Главная страница

Александровская в. Н


Скачать 3.01 Mb.
НазваниеАлександровская в. Н
Дата22.06.2022
Размер3.01 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаAlexandrovskaya_V_N_Filosofia_2009.doc
ТипУчебное пособие
#609594
страница37 из 41
1   ...   33   34   35   36   37   38   39   40   41

1. Общая характеристика.

На аиализ человеческого сознания так же, как и на анализ форм отражения распространяется философско-меюодологический подход. Он означает, что той системой, внутри которой возникает и развивается сознание, выступает человеческий способ бытия в мире, взаимодействия с миром.

Этим способом бытия являєшся практика, преобразовательное отношение к действительности. Осуществляя практически преобразовательную деятельность, человек создает свою «вторую природу», человеческую сферу обитания, орудия й средства производства, что и является содержанием общественной природи сознания.

Процесе возникновения сознания связан сформированием культури на основе практически преобразовательной общественной деятельности людей, фиксации навыков деятельности. Фиксация навыков
предполагает определенное общение людей, их кооперацию.

Оснований общественной природм человеческогосознания заключаются в участии индивидуальных действий в совместной коллективной деятельности по формированию всех форм культуры.

При социальном розвитий человечества внутренней основой зтого развития выступает исторически создавшееся й развивающееся содержание сознания.

Таким образом, сознание с самого начала является продуктом общественного развития. Оно єсть процесссоциальный.

2. Соотношение индивидуального и общественного сознания. Формы общественного сознания.

а) Являясь сознанием данного конкретного человека, индивидуальное сознание представляет собой подвижную совокупность его мыслей, взглядов, интересов, змоциональных й психических качеств. Оно есть отражение сложного взаимодействиясоциальной средыданного общества и среды конкретной для определенной личности.

б) Индивидуальное сознание включает самосознание —процесе осознания человеком самого себя.

в) Общественное сознание — зто совокупность идей, теорий й взглядов, социальных чувств, привычек, отражающих объективную действительность — человеческое общество, природу.

Главным обьектом отражения общественногосознания является общественное бытие людей.

Общественное сознание заключает в себеразличные формы;

= мораль;

= искусство;

= философию;

= религию;

= науки.

NВ: Относительно науки, то она, являясь одной из форм общественного сознания, в то же время больше превращается в непосредственную ироизводительную силу общества.

г) Соотношепие общественного и ипдивидуального сознания єсть конкретное проявление диалектики общего и отдельного в духовной жизни общества:

общественное сознание проявляется только через индивидуальное, поскольку способностью мислить обладает лишь конкретная личность;

в свою очереоь индивидуальное сознание существует только в связи с сознанием общественньм, поскольку каждьй человек живет и трудится в обществе, и его собственное сознание не єсть нечто замкнутое;

общественное и индивидуальное сознание едины. У них обший источник — бытие людей, єдиная основа— практика, одна форма, способ вираження — язык; общественное сознание опережает действительность глубже и всесторонне, чем индивидуальное. Оно отвлекается от многих конкретних специфических черт сознания индивидов и вбирает в себя лишь общезначимое;

индивидуальное сознание кроме черт, присущих отдельно взятому индивиду, содержит и черты, присущие определенной социальной общности. Таким образом, в данной лекции ми рассмотрели философские и научные аспекти сознания, методологические основи его исследования.
ЛЕКЦИЯ 36

СОЗНАНИЕ (часть II)

План:

І. Индивидуальное сознание, его структура.

1. Общая характеристика

2.Сознательное и бессознательное 3.Самосознание, его предметность и рефлексивность

4. Витальные переживаним й ценности вструктуресамосознания.

ІІ. Творческая активность сознания

1.Общая характеристика

2. Види творчества.

III.Идеальное и материальное.

1.Общая характеристика.

2. Проблема сознания в психофизиологии.

Сознание и мозг: психофизиологическая проблема.

3.Классическая й современная нейрофизиология о

сознании как функции мозга:

а)Принципиальная несводимость сознания кнейрональнмм процессам.

б) Моделирование функции мозга.

IV.Регуляторная функция сознания.

1.Функциональные системи (по П.К. Анохину)

2.Психосоматическая проблема в медицине.

