|
Александровская в. Н
Раздел II
ИСТОРИЯ МИРОВОЙ ФИЛОСОФИИ
ЛЕКЦИЯ 6
Краткий обзор представителей философских
учений
План:
1) Вклад мыслителей человечества в историю мировой философии.
2) Портреты выдающихся философов человечества.
Вопрос 1. Вклад мыслителей человечества в историю
№
п/п
| Мыслители
| Дата жизни
| Вклад в формирование мировой философии
| 1.
2.
3.
4.
5.
| Фалес (Thales)
Анаксимандер
(Anaximander)
Анаксимен (Anaximenes)
Гераклит (Heraclitus)
Парменид
(Parmenides)
| Около 630-560 гг. до н.э.
Около 610-546 гг. до н.э.
585-525 гг. до н.э.
Около 500-х гг. до н.э.
V век до н.э.
| - считается первым философом и естествоиспытателем;
- утверждал: «вола есть все»;
- считал, что все в природе постижимо человеческим мышлением. - не считал, что вола есть первооснова всею сущего;
- ввел понятие апейрон в качестве первоосновы (как неопределенное, беспредельное впространстве и времени);
- считал Фалеса первым философом.
- рассматривал воздух как первооснову мироздания;
- определенную физическую теорию переходов: воздух-вода-огонь-земля. - выступил (вместе с Парменидом) против базисных предпосылок мироздания своих предшественников;
- утверждал, что вех; находится в состоянии
постоянного изменения или движения;
- изменение происходит согласно неизменному закону (логосу);
-этот закон включает взаимодействие противоположностей;
- это взаимодействие противоположностей как целое порождает гармонию;
- считал, что настоящей субстанцией
изменяющихся вещей является не вещественная
первооснова, а логос;
- огонь- источник всего сущего;
- видел связь между философией природы и
экономикой;
- в политологии толкует Герайлита как
сторонника войны;
- имеет взгляды о мире.
- утверждает, что изменение является логически
невозможным;
- считал, что разум нрав, а чувства обманывают нас;
- предложил основывать рассуждения на
рациональной аргументации;
- внес вклад в развитие логического мышления.
| 6.
7.
8.
9.
10.
| Эмпедокл
(Empedocles)
Анаксагор
(Anaxagoras)
Демокрит
(Demokritus)
Пифагор
(Pythagoras)
Упанищады
| 492-432 гг. до н.э.
498-428 гг. до н.э.
460-370 гг. до н.э.
VI-V вв. до н.э
| - до нас дошло около 150 фрагментов ею работ;
был магом и натурфилософом;
- вместе с Анаксагором считается философом -
примирителем через формулу: «некоторые веши
находятся в состоянии изменения, а другие - в
состоянии покоя»;
- в основу бытия клал четыре первоначала -
огонь, воду, воздух, землю, а также две силы
разъединяющую (ненависть, вражда) и
объединяющую (любовь);
- ему удалось разработать модель, включающую
изменения и неизменное в основе бытия. - сохранилось 22 фрагмента его работ;
- в основу бытия клал бесчисленное количество
элементов;
- категорию изменения трактовал так же. как и
Эмнедокл;
- в отличие от Эмпедокла оперировал только
одной силой – умом;
- природу считал телеологической, целенаправлен ной. - сохранилось от 200 до 300 фрагментов его работ; - первый философ-атомист: в основе бытия только одно неделимое начало — атом; - в рамках философии природы дал объяснительную модель субстанции в изменении; - через Эпикура и Лукреция его учения, начиная с жохи Возрождения, оказало серьезное влияние на становление современной физики; - атом положен не только в основу бытия, но в основу теории познания. - пифагорейцы занимались рассмотренными выше вопросами о субстанции, - фундаментальном начале природы и об изменении;
- «раскрывали» природу с помощью математики; - считали, что математические соотношения и структуры лежат основе всех вещей, т.е.являются субстанцией;
- в математике видели ключ ко всем загадкам вселенной; - математические исследования носили религиозный характер; - считали, что мир имеет только одно начало структурно-матемстическое; - в эпоху Возрождения (вместе с учением Демокрита) их учения сыграли выдающуюся роль в становлении экспериментального естествознания; - в политической сфере выступали за четко иерархическое устройство общества; - в религиозной сфере спасение души мыслили через аскетический образ жизни и приобретение философских и математических знаний; - математической философией восхищался Платон и все последующие мыслители человечества. - центральная тема - учение о переселении души; - обожествление атамана и брахмана; - аскетическое бегство от мира, истина внутри человека; - вся индийская философия ищет путь избавления от цикла перевоплощений; - легитимируют карму и кастовую систему.
|
11.
12.
13.
