Главная страница

Александровская в. Н


Скачать 3.01 Mb.
НазваниеАлександровская в. Н
Дата22.06.2022
Размер3.01 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаAlexandrovskaya_V_N_Filosofia_2009.doc
ТипУчебное пособие
#609594
страница9 из 41
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   41

- теоретическую, изучающую проблемы бытия, различные
сферы бытия, происхождение всего сущего, причины
различных явлений (получила название «первичная
философия»);

практическую - о деятельности человека, устройстве государства;

- поэтическую.

б) Считается, что фактически Аристотелем как четвертая часть
философии была выделена логика.

3. Критика Аристотелем учения Платона об «эйдосах»
(«чистых идеях»).

а) Онтология: рассматривая проблему бытия, Аристотель
выступил с критикой философии Платона, согласно которой
окружающий мир делился на «мир вещей» и «мир чистых
(бестелесных) идей», и «мир вещей» в целом, как и каждая
вещь в отдельности, являлся лишь материальным отображением
соответствующей «чистой идеи».

б) Методология: ошибка Платона, по Аристотелю, в том, что
он оторвал «мир идей» от реального мира и рассматривал
«чистые идеи» вне всякой связи с окружающей
действительностью, которая имеет и свои собственные
характеристики - протяженность, покой, движение и др.

в) Гносеология: Аристотель дает свою трактовку данной
проблемы:

- не существует «чистых идей», не связанных с окружающей
действительностью, отображением которых являются все
вещи и предметы материального мира;

существуют только единичные и конкретно определенные вещи;

  • данные вещи называются индивидуумы (в переводе -
    «неделимые»), то есть существует только конкретная лошадь
    в конкретном месте, а не «идея лошади», воплощением
    которой данная лошадь является, конкретный стул,
    находящийся в конкретном месте и имеющий свои признаки,
    а не «идея стула», конкретный дом, имеющий точно
    определенные параметры, а не «идея дома», и т. д.;

  • индивидуумы являются первичной сущностью, а виды и
    роды индивидуумов (кони вообще, дома вообще и т.д.) -
    вторичной.

4. Категории Аристотеля как способ объяснения сути
бытия.

а) Поскольку бытие не есть «чистые идеи» («эйдосы») и их материальное отражение («вещи»), возникает вопрос: что такое бытие? Дать ответ на этот вопрос (что такое бытие) Аристотель пытается через высказывания о бытии, то есть через категории (в переводе с древнегреческого - высказывания).

б) Аристотель выделяет 10 категорий, которые отвечают на
поставленный вопрос (о бытии).

:причем одна из категорий говорит о том, что такое бытие, а 9 остальных дают его характеристики. Данными категориями являются:

  • сущность (субстанция);

  • количество;

  • качество;

  • отношение;

  • место;

  • время;

  • положение;

  • состояние;

  • действие;

  • страдание.

NЬ:Иначе говоря, по Аристотелю, бытие - это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания.

в) Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойства
бытия, но не его сущность.

г) Согласно Аристотелю категории - это высшее отражение и
обобщение окружающей действительности, без которых
немыслимо само бытие.

5. Проблема материи в философии Аристотеля.

Важное место в философии Аристотеля занимают проблемы материи.

а) Определение материи: по Аристотелю материя – это потенция, ограниченная формой (например, медный шар - это медь, ограниченная шарообразностью, и т. д.). б) Исследуя данную проблему, философ делает вывод:

  • все сущее на Земле обладает потенцией (собственно
    материей) и формой;

  • изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо
    формы) приводит к изменению сущности самого предмета;

  • реальность - это последовательность перехода от материи
    к форме и от формы к материи;


  • потенция (материал) есть пассивное начало, форма -
    активное;

  • высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие
    вне мира.

6. Проблема души и человека в философии Аристотеля.

а) Гносеологический и онтологический аспекты: носителем
сознания, по Аристотелю, является душа. Философ выделяет
три уровня
души:

  • растительная душа;

  • животная душа;

  • разумная душа.

б) Функциональное назначение души:

- являясь носителем сознания, душа также ведает функциями
организма. Растительная душа отвечает за функции питания,
роста и размножения. Этими же функциями (питание, рост,
размножение) ведает и животная душа, однако благодаря ей
организм дополняется функциями ощущения и желания. И
только разумная (человеческая) душа, охватывая все
вышеперечисленные функции, ведает еще и функциями
рассуждения и мышления. Именно это выделяет человека из
всего окружающего мира.

