Главная страница

Александровская в. Н


Скачать 3.01 Mb.
НазваниеАлександровская в. Н
Дата22.06.2022
Размер3.01 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаAlexandrovskaya_V_N_Filosofia_2009.doc
ТипУчебное пособие
#609594
страница22 из 41
1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   41

1) Общее понятие марксистской философии.

а) Историческая справка. Марксистская философия была

создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1813-1883) и Фридрихом Энгельсом (1820-1895) во второй половине XIX в. и является составной частью более широкого учения - марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую проблематику (научный коммунизм).

б) Философия марксизма дала ответы на многие жгучие
вопросы своего времени. Она получила широкое
распространение (вышла за рамки Германии, стала
интернациональной) в мире и завоевала большую
популярность в конце XIX - первой половине XX вв. В ряде
стран (СССР, социалистические страны Восточной Европы,
Азии и Африки) марксистская философия была возведена в
ранг официальной государственной идеологии и была
превращена в догму.

в) Актуальной задачей для сегодняшнего марксизма является
освобождение от догм и приспособление к современной
эпохе, учет результатов научно-технической революции и
реальности постиндустриального общества.


2) Предпосылки возникновения марксизма и марксистской

философия, а) Возникновению марксизма и марксистской философии

способствовали:

- предшествующая материалистическая философия (Демокрита, Эпикура, английских материалистов XVII в.

- Бэкона, Гоббса и Локка, французских просветителей XVIII в., и особенно атеистическо-материалистическая философия Людвига Фейербаха середины XIX в.); бурный рост открытий в науке и технике (открытие законов сохранения материи и энергии, эволюционная теория Ч. Дарвина, открытие клеточного строения живых организмов, изобретение проволочного телеграфа, паровоза, парохода, автомобиля, фотографии;

  • крушение идеалов Великой Французской революции
    (свобода, равенство, братство, идей французского
    Просвещения), их невозможность воплощения в реальной
    жизни;

  • нарастание социально-классовых противоречий и
    конфликтов (революция 1848 -1849 гг., реакция, войны,
    Парижская коммуна 1871 г.);

  • кризис традиционных буржуазных ценностей
    (превращение буржуазии из революционной в
    консервативмую силу, кризис буржуазного брака и
    нравственности).

3) Источники марксистской философии (главные
произведения К. Маркса и Ф. Энгельса).

Главными произведениями основателей марксизма являются: «Тезисы о Фейербахе» К. Маркса; «Капитал» К. Маркса; «Экономическо-философские рукописи 1844г.» К. Маркса; «Манифест Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса; «Святое семейство» и «Немецкая идеология» К. Маркса и Ф. Энгельса; «Диалектика природы» Ф. Энгельса; «Анти-Дюринг» Ф. Энгельса; «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» Ф. Энгельса; «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельса.

4) Диалектический и исторический материализм -
основные направления марксистской философии.

  • Марксистская философия материалистична по своему

характеру и состоит из двух больших разделов -диалектического материализма и исторического материализма (нередко исторический материализм рассматривается как часть диалектического).

5) Материалистическое понимание истории. Общественно
экономические формации.

а) Философским новаторством К. Маркса и Ф. Энгельса стало материалистическое понимание истории (исторический материализм).

6) Суть исторического материализма в следующем:

  • на каждом этапе общественного развития люди для
    обеспечения своей жизнедеятельности вступают в
    особые, объективные, не зависящие от их воли
    производственные отношения (продажа собственного
    труда, материальное производство, распределение);

  • производственные отношения, уровень
    производительных сил образуют экономическую систему,
    которая является базисом для институтов государства и
    общества, общественных отношений;


  • указанные государственные и общественные институты,
    общественные отношения выступают в качестве
    надстройки по отношению к экономическому базису;

  • базис и надстройка взаимно влияют друг на друга;

