не пожалеет
    Россия. Тургенева не удовлетворяют ни "отцы", ни "дети", писатель не полюбил Базарова, но признал его силу, его перевес над окружающими людьми, поэтому он принес ему полную дань уважения. В трактовке
    Базарова сказалась классовая ограниченность Тургенева. Человек с такими качествами, как Базаров, мог бы сделать многое, но он умирает, не сделав ничего. В этом сказались неверие Тургенева в силу разночинцев, в идеал революционной демократии. Писарев в статье "Базаров" увидел в тургеневском герое типичные черты молодого поколения и приветствовал автора романа. В разгоревшемся споре между демократическими журналами из-за понимания образа Базарова статья критика Писарева сыграла роль усиления критического отношения к Базарову на страницах журнала "Современник". Во второй статье Писарев изменил свой взгляд на Базарова и поставил его в одном ряду с героем романа Чернышевского "Что делать?" -
    Рахметовым. Сам Тургенев говорил, что Базаров - его "враг", к которому он чувствует невольное влечение.
    Либерал-постепеновец Тургенев считал, что революционная деятельность в России не найдет отклика и поддержки в народе. Этим же сознанием он наделил и своего героя. Базаров говорит перед смертью: "Я нужен России... Нет, видно, не нужен." В этом идейное заблуждение Тургенева. Что сказать об идейной моде и убеждениях?
    Если сравнить Павла Петровича Кирсанова с Назаровым, то видно,
    Базаров убежден в своих позициях, а Кирсанов больше рисуется, отдавая дань моде. При всех своих "либеральных выходках" и
    заявлениях о "любви к прогрессу" Павел Петрович консервативен, нетерпим и классово ограничен в своих взглядах. Одна деталь: он нюхает одеколон, когда разговаривает с мужиком, потому что от того "плохо пахнет". Разве это любовь к ближнему? Слова Кирсанова расходятся с делом, он либерал, потому что модно быть либералом. А что же либерального в нем? Один раз в месяц избавляет мужика от экзекуции? Но "если сливки таковы, то каково же молоко", то есть необразованное дворянство. Базаров спрашивает у Аркадия, . увидев надушенного, безупречно одетого по последней моде /и это в деревне/
    Кирсанова: "Что это за архаическое явление?" Павел,Петрович отпускает презрительную фразу: "Кто этот волосатый?" Перед вами совершенно разные люди по воспитанию, убеждению, происхождению.
    Базаров критикует безделье дворянства: "Вы уважаете себя, а сидите сложа руки, какая же от этого польза?" Базаров - это "человек дела, а не фразы", он обладает не только большим умом, но и огромной силой воли. У Базарова есть важный принцип - делать то, что полезно.
    Тургенев в романе показывает и карикатурных героев - это Ситников и
    Кукшина. Если для аристократов дань моде - казаться прогрессивными либералами, то для Ситникова и Кукшиной дань моде - считать -себя нигилистами. Кукшина и Ситников ухватились за нигилизм, потому что он моден, потому что выглядеть прогрессивным человеком очень престижно. Но весь их нигилизм мелкий и показной. Ситников кричит:
    "Долой авторитеты!" Но перед кем кричит, в присутствии человека, перед которым раболепствует? Базарову не надо много ума, чтобы понять, что Ситников завтра может кричать обратное. Кукшина считает себя передовой, эмансипированной женщиной. Но Тургенев одной фразой дает понять, что она всего лишь глупая, несчастная женщина, у которой нет детей и мужа, и ей ничего не остается как быть "эмансипе". В ее комнате "бумаги, письма, толстые номера русских журналов, большей частью неразрезанные, валялись по запыленным столам", Это пустые болтуны, которые "держат нос по ветру", и если раньше они были просто болваны, то теперь они вдруг стали нигилистами. У них нет определенных взглядов, своих убеждений, и когда нигилизм выйдет из моды, они, безусловно, отступятся от него. У
    Базарова есть свои принципы, и он строго следует им. "Я ничьих мнений не разделяю: я имею свои", - говорит он. Проблема "отцов" и "детей", поиски идеала и смысла жизни во все времена стояла довольно остро. Ситуацию молодежи в обществе Маркс назвал трагедией молодого поколения, которое застает уже сформированный мир и не всегда отдает себе отчет в том, что может изменить его. Кирсанов в
    Базарове сразу почувствовал противника, потому что тот перечеркивал всю его "деятельную" жизнь. Базаров ясно дал понять, что "отцы" не способны решить основные проблемы эпохи. Сейчас не утихают споры о романе и не пропадает интерес к нему, потому что общество разделилось по убеждениям на две силы: лагерь демократов, которые готовы идти по новому пути, и лагерь приверженцев идеи социализма, которая не оправдала себя. За кем будущее страны? Мне кажется, пока человек духовно не возродится, не сумеют ни демократы, ни консерваторы вытащить Россию из пропасти. В споре с Добролюбовым и Чернышевским правы были Тургенев, Лев Толстой. Ни одна насильственная революция не изменит жизнь народа. Пока не будет морального совершенства. И жизнь это неоспоримо доказала.