в) Аристотель материалистически подходит к проблеме
человека. Он считает, что человек:

  • по биологической сущности является одним из видов
    высокоорганизованных животных;

  • отличается от животных наличием мышления и разума;

  • имеет врожденную склонность жить вместе с себе,
    подобными (то есть жигь в коллективе).

NЬ:Именио последнее качество -потребность жить в коллективе -
приводит к возникновению общества- большого коллектива людей,
занимающегося производствомматериальных благ и их
распределением, проживающего на.одной территории и объединенного
языком, родственными и связями.

Регулирующим механизмом общества (защита от врагов, поддержание внутреннего порядка, содействие экономике и т. д.) является государство.

7. Классификация Аристотелем форм государства.

а) Аристотель выделяет шесть типов государства:

  • монархия;

  • тирания;

  • аристократия;

  • крайняя олигархия;

  • охлократия (власть толпы, крайняя демократия);

  • политая (смесь умеренной олигархии и умеренной
    демократии).

б) Подобно Платону Аристотель разделяет «дурные» формы
государства (тирания, крайняя олигархия и охлократия) и
«хорошие» (монархия, аристократия и политая).

в) Наилучшей формой государства, по Аристотелю, является
полития - совокупность умеренной олигархии и умеренной
демократии, государство «среднего класса» (идеал Аристотеля).

8. Историческое значение философии Аристотеля в том, что
он:

  • внес существенные коррективы в ряд положений
    философии Платона, критикуя учение о «чистых идеях»;

дал материалистическую трактовку происхождения
мира и человека; выделил 10 философских категорий;

  • дал определение бытия через категории;

  • определил сущность материи;

  • выделил шесть типов государства и дал понятие
    идеального типа - политии;

  • внес существенный вклад в развитие логики (дал понятие
    дедуктивного метода - от частного к общему, обосновал
    систему силлогизмов - вывода из двух и более посылок
    заключения).

Вопрос VII. Философия Эпикура

1. Общая характеристика жизни а творчества Эпикура.

а) Эпикур (341 - 270 гг. до н.э.) - древнегреческий философ-
материалист.

б) Философия Эпикура делится на три больших раздела:

  • учение о природе и космосе («физика»);
    учение о познании («каноника»);

  • учение о человеке и его поведении («эстетика»).

2. «Физика» Эпикура (учение о природе и космосе).
Основными положениями учения Эпикура о природе и
космосе являются следующие:

  • ничего не происходит из несуществующего и ничего не
    становится несуществующим, ибо нет ничего помимо
    Вселенной, что могло бы войти в нее и произвести изменения
    (закон сохранения материи);

  • вселенная вечна и бесконечна;

  • все вещества (вся материя) состоят из атомов и пустоты;

  • атомы и пустота вечны;

  • атомы находятся в постоянном движении (по прямой, с
    отклонениями, сталкиваются друг с другом);

  • «мира чистых идей» не существует;

  • существует множество материальных миров во Вселенной.

3. «Каноника» Эпикура (учение о познании).
«Каноника» (учение о познании) опирается на следующие
основные идеи:

  • окружающий мир познаваем;

  • основным видом познания является чувственное познание;

  • невозможно «созерцание разумом» каких-либо «идей» либо
    явлений, если этому не предшествовали чувственное
    познание и ощущение;

  • ощущения возникают благодаря восприятию познающим
    субъектом (человеком) истечений (образов) предметов
    окружающей жиЗни.

4. «Эстетика» Эпикура (учение о человеке и его поведении).
«Эстетику» Эпикура можно свести к таким основным
положениям:

  • своим появлением на свет человек обязан самому себе
    (родителям);

  • человек есть результат биологической эволюции;

  • боги, возможно, существуют (как нравственный идеал), но
    они никак не могут вмешиваться в жизнь людей и земные
    дела;

  • судьба человека зависит от пего самого и от обстоятельств,
    но не от богов;

  • душа является особым видом материи;

  • душа человека смертна, как и тело;

  • человек должен стремиться к счастью в пределах земной
    жизни;

  • счастье человека состоит в удовольствии;

  • под удовольствием понимается отсутствие страданий,
    здоровье, занятие любимым делом (а не чувственные
    удовольствия);

нормой жизни должны стать разумное ограничение (желаний, потребностей), невозмутимость и безмятежность (атараксия), мудрость.
Лекция 9

Теологическая философия средних веков

План:

1. Общая характеристика.

