Александровская в. Н
Скачать 3.01 Mb.
|
- если человек совмещает в себе две субстанции, то он дуален (т.е. двойственен); с точки зрения дуализма для Декарта бессмысленным становится и "основной вопрос философии" - спор о том, что первично - материя или сознание. б) материя и сознание соединяются только в человеке, а поскольку человек дуалистичен (соединяет в себе две субстанции - материальную и духовную), то ни материя, ни сознание не могут быть первичны - они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия. 5) Дедукция - как научный метод Декарта. а) суть идеи: применение в теории познания научных методов физики, математики и иных наук, чтобы значительно продвинуть вперед сам познавательный процесс {по Декарту: «превратить познание из кустарного промысла в промышленное производство»). б) в качестве данного научного метода предлагается дедукция (но не в строго математическом смысле - от общего к частному, а в философском): - смысл философского гносеологического метода Декарта в том, чтобы в процессе познания опираться только на абсолютно достоверные знания и с помощью разума, используя полностью достоверные логические приемы, получать (выводить) новые, также достоверные знания; только используя дедукцию как метод разум может достичь достоверного знания во всех сферах познания. в) Декарт при использовании рационалистическо-дедуктивного метода предлагает применить следующие приемы исследования: допускать при исследовании в качестве исходных положений только истинное, абсолютно достоверное, доказанное разумом и логикой, не вызывающее никаких сомнений знание; сложную проблему расчленять на отдельные, более простые задачи; последовательно переходить от известных и доказанных вопросов к неизвестным и недоказанным; - строго соблюдать последовательность, логическую цепь исследования, не пропускать ни единого звена в логической цепочке исследования. 6) Учение о "врожденных идеях" и цели философии. а) суть данной теории: большинство знаний достигается благодаря познанию и дедукции, однако существует особый род знаний, который не нуждается ни в каких доказательствах; данные истины (аксиомы) изначально очевидны и достоверны. Nb:Подобные аксиомы Декарт именует «врожденными идеями», которые существуют всегда в разуме Бога и разуме человека и передаются из поколения в поколение. б) данные идеи могут быть двух видов - понятия и суждения примеры врожденных понятий: Бог (существует); «число» (существует), «воля», «тело», «душа», «структура» и т. д.; примеры врожденных суждений: «целое больше своей части», «из ничего не бывает ничего», «нельзя одновременно быть и не быть»; в) Декарт был сторонником не отвлеченного, а практического познания. Целями познания являются: - расширение и углубление знаний человека об окружающем мире; использование этих знаний для извлечения максимальной выгоды из природы для человека; изобретение новых технических средств; усовершенствование природы человека; конечная цель познания - господство человека над природой. Лекция 13 Философия Нового времени. План: Скандинавская философия эпохи Возрожденияи Нового времени. Английская философия нового времени(материализм, эмпиризм, социально- политическая направленность) Немецкая философия Нового времени Вопрос 1. Скандинавская философия эпохи Возрождения и Нового времени 1) Сущность, предпосылки возникновения и ведущие представители: а) Голландия (Нидерланды) стала родиной передовой и прогрессивной для своего времени (XVI - XVII вв.) философии; б) этому способствовали: выдающиеся успехи Нидерландов в ремесле и торговле (использование новейших технических средств, изобретения, развитое мореплавание, коммуникации); более ранние, чем в других странах Европы, буржуазные общественно-экономические отношения; первая в Европе буржуазно-демократическая революция; высокий уровень грамотности населения, развитое книгопечатание, распространение идей гуманизма; в) наиболее выдающиеся философы Голландии эпохи Возрождения и нового времени: Эразм Роттердамский, Гуго Гроций, Бенедикт (Барух) Спиноза. 2) "Философия Христа" Эразма Роттердамского. а) Дезидерий Эразм Роттердамский (1469 - 1536) - философ, богослов, гуманист, представитель так называемого "Северного Возрождения". б) Основными направлениями его философии были: критика и высмеивание средневековой схоластики; восхваление раннего христианства (именно в возвращении к идеям и практике ранних христиан - «ренессансе раннего христианства» и отказе от католического идейного организационного, политического засилья философ видел путь спасения христианства как истинной веры); призывы к моральному поведению (соблюдению «философии Христа»); обоснование в качестве идеала государства сильной, но гуманной монархии. NЬ: Самое знаменитое произведение философа (в котором затрагиваются данные вопросы) - «Похвала Глупости». в) Эразм Роттердамский пытается объяснить окружающий мир и найти оптимальный путь поведения в нем человека. Он приходит к следующим главным выводам: мир двойственен (диалектичен) - все взаимосвязано, все противоположные процессы, явления. есть разные стороны одного-целого; необходимо всеми силами избегать эксцессов, аффектов, экзальтации, ослепленное™ какой-либо идеей - всегда соблюдать спокойствие и трезвость мышления; г) Рисуя идеал человека, философ выделяет его хорошие и дурные качества: к первым (хорошим и желательным) он относит: свободу, миролюбие, воздержанность, простоту, образованность, здравый смысл; к отрицательным (нежелательным и несущим беду) философ относит: фанатизм, невежество, насилие, лицемерие, чрезмерную интеллектуальную усложненность (за что он особенно критиковал «схоластику» - «идеологические основы» прогресса того времени). 