Александровская в. Н
Скачать 3.01 Mb.
|
единство и борьба противоположностей - основа развития и существования всего в мире (то есть основа всеобщего существования и развития). в) Развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм: существует Определенный тезис (утверждение, форма бытия); данному тезису всегда находится антитезис - его противоположность; в результате взаимодействия двух противоположных тезисов получается синтез - новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком уровне развития; данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз в результате синтеза противоположных тезисов образуется тезис все более и более высокого уровня, Nb:В качестве самого первого тезиса, с которого начинается всеобщее развитие, Гегель выделяет тезис «бытие» (то есть то, что существует). Его антитезис -»»небытие» («абсолютное ничто»). Бытие и небытие дают синтез -«становление», который является новым тезисом. Далее развитие продолжается по восходящей линии по указанной схеме. - По Гегелю, противоречие - не зло, а благо. Именно противоречия являются движущей силой прогресса. Без наличия противоречий, их единства и борьбы развитие невозможно. 4) Философия природы, философия духа и философия истории Гегеля. В своих исследованиях Гегель стремится понять: философию природы; философию духа; философию истории; а значит, и их сущность. а) Природу (окружающий мир) Гегель понимает как инобытие идеи (то есть антитезис идеи, другую форму существования идеи). б) Дух, по Гегелю, имеет три разновидности: субъективный дух; объективный дух; абсолютный дух. Субъективный дух - душа, сознание отдельного человека (так называемый «дух для себя»). Объективный дух - следующая ступень духа, «дух общества в целом». Выражением объектов нового духа является право - данный свыше, изначально существующий как идея (поскольку свобода заложена в самом человеке) порядок взаимоотношений между людьми. Право - реализованная идея свободы. Другим наряду с правом выражением объективного духа являются нравственность, гражданское общество, государство. Абсолютный дух - высшее проявление духа, вечно действительная истина. Выражением Абсолютного духа являются: искусство; религия; философия. Искусствонепосредственное отображение человекомабсолютной идеи. Среди людей, согласно Гегелю, «увидеть» и отобразить абсолютную идею могут лишь талантливые и гениальные люди, в силу этого они являются творцами искусства. Религия - антитезис искусства. Если искусство - абсолютная идея, «увиденная» гениальными людьми, то религия - абсолютная идея, открытая человеку Богом в виде откровения. Философия - синтез искусства и религии, высшая ступень развития и понимания абсолютной идеи. Это знание, данное Богом и в то же время понятое гениальными людьми - философами. Философия - полное раскрытие всех истин, познания Абсолютным духом самого себя («мир, схваченный, мыслью» - по Гегелю), соединение начала абсолютной идеи с ее концом, высшее знание. в) Согласно Гегелю предмет философии должен быть шире, чем это традиционно принято, и должен включать в себя: - философию природы; антропологию; психологию; логику; философию государства; философию гражданского общества; философию права; философию истории; диалектику - как истину всеобщих законов и принципов. г) История, по Гегелю, процесс самореализации Абсолютного духа. Поскольку Абсолютный дух включает в себя идею свободы, вся история есть процесс завоевания человеком все большей и большей свободы. В этой связи Гегель делит всю историю человечества на три больших эры: восточную; антично-средневековую; германскую. Восточная эра (эпоха Древнего Египта, Китая и т. д.) - такой период истории, когда в обществе осознает себя, пользуется свободой и всеми благами жизни лишь один человек - фараон, китайский император и т. д., а вес остальные являются его рабами и слугами. Антично-средневековая эра - период, когда себя стала осознавать уже группа людей (глава государства, окружение, военачальники, аристократия, феодалы), однако основная масса подавлена и не свободна, зависит от «верхушки» и служит ей. Германская эра - современная Гегелю эпоха, когда себя осознают и свободны все. 