Александровская в. Н
Скачать 3.01 Mb.
|
Буддистская философия предлагает каждому человеку план личностного самосовершенствования, целью которого является Нирвана - Великое Освобождение. Данный план -так называемый Восьмеричный путь - предусматривает соблюдение следующих принципов: правильное видение - понимание основ буддизма и своего пути в жизни; правильная „мысль - жизнь человека зависит от его мыслей, при изменении мыслей (с неправильных на правильные, благородные) меняется жизнь; правильная речь - слова человека, его речь воздействуют на его душу, характер; правильное действие - жить в согласии с собой и другими людьми, непричинение другим зла; правильный образ жизни - соблюдение буддистских заповедей в каждом поступке; правильное умение - усердие и трудолюбие; правильное внимание - контроль над мыслями, так как мысли порождают дальнейшую жизнь; правильное сосредоточение - регулярные медитации, осуществляющие связи с космосом. и) Пять заповедей - ориентиров буддизма. К пяти заповедям-ориентирам буддизма относятся следующие: неубий; не укради; будь целомудренным; не лги; не употребляй опьяняющих и одурманивающих веществ. ЛЕКЦИЯ 8 Древнегреческая философия. План: /. Периодизация и основные черты. П. Первые философские (досократические) школы Древней Греции Философия софистов и Сократа Философия киников и стоиков Философия Платона Философия Аристотеля Философия Эпикура Вопрос I. Периодизация и основные черты. 1) Общее понятие и периодизация древнегреческой философии. а) Древнегреческой называется философия (учения, школы), выработанная греческими философами, проживавшими на территории современной Греции, а также в греческих полисах (торгово-ремесленных городах- государствах) Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья и Крыма, в эллинистических государствах Азии и Африки, в Римской империи. (Нередко философия Древнего Рима либо непосредственно отождествляется с древнегреческой, либо объединяется с ней под общим названием «античная философия»,) б) Древнегреческая (античная) философия в своем развитии прошла четыре основных этапа: демократический - VII - V вв. до н.э.; классический (сократический) - середина V - конец IV вв. до н.э.; - эллинистический - конец-IV - II вв. до н.э.; - римский -1 в. до н э. - V в. н. э. 2) Краткая характеристика этапов (периодов) древнегреческой философии. а) Досократический период - деятельность так называемых философов- «досократиков»: милетской школы - «физиков» (Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена); Гераклита Эфесского; элейской школы; атомистов (Демокрита, Левкиппа); некоторых иных философов. б) Основные проблемы, которыми занимались «досократики»: объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего. Метод философствования - декларирование собственных взглядов, превращение их в догму. в) Классический (сократический) период - время расцвета древнегреческой философии (совпавшее с расцветом древнегреческого полиса), К данному этану относятся: философско-просветительская деятельность софистов; философия Сократа; зарождение «сократических» школ; философия Платона; философия Аристотеля. 2) Гносеологические аспекты: а) Философы сократического (классического) периода также пытались объяснить сущность природы и Космоса, однако сделали это глубже «досократиков»: меньше уделяли внимания поиску первоначала; допускали участие богов и идей в создании природы и Космоса; выдвинули идеалистическую версию происхождения сущего (Платон - автор учения о «чистых идеях», предшествующих реальному миру и воплощением kорых стал реальный мир); положили начало спору между материализмом и идеализмом; проявили интерес к проблеме человека, общества, государства; перешли от декларативно-догматического метода философствования к диалогическо-доказательственному; внесли вклад в развитие логики; вели практическую философско-просветительскую деятельность (софисты и Сократ). б) Для эллинистического периода (периода кризиса полиса и образования крупных государств в Азии и Африке под властью греков и во главе с соратниками Александра Македонского и их потомками) характерно: распространение антиобщественной философии киников; зарождение стоического направления философии; деятельность «сократических» философских школ: Академии Платона, Ликея, Аристотеля, киренской школы (киренаиков) и др.; философия Эпикура и пр. в) Отличительные черты эллинистической философии: кризис античных моральных и философских ценностей; снижение страха перед богами и иными сверхъестественными силами, уважения к ним; отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государству и его институтам; поиск физической и духовной опоры в самом себе; стремление к отрешению от действительности; преобладание материалистического взгляда на мир (Эпикур); признание высшим благом - счастья и удовольствия отельного человека (физическое - киренаики, моральное - Эпикур). 4) Наиболее известными философами римского периода являлись: Сенека; Марк Аврелий (император Рима в 161 - 180 гг.); Тит Лукреций Кар; поздние стоики; ранние христиане. Для философии римского периода было характерно: взаимовлияние древнегреческой и древнеримской философии (древнегреческая философия развивалась в рамках римской государственности и испытывала на себе ее влияние, в то время как древнеримская философия вырастала на идеях и традициях древнегреческой); фактическое слияние древнегреческой и древнеримской философии в одну - античную философию; влияние на античную философию традиций и идей философии покоренных народов (Востока, Северной Африки и др.); близость философии, философов и государственных институтов (Сенека воспитывал римского императора Нерона, Марк Аврелий сам являлся императором); небольшое внимание к проблемам окружающей природы; повышенное внимание к проблемам человека, общества и государства; расцвет эстетики (философии, предметом которой были мысли и поведение человека); расцвет стоической философии, сторонники которой видели высшее благо и смысл жизни в максимальном духовном развитии личности, учености, уходе в себя, безмятежности (атараксии, то есть невозмутимости); преобладание идеализма над материализмом; более частое объяснение явлений окружающего мира волей богов; повышенное внимание к проблеме смерти и загробной жизни; - рост влияния на философию идей христианства и раннехристианских ересей; - постепенное слияние античной и христианской философии, их превращение в средневековую теологическую философию. Особенности древнегреческой (античной) философии: а) материальной основой расцвета данной философии был экономический расцвет полисов (торгово-ремесленных городских центров); древнегреческая философия была оторвана от процесса материального производства, а.