II. Философия Августина Блаженного

III. Философия Фомы Аквинского (томизм)

Вопрос I. Общая характеристика.

1. Общее понятие и основные черты средневековой теологической философии.

а) Определение: средневековой теологической философией
называется ведущее философское направление,
распространенное в Европе в V - XVI вв., которое признавало
Бога в качестве высшего существующего начала, а весь
окружающий мир - Его творением,

б) Исторические рамки: теологическая философия начала
зарождаться еще в Римской империи в I - V вв. н. э. на основе
раннего христианства, ересей и античной философии и достигла
высшего расцвета в V - XIII вв. н. э. (в период между распадом
Западной Римской империи (476 г.) и началом эпохи
Возрождения).

в) Наиболее яркими представителями средневековой
теологической философии являлись: Тертуллиан
Карфагенский (160 - 220), Август Блаженный (354 - 430), Боэций
(480 - 524), Альберт Великий (1193 -1280), Фома Аквинский
(1225 - 1274), Ансельм Ксeтерберийский (1033 - 1109), Пьер
Абеляр (1079 - 1142), Уильям Оккам (1285 - 1349), Николай из
Отрекура
(XIV в.).

г) Основные черты средневековой геологической
философии:

  • - теоценгризм - главной причиной всего сущего, высшей реальностью и основным предметом философских исследований признавал Бога; уделялось мало внимания изучению космоса, природы,
    явлений окружающего мира, так как они считались
    творением Бога;

  • господствовали догматы (истины, не нуждающиеся в
    доказательствах) о творении (всего Богом) и откровении
    (Бога о Самом Себе - в Библии);

  • сглаживается противоречие между материализмом и
    идеализмом;

  • человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога,
    стоящим над природой (подчеркивалась божественная
    сущность человека);

  • провозглашался принцип свободы воли человека в рамках
    божественного предопределения;

  • выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых (как
    души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении;

  • выдвигался догмат о спасении окружающего мира и
    человечества путем воплощения Бога в теле человека -
    Иисуса Христа (богоощющения) и принятия Иисусом
    Христом на Себя грехов всего человечества;

  • мир считался познаваемым через познание Бога, которое
    может быть осуществлено через веру в Бога.

д) Средневековая теологическая философий отличалась замкнутостью на самой себе, традиционностью, повернутостью в прошлое, оторванностью от реального мира, воинственностью, догматизмом, назидательностью, учительством.

2. Идеи (догматы) творения и откровения как основополагающие в средневековой философии и теологии.

а) Основополагающими догматами средневековой
философии и теологии являлись: догмат творения и догмат
откровения.

б) Согласно догмату творения:

  • Бог сотворил окружающий мир из ничего;

  • творение мира есть результат акта Божественной воли;

  • мир сотворен благодаря всемогуществу Бога;

  • природа не может творить сама себя;

  • единственным творческим началом во Вселенной является
    Бог;

  • Бог вечен, постоянен и всепроникающ;

  • подлинным бытием является только Бог;

  • сотворенный Богом мир не есть подлинное бытие, он
    вторичен по отношению к Богу;

  • поскольку мир не обладает самодостаточностью и возник
    по воле другого (Бога), он непостоянен, изменчив и
    временен;

  • нет четкой границы между Богом и Его творением,
    в) Согласно догмату откровения:

  • мир можно познать, только познав Бога;

  • Бог недоступен для познания;

  • несмотря на то, что Бог непознаваем, Он Сам разрешил
    познать Себя (дал информацию о себе) через откровение -
    Библию;

  • единственный способ познания Бога и всего сущего -
    толкование Библии;

  • Бога можно познать лишь сверхъестественным- путем,
    благодаря особой способности человека - вере.

3. Проблема добра и зла в средневековой геологической философии.

а) Особое место в средневековой теологической философии
занимает проблема добра и зла.

б) Гносеологический и онтологический аспекты:

  • проблема добра и зла решается исходя из идеи творения;

  • окружающий мир всецело сотворен Богом;

  • Бог является носителем и сосредоточением добра и
    справедливости;

  • окружающий мир изначально наполнен добром;

  • зло в мир приносит дьявол (сатана) - падший ангел,
    восставший против Бога;

поскольку зла первоначально в мире не было, оно часто
маскируется под добро и добивается своих темных целей; в мире идет постоянная борьба между добром и злом, но
поскольку мир - творение Бога и Бог добрый, то добро в
итоге одержит победу над злом.

