Главная страница

Александровская в. Н


Скачать 3.01 Mb.
НазваниеАлександровская в. Н
Дата22.06.2022
Размер3.01 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаAlexandrovskaya_V_N_Filosofia_2009.doc
ТипУчебное пособие
#609594
страница40 из 41
1   ...   33   34   35   36   37   38   39   40   41


2. Многовариантность общественного развития.

а) Основа существования и развития общества.
Такой основой является
материальное производство, которое подчинено закону соответствия производственных отношений производительным силам. В определенной общественно-экономической формации существовал свой, присущий только этой формации способ производства. Как только производственные отношения входили в противоречие с производительными силами, так происходила смена общественно-экономической формации. Этим объясняется многовариантность общественного развития.

б) Родоплеменной строй. Община.

  • В этот период отсутствовало распределение между
    разными социальными структурами функций производства и средств материального и социального обеспечения человека.

  • Человек отождествлял себя с родом. В результате сложилась примитивная сплоченность. Она и сделала родоплеменной коллектив первой производительной силой.

  • Однако в производительных силах произошлареволюция: люди стали производить не только орудия труда, но и средства существования. В результате этой революции на смену родоплеменного строя пришла община,

- Отдельный человек относился к земле как к средству производства данной общины. Вне общины он никто. Со временем общинная собственность начинает разрушаться. Благодаря этому разрушению возникает
общественное разделение труда, источник получения средств к существованию. Начинает формироваться частная собственность.

Таким образом, в результате неолитическойреволюции появились:

= общественное разделение труда;

= прибавочный продукт;

= собственность.

Данная революция привела к возникновению эксплуататорского классового общества, в} Рабство и крепостничество.

В этот период существовали два способа производства

- рабовладельческий и феодальный и две формы эксплуатации ^-рабство и крепостничество.

При рабстве и крепостничестве существовала жесткая форма прямого насилия в связи с тем, что ни раб, никрестьянин не были заинтересованы в своем труде.

Хотя эксплуатация и делает труд напряженным, ноодновременно она освобождает часть членов общества отматериального производства и тем самым отделяет умственный труд от физического, и в то же время в сфере
труда происходит отделение ремесла от земледелия, города
от деревни. Это обусловило дальнейший прогресс
производительных сил.

В результате новые производственные отношения открыли путь для развития производительных сил, однако в докапиталистическом обществе развитие последних происходило в рамках тех обстоятельств, что используемые средства труда могли приводиться в действие отдельными людьми,

г) Промышленная революция и капитализм.

Второй великой революцией в производственных силах
является переход от орудий ручного труда к машинам.

С появлением машин в процесс производства внедряетсянаука, которая помогает создавать новые средстватруда. Машина выступает средством труда, требующимсознательного применения естествознания.

  • Машинное производство с научными знаниями создали
    революционный технический базис.

Социально-экономической формой становлення машинногопроизводства являются производственные отношения, основанные на эксплуатации собственником средств труда.

Несмотря на то, что буржуазные производственные отношения дали мощный толчок развитию производительных сил, противоречие капитализма состоит в том, что, оставаясь обществом, основанным на частной собственности, капитализм придает самому процессу производства общественный характер, так как машинное производство предусматривает с одной стороны -объединение людей в производственном процессе, а с другой стороны широкое разделение труда в масштабах общества, д) Социалистические производственные отношения.

При социализме производственные отношения исключают частную собственность, эксплуатацию человека человеком. -— Социалистические производственные отношения базируются на общественной социалистической собственности на средства производства, что приводит к возникновению отношений социального равенства.

Эти отношения подчиняют экономику сознательному плановому регулированию, направленному на обеспечение потребностей и интересов трудящихся.

Однако и при социализме возникли противоречия в процес се производства: производительные силы стали термозит производственные отношения. Таким образом, каждая общественно-экономическая формация вносит новизну в процесс производства, изживая предыдущую и являясь основой для формирования последующей.

