Главная страница

Александровская в. Н


Скачать 3.01 Mb.
НазваниеАлександровская в. Н
Дата22.06.2022
Размер3.01 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаAlexandrovskaya_V_N_Filosofia_2009.doc
ТипУчебное пособие
#609594
страница28 из 41
1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   ...   41

- цели и блага не могут быть абстрактны, они конкретны;
основными благами являются здоровье, богатство,

честь, доброе имя, дружба, высокая оценка со стороны общества, образованность, умеренность, справедливость, доброжелательность;

  • и большинство людей стремится к указанным благам,
    причем не к данным благам вообще, а к конкретному
    размеру указанных благ;

  • достижение любого блага есть изменение в качестве
    опыта; следовательно, сам рост является во всех случаях
    главной моральной целью;


моральные заповеди (не убий, не укради и т. д.) не имеют абсолютного характера (например, на войне по отношению к врагу) и справедливы (либо несправедливы) лишь в каждом конкретном случае; демократия является наиболее оптимальной формой человеческого общежития;

  • лозунг «цель оправдывает средства» неправилен по
    своей сути и должен быть отвергнут;

  • цели должны соответствовать средствам, а средства - целям; применение неблаговидных средств обязательно приведет к качественному изменению целей (цели придух в соответствие со средствами);

  • демократия должна отказаться от насилия, войны и использовать только мирные средства (это же касается и всего человечества);

  • общество нуждается в сглаживании социальных противоречий, социальной реконструкции; основной рычаг социальной реконструкции - применение научных методов и высоких технологий в образовании и морали,

Вопрос II. Психоанализ

1. Общее понятие психоанализа.

Психоанализ - направление в современной философии, объясняющее роль бессознательного, иных психических процессов в жизни человека и общества. Основателем психоанализа считается австрийский ученый – психиатр Фрейд (1856 - 1939). Началом психоанализа можно считать два главных открытия, сделанных Фрейдом: бессознательного - особой психической реальности, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует сознание; реакция вытеснения (из сознания в бессознание) отрицательных эмоций, отрицательного опыта, всего того, что нарушает равновесие и здоровье психики как способа психологической защиты. Отрицательные эмоции, нереализованные желания - все, что вытеснено в бессознательное, рано или поздно дает о себе знать в виде «случайных», спонтанных действий, поступков, оговорок, описок, «странностей».

Особая форма жизни бессознательного - сны. По Фрейду, сны -это реализация скрытых стремлений человека, того, что было нереализовано в реальной действительности.

2. Общее понятие бессознательного и реакции вытеснения. Фрейдом выделяются две схемы психики:

топографическая; динамическая.

При топографическом подходе бессознательное представляется в виде большой прихожей, где ожидают своего часа разнообразные мысли, желания, эмоции человека. Сознание - небольшой кабинет, куда периодически «вызываются» посетители: мысли и желания человека. .Между прихожей и кабинетом стоит страж, который впускает в сознание только угодные сознанию мысли. Иногда страж уходит, засыпает, и часть «ненужных посетителей» прорывается в кабинет - в сознание. Но затем они снова изгоняются вернувшимся (проснувшимся) стражем в прихожую. При динамической схеме психика представляется как совокупность трех слоев - Оно, Я, Сверх-Я.

«Оно» - мир бессознательного, где содержатся мысли и желания человека. «Я» - сознание человека, посредник между всеми компонентами психики. «Сверх-Я» - давящая и влияющая на личность внешняя реальность, «внешняя цензура»: законы, запреты, мораль, культурные традиции. «Я» пытается подчинить себе «Оно». Это редко удается сделать. Обычно «Оно» в скрытых или открытых формах подчиняет «Я». Фрейд сравнивает «Я» со всадником и лошадью: всадник («Я») с первого взгляда контролирует лошадь, дает ей команды, но
лошадь («Оно») - сильнее всадника и в действительности несет всадника на себе.' В некоторых случаях всадник вообще терцет контроль над лошадью и вынужден скакать вместе с ней, кудаона его повезет. Также «Сверх-Я» - нормы и запреты – часто подчиняет «Я». Таким образом, «Я» человека (по Фрейду -
«несчастное человеческое Я») испытывает мощное давление с трех сторон: бессознательного - «Оно»; внешнего мира; норм, запретов - «Сверх-Я»; и чаще всего подавляется чем-нибудь из них.

