Александровская в. Н
Скачать 3.01 Mb.
|
д) Социально-политически аспект: идеалом государства видел «просвещенный абсолютизм». 4) Философия Дидро. а) Исторические рамки и основные идеи: Дени Дидро (1713 - 1784) - один из самых выдающихся французских философов-материалистов. Дидро внес большой вклад в Просвещение, выдвинув идею создания «Энциклопедии наук, искусств и ремесел». «Энциклопедия» была свободна от религиозных предрассудков и содержала основы ведущих наук, искусства и знания в области производства, закладывала основы буржуазного мировоззрения. В ее создании принимали участие ведущие философы эпохи - современники Дидро: Вольтер, Монтескье, Кондильяк, Гольбах и др На создание «Энциклопедии» ушло свыше 20 лет. б) Философские взгляды Дидро близки к взглядам других французских просветителей-материалистов: Онтологический аспект: признавал материю единственно существующей субстанцией, проявлением которой считал все единичные вещи; движение объяснял таким свойством материи, как разнородность (взаимодействие бесчисленного множества разнородных частей материи приводит к движению); отвергал духовное начало мироздания, считал сознание свойством материи; Социально-политический аспект: в основе общества и государства видел «общественный договор», исходя из которого, отрицал божественность власти короля и феодалов; идеалом государства считал «просвещенную монархию», а экономики -разделенную разумно, с учетом интересов большинства частную собственность, 5) Значение философии французских философов-материалистов. Сходные взгляды имели такие философы-просветители, как Гольбах (1723 - 1789) и Гельвеции (1715 - 1771). Значение деятельности французских философов атеистическо-материалистичсского направления для философии и для общества в целом в том, что они: четко выделили два ведущих философских направления - материализм и идеализм («линию Демокрита» и «линию Платона»); освободили философию от многих религиозных предрассудков; дали более реалистическое определение субстанции - материя; выдвинули идею (распространенную в настоящее время) о сознании как свойстве материи отражать саму себя; подвергли критике дoопытное, сверхчувственное («чистое») знание; обосновали и распространили теорию материалистического сенсуализма (в основе познания лежат чувственные ощущения); выдвинули идею о том, что все единичные веши являются различными комбинациями микрочастиц; обратили внимание на движение не как на сверхъестественное явление, а как на свойство материи; обосновали идеи социальной справедливости; идеологически подготовили Великую французскую революцию. Вопрос IV. Социалистическо - утопическое (коммунистическое) направление. 1) Общее понятие утопическо-соииалистической философии и ее ведущие представители во Франции в XVIII - начале XIX вв. а) Исторические рамки: Социалистическо-утопическое (коммунистическое) направление получило широкое распространение в философии Франции во второй половине XVIII - начале XIX вв. б) Социально-политически аспект: Представители данного направления жестко критиковали существующий общественно-экономический и политический строй, выдвигали проекты построения нового общества и государства, основанного на общественной собственности, где торжествует идея справедливости, понимаемая социалистами-утопистами как всеобщее равенство. Социалистическо-утопические (коммунистические) идеи нашли поддержку среди широких.слоев простого народа Франции накануне и во время Великой французской революции 1789 -1794 гг. в) Представители: Видными социалистами-утопистами Франции (первыми коммунистами) были Мабли, Бабеф, Сен-Симон, Фурье. 2) Философия Мабли (обоснование преимуществ первобытного коммунизма). а) Исторические рамки и основные идеи: Габриэль Мабли (1709 - 1785) - философ, историк, писатель (брат Кондильяка), один из зачинателей'социалистаческо- утопического направления в философии Франции. б) Гносеологический аспект: подвергал суровой критике философию Просвещения в целом (называл свое время «веком болтовни и парадоксов»); отвергал и материализм, и деизм; считал, что атеисты, материалисты, деисты (а к их числу принадлежало большинство философов - современников и соотечественников Мабли) слишком схематично, механически подходят к изучению окружающего мира и человека, убивают душу народа, практически не уделяют никакого внимания морали; в) Аксеологический аспект: главным назначением философии считал распространение морали и нравственности; этой же цели должна быть подчинена сильная, поддерживаемая государством, широко распространенная религия; был сторонником идеи дуализма Декарта, согласно которой человек совмещает в себе как материальное (телесное) начало, так и духовное, - отсюда большое влияни^ша поступки и поведение людей, по Мабли, оказывают страсти, любовь к себе, стремление избежать неприятностей, тяга к удовольствиям; г) Социально-политический аспект: считал, что сама природа человека заставляет его жить сообща с другими людьми - в обществе; видел в первобытнообщинном строе, где все было общим, а деятельность людей направлена на обеспечение себя и соплеменников (а не на обогащение), золотой век человечества; был сторонником идеи о том, что причиной гибели первобытного коммунизма, «золотого века человечества», а также причиной всех несчастий и противоречий в обществе явилось возникновение частной собственности и разделение людей на классы; идеалом общества видел первобытнообщинный коммунизм, призывал возвратиться к обществу без частной собственности, без деления на классы, без оторванной от народа власти, где торжествовали бы равенство, справедливость, братство людей; одновременно считал, что его идеалы неосуществимы на практике, частная собственность вечна и неуничтожима, классовое разделение будет всегда, а народ не сможет подняться на восстание в силу своей забитости, а даже если и свергнет существующий строй, то в силу человеческой природы, страстей, стремлению к наживе и т. д. не сумеет удержаться в рамках коммунизма. 