Вопрос 2. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (Д.БЕЛЛ, Ф.МАКЛУП, М.ПОРАТ, ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН, О.ТОФФЛЕР, Р.ТИБАЛЬД)

1. Общая характеристика

а) В своей работе «Культурные противоречия капитализма» Д. Белл исследовал идею постиндустриализма и пришел к выводу, что эта идея «ограничена специфическими изменениями в технико-экономической организации»:

он оказал генетическую преемственность между идеей постиндустриализации и концепцией информационного общества;

выделил параметры постиндустриального общества, имеющие отношение к анализу телекоммуникаций;

- Д. Бем положил информационный фактор в центр своей концепции «постиндустриального общества».

б) В 60-е годы Ф. Маклуп ввел понятие «индустрия знания». Эта мысль приобрела статус «зонтиковой фразы», охватившей систему образования, медиа, библиотек, институтов и т.п.

Ф. Маклуп выступил с идеей сделать индустрию информации и сервис главной и центральной силой экономической системы и расширения ее в Больших масштабах.

в)Далее экономист Марк Порат взял тезис Ф. Мак лупао том, что доминирующие направления американской экономики должны включать деятельность, основанную на информационных отношениях:

М. Порат предложил поделить информационнуюэкономику на две части:

= первичный сектор —управляющий производителями и распространителями информации в рамках рынка;

= вторичный сектор -- состоящий из частных и общественных бюрократов, управляющих и регулирующий экономику.

Это различие способствует распознаванию последствий бюрократической деятельности как отличия от факторов рыночного порядка в информационном окружении.

г) Исследованием некоторых этих последствий занимался теолог Тейяр де Шарден,

  • Он указал на творческий характер будущогоинформационного общества. Этот творческий характер будет носить название «расширенное состояние», в котором повседневная мысль и деятельность будут
    вызывать сильную жажду открытий и тем самым влиять на общество.

  • Вследствие этого станут происходить творческиеизменения:

= прогрессивная замена лшстерскш лабораториями;

= преобразование производства в результате научных исследований;

— научные исследования станут главным принципом реального существования человечества.

д) Идеи Тейяр де Шардена продолжил О. Тоффлер.

Он отметил, что «технологический императив является движущей силой поступательного развития общества, определяющего его социальный облик».

Масштабы глобальных изменений приведут к бесполезности рассмотрения через щелку идеологических штампов, идущих еще с 40-х годов: новое общество выходит из старого беспрепятственно и бесконфликтно.

Он развил идею будущего всемирного общества, связав его с инфоноосферой.

е) К научному обсуждению этой проблемы подключился Р.
Тибальд.

Он отметил, что «мы уже вступили в коммуникационную эру,' так как значительная часть нашего общества уже вовлечена в коммуникационную деятельность».

Указывая на историческое место Запада в мировомразвитии, Р. Тибальд отметил, что ключ от формулы выживания Запада находится в адаптации к новым реалиям, таким, как усиление коммуникационного начала в общественной жизни.

Он дал определение коммуникации; коммуникация процесс эффективного обмена идеями между индивидами и процесс существования вообще.

Он отмечал, что человечество находится в состоянии«чрезвычайно динамичных изменений и обв’язано сосредоточить свое внимание на том, каким образом можно реализовать возможности новой коммуникационной эры,
избежав при этом грозящих опасностей».

ж) Еще в древности в сознании людей возникло деление на «мы» и «они», на «мое»и «чужое». Но в те времена мысль о единстве человечества не возникала.

  • Благодаря великим географическим открытиям,развитию мореплавания и торговли расширился кругозор европейцев и обнаружилось, с одной стороны наличие общин черт у разных народов, а с другой глубокие различия вкультуре, нравах, образе жизни, религии, социальном слое и др.

  • Появились теории, в которых одни ветви развития.. противопоставлялись другим. Основной смысл этих теорій заключается в самобытности развития данной страны или народа, их «непохожести» на других.