в зависимости от уровня развития производительных, сил
и производственных отношений, определенного типа
базиса и надстройки выделяются общественно-
экономические формации - первобытнообщинный
строй (низкий уровень производственных сил и
производственных отношений, зачатки общества);
рабовладельческое общество (экономика основана на
рабстве);азиа»1ск-мй способ производства - особая
общественно-экономическая формация, экономика
которой основана на массовом, коллективном, жестко
управляемом государством труде свободных людей -
земледельцев в долинах крупных рек (Древний Египет, Месопотамия, Китай); феодализм (экономика основана на крупной земельной собственности и труде зависимых крестьян); капитализм (промышленное производство, основанное на труде свободных, но не являющихся собственниками средств производства. наемных рабочих); социалистическое (коммунистическое) общество -общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при государственной (общественной) собственности на средства производства;

  • рост уровня производственных сил приводит к
    изменению производственных отношений и смене
    общественно-экономических формаций и общественно- политического строя;

  • уровень экономики, материальное производство, производственные отношения определяют судьбу государства и общества, ход истории.

6) Экономическое направление марксистской философии. Также Марксом и Энгельсом выделяются и разрабатываются следующие понятия: средства производства; отчуждение; прибавочная стоимость; эксплуатация человека человеком.

  • Средства производства - уникальный товар, функция труда
    высшего уровня, позволяющие производить новый товар.
    Для производства нового товара помимо средств
    производства необходима сила, обслуживающая их, - так
    называемая «рабочая сила».

  • В ходе эволюции капитализма происходит процесс
    отчуждения основной работающей массы от средств
    производства и, следовательно, от результатов труда.
    Основной товар - средства производства
    сосредоточиваются в руках немногих собственников, а
    основная масса трудящихся, -не имеющая средств
    производства и самостоятельных источников заработка, в
    целях обеспечения своих насущных потребностей
    вынуждена обращаться к собственникам средствпроизводства в качестве наемной рабочей силы за заработную плату.

  • Стоимость произведенного наемной рабочей силой продукта
    выше стоимости их труда (в виде зарплаты), разница между
    ними, по Марксу, является прибавочной стоимостью, часть
    которой идет в карман капиталисту, а часть вкладывается в
    новые средства производства для получения в будущем еще
    большей прибавочной стоимости.

  • Выход из данного положения основоположники
    марксистской философии видели в установлении новых,
    социалистических (коммунистических) общественно-
    экономических отношений, при которых: будет
    ликвидирована частная собственность на средства
    производства; будет ликвидирована эксплуатация человека
    человеком и присвоение результатов чуткого труда
    (прибавочного продукта) узкой группой лиц; частная
    собственность на средства производства будет заменена
    общественной (государственной); произведенный продукт,
    результаты труда будут делиться между всеми членами
    общества благодаря справедливому распределению,

7) Диалектический материализм,

а) В основу диалектического материализма Маркса и
Энгельса была положена диалектика Гегеля, но на
совершенно иных, материалистических (а не
идеалистических) принципах. По выражению Энгельса,
диалектика Гегеля была поставлена марксистами с «головы
па ноги».

б) Можно выделить следующие основные положения
диалектического материализма: основной вопрос
философии решается в пользу бытия (бытие определяет
сознание); сознание понимается не как самостоятельная
сущность, а как свойство материи отражать саму себя;
материя находится в постоянном движении и развитии;
Бога нет, Он является идеальным образом, плодом
человеческой фантазии для объяснения явлений непонятных человечеству, и даст человечеству (особенно его невежественной, части) утешение и надежду; Бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность; материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования; важным фактором развития является практика - преобразование человеком окружающей действительности и преобразование человеком самого человека; развитие происходит по законам диалектики -единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.

Вопрос III. Философия позитивизма Огюста Конта.

1) Общее понятие позитивизма и его основатели.

а) '"Позитивизм - направление философии, сутью которого,

является стремление поставить философию на твердую прочную основу. Позитивизм как течение философской мысли зародился в 30-е - 40-е гг. XI столетия, прошел большую эволюцию (махизм, неопозитивизм, постпозитивизм и др.). Широко распространен и популярен в современную эпоху.

