Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопрос

  • Развитие философской мысли

  • Вопрос III . Киево-Могилянская акдемия - средоточие

  • Основные философские труды Г.С.Сковороды

  • Александровская в. Н


    Скачать 3.01 Mb.
    НазваниеАлександровская в. Н
    Дата22.06.2022
    Размер3.01 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаAlexandrovskaya_V_N_Filosofia_2009.doc
    ТипУчебное пособие
    #609594
    страница26 из 41
    1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   ...   41

    5) Появление философского способа мышления связано с:

    а) разложением мифологического мировоззрения в связи с
    христианизацией Киевской Руси;

    б) развитием государственности, науки, культуры, системой
    общественных отношений;

    в) ликвидацией барьеров между Византией и Европой,
    ощущением на просторах Украины различий между Западной и Восточной культурами

    г) в Киевской Руси появляются свои философы и
    философские произведения: »Повести временных лет»,
    «Слово о Законе и Благодати» Иллариона (1037 - 105О), «Зборники Святослава» (1О73 и 1076гг), письмо митрополита Никифора к князю В.Мономаху с философским осмыслением души, философские
    исследования епископа XI1 столетия Кирилла Туровского о соотношении души и тела, бессмертия души и воли, один из первых защитников автономной церкви в Киевской Руси митрополит Климент Смолятич дает
    философскую интерпретацию текстов Іоанна Дамаскина, глубоко комментирует работы Платона и Аристотеля, исследует проблему соотношения раз ума и чувств, человека и Бога, появляются»Поучения»
    В.Мономаха (1096г), ряд статей «Русской Правды» - первописьменного кодекса законов Киевской Руси, поднимаются этико-моральные проблемы, проблемы равенства, справедливости, добра и зла.

    д) В XI11 веке орды Батыя полонили Киевскую Русь, наступает упадок культуры, в частности философской. Доминирует исключительно религиозная культура. Однако, несмотря на тяжелые экономические, политические и культурологические условия, философская мысль медленно, но развивается ( появляется «Коментована Палея»).

    Вопрос II. Антропологически-гуманистическая проблематика в период украинского Возрождения ХV - начала ХV11 веков)

    1) Социальная почва:

    а) в XVI веке через Чехию и Польшу в Украину проникают гуманистические идеи, способствующие подъему национального самосознания украинцев, их гордости.

    б) Потеря государственности болезненно отразилась на всехслоях украинского общества: были отодвинуты от политической жизни украинские магнаты Сангушки, Чарторыйские, Збаразские, Вишневецкие, Заславские,
    Острожские и др.

    в) Будучи отстраненной от политической власти, украинская элита реализовала свой потенциал в других сферах: князь К.Острожский построил культурно-просветительный центр с библиотекой и новой
    литературой, с классами, студентами и преподавателями.

    г) В борьбе с засильем католицизма возникают братства - Львовское, в ХV11 веке Галицкое, Винницкое, Киевское, Каменец-Подольское и др. Вокруг них группировались политики, ученые, учителя.

    2) Роль церкви:

    а) появляются «ученые- книжники», пропагандирующие
    православные «благодати».

    б) В православной философии развивается концепция «Бог
    - человек» и ее преимущества перед католицизмом.

    в) Развивается народный эпос, в центре которого народный рыцарь-защитник Украины от национального и экономического гнета.

    3) Развитие философской мысли:

    а) ХV1-ХV11 века - быстро развивается творчество украинских мыслителей: Герасима Смотрицкого, Ивана Борецкого, Василия Суражского, Лаврентия и Стефания Зызанеев, Ивана Вишенского и др.

    б) Философские трактаты И.Вишенского «Извещение краткое о латинскитх прелестях», «Краткословный ответ феодула», «Зачапка мудрого датынянина с глупым русином», «Писание до всех обще в лядской земле живущих», «Послание ко князю Василию Острожскому», «Писание к утекшим от православной веры эпископам», «порада о очищению церкви» проникнуты любовью ко всему украинскому. Появляется «Киево-Печерский
    пятерик».

    в) философские идеи: антеизм (связь с природой, родной
    землей, социадбным окружением). Кордоцентризм
    (познание всего сущего сквозь призму сердца).
    Экзистенциальные тенденции (углубление во внутренний
    мир человека, его неповторимость).

    Вопрос III. Киево-Могилянская акдемия - средоточие философской мысли в Украине.