В Iполовине XXвека на основе данных противопоставлений возникла теория «локальных культур « О. Шпенглера и концепция «множественности цивилизаций» А. Тойнби. Они не признавали существование одной истории человечества, разделяли ее на большое количество самостоятельных направлений. А за основу исходных предпосылок истории принимали духовные ценности или религиозные системы:

= идея О. Шпенглера заключалась в том, что каждаякультура живет, подчиняясь только ей при сущим принципам и ценностям и проходит периоды возникновения, расцвета, старения и гибели, а история в целом есть сосуществование и смена различных культур;

=А. Тайной выделил в истории множество локальних цивилизаций, создающихся творческим меньшинством и проходящих ряд этапов своего жизненного цикла вплоть до дезинтеграции. Но он предполагал, что в будущем возможно достижение единства человечества в сфере духа.

2. Формационный и цивилизационный подходы.

а)Формационный подход. Им необходимо овладеть для того,чтобы не исказить понятие формации и не превратитьэту категорию из средстваисследования реальности ворудие ее конструирования.

Образцом формационного анализа могут служить исследования К. Маркса и Ф. Энгельса.

К. Маркс и Ф. Энгельс поставили вопрос: какое обществовырастает из капитализма? Взяв за основу научный анализ капитализма, они выявили как самые общие, так и особенные признаки коммунистической формации: = общие признаки: общественная собственность, отсутствие товарно-денежных отношений, преодоление классовых различий; - особенные признаки: принципы распределения по труду.

  • Итак основные принципы формационного анализа:

построение теоретической модели формации, осуществляемое на основе очищенного от случайностейобъекта и фиксировании сущности этого объекта;

=исследование экономических отношений, социальной структуры конкретной страны с помощью формационных моделей.

б)Цивилизационный подход.

«Цивилизация» есть воплощение в себе технологического аспекта культуры с акцентом на количественные параметры бытия, с установкой на беспредельное развитие со сменой целей этого
развития.

Цивилизационный анализ исследования общественного развития включает:

= изучение общества;

= оценку его развития;

= определение места данного общества в мировом масштабе.

Цивилизованность общества определяется качественными критериями: = диапазон прав и свобод граждан; = приоритетность личности перед общественными институтами;

= культура межличностных отношении; = рациональное отношение к окружающей среде. —Для современного уровня цивилизации характерно: =развитие компьютеризации во всех областях жизни; = приоритетность международных отношений; - изыскание возможностей преодоления негативных последствий технического прогресса.

3. Современные концепции общественного развития: «информационное единство», «компьютерная демократия». а) Современная концепция «информационного общества» впервые появилась на Западе. В ее основе лежит известный социологической науке тезис «технологического детерминизма». Можно сказать, что в зарубежной социологии появилась концепция «информационного детерминизма» социального развития.

Концепция «информационного общества» появилась тогда, когда методология «техническогодетерминизма» стала подвергаться критике со
стороны западных социологов.

  • В 70-80-е годы перед Западом встала задача созданияновой модели общественного прогресса, которая посвоей значимости не уступала бы индустриалистскимконцепциям развития Запада в 50-60-е годы и пошла
    бы дальше них в решении глобальных проблем,

С заявкой на такую роль выступила концепция «информационного общества». С ее принятием эволюция индустриализма приняла вид триады:

= общество «синих воротничков» (индустриальное); = Общество «белых воротничков» (постиндустриальное); = общество «железных воротничков».

Три параметра постиндустриального общества имеют
отношение к анализу телекоммуникаций: = переход отобщества, производящего товары, к обществу услуг;

= кодификация теоретического знания как центрального источника инноваций в технологии; = появление новой «интеллектуальной технологии» в качестве ключевого инструмента системного анализа и теории принятия решений.

Информационную среду следует определять прежде всего как средство коммуникации между людьми.

Важнейшие свойства информации: = неуничтожимостъ; объективность; = нейтральность; — независимость; = большой интегративный потенциал.

