Главная страница
Навигация по странице:

  • 187. ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И ИДЕИ ЛИРИКИ А.Т.ТВАРДОВСКОГО.

  • 188. ТЕМА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (НА ПРИМЕРЕ ОДНОГО ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ).

  • А. С. Грибоедов идеи декабризма в комедии Грибоедова "Горе от ума". Чацкий и декабристы


    Скачать 2.22 Mb.
    НазваниеА. С. Грибоедов идеи декабризма в комедии Грибоедова "Горе от ума". Чацкий и декабристы
    Дата29.03.2022
    Размер2.22 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаsochineniya.pdf
    ТипКнига
    #425267
    страница50 из 52
    1   ...   44   45   46   47   48   49   50   51   52
    186. ФЕДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ (1803-1873 rr.)
    Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом.
    Чьи эти строки? Какой поэт сумел подслушать игру молодого грома в майский лазури неба? Имя этого поэта природы -Федор Иванович
    Тютчев. Тютчев прожил большую и интересную жизнь. В 1820 году после окончания университета стал дипломатом в Мюнхене, за границей на службе провел 22 года. Знаком с Гейне, Шеллингом. В
    1844 году вернулся в Петербург.
    Для Тютчева природа всегда была источником вдохновения. Лучшие его творения - стихи о природе. Его пейзажи в стихотворениях: "Как весел грохот летних бурь", "Что ты клонима над водами, ива, макушку свою...", "В небе тают облака..." и другие - по праву вошли в золотой фонд русской и мировой литературы. Но поэту чуждо бездумное любование природой, он ищет в природе то, что роднит его с человеком. Природа у Тютчева жива: она дышит, улыбается, хмурится, иногда дремлет, грустит. У нее свой язык и своя любовь; ей свойственное то, что и человеческой душе, поэтому стихи Тютчева о природе - это стихи о человеке, о его настроениях, волнениях, тревогах:
    "В душном воздухе молчанье...", "Поток сгустился и тускнеет", "Еще земли печален вид..." и другие.
    Первый цикл стихотворений был напечатан в 1836 году в- журнале "Современник" Пушкина, который дал высокую оценку Тютчеву как поэту, а критика заговорила лишь спустя 14 лет. К этому времени
    Тютчев уже жил в России, выйдя в отставку в 1844 году. Он поселился в
    Петербурге, был украшением многих светских салонов, но как поэта его знали немногие. Его "открыл" Некрасов в 1850 году.
    Перелистывая журнал "Современник", он прочитал стихотворения
    Тютчева, написал статью, где писал, что "Тютчев - первостепенный поэтический талант".
    Через 4 года вышел сборник стихов Тютчева. Вдохновителем и организатором первого тютчевского издания был Тургенев.
    Тургенев писал: "...Поэт может сказать себе, что Тютчев создал речи, которым не суждено умереть". Первый сборник небольшой - всего 119 стихотворений. Но очень верно сказал тогда Фет: ...Муза, правду соблюдая, Глядит, а на весах у пей Вот эта книжка небольшая Томов премиогих тязкелей.
    Лирика Тютчева близка лирике Некрасова, творчеству Достоевского.
    Достоевский подметил "обширность поэзии Тютчева, которому доступна и знойная страстность, и суровая энергия, и глубокая дума, нравственность и интересы общественной жизни".
    Тютчев часто "уходил" к первоисточникам Вселенной, в этом он "обширнее" творчества Некрасова. У Тютчева два начала: мир и человек, он пытался решить космические "последние" вопросы, поэтому всегда интересен. Поэт оказался современным для начала XX века, как и для начала XIX века /Его больше интересует человек вообще/. Он за каждым явлением природы ощущает ее загадочную жизнь.
    "Тютчев не шутил с музой, - говорил Л.Толстой, - и все у него строго: и
    содержание, и форма. Его тревожная любовь к жизни, его собственная лирика как раз была связана с землей". С глубоким сочувствием читаем строки: О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей
    Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей.
    Мир тютчевской поэзии раскрывается /это еще заметил Пушкин/ только в комплексе многих стихотворений. У него даже там, где только локализованный пейзаж, мы все же оказываемся всегда как бы перед целым миром.
    Лирика Тютчева одногеройна. Но интересно: человек в ней есть, но нет героя в привычном смысле этого слова. Личность в его поэзии представляется за весь род человеческий, но не как за род в целом, а за каждого в этом роде.
