Главная страница
Навигация по странице:

  • Цель дипломной работы

  • Предмет исследования

  • Новизна дипломной работы

  • Возникновение мультимедийных и интерактивных технологии и их применение

  • История применения мультимедийных и интерактивных технологии в Казахстане

  • Особенности применения мультимедийных и интерактивных технологии в обучении

  • Использование мультимедийной и интерактивной техники при обучении информатики. ДИПЛОМНАЯ РАБОТА+. Актуальность проблемы. В современном обществе для учреждений всевозможных сфер деятельности


    Скачать 1.03 Mb.
    НазваниеАктуальность проблемы. В современном обществе для учреждений всевозможных сфер деятельности
    АнкорИспользование мультимедийной и интерактивной техники при обучении информатики
    Дата09.04.2023
    Размер1.03 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаДИПЛОМНАЯ РАБОТА+.doc
    ТипДокументы
    #1049028
    страница1 из 5
      1   2   3   4   5


    Введение
    Актуальность проблемы. В современном обществе для учреждений всевозможных сфер деятельности, включая и школы, уже недостаточно приобрести проектор или экран. Мы живем в век информации, одним из направлений которой является процесс компьютеризации образования, в котором практикуется возможностей применения мультимедийных и интерактивных приемов и методов: для улучшения процессов развития зрительных, визуальных, образных и теоретических мыслей; для развития творческого и интеллектуального потенциала обучающихся; коммуникативных способностей; укрепляющее значимость учебно-воспитательных процессов во всех уровнях учебной программы. Поэтому в этом процессе компьютер является центральной фигурой. Также имееются дополнительные источники (оборудования), которые помогут перейти на новый уровень образования. Все это облегчается внедрением мультимедийных и интерактивных технологий, таких как мультимедийные проекторы и интерактивные доски, а также компьютеры для учебных программ.

    Интерактивные доски, мультимедийные проекторы и др. начали появляться в соответствии с проектом по развитию школьного образования. Следовательно, их использование в информатике и образовании в области ИКТ на сегодняшний день не является чем-то новым, и вполне вероятно, что впервые будет реализовано техническое оснащение школ в целом и компьютерных наук в частности. быстрее, чем дидактическая поддержка этого процесса.

    В нынешних учебных заведенияхх применение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в классе широко распространено. И правильное применение компьютера в образовательном процессе, который представляет собой высшую техническую среду обучения, позволяет процессу обучения проходить в новых условиях, когда учитель больше не является единственным источником информации для обучающихся. Подобным способом, учитель получает выгоду от нового передового технического инструмента: интерактивной доски, которая заменяет доску и мел.

    Появилась возможность использовать интерактивные и мультимедийные технологии и ИТ-устройства, но степень и свойство использования предполагают необходимость дальнейшего изучения проблемы. На сегодняшний день большинство педагогов не прояснили суть мультимедийных концепций, тем более технологий, которые четко структурированы. Важно продолжить обсуждение темы использования мультимедиа и интерактивных технологий в образовании и на уроках ИКТ.

    Цель дипломной работы: разработать способы обучения информатике и ИКТ с применением мультимедийной и интерактивной техники.

    Объект исследования: система обучения информатике и ИКТ учащихся основной школы.

    Предмет исследования: способы обучения информатике и ИКТ с применением мультимедийной и интерактивной техники.

    Гипотеза исследования: внедрение и создание методов использования мультимедийной и интерактивной техники в процессе обучения учащихся основной школы на уроках информатики и ИКТ способствует повышению активности учащихся на уроках и, как следствие, повышению эффективности обучения информатике.

    В ходе выполнения дипломной работы были поставлены следующие задачи:

    • по теме дипломной работы проанализировать научную литературу;

    • отобрать содержание обучения разделу «Аппаратные и программные средства ИКТ» курса информатики;

    • рассмотреть методическую основу учебного материала для проведения уроков информатики в условиях использования мультимедийной и интерактивной техники;

    • рассмотреть способы обучения информатике школьников, предусматривающие применение мультимедийной и интерактивной техники;

    • экспериментально проверить разработанную систему обучения.

    В ходе написания дипломной работы были использованы следующие способы:

    • анализ научной литературы;

    • рассмотреть методической основы материалов по теме дипломного проекта;

    • проведение эксперимента.

    Новизна дипломной работы заключается в том, чтобы рассмотреть мультимедийные и интерактивные технологии как средство обучения информатике, обосновать ее применение в учебной программе и разработать новые способы обучения информатике и ИКТ.

    Практическая значимость работы состоит в том, что в работе рассмотрены преимущества использования мультимедийной и интерактивной техники, выступающих в качестве средств, позволяющих использовать мультимедийные учебные презентации и интерактивные учебные пособия для объяснения нового учебного материала, закрепления знаний по информатике и ИКТ в рамках обучения разделу «Аппаратные и программные средства ИКТ». В ходе исследования усовершенствована система обучения информатике и ИКТ с применением мультимедийной и интерактивной техники, что было выражено в:

    • создании учебного материала для проведения уроков информатики с помощью мультимедийной и интерактивной техники;

    • разработке методов обучения информатики с помощью мультимедийной и интерактивной техники.[1]




    1. Возникновение мультимедийных и интерактивных технологии и их применение




      1. История возникновения и применения мультимедийных и интерактивных технологии в мире


    Мультимедиа - это сумма технологий, позволяющих компьютеру вводить, обрабатывать, хранить, передавать и отображать такие типы данных, как текст, видеографика, мультипликация, оцифрованные неподвижные изображения, видео, звук, речь.

    Мультимедиа (multimedia) - это современная компьютерная информационная технология, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графичное изображение и анимацию (мультипликацию).