б) Основателем позитивизма считается Огюст Конт (1798 -
1857) - французский философ, ученик Сен-Симона. Также
большой вклад в становление и развитие позитивизма
внесли Джон Милль (1806 -1873) и Герберт Спенсер (1820
- 1903).

2) Отличие позитивного (научного) философского знания
от обычного философского знания.


а) Позиция Конта. По мнению Конта, философский спор
между материализмом и идеализмом не имеет серьезных
основании и бессмысленен. Философия должна отказаться
как от материализма, так и от идеализма и основываться на
позитивном (научном) знании.

б) Это значит, что: философское знание должно быть абсолютно точным и достоверным; для его достижения, философия должна использовать научный метод при познании и опираться на достижения других наук; основной путь для получения научного знания в философии -эмпирическое наблюдение; философия должна исследовать лишь факты, а не их причины, «внутреннюю сущность» окружающего мира и другие далекие от пауки проблемы; философия должна освободиться от ценностного подхода и от оценочного характера при исследовании; философия не должна стремиться стать «царицей наук», сверхнаукой, особым общетеоретическим мировоззрением - она должна стать конкретной наукой, опирающейся па арсенал именно научных (а не каких-либо иных) средств, и занять свое место среди других паук.

3) Закон двойственной (интеллектуальной и технической) эволюции Огюста Конта. Стадии интеллектуальной и технической эволюции и их соотношение.

а) Конт выдвинул закон двойственной эволюции -
интеллектуальной и технической. В этой связи философом
были выделены три стадии интеллектуального развития и
три стадии технического развития.

б) К стадиям интеллектуального развития относятся:

  • теологическая (мировоззрение основано на религии);

  • метафизическая (мировоззрение, интеллектуальное
    развитие основано на несистематическом, вероятностном
    знании);

  • позитивная (основана на науке).

в) К стадии технического развития относятся:

  • традиционное общество;

  • доиндустриальное общество;

  • индустриальное общество.

г) Стадии интеллектуального и технического развития в
целом соответствуют друг другу:

  • теологическая - традиционному обществу;

метафизическая - доиндустриальному обществу

- позитивная (научная) - индустриальному обществу, д) Философия Конта лишь заложила основы позитивизма. В дальнейшем (вплоть до сегодняшних дней) позитивистская философия дополнялась и совершенствовалась рядом других философов.
Лекция 17

Неклассическая идеалистическая философия Шопенгауэра, Ницше, Дильтея.

1) Общее понятие неклассической идеалистической
философии. Ее отношение к немецкой классической
философии, гегельянству.

а) Немецкая классическая философия (олицетворением
которой стало творчество Канта, Фихте, Шеллинга .и
особенно Гегеля) внесла большой вклад в развитие мировой
философии и максимально полно для своего времени
объяснила сущность бытия, познания, других философских
проблем с позиций идеализма.

б) Однако с идеалистическим объяснением картины
окружающего мира классиками немецкой философии
согласились не все. Во второй половине XIX в. выделились
два главных направления, по которым шла критика
немецкой классической философии, особенно
гегельянства: «критика слева», представленная
материалистической философией Л. Фейербаха, К. Маркса
и Ф. Энгельса; «критика справа», представленная так
называемой неклассической идеалистической философией,

2) Цели и основные направления неклассической
идеалистической философии.

а) Неклассическая идеалистическая философия ставила своей целью критиковать немецкую классическую философию, особенно Гегеля, используя не новые подходы (как это делали материалисты и позитивисты), а старые.

б) Представители неклассической философии пытались
объяснить мир, как и «классики», с позиций идеализма, но идеализма старого, до гегелевского и доклассического (например, платоновского и др.) и найти новые, оригинальные подходы в рамках старого доклассического
идеализма.

в) Двумя основными направлениями неклассической
идеалистической философии XIX в. являлись
иррационализм и «философия жизни» и были, главным
образом, представлены творчеством Шопенгауэра, Ницше,
Дильтея.


