|
Александровская в. Н
Период и персоналии
| Время до н.э.
| Предмет изучения
| Стиль философствования
| Натурфилософский:
От Фалеса до примирителей
включительно Фалес (624-546),
Анаксимандр (610-546),
Анаксимен (585-525), Пифагор
(ок. 580-500), Гераклит (ок.500).
Парменид (ок. 500), Эмпедокл
(492-432), Анаксагор (498-428),
Демокрит (460-370).
| 600-450
| «Внешнее»
(природа)
| Утвердительный
| Антропоцентрический;
Софисты:
Г оргий (483-374),
Франсимах (470-4 10),
Протагор (481-411)
Сократ 070-399).
| 450-400
| «Внутреннее»
(познание, моральные норма)
| скептический
| Снстематизирующий:
Платон (427-347)
Аристотель (384-322).
| 400-300
| «Внутреннее и внешнее»
| Сбалансированный
| №
п/п
| Мыслители
| Дата жизни
| Вклад в формирование мировой философии
|
18.
|
Платон ( Plato)
| Ок. 427 г. до Р.Х.
| -Сохранилось около 30 диалогов ряд писем,
вторичная литература посвященная Платону;
-Учение Платона о знании и бытии: выдвинул теорию идей, где идеи, первичная субстанция бытия, т. е. реальность существует либо в качестве идей, либо в качестве чувственно воспринимаемых вещей; идеи не имеют пространства и времени; Учение о государстве и идея добра: утверждает, что правильное знание- есть знание идей добра; считал, что властью должны обладать те. кто является компетентным, а не народ и малознающие и недобродетельные единоличные правители; средство достижения этого -образование; он смотрел на экономику с политической точки зрения; основными понятиями для него были - полис и эйкос; политика должна руководить экономикой, но не наоборот; дал философский анализ эгоизма, долга, места женщины в полисе; дает модель идеального государства;
-Идея этической ответственности искусства; Платон - это философ, поэт, гений слова; он рассматривается не только как философ математических, форм духовного, но и как философ «музы и художественного творчества»; дает идею копирования, имитации; укачал, что правителями а государстве должны быть философы; «дачи политики - организовать идеальное общество.
|
19.
|
Аристотель
(Aristotle)
|
384-322 до Р.Х.
| -Исследовал концепцию субстанции; для Аристотеля чувственный опыт имеет большее значение в познании, чем для Платона;
- Внес вклад в исследование онтологии и эпистемологии (гносеологии, познания); ключевые слова его онтологии; субстанция, форма / материя, четыре «причины», действительное / потенциальное изменение, теология: оперировал понятиями форма и материя;
- Он дает ограниченную модель экологии: разрабатывает соответствующие понятии; - Исследует идею праксиса и считает, что цель теоретических дисциплин — познание истины; - указывает на три натурфилософию,
математику и метафизику; практические дисциплины политика и этика; дает отличную от Платона концепцию человека; рабства; дает идею соотношения Логоса и Полиса; считает человека политическим животным, духовным созданием со всеми животными принципами жизни; женщин и рабов ставил ниже мужчин; выдвинул идею добра и счастья на базе трех этапов социализации человека; исследовал понятия дружбы, героизма, справедливое равенства, катарсиса, искусства
|
20.
21
22
23
24
|
Эпикур
()Epicurus
Стоики Диоген
Зенон
Клеонор
Хрисипп
Цицерон Эпиктет
Марк Аврелий
Сенека Плотин
Августин
(Augustine)
Фома Аквинский
|
341-270
До Р.Х.
Ок.404-324 до Р.Х.
106-43 до Р.Х.
121-180
4 до Р.Х.
65 после Р.Х. 205-270
354-430г
1225-1274г.
| - Дал идею счастья: это хорошая жизнь без боли и страдания; идея наслаждения (гедонизма); отрицательно относится к политической деятельности и считает ее опасной; для пето государство и общество не самоценны; философия природы обосновывает его философию жизни; - Дали спою концепцию счастья и независимости; ; знания и добродетели; аскетически-морального
отношения жизни;
-Учение киников (Диоген) было идеологией низших классов;
- Греческий стоицизм - отличительная черта «среднего класса»: рассматривают долг и воспитание характера, стал» говорить о естественном лоридическом законе для всех; - У римских стоиков отрешенность от мира
заменяется напряженностью между аскезой и
политическим долгом;
- Развивают основные греческие политические понятия;
- Считают, что человеческий разум прячястен мировому разуму;
- Дали концепцию права; - Плотин - это неоплатоник: наставление о сверхъестественных силах; концепция медовой
души нашла свое место в христианстве; -Синтезировал христианство и неоплатонизм;
- Осуждает еретическое учение - гностицизм,
манихейство и др.;
- Сделал Бога центром философского мышления:превосходство души над телом, воли над разумом;
- Мир — зто свободный акт Ьога, его идея.
