Александровская в. Н
Скачать 3.01 Mb.
|
Раздел III Философская онтология (учение о бытии) Лекция 21 «Проблема бытия в истории философии и науки» План: I. Бытие как философская проблема 2. Этапы развития философской онтологии Вопрос I. Бытие как философская проблема Конкретно-истерический способ бытия.—Танатология.—Тропы бытия: был или иметь; бытие как самореализация бытие как долженствование. — Возникновение и внутренвдя логика развития проблемы бытия. — Парадокс Парменида: «Сущее есть, несущего нет».—Бытие как трансцендирование (Платон).—Раntо гei — бытие как становление. — Бытие как реальный процесс жизнедеятельности. 1) Личиостно-индивидуальный смысл проблемы бытия. а) Актуальность проблемы: -Проблема бытия во все времена была исходной для философов всех школ и направлений (изучавших как безличные всеобщие первоначала, так и смысл и разнообразие окружающего мира); - Бытийственные проблемы стоят в центре современной жизнедеятельности человечества, указывая смысложизненные ориентации философии: экологическая катастрофа, научно-технический прогресс, ядерная угроза. Nb: Проблематичность бытия постигается не только в его процессуальном измерении, но и дискретно (сиюминутно распадаясь на индивидуальные события, обнажая напряженность реального существования). nb: Однако строгая упорядоченность и размеренность существования, унифицированный резким, рациональная целесообразность не есть ключ к разгадке смысложизненной тайны бытия. Бытие как единообразие и монотонность, организация типологически идентичного,-— сложная проблема, а не идеал бытия, б) Историко-философский экскурс: - Гегель в качестве выхода авторитетно видел надличностный идеал миросозерцания - уход в бытие, в повседневные заботы и интересы, самодовольство мнений и постижение всеобщего через идеалы и желания. - М. Хайдеггер, с не меньшей убедительностью заявил, что исследование бытия предпочтительно начинать с анализа его как «заурядной повседневности», «ощущения радикального затруднения жизнью». - У Маркса дефиниция бытия однозначна: «Бытие людей есть реальный процесс их жизни». в) Бытие как система «хаос-порядок»: Э. Шредингер (физик-теоретик) тайной бытия живого считает процесс упорядочивания - уменьшения энтропии. Все живое снижает собственную энтропию, укрощает хаос, извлекает упорядоченность из окружающей среды, в отличие от «естественного стремления вещей приближаться к хаотическому состоянию». Живой организм как бы «питается отрицательной энтропией, поддерживая себя на постоянном и достаточно низком уровне энтропии». Вл. Соловьев, наш соотечественник, предельным основанием и целью человеческого бытия провозглашает добро, творимое каждый раз во имя спасения души. 2) Конкретно-исторический способ бытия. а) Проблема бытия — это панорамное видение мира от имени вечности, в ракурсе личностного измерения. б) Мир не удовлетворяет человека, и он своим действием решает изменить его (но не от хаоса к еще большему хаосу, а от хаоса - к порядку). в) Бытие заключается в том, что эту логику предстоит строить каждому живущему на протяжении всей его жизни. В. Шекспиру принадлежит совершеннейшая формула человеческого бытия «Быть иль не быть, — вот в чем вопрос». 3) Танатология а) Определение: конечность человеческого бытия встает в философии проблемой смерти. Термин «танатология» - смерть, Танатос — мифический бог смерти. б) Искусство больше придавало значения проблеме ухода из жизни и финала индивидуального бытия. Первоначальное понимание причин смерти оказывается закрытым для естественной причинности. На вопрос «Почему человек умер?» — предлагается однозначный ответ «Его смерти кто-то пожелал» в) Религиозное толкование смерти лишает ее трагизма финальное. В религиозном сознании совершается как бы инверсия (обращение) конечных условий человеческого бытия. Именно с наступлением физиологической смерти связан акт истинного рождения души. г) И если в 17 столетии принц датский Гамлет размышляет над вопросами — быть или не быть, то в 20 в весьма актуальны философские размышления на тему быть или иметь: Переведенное на русский язык произведение американского философа, социолога и психоаналитика Э. Фромма (1900 — 1980) «Иметь или быть?»; Появляются исследования французского философа Г. Марселя (1889— 1973) «Быть и иметь»; . - Б. Штеемина «Обладание и бытие». Сами названия симптоматичны: сопоставляются две несоизмеримые ценности - бытийственная, связанная с абсолютной ценностью жизни, и вещистская, уводящая в дурную бесконечность товаров. д) Онтологический аспект проблемы. На первый взгляд альтернатива — бытие или обладание — как бы противоречит здравому смыслу. Чтобы жить, необходимо есть, пить, удовлетворять самые первоначальные потребности. Материализм