Александровская в. Н
Скачать 3.01 Mb.
|
Наиболее известными философами данной школы являлись Парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский. Элеаты: изучали проблемы познания; жестко разделяли чувственное познание (мнение, «докса») и высшее - духовное идеалистическое; были сторонниками монизма - выводили всю множественность явлений из единого первоначала; считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма). 6. Атомисты. Атомисты - материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) «строительным материалом», «первокирпичиком» всего сущего считали микроскопические частицы - «атомы». Демокрит считался основоположником материалистического направления в философии («линия Демокрита» - противоположность «линии Платона» - идеалистическому направлению). В учении Демокрита можно выделить следующие основне положения: весь материальный мир состоит из атомов; атом - мельчайшая частица, «первокирпичик» всего сущего; атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни); атомы имеют различную величину (от мельчайших до крупных), различную форму (круглые, продолговатые, кривые, «с крючками» и т. д.); между атомами существует пространство, заполненное пустотой; атомы находятся в вечном движении; существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют, распадаются, после чего из этих же атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира; атомы невозможно «увидеть» путем чувственного познания. Вопрос III. Философия софистов и Сократа 1. Общее понятие софистики и периодизация софистских школ. Софисты - философская школа в Древней Греции, существовавшая в V -первой половине IV вв. до н.э. Представители данной философской школы выступали не столько в качестве философов-теоретиков, сколько в качестве философов-педагогов, обучавших граждан философии, ораторскому искусству и другим видам знаний (в переводе с греческого «софисты» -мудрецы, учителя мудрости). Среди софистов выделяются группы так называемых:. старших софистов (V в. до н.э.) - Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий; младших софистов - Ликофрон, Алкидамант, Трассимах. Nb: Сократ официально не принадлежал к указанным группам, но разделял многие идеи софистов и использовал софистику в практической деятельности. 2. Характерные черты философии софистов. Для софистов xарактерно: критическое отношение к окружающей действительности; стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли; неприятие основ старой, традиционной цивилизации; отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании; стремление доказать условность государства и права, их несовершенство; восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмет критики; субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что дейст вительность существует только в мыслях человека. 3. Софизм как основной логический прием софистов. Свою правоту представители данной философской школы доказывали с помощью софизмов - логических приемов, уловок, благодаря которым правильное с первого взгляда умозаключение оказывалось в итоге ложным и собеседник запутывался в собственных мыслях. Примером данного умозаключения является «рогатый» софизм: «То, что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рога; значит, ты их имеешь». Данный результат достигается не в результате парадоксальности, логической трудности софизма, а в результате некорректного использования логических смысловых операций. В указанном софизме первая посылка ложна, но выдается за правильную, отсюда результат. 4. Значение деятельности софистов. Несмотря на то что деятельность софистов вызывала неодобрение как властей, так и представителей иных философских школ, софисты внесли большой вклад в греческую философию и культуру. К их главным заслугам относят то, что они: критически взглянули на окружающую действительность; распространили большое количество философских и иных знаний среди граждан греческих полисов (за что впоследствии именовались древнегреческими просветителями). 5. Философия Протагора. Видным представителем старших софистов являлся Протагор (V в. до н.