3) Общее понятие иррационализма. Философия Артура Шопенгауэра.

а) Иррационализм отвергал логические связи в природе,
восприятие окружающего мира как целостной и
закономерной системы, критиковал диалектику Гегеля и
саму идею развития.

б) Основная идея иррационализма заключается в том, что
окружающий мир есть разрозненный хаос, не имеет
целостности, внутренних закономерностей, законов
развития, не подконтролен разуму и подчиняется другим
движущим силам, например аффектам, воле.

в) Видным представителем иррационализма являлся Артур
Шопенгауэр (1788 -1860). В своем творчестве он выступал
против диалектики и историзма Гегеля, призывал вернуться
к кантианству и платонизму, а универсальным принципом
своей философии провозгласил волюнтаризм, согласно
которому главной движущей силой, определяющей все в
окружающем мире является воля.

г) В своей книге «Мир как воля и представление» философ
выводит логический закон достаточного основания.

- Согласно данному закону истинная философия должна исходить не из объекта (как материалисты), но и не из субъекта (как субъективные идеалисты), а только лишь из представления, которое является фактом сознания. - В свою очередь, представления (а не объективная действительность и не познающий субъект) делятся на объект и субъект. Именно в основе объекта представлений и лежит закон достаточного основания, который распадается на четыре самостоятельных закона: закон бытия - для пространства и времени; закон причинности - для материального мира; закон логического основания - для познания; закон мотивации для действии человека.

Вывод: Окружающий мир (представление объекта) сводится к бытию, причинности, логическому основанию и мотивации. Представление субъекта не имеет такой сложной структуры. Сознание человека осуществляет познавательный процесс через представление субъекта путем: непосредственного познания; отвлеченного (рефлективного) познания; интуиции.

д) Центральным понятием философии Шопенгауэра является воля. Воля, по Шопенгауэру, - абсолютное начало, корень всего сущего, идеальная сила, способная определять все сущее и влиять на него. Воля также есть высший космический принцип, который лежит в основе
мироздания.

е) Функциональное назначение Воли. Она: лежит в основе
сознания; является всеобщей сущностью вещей. При объяснении воли как всеобщей сущности вещей Шопенгауэр опирается на кантианство, а именно на теорию Канта, в силу которой в сознании отражаются (аффинируются) лишь
образы вещей окружающего мира, а их внутренняя сущность
является неразрешенной загадкой («вещью в себе»).

ж) Шопенгауэр использует данную теорию с позиций
волюнтаризма: окружающий мир есть лишь мир представлений в сознании человека; сущность же мира, его вещей, явлений есть не «вещь в себе», а воля; мир явлений и мир сущности являются, соответственно, миром
представлений и миром воли; точно так же, как воля человека определяет его поступки, так и действующая во всем мире всеобщая воля, воля предметов и явлений вызывает внешние события в мире, движение предметов, возникновение явлений; воля присуща не только живым организмам, но и неживой природе в виде «бессознательной», «дремлющей» воли; "окружающий мир по своей сущности есть реализация воли. « Помимо проблемы воли Шопенгауэр рассматривает и иные «насущные» философские проблемы - человеческой судьбы, свободы, необходимости, возможностей человека, счастья.

з) В целом взгляд философа на данные проблемы носит пессимистический характер. Несмотря на то, что в основу человека и его сознание Шопенгауэр заложил волю, он не верит в возможность человека господствовать не только над природой, но и над собственной судьбой. Судьба человека находится во всеобщем мировом хаосе вещей и явлений и подчиняется всеобщей необходимости. Воля отдельного человека слабее совокупной воли окружающего мира и подавляется ей. Шопенгауэр не верит в человеческое счастье.

и) Философия Шопенгауэра (его учение о четверояком законе достаточного основания, волюнтаризм, пессимизм и др.) была не понята и не принята многими из его современников и не имела большой популярности, однако она сыграла большую роль в развитии неклассической идеалистической философии (иррационализма, символизма, «философии жизни») и позитивизма.
1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   41


написать администратору сайта