в этом отношении весьма реалистичен: В обществе товарного производства, где товар является критериальной единицей измерения прогресса, не может быть альтернативы. Однако смысл бытия не в обладании. Чем ничтожней твое бытие, чем меньше проявлений находит твоя действительная жизнь, тем большую значимость приобретает имущество, чужая, отчужденная жизнь. Однако роскошь такой же порок, как и нищета. И цель человека не обладать многим, а быть многим. Великие учителя Будда и Иисус учат, что не обладание имуществом приблизит человека к счастью. В Евангелии от Луки сказано «что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить, или повредить себе». Эрих Фромм на стороне первого способа ориентации на бытие. Но как врач-психоаналитик, наблюдающий за больным миром, существующим в извечной дихотомии Восток — Запад, с рационально-прагматистской ориентацией Запада и созерцательно-символистской Востока, вынужден сделать иной вывод «Обладание и бытие являются двумя основными способами существования человека, преобладание одного из которых определяет различия в индивидуальных характерах людей и типах социального характера» Ориентация на бытие как на подлинную ценность предполагает такой способ существования, при котором человек «счастлив, продуктивно использует свои способности, пребывает в единении со всем миром». Она означает жизнелюбие и подлинную причастность к миру. Фромм интересен особым ракурсом постановки проблемы, е) Гносеологический аспект проблемы: В целом же для европейской традиции характерны поиски ответа на вопрос с предварительной апробацией его в методологическом ключе. Наиболее зрелую рефлексивную форму ответа на этот вопрос предложил Гегель. Он считал, что начало постижения бытия должно быть чем-то достоверным, созерцанием абсолютно истинного. Поэтому он предлагает начать с «чистого бытия», т.е. мыслить бытие как «неопределенную простую непосредственность, как Я = Я, как абсолютную индифферентность или тождество» При таком определении бытие абсолютно или, иначе, абсолютное есть бытие. ж) Концепция Парменида. Приведенные примеры - это пройденный в истории философии первый этап трактовки бытия элеатами как вечного, неизменного, всегда себе равного Единого. Из этой позиции вытекал и знаменитый парадокс Парменида: «Сущее есть, не-сущего — нет; бытие есть — небытия — нет». И все бытие «отовсюду замкнуто». Сущее понималось как вечное, однородное, беспредельное в пространстве и времени. -Парменид указывает на невозможность для мысли о бытии не иметь соответствующего ей объекта, на необходимость тождества мысли и бытия. В этом суть знаменитого парменидовского афоризма. «Быть и знать — одно и то же» Содержание мысли и предмет, на который направлена мысль, одно и то же. Мысль есть всегда мысль о предмете, предметность мысли обусловлена бытием. Небытие не может быть предметом мысли, оно немыслимо, невыразимо, и, значит, в качестве объективной данности небытия нет. Пармеиидовский путь бытия как бы уничтожает небытие, обрекает его «на забвение». Но удалось ли предать «небытие» забвению? -В парадоксе Парменида фиксируется первоначальное убеждение человека в том, что мир есть, он существует «здесь» и «теперь». Но как только эта уверенность укрепляется, тут же чередой встают многие вопросы: если мир есть здесь, то есть ли он везде мир един или их множество мир изменчив или постоянен, конечен или бесконечен? Люди рождаются, живут и умирают. Суть жизни — в переходе не из небытия в бытие, а из бытия в небытие. Старо как мир суждение: «Все, что имеет начало — имеет конец, все, что рождается — должно умереть ----- таков непреложный закон бытия». Поэтому утверждение Парменида: «Сущее есть, несущего — нет», «Бытие есть, небытия — нет», — не могло надолго задержать греческую мысль. В решении вопросов о конечности и бесконечности мира, принципах его строения и характере изменения философы пошли разными путями. -По мнению М. Хайдеггера, у греков вообще всякая речь о «бытии» и о «есть» движется в русле обязывающего для мысли определения бытия как «присутствия». з) Следующий шаг на этом пути и был сделан Платоном в его учении об идеях. Платон понимает подлинное бытие как предел становления вещей и называет его Благо. Все вещи здешнего мира нуждаются в нем как в своей основе и истине. Высшим смыслом бытия является движущая сила цели, исполняющая и оправдывающая свои предназначения. Быть—значит совпасть с самим собой. С позицией Демокрита и Платона связаны две мировоззренческие ориентации, которые проросли в современный строй мышления. Первая (Демокритова) предполагала понимание бытия в его дискретном ситуативно-эмпирическом виде и в своих крайних проявлениях выглядит как натурализм. Становление, изменение, развитие -- неотъемлемые компоненты жизненного процесса. Гераклиту в античности, а Гегелю в Новое время обязаны мы введением в картину мироздания идеи становления, согласно которой весь мир, действительность есть процесс. Гераклитовское «все течет» противостоит парменидовскому «сущее есть» и позволяет понять бытие как все в себя включающий и непрерывно изменяющийся поток жизни. Согласно Гераклиту, бытие, будучи небытием, неустойчиво. Выражением этой неустойчивости является борьба противоположностей. «Борьба (вражда) — отец всему и царь». В основе всех противоречий лежит противоречие между бытием и небытием. Отсюда «рапtа геi» — все течет, все изменяется и) Аристотелевский вариант ответа на вопрос « Что есть бытие?» акцентирует момент определенности в бытии и возвращает нас к идее тождества мышления и бытия. А так как одни высказывания обозначают суть вещи, другие — качества, иные — количество, иные — отношение, иные — действие или претерпевание, иные — «где», иные — «когда», то сообразно с каждым из них те же значения имеет и бытие». Согласно меткому замечанию А.Ф. Лосева, античность построена на одушевленно-разумном, а не просто объективно-материальном и чувственном космологизме. -В качестве предельного основания бытия в средневековье выдвинут Бог. Как совокупность всех совершенств, Бог обладает также и существованием, так как существо, не имеющее существования, по необходимости несовершенно. Следовательно, существование всего заключено в Боге. И в этом состоит один из тезисов онтологического доказательства бытия божьего. Весь мир пронизан иерархическими структурами, основанными на соподчинении, субординации низшего и высшего. Центральной проблемой оказывается вопрос о взаимодействии человеческой души и божественного начала. Бытийстведная проблематика средневековья теоцентрична. к) Для Нового времени суть бытия сокрыта не в божеетвенном промысле, но в природных закономерностях. Ее Величество Природа обнимает собой весь тайный смысл бытия, поэтому-то так важно вступить с ней в диалог, испытать естество Первостепенную значимость приобретают науки, изучающие природу Развитие инициативы, активности и предприимчивости обусловленное зарождающимся капитализмом, создает антропоцентристское видение мира с культом индивидуализма. Ядром новейшей истории в постижении сути бытия оказывается социальное творчество человека Бытие понимается как процесс жизнедеятельности Такая ориентация на фоне все ускоряющихся темпов научно-техниического прогресса зачастую именуется технократической. Лекция 22 «Проблема бытия в теории философии и науки» План: /. Основные понятия философской онтологии П. Философия бытия и небытия Ш. Материальное бытие Вопрос I. Основные понятия философской онтологии Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия, называется онтологией, а сама проблема бытия - одна из главных в философии. Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия. Древнеиндийская, древнекитайская, античная философия в первую очередь заинтересовалась онтологией, пыталась понять сущность бытия, а уж потом философия расширила свой предмет и включила в себя гносеологию (учение о познании), логику, иные философские проблемы. 1. Этимология понятия «бытие»: а) Nb: Онтология (от греч.-— сущее и слово, понятие, учение) —-учениe: о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия. «Бытие» — предельно общее понятие философии и науки- Человек в познании своем, двигаясь от явления к сущности, от менее общего к более общему, формулируетпонятия, включающие в свой объем все явления окружающей действительности — это понятия: «Космос», «Мир», «Мироздание», «Реальность», «Бытие». Бытие — это все то, что существует, то, что объединяет все существующее. Бытие есть нечто реально сущее. б) «Бытие» как предельно общее понятие (терминальная категория) философии и науки: Nb: В переводе с латинского «граница», «предел», «предельный» обозначаются категорией «термин» («терминальный») Понятие «бытие», являясь исходным, формирует систему философских категорий, т.