    182. БАЗАРОВ - ЛИЦО ТРАГИЧЕСКОЕ (По роману Тургенева "Отцы и дети")
    В русской литературе существует ряд имен, без которых мы не можем представить себе существование всей национальной культуры. Эти имена известны каждому, потому что, когда мы слышим их, у нас возникают четкие ассоциации с произведениями, вошедшими в сокровищницу мировой литературы, со временем, в которое творили эти великие люди.
    Одно из таких великих имен - Иван Сергеевич Тургенев. Его произведения нельзя спутать ни с чьими, в них - индивидуальность
    автора, его характер, мировоззрение, чувства и переживания. Писатель как бы доносит до нас события, новые течения в современной ему жизни, пропуская через призму собственных ощущений, взглядов на различные проблемы. В истинных шедеврах Тургенева с большой психологической достоверностью раскрываются характеры героев.
    Писатель пытается объяснить их поступки и мысли. Герои существуют не оторвано от окружающего мира, они тесно связаны с ним, подвергаются его влиянию, проникаются новомодными идеями, а иногда и отвергают их после долгих поисков и ошибок.
    Роман "Отцы и дети" (1862 г.) появился после разрыва автора с журналом "Современник" в другом журнале "Русский вестник". Роман был- опубликован в момент крайнего обострения общественной борьбы. В Петербурге вспыхнули студенческие волнения, и начались массовые аресты. В городе начались пожары. Появление романа вызвало бурю. Многие встретили роман враждебно. На Тургенева обрушились и те, и эти, то есть и из лагеря "детей", и из лагеря "отцов".
    Тургенев писал Полине Виардо: "Я попытался представить конфликт двух поколений".
    В романе показан новый тип передового деятеля-разночинца - демократа Базарова, "человека дела, а не фразы". Базаров - человек из иного мира, из иной среды, чем сам писатель. Тургенев заметил появление новых людей, называющих себя нигилистами. Писатель рассматривает это явление в разных аспектах. Казалось бы, и Базаров, и
    Аркадий Кирсанов, и Ситников принадлежат к одному разряду людей, придерживающихся определенных принципов. Они называют себя нигилистами. Но если вчитаться внимательнее, то становится понятным, что ни Аркадий, ни Ситников не имеют своих убеждений, это временное увлечение модным течением, но не более того. Тургенев показал своего героя одиночкой, который понимает, что их "нигилизм"
    - это жалкое подражание сильной личности. Тургенева не удовлетворяли ни "отцы", ни "дети". Он не смог полюбить Базарова, но признал его силу и отдал ему дань, полную уважения. Тургенев не сочувствует вполне ни одному из своих действующих лиц.
    Представители прошлого ("отцы") изображены с беспощадной верностью. Они хорошие люди, но об этих хороших людях не пожалеет
    Россия.
    Базаров, человек сильный по уму и характеру, составляет центр романа.