    История появления мультимедиа технологии

    Проводя краткий исторический экскурс, стоит отметить, что ещё более 30 лет назад мультимедиа ограничивалась пишущей машинкой «Консул», которая не только печатала, но и могла привлечь внимание заснувшего оператора мелодичным треском. Несколько позднее компьютеры уменьшились до бытовой аппаратуры, что позволило собрать их в гаражах и комнатах. Новым веянием в развитии мультимедиа явился компьютерный гороскоп 1980 года, который при помощи динамика и программируемого таймера синтезировал расплывчатые устные прогнозы на каждый день, а, кроме того, ещё перемещал по экрану звёзды. Появление самого термина - мультимедиа - также произошло в то время. Причём, скорее всего, он служил ширмой, отгораживающей лаборатории от взглядов непосвящённых.

    По мере накопления критической массы технологий, появляются бластеры, CD - ROM и другие плоды эволюции. Появляется Интернет, WWW, микроэлектроника. Становится очевидным, что человечество переживает стадию информационной революции: общественная потребность в средствах передачи и отображения информации вызывает к жизни новую технологию. За неимением более корректного термина используется определение мультимедиа. В наши дни это понятие может полностью заменить компьютер практически в любом контексте. На сегодняшний день в английском языке уже приживается новый термин - информационное приспособление (information appliance).

    Описание и основные возможности мультимедиа технологии

    Основа мультимедийных систем подготовлено условиями практики и развития теории. Тем не менее в последние годы прогресс в этом направлении был обеспечен, в частности, за счет расширения технических и системных средств. Во-первых, это прорыв в развитии персональных компьютеров: создание и массовое внедрение быстрорастущих технологий памяти и достижения в области видеотехники, лазерных дисков (аналоговых и CD-ROM). Важная роль также была ориентирована на разработку методов быстрого и эффективного сжатия (развертки данных). Конечно, появление мультимедийных систем привело к революционным изменениям в таких областях, как образование, компьютерное знание, во многих высококлассных специальностях, науки, искусства и компьютерные игры.

    Современный мультимедийный персональный компьютер полностью оборудован стереосистемой Ahnelt Home в сочетании с монитором - телевизором. Он оснащен активными стереодинамиками, приводом CD-ROM, микрофоном и аудиоинтерфейсом. Помимо этого устройство содержит новые устройства для ПК - аудиоадаптер. Вот почему вы будете слышать чистый стереозвук через динамики со встроенными усилителями. Мультимедийные технологии на сегодняшний день относятся к наиболее перспективным областям информатики. Основная цель состоит создании продукта, который соответствует определению Европейской комиссии, занимающейся проблемами внедрения и использования новых технологий ,"коллекция изображений, текстов и данных сопровождающихся звуком, видео, анимацией и другими визуальными эффектами (симуляцией), включая интерактивный интерфейс и другие механизмы. Концепция организации памяти "MEMEX", предложенная американским ученым Ваннивером Бушем, еще в 1945 году является идеологической предпосылкой для этой концепции. Считается основой способности искать информацию по ее семантическому (смысловому) содержанию: например, порядок чисел, индексов или выражений, алфавитный порядок и системная форма. Вначале эта идея нашла свое выражение и свою компьютерную реализацию в виде гипертекстовой системы - системы, позволяющей работать с комбинациями текстовых материалов. Позже появилась гипермедиа - система, объединяющая графику, звук, видео и анимацию. Последний шаг был мультимедиа, объединяющий эти две системы. Тем не менее, в конце 1980-х годов, растущий интерес к использованию мультимедиа - технологий в гуманитарной области, особенно в исторической и культурной областях - связан с именем известного американского ученого-компьютерщика Билла Гейтса. Он является автором идеи успешного создания и реализации коммерческого мультимедийного продукта на основе базы данных инвентаризации офисных музеев с применением всех возможных «опор»: изображений, звука, анимации, системы. гипертекст. Этот продукт называется «National Art Galeri». London "и именно он определяет три основных принципа мультимедиа:

    • художественное оформление интерфейса и навигационные инструменты;

    • представление информации с применением комбинации различных читаемых человеком носителей. Мультимедийная среда, если исходить из самого термина multimedia от англ. multi - много, media - среда;

    • наличие нескольких сценариев в контенте продукта, в том числе созданных пользователем на основе «свободного поиска» в рамках предложенного в контенте продукта информации.

    Также активно используются в представлении информации и являются несомненным достоинством и особенностью технологии следующие возможности мультимедиа:

    • Возможность увеличения (детализации) на экране изображения или его наиболее интересных фрагментов, иногда в двадцатикратном увеличении (режим «лупа») при сохранении качества изображения. Данная возможность особенно ценна в процессе презентаций произведений искусства и уникальных исторических актов;

    • Вероятность хранения большого объёма разнообразной информации на одном носителе (до 20 томов авторского текста, около 2000 и более высококачественных изображений, 30 - 45 минут видеозаписи, до 7 часов звука);

    • Вероятность сопоставления и обработки изображения разнообразными программными средствами с научно - исследовательскими или познавательными целями;

    • Вероятность использования технологии гипертекста и гипермедиа - выделение в сопровождающем изображении, текстовом или другом визуальном материале «горячих слов (областей)», по которым осуществляется немедленное получение справочной или любой другой пояснительной (в том числе визуальной) информации;

    • Вероятность осуществления непрерывного аудиосопровождения (музыкального или любого другого), соответствующего статичному или динамичному визуальному ряду;

    • Вероятность использования видеофрагментов из фильмов, видеозаписей и т. д., функции «стоп - кадра», покадрового «пролистывания» видеозаписи;