в) В отношении проблемы добра и зла (как в отношении многих иных вопросов) теологическая философия средневековья имеет оптимистический характер.

4. Разделение сущности и существования в средневековой теологической философии.

а) Суть проблемы; средневековая теологическая философия
(в отличие от античной) практически не противопоставляет
материю и идею (форму), материализм и идеализм. Однако то,
что древнегреческие философы (например, Аристотель)
считали единой сущностью - бытием, теологическая философия
разделяет на: бытие (существование) - экзистенцию; сущность

- эссенцию.

  • Экзистенция (бытие, существование) показывает, есть ли
    вещь вообще (то есть существует или не существует).


  • Эссенция (сущность) характеризует вещь: Что такое вещь?
    Какая вещь? Для чего она существует?

б) Античные философы видели сущность (признаки) и
существование (факт бытия) в неразрывном единстве, как
единую сущность - бытие:

  • согласно теологической философии сущность (признаки)
    может иметь место и без бытия (без существования);

  • чтобы стать существующим (бытием), сущность (признаки)
    должна быть сотворена Богом.

Nb: Иначе говоря, бестелесная сущность (признаки, образы - сродни платоновским «чистым идеям») витает в сознании Бога и только актом его воли и благодаря присущей только ему способности творить становится материальным бытием.

- существование (бытие) может быть познано чувственными
ощущениями, опытом (как существующее и доступное для
такого познания), сущность же (признаки бытия, Божественный замысел) - только разумом;

- только в Боге сущность и существование совпадают.

5. Общие понятия схоластики, номинализма и реализма. а) Определение: схоластика - господствующий тип средневековой теологической философии, отличительными чертами которого являлись: оторванность от реальной действительности, замкнутость, консерватизм, крайний догматизм, полное и беспрекословное подчинение религиозным идеям, схематичность, назидательность, учительство.

NЬ: Название «схоластика» произошло от латинского слова schola (школа), поскольку данный тип философии несколько столетий преподавался в школах и университетах Европы.

Схоластика представляла собой не столько науку, занимающуюся творческим поиском, сколько застывшую школьно-университетскую дисциплину, имевшую цель философски обосновать религиозное учение и догматы Церкви (за что получила прозвище «Философия - служанка богословия»).

  • Для схоластики характерно восприятие Библии как
    жесткого нормативного текста, абсолютной истины.

  • Схоласты подразделяли знание на два вида:
    сверхъестественное, даваемое в откровении (то есть то, что
    имел в виду Бог, закладывая ту или иную мысль в Библии);
    естественное, отыскиваемое человеческим разумом (то
    есть то, что сумел человек «расшифровать» из текста Библии,
    как он понял идеи Бога). В этой связи схоласты вели
    многочисленные споры, написали сотни философских
    томов, в которых пытались правильно понять идеи Бога,
    спрятанные за строчками Библии.

Nb: Причем предметом данных споров и изысканий становилась не суть идей Бога, а правильность и четкость

понятий, определений, формулировок, иначе говоря, внешняя, формально­логическая сторона религиозного учения.

б) В средневековой теологической философии (схоластике) выделяются два противоположных направления.

  • Реализм - направление теологической философии,
    сторонники которого считали подлинно существующими (т.с
    подлинным бытием) не сами вещи, а их общее понятие -
    универсалии (по смыслу реализм близок к учению Платона
    о «чистых идеях»^, воплощением которых являются реальные
    вещи). Видными представителями реализма были
    Ансельм Кентерберийский, Гильом из Шампо.

  • Номинализм (от лат. потен - имена) - направление
    теологической философии, сторонники которого считали
    реально существующими лишь сами конкретные вещи, в то
    время как общие понятия (универсалии) воспринимали как
    имена вещей. (По смыслу номинализм близок учению
    Аристотеля, отвергавшего «чистые идеи» и считавшего
    реально существующими «индивидуумы» - определяемые
    материальные вещи). Согласно номиналистам
    универсалии существуют не до, а после вещей, а вещи
    познаются чувственным опытом. К числу номиналистов
    принадлежали Росцелии, Пьер Абеляр, Дуне Скот.
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   41


написать администратору сайта