Главная страница

Александровская в. Н


Скачать 3.01 Mb.
НазваниеАлександровская в. Н
Дата22.06.2022
Размер3.01 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаAlexandrovskaya_V_N_Filosofia_2009.doc
ТипУчебное пособие
#609594
страница16 из 41
1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   41


мир материалистичен;

  • в основе познания может лежать только опыт («нет ничего в мыслях (разуме) человека, чего до этого не было в чувствах»);

  • сознание - пустое помещение (еmрtу саЬinеt), которое в
    течение жизни заполняется опытом (в этой связи является

    всемирно известным высказывание Локка о сознании как о «чистой доске», на которой записывается опыт - tаЬи1а гаsа);

    • источником опыта выступает внешний мир;

    • цель философии - помочь человеку добиваться успеха в
      своей деятельности;

    • идеал человека - спокойный, законопослушный, добропорядочный джентельмен, который повышает свoй уровень образования и добивается хороших результатов в своей профессии;

    • идеал государства - государство, построенное на основе разделения властей на законодательную, исполнительную (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую). Локк стал первым, кто выдвинул данную идею, и в этом его большая заслуга.

    Вопрос III. Немецкая философия Нового времени.

    1) Лейбниц - завершитель философских традиций Нового времени, предшественник немецкой классической философии.

    а) Готфрид Лейбниц (1646 - 1716) - немецкий ученый- математик, юрист, философ - считается последним видным представителем философии Нового времени и предшественником немецкой классической философии.

    б) Лейбниц принадлежал к философскому направлению
    рационализма. В сфере его исследования основными являлись проблемы:

    • субстанции;

    • познания.

    2) Теория о множественности субстанций -Монадология
    Лейбница.

    а) Изучив теории Декарта и Спинозы о субстанции, Лейбниц пришел к выводу об их несовершенстве:

    • Во-первых, он не принял дуализма Декарта в смысле разделения им всех субстанций (сущностей, не нуждающихся для своего существования ни в ком и ни в чем, кроме самого себя), с одной стороны, - на высшую -
      Бога и сотворенные им, но независимые субстанции, с другой - всех сотворенных - на материальные (протяженные) и духовные (мыслящие).

    • Во-вторых, по мнению Лейбница, Спиноза, соединив все субстанции в одну (Природу-Бога), не преодолел дуализма Декарта, так как разделил все модусы (единичные вещи - проявления субстанции) на два класса
      - протяженные и мыслящие; то есть то, что у Декарта выступало двумя видами субстанций, у Спинозы стало аналогичными видами модусов (проявлений) единой субстанции..

    б) В противовес теории Декарта и Спинозы Лейбниц выдвинул теорию о монадах (или о множественности субстанций). Основные положения данной теории (монадологии) следующие:

    • весь мир состоит из огромного количества субстанций, имеющих не дуалистическую (двойственную, как у Декарта и Спинозы), а единую природу;

    • данные субстанции называются монадами (в переводе с
      греческого -»единое», «единица»);

    • монада проста, неделима, не имеет протяжения, не
      является материально-вещественным образованием;

    • монада обладает четырьмя качествами: стремлением,
      влечением, восприятием, представлением;

    • по своей сути монада - это деятельность, единое,
      непрерывно меняющее свое состояние;

    • в силу непрерывности своего существования монада осознает себя;

    монады абсолютно замкнуты и независимы друг от друга (по-мнению Лейбница: «не имеют окоп, через которые что-либо могло бы войти туда и оттуда выйти»).

    в) Все существующие монады Лейбниц делит на четыре

    класса:

    • «голые монады» - лежат в основе неорганической
      природы (камней, земли, полезных ископаемых);

    • монады животных - обладают ощущениями, но
      неразвитым самосознанием;

    • монады человека (души) - обладают сознанием,
      памятью, уникальной способностью разума мыслить;

    • высшая монада - Бог.

