Главная страница

Александровская в. Н


Скачать 3.01 Mb.
НазваниеАлександровская в. Н
Дата22.06.2022
Размер3.01 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаAlexandrovskaya_V_N_Filosofia_2009.doc
ТипУчебное пособие
#609594
страница5 из 41
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   41

а) Общее понятие конфуцианства.

  • Конфуцианство - древнейшая философская школа, которая
    рассматривает человека прежде всего как участника социальной
    жизни. Основоположником конфуцианства является
    Конфуций (Кун-Фу-Цзы), живший в 551 - 479 гг. до н.э.,
    главным источником учения - произведение Лунь Юй
    («Беседы и суждения»).

  • Основные вопросы, решаемые конфуцианством: Как
    необходимо управлять людьми? Как вести себя в обшестве?

  • Представители данной философской школы выступают за
    мягкое управление обществом.

В качестве примера подобного управления приводится власть
отца над сыновьями, а в качестве главного условия - отношение
подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненным - как отца к сыновьям,

- Конфуцианское золотое правило поведения людей в
обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе.

Ь) Основополагающие принципы конфуцианства. Учение Конфуция содержит ряд основополагающих принципов:

  • жить в обществе и для общества;

  • уступать друг другу;

  • слушаться старших по возрасту и по званию;

  • подчиняться императору;

  • сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей;

  • быть человечным.

с) Проблема руководителей и подчиненных в конфуцианстве.

Большое внимание Конфуций уделяет вопросу, каким должен быть начальник (руководитель). Руководитель должен обладать следующими качествами:

  • подчиняться императору и следовать конфуцианским принципам;

  • управлять на основе добродетели («бадао»);

  • обладать необходимыми знаниями;

  • верно служить стране,

  • быть патриотом;

  • обладать большими амбициями,

  • ставить высокие цели;

  • быть благородным;

  • делать только добро государству и окружающим;

  • предпочитать убеждение и личный пример принуждению;

  • заботиться о .яичном благосостоянии подчиненных и страны в целом.
    В свою очередь, подчиненный должен:

  • быть лояльным по отношению к руководителю;

  • проявлять старание в работе;

  • постоянно учиться и самосовершенствоваться,

Учение Конфуция сыграло большую роль в объединении китайского общества. Оно остается актуальным и в настоящее время, спустя 2500 лет со времени жизни и деятельности автора.

и) Общее понятие легизма.

-Другим важнейшим социальным учением Древнего Китая являлся легизм (школа законников, или Фацзя). Его основателями были Шан Ян (390 - 338 гг. до н.э.) и Хань Фэй (288 - 233 гг. до п. э.). В эпоху императора Цинь-Ши-Хуа (III в. до н.э.) легизм стал официальной идеологией.

-Основной вопрос легизма (как и конфуцианства): как управлять обществом?

- Легисты выступают за то, чтобы управлять обществом путем
государственного насилия,, опирающегося на законы. Таким
образом, легизм -философия сильной государственной власти.

е) Основные постулаты легизма. Основными постулатами легизма являются:

  • человек обладает изначально злой природой;

  • движущей силой человеческих поступков являются личные
    эгоистические интересы;

  • интересы отдельных индивидов (социальных групп)
    взаимопротивоположны;

  • государственное вмешательство в общественные отношения
    необходимо чтобы избежать произвола и всеобщей вражды;

  • государство (в лице армии, чиновников) должно поощрять
    законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся;

  • основным стимулом правомерного поведения большинства
    людей является страх перед наказанием;

  • основным разграничением правомерного и неправомерного
    поведения и применения наказания должны являться законы;


  • законы должны быть одинаковы для всех, а наказание должно
    применяться и к простолюдинам, и к высшим чиновникам
    (независимо от звания), если они нарушили законы;

  • государственный аппарат должен формироваться из
    профессионалов (то есть чиновничьи должности должны
    даваться кандидатам, обладающим необходимыми знаниями и
    деловыми качествами, а не передаваться по наследству);

  • государство - главный регулирующий механизм общества и,
    следовательно, имеет право вмешиваться в общественные
    отношения, экономику, личную жизнь граждан.


Вопрос II. Индийская философия

5) Общее понятие и характерные черты древнеиндийской философии.

а) Периодизация древнеиндийской философии. В основе периодизации древнеиндийской философии лежат

различные источники философски мысли, известные как в древности, так и в современную эпоху. В соответствии сданными источников в древнеuндийской философии выделяются три основных этапа:

XV-VI вв. до и. э. - ведический период; VI -11 вв. до н, э. - эпический
период; П в. до н.э. -
VII в. н. э. - эпоха сутр.

  • Веды (дословно - «знания») - религиозно-философские трактаты,
    которые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н.э. из
    Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев.

  • Веды, как правило, включали в себя: «священное писание»,
    религиозные гимны («самхиты»); описание ритуалов («брахманы»),
    сочиненное брахманами (жрецами) и используемое ими при
    отправлении религиозных культов; книги лесных отшельников
    («араньяки»); философские комментарии к Ведам («упанишады»).
    До наших дней дошло всего четыре Веды: Ригведа; Самаведа;
    Яджурведа; Атхарваведа. Наибольший интерес у
    исследователей древнеиндийской философии вызывают
    заключительные части Вед - Упанишады (дсгсловно с
    санскрита - «сидение у ног учителя»), в которых дается
    философская трактовка содержания Вед.

- Наиболее известными источниками философии Древней
Индии второго (эпического) этапа (VI - II вв. до н.э.) являются
две поэмы - эпосы «Махабхарата» и «Рамаяна», в которых
затрагиваются многие философские проблемы эпохи.