    Отсюда и вторая особенность Тютчева - диалогичность. В стихах постоянно идет спор. Не то, что мните вы, природа - Не слепок, нe бездушный лик. В ней есть душа, в ней есть свобода, В нeu есть любовь, в ней есть язык...
    Тютчевский эпитет точен, он особенно любил эпитеты "золотой",
    "лазурный". Тютчев - поэт колоссальных обобщений. В стихотворении "Слезы людские..." - слезы какие-то абстрактные, слезы скорби и горечи, "одинаковы слезы нищего, как и слезы вельможи" /Якубович/.
    Хотя сами стихи прекрасны.
    Интересен в любовной лирике так называемый "денисьевский" цикл
    /Денисьева - его последняя любовь/. Здесь в лирику поэта вошел конкретный человек. Тютчев, по замечанию 3. Гиппиус, один из первых при изображении любви главное внимание переключает на женщину. Трудно назвать другого поэта, кроме Тютчева, в лирике которого четко намечен индивидуальный женский образ. Правда, еще называют поэта - Некрасова, который пишет "панаевский" цикл
    /посвященный Панаевой/. Отметим, что Тютчев пишет в прошедшем времени, Некрасов - в настоящем.
    Начавшаяся Крымская война нашла отклик и у Тютчева, особенно в письмах. Некрасов написал на военную тему стихотворение "14 июля
    1854 г." Любопытно, что многие считают это стихотворение написано
    Тютчевым. Оно выражает тютчевское восприятие событий. Проблема народа, как такового, в 50-40 гг. XIX века Тютчева не занимает, но к концу 50-х гг. в мировоззрении поэта намечаются радикальные изменения. Он пишет о прогнившей императорской власти, уподобляет судьбу России кораблю, севшему на мель. И "волна народной жизни в состоянии поднять его и пустить в ход". /"Что-то прогнило в королевстве датском", - писал Тютчев./ Отсюда и рождаются стихи: Эти бедные селенья, Эта скудная природа - Край родной долготерпенья,
    Край ты русского парода.
    Принцип веры был и навсегда остался живым для Тютчева:
    Над этой темною толпою Непробужденного народа Взойдешь ли ты когда, свобода, Блеснет ли луч твой золотой?...
    Поэт уверен, что прибежищем Бога на земле стал страдающий народ.
    Но справедливо заметил Л. Гроссман, что Тютчев "религиозным путем идет к признанию демократии".
    В 50-е годы Тютчев сближается с Некрасовым в изображении природы.
    Изумительно тютчевское стихотворение:
    Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора - Весь день стоит как бы хрустальный И лучезарны вечера...
    В этой реальной осеки есть нечто от земли обетованной, от светлого царства.
    Не случайны такие эпитеты, как "хрустальный", "лучезарный". В то же время образ льющейся лазури - наглядная реальность хрусталя.
    "Лишь паутины тонкий волос" - не только подмеченная деталь, реальная примета, а служит восприятию всего огромного мира, вплоть до тонкой паутины. И эта гармоническая картина пира впервые у
    Тютчева связана с трудовым крестьянским полем, с серпом и бороздой:
    И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле.
    Тютчев не проникает в самую народную крестьянскую жизнь, как
    Некрасов в "Несжатой полосе", по это уже и не аллегория /как у
    Хомякова в "Труженике"/.

    Тютчев навсегда остается поэтом трагических духовных исканий. Но он верит в подлинные ценности жизни:
    Умом Россию нe понять, Apшином общим не измерить: У нeй особенная стать - В Россию можно только верить.
    Для него дух идет дальше мысли, поэтому "мыслью" не понять Россию, но "дух" помогает верить в нее.
    Родина для .него не абстрактная отчизна. Вот здесь, в ощущении тайны народной жизни, в надежде на нее, и близки Тютчев и Некрасов. В
    1915 году Мережковский написал книгу "Две тайны русской поэзии,
    Некрасов и Тютчев", где утверждал это "Две тайны русской поэзии"
    /Тютчев и Некрасов/ сходились, но во многом снова разойдутся, но сама эта вера в Россию как Россию народную останется живой и для
    Некрасова, и для Тютчева навсегда.
    187. ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И ИДЕИ ЛИРИКИ А.Т.ТВАРДОВСКОГО.
    Поэзия А.Твардовского стала одной из ярких страниц истории русской литературы XX века, сама судьба этого человека и поэта глубоко символична.