е. философия - это миропознание (познание физического и духовного мира) бытия. Поэтому в центр исходных понятий философии ставится бытие - физическое и духовное; бытие физическое - это пространство и время, плюс их наполнение, именуемое материей. Пространство, само по себе, - неизменная «пустота» - это статика бытия. Время течет - это динамика бытия. Nb: Специфика обеих сторон бытия физического: через статику - пространство, через динамику - время (в искусстве, в, частности, выделяются пространственные, или статичные, его виды и временные, или динамичные). Динамика и статика исключают друг друга: Динамика может слиться со. статикой через промежуточную форму (ею является материя, заполняющая пространство и изменяющаяся во времени). Nb: Благодаря материи физический мир выступает единым. Современная физика подтверждает внутреннюю нераздельность пространства, времени и материи. Nb: С выходом на время пространство раздваивается: его тождественность, неизменность во времени проявляются как покой; изменение во времени - как движение. Бытие нуждается в самоопределении, которое выступает в виде сознания. Соответственно обозначим самоопределяемое бытие как сознание, а определяемое - как материю; : Взаимопроникновение сознания и материи порождает субъект как сознательное и материальное существо, действующее на основе свойственных ему материальных и духовных потребностей; Nb: Предмет деятельности субъекта - объект - включает отдельные явления вплоть до мира в целом: Объект существует для объекта в своей собственной основе (или сущности, и значимости для субъекта, его потребностей - ценности); познание происходит во взаимодействии субъекта и объекта. Специфика философского знания - во всестороннем раскрытии субъектно-объектных отношений, что и подтверждает отправное начало системы философских наук. Это указывает на то, что само бытие есть системное явление. в) Статус понятия «бытие» в философии: понятно, что философия занимается миром человека (личность, общество) и миром природы. Однако еще есть и мир символов - продукты деятельности человека (т.е. то, в чем дано иное); человек в результатах своей деятельности приумножает себя, существуя не физически зримо, а символически. (Например, в продуктах труда узнаются их создатели); т.е. мир философии — это три сферы бытия: мир человеческого, мир символического и мир природы, связанные друг с другом. Так, нет человека без природы, а символов без человека. Мир философии - это системная связь: Мир человека - Мир символов - Мир природы. Каждый из этих миров сложно структурирован. Мир человека — это многообразие чувств, эмоций, мыслей, различного рода общественных отношений; мир символов — это труд, язык, культура; мир природы — физические, химические, биологические явления. г) Содержание философской категории «бытие»: Для ее раскрытия можно выделить ряд положений: окружающий мир, предметы, явления реально существуют; он (окружающий мир) есть; окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе; материя и дух - единые, но в то же время противоположные сущности, реально существуют; и материя, и дух есть. Nb: Данные положения (признаки) обобщаются понятием субстанции -самостоятельной сущности, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя. Df: Бытие - это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, венная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее. 2. Бытие - универсальная система связей и отношений: а) Бытие как интегральная характеристика целостности мира через отношение: Отношение - это общее выражение системной связи целостного мира. Мир - единый и целостный -существует благодаря всеобщей связи явлений. Явления мира объединены двумя видами связи -непосредственно и опосредованно в рамках целого. Df: Отношение - это любое взаимное расположение элементов бытия. Оно может быть: внешним (количественным отношением элементов) - явления независимы друг от друга и лишь сравнимы на какой-то общей основе, позволяющей соотносить, соизмерять элементы и рассматривать их в качестве частей единого; - внутренним - зависимым, физическисвязанным, образующим целостность восходящим к единой сущности. (Сущность - внутренняя связь. Главная сущность - исходная связь); -внутренне-внешним - это внешняя свіязь «внешняя связь внутренней связи». В зависимости от конкретной внешней связи одна и та же сущность заявляет себя в разном качестве. Качество - это взаимодействующая сущность, итоговая, практическая связь; внутренне-потребностным (не связанным физически), ценностным. Таким образом, исходные понятия структуры бытия: - Элемент, Отношение, -Связь. Элемент - единица бытия. Отношение - взаимоположение элементов. Связь - внутреннее отношение элементов, реализуемое во взаимодействии. Философы выделяют три положительных и три отрицательных формы возможного взаимодействия. Они являются «симметрией», необходимой равновестностью в отношениях бытия. Взаимодействие - реализация связи: положительные формы взаимодействия - взаимодополнение, взаимопроникновение, взаимослияние; отрицательные формы взаимодействия - взаимоотталкивание, взаимоисключение, взаимоуничтожение. Nb: связь, включающая негативные отношения, - противоречие;развитие - это увеличение и обогащение связей между элементами. В этом случае скачек, радикальность перемен зависит не от качества, а от количества. Сущность - исходная внутренняя связь. Закон - общая связь (сущность) явлений. Количество - внешнее отношение (сопоставимых) явлений. Свойство - отдельное отношение взаимодействующей сущности. Качество - взаимодействующая сущность. Система - единство внутренних связей. б) Бытие — как интегральная характеристика целостности мира через его существование. Понятие «бытие» сходно, однопорядково с такими понятиями как «действительность», «реальность», «существование» и в некоторых контекстах они могут рассматриваться как синонимы. Однако бытие - это интегральная характеристика мира, утверждающая его целостность через его существование. Понятие «бытие» отвлекается от всех конкретныхразличий предметов, вещей и процессов, кроме одной их черты - иx существования (что задает миру исходную целостность); Существовать - значит быть «связанной переменной»: в этой категории фиксируется убеждения человека в существовании окружающего мира и самого человека с его сознанием; чувственное восприятие бытия окружающего мира не однозначно (миражи в пустынях); констатация бытия исходная, базовая посылка дальнейших рассуждений о мире; в) Бытие как интегральная характеристика целостности мира через становление: Становление - характерная черта бытия, а бытие — предпосылка становления. Греческий философ Парменид считал только бытие реальным, а небытие - иллюзорным (парадокс Парменида «Сущее есть, не-сущего нет»); Гегель понимал бытие как «исчезающее бытие», как переходящее в «небытие», в результате чего все в мире является становлением; у Платона бытие - это трансцендирование, Становление бытия имеет личностно-индивидуальный смысл, конкретно-исторический способ реализации, сталкивается с дилеммой «быть или иметь», является процессом самореализации, долженствования и жизнедеятельности. Вопрос II. Философия бытия и небытия 1) Философия бытия а) Формы бытия: материальное бытие - существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) гел, вещей, явлений природы, окружающего мира; идеальное бытие - существование идеального каксамостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия; человеческое бытие - существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире; социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества. Среди бытия также выделяются: ноуменальное бытие (от слов «ноумен» - вещь сама по себе) - бытие, которое реально существует независимо от сознания того, кто наблюдает его со стороны; феноменальное бытие (от слова «феномен» - явление, данное в опыте) - кажущееся бытие, то есть бытие, каким его видит познающий субъект. Nb: Обычно ноуменальное и феноменальное бытие совпадают, б) Основные противоречия бытия: Бытие как всеобъемлющее первоначало заключает в себе все противоположности мира. Кратко охарактеризуем некоторые из них. Противоречие материального и -духовного. Бытие — это единство материальной и духовной сущности, объективной и субъективной реальности; Противоречие сущности и существования. Бытие -это единство сущности мира и его существования. Nb: В некоторых философских школах под бытием понимается только сущность мира. Пример: Элеаты (Античная философия) бытие определяют как вечное неизменное, неделимое основание мира; подвижный же, текучий мир чувственно воспринимаемых явлений — это не бытие. Для обозначения общего основания бытия в философии есть специальная категория — «субстанция» (лат substantia — сущность, нечто, лежащее в основе) предельное основание всех многообразных явлений мира. Пример: Монизм, дуализм, плюрализм Монизм: исходя из принципа единства бытия, большинство философов полагают, что в основе мира одна субстанция (материальная или духовная); Дуализм: философская трактовка мира, исходящая из двух субстанций; Плюрализм: философская трактовка мира, исходящая из множества субстанций Противоречие единого и многообразного. Бытие едино и в то же время есть бесконечное многообразие индивидуальных объектов. Nb: Это противоречие в философии и науке интерпретировалось в следующих проблемах: спор между реалистами до бесконечности (См.: Апории Зенона: «Ахилл», «Дихотомия», «Стрела», «Стадий»). Противоречие закономерности и случайности, порядка и хаоса: -Бытие, мир представляет собой строго установленный порядок, подчиненный общим закономерностям, либо мир -- это совокупность относительно обособленных, самостоятельных, случайных, разновероятных событий и явлений. -Мироздание — это строгая иерархия форм, в которой высшие основаны и развиваются на базе низших (идея линейной эволюции), либо мир имеет гетерогенную структуру и множество направлений в своем развитии. 2) Философия небытия В данной лекции для ответа на поставленный вопрос мы приведем «Трактат о небытии» московского философа А.