    Киево-Могилянская акдемия (1632) - первое высшее учебное заведение не только на Украине, но и для всех восточных славян. Большуюпомощь ей оказывала Запорожская Сечь во главе с Петром Конашевичем - Сагайдачным. 1) на западно-европейский уровень акдеимию вывело изучение философских взглядов Платона, Аристотеля, номиналистов

    и реалистов, Фомы Аквинского, Р.Декарта, Ф.Бэкона, византийских теологов, т.е., на Украине шла систематизацуия философских знаний в их классическом значении. Это имело большое интеллектуальное значение

    сначала для Украины, а потом и для России.

    1. Многие выходцы Киево-Могилянсуой акдемии работали в
      других государствах ;

    2. Учебные программы быди европейского уровня; студенты
      изучали семь дисциплин - грамматику, поэтику, риторику,
      арифметику, геометрию, философию и музыку;

    3. Преподавание велось нат латинском языке, но изучались и другие - греческий, старославянский, польский, русский, староеврейский, немецкий, французский и книжный украинский;

    4. Философский курс состоял из трех частей: 1) логики, или
      разумной философии; 2) физики, или природной философии
      (с разделами «материя», «форма», «природа», «искусство»,
      «космология» или учение о небесах, «астрология» или
      учение о звездах, «психология и методология); 3)
      метафизика.

    5. В акдемии учлось около 2000 студентов из всех сословий российского общества.


    Вопрос IV. Философские взгляды Г.С.Сковороды

    1) Биографические данные:

    а) Григорий Савович Сковорода - родился 3 декабря 1722 года в селе Чернухи Лубенского полка Киевского наместничества в семье малоземельного казака . В 1734 году он поступает в Киево-Могилянскую академию,
    учится в ней с перерывами 10 лет. В 1745 году его
    зачисляют в дипломатическую миссию, побывал в разных государствах. С 1750 года работает преподавателем поэтики в Переяславской семинарии, домашним учителем у помещика, преподавателем Харьковского
    коллегиума. С 1769 года и до смерти по 1794 год
    странствовал без постояннгого места жительства.

    б) В странствиях шлифует свой философский ум, сближается с народом, изучает фольклор, легенды.

    1. Основные философские труды Г.С.Сковороды: «Наркис.
      Разглагол пяти путников о том, узнай себя», «Разговор пяти
      путников о истинном счастье в жизни ( Разговор дружеский о
      душевном мире)», «Диалог. Имя ему - Потоп змиин».
      Последняя работа - итог его философских воззрений. Умер в
      Орловской губернии в имении своего друга А.Ковалинского.
      На мсогиле этого одинокого при жизни человека было написано:
      «свит ловыв мене, та не впиймав».

    2. Философия Г.Сковороды:

    а) Г.Сковорода - вольный религиозный мыслитель; считал,
    что истина - в Боге;

    б) Сформировал позицию философского пантеизма: « Весь
    мир ,- писал он,- состоит из двух натур: одна - видимая,
    другая - невидимая. Видимая натура называется

    в) Тварь, а невидимая - Бог. Сия невидимая натура, или
    Бог, всю тварь проницает и содержит».

    г) Он хорошо знал философию Платона, Аристотеля, Эпикура, Филона, Плутарха, Сенеки, богословскуфилософию.

    д) В философской онтологии считал, что реальность - это
    гармоничное единство трех миров: макрокосмоса (великого мира), микрокосмоса (человека - светика) и символического мира или Библии. Каждый из этих миров есть единство двух, натур - видимой (внешней) и
    невидимой (внутренней).

    е) В философской гносероргии - это учение про «сродну
    працю», т.е., профессия по призванию; «Учение о сердце»- это связь с «Всемирным разумом», исследовал философию равенства, самознания; его философия ориентировала человека на мир, где «всякому городу нрав
    и права»- идеи ценности индивида, права человека на личный выбор, философия этики; развивал основне черты украинской философии - атеизм, кордоцентризм, экзистенциализм, его философия направлена на природу
    и социальные явления.

    Вопрос V. Роль Кирилло-Мефодиевского

    товарищества в развитии философской мысли

    в Украине середины XIX века.

    1. Объединение организовалось в 1846 году как организация
      политического направления, поднимали вопросы
      литературы, этики, философии.

    2. 1824г.- «Дочка славы»: прославление силы и могущества
      славянских народов (Я.Коллар);

    а) численность: несколько десятков человек во главе с
    Н.Костомаровым, В.Белозерским (дворянином),
    Н.ГулакЗом 9высдкообразованным чиновником); членами
    общества были Паньелеймон Кулиш и Тарас Шевченко.