14.
|
Буддистская философия
Бхагавадгита
(Божественная песнь)
Конфуций
(Confucius)
Даосистская философия
|
551-479 гг. до н.э.
|
- резко выступала против древней ведийской литературы;
- это философия спасения человека;
- состояние освобождения – нирвана;
- «четыре благородные истины»: мир полой страданий, причина страданий в жажде физического существования и в иллюзорности мирских страстей, необходимость устранить желаний, имеется путь избавления от желаний;
- главные ощущения - неудовлетворенность и боль; желание -этоиллюзия; избавление от мук - в отказе от гражданской жизни;
- идеал буддизма - в отделении человека от «добра» и «зла» (в интерпретации Ницше);
- буддизм не принимал платоновскую метафизику и христианство;
- учение о «самости» (требование мыслить мир в терминах процессов, а не вещей или субстанций)
- Желание и отвращение - подлинные враги человека;
- идея поддержания справедливого космического порядка;
- кастовая система остается нерушимой частью порядка;
- философская идея освобождения. - это контроль индивида над своими действиями, несвязанными с мотивами или желаниями;
- насилие уничтожается огнем знания. - современник Будды, Фалеса, Пифагора;
- китайская философия по сравнению с греческой и индийской была более практичной и прагматичной;
- обнаруживает мало интереса к философии природы и религии;
- как и для Сократа в основу своей философии ставит человека;
- правильное поведение суммировано в понятии человеколюбия (humanity); - идея любви к ближнему - в принципе мира; - защищает строго иерархическую организацию общества; - сформировал пять систем взаимоотношений для хорошей жизни: правитель государственный служащий, отец - сын, муж - жена, старый молодой, друг - друг; - он не развил систематической философии, давал советы, формировал нравоучения; - его этика, строилась на человеколюбии и справедливости. - даосизм в отличие от конфуцианской этики характеризовался мистицизмом и холистическим мышлением;
- представители: Лао-Цзы, Чжуан-Цзы;
- Дао дэ цзин - классический текст из даоистской философии природы или бытия;
- «дао» - фундаментальное понятие, источник рождения и уничтожения всего сущего, «матерь мира», начальный пункт всего разнообразия существующего;
- дао выступает как бытие бытия, неопределённая исходная сила - основа всего, что существует;
- есть заявления Лао-Цзы о том. что «бытие происходит из небытия»;
- считал, что когда нечто достигает своей крайности, оно переходит в свою противоположность;
- высказал идею чрезмерности в развитии, поддерживал принцип справедливости как упорядоченное существование;
- выступил в противоречии с прагматичными социально-этическими максимами конфуцианства.
| 15.
16.
17.
| Софисты:
- Горгий
- Фрасимах
- Протагор
Протагор
Сократ
|
481-411 гг. до н.э.
Около 470-399 гг. до н.э.
| - первое, о чем размышляли греческие философы, была природа (physis) — период натурфилософии (с 600 но 450 и. до н.э.);
- поставили вопрос об условиях получения достоверного знания, т.е. произошел переход онтологии к гносеологии;
- поставили вопрос о возможности исследовании самого себя и собственного мышления;
- за 450 лет до н.э. поставили человека в центр своих интересов, начался антропоцентрический период;
- ввели этико-политические вопросы в развитие демократии;
- поставили вопрос о социальной функции права в обществе;
- переход от рациональной аргументации к дели выигрыша в споре софисты превратились в изощренных игроков словами.
- его тезис «человек сеть мера всех вещей» стал гносеологическим положением;
- выдвинул мысль о пределах человеческого познания;
- указал на философские, основы скептического саморазрушения в процессе познания;
- высказал положение о невозможности познания Бога;
- считал, что нормы являются общезначимыми для установившего их общества, но не для других обществ;
- вместе с другими софистами сформировал ряд проблемных соотношений: относительное и абсолютное: право и власть: эгоизм и альтруизм: индивид и общества; разум и чувства.
-в центре его внимания была не натурфилософия.
а гносеологическая и этико-политическая
проблематика;
-в познании его интересовал аиализ понятий (определений) с помощью диалога;
-в этико-политичсекой сфере опровергал
скептицизм софистов;
-его этика основывалась на системе
«добподетель - знание»:
-считал, что человек должен приобрести
нормальное понимание жизни » социуме;
-сформировал триаду знания: фактуалыное
знание, нормативное знание, поведенческое
знание;
-считал, что всеобщее благо постижимо;
-пытался дать конечное обоснование этики с
помощью не только разума, но и божественной
мудрости;
-беседовал со своим внутренним голосом,
которого называл демоном;
-развивал онтологию и гносеологию морали;
-совершенствовал технику убеждения в
диалогах;
-определил концепцию счастья (счастье это не
удовольствие, а согласие с самим собой, чистая
совесть и самоуважение).
| |
|
|