    А.Твардовский вошел в литературу в середине 1920-х годов. В своем раннем творчестве поэт воспевал новую деревенскую жизнь, колхозное строительство, одну из своих ранних поэм назвал "Путь к социализму".
    В его стихах тех лет явно звучит отказ от вековых традиций: "Вместо этой дедовской плесени/ Из угла будет Ленин глядеть". Итогом этого раннего периода стала поэма "Страна Муравия". Ее герой, Никита
    Моргунок, мечтавший о счастье и свободном труде на своей земле, понял и осознал, что счастье может быть только в колхозной жизни.
    Читать эти стихи сегодня, когда открылось столько жестокой правды о коллективизации, уничтожении целых семей, истреблении лучших, самых умных и трудолюбивых хозяев, страшновато. Особенно если учесть, что сам Твардовский - сын деревенского кузнеца, родившийся в смоленском хуторе Загорье тогда, когда на отца его, умельца и труженика Трифона Гордеевича Твардовского и всю семью нежданно обрушилась беда - они были раскулачены и сосланы на север. О нелегкой судьбе этой семьи, судьбе типичной, постигшей многие такие же семьи, можно узнать сегодня из воспоминаний брата
    А.Т.Твардовского Ивана, опубликованных несколько лет назад. В стихах же сына "кулака" эти трагические мотивы не нашли отражения - он писал так, как в двадцатые и тридцатые годы от него требовали и ожидали, возможно, искренне веря, что на этих путях народ найдет сво„ счастье.
    Поворотными для поэта А.Твардовского стали годы Великой
    Отечественной войны, которую он прошел фронтовым корреспондентом. В военные годы поэтический голос его приобретает ту силу, ту подлинность переживаний, без которой невозможно настоящее творчество. Стихи А.Твардовского военных лет - это хроника фронтовой жизни, состоявшей не только из героических подвигов, но и из армейского, военного быта (см., например, стихотворение "Армейский сапожник"), и лирические взволнованные воспоминания о родной Смоленщине, ограбленной и оскорбленной врагами земле, и стихи, близкие к народной песне, написанные на мотив "Позарастали стежки-дорожки...". В стихах поэта военных лет звучит и философское осмысление человеческой судьбы в дни всенародной трагедии. Так, в
    1943 году написано стихотворение "Две строчки". Оно навеяно фактом корреспондентской биографии Твардовского: две строчки из записной книжки напомнили ему о бойце-парнишке, которого видел он убитым, лежащим на льду еще в ту незнаменитую войну с Финляндией, что предшествовала Великой Отечественной. И подвига он не совершил, и война незнаменитая, но жизнь ему была дана единственная- через нее- то и постигает художник подлинную трагедаю всякой войны, возникает пронзительное по силе лиризма ощущение необратимости потери:
    "Мне жалко той судьбы далекой,
    Как будто мертвый, одинокий

    Как будто это я лежу..."
    Уже после войны, в 1945-46 годах, Тваровский создает, может быть, самое сильное свое произведение о войне - "Я убит подо Ржевом". Бои под Ржевом были самыми кровопролитными в истории войны, стали ее самой трагической страницей. Все стихотворение - это страстный монолог мертвого, его обращение к живым. Обращение с того света, обращение, на которое имеет право лишь мертвый - так судить о живых, так строго требовать от них ответа.
    Стихотворение завораживает ритмом своих анапестов, оно довольно велико по объему, но прочитывается на едином дыхании.
    Знаменательно, что в нем несколько раз звучит обращение, восходящее к глубоким пластам традиций: традиции древнерусского воинства, традиции христианской. Это обращение "братья".
    В годы войны создана А.Твардовским и самая знаменитая его поэма "Василий Теркин". Его герой стал символом русского солдата, его образ
    - предельно обобщенный, собирательный, народный характер в лучших его проявлениях. И вместе с тем Теркин - это не абстрактный идеал, а живой человек, веселый и лукавый собеседник. В его образе соединились и богатейшие литературные и фольклорные традиции, и современность, и автобиографические черты, роднящие его с автором
    (недаром он смоленский, да и в памятнике Теркину, который нынче решено поставить на смоленской земле, совсем не случайно решено обозначить портретное сходство героя и его создателя). Теркин - это и боец, герой, совершающий фантастические подвиги, описанные с присущей фольклорному типу повествования гиперболичностью (так, в главе "Кто стрелял?" он из винтовки сбивает вражеский самолет), и человек необычайной стойкости - в главе "Переправа" рассказано о подвиге - Теркин переплывает ледяную реку, чтобы доложить, что взвод на правом берегу,- и умелец, мастер на все руки. Написана поэма с той удивительной классической простотой, которую сам автор обозначил, как творческую задачу:
    "Пусть читатель вероятный
    Скажет с книжкою в руке:
    - Вот стихи, а все понятно,
    Все на русском языке".