    Он представитель нового молодого поколения, в его личности сгруппированы те черты, которые были присущи революционерам- демократам. Он практик, идеалов и авторитетов для нега не существует, потому что он не встречает себе равных и на все имеет свои собственные убеждения. "Я ничьих мнений не поддерживаю, я имею свои", - полупрезрительно заявляет Базаров. По своим умственным запросам Базаров выше окружающей его среды. Увлечение науками, стремление докопаться до сути, широкий кругозор и критическое отношение к действительности, чувство собственного достоинства - вот характерные черты Евгения Базарова. Критик Писарев поставил
    Базарова в один ряд с героем романа Чернышевского - Рахметовым.
    Базаров - нигилист, но дальше этого он не пошел. Он считал, что на этом его функция кончена. Он говорит: "Сначала нужно место расчистить, а строить будут другие". Взгляды Базарова, высказанные в спорах с Павлом Петровичем Кирсановым, близки взглядам вождей революционной демократии, но он намного кое в чем расходится с ними. Писарев писал о том, что "базаровщина - это болезнь того времени, и ее надо выстрадать". Базаров, одержимый этой болезнью, отличается замечательным умом и вследствие этого производит сильное впечатление на окружающих его людей. "У Печориных есть воля без знания, у Рудиных - знания без воли, у Базаровых есть и знания, и воля, мысль и дела сливаются в одно целое", - писал Писарев. По мнению Тургенева, Базаров рано пришел в жизнь, он бы мог сделать многое, но "умирает, не сделав ничего". Есть в нем и отрицательные черты, в этом сказалась классовая ограниченность самого Тургенева.
    Базаров, что, к сожалению, справедливо, сплошь и рядом отрицает вещи, которых не знает и не понимает. Поэзия, по его мнению, ерунда,
    читать Пушкина - потерянное время, заниматься музыкой - смешно, наслаждаться природой - нелепо. Любовь для Евгения - это всего лишь физиологическая потребность. Жизнь вносит корректировку в его взгляды на любовь. Базаров глубоко страдает после отказа Одинцовой, но от этого не становится мельче. Способность человека глубоко любить Тургенев считал мерилом его ценности как личности. Тургенев многих своих героев подвергал испытанию любовью. Базаров вступает в сферу утонченных переживаний, которых он раньше не принимал. От уверенности его не остается и следа. Страсть целиком захватывает героя, но он находит в себе силы, в отличие от Павла Петровича, порвать с эгоистичной женщиной, несмотря на трагичность этого разрыва. Базаров способен к глубокому критичному самоанализу и переосмыслению былых убеждений. И в этом его сила. Отвергнутый, он все-таки одержал нравственную победу. После кончины
    Добролюбова Тургенев сказал: "Жаль погибшей, напрасно потраченной силы". То же самое он сказал и о Базарове.
    В прощальных словах умирающего Базарова заключен главный смысл его жизненного финала: "Я нужен России?... Нет, видно, не нужен..."
    Истоки страданий Базарова - преждевременность появления, отсутствие союзников, мучительное одиночество. Тургенев писал своему другу:
    "Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, сильная, злобная, но честная. И все-таки обреченная на гибель, потому что она стоит в преддверии будущего..." Подобная трактовка вполне объясняет торжественный аккорд, завершающий историю "нового человека".
    Главный герой "Отцов и детей" не знал компромиссов, не ведал эгоистического чувства самосохранения. В наше время перестройки жизни на такой тип личности можно только равняться. Немаловажно для нас и другое. Базаров самоотверженно выступил против рутины духовного застоя, мечтал об утверждении новых общественных отношений, новой культуры. Истоки, условия, результаты его деятельности были, разумеется, другими. Но сама идея - переделать мир, душу человека, вдохнуть в нее живую энергию дерзаний - не может не волновать сегодня.
    Проблемы, поставленные Тургеневым в романе, всегда актуальны.
    Конфликт "отцов" с "детьми" - Залог тех непрерывных изменений, В которых что-то ищет Бог, Играя сменой поколений...
    1   ...   44   45   46   47   48   49   50   51   52


    написать администратору сайта