    • Вероятность включения в содержание диска баз данных, методик обработки образов, анимации. К примеру, сопровождение рассказа о композиции картины графичной, анимационной демонстрацией геометрических построений её композиции и т. д.;

    • Вероятность подключения к глобальной сети Internet;

    • Вероятность работы с различными приложениями: текстовыми, графичными и звуковыми редакторами, картографичной информацией;

    • Вероятность создания собственных выборок из представляемой в продукте информации. Для этого предусмотрены специальные режимы - режим «карман» или «мои пометки»;

    • Вероятность создания «закладок» - так называемого «запоминания пройденного пути» на заинтересовавшей экранной «странице»;

    • Вероятность автоматического просмотра всего содержания продукта - «слайд - шоу»;

    • Вероятность создания анимированного и озвученного «путеводителя - гида» по продукту («говорящей и показывающей инструкции пользователя»);

    • Включение в структуру продукта игровых компонентов с информационными составляющими;

    • Возможности «свободной» навигации по информации и выхода в основное меню (укрупнённое содержание), на полное оглавление или вовсе из программы в любой точке продукта.[2]



      1. История применения мультимедийных и интерактивных технологии в Казахстане


    В настоящее время цифровые технологии стали играть доминирующую роль в сферах человеческой деятельности. Это привело к переосмыслению многих технологий в образовательном процессе. Интегрируя информационные и образовательные технологии, учителя расширяют возможности, а производительные механизмы, по-видимому, направляют на самостоятельную познавательную деятельность учащихся. Раньше работа учителя была связана с классной доской, офисом (столом) и мелом, сейчас же эти концепции были заменены концепциями проекторов, мультимедиа и маркеров.

    На сегодняшний день государство предпринимает все необходимые меры для того, чтобы каждый учащийся получил конкурентоспособное знание на мировом рынке. Объем финансирования образования увеличивается из года в год. Новые и интересные идеи в области информационно-коммуникационных технологий разрабатываются и реализуются. Все это в конечном итоге создает новые требования для формирования личности, которая может работать в открытом информационном обществе, в котором крайне важно участие интеллектуального царства и цифровых технологий.

    С 2005 года школы Республики Казахстан стали пополняться мультимедийными лингафонными кабинетами, а начиная с 2007 года стали оснащаться интерактивными досками (проекторами). С начала 2007-2008 учебного года в соответствии с поручением Главы государства в учебный процесс организаций образования внедряется система on-line обучения. В 2007 году 1000 школ республики были оснащены интерактивными кабинетами, обеспечены доступом к широкополосному Интернету с каналами связи не менее 512 кб/сек. В 2008 году данные школы были доукомплектованы лабораторными кабинетами физики, химии, биологии и одним универсальным кабинетом. Еще 721 учебных заведений оснащены одним интерактивным кабинетом и доукомплектованы четырьмя интерактивными кабинетами (один универсальный кабинет и кабинеты физики, химии и биологии) и подключены к широкополосному интернету. Из местного бюджета было приобретено 1359 кабинетов. Подобным способом, 3080 школ республики имеют интерактивные кабинеты. С 2007-2008 учебного года, согласно утвержденному расписанию, еженедельно, лучшими педагогами республики, проводятся интерактивные уроки. Кроме того каждая область проводит интерактивные уроки, семинары, форумы с учебными заведениями своего региона.

    Несколько факторов влияют на процесс внедрения новых информационных технологий в знание: широкое внедрение информационных технологий в целом, большое количество пользователей компьютеров среди обучающихся и, как этот ключевой фактор, необходимость значительно улучшить свойство процесса образования. В то же время внедрение новых технологий по сути является междисциплинарным и сложным вопросом. И это не краткосрочный процесс или тенденция, а совершенно новая педагогическая область как наука, в которой внедряются инновационные способы, целью которых является повышение качества знаний подрастающего поколения учащихся, что приводит к повышению уровня знаний населения в целом.

    Кроме того в системе образования уже давно ведутся работы по внедрению в практику обучения казахстанских учебников. И как это было раньше, так и сейчас нередко можно стать свидетелем споров о качестве учебной литературы. Не подлежит сомнению факт, что одним из наиболее важных факторов ускорения подачи, а, следовательно, скорого осознания практической значимости получаемых знаний и их дальнейшего совершенствования является всё более широкое применение мультимедийных сопровождений к учебной литературе.

    Очевидно, что внедрение мультимедийных ключей информации в области образования тсановится необходимостью времени, поскольку современное общество в настоящее время развивается в свете достижений в области информационных технологий и появление новых ключей информации (компьютерные сети, цифровое телевидение).

    Во-первых, цифровые технологии в образовании тесно связаны с мультимедийной концепцией. Точнее, по теме этой статьи - с мультимедийными демонстрациями и сопровождениями.



      1. Особенности применения мультимедийных и интерактивных технологии в обучении


    Во всем мире интерактивные доски используются в образовательной сфере, они могут применяться на любых уроках и при преподавании любых дисциплин.

    Интерактивная доска – это сенсорный экран, присоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере.

    Интерактивная доска имеет интуитивно понятный, дружественный графический интерфейс.

    Интерактивная доска использует различные стили обучения: визуальные, слуховые или кинестетические. Благодаря интерактивной доске, ученики могут видеть большие цветные изображения и диаграммы, которые можно как угодно передвигать.