3. Топографическая и динамическая схемы психика,
выдвинутые Фрейдом.

а) Согласно Фрейду главными факторами, которые руководят
и направляют психикой человека, являются:

  • удовольствия - психика подобно компасу так или иначе ищет пути к удовольствию;

  • вытеснение - психика вытесняет в бессознательное неприемлемые, запрещенные желания и идеи (асоциальные, сексуальные).

б) Вытесненные в бессознательное, не прошедшие «цензуру»
желания, мысли подвергаются сублимации преобразованию в другие «разрешенные» типы социальной деятельности и культурного творчества.

4. Определяющие факторы психики человека.

а) Что является «ядром» бессознательной сферы? Отвечая на этот вопрос, Фрейд выдвигает сначала так называемую «первую психоаналитическую систему», которая господствовала с 1905 по 1920 гг., а после 1920 года - «вторую психоаналитическую систему».

б) Согласно первой психологической системе в основе бессознательного лежит «либидо» - сексуальное влечение, сексуальный инстинкт. Либидо ищет свое выражение:

- в сексуальных действиях; в других сферах жизни через сублимацию (преобразование)

сексуальной энергии в несексуальную, б) Частой причиной замещения сексуального объекта на сексуальный являются социальные нормы, традиции, запреты. Сексуальный импульс, по Фрейду, может быть

реализован трояко:

  • «выпушен на свободу» через непосредственные действия,
    как сексуальные, так и не сексуальные;

  • вытеснен в бессознательное;

  • подавлен, лишен энергии через реактивные образования
    (стыд, мораль).

Таким образом, психическая деятельность человека есть процесс превращений его сексуального инстинкта. Данная теория вызвала протест в Европе.

5. Первая психологическая система Фрейда.

а) В 20-с гг. XX в. Фрейд разрабатывает вторую
психологическую систему, где по-новому смотрит на
проблему возникновения энергии бессознательного.

б) Центральные понятия данной системы - Эрос и Танатос.

  • Эрос (инстинкт жизни) лежит в основе конструктивного
    поведения человека, созидания. Благодаря ему человек
    обеспечивает свои потребности и продолжает род,

  • Танатос (инстинкт смерти) подталкивает человека к деструктивной деятельности, разрушению всего того, что кажется ему «чужим» и опасным. Жизнь человека - постоянное взаимодействие Эроса и Танатоса.

6. Вторая психологическая система Фрейда.

Особое внимание Фрейд уделяет проблеме отношений человека, человеческих мясе, культуры.

а) Согласно Фрейду человеческое общество может существовать только при условии взаимного подавления бессознательных привычек, влечений, страстей, в противном случае общество будет разрушено изнутри.

б) Происходит массовая сублимация подавленной энергии и преобразование ее в культуру.

  • Общество создаст заменитель подавленной энергии - ритуалы.

  • Ритуал -коллективное бессознательное – формареализации вытесненных желаний.Ритуалов множество
    - религия, мораль, искусство, поэзия, музыка, зрелища, массовые мероприятия.

в) По мере развития цивилизации человеческие страсти подавляются вес больше и больше. Это приводит:

  • к массовым психозам, всенародной депрессии;

  • к необходимости конструирования более сложных, изощренных ритуалов.

7. Феномен массы (толпы).

а) В этой связи возникает феномен толпы, массы. Огромное
количество людей с подавленными желаниями группируется
в массу, толпу и направляет свою энергию па лидера.

б) Происходит процесс идентификации каждого члена группы,
массы.в целом, с групповым лидером. Каждый член группы
(толпы) автоматически переносит на себе черты лидера
(вождя), а вождь (лидер) переносит на себя черты массы.

в) Объединение людей в массу, идентификация с лидером способствует укоренению в «бессознательном» толпы иллюзии самоценности, силы (благодаря принадлежности к группе и лидеру), безопасности. Толпа агрессивна, легко заводима, категорична, беспощадна. Роль лидера толпы, по
Фрейду, может выполнить только личность с ярко выраженными психическими аномалиями, способная поверить в собственную исключительность и повести толпу за собой.

