Александровская в. Н
Скачать 3.01 Mb.
|
-психоанализ имеет три значения: = теория личности и психопатологии; =метод терапии личностных расстройств; = метод изучения неосознанных мыслей и чувств индивидуума. б)3. Фрейд схематично определил структуру личности: — ид — примитивные, инстинктивные и врожденныеаспекты личности. Ид функционирует вбессознательном и тесно связано с биологическимипобуждениями. — эго — компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Эго выражает и удовлетворяет желание ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Эго обеспечивает безопасность и самосохранение организма. - суперэго — последний компонент развивающейся личности, представляющий интернализованнуюверсию общественных норм и стандартов поведения. = Суперэго — морально-этическая сила личности. Оно является следствием положительной зависимости ребенка от родителей. = Суперэго подразделяется на две системы: совесть — способность к критической самооценке; Эго- идеал — поощрительный аспект суперэго. в)Е. Юнг — основоположник аналитической теории личности. Он высказал мнение о том, что коллективное бессознательное состоит из первичных психических образов — архитипов: анима — бессознательная женская сторона личностимужчины; анимус — бессознательная мужская сторона личностиженщины; — персона — социальная роль человека, сформированная из общественных ожиданий; — тень — бессознательная противоположностьутверждаемого индивидом в сознании; самость — воплощение целостности и гармонии,регулирующий центр личности; мудруц — персонификация жизненной мудрости изрелости; бог — конечная реализация психической реальности,спроецированной на внешний мир. г) Э. Фромм — основоположник гуманистической теории. Он выделил пять социальных типов характера: рецептивные типы ищут источник всего хорошего вжизни вне их самих. Эти типы характеризуютьсязависимостью, пассивностью, беспомощностью.Стремятся быть любимыми, нежели любить самим; эксплуатирующие типы — добиваются цели силой или изобретательностью. Характеризуются неспособностьюк творчеству, добиваются любви и эмоций, заимствуя иху других людей; —накапливающие типы—стремятся к получению большого количества материальных благ, любви и власти. Для них характерно тяготение к прошлому, консерватизму; —рыночный тип убежден в том, что личность есть товар, который можно продать или обменять. Они заинтересованы в своей внешности, знакомствах с нужными людьми; —продуктивный тип — независимый, честный, спокойный, творческий, характеризующийся социально — полезными поступками, д) А. Адлер—основоположник индивидуальной теории личности. Он выделил следующие типы личности: управляющий тип характеризуется самоуверенностью, напористостью, активность, но не в социальном плане. Они ои^щают превосходство над внешним миром; берущий тип характеризуется паразитизмом и удовлетворением своих потребностей за счет других. Их основная задача—получить от других какможно больше. избегающий тип характеризуется недостаточностью социального интереса, активности. Они зацикливаются на неудачах и не стремятся к успеху. социально — полезный тип характеризуется воплощением зрелости, высокой степенью соціального интереса и высоким уровнем активности. Вопрос 4. ДЕЯТЕЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА. МАТЕРИАЛЬНЫЙ И ИДЕАЛЬНЫЙ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Общая характеристика. а) Совокупностью материальных и духовных ценностей, создаваемым человечеством в процессе истории есть культура. б) Культурой также называют все, что создал человек. Она является творением человека, «второй природой», миром созданным человеком. Культура всегда есть там, где есть человек с его деятельностью, отношениями между людьми. в) Условно культура подразделяется на материальныйи духовный аспекты: —материальная культура является продуктом материального производства; —духовная культура является продуктом духовного производства. г)Несмотря на то, что между материальной и духовной культурой существует функциональное различие, они являются элементами культуры и взаимосвязаны друг с другом. д)к материальной культуре относятся: —орудия труда; —- культивированные земли; культура производства; профессионализм; —культура здоровья; —культура, быта; е) К духовной культуре относятся: политическая культура; правовая культура; —искусство; —философия; религия; язык; культура чувств; этикет. ж)Мир культуры — это мир материальных иидеальных духовных ценностей, т.е., мир, в котором существуют отношения материальных и идеальных объектов и человека. Поскольку культура есть система ценностей, то она выступает как определенный аспект общества. В этом есть ее социальная природа. з) Но развитие культуры не возможно без человеческойдеятельности, поэтому любое внешнее выражение культуры есть проявление степени развития самого человека, его индивидуальности. , Таким образом, культура представляет собой характеристику развития человека как общественного существа. Она существует во взаимодействии внешнего материализованного выражения с самим человеком: — ранее созданная культура является предпосылкой последующей деятельности человека; — человек как субъект культуры постоянно вносит в нее что — то новое. 