Александровская в. Н
Скачать 3.01 Mb.
|
- призыв к жизни в согласии с природой и Мировым Космическим Разумом (Логосом); признание добродели высшим благом, а порока - единственным злом; определение добродетели как знания о добре и зле и следования добру; призыв к добродетели как постоянному состоянию души и моральному ориентиру; признание официальных законов и государственной власти лишь в том случае, если они добродетельны; неучастие в жизни государства (самоотстранение), игнорирование законов, традиционной философии и культуры, если они служат злу; оправдание самоубийства, если оно совершено в знак протеста против несправедливости, зла и пороков и невозможности делать добро; восхищение богатством, здоровьем, красотой, восприятие лучших достижений мировой культуры; высокий эстетизм в мыслях и поступках; осуждение бедности, болезней, нищеты, бродяжничества, попрошайничества, человеческих пороков; - признание стремления к счастью высшей целью человека. 6. Философия Сенеки и Марка Аврелия. Представители: Наиболее известными представителями стоической философии являлись Сенека и Марк Аврелий, а) Сенека (5 г. до н.э. - 65 г. н. э.) - крупный римский философ, воспитатель императора Нерона, во время правления которого оказывал сильное и благотворное влияние на государственные дела. После того как Нерон начал проводить порочную политику, Сенека отошел от государственных дел и покончил жизнь самоубийством. В своих произведениях философ: проповедовал идеи добродетели; призывал не участвовать в общественной жизни и сосредоточиться на себе, собственном духовном состоянии; приветствовал покой и созерцание; был сторонником, незаметной для государства, но радостной для индивида жизни; верил в безграничные возможности развития человека и человечества в целом, предвидел культурный и технический прогресс; преувеличивал роль философов и мудрецов в управлении государством и всех иных сферах жизни, презирал простой и необразованный люд, «толпу»; считал высшим благом нравственный идеал и человеческое счастье; видел в философии не отвлеченную теоретическую систему, а практическое руководство по управлению государством, общественными процессами, по достижению людьми счастья в жизни. б) Марк Аврелий Антонии (121 - 180гг. н. э.) - крупнейший римский философ-стойлу в 161 - 180 гг. - римский император. Написал философское произведение «К самому себе». К основным идеям философии Марка Аврелия относятся: глубокое личное уважительное отношение к Богу; признание высшим мировым началом Бога; понимание Бога как активной материально-духовной силы, объединяющей весь мир и проникающей во все его части; объяснение всех происходящих вокруг событий Божественным промыслом; видение в качестве главной причины успеха любого государственного начинания, личного успеха, счастья сотрудничества с Божественными силами; разделение внешнего мира, который неподвластен человеку, и внутреннего мира, подвластного только человеку; признание основной причиной счастья отдельного человека, приведение его внутреннего мира в соответствие с внешним миром; разделение души и разума; призывы к несопротивленню внешним обстоятельствам, к следованию судьбе; размышления о конечности человеческой жизни, призывы ценить и максимально использовать возможности жизни; - предпочтение пессимистического взгляда па явления окружающей действительности. Вопрос V.Философия Платона Общая характеристика личности и творчества Платона. Платон (427 - 347 гг. до н.э.) - крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы - Академии, основоположник идеалистического направления в философии. Платон - первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных философских произведений, наиболее важными из которых являются «Апология Сократа», «Пармелид», «Горгий», «Фе- дон», «Государство», «Законы». Большинство произведений,, Платона написано в форме диалогов. Платон - основоположник идеалистического направления в философии. Платон является основателем идеализма. Главные положения его идеалистического учения: материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование; окружающий мир («мир вещей») также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция; реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы); чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны; любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна, и т. д.); весь мир является отображением чистых идей (эйдосов). 3. «Триада» Платона - «единое», «ум», «душа». Платон выдвигает философское учение о триаде, согласно которому все сущее состоит из трех субстанций: «единого»; «ума»; «души». а) «Единое»: является основой всякого бытия; не имеет никаких признаков (ни начала, ни конца, ни частей, ни целостности, ни формы, ни содержания, и т. д.); есть ничто; выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всякого ощущения; первоначало всего - всех идей, всех вещей, всех явлений, всех свойств (как всего хорошего с точки зрения человека, так и всего плохого). б)«Ум»: происходит от «единого»; разделен с «единым»; противоположен «единому»; является сущностью всех вещей; есть обобщение всего живого на Земле. в) «Душа»: подвижная субстанция, которая объединяет и связывает «единое - ничто» и «ум - все живое», а также связывает между собой все вещи и все явления; душа может быть мировой и душой отдельного человека; при гилозоическом (одушевленном) подходе душу могут иметь также вещи и неживая природа; душа человека (вещи) есть часть мировой души; душа бессмертна: при смерти человека умирает только тело, душа же, ответив в подземном царстве за свои земные поступки, приобретает новую телесную оболочку; постоянство души и смена телесных форм - естественный закон Космоса. 