Александровская в. Н
Скачать 3.01 Mb.
|
Лекция 20 Современная западная философия План: I. Американский прагматизм. Новаторство философии Джона Дьюи. П. Психоанализ. Герменевтика. Современная теологическая философия. Основные направления современной позитивистской философии. Вопрос I. Американский прагматизм. Новаторство философии Джона Дьюи. 1) Общее понятие американского прагматизма. I Док. Дьюи, его роль и место в американской философии. а) Прагматизм - направление идеалистической философии, которое имеет своей главной целью не нахождение абстрактной истины при изучении философских вопросов, а выработку арсенала конкретных средств, которые помогут людям решать их конкретные жизненные задачи на практике (разрешать «проблематические ситуации»). б) Основателями прагматизма считаются американские философы Ч. Пирс и У. Джемс. Но особый вклад вдальнсйшуто разработку их учения, в становление и развитие современного прагматизма внес Джон Дьюи (1859 - 1952). Дьюи - автор более 30 кяиг и 900 научных статей по философии, социологии, педагогике и другим дисциплинам. Его философия не получила широкого распространения в СССР и Европе, однако пользуется большой популярностью в США и ряде англоязычных стран. 80% американцев, знакомых с философией, считают Дьюи лучшим философом Америки своего времени. в) К заслугам Дьюи зачастую относят то, что он разрушил многие стереотипы традиционной философии (философского фундаментализма) и новаторски взглянул на важнейшие философские проблемы. 2) Эмпиризм Дж. Дьюи (опыт - основное понятие философии Дьюи). а) По своей философской направленности Д.Дьюи был эмпиристом, то есть в своих исследованиях особую роль уделял опыту. В частности, Д. Дьюи: отвергал идею первотолчка, считал поиски первопричины всего сущего бессмысленными; выдвинул мысль о том, что центральным понятием философии является понятие опыта, вокруг изучения которого необходимо построить все философские исследования; под опытом понимал все то, что имеется в человеческом сознании, как врожденное, так и приобретенное в процессе человеческой жизни; особую роль отводил человеческому сознанию как носителю опыта; делил опыт на чувственный, сверхчувственный (спиритический, духовный), религиозный, моральный, а также художественный, социальный, культурный и другой, - имея в виду, что в совокупности опыт охватывает все сферы жизни. 3) Цель философии в философской системе прагматизма, а) Цель философии (по Дьюи, Джемсу и др.) - помочь человеку в потоке опыта двигаться по направлению к поставленной цели и достигать ее. Данная идея легла в основу философии американского прагматизма. Если ранние американские прагматики (Джемс) считали, что философия в тесной связи с опытом помогает найти истину, которая ведет к новому опыту и в дальнейшем к достижению поставленных целей (то есть является связующим звеном внутри цепочки опыта и между опытом и поставленной целью), то Дьюи новаторски развил данную идею и уточнил задачи философии. 4) Пути совершенствования опыта. Идеи социальной реконструкции. а) Согласно Дьюи основная задача философии не в том, чтобы, правильно используя опыт, добиваться единичных целей, а в том, чтобы с помощью философии преобразовать самопыт, систематически совершенствовать опыт во всехсферах человеческой жизни. б) Поскольку значительная доля опыта (исключая узкопрофессиональный, спиритический и др.) накапливается при взаимодействии индивида с обществом и внутри общества, то важнейшим условием совершенствования опыта является совершенствование самого общества - социальная реконструкция. Социальная реконструкция включает в себя: совершенствование отношений , что подразумевает наделение собственностью как можно большего числа людей, расщепление собственности между собственниками, с одной стороны, и ее максимальное объединение для производственно-хозяйственных целей, с другой стороны (фактически речь идет об акционировании собственности); через акционирование и иное совершенствование отношений собственности - приближение человека к результатам своего труда, сокращение паразитирующей прослойки, присваивающей часть результатов труда (крупные единоличные собственники, работодатели, монополисты и др.); более справедливое распределение произведенных материальных благ; борьбу с бедностью, постоянную заботу государства об улучшении благосостояния граждан; обеспечение прав человека и совершенствование демократического государственного устройства; наведение порядка в обществе, совершенствование, профессионализацию управления во всех сферах человеческой жизни и деятельности; сглаживание внутренних и международных конфликтов. в)Другим ключевым средством совершенствования опыта помимо социальной реконструкции Дьюи считает применение к опыту глубоко разработанных научных методов «высоких технологий». Дьюи обращает внимание, что человечество достигло высочайших результатов во всех сферах жизни (особенно в науке и технике - то есть совершило научно-техническую революцию) благодаря разработке и внедрению в производство новейших научных методов, «высоких технологий», в то время как ни научные методы, ни высокие технологии абсолютно не применяются к управлению обществом, морали, опыту. Следовательно, опыт можно преобразовать, используя совершенные научные методы и высокие технологии, причем внедрять данные методы и технологии необходимо прежде всего в образовании (начальном-, среднем, высшем) и через образование. г) Третий важнейший путь реконструкции опыта -совершенствование мышления (также на основе научных методов). 