    Интерактивные доски имеют больший потенциал раскрытия темы урока, чем простая доска и даже компьютер с проектором. Но извлечь максимальную пользу от использования интерактивной доски можно только грамотно спланировав урок, приготовив подходящие используемые материалы. Уроки, приготовленные для использования интерактивной доски, могут быть использованы учителем не раз, при этом дальнейшая адаптация уроков может и не потребоваться, что в конечном итоге позволяет сэкономить время на подготовку к уроку. Как правильно распределить время на подготовку к уроку? Как приготовить «многоразовые» используемые материалы для урока? Попытаемся найти ответы на эти вопросы.

    «Интерактивные доски имеют ряд преимуществ по сравнению с другими средствами обучения», — это могут сказать учителя, использующие интерактивную доску на своем уроке. Наибольшего эффекта можно достичь, трудясь над подготовкой к уроку совместно с коллегами — это позволяет не только распределить обязанности и сэкономить время, но и улучшить свойство материалов. Учителя также фиксируют, что интерактивное программное предоставление берет на себя часть их работы, например, при работе с какими-то материалами на интерактивной доске, вы можете сберечь все пометки и изменения в файле, чтобы использовать их в дальнейшем или передать ученику, пропустившему урок. Учителя могут сэкономить свое время, создавая базы учебных материалов, используя материалы коллег на своих уроках. Интерактивная доска дает возможность использовать более широкий диапазон визуальных средств при изучении материала, поэтому преподносимый учителем материал становится более понятным для школьников. Нельзя категорически заявить, что результаты всех школьников улучшаются с применением на уроке интерактивной доски, но большинство учителей фиксируют, что ученики становятся, более заинтересованы и более мотивированы на уроке, они (ученики) быстрее запоминают материал. Интерактивная доска повышает свойство уроков, что также экономит время учителя, ведь ему не придется объяснять один и тот же материал дважды.[4]

    Основные способы использования интерактивных досок:

    • делать пометки и записи поверх выводимых на экран изображений;

    • демонстрация веб-сайтов через интерактивную доску всем слушателям;

    • применение групповых форм работы;

    • совместная работа над актами, таблицами или изображениями;

    • применение конференц-связи;

    • управление ПК без использования самого компьютера (управление через интерактивную доску);

    • применение интерактивной доски как обычной, но с возможностью сберечь результат, распечатать изображение на доске на принтере и т.д.;

    • изменение текста в выводимых на экране актах, используя виртуальную клавиатуру, которая настраивается в программном обеспечении доски;

    • изменение любых актов или изображений на экране, применение любых пометок;

    • сохранение на компьютере в специальном файле всех пометок, которые учитель делает во время урока, для дальнейшей демонстрации на других уроках или через Интернет;

    • сохраненные во время урока записи учитель может передать любому ученику, пропустившему занятие или не успевшему сделать соответствующие записи в своей тетради;

    • демонстрация работы одного ученика всем остальным ученикам класса;

    • демонстрация учебных видеороликов;

    • формирование рисунков на интерактивной доске без использования компьютерной мыши;

    • формирование рисунков, схем и карт во время проведения урока, которые можно использовать на следующих занятиях, что экономит время на уроке;

    • при соответствующем программном обеспечении учитель может выводить на экран интерактивной доски изображение монитора любого ученика;

    Важно понять, что интерактивная доска — не волшебная палочка, которая сама решает все проблемы на уроке и делает занятия интересными и увлекательными. Также не стоит думать, что интерактивная доска должна использоваться на каждом уроке или на каждом этапе урока. Как и с любым другим источником, наибольшего эффекта от использования интерактивной доски можно достичь только тогда, когда она используется соответственно поставленным на уроке задачам. Учителя должны грамотно овладеть программным обеспечением, идущим вместе с интерактивной доской, и использовать его потенциал при подготовке к уроку. Учителя нуждаются и в других программных средствах, которые могут расширить сферы применения интерактивной доски.

    Подводя итоги всему выше сказанному, отметим:

    • урок должен быть приготовлен заранее, тогда объяснение материала пройдет быстрее;

    • интерактивная доска позволяет использовать самые разные источники одновременно: и изображения, и звук, и видео, и текст и другие необходимые используемые материалы;

    • течение урока должно быть логическим и последовательным, тогда урок позволит выполнить все поставленные задачи;

    • файлы, сохраненные во время урока, могут быть переданы ученикам; также эти файлы можно использовать на последующих уроках для повторения пройденного материала или дополнения.

    Применение интерактивной доски повышает уровень обучения на несколько ступенек вверх. На уроках информатики для школьников средних и старших классов, проводя презентацию средствами интерактивной доски, удобно делать различные пометки с небольшими комментариями прямо на ее плоскости. Также можно управлять программами непосредственно с доски.

    Однако, возможно, применение такого устройства должно быть направлено на применение всех ее функциональных возможностей, хотя в данном случае можно использовать и обычный проектор. Но наглядность и представительность, которые приобретает урок, ни с чем не сравнить. Кроме того, повышается интерес школьников к материалу и вообще к информационным технологиям, особенно, когда их вызывают к доске[4].

    Применение интерактивных досок поможет преподавателям раскрыть свои педагогические таланты, но не будет компенсировать их недостаток.

    Педагогам, только начинающим осваивать работу с интерактивной доской, будет доступен самый простой способ работы с ней — использования ее в качестве простого экрана, изображение на который подается с компьютера. Во время работы с интерактивной доской в простом режиме изображение компьютера через проектор подается на интерактивную доску, а самоуправление ПК можно производить с помощью специализированных маркеров, идущих вместе с интерактивной доской.

    Как правило, такие ручки (маркеры) оснащены кнопками, которые дублируют левую и правую кнопки мыши. Узнать, какую функцию выполняют кнопки, легко можно экспериментальным путем: щелкнуть одну кнопку и посмотреть итог, щелкнуть другую кнопку и посмотреть итог. Обычно, по умолчанию однократное прикосновение стержнем ручки к поверхности интерактивной доски дублирует однократное нажатие левой кнопки мыши.