5) Социально-политические взгляды. - государство - форма существования Бога в мире (по своей силе и «возможностям» воплощенный Бог); право - наличное бытие (воплощение) свободы; общие интересы выше частных, и отдельный человек, его интересы могут быть принесены в жертву общему благу; богатство и бедность естественны и неизбежны, это данная свыше реальность, с которой нужно мириться; противоречия, конфликты в обществе - не зло, а благо, двигатель прогресса; противоречия и конфликты между государствами, войны - двигатель прогресса во всемирно-историческом масштабе; - «вечный мир» приведет к загниванию и моральному разложению; - регулярные войны, наоборот, очищают дух нации. Один из важнейших философских выводов Гегеля о бытии и сознании в том, что противоречия между бытием (материей) и идеей (сознанием, разумом) не существует. Разум, сознание, идея обладает бытием, а бытие - сознанием. Все разумное действительно, а все действительное разумно. Вопрос IV. Философия субъективного идеализма 1) Общее понятие субъективного идеализма. а) Суть вопроса: В отличие от объективных идеалистов (Гегеля и др.), которые считали, что первичная по отношению к материи идея существует сама по себе как объективная реальность, независимо от сознания человека, сторонники субъективного идеализма были убеждены в том, что: во-первых, единственной реальностью является идея; во-вторых, что идея существует только в сознании человека, то есть сознание человека является существенной реальностью, вне которого ничего не существует. б) Видными представителями субъективного идеализма являлись Беркли, Юм, Фихте. 2) Философия Джорджа Беркли. а) Философская позиция. Джордж Беркли (1685 - 1753) - английский философ нового времени, субъективный идеалист. б) Можно выделить следующие основные идеи его философии: само понятие материи ложно; существуют отдельные вещи, отдельные ощущения, но единой материи как таковой нет; материализм - тупиковое направление в философии, материалисты не способны доказать первичность отдельных вещей (которые они именуют материей) по отношению к идее; наоборот, первичность идеи легко доказуема- перед изготовлением любой вещи существует ее идеал, замысел в уме человека, как и замысел окружающего мира в сознании Бога-творца; единственная очевидная реальность есть сознание человека; со смертью человека и его сознания исчезает все; идеи - это самостоятельный субстрат, а не отражение чего- либо, окружающий мир подстраивается под идеи; высшим доказательством первичности идеи является существование Бога; Бог вечно существует и не может исчезнуть, в то время как его творенье, окружающий мир непостоянен, хрупок и всецело зависит от него. 3) Философия Дэвида Юма. Философская позиция: Дэвид Юм (1711 - 1776) - другой английский философ, субъективный идеалист -придерживался следующих взглядов: проблема отношения бытия и духа неразрешима; человеческое сознание склонно к идеям; сам человек есть концентрированная идея (вся человеческая жизнь есть процесс роста его идеальной силы - опыта, знаний, чувств); без своей идеальной сущности (например, без воспитания, опыта, системы ценностей) человек не смог бы вообще полноценно воспринять мир; человек состоит из двух идеальных начал: «впечатления внешнего опыта» -приобретенные знания и опыт; - «впечатления внутреннего опыта» - аффекты, страсти; аффекты, страсти играют большую роль в жизни человека и в ходе истории. 4) Философия Иоганна Готлиба Фихте. "Я-концепция" Фихте, а) Особый вклад в разработку системы субъективного идеализма внес Иоганн Готлиб Фихте (1762 - 1814) - представитель немецкой классической философии, профессор (в последний годы жизни - ректор) Берлинского университета. б) Ключевым моментом философии Фихте было выдвижение так называемой «Я-концепции». - Повод к ее выдвижению - противоречия в философии Канта, учеником и сторонником которого был Фихте. Главное противоречие Фихте видел в кантонском разделении познающего субъекта (человека) и непознаваемого окружающего мира («вещей в себе»). Данное разделение, по Фихте, как и идеал об ограниченных познавательных возможностях разума, антиномиях, окончательно лишает философию надежды выполнить ее главную