Главная страница

Александровская в. Н


Скачать 3.01 Mb.
НазваниеАлександровская в. Н
Дата22.06.2022
Размер3.01 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаAlexandrovskaya_V_N_Filosofia_2009.doc
ТипУчебное пособие
#609594
страница19 из 41
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   41

- Вторая антиномия - ПРОСТОЕ И СЛОЖНОЕ:
"Существуют только простые элементы. В мире нет
ничего простого и то, что состоит из простых". Третья антиномия - СВОБОДА И ПРИЧИННОСТЬ:

"Существует не только причинность.Свободы не существует. Все в мире по законам природы, но и свобода совершается в силу строгой причинности по законам природы".

- Четвертая антиномия - НАЛИЧИЕ БОГА: "Есть Бог -
безусловно необходимое. Бога нет. Нет никакого
абсолютного существа, причины всего сущего,
необходимого существа - причины всего сущего".

Nb:С помощью разума можно логическидоказать, одновременно оба
противоположных положенияантиномий -разум заходит в тупик.Наличие антиномий, по Канту, -доказательство наличия границпознавательных способностейразума.Также в «Критике чистогоразума» И. Кант классифицируетсамо знание как результат
познавательной деятельности ивыделяеттрипонятия,

характеризующихзнание: апостериорное знание; априорное знание; «вещь в себе».

г) Определение: Апостериорное знание - то знание, которое получает человек в результате опыта. Данное знание может быть только предположительным, но не достоверным, поскольку каждое утверждение, взятое из данного типа знания, необходимо проверять на практике, и не всегда такое знание истинное.

Например, человек из опыта знает, что все металлы плавятся, однако теоретически могут встретиться металлы, не подверженные плавлению; или «все лебеди белые», но иногда в природе могут встретиться и черные, следовательно, опытное (эмпирическое, апостериорное) знание может давать осечки, не обладает полной достоверностью и не может претендовать на всеобщность.

- Априорное знание - доопытное, то есть то, которое
существует в разуме изначально и не требует никакого
опытного доказательства.

Пример 1: «Все тела протяженные», «Человеческая жизнь протекает во времени», «Все тела имеют массу». Любое из этих положений очевидно и абсолютно достоверно как с опытной проверкой, так и без нее.

Пример 2: Нельзя встретить тело, не имеющее размеров или без массы, жизнь живого человека, протекающую вне времени. Только априорное (доопытное) знание абсолютно достоверно и надежно, обладает качествами всеобщности и необходимости.

Nb Теория Канта об априорном (изначально истинном) знании была полностью логичной в эпоху Канта, однако открытая А. Энштейном в середине XXв. теория относительности поставила ее под сомнение.

- «Вещь в себе» - одно из центральных понятий всей
философии Канта. «Вещь в себе» -
это внутренняя
сущность веши, которая никогда не будет познана
разумом.
4) Стадии познавательного процесса.

Кант выделяет схему познавательного процесса, согласно

которой:

  • внешний мир первоначально осуществляет воздействие
    («аффицирование») на органы чувств человека;

  • органы чувств человека принимают аффинированные
    образы внешнего мира в виде ощущений;

  • человеческое сознание приводит полученные органами
    чувств разрозненные образы, ощущения в систему, в
    результате чего в человеческом разуме возникает
    целостная картина окружающего мира; целостная картина окружающего мира, возникающая в
    разуме на основании ощущений, есть всего лишь
    видимый разумом и чувствами образ внешнего мира,
    который не имеет ничего общего с реальным миром;


  • реальный мир, образы которого воспринимают разум и
    чувства, является «вещью в себе» - субстанцией, которая
    абсолютно не может быть понята разумом;

  • человеческий разум может лишь познать образы
    огромного множества предметов и явлений окружающего
    мира - «вещей в себе», но не их внутреннюю сущность.

Вывод: При познании разум наталкивается на две непроницаемые границы:

  • собственные (внутренние для разума) границы, за
    которыми возникают неразрешимые противоречия -
    антиномии;

  • внешние границы - внутреннюю сущность вещей в себе.

5) Структура сознания (разума).

а) Суть возрос»: Само человеческое сознание (чистый разум), принимающее сигналы - образы от непознаваемых «вещей в себе» - окружающего мира, также, по Кату, имеет свою структуру, которая включает в себя: формы чувственности; формы рассудка; формы разума.

  • Чувственность – первый уровень сознания. Формы
    чувственности - пространство и время. Благодаря
    чувственности сознание первоначально систематизирует
    ощущения, размещая их в пространстве и времени.