    Nb: Чем выше класс монады, тем больше ее разумность и степень свободы,

    3) Гносеология (учение о познании) Лейбница -попытка

    примирить рационализм и эмпиризм, а) Гносеология (философия познания). Лейбниц попытался

    примирить эмпиризм и рационализм и сделал это

    следующим образом:

    • все знания разделил на два вида - «истины разума» и
      «истины факта»;

    • «истины разума» выводятся из самого разума, могут
      быть доказаны логически, имеют необходимый и
      всеобщий характер;

    • «истины факта» - знания, полученные эмпирическим
      (опытным) путем (например, магнитное притяжение,
      температура кипения воды, температура плавления
      различных металлов);

    Nb: Как правило, данные знания лишь констатируют сам факт, но не говорят о его причинах, имеют вероятностный характер,

    Nb: Несмотря на то, что опытное (эмпирическое, «истины факта») знание вероятностное, а не достоверное (подобно «истинам разума»), тем не менее его нельзя игнорировать в качестве знания,

    Вывод: по Лейбницу, познание может осуществляться не только путем получения только одного вида знаний - либо рационального, либо опытного, а их обоих видов, причем одно из них - рациональное (полученное на основе разума) - будет носить достоверный характер, а другое - эмпирическое (основанное на опыте) - лишь вероятностный.

    Лекция 14

    Философия французского Просвещения XVIII века.

    План:

    I. Общая характеристика

    П. Деистическое направление.

    III.Атеистическо-материалистическое
    Направление.

    IV.Социалистическо
  • утопическое(коммунистическое)направление.

    Вопрос I. Общая характеристика.

    1) Общее понятие философии французского Просвещения и ее основные направления.

    а) Исторические рамки и суть вопроса. Французскую
    философию XVIII в. принято называть философией
    Просвещения. Такое название французская философия XVIII
    в. получила в связи с тем, что ее представители разрушали
    устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и
    человеке, проявляли новаторство в своих философских
    исследованиях,, открыто пропагандировали идеи
    нарождающейся буржуазии и, в конечном итоге,
    идеологически подготовили Великую французскую
    революцию 1789 - 1794 гг.

    б) В философии французского Просвещения можно
    выделить три основных направления:

    • деистическое;

    • атеистическо-материалистическое;

    • утопическо-социалистическое (коммунистическое).

    2) Деистическое направление французской философии
    XVII в. и его представители.

    а) Определение: Деизм (не путать с дуализмом Декарта -
    взаимосвязанностью и равноправием материализма и
    идеализма) - направление в философии, сторонники
    которого:

    • отвергали идею личного Бога;

    • не соглашались с отождествлением Бога и Природы
      (пантеизмом);

    • видели в Боге первоначало, причину всего сушего (но не
      более);

    • отвергали возможность вмешательства Бога в процессы
      природы и дела людей, Его какое-либо влияние на ход
      истории, окружающий мир после его сотворения.

    б) Представители деизма: к деистическому направлению
    принадлежали Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк.

    3) Атеистическо-материалистическое направление и его
    представители.

    а) Определение: Атеисты отвергали саму идею
    существования Бога в любых формах, объясняли
    происхождение мира и человека с материалистических и
    естественно-научных позиций, в вопросах познания
    отдавали предпочтение эмпиризму.

    б) Представители атеистическо-материалистической
    философии: Мелье, Ламетри, Дидро, Гельвеции, Гольбах.

    4) Утопическо-социалистическое (коммунистическое)
    направление и его представители.

    а) Исторические рамки: утопическо-социалистическое (коммунистическое) направление в философии французского Просвещения начало формироваться еще в

    середине XVIII в., но особое распространение получило во время Великой французской революции 1789 - 1794 гг. и после ее завершения.

    б) Представители: к числу французских социалисте в-
    утопистов (коммунистов) принадлежали Мабли, Морелли,
    Бабеф, Оуэн, Сен-Симон.

    в) Суть вопроса. Основной интерес социалисты-утоп исты
    сосредоточили на проблеме разработки и построения
    идеального общества, основанного на равенстве и
    социальной справедливости.

    Вопрос II. Деистическое направление.

    1) Философия Вольтера. "Просвещенный абсолютизм".