Сама сущность информационно-компьютернойреволюции хорошо изучена в философском и социальном аспекте. Так, в статье А.И. Ракитова «Компьютерная революция и информатизация общества» автор
подчеркивает, что современное человечество находится на одном из самых крупных переломов в своей истории. При этом одним из магистральных направлений развития человечества является информатизация общества, особый
социально-технический прогресс, в основе которого лежит
компьютерная революция.

б) Проблема демократии является одной из центральных в системе западных концепций информационного прогресса.

Новый компьютерно-основанный век принес в США аналитическую деловитость таким житейским проблемам, как образование, собственность, международная политика.

Век компьютеров входит в век городского планирования,

Компьютерный век ставит и ряд вопросов, один из которых волнует всех в США это вопрос о том, что достигнув уровня, где все будет возможно
технически, будем ли иметь полный доступ к информации как основному праву в постиндустриальном демократическом обществе?
Или это будет желаемая, но запредельная цель, достижение которой будет сведено к игре экономических и социальных сил.

- Выбор между этими традициями отражает демократические традиции открытой информации, поддерживающей американские потребности знать и иметь право на вызов времени.

Вопрос 3. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ

ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

1. Общая характеристика.

а) Движущей силой общественного развития является диалектика производительных сил и производственных отношений. Эти отношения подчиняются общественным законам производства. Эти законы стали предметом философского ацализа.

б) Одним из главных законов является закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Он сформулирован К. Марксом: «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения — производственные отношения, которыесоответствуют определенной ступени развития их материальных

Таким образом, связь производственных отношений и производительных сил подчинена закону их соответствия: производительные силы определяют производственные отношения.

Производственные отношения активно действуютна производительные силы. И если между ними устанавливается соответствие, то производственныеотношения соответствуют развитиюпроизводительных сил, а если нет, то происходитторможение.

Если между новыми производительными силами истарыми производственными отношениями происходит конфликт, то этот конфликт составляетэкономическую основу социальной революции.
Социальная революция приводит к открытию новихспособов производства.

В связи с тем, что материальной основой общественно-экономической формации является способ производства, процесс замены старых производственных отношений новыми является переходом от одной общественно-экономической формации к другой. Таким образом, знание закона соответствия помогает объяснить основные особенности каждой формации и причины перехода от одной формации к другой.

2. Личность и народные массы как субъекты исторического процесса.

  • Народ как творец истории (в социально-философскомсмысле) это широкая общность, соединяющая всете слои и классы, которые по всему объективномуположению заинтересованы в поступательном
    развитии общества.

  • Народ состоит из классов. Но также с помощьюпонятия «народ» отделяются прогрессивные силы отреакционных.

  • Основную массу народа составляют трудящиеся.

  • Ни один класс не может осуществить глибокихпреобразований, не объединяя и не организуя вокруг себяготовые его поддерживать другие классы и широкиеобщественные слои. Чем глубже преобразование, тем шире объем массы, участвующей в нем.

Чем большая народная масса участвует вобщественном движении, тем основательнее егорезультат.

Хотя каждый член общества участвует в историческом процессе, все же только отдельные личности остаются надолго в памяти человечества.

  • Великие личности появляются не случайно, а в силу
    создаются соответствующие объективные условия.

  • Выдающиеся политические деятели выдвигаются впериод коренных революционных преобразованийобщества, крупнейших политических выступлений. Гении в науке появляются чаще всего тогда, кордапроизводственные потребности вызывают необходимостьв том или ином крупном научном открытии.

  • Выдающиеся деятели искусства обнаруясивают свійталант в наиболее значительные, переломные моментыистории. Однако этот талант войдет в историю только втом случае, если его способность, характер, ум необходимы
    обществу на данном этапе его развития.

  • Сила выдающейся личности это прежде всего силатого прогрессивного общественного движения,выразителем которого она является.

  • Великая личность велика потому, что она понимаетобъективный ход исторического процесса, видитпотребности развития общества и знает, какудовлетворить эти потребности, как изменить к лучшему
    общественную жизнь.