Психогенние фактори в этиологии заболеваний ипсихотерапия.
Вопрос 1. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА

1. Общая характеристика.

а) Сознание — зто высшая функция мозга человека, заключающаяся в обобщенном, оценочном, целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий й предвидением их результатов.

  • Сознание (по А.Г. Спиршну) способностьидеального (психического) отражениядействительности, превращения обьективного содержания предмета в субьективное содержание душевной жизни человека.

  • Сознание проявлятся в змоциональной оценкедействительности.

Сознание — не талько образ, а идеальная (психическая) форма деятельности, направленная на проявление и преобразование действительности.

2. Сознательное и бессознательное.

а) Сознательное сформированный в результате обучения и социализации личности слой психики.

Сознательное включает:
= знание;

= мировоззрение;

= нравственность;

С ознание
Общественное Индивидуальное

=общечеловеческое =знание

=национальное =личный жизненный опыт

=групповое =мышление и разум

=интересы и духовные

потребности

=ценности и убеждения

Ценностно-мотивационная логико-понятийная

компоненте - общие понятия

-фантазия; -аналитико-синтетические

-продуктивное воображение мыслительные опирации

- интуиция -логичвеские доказательс-

тва

Эмоциональная компонента

сознания телесно-перцептивные способности

-инстинктивно-аффективные -ощущения

состояния -восприятия

-эмоции -представления

-чувства



Схема «поля» сознания.

б ) Структура сознания

б ессознательное сознательное самосознание




= политико-правовыю взгляды;

= зсгетические взгляды;

= социально-коммуникативные потребности;

= цели и интересы

= змоции и чувства.

б) Бессознательное зто совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сфери человечеекогразума, безотчетных и неподдающихся в данньт момент контролю сознания. Бессознательное включает:

= сновидения;

= гипнотические состояния;

= сомнабулизм;

= состояния невменяемости.
Бессознательное

Индивидуальное Коллективное

- Индивидуальное и коллективное бессознательное вместе влияют на наследственную передачу стереотипных реакций, обеспечивающих самосохранение индивида, в) В генезе психики человека бєссознательное является

первым зтапом ее формирования и развития, а социальное - вторым.

  • Бєссознательное и сознательное — две относительно самостоятельные стороны единой психики человека.

Между бессознательним и сознательньш частовозникаютконфликти, но зти две стороны психики взаимосвязаны.

3. Самосознание, его предметность и рефлексивности.
а) Самосознание системообразующая основа духовного мира личности, субьективное мировоззрение через основные психологические установки и мотивы витальные переживания и волю.

Самосознание обьединяет и перерабатывает частисоциального знання через призму витальных переживаний и биологических потребностей индивида.

Самосознание является структурою индивидуальногосознания.

Самосознание не только познание себя, но и известное
отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовыїм силам, то есть самооценка (А. Г. Спиркин).

  • Социальность человека приводит к возникновениюв его психическом мире самосознания.

- В процессе самосознания человек вмделяет себя из
окружающего мира и определяет свое отношение к нему.

В процессе самосознания человек становится личностью и осознает себя как субьект практической деятельности.

  • Благодаря самосознанию субьект делает обьектомсамого себя, а обьектом анализа — собственные представлення, мисли и чувства.

  • Сократ сказал: «Потай самого себя». Он понял, что осознание окружающего мира будет неполноценным без осознания самого себя.

  • Итак, самосознание обпадаеь «семи признакамисознания, которые содержатся в определении сущности сознания, имеющемся в философской литературе.

4. Витальные переживання и ценности в структуре самосознания.

Решающим моментом в самосознании являються витальнне переживання (страх смерти, одиночества, покинутости и т.д.).

Витальные переживання приводят к формированию основних психологических установок и мотивов поведения личности.

Витальные переживання определяют состояние психики (оптимистическое, пессимистическое, тревожное и т.д.).

Скрытыми мотивами поведения личностиявляются: сгремлениє к славе, власти, богатству.

Самосознание строит своє «Я» к разрушение зтого «Я» приводит к деградации личности, нарушению психики.

Вопрос 2. ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ СОЗНАНИЯ

1. Общая характеристика.