    а) Род занятий и основные идеи: Вольтер (наст, фамилия -
    Аруэ) Франсуа (1694 - 1778) - философ, писатель,
    публицист, один из основоположников французского
    Просвещения, который:

    • страстно выступал против религии, особенно
      католицизма (в отношении религии ему принадлежит
      известное высказывание: «Раздавите гадину!»);

    • считал Бога основателем окружающего мира, связующим
      началом всего сущего, однако был убежден, что никакая
      теория и практика не сможет достоверно доказать ни Его
      наличие, ни Его отсутствие;

    • видел необходимость в признании существования Бога с
      морально-эстетической точки зрения для того, чтобы
      поддерживать порядок в обществе, держать людей (под
      угрозой Божьего наказания) в повиновении и жестких
      рамках нравственности;


    б) Гносеологический аспект: в отношении познания выступал
    за совмещение эмпиризма и рационализма, отдавая
    предпочтение первому;

    в) Политико-правовой аспект: выступал за гуманное
    отношение к простому народу и уважение его прав, однако
    идеалом государства считал абсолютную монархию во главе с просвещенным властителем (то есть выдвинул идею «просвещенного абсолютизма»), а также вел переписку с рядом «просвещенных» монархов (в числе которых была императрица России Екатерина II) и давал практические рекомендации по обустройству государства.

    2) Философия Монтескье. «Общественный договор», разделение властей.

    а) Исторические рамки и род занятий: Современником и во многом единомышленником Вольтера был Шарль Луи Монтескье (1689 - 1755)'- французский философ, писатель, юрист, ученый (во многих сферах знаний), который:

    • выступал с позиций деизма - видел в Боге создателя, но
      отвергал Его возможность вмешиваться в дела людей и
      процессы природы;


    • видел в Боге средство для поддержания порядка и
      воспитания нравственности;

    • отвергал идею бессмертия души, критиковал
      христианство и католическую Церковь за претензии на
      власть и влияние в обществе, введение в заблуждение
      верующих (во многих вопросах) и подавление
      человеческой инициативы;

    • считал, что история делается людьми, а не в силу
      Божественного предопределения;

    • видел влияние климата и географии на устройство
      общества (южные страны с жарким климатом обычно
      тяготеют к деспотизму, северные с холодным климатом -
      к демократии, среднеевропейские с умеренным климатом
      периодически переходят от деспотизма к демократии и
      наоборот);

    • считал, что до появления государства существовало
      «естественное состояние», где люди беспрепятственно
      проявляли свои инстинкты и удовлетворяли потребности,
      не считаясь друг с другом, но когда подобное
      существование стало невозможным, люди создали
      государство на основе «общественного договора», который предусматривал взаимное признание прав и
      обязанностей друг друга и возникновение публичной власти;

    б) Политико-правовой аспект: выдвинул идею "разделения
    властей" - то есть разделение государственной власти в целях
    ее более эффективного функционирования и
    предотвращения деспотизма на три ветви - законодательную,
    исполнительную и судебную; выступал за верховенство
    закона.

    в) Значение философского наследия: Философия Монтескье
    имела большое значение для всей дальнейшей истории
    человечества, философом были выдвинуты
    основополагающие идеи, на которых строится большинство
    современных демократических государств: идея приоритета
    закона; идея разделения властей на законодательную,
    исполнительную и судебную.

    3) Революционно-демократическая философия Руссо. Право угнетенного большинства на восстание.

    а) Исторические рамки и основные идеи: Жан Жак Руссо (1712 - 1778) основное внимание уделял социально-политической философии, выступал с позиций революционной демократии. В целом можно выделить следующие основные положения философии Руссо. Он:

    • видел в Боге мировую волю и мировой разум;

    • считал, что материя несотворима и объективно
      существует всегда;

    • считал, что человек состоит из смертного тела и
      бессмертной души;

    • был убежден, что человек не в силах до конца познать
      мир (в частности, сущностей вещей и явлений); выступал против религии как таковой, против христианства, однако из-за боязни того, что в случае
      ликвидации религии упадут правы и исчезнут моральные
      ограничения, предлагал создать заменитель религии -
      «гражданскую религию», «культ великого существа (Бога)», «культ мировой воли» и т. д.;

    б) Гносеологический аспект: был сторонником
    эмпирического (опытного) познания;

    в) Политико-правовой аспект: считал главной причиной
    противоречий в обществе частную собственность;

    • обосновал право народа на восстание (угнетенное,
      лишенное прав и собственности большинство имеет
      право свергнуть паразитирующее меньшинство и
      властителя и создать общество по собственному
      усмотрению);