философы превратились в самостоятельную прослойку, не отягощенную физическим трудом и претендующую на духовное и политическое руководство обществом; в) стержневая идея - космоцентризм (страх и преклонение перед Космосом, проявление интереса прежде всего к проблемам происхождения материального мира, объяснению явлений окружающего мира); г) на поздних этапах - смешение космоцентрюма и антропоцентризма (в основе которого были проблемы человека); д) допускалось существование богов; е) древнегреческие боги были частью природы и близки людям; .человек не выделялся из окружающего мира, был частью природы; ж) были заложены два направления в философии - идеалистическое («линия Платона») и материалистическое («линия Демокрита»), причем данные направления поочередно доминировали: в Досократический период - материалистическое, в классический - имели одинаковое влияние, в эллинистический -материалистическое, в римский - идеалистическое. Вопрос II. Первые философские (досократические) школы Древней Греции 1) Общее понятие досократических философских школ. а) Первые, досократические философские школы Древней Греции возникли в VII - -V вв. до н.э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления. б) Наиболее известные ранние философские школы Древней Греции: милетская школа; школа пифагорейцев; школа Гераклита Эфесского; элейская школа; атомисты. в) Характерные черты досократических философских школ: ярко выраженный космоцентризм; повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы; поиск первоначала, породившего все сущее; гилозоизм (одушевление неживой природы); доктринерский (недискуссионный) характер философских учений. 2) Милетская школа («физики») - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. а) Милетская школа существовала в Древней Греции в VI в. до н.э. и получила свое наименование от названия города где она была основана: Милета - крупного торгово-ремесленного полиса в Малой Азии. Представителями данной школы являлись Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. б) Философы милетской школы: выступали с материалистических позиций; занимались не только философией, но и другими науками - точными и естественными; пытались объяснить законы природы (за что получили свое второе название - школа «физиков»); искали первоначало - субстанцию, из которой возник окружающий мир. Фалес (примерно 640 - 560 гг. до н.э.) - основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов. Фалес, оставивший большое научное и философское наследие: первоначалом всего сущего считал воду («архэ»); представлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде; считал, что неживая природа, все вещи имеют душу (то есть был гилозоистом - одушевлял все сущее); допускал наличие множества богов; считал центром вселенной Землю; -«точно определил продолжительность года - 365 дней; сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса и др.). Анаксимандр (610 - 540 гг. до н.э.), ученик Фалеса: первоначалом всего сущего считал «апейрон» - вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится; вывел закон сохранения материи (фактически открыл атомарное строение вещества): все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы («атомы») остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы; первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч. Дарвина). Анаксимен (546 - 526 гг. до н.э.) - ученик Анаксимандра: первопричиной всего сущего считал воздух; выдвинул идею о том, что все вещества на Земле - результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем - в почву, камень и т. д.); проводил параллели между душой человека («психэ») и воздухом («пневмой») - «душой космоса»; отождествлял божества с силами природы и небесными светилами. 3) Гераклит Эфесский. Гераклит из Эфеса (2-я половина VI - 1-я половина V вв. до н.э.) - древнегреческий философ-материалист, основатель философского направления (первоначально принадлежал к логической школе): первоначалом всего сущего считал огонь; вывел закон единства и борьбы противоположностей - ключевой закон диалектики (-наиболее важное философское открытие Гераклита); считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении («в одну и ту же реку нельзя войти дважды»); был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории; признавал относительность окружающего мира («морская вода грязная для человека, но чистая для рыб», в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и плохим); всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос - Мировой Разум; выступал за материальность человеческой и мировой души; был сторонником чувственного (материалистического) познания окружающей действительности; движущей силой всех процессов считал борьбу: «война (борьба) есть отец всему и мать всему». 4.Пифагорейцы. Пифагорейцы - сторонники и последователи Пифагора (2-я половина VI- начало Vвв. до н.э.). древнегреческого философа и математика: первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести, к числу и измерить с помощью числа); выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственным и идеалистическим сознанием); считали единицу мельчайшей частицей всего; пытались выделить «протокатегории», которые показывали диалектическое единство мира (четное -нечетное, светлое - темное, прямое -кривое, правое -левое, мужское - женское и др.). 5.Элеаты. Элеаты - представители элейской философской школы, существовавшей в VI- Vвв. до н.э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии. |