а) Творческая активность связывается с конструктивно-познавательной функцией. Творчествопроцесе человеческой деятельности,создающий качествено новые материальные и духовные ценности. Это есть единство духовной и практической деятельности человека. И в то же время обнаруживаются различия между духовныи иматериальньм творчеством.

В разработке проблем творчества философы опираются на обобщение результатов и выводы других наук.

Психологи изучают мировоззренческий и гносеологическии аспекти творческой деятельности.

В социальном смисле в творчествеглавной является диалектика предметной и духовной деятельности.

Для всестороннего развития творческоидеятельности человека необходима гармония с природой.

Противопоставление целей человека естественному ходу вещей есть второй аспект социального рассмотрения творчества.

2. Виды творчества.

а) Творческая деятельность делится на два вида: материальное и духовное творчество. При изучении творчества большую роль отводят онтологии творчества

субстанционально-атрибутивного, относящегося к обьективному бьггию основания творчества.

- Онтология включает общеприродныйи и социальньй

аспекти:

= общеприродный аспект творчества заключается в логическом выведеним данного социального феномена из предельно общих своиств материн; = социальныйаспект, творчества заключается в исследовании диалектики предметной и духовной деятельности, б) Также встречаются следующие види творчества:

-производственно-технические;

-изобретательские;
-научные;

- политические;

-организаторские и т.д.

Вопрос 3. ИДЕАЛЬНОЕ И МАТЕРИАЛЬНОЕ

1. Общая характеристика.

а) Важнейшим свойством индивидуального является идеальность.

Идеальное главный признак сознания,

обусловленный социальной природой человека. Идеальное выстутает как одна из актуальньк проблем философии. это обьект общественного сознания, к которому приобщился индивид, зто злементы общественной культури, связанные с деятельностью индивида; зто образы, подлежащие опредмечиванию.

Идеальная форма форма вещи, существующаявне этой вещи, в сознании человека.

Идеальноезто то, что не существует в природе, но существует в виде образов в соответствии с его потребностями.

К идеальному относятся нравственно-моральнные нормы, регулирующие бытовую жизнедеятельность людей.

Вне человека идеального нет. Идеальное не существует само по себе, оно связано с материальными мозговыми процессами. Оно является субьективным проявлением некоторых мозговых нейродинамических процессов. Зто психическое явление, представ-ленное только в сознательных состояниях отдельньгх личностей.

Идеальное есть способность личности кметь«информацию» в «чистом» виде и оперировать ею во времени.

Идеальное есть общественншй продукт и необходимый компонент социальной саморегуляции. б) Материальное.

В отличие от обьективно-идеалистического подхода, научный материализм не рассматривает всю предметную действительность как сферу реализации идеального.

Виводимся за пределыидеального неорганическая и органическая природа.

К. Маркс: «Идеальное есть ничто иное, какматериальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней».

2. Проблема сознания в психофизиологии. Сознание и мозг: психофизиологическая проблема.

а) Сознание, мозг и психику изучают: философия, социология, психология, медицина, биология.

Самым трудним остаєшся вопрос взаимосвязи
материн и сознания, в частности психофизиологическая проблема.

В советский период сущность сознания раскривалась с материалистической точки зрения, как вторичное по отношению к материи: «материя первична, сознание вторично», «сознание — функция мозга» (материалистический монизм).

Для более глубокого изучения психофизиологической проблемы различают два вида реальностей: мозг и сознание. Сознание изучает психология, мозг -
нейрофизиология.

Психология изучает сознание с помощью субьективньгх переживаний; физиология изучает мозгс помощью зкспериментальных наблюдений.

Для расширенного и углубленного изучения святи«сознание мозг» больше подходитпсихофизиологический монизм, который позволяет установить относительность противопоставления «психического», «физиологического», «идеального» и «материального», сблизить зти понятия. — На первый план выходят принципы изоморфизма соответствия между неиродинамическими процесами и актами сознания. Изоморфизм включает принципы дополнительности и интеращионизма (взаимодействие нейронального и психического равноправно) —Дж. Зкклс, К. Поппер.

3. Классическая и современная нейрофизиология о сознании как функции мозга.