    б) Общество просуществовало 14 месяцев; обсуждались
    политические и философские проблемы общества.

    в) Н.Костомаровым сформулирован «Закон Божий (Книга буття украинского народа)»; разрабатывалась философия панславизма.

    г) Справедливое устройство общества видели в раннехристианских общинах и порядках славянских племен с IV по VII столетие.

    д) Впервые Н.Костомаров указал на общее и особенное у славянских народов, в частности, между украинцами и россиянами; учение о будущей украинской державе ( по принципу «одна нация - одна держава»);

    е) Развивается философия национальной идеи: П.Кулишпишет роман «Чорна рада», исповедует идею национального духа, поставил проблему двух культур - городской ихуторянской;

    ж) Т.Шевченко не был философом в полном смысле этого слова, но разделял все идеи этого братства: свободолюбие, близость к природе, любовь к ближнему, защита чести и достоинства, толерантность к другим, патриотизм.

    Вопрос VI. Украинская философия XX столетия.

    1) Первые десятилетия в украинской философии - отход от

    позитивизма к неокантианству.

    • представители: Г.И.Челпанов - профессор Киевского университета ( психолог, философ, логик); М.И.Туган- Барановский, экономист.

    • Г.И.Челпанов, его работы; «Мозок и душа» (1900г), «Психология и рефлексия», работал в области восприятия пространства и времени.

    • М.И.Туган-Барановский, его работы: «П.Ж.Прудон. Его жизнь и общественная деятельность»(1891г.), «Д.С.Милль.Его жизнь и научно-литературная деятельность»( 1892г.), «Теоретические основы
      марксизма»(критиковал экономическую несостоятельность теории стоимости).

    2) М.Грушевский (1866-1934), историк, общественный деятель; ученый энциклопедист В.И.Вернадский (1863- 1945г.); философ Д.Чижевский (1894-1977). М.С.Грущевский: первый президент Украинской Народной Республики; основатель целой научной школы; автор 2000 научных публикаций по истории, литературоведению, культуре, просвещению. Достигнув мирового признания, он умирал, преданный своими учениками и сотрудниками, накануне страшных репрессий.

    - Он пишет работу « История украинской Руси»; размышляет об идеях эволюции и резолюции в общественном процессе; разрабатывает идею национального согласия как условие общественного прогресса и гармонии, развивает идеи украинской государственности.

    3) В.И.Вернадский: ученый с мировым именем; работал в геологии, минералогии, кристаллографии; основоположник геохимии, космохимии, радиохимии, радиологии: внес огромный вклад в философию науки.

    • В.И.Вернадский рожился на Украине, окончил
      Петербургский университет, занимался научной работой в Париже, Лондоне, Мюнхене. В 1918 году становится первым президентом Украинской академии нвук, организовывыает национальную библиотеку Украины,
      научные лаборатории в Киевском университет, является
      ректором Таврийского университета в Симферополе.

    • считал, что науку делает личность, а не коллектив, элита
      страны, а не демос.

    • Его философия: разрабатывает идеи единства природы и
      человека; биосферы и ноосферы ( в книге « Живое
      веществ»»).

    4) Д.И.Чижевский: ученый-философ, историк, филолог. Родился на кировоградщине; окончил гимназию, затем в Петербургском университете изучал математику, астрономию, философию; учился в Гейдельберге и Фрайбурге; преподавал в Праге и других европейских университетах, а также в Гарвардском университете.

    • Спектр научных интересов весьма широк: изучает связи
      Украины с Западной Европой и считал их результатом
      интеллектуальную историю Украины; видел влияние немецкого мистицизма ХУ - ХУ111 веков и немецкой философии ХУ 111-Х1Х веков; полагал, что французское Просвещение мало повлияло на украинскую философию.
      Исследовал национальные проблемы, диалектику качества и количества в любых процессах; считал, что философия творит духовное бытие: а) философия накапливает знания; б) история философии - это стержень
      духовного приобретения нации и человечества; в) философия - это проявление национальной особенности народа; г) философия - это этическое измерение нации.

    • В советские времена была марксистско-ленинская философия.

    • В 1965 году был открыт философский факультет в Киевском университете. Философия розвивалась такими ее представителями, как П.В.Копнин,

    В.И.Шинкарук, И.В.Бычко, М.В. Попович, В.Н.Ничик, В.С.Горский, Д.Х.Острянин, В.К.Танчер, Б.О.Лобовик.
    1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   ...   41


    написать администратору сайта