- Бог это идеальная модель реального мира;
- Цель и смысл жизни - счастье (через познание Бога);
-Доказывал возможность знания и познания; высоко ценил чувства; Синтезировал христианство и аристотелизм;
- Его учение превратилось в официальную Римско-католической церкви.
- Дал концепцию гармонизации Бога и мира, веры и разума;
- исследовал универсалии, законы и
человека как общественного существа; - развивал теологический вариант концепции естественного права;
- Связал волю и добро для познания Бога;
- проводит различие между теоретическим и практическим разумом как посредниками между
законами и поведением;
--Оперирует классическими и христианскими добродетелями, высшая из которых спасение;
-Томизм является онтологией - учением о бытии;
- Исследуя бытие, все сущее рассматривал через концептуальную пару актуальность и
потенциальность;
- Изменение м учение о четырех причинах; форму и материю, душу и тело: дает томистское
понимание науки;
Теория познания - это составная часть общей томистской философии; считал, что знания начинаются с чувственного восприятия; во веем придерживался умеренного реализма; Томистская антропология и моральная философия находится под влиянием
аристотелизма;
- Фома не разделяет акгустаноиокую
волюнтаристскую и пессимистическую точку
- зрения на человека;Разум ставит выше воли; поддерживает
всеобщие моральные нормы или законы.
|
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
|
Серен Кьеркегор
Мережковский Дмитрий
Николай Коперник Nicolaus
Сорегnicus
работа: «О вращении
небесных сфер» Nb:
Гелиоцентрическая
модель уже
предлагалась
греческим
астрономом
Аристархом из Самоса (ок. 310-230 г. до Р.Х.)но|именно
копервнкавская модель привела в эпоху Ренессанса и реформации к подрыву авторитета церкви и аристотелевской традиции
Иоганн Кеплер
(Johanes Kepler)
Галилео Галилей (Galileo Galilei)
Исаак Ньютон
(Isaac Nеwton)
Розанов Василий Васильевич Работы: «Легенда о великом
инквизиторе», «Религия и
культура», «Природа и история», «Семейный вопрос в России», «Место христианства в истории», «Номинализм и религия»
Л.И. Шестов
Бердяев Николай Александрович
Лосский Николай Онуфриевич
|
1813-1855
1865-1941
1473-1543 .
1571-1630
1564-1642
1643-1727
1856-1919
| - представил онтологическую
концепцию трех стадий бытия;
- считается родоначальником экзистенциализма;
идея "моральной воли"; понятие объективной и субъективной истины;
- демократия как демагогия
- критиковал церковь и неисторическое христианство;
- для его философии характерен синтез
языческой и христианской философии;
- был уверен в победе российского
православия над мировым духовным кризисом
- предложил астрономическую модель с Солнцем в качестве центральной планетной системы;
- это гелиоцентрическая модель противоречия господствовавшей геоцентрической системе, восходящей к Птолемею и признавшейся Церковью.
- Гелиоцентрическая система революционенализировала наш непосредственный жизненный, опыт, человек должен был посмотреть на окружающий мир и самого себя с совершенно иной ,чем раньше, точки зрения; человек стал не центром, а песчинкой в мироздании.
Это рефлексивное дистанцирование и это «обращение» перспективы
Называется коперниканской
революцией.
РЕЗУЛЬТАТ: эта позиция Коперника вместе с эволюционной теорией Дарвина и учением Фрейда о
бессознательном, дала подлинную
оценку веры в человеческий разум - опровергает представление о том, что небесные сферы являются качественно
отличными от земного мира, и ищет
механическое объяснение движением
планет:
для Кеплера математические законы
движения имели и метафизические
измерение; эта смесь математики и
метафизики указывает на его связь со
старой традицией, восходящей к
пифагорейцам;
механическое объяснение всего во
вселенной, от высокого до низкого,
помогло заложить основания новых
естественных наук;
с помощью наблюдений , сделанных
Тихо Браге, Кеплер уточнил модель
Коперника,
Орбиты - это не окружности , а эллипсы, в центральном фокусе которых находится Солнце;
-на основе философской идеи о переменных скоростях планет, зависящих от расстояния до Солнца,
Кеплер сформулировал законы перемещения планет по их орбитам;
-позже экономичность и истинность
этой теории была подтверждена
исследованиями Ньютона; - в его работах зародилась новая
физика, противоречащая
аристотелевской традиции толкования
научных понятий и способов
объяснения;
- опровергал все понятия не только на философском уровне, но и по-новому проводил научные исследования;
- иначе, чем Аристотель, объяснил
законы движения материи;
он был пионером разработки новых
философских понятий и методов
исследования;
- считал математику языком «книги природы»;
считал:, что вся философия материи написана языком математических символов- треугольников, кругов, квадратов.