3) Философия Бабефа (достижение коммунистического общества, основанного на политическом и экономическом равенстве через вооруженное восстание). а) Исторические рамки и род занятий: Франсуа Бабеф {псевдоним - Гракх Бабеф) (1760 - 1797) считается первым коммунистом-теоретиком и практиком. б) Социально-политический аспект: решительно отвергал все философские теории, которые, по его мнению, носили половинчатый характер и не имели целью принесение народу счастья; подвергал жесткой критике существующее общество и государство; главным социальным злом видел возникновение частной собственности и разделение общества на противоположные классы - богатых и бедных; считал лучшим и практически осуществимым общество, где нет классового деления, частной собственности, вся земля разделена поровну между теми, кто на ней работает, где существует полное экономическое и политическое равенство, совместный труд и всеобщее, равномерное, государственное распределение произведенного всем обществом продукта между всеми его членами; был убежден, что указанное (коммунистическое) общество можно построить только путем насильственной революции бедных против богатых и жесткого революционного порядка. в) Практическая деятельность: Бабеф стал первым философом-коммунистом, который попытался осуществить свои идеи на практике; им была проделана работа по подготовке вооруженного восстания, найдены сторонники, составлены манифесты и программа действий будущего революционного правительства. данная организация получила название «Заговор во имя равенства». В 1797 г. заговор был раскрыт, а Бабеф и некоторые его соратники были казнены. В дальнейшем, в XIX и XX вв., его учение о коммунистическом обществе и о вооруженном восстании как средстве его достижения получило название бабувизма и нашло много сторонников. 4) Экономический детерминизм и философия "промышленного общества" Сен-Симона. а) Исторически рамки и род занятий: Клод Сен-Симон (1760 -1825) продолжил традицию утопического социализма во Франции. б) Гносеологический аспект: Он близко подошел к диалектическому пониманию мира (единствсги борьба противоположностей); выдвинул теорию социальной физиологии, в которой рассматривал общество как целостный организм; в качестве определяющей, базовой сферы жизни общества видел экономику (экономика, производственные отношения определяют все - политику, социальные отношения, мировоззрение) - экономический детерминизм; выдвинул идею о том, что в зависимости от развития экономики и производственных отношений общество в своем развитии переходит от низших форм к высшим, от одной ступени - к другой (что было зачатком будущей теории общественно-экономических формаций К. Маркса); целью философии видел создание лучшего, разумного общества; в) Социально-политический аспект: лучшее общество, по Сен-Симону, то, которое предоставляет его членам максимум возможностей для удовлетворения потребностей; в качестве лучшего Сен-Симон видел так называемое «промышленное общество», которое будет построено по иерархическому принципу, причем критерием нахождения на той или иной ступени социальной лестницы будут исключительно способности человека (так называемая «иерархия способностей»), будет запрещено право наследования (чтобы уровнять всех в возможностях, предотвратить праздность и тунеядство, дать каждому «начать с нуля» и добиться того положения в обществе, которое отвечает его способностям), будет введена всеобщая обязанность трудиться, а экономика будет развиваться по плану (чтобы избежать перепроизводства или дефицита и были удовлетворены потребности всех членов общества); г) Государственно-правовой аспект: руководить данным обществом будут лучшие представители индустриального «класса» (то есть буржуазия), то не в качестве собственников, в качестве управляющих различными звеньями народнохозяйственного организма. Также Сен-Симон считал, что: пролетариат и буржуазия сольются в один класс - индустриальный; оптимистически смотрел в будущее - человечество обречено (в силу неуклонного прогресса экономики) на построение идеального общества; считал, что новое общество возникнет не революционным, а эволюционным путем - неуклонно развивающаяся экономика приведет к тому, что общество из классово-антагонистического постепенно преобразуется в ассоциативное; выдвинул идею о замене существующей религии «новой религией», смыслом которой будет лозунг: «Человек человеку - брат». 5)Философия Фурье («общество гармонии») а) Исторические рамки и род занятий: Франсуа Фурье (1772-1837) также принадлежал к числу видных социалистов- утопистов. 6)Основные идеи: Можно выделить следующие основные положения философии: -буржуазная мораль лжива; атеизм опасен, так как лишает человека надежды на будущее; человек, история, общество развиваются по законам природы; буржуазное общество имеет три основных вида противоречий - между личными интересами (магнатов, буржуа) и общественными (остальным народом), социально-экономические (несбалансированное, дающее то избытки, то кризис производства), моральные (буржуазный брак и т. д.); идеальное общество - «общество гармонии», которое будет основано на всеобщей трудовой обязанности, правильном распределении, высоком уровне экономики, свободе любви и нравов, уважении к Богу. Лекция 15 Немецкая философия XIX в. как явление мировой мысли. План: I. Основные направления и идеи, Н. Философия И. Канта. 116 III.Философия Гегеля. 122 IV.Философия субъективного идеализма, 128 V.Философия Шеллинга. 131 VI.Философия Л, Фейербаха, Вопрос I. Основные направления и идеи. 1) Уникальность немецкой философии XIX в., ее заслуги перед мировой философией. глубоко исследовать проблемы, веками мучающие человечество, и прийти к таким выводам, которые определили все будущее развитие философии; совместить в себе почти все известные в тот период философские па-правления - от субъективного идеализма до вульгарного материализма и иррационализма; открыть десятки имен выдающихся философов, которые вошли в «золотой фонд» мировой философии (Кант, Фихте, Гегель, Маркс, Энгельс, Шопенгауэр, Ницше и др.). 2) Основные поправления немецкой философии XIX в. В целом в немецкой философии XIX в. можно выделить следующие основные направления: |