    Как фиксируют многие учителя, трудящиеся с интерактивной доской, завучи по информатизации и другие знающие люди, в Казахстане и странах СНГ интерактивная доска чаще всего используется для просмотра презентаций.

    На компьютере учителя запускается готовая презентация, а переходы между слайдами осуществляются с помощью управления маркером. Однократное прикосновение стержнем маркера к поверхности интерактивной доски приводит к переходу на следующий слайд. Итак, вот самый простой способ использования интерактивной доски учителем в школе — демонстрация готовых презентаций.

    Электронные презентации можно рассматривать как дидактическое средство обучения, а мультимедийный проектор или интерактивную доску – технические средства, позволяющие показ презентации в классе. Электронную презентацию можно отнести к электронным учебным пособиям, но только с оговоркой: электронные учебные пособия рассматриваются как самостоятельные средства обучения, а презентация – вспомогательное, используемое учителем на уроке и требующее его комментариев и дополнений. Под электронной презентацией мы понимаем логически связанную последовательность слайдов, объединенную одной тематикой и общими принципами оформления.

    Формирование и применение на уроке электронных презентаций на на сегодняшний деньшний день весьма актуально, как и создание общих методических принципов для них. Порой в демонстрациях встречались ошибки, касающиеся специфических вопросов и направлений. Создавалось впечатление, что демонстрация не проверялась, а сразу же представлялась широкой аудиторией.

    Что же касается мультимедиа, то на этот счет, у многих понятия расходятся с правильным определением. Многие считают что, понятие «мультимедийный урок» или «мультимедиаурок» отсутствует. Можно рассматривать разные типы уроков и на любом из них можно использовать мультимедиа. Существуют три направляющие, на которых держится качественный мультимедийный урок: техническое оснащение, образовательный контент и ИКТ-компетентность учителя. Не всякое одновременное применение звука, графики, видео и текста есть мультимедиа.

    Формы проведения мультимедийных уроков зависят от набора используемых медиасредств. Многие такие уроки и пытаются назвать мультимедийными. Но это термин не научный, а больше разговорный.

    Подобным способом, мультимедийный урок — это урок, когда есть деятельность учителя и школьников с применением медиасредств.

    Традиционную обязанность консультировать педагогов по вопросам использования ИКТ, возлагаемую на учителей информатики, могут выполнять любые педагоги, освоившие те или иные технологии. Мультимедийные уроки активизируют внимание и познавательный интерес к предмету, провоцируют на самостоятельную работу учащихся, помогают формировать образное мышление.

    Применение медиасредств должно быть уместным, целесообразным, как и использование любых средств наглядности и технических средств обучения. Молодым педагогам проще разобраться в этом, но очень тяжело для учителей с большим стажем работы, поэтому обучение таких учителей ложится на плечи, или учителя информатики или учителя, воспитателя, разбирающегося в мультимедийных технологиях.

    Выделяют 3 ключевых направления применения интерактивных досок в образовании:

    • Презентации, демонстрация и прогнозирование. Как использовать соответствующее программное предоставление и другие источники вместе с интерактивной доской для улучшения понимания материала урока.

    • Повышение активности школьников на уроке. Как применение интерактивной доски может увеличить динамичность школьников на уроке.

    • Увеличение темпа урока при использовании интерактивной доски. Как применение интерактивной доски может улучшить планирование урока и увеличить его темп.

    Презентации, демонстрация и прогнозирование.

    Интерактивная доска — ценный инструмент для обучения всего класса. Это — визуальный источник, который может помочь педагогам сделать уроки живыми и привлекательными для школьников. Интерактивная доска позволяет преподнести ученикам информацию, используя широкий диапазон средств визуализации (карты, таблицы, схемы, диаграммы, фотографии и др.).

    Учителя могут использовать управление интерактивной доской, чтобы преподнести изучаемый материал захватывающими и динамическими способами. Интерактивная доска позволяет моделировать абстрактные идеи и понятия, не прикасаясь к компьютеру, изменить модель, перенести объект в другое место экрана или установить новые связи между объектами. Все это происходит в режиме реального времени[5].

    Повышение активности школьников на уроке.

    Многие учителя, трудящиеся с мультимедийной и интерактивной техникой, утверждают, что ученики становятся более активными и заинтересованными на уроке, на котором используется интерактивная доска. Данные становится для них более доступной и понятной, что улучшает атмосферу понимания в классе, у школьников повышается мотивация к изучению предмета.

    Увеличение темпа урока.

    Все записи на интерактивной доске могут быть сохранены на компьютере и вновь открыты при повторении пройденного материала или переданы ученику, который пропустил урок по болезни, а так же учитель может выводить на экран заранее приготовленные используемые материалы, и время урока будет использовано только на решение поставленных задач[6].

    Учителя, начавшие функционировать с интерактивной доской, фиксируют положительные изменения в качестве уроков, в объеме понимаемого учениками материала. Учителя утверждают, что с применением интерактивной доски они успевают преподнести больше информации за меньшее время, и при этом ученики активно трудятся на уроке и лучше понимают даже самый сложный материал. Интерактивная доска становится незаменимой для учителей по любому предмету, будь то русский язык или математика, физика или химия, информатика или окружающий мир.

    Интерактивная доска позволяет демонстрировать для аудитории школьников:

    • особое обучающее программное предоставление;

    • содержание дисков CD, DVD и других носителей;

    • интернет-сайты;

    • графические файлы (изображения, рисунки, фотографии, скриншоты).