5) Учение Дж. Дьюи о научном методе. Поскольку согласно Дьюи основная задача философии заключается в том, чтобы совершенствовать опыт путем применения к нему новейших научных методов, возникает вопрос о самом научном методе: что такое научный метод? каковы его основные характеристики?. Учение о методе занимает значительное место в философии Дьюи. а) По Дьюи: метод - порядок (процесс) приобретения знания и дальнейшего функционирования приобретенного знания в ходе человеческого опыта; основная задача науки и научного метода - оптимальное достижение человеком своих целей; от того, насколько способствует научный метод достижению целей, зависит его истинность; то есть метод, при использовании которого цель достигнута, - истинный (правильный); а тот метод, который не ведет к цели или усложняет ее достижение, - ложный; следовательно, научный метод является инструментом успешной человеческой деятельности, достижения целей. Данный подход к методу как средству достижения цели получил название инструментализма. б) Исходя из идей инструментализма и диалектики, Дьюи делает ряд выводов: не может быть «метола вообще» (либо методы, не направленные на практический результат, не заслуживают внимания); существуют конкретные методы для достижения конкретных целей; следовательно, необходимо выявить конкретный механизм действия метода. в) Для поиска конкретного механизма действия метода. Д. Дьюи выводит учение о проблематической ситуации и путях ее разрешения, суть которого в следующем: потребность в методе (как в опыте) возникает при наличии актуального (действительного) сомнения, которое мешает дальнейшим действиям; данное актуальное сомнение порождает «проблематическую ситуацию» -конкретную (любую) жизненную ситуацию, которую необходимо решить с помощью конкретных шагов; решение проблематической ситуации зачастую связано с выбором альтернатив (в решениях и поступках); цель научного метода - превратить проблематическую ситуацию в решенную ситуацию; действие научного метода осуществляется в процессе преобразования проблематической ситуации в решенную; Следовательно, научным методом (конкретным воплощением его действия) являются конкретные шаги по превращению проблематической ситуации в решенную. г) Джон Дьюи выделяет следующие конкретные шаги (этапы преобразования проблематической ситуации в решенную): - ощущение затруднения, препятствия (зачастую тревожное, не имеющее четкого объяснения) - в данном случае необходимо: выяснить источник подобного ощущения; осознать проблему; четко сформулировать, в чем заключается проблема; после того как имеющаяся проблема четко сформулирована, неопределенная ситуация превращается в проблематическую; на данном этапе необходимо: четко поставить конечную цель; осознать возможные трудности; выдвижение гипотезы (решение последовательности действий), которая приведет к решению проблемы, устранению проблематической ситуации; критический анализ гипотезы; теоретическое моделирование (предвидение, основанное на опыте) действия гипотезы на каждом этапе решения поставленной цели; принятие окончательного решения, воплощение смоделированной гипотезы в жизнь, решение проблематической ситуации, экспериментальная проверка примененной гипотезы на истинность (при достижении результата) либо ложность (при недостижении результата). д) Д. Дьюи выделяет признаки, которым должен соответствовать научный метод: способность к самоисправлению (в зависимости от вновь приобретенного опыта, как положительного, так и отрицательного); способность к действию (применемыи научный метод должен не только отражать окружающую действительность, но и действовать в любой ситуации); истинность (только те методы, которые привели к достижению цели, истинны и заслуживают их дальнейшего применения). 6) Гносеология Дж. Дьюи. Проблема идеализма и материализма в познании. а) Рассматривая проблему познания, Джон Дьюи также проявляет философское новаторство. Из общего массива накопленных знаний, опыта Д. Дьюи выделяет различные типы знания: «эпистеме» - достоверное знание, проверенное теорией и практикой (опытом); «докса» - недостоверное знание (догадки, мнение) людей, которые неспособны подняться до подлинного знания. Nb:Данные виды знания являются результатом двух типов познания: непосредственного, чувственного -доступно «сем, но недостоверно, дает поверхностное знание («докса») вследствие того, что окружающий мир изменчив и неустойчив; - созерцание чистых идей - доступно немногим, однако, поскольку «чистые идеи» устойчивы, постоянны и универсальны, они дают достоверное знание - «эпистиме». б) Следуя Платону, Дьюи считает, что: - чувственное знание свойственно людям, занятым физическим трудом и, как правило, не имеющим образования, - рабочим, крестьянам, торговцам и т. д.; -. высшая духовная деятельность (духовное познание через созерцание чистых идей) свойственна людям специально подготовленным, очень образованным и не занятым физическим трудом. в) В связи с тем, что исторически труд людей делился на низкую физическую деятельность и высшую духовную, то соответственно выделилось два типа мировоззрения (и познания): материалистическое; идеологическое. Спор между материализмом и идеализмом (мировоззрением, способом познания) был актуален и существовал тогда, корда имело место разделение труда на грубую физическую деятельность и высшую духовную. По мере стирания грани между физическим и умственным трудом, их сближения конфликт между материализмом и идеализмом будет сглаживаться, уменьшаться. В будущем, по Дьюи, когда умственный труд сольется с физическим и грань между ними исчезнет, будет исчерпан конфликт между материализмом и идеализмом. Но поскольку именно умственный труд побеждает, поглощает физический (а не наоборот) и в конечном итоге одержит окончательную победу, то и идеализм одержит окончательную победу над материализмом и станет основным мировоззрением и способом познания. Пока же указанного процесса не произошло, необходимо использовать и идеалистический, и материалистический cпособы познания, но поскольку высшая умственная деятельность постепенно вытесняет грубый физический труд, то, «uспользуя оба типа познания (как идеалистический, так и материалистический), уклон следует делать в пользу идеалистического. г) Разработав теорию научного метода и учение о проблематической ситуации, Дьюи делает еще одно философское открытие. Поскольку-достоверное знание и правильное использование научного метода приводит к превращению проблематической ситуации в решенную, то данная ситуация приобретает иное качество. Следовательно, познание приводит к качественному изменению объекта познания, познание изменяет само существование предмета познания. 7) Социальная философия Дьюи. Проблема морали. а) Особое место в своем творчестве Д. Дьюи уделяет проблеме морали и социальной философии. б) Можно выделить следующие положения учения Дьюи о морали и общественной жизни: не существует единственно возможного «высшего блага», к которому должно стремиться человечество; существует плюрализм целей и благ; |