Н. Чанышева, рассматривающего небытие с самых различных позиций, которые мы и приводим в полном соответствии с оригиналом. Доказательство от времени: существование настоящего предполагает существование прошлого и будущего, т.е. того, чего уже нет или еще нет. Это временной модус небытия. Доказательство от пространства: существование чего-либо в том или ином месте предполагает несуществование его в другом месте. Это пространственный модус бытия. Доказательство от движения: движущееся тело есть там, где его нет, и его нет там, где оно есть. Это динамический модус небытия. Доказательство от возникновения нового: новое—то, чего не было в причинах и условиях, это новое породивших. Но где оно было, когда его не было? В небытии. Это эмерджентный модус небытия. Доказательство от противоположностей: миры и антимиры, частицы и античастицы, положительные и отрицательные числа, вообще все противоположное погашает друг друга в небытии и возникает из него так же, как система координат из нуля. Это контрарный модус бытия. Доказательство от различия: все конкретно сущее (а иного и нет) есть не только то, что оно есть, сколько то, что оно не есть: А есть А потому, что оно не есть В, не С, не Д и так далее до бесконечности. Доказательство от случайности: случайно то, что может быть, а может и не быть, следовательно, наличие случайности предполагает наличие небытия. Доказательство от субстанции: коль скоро существуют свойства, акциденции, то должен быть и их носитель - субстанция. Но она неуловима, ведь в вещах нет ничего, кроме их свойств. Как только субстанция получает определение и через него определенность, она превращается в свойство. Следовательно, субстанцией может быть только. небытие, у которого нет определения. Доказательство от субъекта: все, что субъект рассматривает в себе, становится объектом, так что одно из двух: или субъекта вообще нет, или субъект — небытие. Вопрос III. Материальное бытие 1) Df: Из всех форм бытия наиболее распространенной является материальное бытие. В философии существует несколько подходов к понятию (категории) «материя»: а) материалистический подход, согласно которому материя есть основа бытия, а все иные бытийные формы - дух, человек, общество - порождение материи; по утверждению материалистов, материя первична и представляет собой наличное бытиё; б) объективно-идеалистический поджод – материя объективно существует как порождение (объективизация) независимо от всего сущего первичного идеального (абсолютного) духа; в) субъективно-идеалистический подход - материи как самостоятельной реальности не существует вообще, она лишь продукт (феномен - кажущееся явление, «галлюцинация») субъективного (существующего только в виде сознания человека) духа; г) позитивистский подход - понятие «материя» ложно, поскольку его нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования. В современной отечественной науке и философии утвердился материалистический подход к проблеме бытия и материи, согласно которому материя есть объективная реальность и основа бытия, первопричина, а все иные формы бытия - дух, человек, общество - проявления материи и производны от нее. 2) Структура материи: неживая природа; живая природа; социум (общество). Каждый элемент материи имеет несколько уровней, а) Уровни неживой природы: субмикроэлемеитарный (кварки, глюоны, суперструны - мельчайшие единицы материи, меньшие, чем атом); микроэлементарный (адроны, состоящие из кварков, электроны); ядерный (ядро атома); атомарный (атомы); молекулярный (молекулы); уровень единичных вещей; уровень макротел; уровень планет; уровень систем планет; уровень галактик; уровень систем галактик; уровень метагалактик; уровень Вселенной, мира в целом. б) уровни живой природы: доклеточный (ДНК, РНК, белки); клеточный (клетка); уровень многоклеточных организмов; уровень видов; уровень популяций; биоценозы; уровень биосферы в целом. в) Уровни социума: отдельный индивид; семья; группа; коллективы разных уровней; социальные группы (классы, страты); этносы; нации; расы; отдельные общества; государства; союзы государств; человечество в целом. 