задачу - объединить бытие и мышление. в) Суть вопроса: Фихте идет дальше своего учителя Канта: отвергает саму идею «вещей в себе» - непознаваемой разумом внешней реальности; единственной реальностью провозглашает внутренне, субъективное, человеческое «Я», в котором заключается весь мир (то есть объединяет бытие и мышление путем помещения бытия внутрь мышления, причем субъективного, перенесения субъекта в объект); считает, что жизнь окружающего мира происходит только внутри субъективного «Я»; вне мышления, сне «Я» самостоятельной окружающей действительности нет; само «Я» - не просто сознание человека, это движение, творящая сила, вместилище окружающего мира, наддействительность, фактически высшая субстанция (по аналогии с высшей субстанцией - Богом в философии Декарта и Спинозы). «Я» имеет сложные взаимоотношения с окружающим миром, которые Фихте описываются диалектически по схеме «тезис - антитезис - синтез», а Именно: Абсолютное Я полагает само себя («Я» полагает Я); «Я» полагает (образует) «не-Я» - внешнюю окружающую действительность (антитезис); «Я» (активное творение, начало, субъект, сознание человеческой личности) взаимодействует с «не-Я» (пассивным началом - окружающим миром) внутри Абсолютного Я (вместилища, высшей субстанции). Взаимодействие между «Я-человеком» и «не-Я» - окружающим миром внутри «Абсолютного Я» - субъективного духа может быть: практическим (от «Я» - к «не-Я»; «Я» - творит, определяет «не-Я», основной вид взаимодействия); теоретическим (от «не-Я» к «Я» - второй, более редкий вид взаимодействия, эмпирический, передача опыта, информации из «не-Я» - окружающего мира - в «Я» (конкретное сознание). г) Другой вопрос философии Фихте - проблема свободы. По Фихте, свобода - добровольное подчинение всеобщей необходимости. Вся человеческая история - процесс распространения свободы, путь к се торжеству. Основа всеобщей свободы - наделение всех частной собственностью. д) В конце жизни Фихте стал постепенно переходить с позиций крайнего субъективного идеализма (солипсизма) на позиции умеренного объективного идеализма - начал признавать объективный высший дух, существующий независимо от человеческого сознания, объективную реальность - воплощение духа. е) Преждевременная смерть в расцвете сил (в 1814 г.) помешали Фихте внести изменения и глубже проработать «Я-концепцию». Несмотря на то, что «Я-концепция» осталась незавершенной и была не понята и не принята многими его современниками (особенно материалистами), она остается оригинальным взглядом па окружающий мир, его устройство, нетрадиционной попыткой его философского осмысления. Вопрос V. Философия Шеллинга 1) Общее понятие и периодизация философии Шеллинга. а) Историческая справка: Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775 - 1854) был видным представителем объективного идеализма немецкой классической философии, другом, затем оппонентом Гегеля, пользовался большим авторитетом в философском мире Германии в начале XIX в. до появления Гегеля. Проиграв Гегелю открытую философскую дискуссию в 20-е гг. XIX в., потерял свое прежнее влияние и не сумел его восстановить даже после смерти Гегеля, заняв его кафедру в Берлинском университете. а) Суть философии природы Шеллинга в следующем: прежние концепции объяснения природы («не-Я» Фихте, субстанции Спинозы) неистинны, поскольку в первом случае (субъективные идеалисты, Фихте) природа выводится из сознания человека, а во всех остальных (теория субстанции Спинозы и др.) дается ограничительное толкование природы (то есть философы пытаются «втиснуть» природу в какие-либо рамки); природа есть, «абсолютное» - первопричина и первоначало всего, охватывающее вес остальное; природа есть единство субъективного п объективного, вечный разум; материя и дух едины и являются свойствами природы, различными состояниями абсолютного разума; природа есть целостный организм, обладающий одушевленностью (едины живая и неживая природа, материя, поле, электричество, свет); движущей силой природы является ее полярность - наличие внутренних противоположностей и их взаимодействие (например, полюса магнита, плюсовые и минусовые заряды электричества, объективное и субъективное и т. д.). |