Александровская в. Н
Скачать 3.01 Mb.
|
3) Практическая (социально-политическая) философия Шеллинга. Практическая философия Шеллинга решает вопросы социально-политического характера, хода истории. а) Главной проблемой человечества в целом и главным предметом философии, ло Шеллингу, является проблема свободы. Стремление к свободе заложено в самой природе человека и является главной целью всего исторического процесса. При окончательной реализации идеи свободы люди создают «вторую природу» - правовой строй. В дальнейшем правовой строй должен распространяться от государства к государству, и человечество должно в б) Главная цель философии Шеллинга - понять и объяснить «абсолютное», то есть первоначало бытия и мышления. в) В своем развитии философия Шеллинга прошла три основных этапа: натурфилософию; практическую философию; иррационализм. 2) Натурфилософия Шеллинга, объяснение им сущности природы. В своей натурфилософии Шеллинг дает объяснение природы и делает это с позиций объективного идеализма. итоге прийти к всемирному правовому строю и всемирной федераций правовых государств.. б) Другой важнейшей проблемой (наряду с проблемой свободы) практической философии Шеллинга является проблема отчуждения. - Отчуждение - противоположный изначальным целям результат человеческой деятельности при соприкосновении идеи свободы с реальной действительностью. (Пример: перерождение высоких идеалов Великой Французской революции в противоположную реальность насилие, несправедливость, еще большее обогащение одних и обеднение других; подавление свободы). в) Философ приходит к следующим выводам: ход истории случаен, в истории царит произвол; и случайные события истории, и целенаправленная деятельность подчинены жесткой необходимости, которой человек бессилен что-либо противопоставить; теория (замыслы человека) и история (реальная действительность) очень часто противоположны и не имеют ничего общего; в истории часто встречаются случаи, когда борьба за свободу и справедливость приводит к еще большему порабощению и несправедливости. г) В конце жизни Шеллинг пришел к иррационализму - отрицанию какой-либо логики закономерности в истории и восприятию окружающей действительности как необъяснимого хаоса. Вопрос VI. Философия Людвига Фейербаха -завершение периода немецкой классической философии, начало перехода к материализму. 1) Общее понятие философии Л. Фейербаха, ее значение. а) Философия Людвига Фейербаха (1804 - 1872) считается завершающим этапом немецкой классическойфилософии, видными представителями которой были Кант, Гегель, Шеллинг и Фихте, и началам материалистической эпохи в немецкой и мировой философии. б)Главное направление философии Фейербаха - критика немецкого классического идеализма и обоснование материализма. Материализм как направление философии возник задолго до Фейербаха (Древняя Греция - Демокрит и Эпикур; Англия Нового времени - Бэкон, Локк; Франция -просветители-материалисты), однако указанные материалистические философские школы были, главным образом, внутренним национальным явлением свого времени и отличались непоследовательностью и противоречиями, находились под сильным влиянием теологии, искали компромисс между материалистическими идеями и существованием Бога (формой подобного компромисса был, в частности, деизм). в)Философия Людвига Фейербаха стала первым случаем глубоко последовательного материализма, основными чертами которого были: полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение от многовекового религиозного влияния; попытка объяснить Бога и религию с материалистической точки зрения, исходя из человеческой природы; материалистическое, с учетом новейших достижений науки объяснение проблем окружающего мира и человека; большой интерес к социально-политическим вопросам; убеждение в познаваемости окружающего мира. г)Философия Фейербаха стала водоразделом между немецкой классической философией и немецким материализмом XIX в., предтечей марксизма. Сформировавшаяся под большим влиянием вилософии Фейербаха марксистская философия (К.Маркс, Ф. Энгельс) вашла за рамки Германии и стала общемировой - философией, особенно популярной в середине и конце XIX - первой половине XX вв. В ряде стран, пошедших по коммунистическому пути развития (СССР, Китай, Восточная Европа, некоторые страны Азии и Африки), материалистическая философия (выросшая, на основе философии- Фейербаха, Маркса, Энгельса и др.) стала официальной и общеобязательной. 2) Критика Фейербахом гегелевской философии. Ранний период философии Фейербаха характерен критикой идеалистической философии, особенно Гегеля. Так, Фейербах: отвергает идею тождества бытия и мышления; не признает наличия абсолютной идеи - самостоятельной субстанции и первопричины материального мира; логически доказывает невозможность отчуждения (превращения) абсолютной идеи в материальный мир - окружающий мир очевиден и осязаем, в то время как абсолютная идея - лишь догадка разума, выдумка Гегеля; не признает единства философии и религии; отвергает диалектику (ошибка Фейербаха); Философию Гегеля Фейербах считает искусственной, подверженной предрассудкам, обращенной в прошлое, не соответствующей новейшим достижениям науки. 3) Антропология Фейербаха. В противовес объективному идеализму Гегеля Фейербах выдвинул теорию антропологического материализма. Суть этой теории в том, что: единственно существующими реальностями являются природа и человек; человек является частью природы; человек есть единство материального и духовного; человек должен стать главным интересом философии; идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека; Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует; Бог -плод воображения человека; природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожима; все, что нас окружает (предметы, явления), - различные проявления материи. 