3) Характерные черты и свойства материи: наличие движения; самоорганизация; размещенность в пространстве и времени; способность к отражению. а) Движение - неотъемлемое свойство материи. Виды движения: - механическое движение; физическое движение; химическое движение; биологическое движение; социальное движение. Свойства движения: - возникает из самой материи (из заложенных в ней противоположностей, их единства и борьбы); - всеобъемлюще (движется все: отталкиваются и притягиваются атомы, микрочастицы; идет постоянная работа живых организмов - работает сердце, система пищеварения, осуществляются физические процессы; движутся химические элементы, движутся живые организмы, движутся реки, осуществляется круговорот веществв природе, постоянно развивается общество, Земля, другие небесные тела движутся вокруг своей оси и вокруг Солнца (звезд); звездные системы движутся в галактиках, галактики - во Вселенной); постоянно (существует всегда; прекращение одних форм движения замещается возникновением новых форм движения). количественное - перенос материи и энергии в пространстве; качественное – изменение самой материи, перестройка внутренней структуры и возникновение новых материальных объектов и их новых качеств. Nb: Количественное движение (самоизменение материи) делится на: динамическое; попул«ционное: Динамическое движение – изменение содержания в рамках старой формы, «раскрытие потенциала» прежних материальных форм. Популяционное движение кардинальное изменение структуры объекта, которое приводит к созданию (возникновению) совершенно нового объекта, переходу от одной формы материи к другой. Популяционное движение- изменение может происходить как эволюционно, так и «эмержментно» (путем ничем не обусловленного «взрыва»). б) Самоорганизация материи - создание, совершенствование, воспроизводство самой себя без участия внешних сил. Всеобщей формой внутренних изменений, на основе которых происходит самоорганизация, является так называемая флуктуация - постоянно присущие материи случайные колебания и отклонения. В результате данных спонтанных изменений и отношений(флуктуации) существующие связи между элементами материи изменяются, появляются новые связи - материя приобретает новое состояние - «диссипативную структуру», которая отличается неустойчивостью. Дальнейшее развитие возможно по двум вариантам: - «диссинативная структура» укрепляется и окончательно превращается в новый вид материи, но только при условии энтропии -притока энергии из внешней среды - и затем развивается по динамическому типу; «диссипативная структура» распадается и гибнет - либо в результате внутренней слабости, неестественности, непрочности новых связей, либо из-за отсутствия энтропии - притока энергии из внешней среды. Nb: Учение о самоорганизации материи получило название синергетики. Крупным разработчиком синергетики являлся русский, а затем бельгийский философ И. Пригожий. в) Размещенность в пространстве и времени: - Два методологических подхода к анализу расположенности материи в пространстве и времени -субстанциональный и реляционный. Nb: Представители субстанционального (Демокрит, Эпикур) - считали пространство и время отдельной реальностью, наряду с материей самостоятельной субстанцией, а отношение между материей и пространством и временем рассматривали как межсубстанциональные. Представители реляционного (от лат.relatio - отношение) (Аристотель, Лейбниц, Гегель) - воспринимали время и пространство как отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов. В настоящее время более достоверной (исходя из достижений науки) выглядит реляционная теория, исходя из которой: время - форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений (смены состояний) данных объектов в процессе их развития; пространство - форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой. Время и пространство тесно переплетены между собой. То, что совершается в пространстве, происходит одновременно и во времени, а то, что происходит во времени, находится в пространстве. Примеры: Теория относительности, открытая в середине XX в. Альбертом Эйнштейном: подтвердила правильность реляционной теории - то есть понимание пространства и времени как отношений внутри материи; перевернула прежние взгляды на время и пространство как вечные, неизменные величины. логика А. Эйнштейна: с помощью сложных физико-математических расчетов А. Эйнштейном было доказано, что если какой-либо объект будет двигаться со скоростью, превышающей скорость света, то внутри данного объекта пространство и время изменяются -пространство (материальные объекты) уменьшится, а время замедлится. Вывод ученого: пространство и время относительны в зависимости от условий взаимодействия материальных тел. г) Отражение - четвертое базовое свойство материи (наряду с движением, способностью к самоорганизации, размещенности в пространстве и времени). DF: Отражение - способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем. Материальным доказательством отражения является наличие следов одного материального объекта на другом материальном объекте. Виды отражения: физическое; химическое; механическое; биологическое (особый вид отражения, включающий в себя стадии раздраженности, чувствительности, психического отражения). Nb: Высшим уровнем (видом) отражения является сознание. Согласно материалистической концепции сознание - это способность высокоорганизованной материи отражать материю. |