а) Принципиальная несводимость сознания к нейрональнымпроцессам.

  • Мозг макроструктурная природная система,состоящая из множества нейронов, их связей и обеспечивающая на клеточном (клеточно-тканевом)
    уровне организации материн осуществление общин функции сознания.

  • На сознание и состояние психики влияет условно- рефлекторная деятельность мозга и его биохимическая организация.

Согласно натуралистическому направлениюисследования сознания для голодного человека окружающий мир будет казаться другим, нежели для
сьггого.

То есть один из факторов, влияющий на характервосприятия мира єсть физиологическое ихимко-биологическое состояние мозга,

Ошибка натуралистического направленихзаключается в игнорировании им специфичности других факторов, воздействующих на сознание и в
отстаивании положення о материальности
и вещественности сознания.

Философский реализм утверждает: отношение мезга и содержания сознания -- зто отношение органа, материального субстрата и его функции.

б) Моделирование функции мозга.

Источником сознания является и космическое информационно-смысловое поле.

В настоящее время выдвинута гипотеза о волновойквантово-механической природе мозга.

Исследования показали: «мозг представляет собой космическую систему, которая берет для своей работы знергию непосредственно из Вселенной, причем кожа используется как механизм захвата зтой знергии».

  • «Мозг связан с биосферой планети и, следовательно, со всей Вселенной двумя каналами связи знергетическим й информационным».

Вьівод: Источником сознания является реальность (обьективная и субьективная), отражаемая человеком посредством високоорганизованного материального субстрата головного мозга и в системе надличностных форм общественного сознания.

Вопрос 4. РЕГУЛЯТОРНАЯ ФУНКЦИЯ СОЗНАНИЯ

1. Функциональные системы (по П.К. Анохину),

П.К., Анохин предложил «модель функциональной системы», то есть модель организации и регуляции поведенческого акта, в котором формируются все психические процессы и состояния.

Этапы модели поведения:

  • пусковой стимул должен бьггь воспринят, т.е. пройти через ощущения и восприятия;

  • затем через соприкосновение с памятью формируется образ;

  • зто осознается и приводит к принятию решения;

  • в центральной нервной системе (ЦНС) результат представлен в виде своеобразной нервной модели («акцептора результате действия»),

  • Ценность концепции П.К. Анохина: ученый считал, что и физиологические, и психологические процессы играют одинаковую роль в совместной регуляции
    поведения.

2. Психосоматическая проблема в медицине. Психогенные факторы в этиологии заболеваний и психотерапия.

а)Психосоматическая проблема является одним из важних вопросов изучения сознания и материи.

б)Изучая психосоматическую проблему ученые ищутответы на вопросы:

— какое влияние оказьшают психические состояния на жизнедеятельность организма?

какие изменения жизнедеятельности организм, оказывают обратное влияние на психику человека?

в) Эти вопросы можно изучить на основе принципанервизма (И.М, Сеченов, И. П. Павлов) и психоанализа(3. Фрейд, Г. Адлер).

г) Принцип нервизма:

—Жизнедеятельность организма контролируется нервной системой и многие сдвиги происходят в результате нарушения этого контроля.

  • Этот контроль является главным свойством нервной системы, как высшего регулятора деятельности организма.

  • Велика роль второй сигнальной системы. Сильне словесные раздражители (стрессы) вызывают потрясения психики с последующими соматическими нарушениями (астма, истерия и т.д.).

Мнительность, самовнушение, «невроз ожидания» также приводят к расстройствам.

Нарушения психики вызывают ятрогенне заболевания (неосторожное слово врача вызывает патологический синдром).

Д) Другой аспект психосоматической проблемы обратное воздействие соматических расстройств на психику:

- Большинство заболеваний затрагивают несколько органов и систем и это тоже влияет на психику.

- На первый план выступает сосредоточенность внимания больного на болезни (у больного возникает чувство тревоги, страха, апатии и т.д.),
что влияет на работоспособность и жизнедеятельность пациента. Таким образом, в данной лекции мы рассмотрели философские общеметодологическиепроблемы сознания.

1   ...   33   34   35   36   37   38   39   40   41


написать администратору сайта