    Энтузиазм школьников определенно увеличился и можно предположить, что это произошло, потому что можно предоставить им более интересные источники информации. Давайте вспомним, что делают ученики до и после уроков: они смотрят телевизор, играют в компьютерные игры. Отсюда понятно отсутствие интереса школьников к простым учебникам и простой меловой доске — это устаревший и неинтересный способ подачи информации для них. Вероятно, что уроки с применением интерактивной доски могут донести до школьников гораздо более широкие диапазоны информации. Многие из источников, доступные для проекции на интерактивной доске (цвет, движение, звук), просто невозможно использовать на традиционном уроке.

    Внедрение интерактивной и мультимедийной техники в учебный процесс, позволяет повысить результативность и уровень обучения информатике и ИКТ, в требованиях ее правильной реализации. Обучение, в котором вводится современная техника, позволяет реализовать гораздо больший потенциал не только учителя, но и учащихся, та как зачастую скучные уроки приобретают новый смысл, и мотивационная функция обучения возрастает практически в два раза, что приводить к высоким темпам работы, лучшему усвоению знаний, а также высокой степени подготовленности учащихся.

    Чтобы обоснованно и эффективно использовать мультимедийные средства обучения в учебном процессе, необходимо учитывать их основные положительные и отрицательные стороны.

    Положительные стороны использования мультимедийных средств обучения связаны с тем, что происходит:

    • Совершенствование методов и технологий отбора и обучения образовательного контентаж;

    • Изменения в ситеме традиционных форм обучения.

    • Организация новых форм взаимодействия в учебном процессе;

    • Повышение эффективности обучения учащихся путем индивидуализации и дифференциации с применением дополнительных мотивационных рычагов;

    • Причины обучения для самообучения, саморазвития студентов;

    • изменить содержание и характер деятельности детей и учителей;

    • Теоретическая подготовка с практическими занятиями;

    • Оперативный контроль и анализ итогов;

    • увеличение объема информации за определенный период времени;

    • Подбор информации в логике знаний и понимания ученика.

    Использование мультимедийных средств обучения способствует повышению эффективности учения, это связано с тем, что:

    • развивает у детей более глубокий подход к обучению;

    • стимулирует расположение к учебным занятиям;

    • развивает навыки совместной работы;

    • стимулирует когнитивные аспекты учения;

    • разгружает умственную деятельность от рутинных компонентов;

    • повышает мотивацию детей к учению;

    • создает психологический комфорт для школьников;

    • способствует переходу от пассивного к активному способу реализации деятельности учащихся, которые становятся полноправными субъектами образовательной деятельности.

    Отрицательные аспекты использования мультимедийных средств обучения заключаются в том, что:

    − сворачиваются социальные контакты,

    − сокращаются социальные взаимодействия и общение,

    − формируется индивидуализм,

    − затрудняется переход от знаковой формы представления знания на экран дисплея к системе практических действий, имеющих логику, отличающуюся от логики организации системы знаков.

    Обучение с мультимедийными средствами обучения по сравнению с классическими методами обучения имеет следующие преимущества:

    1. Данные предоставляется частями.

    2. Выбор материала происходит на уровне логики знаний обучающихся.

    3. Обучение формируется на уровне индивидуального понимания.

    4. Процессы моделирования, конструирования и прогнозирования проблем способствует становлению учащихся.

    5. Способность развитой деятельности учащихся (стратегия, исследование, проект, этап).

    6. Обозначает мотивацию для «неожиданных результатов».

    7. Тексты, графики, диаграммы, мультипликация и т. д.


    Одним из критериев  успешности деятельности на уроке является взаимодействие учителя и ученика, постоянный обмен информацией между ними. Применение в школе проекторов оживило процесс обучения, показ всевозможных презентаций, мультимедийных пособий – всего лишь способ подачи материала. А для действительно успешного взаимодействия учителя с учеником идеально подходят интерактивные доски.

    Интерактивная доска - это устройство, использующееся с проектором и ПК. Изображение с компьютера выводится на интерактивную доску, как на обычный экран, с помощью проектора. Используя маркер или палец, можно не отходя от доски управлять компьютерными приложениями или делать пометки поверх изображения. Любая интерактивная доска имеет программное предоставление, которое, в зависимости от того, для каких целей предназначена доска, включает в себя разнообразный набор возможностей - от простого рисования поверх изображения с компьютера или виртуального белого листа с возможностью сохранения итогов работы, до создания многостраничных уроков и презентаций с управляемыми объектами, вставленными на страницы видеофрагментами и многочисленными функциями, облегчающими работу с доской.

    Виды интерактивных досок

    Первая в мире интерактивная доска была представлена компанией SMART Technologies Inc. в 1991 г., и именно педагоги стали первыми активно использовать данные технологии.

    Интерактивная доска — это сенсорный экран, который подключается к специальному проектору, передающему изображение на поверхность — доску. С помощью прикосновения к доске можно управлять изображением. Интерактивные доски бывают прямой и обратной проекции. При прямой — проектор помещается перед доской на подставке или на потолке. При обратной — проектор устанавливается за доской.

    С изображением на интерактивной электронной доске можно функционировать: рисовать, делать пометки, писать и так далее. Всё это можно сохранять в файле желаемого расширения, и впоследствии продолжать работу. Записывать и рисовать можно различными способами: специальными маркерами, электронными перьями или просто рукой. Это зависит от технологий, используемых в интерактивных досках.