    • в справедливом, идеальном обществе все должны
      обладать .равными правами, а частная собственность
      равномерно должна быть распределена между всеми
      гражданами в размерах, необходимых для жизни (но не
      для обогащения);

    • власть должна осуществляться не через парламент, а
      гражданами - непосредственно через собрания, сходы;

    • в будущем государстве должна быть применена
      принципиально новая система воспитания детей: дети
      должны быть изолированы от окружающего мира в
      специальных учебных заведениях, где из них будут
      воспитывать людей нового общества - на идеях личной
      свободы, взаимоуважения, нетерпимости к религии и
      деспотизму, владеющих профессией и понимающих
      ведущие науки.

    4) Сенсуализм Кондилъяка (обоснование приоритета чувственного опыта в познании).

    а) Исторические рамки и род занятий: Этьенн Кондильяк
    (1715 - 1780) меньше уделял внимания проблемам общества
    и основные усилия приложил к исследованию проблем
    познания (гносеологии).

    б) Философская гносеология: Можно выделить следующие
    основополагающие идеи его философии:

    • мир познаваем;

    • человек может познать внешний мир настолько, насколько

    это позволят сделать его человеческие возможности (ума, органов чувств);

    Вопрос III. Атеистическо-материалистическое направление.

    1) Общее понятие атеизма, материализма, атеистическо-
    материалистической философии.

    а) Определение: Атеизм - направление в философии,
    сторонники которого полностью отрицают существование
    Бога в каких-либо его проявлениях, а также религию.

    б) Определение: Материализм - направление в философии,
    не признающее самостоятельного идеального (духовного)
    начала в сотворении и бытии окружающего мира и
    объясняющее окружающий мир, его явления, человека с
    точки зрения естественных наук.

    в) Исторические рамки и представители: Атеистическо-
    материалистическая философия была распространена во
    Франции XVIII в., накануне и во время Великой французской
    революции. Ее видными представителями являлись Мелье,
    Ламетри, Дидро, Гельвеции, Гольбах,

    2) Философия Мелье.

    а) Исторические рамки и род занятий: Жан Мелье (1664 -
    1729) - священник по профессии, в процессе жизни
    пришедший к полному отрицанию Бога и религии (атеизму),
    философ-материалист:

    б) Онтологический аспект: считал, что весь окружающий
    мир состоит из особой субстанции - материи;

    - материя является первопричиной всех вещей, всего
    сущего, она вечна, несотворима, реально существует,
    изменяется и постоянно развивается благодаря заложенному в ней самой свойству - движению;

    - материя состоит из мельчайших частиц, в результате
    комбинации которых образуются вещи;

    в) Гносеологический аспект:

    • познание - отражение материи самой материей;

    • источником большинства знаний являются чувства;

    г) Социально-политические аспекты:

    • причиной социальных антагонизмов видел частную
      собственность, которая возникла «по злой воле»
      некоторых лиц, желающих избавиться от физического
      труда;

    • выступал за свержение абсолютизма, ликвидацию
      существующего государства и частной собственности;

    • в качестве общества будущего видел союз братских
      общин, члены которых равны, вместе живут, вместе
      занимаются производительным трудом, равномерно делят
      полученные доходы и радуются жизни;

    • за социально-политические взгляды Мельс зачастую
      относят к социалистам-утопистам, первым коммунистам.

    3) Философия Ламетри.

    а) Исторические рамки и основные идеи: Жюльен Ламетри
    (1709 - 1751) также выступал с атеистически-
    материалистических позиций: полностью отвергал идеализм
    и теологию;

    б) Онтологический аспект: считал окружающий мир
    совокупностью различных проявлений единой субстанции

    - материи, которая несотворима, вечна, бесконечность;

    • душа, сознание, чувства, по Ламетри, имеют естественное
      происхождение, являются свойствами материи;

    • поскольку материя самодостаточна, то нет вечной
      необходимости в Боге;

    в) Гносеологически аспект:

    - выступал за полную познаваемость мира, причем главную
    роль в познании отводил органам чувств;

    г) Аксиологический аспект: был утилитаристом - считал, что смысл жизни человека - личное счастье;

    - считал частную собственность гарантией свободы
    человека;
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   41


    написать администратору сайта