-его главный труд «Математические принципы натуральной философии»;
сформулировал три закона движения и закон всемирного тяготения
создал теорию исчисления бесконечно малых единиц; создал теорию цветового состава естественного цвета; его предшествующие теории обосновати как в астрономии (кеплеровские законы движения планет), так в механике (галилееев закон свободного падения тел). занимался теологией, алхимией; он стал основным предшественником эпохи Просвещения; возникновение физики Ньютона было обязано философии в плане как формирования механической картины (мира, так и выработки рационалистической и эмпирической позиций;
- Ньютон придал новые импульсы развитию философии своими , исследованиями (исследования пространства- времени у Канта); -Ньютон - это мощь человеческого мышления, начиная с него, наука оказалась силой прогресса;
-Наука стала доказывать философскую
концепцию истины.
-пытался найти принцип,
обеспечивающий ценность всей среды научного знания;
-определил «понимание» как среду
деятельности «чистого» разума;
-был религиозным философом;
-считал поклонение мистическим
свойством сознания человека,
формирующим религиозное
мировоззрение;
появляется сомнение в истинности
высокой миссии «исторического
христианства»; противопоставляет восточное христианство западному;
западное христианство объявляет «антимиром»;
-считал, что люди поклоняются легенде о христианстве, а самого христианства ещё нигде нет; -доказывал, что Голгофа- это гимны страданию, в то время как истинное христианство- это радость рождения в Вифлееме; -критиковал святые мощи, религиозное искусство, поклонение отшельникам издевающимся над своим «греховным» телом; поделил дух на Арийский и земной критиковал православие;
- в противовес Р. Декарту считает, что душа не является источником знания;
-считал, что любой человеческий акт -логический или эмоциональный- есть единство чувств, телесности, психики и рациональности;
-считал, что с тела начинается познавательный процесс к эстетическому, религиозному осмысливанию феноменов окружающего мира;
- полагал, что спасать человека надо начиная с тела, но не с души;
-поскольку православие занимается душой и игнорирует тело, оно не может спасти человека;
- считал, что христианство убивает Бога; для него быть христианином значит - отречься от Бога; сама природа человека противоречит христианскому учению;
доказывал, что Христос не есть избавитель, т.к. ввёл культ страдания и заставляет людей поклоняться ему:
- так же, как и Ницше считал, что только радость и удовлетворение являются настоящей жизнью, а не смерть и страдания, противоречащие самой Жизни как природному явлению;
-Розанова часто называют «русским Ницше»: для обоих характерно чувство одиночества- Ницше закончи психический и социальной изоляцией а Розанов - религиозной замкнутостью; оба отбрасывали общечеловеческие нормы сосуществования;
-Если Ницше выступил против старой этики, которая связывает волю человека, то Розанов стоит на позициях Кьеркегора за «исправление» этических норм: если Ницше провозглашает культ «сверхчеловека», то Розанов -«человека из подземелья», которому надо помочь; если Ницше претендует на роль «лекаря культуры», то Розанов считал, что христианская культура настолько больна, что ей не помогут никакие лекарства; если Ницше провозглашал радость будущего, Розанов провозглашает возврат к дохристианским временам; Ницше призывает к индивидуальному духовному совершенствованию, Розанов - к усовершенствованию телесному; Ницше критикует европейскую культуру за её христианский характер, Розанов - за то, что она недостаточно христианская; ---Критиковал монастыри;
-Критиковал церковь за то, что она объявляла бытие человека, науки и искусство проявлением дьявола; ---Критиковал роль интеллигенции в обществе, которая не понималась народом, придавленным государством и христианством, маргинально связана с ним и не знающего его;
- Не случайно то, что наряду с шедеврами искусства и культуры Россия продолжает удивлять мир своими бунтами, и революциями и т.п.
-в познании на первый план выдвигал не разум, а случайность, чудо, таинственных характер действий познавательными возможностями философии можно исследовать любую проблему; философия - это та сфера культуры, где невозможное становится возможным;
-главная идея философии - человек и его борьба за свободу; -разуму и логике противопоставлял чувства, выступал против рациональных подходов к анализу явлений;
-избирательно относился к качеству исполнительности в человеке;
-главная цель философии- объяснить человеку, что-то, что должно быть, есть именно тем, чего хочется;
-вера- более усовершенствованный метод анализа, чем разум;
-вполне логическое может быть абсурдным психологически;
-философия возникла из ненависти к действительности и растущего интеллекта человека; философскими методами доказывает преимущество веры перед разумом;
-исследует проблему свободы; -определяет центр бытия человека; указывает природу бытия. -даёт концепцию свободы;
-определяет своё отношение к
коммунизму;
-обозначает социальный детерминизм
индивида и личности
-определяет главную задачу
философии;
-работает в области теории познания;
-разрабатывает «координационную теорию»
-выделяет механизм связи субъект -объектных отношений;
исследует механизм восприятия
философскими методами;
исследует память;
-исследует бытие: «идеальное бытие», «реальное бытие», «металогическое
бытие»;
исследует онтологическую структуру«мир - Бог»;
-исследует проблему соотношения творчества и бытия ;
-исследует иерархию высших ценностей;
-исследует проблему эгоизма.
|
ЛЕКЦИЯ 7
|
|
|