Александровская в. Н
Скачать 3.01 Mb.
|
3) Философия космизма. а) Определение: Космизм - направление в философии, которое рассматривало космос, окружающий мир (природу), человека как единое взаимосвязанное целое. б) Наиболее выдающимися представителями данного направления были Н.В. Бугаев, В. И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский. В.И. Вернадский (1863 - 1945) - крупный русский и советский ученый и философ-космист. Подробно обосновал теорию ноосферы. По мере эволюции человека усиливается его преобразующая деятельность окружающей природы. Появляется ноосфера - сфера разума, жизни человека, его материальной и духовной культуры. Ноосфера постоянно расширяется и охватывает другие области бытия. Биосфера (сфера жизни) постоянно, по неуклонно переходит в ноосферу. По Вернадскому, в будущем ноосфера станет ведущей на Земле и переместится в космос. К.Э. Циолковский (1857 -1935) был сторонником идеи вечности, несотворимости, неуничтожимое материи. В основе материи Циолковский видел мельчайшие частицы - атомы. Атомы, принимая различные конфигурации, создают все разнообразие материальных тел. Разрушаясь, вещество, тело не исчезает совсем - оно распадается на атомы, из которых возникают новые вещества и тела. Во Вселенной существует круговорот атомов, а материя сохраняется, периодически меняя форму. Циолковский не считал цивилизацию Земли единственной и уникальной формой жизни во Вселенной. По Циолковскому, космос по своей сути живой и жизнь -неотъемлемая черта космического бытия. Поэтому во Вселенной существуют и иные разумные миры, разумные цивилизации. Циолковский верил в возможности науки и техники, человека покорить космос и в общении межпланетных цивилизаций в будущем. Н.В. Бугаев (1837 - 1902) построил философскую систему космических монад. Согласно данной теории, весь космос состоит из бесчисленного множества духовных единиц – монад. Монады концентрируют в себе энергию, знания, «воспоминания прошлого». Благодаря жизни и взаимодействию космических монад возможна как земная, так и вселенская цивилизация. А.Л. Чижевский (1897 - 1964) создал уникальную и оригинальную философскую систему космической биологии. Суть ее в том, что развитие жизни на Земле (биосферы) происходит не только под влиянием внутренних причин, но и находится под сильнейшим влиянием космоса. Определяющую роль в процессах, происходящих на Земле, в жизни биосферы, по Чижевскому, играет Солнце. Всплески активности Солнца влияют на поведение животных, приливы и отливы, социальные катаклизмы - войны, революции. Свои идеи Чижевский старался выразить не научными понятиями с помощью языка науки, а стихами, художественными произведениями. Философия Чижевского на Западе была признана оригинальной, но имеющей под собой научную почву. В СССР его «солнцепоклонническая» философия была объявлена ненаучной и абсурдной, философ подвергался гонениям. 4) Естественно-научная философия. а) Естественно-научная философия была представлена в творчестве ученых-естествоиспытателей И.М. Сеченова, Д.И, Менделеева, М.М. Ковалевского, К.А. Тимирязева и других. б) Основными направлениями естественно-научной философии были: материалистическое; социально- политическое. в) Представители материалистического направления (Сеченов, Менделеев, Тимирязев) рассматривали бытие с точки зрения естественных наук - биологии, химии, физики, медицины. Ими было доказано атомарное строение мира, сложная структура атома и различие веществ в зависимости от внутреннего строения атома и конфигурации атомов (например, Менделеевым). Философы-естествоиспытатели допускали возможность познания, изучали его механизм» были сторонниками материалистического понимания сознания. г) Социально-политическое направление было представлено, главным образом, творчеством Мечникова Ковалевского. Данные ученые рассматривали общество как единое целое, имеющее мпогофакторную природу, изучали факторы, воздействующие па общество (географические, климатические, экономические и т. д.). Развитие общества, по их мнению, происходит по объективным законам. 5) Советская философия. а) Начиная с 20-х гг. XX в. и вплоть до начала 90-х гг. XX в. легальная русская философия (как и философия других народов СССР) развивалась, главным образом, как советская философия. В целом советская философия имела ярко выраженный материалистический характер и развивалась в жестких рамках марксистской философии (диалектического и исторического материализма), что делало ее несколько догматической. 6) Большое влияние па советскую философию оказало философское творчество В.И. Ленина, который пытался развить марксистское материалистическое учение и приспособить его к условиям России. в) Можно выделить три этапа развития советской философии: 1917 - 30-е гг. - время продолжающихся дискуссии при сильном давлении официального марксизма-ленинизма; 30-е - 50-е гг. - период полной идеологизации философии, превращения ее в служанку официальной власти; сильное, определяющее влияние на философию позиции И.В. Сталина по ряду философских вопросов; 50-е - 80-с гг. - время возрождения самостоятельности советской философии. г) К основным направлениям, которыми занималась советская философия 60-х - 80-х гг., можно отнести следующие: проблема ценностей; проблема нового толкования марксизма-ленинизма, возвращения к «истинному Марксу», «истинному Ленину»; проблема гносеологии; проблема сознания; проблема идеальности; проблема культуры; проблема философских методов. д) Среди имен, оставивших наиболее яркий след в советской философии: Н.И. Бухарин (проблемы сознания, психики); А. Богданов (теория систем - «тектология»); А.Ф. Лосев (проблемы человека, истории); А.М. Деборин (творческое понимание материализма); Л. Гумилев (вопросы истории, этногенеза); М. Мамардашвили (проблемы человека, морали, нравственности); В. Асмус (широкий круг исследований); Ю. Лотман (общество, философия, история). 