  • Рассудок - следующий уровень сознания. Формы
    рассудка - категории - предельно общие понятия, с
    помощью которых происходит дальнейшее осмысление
    и систематизация первоначальных ощущений,
    размещенных в «системе координат», пространства и
    времени. (Примеры категорий - количество, качество,
    возможность, невозможность, необходимость и т. д.)

  • Разум - высший уровень сознания. Формами разума
    являются окончательные высшие идеи, например: идея Бога; идея души; идея сущности мира и др. Философия, по Канту, является наукой о данных (высших) идеях.

6) Категории философии, выдвинутые И. Кантом.

а) Понятие категории: большая заслуга Канта перед
философией в том, что им было выдвинуто учение о
категориях (в переводе с греческого высказываниях)
предельно общих понятиях, с помощью которых можно
описать и к которым можно свести все сущее. (То есть нет
таких вещей или явлений окружающего мира, которые
не обладали бы признаками, характеризуемыми данными
категориями).

б) Категориальная градация: таких категорий Кант выделяет
двенадцать и делит их на четыре класса по три в каждом.
Данными классами являются: количество; качество;
отношение; модальность. (То есть все в мире обладает
количеством, качеством, отношениями, модальностью.)

в) Категориальная структура:

  • количества - единство, множество, цельность;

  • качества - реальность, отрицание, ограничение;

  • отношения - субстанциональность (присущность) и
    акциденция (самостоятельность); причина и следствие;
    взаимодействие;

  • модальность - возможность и невозможность,
    существование и не существование, необходимость и
    случайность.

г) Система категорий также имеет свою внутреннюю
структуру:

- первые две категории каждого из четырех классов -
противоположные характеристики свойства класса,
третьи - их синтез.

Например, крайними противоположными характеристиками количества являются единство и множество, их синтезом - цельность; качества - реальность и отрицание (нереальность), их синтез - ограничение и т. д.

- Согласно Канту с помощью категорий - предельно общих

характеристик всего сущего - рассудок осуществляет свою деятельность: располагает по «полочкам разума» хаос первоначальных ощущений, благодаря чему является возможной упорядоченная мыслительная деятельность.

7) "Критика практического разума" Канта. Моральный закон (категорический императив).

а) Суть вопроса: Наряду с «чистым разумом» - сознанием,
осуществляющим мыслительную деятельность и познание,
Кант выделяет «практический разум», под которым
понимает нравственность и также подвергает его критике в
своем другом ключевом произведении - «Критика
практического разума». Главные вопросы «Критики
практического разума»: Какой должна быть мораль? Что
есть моральное (нравственное) поведение человека?

б) Осмысливая данные вопросы, Кант приходит к следующим
выводам: чистая нравственность - признанное всеми
добродетельное общественное сознание, которое отдельный
индивид воспринимает как свое собственное; между чистой
нравственностью и реальной жизнью (поступками,
побуждениями, интересами людей) существует сильное
противоречие; мораль, поведение человека должны быть
независимы от всяких внешних условий и должны
подчиняться только моральному закону. И. Кант следующим
образом сформулировал моральный закон, который имеет
высший и безусловный характер, и назвал его
категорическим императивом: «Поступай так, чтобы
максима твоего поступка могла быть принципом
всеобщего законодательства»,

в) В настоящее время моральный закон (категорический
императив), сформулированный Кантом, понимается
следующим образом: человек должен действовать так,
чтобы его поступки были образцом для всех; человек
должен относиться к другому человеку (как и он -
мыслящему существу и уникальной личности) только как
к цели, а не как к средству.

8) "Критика способности суждения". Всеобщая
целесообразность.

а) Суть вопроса: В своей третьей книге критического периода

- «Критика способности суждения» Кант выдвигает идею
всеобщей целесообразности:

  • целесообразности в эстетике (человек наделен
    способностями, которые должен максимально успешно
    использовать в различных сферах жизни и культуры);

  • целесообразности в природе (все в природе имеет свой
    смысл - в организации живой природы, организации
    неживой природы, строении организмов, размножении,
    развитии);

  • целесообразности духа (наличие Бога).

9) Социально-политические взгляды И. Канта.
Суть вопроса:


  • Философ считал, что человек наделен изначально злой
    природой;

  • видел спасение человека в моральном воспитании и жестком
    следовании моральному закону (категорическому
    императиву);

  • был сторонником распространения демократии и правового
    порядка, во-первых, в каждом отдельном обществе; во-
    вторых, в отношениях между государствами и народами;

  • осуждал войны как наиболее тяжкое заблуждение и
    преступление человечества;

  • считал, что в будущем неизбежно наступит «высший мир» -
    войны будут либо запрещены правом, либо станут
    экономически невыгодными.