  • Чем полнее личные качества человека соответствуютсоциальным потребностям, тем заметнее его роль вистории.

3. Необходимость и случайность в общественном развитии.

а) Необходимость есть содержание в его сущности и представляет из себя следующий этап к постижению глубинных процессов, в конечном итоге обусловленный потребностями развития предметной деятельности человека.

  • В философии рабовладельческого общества не было
    четкого разграничения категории необходимости.


  • Аспекты категории необходимости:

она есть сущность теоретического познания;

= она есть всеобщее, т.к. сам факт вычленения всеобщего

есть познание необходимости; = она есть закон; необходимость есть устойчивая

внутренняя, существенная связь; = она есть действительность.

Законы объективного мира — основа целесообразной деятельности человека, так как закон выражает генезисявлений, то он содержит в себе тенденцию, направлениеразвития, что лежит в основе направления
практической деятельности и научного предвидения.

Устойчивость закона (а значит и необходимости) относительна и заключает в себе изменчивость. Поэтому на каждой отдельной ступени истории материи и ее познания господствуют другие формы проявления одного и того же универсального движения.

Законы являются универсальной формой отражения действительности, обусловленной всеобщими формами

общественно-исторической деятельности людей.

  • Общественная жизнь функционирует во всеобщих формах деятельности, что выражается в характере орудийтруда, являющихся показателем уровня развитияматериальной и духовной культуры.

  • Однако, всеобщие формы деятельности людеймногогранны и не исчерпываются производством орудийтруда. Этими формами характеризуются экономические,политические, культурные и другие отношения. И эти
    формы обусловлены законами.

Сами законы предопределяют способ их использования: всеобщие формы деятельности людей зависят от характера используемых законов, б) Случайность есть способ бытия необходимости; она есть

форма проявления необходимости и дополнение к ней; она есть явление в его изолированности и непознанности.

Случайность—исходный пункт дознания; возникновение явлений носит характер случайности. Объективным источником случайного знания о предмете является случайный характер возникновения самого предмета.

  • Маркс и Энгельс писали, что в случайном факте
    первоначально существует возникновение.

  • Случайность есть форма выражения незнания,

—Маркс писал, что первоначальный случайный обмен товаров закономерно проходит путь исторического развития, превращаясь из случайности в необходимость. Укрепляется потребность в чужих предметах. Постоянное повторение обмена делает его регулярным общественным процессам. Случайно обмениваемый предмет не получает никакой формы стоимости, но в этом испытывается необходимость при возрастании многообразия товаров.

Таким образом, происходит неизбежное движение от случайного и единичного к устойчивому и массовому. Кроме того, происходит генетическое и синтетическое развитие необходимого в случайном, как единства в многообразном. Случайность, развиваясь, превращается в необходимое, и наоборот, необходимое, развиваясь, превращается в случайное.

Вывод: Понятие необходимости и случайности взаимосвязаны и взаимопревращаемы.

Таким образом, в данной лекции мы рассмотрели философию общества и вышли на общеметодологические проблемы данной темы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В нашом учебном пособии в самом общем виде раскрыты основные понятия философии, освещаются ее проблемы и методы. Владение основными понятиями в генезе, умение чувствовать внутреннюю логику категориального аппарата составляет задачу любой дисциплины, ив первую очередь философии.

Данный курс лекций по философии был подготовлен и прочитан студентам и аспирантам Донецкого государственного медицинского университета.

Учебное пособие написано на основе лучших учебников по философии отечественных преподавателей вузов и стран СНГ и подан в форме академических лекций и представляет собой структурно-логическую систему материала. Такая форма подачи теоретического материала была избрана нами исключительно с целью структурировать знания студентов и аспирантов в области философии, а так же помочь им избежать «многословкя», «воды», «тяжеловесного стиля», который еще характерен для философских учебников.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Алексеев П.В. Панин А.В. Философия. Учебник - М.,
    «Проспект», 1996.

  2. Герасемчук А.А., Тимошенко З.И. Курс лекций по философии. К.,2002.

