Александровская в. Н
Скачать 3.01 Mb.
|
3. Прогрессивная арабская философия. а) Общая характеристика: в IX в. начался новый этап арабской философии, для которого были характерны: усиление влияния материалистических идей (что стало результатом открытий в области медицины и естественных наук); заимствование идей европейской философии, особенно древнегреческой, превращение собственно арабской философии в арабо-европейскую (арабо-греческую). наибольший вклад в становление новой (европеизированной) арабской философии внесли Аль- Кинди, Ибн-Сина, Аль-Фараби, Ибн-Рущд (Аверроэс). б) Представители арабской философии: Аль-Кинди (800 - 879): сделал первый шаг по европеизации арабской философии; ему принадлежит заслуга открытия древнегреческой философии для арабов, в частности Аристотеля. Под влиянием идей Аристотеля в арабскую философию пришли многие материалистические идеи, понятие категорий, логика, учение о познании; взяв в качестве примера учение Аристотеля о 10 категориях (бытие и 9 характеристик бытия - время, место и т.д.), Аль-Кинди выдвинул собственное учение о прасубстанциях (арабский аналог категорий), к которым причислил: материю, форму, движение, пространство, время; выдвинул революционную для своего времени идею о познаваемости мира человеческим разумом (что отвергали мутакалли-мы - ортодоксальные «исламские схоласты») и выделил три ступени научного познания, через которые последовательно необходимо пройти, чтобы добиться истинного знания: логически-математическую; естественнонаучную; метафизическую (философскую). NЬ:IIричем по мнению Аль-Кинди, только разум может быть источником и эталоном познания. философия Аль-Кинди значительно опережала эпоху и была непонятна его современникам (философ подвергался преследованиям, а его произведения уничтожались), однако именно Аль-Кинди заложил традицию аристотелизма в арабской философии (восточная перипатетика) и создал предпосылки для ее превращения в одну из самых прогрессивных в Европе и Азии (по сравнению со средневековой схоластикой). Аль-Фарби (870 - 950): систематизировал и пытался адаптировать философию Аристотеля к арабским условиям. первым выдвинул идею об «эманации» и невсемогуществс Бога. его идеи послужили фундаментом философии Ибн-Сины (Авиценны). Ибн-Сина (Авиценна) (980 - 1037): вывел арабскую философию на новый уровень прогресса. главные труды по философии: «Книга исцеления» («Книга спасения»), «Книга знания». Авиценна высмеивал косность и догматизм исламских теологов; пытался отделить философию от религии (в то время как многие его современники считали их неразрывно связанными и видели роль философии в обосновании положений и догм ислама); видел в философии отдельную науку, которая должна обобщать достижения человеческого разума; основывал многие философские идеи на достижениях естественных наук (например, собственных медицинских открытиях); не отрицал наличие Бога, но выступал против признания за ним всемогущей воли; считал, что многие явления в окружающем мире происходят помимо воли Бога, по естественным законам природы; причину возникновения мира видел в «эманации» - истекании мира из Божества, но не по воле Бога, а в силу естественной необходимости; выступал против идеи «первотолчка», которую заменял идеей о движении, которое является неотъемлемым свойством материи; « считал, что все существующее материально (как Бог, так и окружающий мир); • наделял душу особыми свойствами - идеальностью (существованием наряду с материей) и вечностью; также считал вечным Бога и окружающий мир. 4. Философия Аверроэса (Ибн-Рушда) и ее значение для Европы (центр сопротивления схоластике). а) Даты жизни и творчество: из арабских философов в средневековой Европе наибольшей известностью и популярностью пользовался Ибн-Рушд (Аверроэс) (1126 -1198). Аверроэс жил и работал в Испании, находившейся под властью арабов, и был представителем западноарабско- европейской философии. им была создана философия аверроизма, получившая широкое распространение в Европе и противостоящая католицизму и схоластике. философия Аверроэса была материалистична по своей сути и возникла как синтез передовой арабской философии (представители - Аль-Кинди, Авиценна) и систематизированного и творчески переработанного учения Аристотеля. б) основные положения философии Аверроэса: отвергалась идея творения (мир вечен, он несотворим и неуничтожим); допускалось наличие Бога, но за ним не признавалась первичность по отношению к материи (Бог и окружающий материальный мир «совечны»); за Богом признавалась весьма ограниченные возможности, которые сводились к главной - придать материи форму; отвергалась идея о том, что Бог приводит все в движение; доказывалось, что движение - самостоятельное свойство материи, заключенное в ней самой; выдвигалась идея жесткого детерминизма (обусловленности и необходимости всего в природе); отвергалась возможность бессмертия души (смерть тела есть одновременно смерть души, но коллективный разум - разум всего человечества, частью которого является душа отдельного человека, - бессмертен); была выдвинута идея о «двойственной истине» - философские и религиозные истины раздельны; то, что истинно в религии, может быть ложно для философии и наоборот. в) Материалистическая, антирелигиозная философия Аверроэса оказала большое влияние на европейскую философию. Аверроизм получил широкое распространение, преподавался в университетах, был духовным центром притяжения философских учений, противостоящих схоластике. г) Впоследствии