Главная страница

Александровская в. Н


Скачать 3.01 Mb.
НазваниеАлександровская в. Н
Дата22.06.2022
Размер3.01 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаAlexandrovskaya_V_N_Filosofia_2009.doc
ТипУчебное пособие
#609594
страница36 из 41
1   ...   33   34   35   36   37   38   39   40   41
РАЗДЕЛ VII

ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ И МЕДИЦИНЕ

ЛЕКЦИЯ 35 СОЗНАНИЕ (часть I)

План:

1. Проблема сознания в философии и науке.

II. Общеприродные и биологический предпосылки возникновения сознания.

1. Общая характеристика.

2.Отражение как атрибут материи.

3.Отражение и информация.

4. Биологическое отрамсение и его эволюция. Качественное отличие сознания человека отпсихики животных.

III.Труд, общение и язык социальные детерминанты сознания.

IV.Общественно-историческая сущность сознания.

1.Общая характеристика.

2.Соотношение индивидуального и общественного сознания. Формы общественного сознания.

Вопрос 1. ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ И НАУКЕ.

—Выяснение природы человеческого сознания важнопотому, что разные подходы к вопросу о сущностисознания затрагивают мировоззренческие иметодологические установки философии.

Несмотря на разнообразие подходов к данному вопросу
возникает единая проблема: анализ сознания с позиции

специфически человеческой формы регуляции взаимодействия человека с действительностью. Такая форма характеризуется выделением человека, как своеобразной реальности,

  • Вопрос о природе сознания возникает не только перед
    философией, но и перед такими науками, как: социология,
    психология, педагогика, физиология. Однако рассмотрение любого аспекта сознания с точки зрения данных наук всегда опирается на философско- мировоззренческую основу.

  • Серьезный философский подход к вопросу сознания вызван активизацией человеческого фактора, проблемой современной общественной практики.

  • Однако центральный вопрос философии — это вопрос
    об отношении сознания к бытию, о возможностях предоставляемых человеку сознанием, об ответственности, налагаемой сознанием на человека.

-Философы определили, что способ бытия человекав мире всегда предполагает сознание. Вторичность сознания по отношению к бытию означает, что бытие выступает как более широкая система, и специфическим условием его является сознание. Сознание есть свойство высокоорганизованной материи.

  • Сознание есть особая форма отражения, регуляции управления отношением людей к окружающей действительности, к самим себе и способам общения
    Сознание отражает и творит мир:

= оно является общественным продуктом; возникает развивается только в совместной деятельности людей; участвуя в процессе труда и общения, у людей вырабатываются определенные нормы, которые вместе с их эмоциональной окраской составляют содержание сознания кспецифической формы отражения. Таким образом, сознаниевыступает как исходное философское понятие для анализа всех форм проявления человеческой жизни в их единстве и целостности.

Вопрос 2. ОБЩЕПРИРОДНЫЕ И БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЗНАНИЯ

1. Общая характеристика.

В изучении вопроса о сознании важное место занимает вопрос о предпосылках возникновения сознания (физиологические, психологические процессы у высших животных и человека).

  • Необходимые биологические предпосылкивозникновения сознания были подготовлены живой природой, эволюционировавшей до уровня высших животных.

  • Большое значение в изучении этих предпосылок принадлежит биологии и, в частности, разделу о безусловной и условно рефлекторной деятельности мозга (И.М. Сеченов, И.П. Павлов).

  • Ученые биологи дали научное объяснение химическойприроде нервного возбуждения. Были открыты ДНК иРНК' и исследована их роль в наследственности и белковом обмене.

  • Благодаря созданию новых направлений в биологиитаких, как молекулярная биология, молекулярная биофизика, молекулярная генетика и т.д. ученые пришли к выводу, что чувствительность и ощущение являються свойствами лишь части живой материи—общественного бытия, так же, как и биологические предпосылки сознания, есть часть живой материи.

Биологические предпосылки сознания включают в себя элементарные трудовые операции, совершаемые разными животными (пауком, пчелой и т.д.), но эти операции происходят условно рефлекторно. Например, операции, свойственные данному виду, совершаются неосознанно без существенных изменений на протяжении большого промежутка времени. Таким образом, в живой природе существуют лишь предпосылки сознания. А переход предпосылок к самому сознанию это переход от биологической формы отражения к социальной.

2. Отражение как атрибут материи.