    Рисунок 1. Интерактиный доски

     

    Выделяют следующие типы технологий интерактивных досок:

    1) Сенсорная аналого-резистивная технология

    Для работы с сенсорной аналого-резистивной доской не обязательно иметь специальные маркеры и, хотя в комплекте поставки могут быть разноцветные маркеры и ластик, можно пользоваться пальцем или указкой. Именно это обусловило самое важное преимущество досок данного типа для сферы образования — невозможность сорвать занятие, спрятав маркер или питающую его батарейку. При использовании сухих маркеров аналого-резистивная доска позволяет переводить в электронную форму материал урока, проводимого традиционным образом.

    2) Электромагнитная технология

    При использовании электромагнитной технологии интерактивная доска имеет твердую поверхность. Электронное перо (маркер) питается от батарей или получает энергию по проводу, которым привязано к доске. Перо в некоторых моделях способно различать градации силы нажатия, что удобно для применения в программах рисования. Кончик пера может располагаться на некотором удалении от поверхности (не более 10 мм), благодаря чему на доски можно навешивать плакаты и функционировать поверх них. Помимо маркеров изготовитель может предлагать электронный ластик.

    3) Лазерная технология

    Функционировать пальцем или обычным маркером с лазерной интерактивной доской не получится — нужен специальный маркер, который для уменьшения ошибок желательно держать перпендикулярно поверхности доски. Основное достоинство технологии в том, что сама доска может быть сделана из любого материала, хоть толстого стального листа. Принципиальный недостаток лазерной технологии — докладчик может случайно перекрыть луч лазера, в последствии чего процесс измерения координат нарушается. На лазерную доску можно вешать плакаты и функционировать поверх них.

    4) Ультразвуковая/ инфракрасная технология

    Электронный маркер работает от батарейки, как и электронный ластик. Основной недостаток ультразвуковой/инфракрасной технологии тот же, что у электромагнитной и лазерной — необходимо использовать специальный электронный маркер.

    5) Микроточечная технология

    Позволяет сделать доску полностью беспроводной. На поверхности маркерной доски нанесены почти незаметные невооруженным глазом точки, встроенная в маркер камера по ним определяет координаты точки касания. Bluetouth-передатчик, также встроенный в электронный маркер, передает координаты точки касания в компьютер, а доска не требует при этом ни питания, ни беспроводного подключения.

    6) Емкостная технология

    Позволяет управлять пальцем, но при этом поверхность доски остается очень прочной и износостойкой. Место касание определяется по изменению электрической емкости поверхности доски. Эта технология позволяет распознавать одновременно несколько касаний пальцем, благодаря чему может функционировать три человека одновременно и для управления объектами на экране можно использовать обе руки.

     Технологии постоянно развиваются и сейчас производители предлагают интерактивные доски, сочетающие в себе преимущества различных технологий, например, ультразвуковых и сенсорных досок.

    Начало работы с интерактивной доской

    Для работы любой ИД необходимо:

    1. Установить саму интерактивную доску.

    2. В доске Interwrite Board маркеры вставить в зарядное устройство.

    3. Установить мультимедийный проектор.

    4. Подключить интерактивную доску к мультимедиапроектору.

    5. Подключить интерактивную доску к персональному компьютеру (ПК).

    6. Установить на ПК с диска программное предоставление к интерактивной доске.

    7. Произвести настройку интерактивной доски, ПК и мультимедийного проектора для дальнейшей работы.
    Подсоединение и настраивание интерактивной доски к персональному компьютеру

    Интерактивную доску можно подключить к персональному компьютеру с помощью кабелей USB и RS-232 (COM) кабелей или с помощью радиоканала (Bluetooth).

    Если интерактивная доска уже подключена к персональному компьютеру кабелем, то соединение с ней будет установлено автоматически.

    Для Bluetooth-подключения требуется установка соединения через «Диспетчер устройств InterWrite».

    Для подключения доски выполните следующие действия:

    1. Вставьте квадратный USB-B разъём в USB-порт интерактивной доски (рисунок 2). Если для подключения используется последовательный кабель, подключите его в COM-порт Интерактивной доски.

    2. Вставьте USB-A разъём кабеля в USB-порт (или RS-232 разъём кабеля в COM-порт) персонального компьютера.

    3. Подсоедините адаптер питания к интерактивной доске.

    4. Подсоедините кабель питания зарядного устройства для маркеров в дополнительный разъём питания интерактивной доски.

    5. Включите интерактивную доску. Загорится индикатор питания, индикаторы зарядки аккумуляторов в электронных маркерах и Вы услышите четырёхкратный звуковой сигнал.

    6. Включите персональный компьютер (ноутбук). Интерактивная доска будет найдена автоматически.

    7. Включите мультимедиа проектор.

    Рисунок 2. Порт подключения Bluetooth
    Установка программного обеспечения интерактивной доски

    Установка программного обеспечения производится один раз на ПК, к которому подключается интерактивная доска. Как правило, перед работой с интерактивной доской программное предоставление уже установлено.

    Если программного обеспечение не установлено, выполните следующие действия:

    1. Вставьте диск «Программное предоставление Интерактивной доски» в привод компакт-дисков. Установка начнётся автоматически.

    2. В противном случае нажмите «Пуск» и выберите пункт меню «Выполнить». Наберите X:\Install_rus.exe (где «Х» имя дисковода).

    3. При необходимости в появившемся начальном меню выберите «Установить».

    4. Следуйте инструкциям на экране. После завершения установки нажмите кнопку «Закрыть».

    5. После успешной установки на рабочем столе появится ярлык и на панели задач появится значок ПО (рисунок 4).

    6. Если значок не появился, перезагрузите компьютер.