8. Основные направления неофрейдизма.

а) На основе учения Фрейда возникло философское течение неофрейдизма, разработанное его продолжателями -Альфредом Адлером, Вильгельмом Райхом, Густавом Юнгом, Эрихом Фроммом. б) Альфред Адлер (1870 - 1937) выдвинул концепцию, согласно которой в основе «великих» действий человека, гиперактивности, сверх-стремлений, а также психических
болезней лежит вытесненный комплекс неполноценности, который человек желает компенсировать, добиваясь успеха в бизнесе, политике, науках, искусстве, личной жизни.

в) Вильгельм Райх (1897 - 1957) считается основателем так
называемого фрейдо-марксизм.

  • Основная идея его концепции заключается в том, что в основе нормальной жизни и деятельности человека лежит сексуальная энергия, имеющая космическую природу.

  • Общество "беспощадно подавляет энергию человека, его аффекты с помощью морали, культуры, этикета. Человек вынужден жить в «тисках» культуры, приспосабливаться к нормам общежития, другим людям, подчиняться
    начальству, властям - это приводит к «невротизации» человека, гибели его истинного «Я», самости.

  • Единственный способ спасти человека - полное ниспровержение культуры (морали, запретов, субординации), раскрепощение, сексуальная революция.

г) Карл Густав Юнг (1875 - 1961) выдвинул теорию
архетипов,

  • Согласно Юнгу жизненная (а не только сексуальная) энергия человека, наталкиваясь на непреодолимые препятствия окружающей жизни, переводится не в индивидуальное бессознательное, а во всеобщее бессознательное в виде
    архетипов.

  • Архетипы - универсальные образы, «код» общечеловеческой вытесненной жизненной энергии. Ими могут быть содержание снов, мифы, брел душевнобольного, парапсихологические эффекты, грезы, галлюцинации. Архетипы - «зашифрованная»
    история человечества, высшие истины.

  • Цель философии - помочь человеку «расшифровать» архетипы, понять их смысл, а через них - себя и окружающую действительность.

д)Эрих Фромм (1900 - 1980) поставил проблему
противоречивости человеческого существования.

- Фромм выделяет следующие основные противоречия человеческого существования:

патриархат и матриархат; гуманистическое и авторитарное сознание; власть и подчинение; стремление к обладанию и просто жизнь; личное бытие (история жизни) и историческое бытие (история); «свобода от» и «свобода для» - негативная и позитивная свободы.

- Цель философии, по Фромму, - помочь человеку решить этипротиворечия. Главный способ их решения – культивированиевсеобщей любви, стремление сделать мир добрее, добитьсятого, чтобы «желание жизни» повсеместно вытесняло «желание
смерти», разрушительные истины.

е)Одним из популярных на Западе направлений неофрейдизма
является маркузианство, близкое по духу и к фрейдо-
марксизму. Его основателем является Г. Маркузе (1898-1979).

  • Главное произведение Маркузе - «ОдномерныйЧеловек».

  • Суть его в том, что современное «одномерное общество»воспитывает нормального, но «одномерного человека»,обладающего желаниями, интересами, увлечениями, потолько в рамках одного направления - потребления.

  • Человек-потребитель постепенно становится«винтиком», зависит от общества, мельчает как личность,подавляет свои естественные желания, то есть себя.

  • Выход из данного положения, «прорыв» одномерногообщества Маркузе видит в полной сексуальной свободеи раскрепощенности, в сексуальной, революции.

Вопрс IV. Современная теологическая философия

1. Общее понятие теологической философии.

а)Теологическая философия - одно из распространенных философских направлений.

б)Главными вопросами, находящимися в центре внимания теологической философии, являются: бытие Бога как

творца всего сущего; бытие человека как его высшего творения, человеческая жизнь.

в) Говоря о современной теологической философии в целом, следует отметить, что она: стала ближе к человеку; освободилась от ряда догм; стала большое внимание уделять социальной гармонии, морали, нравственности, миру между народами.
1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   ...   41


написать администратору сайта