а)В основе фундамента всей материи лежит свойство всеобщности отражения, которое определяетсяуниверсальностью материального взаимодействия:

- все объекты, явления, процессы объективно существуют в материальном мире и постоянно взаимо­действуют между собой; в результате этого взаимодействия они изменяются;

каждый из взаимодействующих объектов, воздействуя на
другие, вызывает в них определенные изменения и оставляет
«долю воздействия» в том объекте, на который он влияет и
таким образом запечатлевает себя в результате этого воздействия.
Таким образом, способность материальных явлений, систем
воспроизводить в стих свойствах особенности других явлений и
есть всеобщее свойство материи отражение. Отражение
присутствует в любом процессе взаимодействия, а следовательно
и всякое взаимодействие включает в себя момент отражения.

б)Отражение является одной из сторон взаимодействия. Оно является фундаментальнымсвойством самой материи.

Любые формы и виды отражения сознания возникают в рамках взаимодействия материальных образований и систем разных уровней развития.

Отражение в гносеологическом смысле есть способность
получения адекватных действительности образов. Эта
способность зарождается у животных и достигает наивысшего
проявления у человека. Таким образом, для исследования
отражения необходим генетический и исторический подход.
Если рассматривать понятие отражения как эффекта материальных взаимодействий, то необходимо обращать внимание на развитие конкретных форм и видов отражения, их совершенствование. Из всеобщего понятия отражения можно вывести конкретные формы отражения материи.

3. Отражение и информация.

а) Отражение, связанное с активным использованием результатов внешних воздействий называется информационным. Результаты внешних воздействий несут определенную информацию об окружающей среде.

Информацию можно рассматривать, каксвойство явленийбыть побудителем известных действий в окружающем мире.

Для возникновения информационноготображения необходимо существование материальных систем, активно строящих свое движение во внешнем мире: = возможностью построениядвижения обладают лишь некоторые виды материальных систем; = эти системы обладают способностью активно относиться к предметам и явлениям внешнего мира как к ориентирам для осуществления самодвижения.

В процессе информационного отражения внешнее воздействие оказывает влияние на состояние системы косвенно, в результате приведения в активное состояние программы построения движения, заложенной в материальной системе.

Способность отражающей системы использовать внешнее воздействие для ориентации системы определяет информационно-сигнальный характер внешнего воздействия.

б) Материальные системы, способные к информационному отражению, обладают избирательностью и опережающим характером. Такая система относится к миру избирательно в плане активного построения своих отношений с внешней средой, используя факторы, служащие для ее самосохранения и развития, и отталкивая дестабилизирующие факторы:

Свойство избирательности может выступать какгенетическая предпосылка оценочной функции сознания при развитии информационного отражения в формах психики и сознания.

Системы, использующие информационноеотражение, всегда предваряют результаты событий Соответственно, они и ведут себя, ориентируясь на эти результаты.

в) Выделяют следующие типы отражения:

  • отражение в неживой природе;

  • отражение в живой природе;

в неживой природе существует простейшее отражение, связанное с материальными взаимодействиями. А вживой природе оно является предпосылкой видов отражения более высоких уровней.

г)В информационном отражении выделяют следующие виды:

раздражимость простейших одноклеточных животных и растений;

возбудимость нервных тканей;

психическое отражение.

4. Биологические отражение и его эволюция. Качественное отличие сознания человека от психики животных, а Основной формой отражения, характеризующей живую природу, является раздражимость.

- Раздражимость — способность организма к простейшим специфическим реакциям в ответ на действие определенныхраздражителей. (Например, амеба сжимается при воздействии на нее укола.) Реакция организма на раздражение происходит за счет энергии самого организма. В раздражимости присутствует признак информационных воздействий.

Вторым фактором, характеризующим розвитиеформ отражения, является чувствительность -способность к ощущению. Чувствительность присуща только животному миру. Она есть: способность реагировать как на биологически значимые факторы, так и на биологически нейтральные. (Например, если питательные веществ; находятся в освещенной части бассейна, то амеб; будет двигаться именно туда. Свет - это сигнал несущий информацию о пище, он и является ощущением.)

Важное значение ощущения для организма заключается в мобилизации его возможностей для осуществления адекватного действия.

Таким образом, в механизме отражения возрастает роль отражения внутренней работы организма, и отражение связывается с формирование структуры, ответственной за него - нервной ткани. Отражение на основе нервной системы получило название нейрофизиологического и является дальнейшим этапом развития информационного отражения.

Активность на уровне раздражимости обеспечивает активность организма, направленную на поиск пищи, а нейрофизиологическое отражение дает возможность осуществлять сложные схемы, предусматривающие дифференциацию последовательности действий.