4) Проблема Бога в философии Фейербаха. а) Особое место в философии Фейербаха занимает проблема Бога. В отличие от прежних философов-материалистов, искавших компромисс между своими материалистическими взглядами и идей существования Бога, деистов и др., Фейербах: выступает с атеистических позиций; тесно увязывает проблему Бога с антропологией. б) Можно выделить следующие основные положения атеистическо-антропологической теория Л. Фейербаха: Бога как самостоятельной реальности нет; Бог - порождение сознания человека; религия - глубоко разработанная мифологически- фантастическая идеология и не имеет ничего общего с реальностью; распространение религии стало возможным благодаря невежеству человека, его тяжелым жизненным условиям; корни религии - в чувстве бессилия человека перед внешним миром, его зависимости от него и незащищенности; мысль о Боге - сверхсильном разумном существе - утешает человека, притупляет его страх и аффекты; Бог - идеальный образ человека, созданный человеком, это то, чем хотел бы себя видеть человек; Бог в действительности не является творцом, Он - творение человека, его разума, в то время как истинный творец (а не творенье) - человек. 5) Гносеология Фейербаха. а) Фейербахом были затронуты вопросы познания (гносеология). Фейербах был оппонентом И. Канта, который выдвинул теорию об ограниченных познавательных способностях разума человека и непознаваемости внутренней сущности вешей и явления окружающего мира (агностицизм). 6) Суть вопроса. Наоборот, согласно Фейербаху окружающий мир познаваем, а познавательные возможности разума безграничны. Однако безграничность возможностей познания разума наступает не сразу, а развивается постепенно, по мере эволюции человека, накопления опыта, роста научно- технического прогресса. Суть данной идеи (о постепенном увеличении познавательных способностей разума и в перспективе их бесконечности) философ выразил словами: «То, что не познаем мы, познают наши потемки». Основу познания, по Фейербаху, составляют субъективные чувственные ощущения, в основе которых лежит объективная реальность и которые осознаются разумом. Вывод: Гносеология Фейербаха базируется на материалистических принципах при соединении и уравнении эмпирического и рационального подходов. б) Социально-политическая философия. а) Социально-политические взгляды Фейербаха были обусловлены его антропологической философией. б) Суть этих взглядов в следующем: человек - уникальное биологическое существо, наделенное волей, разумом, чувствами, желаниями; полнокровная реализация человеком своего «Я» возможно только во взаимодействии с «Ты» (то есть другими людьми) - человек может жить только в обществе; основой связей между людьми в обществе, стержнем общества должна стать религия; данная религия должна быть основана не на вере в выдуманное сверхъестественное существо - в Бога, а на иных принципах; необходимо отбросить традиционную религию (христианство, мусульманство и т. д.) и заменить ее религией любви людей к друг другу и религией любви внутри семьи как наиболее отвечающей природе человека; смыслом жизни человека должно стать стремление к счастью. Лекция 16 Философия материализма и позитивизма. План: I. Философия вульгарных материалистов II.Философия марксизма III.Философия позитивизма Огюста Конта Вопрос I. Философия вульгарных материалистов. 1) Общее понятие вульгарного материализма. а) Определение: Вульгарный (от французского - простой, примитивный, обычный) материализм - направление в философии, получившее широкое распространение в XIX веке. б) Сторонники вульгарного материализма: полностью отрицали дух (идею) как реальность; единственной реальностью считали материю; отрицали за сознанием качество идеальности, пытались объяснить сознание как химический процесс; были атеистами; в своих исследованиях опирались на достижения естественных наук (закон сохранения энергии, закон сохранения материи, социальный дарвинизм и др.); придерживались идеи географического детерминизма (влияние географии, климата на человека и иные процессы бытия); отвергали диалектику; всему стремились дать однозначное объяснение, исключающее двойственность и противоречия (по принципу «черное - белое»); значительно упрощали положения традиционного материализма. 2) Ведущие вульгарные материалисты и их основные идеи. Представителями вульгарного материализма были Бюхнер, Фохт, Молешотт. а) Людвиг Бюхнер (1824 - 1899) - философ, вульгарный материалист, врач-естествоиспытатель по основной профессии. Написал книги: «Природа и наука», «Психическая жизнь животных», «Дарвинизм и социализм». В своей философии Бюхнер: обосновывая несостоятельность идеалистических философских концепций; лучшим и наиболее истинным философским учением считал философию Людвига Фейербаха; был последователем «социал-дарвинизма» - механически переносил законы жизни и взаимоотношений животных на жизнь людей и общества. б) Яков Молешотт (1822 - 1893) выдвинул теорию, согласно которой мышление есть физиологический процесс. в) Карл Фохт (1817 - 1895) - философ, вульгарный материалист, врач-естествоиспытатель по профессии: критиковал библейское учение о происхождении человека; считал человека близким родственником обезьяны; враждебно относился к идее социализма, поскольку, по его мнению, она не соответствует естественной природе человека; - считал мышление и сознание физиологическо-химическим процессом - «мозг выделяет мысль, как печень желчь». Вопрос II. Философия марксизма. |