  3. Гетманова А.Д. Логика. М., «Добросвет»., 2002.

  4. Губарь О.М. Философия, Учебное пособие, I - II ч. Макеевка,
    1997.

  5. Гурвич С.С., Петленко В.П., Сержантов В.Ф. Методические основы клинической медицины. К., «Здоровье», 1990.

  6. Ерышев А.А., Лукашевич М.П., Сластенко Е.Ф. Логика. - К., 2000.

  7. Жариков П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. М., Проспект», 1996.

  8. Канке В.Д. Основы философии. Учебник. М., Лотос, 1999.

  9. Кочергин А.Н., Плесский Б.В., Уемов А.И., Философский лабиринт, задачи и упражнения по философии. - Изд-во моск, ун-та., 1992.

  10. Краткий очерк истории философии. Под ред. Иовчука М.Т.,
    Ойзермана Т.И., Щипанова И.Я. - М., 1969.

  11. Лешкевич Т.Г. Философия. Вводный курс. - М., «Контур», 1998.

12. Марченко В.В., Петленко В.П., Сержантов В.Ф. Методологические основы клинической медицины. К., «Здоровье», 1990.

  1. Материалистическая диалектика как научная система. Под
    ред. Шептулина А.П. - М., Изд-во Моск. ун-та., 1983.

  2. Материалистическая диалектика и взаимодействие наук. /
    Тов. Ред. Киселев Н.Н., Храмова В.П. - К. Наукова думка,
    1988.

  3. Мировоззренческая направленность преподавания общенаучных и клинических дисциплин в медицинском вузе
    / -К. 1988. Под ред. Морозова М.Н.

16. Несмеянов Е.Е., Яковлев В.П. и др. Философия: 100 экзаменационных ответов. Издательский центр «Март», Р. на Д., 2002.

  1. Нечитайло В.Н. Философия. Учебное пособие для студентов вузов. Д., 2003.

  2. Нечитайло В.Н. Социология. Учебное пособие для студентов вузов. Д., 2002.

19. Нечитайло В.Н. Религиоведение. Учебное пособие для студентов вузов. Д., 2002.

  1. Нечитайло В.Н. Логика. Учебное пособие для студентов вузов. Д., 2002.

  2. Нечитайло В.Н. Общая психология. Учебное пособие для студентов вузов. Д., 2002.

  3. Нечитайло В.Н. История психологии. Учебное пособие для студентов вузов. Д., 2002.

  4. Николаева Л.С., Салыгин С.К., Столяренко Л.Д. Философия: Экзаменационные ответы. - Р. на Д., Феникс», 2002.

  5. Скирбек Г., Гилье Н. История философии. - М., «Владос»., 2001.

  6. Филосоция в вопросах и задачах. / Под. Ред. Платонова Г.В., Хорева И.В. - Изд-во Моск. ун-та., 1977.

  7. Философия. Терминологический словарь. Под ред. Морозова М.Н. - Д. 1998.

27.Царегородцев Г.И. Диалектический материализм и медицина. - м., 1966. 28. Царегородцев Г.И., Ерохин В.Г. Диалектический материализм и теоретические основы медицины. М. Медицина, 1986.

29.Чанышев А.Н. Трактат о небытии. Вопросы философии,

1990, №10.

ЗО.Чухно В.П. Политология. Учебное пособие. Д., 2002.

31. Якушев А.В. Философия. М., 1999.

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................................3

Раздел 1

ФИЛОСОФСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА
ЛЕКЦИЯ 1. Философия и мировоззрение...................................................4

ЛЕКЦИЯ 2. Специфика философского знания…………………………8

ЛЕКЦИЯ 3. Предмет и методы философии…………………………….9

ЛЕКЦИЯ 4. Функции философии…………………………………….. 13

ЛЕКЦИЯ 5. Основной вопрос и основные направления

Философии……………………………………………………………….15

1   ...   33   34   35   36   37   38   39   40   41


написать администратору сайта