10) Историческое значение философии Канта.
Суть вопроса:

  • дано основанное на науке (механике Ньютона) объяснение
    возникновения Солнечной системы (из вращающейся
    туманности разряженных в пространстве элементов);

  • выдвинута идея о наличии границ познавательной

способности разума человека (антиномии, «вещи в себе»);

  • выведено двенадцать категорий - предельно общих понятий,
    которые составляют каркас мышления; сформулирован
    категорический императив - моральный закон;

  • выдвинута идея демократии и правового порядка как в
    каждом отдельном обществе, так и в международных
    отношениях;

  • осуждены войны, предсказан «вечный мир» в будущем,
    основанный на экономической невыгодности войн и их
    правовом запрете.

Вопрос III. Философия Гегеля

1) Общая характеристика творчества и основные

произведения Гегеля.

а) Историческая справка: Георг Вильгельм Фридрих
Гегель (1770 -1831) - профессор Гейдель-бергского, а затем
Берлинского университетов, был одним из самых
авторитетных философов своего времени как в Германии,
так и в Европе, ярким представителем немецкого
классического идеализма.

б) Основные идеи: Основная заслуга Гегеля перед
философией заключается в том, что им были выдвинуты и
подробно разработаны:

  • теория объективного идеализма (стержневым понятием
    которой является абсолютная идея - Мировой дух);

  • диалектика как всеобщий философский метод;

к важнейшим философским трудам Гегеля относятся: «Феноменология духа»; «Наука логики»; «Философия права».

2) Отождествление Гегелем бытия и мышления.

а) Определение: Абсолютная идея - высшая субстанция и
ее отчуждение в виде окружающего мира и человека.

б) Онтологический аспект: Главная идея онтологии (учения
о бытии) Гегеля - отождествление, бытия и мышления.

В результате данного отождествления Гегель выводит особое философское понятие - абсолютной идеи.

- Абсолютная идея - это: единственно существующая
подлинная реальность; первопричина всего окружающего
мира, его предметов и явлений; Мировой дух,
обладающий самосознанием и способностью творить:
Следующим ключевым онтологическим понятием
философии Гегеля является отчуждение.

Nb: Абсолютный дух, о котором нельзя сказать ничего определенного,

отчуждает себя в виде: окружающего мира; природы;

человека; а затем, после отчуждения через мышление и деятельность человека, закономерный ход истории возвращается снова к самому себе: то есть происходит круговорот Абсолютного духа по схеме: Мировой (Абсолютный) дух - отчуждение -окружающий мир и человек -мышление и деятельность человека -реализация духом самого себя через мышление и деятельность человека -возвращение Абсолютного духа к самому себе. в) Само отчуждение включает в себя:

  • творение материи из воздуха;

  • сложные отношения между объектом (окружающим
    миром) и субъектом (человеком) - через человеческую
    деятельность Мировой дух опредмечивает себя;

  • искажение, неправильное понимание человеком
    окружающего мира.

Nb: Человек в онтологии (бытии) Гегеля играет особую роль. Он - носитель абсолютной идеи. Сознание каждого человека - частица Мирового духа.

Именно в человеке абстрактный и безличный мировой дух приобретает волю, личность, характер, индивидуальность. Таким образом, человек есть «конечный дух» Мирового духа. Через человека Мировой дух: проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов; целенаправленно и закономерно движется - действия, поступки человека, ход истории; познает себя через познавательную деятельность человека; творит - в виде результатов материальной и духовной культуры, созданной человеком.

3) Диалектика - основополагающее философское открытие Гегеля.

а) Определение: Историческая заслуга Гегеля перед
философией заключается в том, что им впервые было четко
сформулировано понятие диалектики. Диалектика, по
Гегелю, - основополагающий закон развития и
существования Мирового духа и сотворенного им
окружающего мира,

б) Смысл диалектики в том, что:

  • все - Мировой дух, «конечный дух» - человек, предметы
    и явления окружающего мира, процессы - содержит в себе
    противоположные начала (например, день и ночь, тепло
    и холод, молодость и старость, богатство и бедность,
    черное и белое, война и мир и т. д.);

  • данные начала (стороны единого бытия и Мирового духа)
    находятся в противоречии по отношению друг к другу,
    но, одновременно, едины по своей сути и
    взаимодействуют;


написать администратору сайта