2. Творческое преобразование мира человека. —Культура представляет собой диалектически развивающийся процесс, имеющий устойчивую и новаторскую сторону. Устойчивая сторона культуры — это культурная традиция. Традиция превалирует над творчеством. Творчество проявляется в том, что человек формирует себя как субъекта культуры. Вопрос о традиции в культуре и об отношении к культурному наследию затрагивает не только сохранение, но и развитие культуры, т.е. создание нового в процессе творчества. Творческий процесс осуществляется субъектом творческой деятельности. Он имеет объективные предпосылки в реальности и в творческой деятельности. Не всякие новаторские идеи есть творчество.Созидание нового становится процессом творчества в том случае, если оно несет в себе всеобщее содержание, общественную значимость, откликается в сердцах людей. Например, гениальные произведения искусства находять отклик в сердцах людей, пробулсдают ответные чувства, доставляют эстетическое удовольствия. Эти произведения являются результатом творческого процесса. А если определенное произведение не обладает ответной реакцией у людей, то стало быть оно и не является творчеством культуры. Таким образом, в творчестве всеобщее соединяется с уникальностью: каждое ценное произведение культуры является неповторимым. Созидающая деятельность человека является постоянным источником чего — либо нового. В данной лекции мы рассмотрели философские концепции человека в истории и теории вопроса ЛЕКЦИЯ 38 ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕСТВА И ЧЕЛОВЕКА План: I. Единство и многообразие мировой истории: природные предпосылки и социальные формы проявления. Общая характеристика. Многовариантность общественного развития. II.Методология исследования общественного развития (Д. Белл, Ф. Маклуп, М. Парат, Тейяр де Шарден, О. Тоффлер, Р. Тибальд). Общая характеристика. Формационный и цивилшационный подходы. Современные концепции общественногоразвития. III.Закономерности и движение силыобщественного развития. Общая характеристика. Личность и народные массы как субъектыисторического процесса. процесса. 3.Необходимость и случайность в общественном развитии. Вопрос 1. ЕДИНСТВО И МНОГООБРАЗИЕ МИРОВОЙ ИСТОРИИ: ПРИРОДНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И СОЦИАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ 1. Общая характеристика. а) История человечества — это история множества народов и государств, стран и регионов; история борьбы классов и государств, войн и революций. —Перед исторической наукой стоит первостепенная задача: описание реального многообразия истории с именами, датами и событиями. Однако эту задачу невозможно решить без каких-либо обобщений. - Обобщения требуют определенной методологии, разрабатываемой философией. —В свое время Гегель разграничил эмпирическую и «философскую» историю. По его мнению «философскую» историю должен интересовать разум в ней. Это выражение означает идею закономерностей истории, которые выявляются в результате анализа конкретной истории. —Философское познание тесно взаимосвязано систорическим, поэтому их противопоставлять нельзя. —В процессе анализа истории философской и общественной мысли в области единства и многообразия истории выделяются 2 мнения: = разработка философско-исторических проблем на основе признания общечеловеческого единства всемирной истории; = разработка философско-исторических проблем на основе отрицания общечеловеческого единства всемирной истории, б) Формы проявления единства исторического процесса. —Единство исторического процесса все в большей степени становится видимой чертой наличного бытия истории: —=установление многообразных экономических, культурных и других связей между странами; = развитие товарно-денежных отношений; = вовлечение большинства стран в механизм действия капиталистической экономики. —В динамическом взаимодействии находятьсяэкономические и культурные отношения между народами и государствами. —Всестороннее развитие связей усиливает интергативные процессы в обществе, —В результате формируется взаимозависимый, во многом целостный мир. в) Причины и факторы многообразия истории. —Многообразие исторического процесса существует во времени и пространстве: —во времени оно выражается различными историческими этапами, формациями и эпохами; =в пространстве реальное многообразие социальной жизни, одним из источников которого является неравномерность исторического развития. —Эта неравномерность проявилась в период неолита, когда происходил переход некоторых племен от охоты и собирательства к земледелию. —Земледелие открыло ом возможность ведения оседлого образа жизни, создание запасов пищи, что дало этим племенам преимущество в выживании. —Выделению земледельческих, племен из остальных способствовало влияние природных условий. Исходя из этого, можно сказать, что природные условия—один из существенных факторов многообразия истории. —Разнообразие исторического процесса проявляетсяи в неравномерности развития производственных сил. Каждая последующая формация развивается на порядок быстрее предшествующей. —Как фактор разнообразия истории, кроме природной среды выступаетобщественная среда, которая оказывает сильное влияние на характер исторического прогресса. Например, из некапиталистического характера развития остальные народы, минуя целые формационные периоды выходят на социалистический. Таким образом, объективная логика всемирной истории совпадает с реальным историческим процессом лишь в общин закономерностях, но расходится в большом количестве деталей с конкретным ходом событий. |