    Позднее творчество А.Твардовского, его стихи 50-60-х годов - одна из самых прекрасных страниц русской поэзии XX века. Достаточно сказать, что они выдерживают такое нелегкое для поэта соседство, как стихи А.Ахматовой, Б.Пастернака, а это под силу далеко не каждому, надо быть очень большим художником, чтобы не потеряться на таком фоне. Нельзя хотя бы кратко не сказать о том, что в эти годы поэт становится центральной фигурой всего прогрессивного, чем была богата литературная жизнь. Журнал "Новый мир", который редактировал
    А.Твардовский, так и вошел в историю литературы как "Новый мир"
    Твардовского. Лирический герой его поздней поэзии - это прежде всего мудрый человек, размышляющий о жизни, о времени, например, в стихотворении "Некогда мне над собой измываться...", где главным спасением человека от беды становится труд, творчество. Над традиционной темой о поэте и поэзии раздумывает лирический герой
    А.Твардовского поздних лет во многих стихотворениях, например, в произведении 1959 года "Жить бы мне соловьем-одиночкой..." И все же главная, самая больная для поэта тема - тема исторической памяти, пронизывающая его лирику 1950-60-х годов. Это и память о погибших на войне. Им посвящено стихотворение, которое смело можно назвать одной из вершин русской лирики XX века:
    "Я знаю, никакой моей вины
    В том, что другие не пришли с войны.
    В том, что они, кто старше, кто моложе - Остались там и не о том же речь,
    Что я их мог, но не сумел сберечь -
    Речь не о том, но все же, все же, все же..."
    За закрытым финалом стихотворения - целый мир человеческих переживаний, целая философия, которая могла сформироваться у людей, чье поколение видело столько страшных и жестоких испытаний,
    что каждый выживший ощущал это как чудо или награду, может быть, незаслуженную. Но особенно остро переживает поэт те этапы истории, которые перечеркнули жизнь его семьи, его родителей. В этом и позднее покаяние, и осознание личной вины, и высокое мужество художника. Этой теме посвящены такие произведения А.Твардовского, как поэма "По праву памяти", цикл стихов "Памяти матери". В этом цикле через судьбу матери человек передает судьбу целого поколения.
    Вековой уклад жизни оказывается разрушенным. Вместо привычного деревенского кладбища - неприютный погост в далеких краях, вместо переезда через реку, символа свадьбы, - "иные перевозы", когда людей с "земли родного края/ Вдаль спровадила пора". В поэме, написанной в
    1966-69 годах и опубликованной впервые в нашей стране в 1987 году, поэт размышляет о судьбе своего отца, о трагедии тех, кто с самого рождения был отмечен как "младенец вражеских кровей", "кулацкий сынок". Эти размышления обретают философское звучание, и вся поэма звучит предостережением: "Кто прячет прошлое ревниво,/ Тот вряд ли с будущим в ладу..."
    Поэзия А.Твардовского - это искусство в самом высоком смысле слова.
    Она еще ждет подлинного прочтения и понимания.
    188. ТЕМА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (НА ПРИМЕРЕ ОДНОГО ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ).
    Тема Великой Отечественной войны стала на долгие годы одной из главных тем литературы XX века. Причин тому много. Это и непреходящее осознание тех ничем не восполнимых потерь, которые принесла война, и острота нравственных коллизий, которые возможны лишь в экстремальной ситуации (а события войны - это именно такие события), и то, что из советской литературы надолго было изгнано всякое правдивое слово о современности - тема войны оставалась порой единственным островком подлинности в потоке надуманной, фальшивой прозы, где все конфликты, согласно указаниям "свыше", должны были отражать борьбу хорошего с лучшим. Но и правда о войне пробивалась нелегко, что-то мешало сказать ее до конца.
    Сегодня ясно, что невозможно понять события тех лет, человеческие характеры, если не учитывать, что 1941 году предшествовал страшный
    1929 год "великого перелома", когда за ликвидацией "кулачества как класса" не заметили, как ликвидировано было все лучшее в крестьянстве, и 1937 год.