3) Теория естественного права Гуго Грация. а) Гуго Гроций (1583 -1645) - философ, юрист, общественный деятель, яркий представитель социально-политической и правовой философии Голландии. б) Основные проблемы его философских исследований: гносеология (познание), государство и право, проблемы войны и мира, международные отношения. в) Гроций - один из основоположников теории естественного права, в которой можно выделить следующие основные идеи: право не дано Богом; право изначально заложено в человеке; г) все существующее право можно разделить на два больших раздела: естественное право и писаное (позитивное) право: естественное право - это право, заложенное самой человеческой природой (право на жизнь, право на достоинство, право на свободу и т. д.) - оно должно неукоснительно соблюдаться независимо от того, записано оно в законах или нет; -писаное (позитивное) право - те нормы поведения, которые создаются человеком и записываются в официальных источниках - законах и т. д.; официальное (писаное, позитивное) право должно опираться на естественное и не противоречить ему. 4) Предмет философских исследований Баруха Спинозы. а) Бенедикт (Барух) Спиноза (1632 - 1677) стал автором наиболее разработанной, полной и обоснованной философской системы Голландии нового времени, последователем Рене Декарта и ярким представителем европейского рационализма. б) Предметом философских исследований Спинозы были: -проблема субстанции; -теория познания; -этика -вопрос соотношения свободы и необходимости. г) Важная философская заслуга Спинозы - подробная разработка теории субстанции, в которой рассматривалась суть бытия. За основу была взята теория о субстанции Декарта (см. вопрос 27 «Рационалистическая философия Декарта. Учение о субстанции»), с которой Спиноза был в целом согласен, но пытался преодолеть ее недостатки и создать собственную, более совершенную. д) Главным недостатком декартовой теории субстанции Спиноза считал ее дуализм, видя в нем противоречивость, которая заключалась в том, что, по Декарту: -субстанция - это сущность, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самого себя; все сущности (субстанции), не нуждающиеся для своего существования ни в чем, кроме самого себя, тем не менее сотворены кем-то (чем-то) иным - высшей и единственной истинной субстанцией - Богом - и в своем существовании полностью зависит от него; отсюда налицо противоречие между независимостью субстанций от всех других субстанций и одновременной зависимостью их всех (и в отношении сотворения, и в отношении существования) от другой субстанции - Бога. 5) Теория Спинозы о «единой субстанции». а) Данное противоречие Спиноза попытался решить, выдвинув самостоятельное учение о единой субстанции, суть которого в следующем: не существует различия между высшей субстанцией - Богом и сотворенными им другими субстанциями; существует только одна единая субстанция, которая заключает в себе все сущее; данная субстанция заключает в себе окружающий мир (Природу) и Бога; природа и Бог - едины; не существует Бога, находящегося и творящего вне Природы, возвышающегося над природой; Бог внутри Природы; только единая Природа-Бог обладает способностью творить, является «миром творящим» и создает «мир сотворенный» - единичные вещи; единичные вещи существуют не сами но себе, они являются всего лишь продлениями - «модусами» единой субстанции - Природы-Бога; внешней причиной существования модусов является единая субстанция (Природа-Бог), они (модусы) всецело зависят от нее, а значит, подвержены изменениям, движутся во времени и пространстве, имеют начало и конец своего существования; сама же субстанция (Природа-Бог) обладает следующими качествами: существует, самостоятельна и независима от кого-либо; имеет внутреннюю (а не внешнюю, как модусы) причину самой себя; обладает множеством свойств (атрибутов), основные из которых - мышление и протяжение (в данном случае мышление и протяжение - свойства всей субстанции, а не отдельных модусов, как у Декарта); бесконечна в пространстве и времени; вечна (несотворима и неуничтожима); неподвижна. 6) Теорию субстанции Спинозы можно представить в виде следующей схемы (сравните ее с дуализмом Декарта, вопросом «Рационалистическая философия Декарта. Учение о субстанции»). 6)Трехступенчатая схема теории познания Спинозы. В гносеологии Спиноза выделяет три ступени познания: «познание в чистом виде», которое непосредственно исходит из разума человека и не зависит ни от каких внешних причин, - высший вид познания; познание, полученное в результате деятельности разума (размышлений, логических операций), - второй уровень, менее истинный; чувственное отражение окружающего мира, согласно Спинозе, полученное данным путем знание недоказуемо, недостоверно, неполно и поверхностно; оно не играет большой роли при получении истинного знания. 7)Проблема соотношения свободы и необходимости. а)Ключевыми в этике Спинозы являлись проблемы: детерминизма (обусловленности всего в природе); соотношения свободы и необходимости. б)Исследуя их философ пришел к следующим выводам: свобода и необходимость в субстанции соединяются в одно целое; Бог (Природа) наделен полной свободой, но Он действует в рамках жесткой необходимости; модусы (проявления субстанции- единичные вещи) вообще не имеют свободы и находятся в полном подчинении необходимости; модус-человек отличается от всех иных модусов наличием мышления, и, следовательно, стремится к свободе, но, в то же время, будучи модусом, несвободен и находится в «тисках» необходимости; желая в душе быть свободным, человек зачастую плывет по течению необходимости, не может справиться с этим течением и вынужден мириться с необходимостью (является «духовным автоматом», по выражению Спинозы); |