э.). Свое философское кредо Протагор выразил в высказывании: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». Это означает, что в качестве критерия оценки окружающей действительности, хорошего и плохого софисты выдвинули субъективное мнение человека: вне человеческого сознания ничего не существует; нет ничего раз и навсегда данного; что хорошо для человека сегодня, то и есть хорошее в действительности; если завтра то, что хорошо сегодня, станет плохим, то, значит, оно является вредным и плохим в действительности; вся окружающая действительность зависит от чувственного восприятия человека («То, что здоровому человеку покажется сладким, больному покажется горьким»); окружающий мир относителен; объективное (истинное) познание недостижимо; существует только мир мнения. Одному из современников Протагора приписывается создание произведения «Двоякие речи», которое также подводит к мысли об относительности бытия и познания («Болезнь есть ало для больных, но благо для врачей»; «Смерть есть зло для умирающих, но благо для могильщиков и гробовщиков») и учит молодого человека достигать победы в споре при любой ситуации. Оригинально и революционно для того времени и отношение Протагора к богам: «О богах я не могу знать, есть ли они, нет ли их, потому что слишком многое препятствует такому знанию - и вопрос темен, и людская жизнь коротка». 6. Философия Сократа. а) Наиболее уважаемым из философов, имеющих отношение к софистике, был Сократ (469 - 399 гг. до н.э.). Сократ не оставил значительных философских произведений, но вошел в историю как выдающийся полемист, мудрец, философ- педагог. б) Основной метод, выработанный и применяемый Сократом, получил название «майевтика». Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины. Сократ вел свою философию и просветительскую работу в гуще народа, на площадях, рынках в форме открытой беседы (диалога, спора), темами которой были злободневные проблемы того времени, актуальные и ныне: добро; зло; любовь; счастье; честность и т. д. в) Сократ был сторонником этического реализма, согласно которому: любое знание есть добро; любое зло, порок совершается от незнания. Сократ не был понят официальными властями и воспринимался ими как обычный софист, подрывающий устои общества, сбивающий с толку молодежь и не почитающий богов. За это он был в 399 г. до н.э. приговорен к смерти и принял чашу с ядом - цикутой. г) Историческое значение деятельности Сократа в том, что он: способствовал распространению знаний, просвещению граждан; искал ответы на извечные проблемы человечества - добра и зла, любви, чести и т. д.; открыл метод майевтики, широко применяемый в современном образовании; ввел диалогический метод нахождения истины путем ее доказательства в свободном споре, а не декларирования, как это делал ряд прежних философов; воспитал много учеников, продолжателей своего дела (например, Платона); стоял у истоков целого ряда так называемых «сократических школ». 7. «Сократические школы». а) Определение: «Сократические школы» - философские учения, сложившиеся под влиянием идей Сократа и развитые его учениками. б) К числу «сократических школ» относятся: Академия Платона; школа киников; киренская школа; "лигарская школа; элидо-эритрийская школа: Академия Платона - религиозно-философская школа, созданная Платоном в 385 г. до н.э., имевшая целью исследование философских проблем, почитание богов и муз и просуществовавшая до VI в. н. э. (около 1000 лет). Киники - философская школа, которая обосновывала идею свободы вне общества (асоциальной свободы). Ее представители проверяли свои философские изыскания на себе. Киники вели паразитический, бродяжнический образ жизни, не имели семьи, игнорировали государство и законы, презирали традиционную культуру, мораль, богатство, концентрировали внимание на человеческих пороках. Наиболее известными представителями киников являлись Антисфен, Диоген Сиполский (прозванный Платоном «Сократом, сошедшим с ума»). Киренская школа основана в IVв. до н.э. Аристиппом из Кирены, учеником Сократа. Представители данной школы (киренаики): выступали против изучения природы; высшим благом считали наслаждение; соответственно целью жизни видели наслаждение, счастье воспринимали как совокупность наслаждения, богатство - как средство для достижения наслаждения. Мегарская школа основана учеником Сократа Евклидом из Мегары в IV в. до н.э. Представители - Евбулид, Диодор Крон. Мегарцы считали, что существует абстрактное высшее благо, которое не поддается точному описанию, - Бог, разум, жизненная энергия. Противоположности высшего блага (абсолютного зла) не существует. Помимо философских теоретических изысканий мегарцы вели активную практическую деятельность (фактически занимались софистикой) и получили прозвище «спорщики». Представители мегарской школы (Евбулид) стали авторами известных апорий, то есть парадоксов (не путать с софизмами), «Куча» и «Лысый», с помощью которых пытались понять диалектику перехода количества в качество. Примеры. Апория «Куча»: «Если на землю бросить зерно и к нему добавлять по одному зерну, то с какого момента на этом месте возникнет куча? Может ли совокупность зерен превратиться в кучу после добавления одного зерна?» Апория «Лысый»: «Если из головы человека выпадает по одному волосу, то с какого момента он- становится лысым? Можно