Исходя из научных концепций в процес се взаимодействия с внешней средой организм активно реализует внутреннюю программу. В ее основе нейрофизио-легические структуры, хранящие «видовой опыт» данного организма.

Нейрофизиологические исследования показывают, что наличие нервной системы позволяет организму строить поведение и осуществлять его с помощью установок, вытекающих из жизненного опыта.

Процесс отражения у существ с нервной системой заключается в активной внутренней работе по формированию схемы повеления.

_ Отражение есть диалектическое единство противоположностей — воздействие внешней среды и реализация внутренних целей при построении адекватной системы поведения.

Такая диалектика находит полное проявление на стадии психического отражения, которая присуща только развитым живым существам со сложной нервной системой. То есть, психика есть только там, где есть нервная система.

б) Процесе отражения у живых органи змов снервной системой осуществляется в ситуацияхдвух различных типов:

  • уживого организма ресурсы ображенавнешней действительности достаточны для решения задач; в этом случае отражения
    заключается в мобилизации уже существуют,программ действий;

  • у живого организма ресурсы отражения внешней действительности недостаточны для решения задач; эта ситуация встречается
    гораздо чаще первой; В ней субъект задерживает автоматическое реагирование и переходит к обследованию реальной ситуации: = она активно
    мобилизует все имеющиеся ресурсы отражения

= эта внутренняя работа направляется обследованиемситуаций, предполагающих ориентировку. Такая ориентировка является основой психических форм отражения, возникновения психических образов.

в) Каждый субъект в процессе осуществления ориентировочной деятельности всегда опирается на прошлые навыки, автоматизмы, но для построения психического образа необходимо реальное ориентировочное движения в действительности.

г) Субъект устанавливает, прослеживает новые для него отношения и связи между явлениями и строит образ, как результат психического отражения действительности. Следовательно, психический образ нельзя сводить к

нейродинамической модели, являющейся физиологической основой этого образа.

Итак, образ есть способность живого существа как субъекта поведения, и эта способность является отличием между живым существом, выработавшим данный образ, и живым существом, не имеющим его.

Различия между ними заключаются в наличии или отсутствии схем организации поведения.

Вопрос 3. ТРУД, ОБЩЕНИЕ И ЯЗЫК -СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СОЗНАНИЯ.

а) Универсальной, всеохватывающей материальнойформой бытия сознания является прежде всего сам процесс материального производства, а также его продукты.

Под воздействием сознания создаются машины, орудия труда, средства производства.

Сознание превращается в вещественную чувственно-предметную деятельность людей. Любой продукт труда есть результат мысли создателя.

История материального производства этоистория развития сознания в вещественной форме.

б) Процесс развития сознания как социо-культурногоявления тесно связан с развитием языка. К. Маркс и Ф.Энгельс писали: «Язык так же древен, как и сознание; язык есть практическое, существующее и для других
людей и лишь тем самым существующее также и для нас
самих действительное сознание».

  • Однако вместе с разговорным языком сознаниеможет выражаться в материальных явлениях иного рода, которые так же приобретают знаковую
    функцию.

  • Материальное явление выполняет знаковуюфункцию в случае выражения некоторого содержания сознания, становится носителем социальной информации. В этом случае данное явление
    приобретает смысл.

Знаковую функцию материальный предмет может выполнять только в определенной культуре. Так, предмет, который заключает в себе определенный смысл для людей одной культуры, людьми другой культури будет восприниматься как обычный.

Разпичной является и степень связи материальной природы знака с выражаемым им смысловым содержанием. Например, из древних рисунков возникли знаки письменности, но в развитом письменном и разговорном языке связь между материей символа и символическим содержанием теряется вообще.

При осуществлении маково-символическойфункции связанный с ней смысл, выражающий определенное содержание сознания, носит идеальньй
характер.

  • Идеальность характеризует специфический способ существования воплощенного в материальном предмете смысла и значения, являющихся программой действий для людей. Например, технический чертеж какой-либо детали включает в себя идеальное содержание, которое способен прочитать и раскрыть специалист в зтой области и
    воплотить в реальность.

  • Идеальность образов имеет специфическоезначение, вьыражающееся в создании в процессе совместной деятельности людей в культуре и воплощаются в предметах культуры.

Таким образом, процесс взаимодействия сознания в практической деятельности людей єсть необходшюе условие ее организации и воспроизводства.

Вопрос 4. ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ СОЗНАНИЯ
1   ...   33   34   35   36   37   38   39   40   41


написать администратору сайта