6) Философия «русского зарубежья». Далеко не все философы нашли возможность для продолжения своей жизни и философских изысканий в СССР после установления советской власти. По этой причине в эмиграции, в различных иностранных государствах возникло особое философское направление, получившее название «философия русского зарубежья». а) Его видными представителями являлись Д.С. Мережковский, Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов, II.А. Сорокин и другие. П.С. Мережковский (1864 - 1941) разрабатывал проблемы взаимоотношений человека и Бога. По Мережковскому, в своей жизни человеческая личность проходит три этапа: языческий; приобщения к христианству; полной внутренней гармонии человека, е слияния с христианством. Идеалы человека и общества Мережковского - христианин, гармоничная и добродетельная личность, живущая с такими же другими личностями в религиозном безгосударственном объединении. Философия Л. Шестова (1866 - 1938) была близка к экзистенциализму, и ее главной темой был человек, его жизнь, его поступки, его права. Согласно Шестову, человек и человеческая жизнь уникальны, жизнь человека независима от внешних обстоятельств, человек имеет право активно добиваться реализации своих прав и интересов, «герой» же имеет право открыто, противопоставлять себя обществу. Философия Н.А. Бердяева (1874 - 1948) носит многоаспектный характер, однако в ней преобладает экзистснциональная и религиозная направленность. Можно выделить следующие основные положения философии Бердяева: высшей ценностью в окружающем мире является свобода; свобода, «соборность» (единство духа и воли) составляют основу существования человека; свобода человека подвергается угрозе извне; данную угрозу несут в себе прежде всего общество и государство, которые являются соответственно объективацией всеобщей воли и механизмом подавления; общество и государство стремятся подчинить человека, подавить его индивидуальность; задача человека - сохранить свою самобытность, не дать обществу и государству ассимилировать себя; ключевую роль в жизни человека играет также религия; Бог должен быть нравственным символом, примером для человека; отношения между Богом и человеком должны быть «на равных»; Бог не должен выступать в роли Господа (господина), а человек - в роли его раба; человек должен стремиться к Богу, но не пытаться заменить Бога самим собой. В своих социально-политических взглядах Бердяев отводит значительную роль проблеме исторической судьбы России и русского народа. По Бердяеву, строящийся в СССР социализм (коммунизм) имеет истоки в русском национальном характере (общность, взаимовыручка, стремление к равенству, справедливости, коллективизму). Россия не должна принимать сторону ни Востока, ни Запада. Она должна стать посредником между ними и выполнить свою историческую миссию. Историческая миссия России - построить «Царство Божее» (то есть общество, основанное на взаимной любви и милосердии) на Земле. Философия Бердяева имеет эсхатологическую направленность (обосновывает «конец света» в будущем).Она также оказала большое влияние на развитие европейского экзистенционализма - учения о человеке и его жизни. - Питирим Сорокин (1889 - 1968) - русский философ, живший и работавший в США, сделал главной темой своей философии проблемы человека и общества. Им были подробно разработаны актуальные для западного мира теории: стратификации; социальной мобильности. Стратификация - разделение общества на многочисленные социальные группы (по уровню дохода, профессии, национальности, влиянию) - страты,-Важнейшим условием демократии и устойчивости общества является социальная мобильность населения - возможность перехода из одной страты в другую. История, по Сорокину, - процесс смены ценностей. Согласно мнению философа большую угрозу для человечества в современный период стали представлять рост бездуховности и неограниченное развитие науки и техники. ЛЕКЦИЯ 19 Развитие философской мысли в Украине План: I. Истоки и развитие украинской философии в период Княжеских времен П. Антропорлогически - гуманистическая проблематика в период украинского Возрождения (ХV-ХVПвв) Киево-Могидянская академия - средоточие философской мысли в Украине Философские взгляды Г.С.Сковороды Роль Кирилло-Мефодиевского товарищества в развитии философской мысли в Украинесередины XIXв. VI. Украинская философия XXстолетия Вопрос I. Истоки и развитие украинской философии в период Княжеских времен. Основы и рамки: Украинская философия Княжеских bремен формировалась в рамках общей духовной культуры Киевской Руси; 2)Истоки: а)религиозно-мифологические верования славянских племен Надднепровья, Полесья, Подолья; антично-византийские взгляды мыслителей после принятия христианства; 3)философская онтология: а)жизнь древних украинцев проходила в рамках религиозной мифологии и обрядности; б)мифы связывали людей с родом, с племенем, с богами (Перун - бог позитивный, Белее - бог негативный, боги по временам года и природным явлениям - Даждьбог, Чернобог); в)бытие наших предков строилось в соответствии с определенными понятиями: Доля, Лихо, Беда, Правда, Кривда, Смерть, Счастье и др. Nb: Со словами «доля», «счастье», «успех» и т.п., видимо, было связано и слово «Бог». Богатый — тот, кто имеет долю, убогий - не имеет доли, небога - несчастливая, убогая. 4)Философская гносеология: а)существовал единый, природный космос как мир порядка, противопоставляемый хаосу: в мифах сопоставляются «мой мир - чужой мир», «мир культуры, освоенный мир - мир враждебной и неосвоенной природы». б)в мифологиии ставился вопрос «почему»: почему осуществляются изменения в природе, почему человеческое общество именно такое, а не другое и т.п. в) мифы древних украинцев отражали мироощущение, мировосприятие окружающих явлений. г) Этиологизм - сущностная черта мифологического мышления, где нет резкой грани между природным и надприродным. Для древних украинцев характерна чувственная выразительность, метафоричность и конкретность. д) В центре всех украинских мифов был человек: появившиеся понятия «душа», «дух» выделили человека среди всех высших сущностей. |