4. Гносеология (учение о познании) Платона. В гносеологии (учении о познании) Платон исходит из созданной им идеалистической картины мира: - поскольку материальный мир является всего лишь отображением «мира идей», то предметом познания должны стать прежде всего «чистые идеи»; «чистые идеи» невозможно познать с помощью чувственного познания (такой тип познания дает не достоверное знание, а лишь мнение - «докса»); «чистые идеи» можно познать лишь разумом, благодаря высшей духовной деятельности (идеалистическому познанию); высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные - образованные интеллектуалы, философы, следовательно, только они способны увидеть и осознать «чистые идеи». 5. Проблема государства в философии Платона. а) Особую роль в своей философии Платон уделил проблеме государства (что было нетипично для предшественников - «досократиков» Фалеса, Гераклита и др., которые занимались поисками первоначала мира и объяснением явлений окружающей природы, но не общества). б) Платон выделяет семь типов государства: идеальное «государство будущего», которого пока не существует и в котором отпадет необходимость в государственной власти и законах, и шесть типов ныне существующих государств. Среди шести существующих типов Платоном указываются: монархия - справедливая власть одного человека; тирания- несправедливая власть одного человека; аристократия - справедливая власть меньшинства; олигархия - несправедливая власть меньшинства; демократия - справедливая власть большинства; тимократия - несправедливая власть большинства, власть военных, вождей, армии. Nb: Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются несправедливыми формами государства, а демократия - власть большинства -редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию, олигархию или тимократию, двумя стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия. 6. Платоновский проект государства. а) Сущность проекта по Платону: все население государства (полиса) делится на три сословия - философы, воины, работники; работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью; воины занимаются физическими упражнениями, тренируются, поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости - участвуют в военных действиях; философы (мудрецы) - разрабатывают философские теории, познают мир, учат, управляют государством; философы и воины не должны иметь частной собственности; жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят (проводят трапезы), вместе отдыхают; не существует брака, все жены и дети общие; допускается и приветствуется труд рабов, как правило, варваров, захваченных в плен. б) В дальнейшем Платон пересмотрел некоторые идеи своего проекта, допустив небольшую частную собственность и личное имущество для всех сословий, однако другие положения данного плана были сохранены. 7. Значение философии Платона. Историческое значение философии Платона: собрание впервые философом оставлено целое фундаментальных произведений; положено начало идеализму как крупному философскому направлению (так называемая «линия Платона» - противоположность материалистической «линии Демокрита»); впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества - государство, законы и т. д.; были заложены основы понятийного мышления, произведена попытка выделить философские категории (бытие - становление, вечное - временное, покоящееся - движущееся, неделимое - делимое и др.); была создана философская школа (Академия), просуществовавшая около 1000 лет, где выросли многие видные последователи Платона (Аристотель и др.). 8. Академия Платона. а) Суть вопроса: Академия Платона - религиозно-философская школа, созданная Платоном в 387 г. в пригороде Афин и просуществовавшая около 1000 лет (до 529 г. н. э.). б) Наиболее знаменитыми воспитанниками Академии являлись: - Аристотель (учился у Платона, основал собственную философскую школу -Ликей), Ксенокрит, Кратет, Аркесилай, Клитомах Карфагенский, Филон из Ларисы (учитель Цицерона). в) Академия была закрыта в 529 г. византийским императором Юстинианом как рассадник язычества и «вредных» идей, однако за свою историю успела добиться того, что платонизм и неоплатонизм стали ведущими направлениями европейской философии. Вопрос VI. Философия Аристотеля 1. Этапы творчества Аристотеля и его основные произведения. а) Даты жизни и творчества: Аристотель (384 - 322 гг, до н.э.) •- древнегреческий философ классического периода, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. б) В своей философской деятельности Аристотель прошел три основных этапа: 367 - 347 гг. до н.э.' (20 лет) - работал, начиная с 17-летнего возраста, в Академии Платона и был его учеником (до момента смерти Платона); 347 - 335 гг. до н.э. (12 лет) - жил и работал в Пелле - столице Македонского государства по приглашению царя Филиппа; воспитывал Александра Македонского; 335 - 322 гг. до н. э. - основал собственную философскую школу - Ликей (перипатетическую школу) и работал в ней до своей смерти. в) К наиболее известным произведениям Аристотеля относятся: «Органон», «Физика», «Механика», «Метафизика», «О душе», «История животных», «Никомахова этика», «Риторика», «Политика», «Афинская по-лития», «Поэтика». 2. Аристотелевская классификация философии. а) Аристотель поделил философию на три вида: |