Александровская в. Н
Скачать 3.01 Mb.
|
3) Политическая философия Никколо Макиавелли. а) в отличие от философии Реформации, предметом которой были отношения между Богом, Церковью, человеком и государством, политическая философия исследовала проблемы управления реально существующим государством, методы влияния на людей, приемы политической борьбы. б) Ярким представителем политической философии являлся Никколо Макиавелли (1469 - 1527) - итальянский (флорентийский) политический деятель, философ и писатель. - Философия Макиавелли опирается на следующие основные положения: человек обладает изначально злой природой; движущими мотивами поступков человека являются эгоизм и стремление к личной выгоде; совместное существование людей невозможно, если каждый будет преследовать только свои эгоистические интересы; для обуздания низменной натуры человека, его эгоизма создастся особая организация - государство; правитель должен руководить государством, не забывая о низменной природе подданных; правитель должен выглядеть щедрым и благородным, но не быть таковым в действительности, поскольку при соприкосновении с реальностью данные качества приведут к противоположному результату (правитель будет свергнут далеко не благородными соратниками либо противниками, а казна - промотана); руководитель не должен посягать на имущество и личную жизнь людей; в борьбе за освобождение родины от иностранного владычества за ее независимость допустимы все средства, в том числе коварные и аморальные. Философия Макиавелли основана на реалистическом отношении к окружающей действительности, стала руководством к действию для многих политиков как средневековой, так и последующих эпох. 4) Философия социалистов-утопистов, а) Сущность вопроса: в эпоху Возрождения наблюдается повышенный интерес к проблемам общества и государства, Церкви. При их изучении философы стремились опираться на реальные факты, исследовать положение в конкретном обществе и государстве, пытались при жизни изменить ситуацию к лучшему. Однако часть философов основное внимание сосредоточила на разработке проектов идеального государства, где были бы уничтожены все социальные противоречия и восторжествовала социальная справедливость. Поскольку их проекты были сильно оторваны от реальности и практически неосуществимы, данные философы вошли в историю как социалисты-утописты. Наибольший вклад в развитие теории утопического социализма внесли Томас Мор и Томмазо Кампанелла. - Томас Мор (1478 - 1535) считается основателем утопического социализма. Ему хорошо были знакомы проблемы реального государства, так как он профессионально занимался политической деятельностью: с 1504 г. являлся членом парламента, 1523 -1529 гг. - председателем палаты общин, 1529 г. -лордом-канцлером Великобритании (высший пост в государстве после короля). В 1535 г. Т. Мор был казнен как сторонник католицизма за отказ дать присягу королю как главе независимой от Папы Римского англиканской Церкви. Свои идеи по поводу устройства общества и государства будущего Т. Мор изложил в произведении «Утопия». Nb:Утопия (греч. -место, которого нигде нет) - выдуманный остров, на котором находится идеальное государство. Согласно Т. Мору в Утопии: не существует частной собственности; все граждане участвуют в производительном труде; труд осуществляется на основе всеобщей трудовой повинности; все произведенные продукты (результаты труда) поступают в собственность общества (общественные склады) и затем равномерно распределяются между всеми жителями Утопии (в связи с тем, что трудом заняты все, для обеспечения Утопии достаточно короткого рабочего дня - шесть часов; от трудовой деятельности освобождаются люди, проявивши особые способности к наукам; самые грязные работы выполняют рабы - военнопленные и осужденные преступники; первичной ячейкой общества является не кровнородственная семья, а «трудовая семья» (фактически - трудовой коллектив); все должностные лица избираются - прямо или косвенно; мужчины и женщины имеют равные права (как и равные обязанности); жители верят в Бога, существует полная веротерпимость. - Другой проект идеального общества был дан Томмазо Кампанеллой (1568 -1639) в произведении «Город Солнца». Действие происходит в фантастическом Городе Солнца, где его жители - солярии - построили идеальное общество, основанное на социальной справедливости, и наслаждаются жизнью и трудом. По Кампанелле, в Городе Солнца: отсутствует частная собственность; все граждане участвуют в производительном труде; результаты труда поступают в собственность всего общества, а затем равномерно распределяются между его членами; труд совмещается с одновременным обучением; жизнь соляриев регламентирована до мельчайших подробностей, от подъема до отхода ко сну; солярии все делают вместе (ходят с работы и на работу, трудятся, едят, отдыхают, поют песни); большое внимание уделяется воспитанию - с рождения ребенок забирается от родителей и воспитывается в специальных школах, где обучается наукам и приучается к коллективной жизни, другим правилам поведения Города Солнца; во главе Города Солнца стоит пожизненный правитель (избираемый соляриями) - Метафизик, владеющий всеми знаниями своей эпохи и всеми профессиями. Идеи социалистов-утопистов, выдвинутые в эпоху Возрождения, были ответом на имевшую место социальную несправедливость и имели много сторонников среди желающих изменить мир как в эпоху Возрождения, так и в будущем. Лекция 12 Философия рационализма и эмпиризма. План: /. Общая характеристика. 2. Философия Р. Декарта. Вопрос I. Общая характеристика. 