В ту же эпоху появляются учения, оппозиционные Ведам:

-буддизм;

-джайнизм;

- чарвана-лакаята.

Одновременно возникает ряд философских школ («даршан»), которые развивают ведическое учение: йога; веданта; вайшешина; ньяя; миманса; санкхья. Завершает период древнеиндийской философии эра сутр (11 в.
до н.э.VII в. н. э.) - кратких философских трактатов, рас­
сматривающих отдельные проблемы (например, «кама-сутра» и др.).
В дальнейшем (в средние века) господствующее положение в
индийской философии заняло учение Гаутамы Будды - буддизм. В
XVIII - XX вв. индийская философия обогатилась достижениями
европейской философской мысли (к частности, английской).
б) Онтология древнеиндийской философии.

- Онтология индийской философии (учение о бытии и
небытии) опирается на закон Риты - космической эволюции,
цикличности, порядка и взаимосвязанности. Бытие и небытие

ассоциируется соответственно с выдохом и вдохом Брахмы-Космоса (Бога-творца). В свою очередь, Космос-Брахма (Бог-творец) живет 100 космических (8640000000 земных) лет, после чего он умирает и наступает абсолютное небытие, которое длится также 100 космических (8640000000 земных) лет - до левого рождения Брахмы:

Вся бесконечная история - это чередование жизни Космоса (Маха Ман-вантара) и Абсолютного Небытия (Маха Пралайя), которые сменяют друг друга через каждые 100 космических лет. При каждом новом рождении Космоса-Брахмы заново появляется жизнь, но в более совершенной форме. Мир взаимосвязан. Любое событие (поступок человека, явление природы) влияет на жизнь Космоса.

Цель эволюции, развития - достижение все более совершен­ного духа через постоянную смену материальных форм.

в) Гносеология древнеиндийской философии. Главная особенность древнеиндийской гносеологии (учения о познании) - это не изучение внешних (видимых) признаков предметов и явлений (что характерно для европейского типа познания,), а изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений. В этой связи индийская философия выделяет три вида сознания: «пракрита» - материальное сознание;

  • «пуруша» - чистое сознание (первичная энергия, из которой
    возникли Вселенная и люди);

  • «майя» - сознание сновидения, мираж,

Каждое из данных видов сознания согласно индийской философии реально и заслуживает изучения - в отличие от европейской философии, которая признает только материальное сознание и длительное время (до И. Канта) не рассматривала вопросы подлинною и неподлинного бытия, сущности и иллюзорности.

и) Проблема Души в индийской философии. Душа в индийской философии состоит из двух начал: атмана;

манаса.

Атман - частица Бога-Брахмы в человеческой душе. Атман

первоначален, неизменен, вечен.

Манас - душа человека, возникающая в процессе жизни. Манас

постоянно эволюшюнизирует, достигает высоких ступеней

либо ухудшается в зависимости от поступков человека, его

личного опыта, хода судьбы.

Nb: для индийской философии характерны также учения о сансаре, ахимсе, мокше

и карме.

е) Общее понятие сансары, кармы, мокми и ахимсы. Сансара - учение о вечности и неуничтожимое души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни. Карма - предопределенность человеческой жизни, судьбы. Цель кармы -провести человека через испытания для того, чтобы его душа совершенствовалась и добилась высшего нравственного развития - мокши. (Для достижения этой цели душа может пройти через десятки, сотни земных жизней.) Мокша - высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души (карма) прекращается. Наступление мокши (прекращение эволюционного развития души) - высшая цель любой души, которая может быть достигнута в земной жизни. Души, достигшие мокши, освобождаются от цепи бесконечной жизни и становятся Махатмами - Великими Душами.

Ахuмса - единство всех форм жизни на земле (следовательно, единение человека, животных и всей окружающей природы). Важнейший принцип ахимсы - непричинение вреда тому, что окружает (людям, животным, живой природе), неубиение.

6) Буддизм и его основные идеи

а) Общее понятие буддизма.

  • Df: Буддизм - религиозно-философское учение, распростра­
    нившееся в Индии (после V в. до н.э.), Китае, Юго-Восточной
    Азии (после III в. н. э.), а также в иных регионах.

  • Основатель учения Гаутама Будда (Сидхардха Ша-кьямуни)
    (563 - 483 гг. до н.э.), родившийся в княжеской семье в Северной
    Индии. Будда прошел сложный жизненный путь (наследник
    престола, аскет-отшельник, мудрец), после чего «прозрел» (527
    г. до н.э.) и передал свои духовные достижения людям.

  • Главная идея буддизма - «Средний путь» жизни между
    двумя крайними: «путем удовольствия» (развлечений,
    праздности, лени, физического и морального разложения) и
    «путем аскетизма» (умерщвления плоти, лишений,
    страданий, физического и морального изнеможения).
    «Средний путь» - путь знания, мудрости, разумного
    ограничения, созерцания, просветления,
    самосовершенствования, конечной целью которого является
    Нирвана - высшая благодать.

Ь) Четыре благородные (арийские) истины, открытые

Буддой.

Будда вывел четыре благородные (арийские) истины:

  • земная жизнь полна страданий;

  • страдания имеют свои причины - жажду наживы, славы,
    удовольствия, жизни и т. д.;

  • от страданий можно избавиться;

  • существует путь, освобождающий от страданий, - отказ от
    земных желаний, просветление, Нирвана.

  • e) Этапы «Восьмиричного Пути Освобождения» (достижения Нирваны).
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   41


написать администратору сайта