    Рисунок 3. Окно «Запуск программы»

    Рисунок 4. Ярлыки на рабочем столе и значки на панели задач

    Калибровка интерактивной доски


    Для синхронизации положения наконечника электронного маркера с положением курсора на экране доска должна быть откалибрована. Калибровка требуется каждый раз, когда интерактивная доска или проектор были перемещены или случайно сбилась. Калибровка интерактивной доски занимает несколько секунд:

    1. Проверьте, что подключены все кабели и включено питание интерактивной доски, мультимедиа проектора и ПК.

    2. Используя электронный маркер, нажмите кнопку «Откалибровать» на панели горячих клавиш на интерактивной доске. Появится голубой экран с белой точкой в левом верхнем углу.

    3. Нажимайте последовательно на появляющиеся белые точки. После каждого нажатия будет воспроизводиться звуковой сигнал. Нажмите левую кнопку на электронном маркере для возврата к предыдущей точке, если это необходимо. Нажмите правую кнопку мыши или ESC для отмены калибровки.

    4. После завершения калибровки интерактивная доска готова к работе.

    Работа с программным обеспечением интерактивной доски

    После того, как все подготовительные работы завершены, интерактивная доска и её программное предоставление установлены, все устройства включены, на панели задач появится значок Interwrite , символизирующий работу Диспетчера Устройств.

    Диспетчер Устройств позволяет переключаться между режимами работы программного обеспечения интерактивной доски.

    Для начала работы с интерактивной доской щёлкните левой кнопкой мыши на значке и из появившегося меню (рисунок 5) выберите желаемый режим работы.



    Рисунок 5. Базовое меню программного обеспечения интерактивной доски
    Программное предоставление интерактивной доски позволяет функционировать в следующих режимах:

    1. Режим Интерактивный

    Режим Интерактивный – основной режим работы преподавателя

    Начать работу в Интерактивном режиме можно двумя способами:

    1. Выбрать Интерактивный режим в меню Диспетчер Устройств.

    2. Нажать соответствующую кнопку на Интерактивной доске.

    В режиме интерактивном можно управлять ПК прямо с поверхности интерактивной доски. В интерактивном режиме на правой стороне экрана появляется Панель инструментов Interwrite.

    2. Режим Office

    Этот режим предназначен для работы с актами MS Office: MS Word, MS Excel и MS PowerPoint. Все изменения, произведённые в этом режиме, сохраняются в исходном файле акта. Вы имеете возможность функционировать непосредственно с актами, а не со снимками экрана.

    Для начала работы в режиме Office необходимо выбрать Режим Office в меню Диспетчера Устройств.

    Панель инструментов

    Панель инструментов – основной элемент управления программным обеспечением интерактивной доски. Панель инструмента всегда находится на экране и обеспечивает доступ к меню программного обеспечения. На панели инструментов расположены значки наиболее используемых инструментов.

    Функционировать с программным обеспечением интерактивной доски очень просто. Для получения желаемого результата необходимо запомнить простые правила:

      • выберите необходимый инструмент (если не понятно назначение инструмента, просто подведите указатель мыши к его изображению и прочитайте подсказку);

      • выполните желаемое действие (получите результат).

    Панель инструментов можно перемещать по экрану, а так же изменять её размеры. Для этого необходимо мышкой выполнить желаемые операции, «ухватившись» за границы Панели инструментов. На Панели инструментов находится значок Панели элементов (Рисунок 6). На ней располагаются значки тех инструментов, которые используются реже, чем инструменты на Панели инструментов.


    Рисунок 6. Панель инструментов
    Возможности интерактивной доски

    Все, что пишется на электронной интерактивной доске, мгновенно появляется на экране персонального компьютера. Текст заметок может вводиться как через виртуальную клавиатуру, так и просто может быть написан от руки. Возможности интерактивных досок зачастую зависят от программного обеспечения, которое на них установлено. Программное предоставление большинства досок делает возможным распознавание рукописного текста. Записанные данные хранятся в электронном виде и может быть распечатана на обычном принтере. Надписи и рисунки на электронной интерактивной доске могут оформляться цветными маркерами, и при наличии цветного принтера копии тоже будут цветными. Использование цвета позволяет выделить информацию и значительно увеличить результативность ее понимания.

    Достоинство электронных интерактивных досок - возможность анимации: просмотр сделанных рисунков, запись лекций в реальном времени. Интерактивная доска - это великолепное средство для мозгового штурма. Все записанные на ней в ходе обсуждения идеи надежно хранятся в компьютере и могут быть последовательно восстановлены.

    Программное предоставление, поставляемое вместе с электронными интерактивными досками, позволяет значительно увеличить перечень функций интерактивной доски. Используя специализированные программы можно расширить географию аудитории и проводить обучающие семинары одновременно в нескольких городах страны, используя онлайн-передачу данных. Слушатели таких семинаров могут читать информацию со своих мониторов или проецировать ее на большой экран для коллективного обсуждения.

    Интерактивные доски для школы позволяют сочетать все преимущества классической презентации с возможностями высоких технологий. Проектор, подключенный к электронной интерактивной доске, позволяет функционировать в мультимедийной среде, сочетая классический тип презентации с демонстрацией информации из интернета, с видеомагнитофона, с компьютера, DVD-дисков, флэш-памяти или с видеокамеры. Уроки, проводимые с применением интерактивных досок, становятся интереснее и насыщеннее, повышается уровень усвоения материала. Специальный планшет даст возможность учителю сберечь мобильность во время проведения урока и более плотно взаимодействовать с классом, управляя уроком на расстоянии. Специализированное программное предоставление предоставляет педагогам широкий набор инструментов и шаблонов для создания интерактивных уроков. Все это делает интерактивные доски все более востребованными в учебных заведениях.


      1   2   3   4   5


    написать администратору сайта