1) Общее понятие рационализма, его разновидности и представители. а) определение: рационализм (от лат. ratiо - разум) - направление в философии, согласно которому основой как бытия, так и познания является разум, б) Рационализм имеет два основных направления - онтологическое и гносеологическое: - для онтологического рационализма в основе бытия лежит разумное начало (то есть бытие разумно). В этом смысле рационализм близок к идеализму (например, учению Платона о «чистых идеях», которые предшествуют материальному миру и воплощением которых данный материальный мир («мир вещей») является). Nb:Одпакорационализм не тождественен идеализму, так как смысл рационализма не впервичности идей по отношению к материи (бытию), а именно вразумности бытия. Например, материалисты, убежденные вбожественной либо иной разумности, внутренней логичности бытия,являютсярационалистами (Демократ, Эпикур и др.). -Основная идея гносеологического рационализма заключается в том, что в основе познания также лежит разум. Гносеологические рационалисты выступали против средневековой геологии и схоластики, представители которых видели в основе познания Божественное откровение и отвергали разум. Наряду с этим рационалисты были оппонентами эмпиристов - сторонников философского направления, распространенного в новое время, тоже выступавших против схоластов и видевших в основе познания не откровение, а знание и опыт (девиз эмпиристов - «Знание - сила»). в) Главными аргументами рационалистов в споре с эмпириками были следующие: сам по себе опыт, не переработанный разумом, не может лежать в основе познания; разум способен самостоятельно делать открытия, которые первоначально не были основаны на опыте и лишь впоследствии подтверждены опытным путем. Nb:Также вкачестве направлениярационализма выделяется этический рационализм, суть которого в том,что разум лежит в основе этики, поведения. К рационалистам можноотнести множество философов, начиная с античных времен вплотьдо нынешней эпохи (Платон, Демокрит, Эпикур, Сократ, Кант идр.), но наибольший вклад в разработкурационализма, превращение его вофициально признанное философское направление внесли философы Рене Декарт, Барух Спиноза, Готфрид Лейбниц. 2) Общее понятие эмпиризма как направления в философии, его представители: а) Эмпиризм - направление в философии, сторонники которого считают, что в основе познаний лежит опыт: Nb: «нет ничего в разуме, чего бы до этого не было в опыте (в чувствах)», «знание - сила», б) эмпиризм получил широкое распространение в Англии XVII в. и в последующем в США. в) Основателем эмпиризма считается Фрэнсис Бэкон. Видными представителями являлись Томас Гоббс, Джон Локк, Джон Дьюи (США). Эмпиристы, как правило, были оппонентами рационалистов. Вопрос II. Философия Р. Декарта. 1) Декарт, значение его философии. а) Основоположником рационализма считается Рене Декарт (1596 - 1650) -видный французский философ и ученый-математик. б) Заслуги Декарта в философии: обосновал ведущую роль разума в познании; выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах; стал автором теории дуализма, чем попытался примирить материалистическое и идеалистическое направление в философии; выдвинул теорию о научном методе познания и о «врожденных идеях» 2) Доказательство Декартом первичности разума по отношению к бытию и познанию - главной идеи рационализма. а) Логика доказательства Декартом идеи о том, что в основе бытия и познания лежит разум: - в мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку (есть ли они? каковы их свойства? Например: есть ли Бог? конечна ли Вселенная? и т. д.), но в абсолютно любом явлении и любой вещи можно усомниться (существует ли окружающий мир? светит ли Солнце? бессмертна ли душа? и т. д.). Следовательно, сомнение реально существует, этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах; Nb: Сомнение - свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, - мыслит. - мыслить может реально существующий человек. Nb»: Следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания. - поскольку мышление - это работа разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум. Nb:В этой связи Декарт стал автором всемирно известного афоризма, в котором заключается его философское кредо: «Я мыслю. следовательно, я существую». 3) Учение Декарта о субстанции. а) онтологическая парадигма: изучая проблему бытия, Декарт пытается вывести базовое, основополагающее понятие, которое бы характеризовало сущность бытия. В качестве такового философ выводит понятие субстанции. NЬ:Субстанция - это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. - таким качеством (отсутствие необходимости для своего существования ни в чем, кроме самого себя) обладает только одна субстанция и ею может быть только Бог, который вечен, несотворим, неуничтожим, всемогущ, является источником и причиной всего. Будучи Творцом, Бог создал мир, также состоящий из субстанций. Сотворенные Богом субстанции (единичные вещи, идеи) также обладают главным качеством субстанции - не нуждаются в своем существовании ни в чем, кроме самих себя. Nb: Причем сотворенные субстанциисамодостаточны лишь по отношению друг к другу. Поотношению же к высшей субстанции - Богу они производим, вторичны изависят от него (поскольку сотворены им). Все сотворенныесубстанции Декарт делит на два рода: материальные (вещи);духовные (идеи). Декарт выделяет коренные свойства (атрибуты) каждого рода субстанций: протяжение - для материальных; мышление - для духовных. Nb: Это значит, что все материальные субстанции обладают общим для всех признаком - протяжением (в длину, в ширину, в высоту, вглубь) и делимы до бесконечности. Все же духовные субстанции обладают свойствоммышления и, наоборот, неделимы. Остальные свойства как материальных, так и духовных субстанций производны от их коренных свойств (атрибутов) и были названы Декартом модусами. (Например, модусами протяжения являются форма, движение, положение в пространстве и т. д.; модусами мышления - чувства, желания, ощущения.) Человек, по мнению Декарта, состоит из двух, отличных друг от друга субстанций - материальной (телесно-протяженной) и духовной (мыслящей). Nb: Человек - единственное существо, в котором соединяются и существуют и материальная, и духовная субстанции, что позволило ему возвыситься над природой. Nb: В целом учение Декарта о субстанции можно выразить идеей дуализма. 4) Дуализм Декарта. а) логика дуализма: |