    Одной из первых попыток сказать правду о войне стала повесть писателя В.Быкова "Знак беды". Повесть эта стала этапной в творчестве белорусского писателя. Ей предшествовали его произведения о войне, ставшие уже классикой литературы XX века: "Обелиск", "Сотников",
    "Дожить до рассвета" и другие. После "Знака беды" творчество писателя обретает новое дыхание, углубляется в историзм, прежде всего в таких произведениях, как "В тумане", "Облава".
    В центре повести "Знак беды" - человек на войне. Не всегда человек идет на войну, она сама порой приходит в его дом, как это случилось с двумя белорусскими стариками, крестьянами Степанидой и Петраком
    Богатько. Хутор, на котором они живут, оккупирован. В усадьбу являются полицаи, а за ними немцы. Они не показаны В.Быковым как намеренно зверствующие, просто они приходят в чужой дом и располагаются там как хозяева, следуя идее своего фюрера, что всякий, кто не ариец, - не человек, в его доме можно учинить полный разор, а самих обитателей дома воспринимать как рабочую скотину. И поэтому так неожиданно для них то, что Степанида не готова подчиниться им беспрекословно. Не позволить себя унижать - вот исток сопротивления этой немолодой женщины в такой драматической ситуации. Степанидаа
    - сильный характер. Человеческое достоинство - вот главное, что движет ее поступками. "За свою трудную жизнь она все-таки познала правду и по крохам обрела свое человеческое достоинство. А тот, кто однажды почувствовал себя человеком, никогда уже не станет скотом",
    - так пишет В.Быков о своей героине. При этом писатель не просто рисует нам этот характер, - он размышляет о его истоках. Необходимо
    задуматься о смысле названия повести - "Знак беды". Это цитата из стихотворения А.Твардовского, написанного в 1945 году: "Перед войной, как будто в знак беды..." То, что творилось еще до войны в деревне, стало тем "знаком беды", о котором пишет В.Быков.
    Степанида Богатько, которая "шесть лет, не жалея себя, надрывалась в батрачках", поверила в новую жизнь, одной из первых записалась в колхоз - недаром называют ее сельской активисткой. Но вскоре она поняла, что нет той правды, которую она искала и ждала, в этой новой жизни. Когда требуют новых раскулачиваний, опасаясь подозрения в потворстве классовому врагу, именно она, Степанида, бросает гневные слова незнакомому мужчине в черной кожанке: "А справедливость не нужна? Вы, умные люди, разве не видите, что делается?" Не раз еще пытается вмешаться Степанида в ход дела, заступиться за арестованного по ложному доносу Левона, отправить Петрока в Минск с прошением к самому председателю ЦИК. И всякий раз ее сопротивление неправде натыкается на глухую стену. Не в силах изменить ситуацию в одиночку,
    Степанида находит возможность сохранить себя, свое внутреннее чувство справедливости, отойти от того, что творится вокруг: "Делайте что хотите. Но без меня". В предвоенных годах - источник характера
    Степаниды, и не в том, что она была колхозницей-активисткой, а в том, что сумела не поддаться всеобщему упоению обманом, словами о новой жизни, страху, сумела пойти за собой, за своим врожденным чувством правды и сохранить в себе человеческое начало. И в годы войны оно определило ее поведение. В финале повести Степанида погибает, но погибает, не смирившись с судьбой, сопротивляется ей до последнего. Один из критиков заметил иронически, что "был велик урон, нанесенный Степанидой армии врага". Да, видимый материальный урон не велик. Но бесконечно важно другое: Степанида своей гибелью доказывает, что она - человек, а не рабочая скотина, которую можно покорить, унизить, заставить подчиниться. В сопротивлении насилию проявляется та сила характера героини, которая как бы опровергает смерть, показывает читателю, как много может человек, даже если он один, даже если он в безвыходной ситуации.
    Рядом со Степанвдой Петрок показан как характер если не противоположный ей, то, во всяком случае, совсем иной, не активный, а скорее робкий и мирный, готовый пойти на компромисс.
    Бесконечное терпение Петрока основано на глубоком убеждении, что можно с людьми поговорить добром. И лишь в конце повести этот мирный человек, исчерпав весь запас своего терпения, решается на протест, открытый отпор. Насилие побудило его к непокорности. Такие глубины души раскрывает необычная, экстремальная ситуация в этом человеке. Народная трагедия, показанная в повести В.Быкова "Знак беды", раскрывает истоки подлинных человеческих характеров.
    1   ...   44   45   46   47   48   49   50   51   52


    написать администратору сайта