убежденным и последовательным критиком аверроизма и борцом против философских идей Аверроэса был видный теоретик католицизма и схоластики Фома Аквинский: среди его трудов есть сочинение «О единстве разума против аверроистов». Вопрос II. Арабская философия медицины 1. Социально-культурные условия появления арабоязычной науки. а) шло разрушение древнегреческой цивилизации в условиях нарастания социально-экономической деградации общества: утрачивались знания; христианская церковь разрушила остатки культуры; б) в IV в. был уничтожен научный центр в Александрии; в) в VI в. был закрыт последний очаг античной культуры — Афинская школа; остановилось естественнонаучное изучение законов природы; г) в недрах арабоязычной культуры начала происходить переориентация философского мышления на сближение со знанием о природе; сочинения Платона и Аристотеля переводились на арабский язык и распространились по всему Халифату. Это дало стимул развитию науки. 2. Основные направления и представители арабоязычной науки а) основные направления: физика, математика, астрономия, медицина, химия, география, медицинская психология; б) представители арабоязычной науки: Авиценна (психология, медицина), Альгазена (медицина), Аверроэс (философия, психология). 3. Медицинские достижения арабоязычной науки а) один из первых исследователей возрастной психологии — Ибн-Сина (Авицена): — изучал связь между физическим и психологическим развитием организма в разные возрастные периоды. Придавал важное значение воспитанию; - считал, что воздействие психического на устойчивую структуру организма происходит только благодаря воспитанию; — в результате воздействия на ребенка окружающих людей, у него развиваются чувства, меняющие течение физиологических процессов. - Ибн-Сина пришел к выводу, что физическими процессами в организме возможно управлять и придавать организму устойчивость путем расширения контакта данного человека с окружающими людьми. б) Один из крупных исследователей в области изучения органа зрения — Ибн-алъ-Хайсам (Альгазена) — XI в. - в зрительном акте он выделял запечатление внешнего воздействия и работу ума для установления сходства объектов; — изучил бинокулярное зрение, смешение цветов т.д.; - изучил зависимость зрительного восприятия от его длительности и установил, что для возникновения зрительного образа необходимы как непосредственные воздействия световых раздражителей, так и сохраняющиеся в нервной системе следы прежних впечатлений. в) Ибн-Рошд (Аверроэс) — XII в. обнаружил, что чувствительная часть глаза не хрусталик, а сетчатка; в его учении о человеке и душе отрицалось бессмертие индивидуальной души. Он подчеркивал разделение души и разума; под душой Аверроэс понимал функции, неотделимые от организма, которые необходимы для деятельности разума, связаны с телом и исчезают вместе с ним. Сам разум - божественный и входит в душу извне; он признавал высшее интеллектуальное равенство людей и богоподобие человека, что было несовместимо с идеологией того общества. Лекция 11 Философия эпохи Возрождения План: I. Основные направления и характерные черты. II. Гуманизм, неоплатонизм, натурфилософия как направления философии эпохиВозрождения Вопрос I. Основные направления и характерные черты. 1) Общее понятие и предпосылки философии эпохи Возрождения. а) определение: Философия эпохи Возрождения - это совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV - XVII вв., объединенных антицерковными и антисхоластическими направлениями; б) их цель: устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер; в) предпосылки возникновения философии и культуры эпохи Возрождения: совершенствование орудий труда и производственных отношений; кризис феодализма; развитие ремесла и торговли; усиление городов, превращение их в торгово- ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви; укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти; появление первых парламентов; отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической (церковной) философии; повышение уровня образованности в Европе в целом; великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана); научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины и астрономии, иные научно- технические достижения). 2) Основные направления философии эпохи Возрождения. а) основные направления: гуманистическое, неоплатоническое, натурфилософское, реформационное, политическое, утопическо-социалистическое; б) характеристика направлений: гуманистическое, (XIV - XV вв., представители: Данте Алигьери, Фран-ческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) - в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви; неоплатоническое (сер. XV - XVI вв'.), представители которого - Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др. - развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма; натурфилософское (XVI - нач. XVII вв.), к которому принадлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия; реформационное (XVI - XVII вв.), представители которого - Мартин Лютер, Томас Мопцер, Жан Кальвин, Джон Усснлиф, Эразм Роттердамский и др. - стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью; политическое (XV - XVI вв., Николо Макиавелли) - изучало проблемы управления государством, поведение правителей; утопическо-социалистическое (XV - XVII вв., представители - Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) -искало идеально-фантастическиеформы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти. |