ли установить конкретный волос, после выпадения которого человек становится лысым? Можно ли установить грань, разделяющую «еще не лысого» и «уже лысого»?» Вопрос IV. Философия киников и стоиков 1. Общее понятие кинической философии. а) Киники - одна из философских школ Древней Греции сократического периода. б) Представители философской школы киников - Антисфен, Диоген Синопский, Кратет. в) Главная цель кинического учения - не выработка глубоких философскux. -теорий, а философское обоснование особого образа жизни - вне связи с обществом (нищенство, одиночество, бродяжничество-и т. д.) - и проверка данного образа жизни на себе. 2. Характерные черты философии и образа жизни киников. а) Характерные черты философии и образа жизни киников: возведение в абсолют асоциальной свободы (то есть свободы вне общества); добровольная отверженность, разрыв социальных связей, одиночество; отсутствие постоянного места жительства, скитания»; паразитический образ жизни, попрошайничество; предпочтение, отдаваемое наихудшим условиям жизни, старой, изношенной одежде, пренебрежение к гигиене; восхваление физической и духовной бедности; крайний аскетизм; замкнутость; критика и отвержение иных философских учений, особенно идеалистических; непризнание авторитетов; воинственность и агрессивность в отстаивании своих взглядов и образа жизни; неготовность к спору, стремление подавить собеседника; отсутствие патриотизма, готовность жить в любом обществе не по его, а по собственным законам; концентрация внимания на пороках общества, худших человеческих чертах; радикализм, парадоксальность, скандальность. б) Киническая философия возникла в период кризиса античного полиса и завоевала симпатии людей, не нашедших своего места в официальной системе общественных отношений. в) В современную эпоху большое сходство с философией и образом жизни киников имеют философия и образ жизни йогов, дервишей, хиппи и др. 3. Диоген Синопский как теоретик и практик кинической философии. а) Время жизни и творчества: Диоген Синопский (точные даты жизни неизвестны, жил в IV в. до н.э., современник Александра Македонского) - наиболее яркий и известный теоретик и практик кинической философии. Считается, что именно он дал название данной философской школе (так как одно из прозвищ Диогена - «кинос», «собака», что на греческом языке созвучно слову «киник»). В действительности название - от слова «Киносарг» - холм и гимназий в Афинах, где Антисфен занимался с учениками. б) Диоген не оставил фундаментальных философских трудов, однако вошел в историю своим анекдотическим, скандальным поведением и образом жизни, а также рядом высказываний и идей: жил в бочке; заявил царю Александру Македонскому: «Отойди и не загораживай мне солнце!»; выдвинул лозунг: «Без общины, без дома, без отечества» (который стал его собственным жизненным и философским кредо, а также его последователей); вывел понятие «гражданин мира» (космополит); отвергал брак; жестоко высмеивал сторонников традиционного образа жизни; не признавал никаких законов, кроме закона природы; гордился своей независимостью от внешнего мира, живя попрошайничеством; идеализировал жизнь первобытных людей и животных. 4. Общее понятие и периодизация философии стоиков. а) Причина возникновения: Ответной реакцией на распространение идей киников стало возникновение и развитие философской школы стоиков («Стоя» - название портика в Афинах, где она была основана). б) Основателем данной философской школы считается Зенон Китайский (не путать с Зеноном Энейским, автором так называемых «апорий»-парадоксов). в) Периодизация: Стоическая философия в своем развитии прошла ряд этапов: ранняя стоя. (III - II вв. до н.э.), представители - Зенон, Клеанф, Хриссип и др.; средняя стоя (Ц -1 вв. до н.э.) - Панеттий, Посидоний; поздняя стоя (I в. до н.э. - III в. н. э.) - Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. 5. Основная идея и характерные черты стоической философии. а) Основная идея философской школы стоиков (сходная с основной идеей философии киников) - освобождение от влияния внешнего мира. Но в отличие от киников, которые видели освобождение от влияния внешнего мира в отвержении ценностей традиционной культуры, асоциальном образе жизни (попрошайничестве, бродяжничестве и др.), стоики избрали иной путь для достижения этой цели - постоянное самосовершенствование, восприятие лучших достижений традиционной культуры, мудрость. б) Идеалом стоиков выступает мудрец, поднявшийся над суетой окружающей жизни, освободившийся от влияния внешнего мира благодаря своей просвещенности, знанию, добродетели и бесстрастию (апатии), автаркии (самодостаточности). в) К характерным чертам стоической философии также относятся: |